Научная статья на тему 'Наши консультации'

Наши консультации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши консультации»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК «КонсулътантБухгалтер», И Б «КонсультантФинансыст», И Б «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Согласно спи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме у не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Кто является плательщиком земельного налога, если одним из собственников помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме является муниципальное образование (помещения являются имуществом казны)? Кто будет являться плательщиком земельного налога, если встроенные нежилые помещения в многоквартирном доме (имущество казны) переданы в аренду или безвозмездное пользование?

Ответ. В связи с тем, что в представленном обращении отсутствуют правоустанавливающие документы на многоквартирный дом, договоры аренды и безвозмездного пользования, дать обоснованный ответ по поставленным в нем вопросам не представляется возможным.

В то же время необходимо отметить, что в соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения

в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Таким образом, муниципальное образование, являясь собственником части многоквартирного здания, находящегося в общей долевой собственности, должно являться и собственником части земельного участка, на котором расположено данное здание.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» (далее - Закон), утрачивающего силу с 1 января 2006 г., собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

При этом налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся правообладателями земельных участков. Понятия «организация» и «физические лица» определяются п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ.

На основании ст. 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения. Поскольку муниципальное образование не может рассматриваться в качестве организации или физического лица, определенных п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ, в отношении части земельного участка, являющейся собственностью муниципального образования, отсутствует налогоплательщик.

В отношении взимания земельного налога при

передаче в аренду нежилых помещений следует отметить, что, поскольку договор аренды нежилого помещения в здании заключается арендатором в целях пользования этим помещением, он в силу договора аренды приобретает право пользования земельным участком, на котором расположено здание, в той мере, в которой это необходимо ему для реализации своих прав по договору аренды.

Таким образом, при предоставлении в аренду организациям или физическим лицам нежилых помещений, составляющих муниципальную казну, в здании, находящемся в общей долевой собственности, плательщиком земельного налога должен признаваться арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды помещения.

Основание: письмо Минфина России от 1905.2005 № 03-06-02-02/33.

Вопрос. Организация осуществляет оптовую и розничную реализацию канцелярских товаров. Розничная торговля переведена на ЕНВД, по оптовой торговле применяется обычная система налогообложения.

1. В письме Министерства финансов РФ от 03.03.2005 № 03-06-05-04/49 сказано следующее: «Статьей 346.26 Кодекса определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых по решению субъекта Российской Федерации может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе и розничная торговля.

Для целей указанной главы Кодекса в спи 346.27 дано следующее понятие «розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт*.

Следовательно, при осуществлении деятельности по продаже товаров покупателям (физическим или юридическим) за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (независимо от целей дальнейшего использования покупателями приобретенных товаров) данная деятельность подпадает под действие гл. 26.3 Кодекса

Подпадает ли под действие системы налогообложения в виде ЕНВД реализация за наличный расчет с оптового склада организации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям товаров с оформлением накладных, счетов-фактур, квитанций к приходному кассовому ордеру и чека ККМ? Если указанная деятельность подпадает под действие гл. 26.3 НКРФ, то как следует исчислять НДС в случае, когда отгрузка была произведена раньше, чем поступила оплата от покупателя, и отгрузочные документы уже выданы (покупателю предъявлен НДС), если оплата отгруженного покупателю товара (в рамках одной поставки) производится как безналичным путем (аванс под отгрузку), так и за наличный расчет

(как правило, сумма заказа и поставки не совпадают и покупатель разницу вносит в кассу организации) ?

2. Одни и те же товары используются как в облагаемых, так и не облагаемых НДС операциях. Сумма НДС, предъявленная продавцами товаров и уплаченная им, принимается к вычету в пропорции в соответствии с п. 4 спи 170 НКРФ.

При определении пропорции нужно ли уменьшать стоимость отгруженных товаров в оптовой торговле на суммы НДС, предъявленные покупателям, или стоимость отгруженных товаров принимается с учетом НДС?

Отлет: В соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Статьей 346.27 Кодекса определено понятие розничной торговли - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

При этом в соответствии с Гражданским кодексом РФ под наличным расчетом следует понимать расчет наличными деньгами (ст. 140,861 Гражданского кодекса РФ), а под безналичным расчетом - расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ и установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 861,862 Гражданского кодекса РФ).

