Научная статья на тему 'Письма духовных и светских лиц к митрополиту московскому Филарету (Дроздову) (с 1812 по 1867 год)'

Письма духовных и светских лиц к митрополиту московскому Филарету (Дроздову) (с 1812 по 1867 год) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма духовных и светских лиц к митрополиту московскому Филарету (Дроздову) (с 1812 по 1867 год)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Письма

духовных и светских лиц к митрополиту московскому Филарету (Дроздову)

(с 1812 по 1867 год)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1900. N° 3. С. 372-402.

© Сканирование и создание элекгронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru'). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

ПИСЬМА ДУХОВНЫХЪ И СВѢТСКИХЪ лицъ

нъ митрополиту Московскому Филарету ‘).

(съ 1812 по 1867 г.).

LXV. Письма митрополита кіевскаго Арсенія.

М. Арсеній, въ мірѣ Ѳедоръ Павл. Москвинъ, сынъ діакона костром. еп., обучался въ костром. сем. и петѳрб. дух. академіи, которую окончилъ въ 1823 г. со степ. магистра; въ 1821 г.—постр. и посвящ. въ іерод.; въ 1823 г.— банка л. петѳрб. акад. и іѳром.; въ 1825 г.— рект. могилев. сем.; въ 1826 г.—архим. могил. братск. м.; въ 1827 г.—рект. о^ловск. сем.; въ 1829 г. — рект. рязанск. сем.; въ 1831 г.— рект. твѳрск. сем.; въ 1832 г. — еп. тамбов., хирот. 24 апр.; въ 1841 г. — архіѳп. подольок.; въ 1848 г. — архіѳп. варшав.; въ 1860 г. — митроп. кіевскій и членъ Св. Синода. Ск. 28 апр. 1876 г.

CCCLYIII х).

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивѣйшій Отецъ и Архипастырь.

Изъ письма Вашего Высокопреосвященства отъ 28 бего декабря я, къ немалому удивленію моему, увидѣлъ, что судьба

1) Письмо недатировано. По содержанію оно не можетъ быть позже 1865 г.

проекта о новомъ способѣ рѣшенія жалобъ на Св. Синодъ Вамъ доселѣ неизвѣстна, между тѣмъ какъ Вамъ то прежде всего, какъ дѣятелю, и надлежало бы сообщить о ней. А судьба эта во многихъ отношеніяхъ весьма замѣчательна: въ дальнѣйшемъ движеніи ея открылись отъ глаголъ сердецъ помышленія нхъ, на которыя мы можемъ смотрѣть, какъ на вѣрныя, указанія промысла Божія, кого мы отнынѣ должны считать своими и чуждыми.

Въ комитетѣ, по Высочайшему повелѣнію, обсуждавшемъ сей проектъ, съ перваго же раза возникло разногласіе. На одной сторонѣ стали съ ожесточеннымъ словомъ пререканія кориѳеи русской юриспруденціи—графъ Панинъ *) и баронъ Корфъ *) и къ нимъ тотчасъ примкнули наши бѣловидные сослужители алтаря Господня—протопресв. Бажановъ *) и Рождественскій *), а на другой—мы грѣшные: новгородскій митрополитъ * 2 3 * 5), я и епископъ Нектарій 6) и къ намъ, къ счастію, присоединилисъ—князь Долгорукій 7), министры внутреннихъ дѣлъ 8) и юстиціи 9), князь Урусовъ 10 11) и оберъ-прокуроръ п), слѣд. на нашей сторонѣ съ Вами было 9-ть голосовъ, а на противной 4-ре. Толковали долго и много; но къ соглашенію никакъ не могли придти и потому рѣшились оба мнѣнія представить на Высочайшее благоусмотрѣніе. Мы въ своемъ главнымъ образомъ выставляли близость новаго порядка рѣшенія жалобъ къ каноническимъ постановленіямъ православной церкви и опровергали ихъ лживые софизмы, а противники наши съ торжественною важностью указывали на мнимые, при новомъ порядкѣ, униженіе Св. Синода, потрясеніе государств. основъ и чуть, чуть не ниспроверженіе самодержавной власти Его Величества.

Но Его Величество, благодаря Бога, взглянулъ на дѣло

’) Гр. В. Н. Панинъ, главноупр. II отд. Собств. Е. И. В. канцеляріи.

2) Bap. М. А. Корфъ, предсѣдатель департам. законовъ Госуд. Сов,

3) Вас. Борис. Б., духовн. И. В., чл. Св. Синода.

*) ІІрот. I. В. Рождественскій, чп. Св. Синода.

5) М. Исидоръ.

, °) Еп. нижегородскій Нектарій Надеждинъ.

7) Кн. В. А. Долгорукій, шефъ жанд., главноупр. Ш отд. Собств. Е. И. В. канц.

8) Гр. II. А. Валуевъ.

9) Д. Н. Замятнинъ.

10) Кн. С. Н., товарищъ об.-прок. С. Синода.

11) Гр. Д. А. Толстой.

