ванные в порядке, установленном законодательством.
Выбор порядка регистрации транспортного средства зависит от его целевого назначения, в том числе и от того, будет ли автомобиль участвовать в движении по дорогам общего пользования. Если автомобиль регистрируется в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники как самоходное транспортное средство (этот факт подтверждается паспортом ТС), то он относится к категории самоходных транспортных средств. Значит, данный автомобиль облагается по ставке, установленной для самоходных машин, которая меньше налоговой ставки для грузовых автомобилей.
Надо сказать, что в судебной практике по этому вопросу единого мнения не сложилось.
Одни суды, как и Минфин России, признают достаточным для применения к таким автомобилям ставки, установленной для самоходных машин при наличии паспорта ТС, в котором указано, что автомобиль является самоходной машиной (см. постановление федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.05.2006 № Ф04-2986/2006(22886-А27-15), Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.07.2005 № А33-30176/04-С3-Ф02-3281/05-С1).
Наравне с этим встречается иное мнение. Независимо от определения класса автомобиля регистрирующими органами применяется пониженная налоговая ставка, потому что машины относятся к самоходным по ГОСТ (см. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.04.2006 № Ф04-9894/2005(21190-А27-26)) или к подъемно-транспортному оборудованию по ОК 013-94 (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.02.2006 № А11-3291/ 2005-К2-18/203, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.01.2006 № Ф09-6288/05-С1).
Ввиду такого разнообразия мнений и с учетом того, что ранее Минфин России высказывал противоположную точку зрения (см. письмо Минфина России от 26.05.2004 № 04-05-11/82), данные в комментируемом Письме разъяснения очень ценны для налогоплательщиков.
Применение документа (выводы):
При наличии паспортов самоходных транспортных средств в отношении грузовых автомобилей, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования, следует применять налоговую ставку, установленную для самоходных машин.
ПИСЬМО
от 1 июня 2006 г.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 283 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ст. 275.1, ст. 280 и 304 Кодекса.
Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в пре-
№ 03-03-04/1/492
дыдущем налоговом периоде убытка. При этом Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ установлено, что в 2006 г. совокупная сумма переносимого убытка, предусмотренного п. 2 ст. 283 Кодекса, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50 процентов налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 Кодекса.
Таким образом, перенести часть полученного в прошлых налоговых периодах убытка возможно на конец отчетного периода, в котором получена прибыль.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ
Комментарий:
В анализируемом Письме финансовое ведомство дает разъяснения по поводу переноса убытков на будущее. Вправе ли организация уменьшать налоговую базу на убытки прошлых лет уже по итогам отчетного периода (например, первого квартала, полугодия) или же перенос убытков возможен только по итогам налогового периода (календарного года)?
По мнению Минфина России, организация вправе уменьшать налоговую базу на убытки прошлых налоговых периодов уже по итогам отчетного периода, не дожидаясь конца года. Минфин России указал, что в соответствии с п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик может перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, уменьшив на него налоговую базу, определяемую с учетом требований ст. ст. 275.1, 280 и 380 НК РФ. Одновременно финансовое ведомство напоминает, что переносимая сумма в 2006 г. не должна превышать
50 процентов налоговой базы (ст. 5 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ), которая формируется в соответствии со ст. 274 НК РФ.
Аналогичное мнение высказано в судебной практике. Причем суд указал, что Налоговый кодекс не содержит положений, запрещающих налогоплательщику использовать указанную льготу в отчетном периоде. Наоборот, это право следует из положений п. 2 ст. 283 НК РФ, поскольку убыток уменьшает налоговую базу, которая в соответствии со ст. ст. 274 и 286 НК РФ определяется в том числе и по итогам отчетного периода (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.04.2006 № А56-27460/2005).
Применение документа (выводы):
Если в прошлые налоговые периоды организация получает убыток, то на этот убыток или его часть можно уменьшать налоговую базу отчетного периода, при условии получения в нем положительного финансового результата.
ПИСьМО
от 7 июня 2006 г.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
На основании п. 6 ст. 324.1 гл. 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для целей исчисления налога на прибыль отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год производятся в порядке, аналогичном для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников.
Согласно п. 1 ст. 324.1 Кодекса организация, принявшая решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений, обязана отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый ею способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Следовательно, налогоплательщик, принявший решение о создании в 2005 г. резерва на выплату ежегодных вознаграждений, вне зависимости от фактических ежемесячных расходов на оплату труда на протяжении года производит ежемесячные отчисления в резерв, которые зависят только от фактических расходов налогопла-
№ 03-03-04/1/500
тельщика на оплату труда, процента отчислений в резерв, а также от размера годовой предельной суммы отчислений в резерв.
Поэтому увольнения работников на протяжении 2005 г. не сказываются на размере учитываемых (в виде ежемесячных отчислений в резерв) организацией в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с выплатой вознаграждений.
При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 324.1 Кодекса при недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденной инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на выплату вознаграждений и, соответственно, сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.
Таким образом, в случае если сумма фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за 2005 г. с учетом ЕСН превысит сумму резерва, перенесенного на 2006 г., то налогоплательщик обязан по состоянию на 31.12.2005 включить в расходы на оплату труда сумму такого превышения.