Исходя из этого предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, осуществляемой налогоплательщиками с использованием любых форм безналичных расчетов (за исключением расчетов с использованием платежных карт), не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами и оказание услуг физическим и юридическим лицам как за наличный, так и по безналичному расчету, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов розничной торговли за наличный расчет и с использованием платежных карт. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли с использованием всех иных форм безналичных расчетов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или, по желанию налогоплательщика, с

применением упрощенной системы налогообложения на основе данных раздельного учета доходов и расходов (п. 7 ст. 346.26 Кодекса).

По вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) необходимо отметить следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 Кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Согласно п. 4 ст. 170 Кодекса суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход, по товарам, используемым для операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению НДС, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС либо освобождаются от налогообложения этим налогом. Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период. При этом для обеспечения сопоставимости показателей в вышеуказанной пропорции стоимости товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, следует учитывать без этого налога.

Что касается операций по реализации товаров, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, не облагаемой единым налогом на вмененный доход, то такие операции облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Пунктом 1 ст. 168 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров налогоплательщик НДС обязан предъявить к оплате соответствующую сумму налога. При этом согласно п. 3 ст. 169 Кодекса налогоплательщик НДС обязан составлять счета-фактуры.

Таким образом, при отгрузке товаров, операции по реализации которых осуществляются в рамках деятельности, не облагаемой единым налогом на вмененный доход, налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры.

В случае если при отгрузке товаров счет-фак-тура с учетом НДС выставлен на все отгруженные товары, а оплата этих товаров частично произведена за наличный расчет (т. е. в отношении реализации

части этих товаров организация является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход), то для целей НДС продавец может осуществить перерасчет с покупателем. После проведения такого перерасчета по товарам, оплаченным за наличный расчет, продавец может внести соответствующие исправления в первый и второй экземпляры счета-фактуры в порядке, установленном п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

В случае если продавец указанный перерасчет с покупателем не производит и не вносит соответствующие изменения в счета-фактуры, то на основании п. 5 ст. 173 Кодекса суммы НДС, уплаченные покупателем за товары, операции по реализации которых относятся к деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, подлежат уплате в бюджет. При этом суммы НДС, уплаченные продавцом указанных товаров своим поставщикам, к вычету не принимаются.

Основание: письмо Минфина России от 20.05.2005 № 03-06-05-04/137.

Вопрос. Просим дать разъяснения по вопросу\ касающемуся применения механизма ускоренной амортизации предмета лизинга при перенайме имущества в целях налогового учета.

В соответствии со спи 625 ГК РФ к отдельным видам договора аренды, в том числе договорам финансовой аренды (лизинга), применяются общие положения об аренде, предусмотренные параграфом 1«Общие положения об аренде» гл. 34 «Аренда* ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). При этом параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» гл. 34 ГК РФ не содержит ограничений по заключению договора перенайма в отношении имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды (лизинга).

Ввиду того что вопрос перенайма Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» не урегулирован, просим разъяснить, имеет ли право лизинговая компания, в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) учитывающая имущество на своем балансе, применять для целей налогового учета коэффициент ускоренной амортизации согласно п. 7 ст. 259 НК РФ в случае заключения лизингополучателем с согласия лизингодателя договора о передаче (перенайме) своих прав и обязанностей по договору финансовой аренды.

Ответ. В соответствии с п. 7 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора

лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3.

Возможность, а также порядок передачи лизингополучателем предмета лизинга в сублизинг предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Таким образом, налогоплательщик, у которого предмет лизинга учитывается на балансе в соответствии с условиями договора лизинга, вправе применять при амортизации данного основного средства специальный коэффициент, предусмотренный п. 7 ст. 259 Кодекса, в том числе и при амортизации предмета лизинга, переданного лизингополучателем в сублизинг.

Основание: письмо Минфина России от 24.05.2005 № 03-03-01-04/2/95.