не ихъ глазами и своею Всемилостив. резолюціею: «Быть по большинству голосовъ» порѣшилъ въ нашу пользу. Противники наши, какъ слышно, на такое рѣшеніе ужасно досадуютъ. Причина понятна: заключается не’ въ оскорбленіи только ихъ юридическаго самолюбія, но болѣе въ неудавшемся покушеніи вѣчно содержать насъ въ своихъ тискахъ.

Простите великодушно за излишнее, можетъ быть, утружу деніе Васъ настоящимъ письмомъ моимъ и снова на новый годъ благословите меня.

Съ истиннымъ высокопочитаніемъ и совершенною преданностію имѣю честь быть

Вашего Высокопреосвященства Милостивѣйшаго Отца и Благодѣтеля покорнѣйшимъ слугою Арсеній, митрополитъ кіевскій.

31 декабря 1865 г.

С.-ІІетербургъ.

СССІЛХ.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивѣйшій Отецъ и Архипастырь.

За любвеобильное посланіе Ваше и при немъ брошюру: «о непрерывности англиканскаго епископства» х) усердно благодарю Васъ. Брошюру эту я читалъ еще прежде въ «Православномъ Обозр.» 2) и отъ души поблагодарилъ писавшаго и опубликовавшаго ее въ журналѣ, довольно распространенномъ, а теперь еще болѣе благодарю за то, что она от-печана и въ особыхъ книжицахъ, слѣд. скорѣе распространится по всей Россіи и многихъ неразумныхъ и излишне пламенныхъ ревнителей соединитъ, просвѣтитъ и вразумитъ. Судъ въ ней вѣренъ и нелицемѣренъ: натяжки ни малѣйшей. Указаніе на фактъ историческій въ надобныхъ случаяхъ всего * *)

1) О непрерывности епископскаго рукоположенія въ англійской церкви, М. 1866.

*) ІІравосл. Обозр. 1866 г., февраль.

надежнѣе. А все это было крайне необходимо. Конечно, здѣсь самое больное мѣсто англиканской церкви затронуто, но затронуто деликатно и со всевозможною осторожностью и пощадою. Съ другой стороны что же намъ дѣлать, когда они, сбившись съ толку, хотѣли однако же, несмотря на искреннее, повидимому, желаніе соединиться, стоять на своемъ? Не предать же намъ Евангельскую истину, изъ преступнаго чело-вѣкоугодія и житейскихъ разсчетовъ, всемірному поруганію? И это лучше нужно было сдѣлать теперь, нежели послѣ; первая брань лучше послѣдней.

Для созданія новаго устава нашимъ учебн. заведеніямъ я не обладаю творческою способностью и потому хотѣлось бы возсоздать прежній, только не знаю, удастся ли мнѣ совладать съ моими разношерстными сотрудниками. Одна только есть добрая и вѣрная надежда—это на Вашу помощь и содѣйствіе, есть ли бы только Господь поддержалъ Ваше здоровье.

Кстати позвольте снова просить у Васъ въ Чудовѣ пріюта на перепутьѣ моемъ въ Кіевъ. Въ слѣдующемъ маѣ, думаю, отпустятъ меня.

Здѣсь въ прошедшій понедѣльникъ готовилось ужасное для всей Россіи несчастіе, но, благодаря Бога, злодѣйскій замыселъ не удался. Еще разъ простой крестьянинъ—землякъ и почти односелецъ знаменитаго Сусанина, послужилъ въ рукахъ Промысла орудіемъ спасенія жизни Помазанника Божія. Слава Богу, что на Руси не вывелись еще подобные люди!

Не успѣлъ я закончить письма сего', какъ получилъ отъ Вашего Высокопреосвященства новый знакъ Вашего отеческаго вниманія къ моему недостоинству — благосклонное привѣтствіе съ Монаршею милостію и при немъ орденскую ленту, душевно благодарю и низко кланяюсь.

Поручая себя съ паствою продолженію св. молитвъ Вашихъ и отеческаго благорасположенія, съ истиннымъ высоко-почитаніемъ и сердечною преданностію имѣю честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостиваго Отца и Благодѣтеля покорнѣйшимъ слугою Арсеній, митрополитъ кіевскій.

7 Апр. i860 г.

Спб. 4

LXVI. Письмо А. Саломона.

CCCLX.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко.

Не надѣясь имѣть счастіе лично принести Вашему ВысЬ-копреосвященству усерднѣйшее поздравленіе мое въ день празднованія пятидесятилѣтія служенія Вашего христіанскому православію къ санѣ епископа русской церкви, я пріемлю смѣлость, Владыко, нѣсколькими днями ранѣе Вашего священнаго юбилея,—выразить Вамъ гіисьменно тѣ чувства и мысли, которыя внушаетъ мнѣ это отрадное и вмѣстѣ назидательное событіе. Бакъ я, такъ и всякій православный между образованными людьми русскими глубоко убѣжденъ въ томъ, что если бы Богу угодно было призвать Васъ въ Небесное Свое царство нетолько нѣсколькими мѣсяцами, но даже многими годами ранѣе совершающагося нынѣ пятидесятилѣтія подвижнической Вашей жизни, то и тогда время управленія Вашего ввѣренною Вамъ отъ Бога паствой было бы отмѣчено въ русской исторіи, не годами, не пятидесятилѣтіемъ, но цѣлою эпохой, но особеннымъ вѣкомъ, который долго будетъ помнить, и которымъ долго будетъ гордиться наша православная церковь.