Вопрос. Предприниматель, применяющий УСН (объект налогообложения - доходы), планирует заключить с юридическим лицом посреднические договоры (комиссии, агентские). Что будет являться доходом предпринимателя, оказывающего услуги по договорам комиссии или агентским договорам?

Полагаем, что данные правоотношения должны регулироваться п. 2 спи 346.15 НК РФ. Однако п. 1 данной статьи четко прописывает посредством отсылочной нормы ст. 251 НК РФ, что при определении налоговой базы не учитываются доходы, поступившие комиссионеру в виде имущества (включая денежные средства) в связи с исполнением обязательств по договору комиссии. Пункт 2 ст. 346.15НК РФ данной отсылочной нормы не имеет, в связи с чем непонятно, как толковать данную норму права - буквально или применяя аналогию с п. 1.

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта обложения единым налогом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Под предпринимательской деятельностью согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понимается направленная на систематическое получение прибыли деятельность от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Пунктом 1 ст. 1005 ГК РФ предусматривается, что по агентскому договору

агент по поручению принципала совершает за вознаграждение юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала.

Таким образом, доходом комиссионера и агента является вознаграждение за услуги, оказываемые ими комитенту или принципалу. Это положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по договорам комиссии или агентским договорам, поскольку согласно п. Зет. 23 ГК РФ предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей, как и предпринимательская деятельность организаций, регулируется ГК РФ.

Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и оказывающие услуги по договорам комиссии или агентским договорам, при определении объекта обложения единым налогом учитывают сумму комиссионного (агентского) вознаграждения.

Основание: письмо Минфина России от 24.05.2005 № 03-03-02-05/23.

Вопрос. ООО оказывает услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках. В 2005 г. указанный вид деятельности в Московской области подлежит переводу на уплату ЕНВД. Физическим показателем по данному виду деятельности является площадь стоянки. Просим разъяснить, что понимается под площадью автостоянки: вся огороженная территория, включающая места проезда автотранспортных средств и помещение охраны, или только площадь под машинами без учета мест для проезда.

Ответ. Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе и деятельности, связанной с оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

Под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств.

При этом отношения в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, а также прицепов и полуприцепов к ним на автостоянках регулируются Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 № 795.

В качестве физического показателя для расчета вмененного дохода по данному виду деятельности установлена площадь стоянки, определенная технической документацией на данный объект.

Основание: письмо Минфина России от 25.05.2005 № 03-06-05-04/143.

Вопрос. Организация, оказывающая автотранспортные услуги по перевозке грузов, эксплуатирует менее 20 транспортных средств. Какой Классификатор, ОКУН или ОКВЭД, следует применять при определении видов автотранспортных услуг в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности? Подпадают ли услуги, предоставляемые автокранами, автовышками и трактором марки «К- 700* с прицепами-площадками и с прицепами самосвальными, под действие гл. 26.3 НК РФ?

Ответ. Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе и деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Следует учесть, что для целей применения гл. 26.3 Кодекса под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество транспортных средств (но не более 20 единиц), находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для непосредственного осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.

В целях применения единого налога на вмененный доход под транспортными средствами следует понимать транспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы и прицепы-роспуски.

При этом в случае введения специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности на территории субъекта Российской Федерации переход на указанную систему налогообложения является обязательным для всех налогоплательщиков данного региона, осуществляющих эти виды предпринимательской деятельности.

К автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором услуг населению ОК 002-93 по кодам с 021520 по 021553 и коду подгруппы 022500.

Таким образом, услуги, предоставляемые автокранами, автовышками, тракторами с прицепами-площадками и с прицепами самосвальными, не

подпадают под действие гл. 26.3 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 25.05.2005 № 03-06-05-04/142.

Вопрос. Просим разъяснить, каков в настоящее время порядок налогообложения деятельности по проведению игр на деньги в компьютерной сети Интернет. Какими законодательными актами регулируется этот вопрос?

Ответ. Главой 29 «Налог на игорный бизнес» Налогового кодекса Российской Федерации (далее

- Кодекс) введен налог на игорный бизнес, установлены общие принципы, на основании которых определяются налогоплательщики налога на игорный бизнес, объекты налогообложения, налогооблагаемая база и ставки налога.

Согласно ст. 364 Кодекса под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Пунктом 1 ст. 366 Кодекса установлено, что объектами игорного бизнеса, подлежащими налогообложению в соответствии с гл. 29 Кодекса, являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы.

В соответствии со ст. 364 Кодекса кассой тотализатора признается специально оборудованное место у организатора тотализатора, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. Организатором тотализатора является организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.

При этом учитывая то обстоятельство, что при осуществлении предпринимательской деятельности, осуществляемой в компьютерной сети Интернет,

- игр на деньги - у организатора тотализатора отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, а также отсутствуют иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в ст. 366 Кодекса, налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в компьютерной сети Интернет, - игр на деньги - гл. 29 Кодекса не регулируется.

Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих

отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В настоящее время отсутствует специальное законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. При этом понятие игорного бизнеса приведено в гл. 29 Кодекса.

Учитывая, что деятельность, осуществляемая в компьютерной сети Интернет, - игры на деньги - подпадает под понятие игорного бизнеса, определенное ст. 364 Кодекса, то организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся данным видом предпринимательской деятельности, на основании подп. 9 п. 3 ст. 346.12 Кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Кодекса. Таким образом, налогообложение указанного вида предпринимательской деятельности должно производиться в общеустановленном порядке.

Согласно подп. 8 п. 3 ст. 149 Кодекса операции по организации тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом освобождение указанных операций осуществляется вне зависимости от формы приема ставок от участников взаимных пари и (или) выплаты выигрыша.

Кроме того, ст. 274 Кодекса определено, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

Основание: письмо Минфина России от 27.05.2005 № 01-02-03/03-233

Вопрос. В соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничной торговлей считаются продажа товаров и оказание услуг за наличный расчет. Мы оказываем услуги по обучению населения работе с компьютерами. Просим разъяснить:

1) о каких услугах идет речь в спи 346.27НК РФ;

2) надо ли нам применять ЕНВД или услуги подпадают под ЕНВД только в том случае, если считаются бытовыми по Общероссийскому классификатору услуг населению ?

Ответ. 1. Согласно гл. 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

При рассмотрении данной нормы Кодекса следует учитывать, что слова «оказание услуг покупателям», используемые в определении понятия «розничная торговля», неразрывно связаны с процессом продажи товаров в розницу. Перечень услуг по роз-

ничной торговле определен Общероссийским классификатором услуг населению (код 121100).

2. Статьей 346.26 Кодекса установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов РФ и может применяться по решению субъекта РФ в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 данной статьи Кодекса, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

К данным видам предпринимательской деятельности, в частности, относится оказание бытовых услуг. При этом согласно ст. 346.27 Кодекса бытовые услуги - платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

В соответствии с вышеназванным Классификатором услуги по обучению населения работе с компьютерами относятся к услугам в сфере образования (код 115300), которые не подпадают под действие гл. 26.3 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 01.06.2005 N5 03-06-05-04/150.

Вопрос. Просим дать разъяснение по вопросу включения в состав расходов адвокатов, связанных с профессиональной деятельностью, отчислений на общие нужды адвокатской палаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с п. 3 спи 237Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по единому социальному налогу налогоплательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 235 Кодекса, в том числе индивидуальных предпринимателей и адвокатов, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группы налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 Кодекса.

Согласно подп. 29 п. 1 ст. 264 Кодекса взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

В то же время п. 34 ст. 270 Кодекса установлено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на це,ш, указанные в п. 2 ст. 251 Кодекса. К таким целевым отчислениям, в частности, относятся отчисления адвокатов на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро.

Таким образом, нормы подп. 29 п. 1 ст. 264 и п. 34 ст. 270 Кодекса неоднозначно трактуют порядок отнесения к расходам, связанным с профессиональной деятельностью, отчислений адвокатов па общие нужды адвокатской палаты.

Ответ. Согласно подп. 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 63-Ф3) адвокат обязан отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ, а также на содержание соответствующих адвокатских образований: адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро.

Таким образом, отчисления адвокатов указанным адвокатским образованиям, являющимся некоммерческими организациями согласно Федеральному закону № 63-Ф3, являются обязательными, законодательно предусмотренными платежами.

В этой связи в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться подп. 29 п. 1 ст. 264 Кодекса и исходить из того, что в целях налогообложения прибыли обязательные отчисления некоммерческим организациям учитываются в составе расходов налогоплательщиков.

В соответствии с п. 3 ст. 237 Кодекса при исчислении налоговой базы по единому социальному налогу адвокатов состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группы налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 Кодекса.

Учитывая изложенное, обязательные отчисления адвокатов адвокатским образованиям, являющимся некоммерческими организациями согласно Федеральному закону № 63-Ф3, включаются в состав расходов адвокатов при определении ими налоговой базы по единому социальному налогу.

Основание: письмо Минфина России от 07.06.2005 № 03-05-02-03/25.

Вопрос. У организации есть обособленное подразделение в другом субъекте РФ. На отдельном балансе этого подразделения учтен объект основных средств. При этом фактически он находится на территории головной организации.

Куда следует платить налог на имущество по таким основным средствам и где за них отчитываться: по местонахождению головной организации или обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Как следует из вопроса, на отдельном балансе обособленного подразделения организации учтен объект основных средств, который фактически находится на территории головной организации. При этом из вопроса не ясно, относится ли рассматриваемый объект основных средств к движимому имуществу или является объектом недвижимого имущества.

В том случае если речь идет о движимом имуществе, то на основании ст. 376 (п. 1), 382 (п. 3), 384 и 386 Кодекса указанное имущество должно учитываться при определении налоговой базы обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а исчисление и уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам по налогу) должны производиться по месту нахождения указанного обособленного подразделения.

В том случае если речь идет о недвижимом имуществе, то на основании ст. 376 (п. 1), 382 (п. 3), 383 (п. 3) и 386 Кодекса указанное имущество должно учитываться при определении налоговой базы организации, а исчисление и уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление налоговой декларации (налогового расчета

по авансовым платежам по налогу) должны производиться по месту нахождения этой организации.

Основание: письмо Минфина России от 07.06.2005 № 03-06-05-04/156.

КВ. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 15.07.2005

Вопрос. Банк просит дать разъяснения по отдельным вопросам применения налогового законодательства.

1. Какой порядок отнесения на расходы затрат, связанных с доплатой до фактического заработка при временной утрате трудоспособности, осуществляемой на основании трудовых договоров, следует применять при исчислении налога на прибыль?

2. Что следует понимать под безнадежными долгами (долгами, не реальными ко взысканию) в целях применения п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к задолженности, возникшей в результате невыполнения физическим лицом обязательства по возврату кредита банку?

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными признаются долгиу по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено:

а) вследствие невозможности его исполнения;

б) на основании акта государственного органа;

в) вследствие ликвидации организации.

Приведенные в спи 266 обстоятельства, позволяющие признать долг не реальным ко взысканию, соответствуют наименованиям статей Гражданского кодекса, определяющих порядок прекращения обязательств. В частности, под п. «а» соответствует спи 416 ГК, подп. - спи 417 ГК, подп. «в» - ст. 419 ГК. При этом основания, в соответствии с которыми обязательство прекращается смертью должника (спи 418 ГК), в спи 266 НК не упоминаются. На основании вышеизложенного просим разъяснить, можно ли признать задолженность, указанную ранее, безнадежной ко взысканию в случае:

а) смерти должника;

б) если должник находится в местах лишения свободы, осужден на длительный срок и не имеет дохода, на который может быть обращено взыскание;

в) если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание;

г) если невозможно установить место жительства должника9 место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

д) если банк вынужден отказаться от получения

предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа, в связи с невозможностью реализации изъятого имущества либо невозможностью и непригодностью для использования в деятельности банка.

Ответ. 1. По вопросу отнесения к расходам на оплату труда затрат на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности.

Статья 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются Федеральным законом.

Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации.

Так, ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, не может превышать 12 480 руб.

В случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает сумму 12 480 руб., налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с п. 15 ст. 255 Кодекса к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетру-

доспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. По вопросу признания дебиторской задолженности физического лица безнадежной для целей налогообложения прибыли.

В соответствии с п. 2 ст. 266 Кодекса безнадежными долгами (долгами, не реальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В соответствии со ст. 418 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается смертью должника-гражданина, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли долг гражданина признается нереальным ко взысканию по причине смерти должника, за исключением случаев, когда обязательство передается наследникам в порядке правопреемства.

В остальных случаях, перечисленных в вопросе, долг гражданина может быть признан безнадежным только после истечения установленного срока исковой давности.

Основание: письмо Минфина России от 11.05.2005 № 03-03-01-04/2/83.

Вопрос. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (некоммерческое партнерство) просит разъяснить следующие вопросы, касающиеся применения п. 2 спи 251 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления, к которым, в частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными пагучателями по назначению.

К указанным целевым поступлениям относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве> саморегулируемые организации обязаны проводить аккредитацию страховых организаций, осуществляющих страхование граждан-

ской ответственности арбитражных управляющих, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также вправе аккредитовать консалтинговые и иные организации, оказывающие услуги в сфере антикризисного управления (далее - аккредитованные организации).

Исходя из изложенного, просим разъяснить, относятся ли саморегулируемые организации к публично-правовым профессиональным объединениям, построенным на принципе обязательного членства, в смысле п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ. Относятся ли целевые отчисления в саморегулируемые организации от аккредитованных организаций к целевым взносам и отчислениям в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства? Учитываются ли целевые отчисления в саморегулируемые организации от аккредитованных организаций при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций ?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады.

Следовательно, вышеперечисленные вступительные и членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады признаются целевыми поступлениями и не учитываются при определении налоговой базы у некоммерческих организаций только в случаях их получения в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Согласно п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве

некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон N° 127-ФЗ), является некоммерческой организацией, которая основана на членстве и создана гражданами РФ, и включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Целями деятельности такой организации является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Таким образом, некоммерческое партнерство

- саморегулируемая организация арбитражных управляющих, образованная в установленном порядке согласно Федеральному закону N9 127-ФЗ и Закону N9 7-ФЗ, вправе получать от членов - граждан РФ вступительные и членские взносы на содержание и ведение уставной деятельности. В связи с этим вступительные и членские взносы, полученные некоммерческими партнерствами на содержание и ведение уставной деятельности, являются целевыми поступлениями и согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

Что касается отчислений в саморегулируемые организации аккредитованными организациями, то поскольку последние не могут являться членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих (в силу положений ст. 2 Федерального закона N9 127-ФЗ), то перечисляемые ими средства не могут быть отнесены к вступительным и членским взносам и признаны целевыми поступлениями и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Основание: письмо Минфина России от 03.05.2005 № 03-03-01-04/4/51.

Вопрос. Банк (ОАО) просит дать разъяснения по вопросу налогообложения доходов, полученных физическими лицами в момент полного или частичного выхода из общего фонда банковского управления (далее

- ОФБУ).

ОФБУ банка создается путем аккумулирования денежных средств учредителей доверительного управления для последующего доверительного управления этим имуществом банком - доверительным управляющим в их интересах. Вступление новых участников в ОФБУ и выход участников из состава учредителей ОФБУ возможно в любое время в течение срока, на который ОФБУ был создан.

Долевое участие учредителя ОФБУ подтверждается сертификатом, являющимся документом, свидетельствующим о факте передачи имущества в доверительное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

В соответствии с положениями ст. 248 ГК РФ доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Физическому лицу - учредителю ОФБУ выплачивается при его выходе из состава участников ОФБУ сумма денежных средств, соответствующая стоимости доли выводимого (на дату вывода) имущества из ОФБУ, рассчитанная в соответствии с положениями публичной оферты. При этом не предусмотрены промежуточные выплаты дохода участникам ОФБУ.

Правомерно ли признавать налоговой базой по НДФЛ для физического лица - участника ОФБУ разницу между суммой, выплачиваемой физическому лицу, рассчитанной исходя из оценочной стоимости доли на момент ее возврата, и суммой, внесенной физическим лицом в ОФБУ, рассчитанной исходя из стоимости доли на момент ее формирования?

Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит прямых норм в отношении налогообложения доходов физических лиц - учредителей ОФБУ, просим разъяснить порядок определения налоговой базы по НДФЛ для физических лиц - учредителей ОФБУ в случаях:

1) разового в течение налогового периода возврата денежного эквивалента одной из долей учредителя ОФБУ;

2) неоднократного в течение налогового периода возврата денежного эквивалента долей учредителя офбу;

Возможно ли в случаях неоднократного в течение налогового периода возврата денежного эквивалента долей учредителя ОФБУ определять доход, подлежащий налогообложению, путем суммирования результатов (как положительных - прибыльных, так и отрицательных - убыточных) по возврату каждой доли?

Вправе ли физическое лицо, владеющее долей в ОФБУ 3 года и более, при выходе из фонда претендовать на получение имущественного налогового выче-

та, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, в размере суммы, намученной физическим лицом - учредителем ОФБУ при возврате ему денежного эквивалента его доли?

Ответ. Согласно приказу Банка России от 02.07.1997 № 02-287 «Об утверждении Инструкции «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации»» обшим фондом банковского управления (далее - ОФБУ) признается имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное упрааление юридическими и физическими лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного упраапения.

Долевое участие учредителя в ОФБУ подтверждается сертификатом, яаляютимся документом, свидетельствующим о размере доли учредителя в составе ОФБУ и факте передачи имущества в доверительное управление.

Сертификат долевого участия не яалястся имуществом и не может быть предметом договора купли-продажи и иных сделок.

В соответствии с п. 3.1 вышеуказанной Инструкции Банка России объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могугбытьденежныесредства в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам Российской Федерации на правах собственности.

Из вопроса следует, ОФБУ банка представляет собой имущественный комплекс без образования юридического лица, находящийся в общей долевой собственности учредителей ОФБУ и переданный в доверительное упрааление банку.

В соответствии со ст. 248 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества (в данном случае - доверительного управления), находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Согласно договору между доверительным уп-рааляющим (банком) и учредителями доверительного упраапения выход учредителя из ОФБУ и уменьшение доли учредителя производится путем подачи письменной заявки на возврат имущества из ОФБУ. В этом случае учредителю выплачивается

сумма, соответствующая стоимости доли выводимого имущества в ОФБУ на дату подачи заявки на возврат имущества, включающая стоимость имущества, возвращаемого из доверительного упраале-ния, и доход.

Исходя из ипоженного и с учетом принципа определения дохода, устаноа1енного в ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), как экономической выгоды в денежной или натуральной форме налоговая база при выходе учредителя из ОФБУ и уменьшении его доли в ОФБУ определяется как разница между суммой, соответствующей стоимости доли выводимого имущества в ОФБУ, рассчитанной с учетом расходов доверительного управляющего и его вознаграждения, и суммой, внесенной физическим лицом в ОФБУ.

В случае неоднократной в течение налогового периода выплаты сумм денежного эквивааента стоимости доли выводимого имущества при уменьшении учредителем своей доли в ОФБУ сальдирование положительного и отрицательного результата по каждой выводимой доле не допускается.

Датой фактического получения дохода при выводе долей из ОФБУ является в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 223 Кодекса день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Сумма налога подлежит исчислению и удержанию налоговым агентом - банком, упраачяюшим ОФБУ, по ставке 13% в порядке, установленном ст. 226 Кодекса. При этом в соответствии с п. 2 ст. 230 Кодекса налоговые агенты предстааляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за соответствующий налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.

Обязанности самостоятельно декларировать доходы, получаемые от доверительного управления имуществом, исходя из положений ст. 228 Кодекса у налогоплательщика не возникает.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предостааляет-ся налогоплательщикам при продаже имущества и долей в указанном имуществе. Предостааление имущественного налогового вычета при получении дохода от доверительного управления имуществом не предусмотрено.

Основание: письмо Минфина России от 29.04.2005 № 03-05-01-04/118.

О. Б. СОЛДАТОВА Проект «КонсулътантФинансист*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.