Вы примѣромъ своѳ'й жизни доказали, Владыко, что высокій умъ, что обширное образованіе и преимущества высшей іерархической власти могутъ и должны быть совмѣстны въ истинномъ служителѣ церкви съ тою теплотою религіознаго чувства, съ тою чистотою нравовъ, съ тою разумною заботливостію о благѣ общественномъ, которыя проистекаютъ изъ чистыхъ побужденій христіанской любви и имѣютъ основой апостольское ученіе.

Пройденное Вами въ три царствованія блистательное поприще службы на пользу церкви, престола и отечества снискали Вамъ искреннее уваженіе нашихъ государей и самую заслуженную славу въ народѣ: и это уваженіе и эту славу Вы пріобрѣли, Владыко, болѣе всего тѣмъ благородствомъ, тою возвышенностію характера, которыя составляютъ существенное отличіе и завидное преимущество людей съ глубокими нравственными убѣжденіями, свѣтлымъ умомъ и прямымъ сердцемъ. Такихъ людей уважаютъ и самые враги.

Въ послѣднее пятидесятилѣтіе неоднократныя были дѣлаемы посягательства со стороны недоброжелателей восточнаго православія противъ чистоты и непоколебимости вѣрованій нашей грекороссійской церкви; но на злобу, клевету и неправду Вы отвѣчали всегда поучительнымъ словомъ истины и благочестіи и на знакомый голосъ пастыря радостно отзывались всегда овцы Стада, и волки не < дерзали расхитить ихъ.

Въ то время какъ католицизмъ, называя себя религіею прогресса, силится поддержать средневѣковыя, обветшалыя учрежденія папской власти, провозглашаетъ новые догматы, и возбуждаетъ старинныя свои распри съ политическими властями, громитъ народы и королей своими отлученіями и проклятіями, и со всего міра собираетъ лепту Петра въ поддержаніе потухающаго блеска римскаго двора, и всѣми этими противорѣчіями готовитъ себѣ явную гибель,—въ это время изъ сердца Россіи возносится ежедневно, но та же святая молитва къ Богу о мирѣ всего міра, «о соединеніи всѣхъ Церквей,»—тоже исповѣданіе вѣры наслѣдованной преемственно чревъ пастырей церковныхъ отъ самыхъ апостоловъ и учениковъ Христовыхъ. Вашею заботливостію, Владыко, значительно улучшилось положеніе нашего бѣлаго духовенства, котораго семейная жизнь имѣетъ особенно важное значеніе по вліянію своему на народъ русскій. Если Господь продлитъ драгоцѣнную жигнь Вашу, то въ скоромъ времени совершится, можетъ быть, и то благое дѣло, что жены священниковъ, получая воспитаніе сообразное съ тою жизнью, которая ждетъ ихъ нерѣдко вдали отъ центровъ просвѣщенія,—будутъ готовиться въ спеціальныхъ заведеніяхъ быть со временемъ наставницами простолюдиновъ въ дѣлѣ улучшенія сельскаго хозяйства, лѣсоводства, садоводства, народной гигіены, или быть учительницами въ сельскихъ пріютахъ и школахъ, гдѣ дѣти, учась грамотѣ, будутъ получать вмѣстѣ съ начатками христіанскаго ученія, главныя понятія о христіанскихъ добродѣтеляхъ, объ обязанностяхъ честнаго гражданина и русскаго вѣрноподданнаго. При глубокомъ сочувствіи благочестиваго парода русскаго къ Вашей пастырской ревности и неусыпнымъ попеченіямъ о благолѣпіи православныхъ церквей, въ пятидесятилѣтнее управленіе Ваше московскою епархіею сооружено множество великолѣпныхъ храмовъ какъ внутри Россіи, такъ и на востокѣ и вездѣ гдѣ исповѣдуется вѣра право-

славная и гдѣ чувствуется недостатокъ средствъ для устроенія новыхъ, или для поддержанія старыхъ церквей.

При этомъ случаѣ я позволилъ бы себѣ почтительнѣйше выразить Вашему Высокопреосвященству одно желаніе, которое, я увѣренъ, найдетъ себѣ сочувствіе вездѣ въ православной Россіи; это желаніе заключается въ томъ, чтобы ревнующихъ о благосостояніи Святыхъ Божіихъ церквей и о пользахъ православія, — Вы благословили, Владыко, на сооруженіе если не храма, то покрайней мѣрѣ часовни при католическомъ соборѣ Св. Николая Чудотворца въ городѣ Бари, куда для поклоненія мощамъ великаго угодника Божія нерѣдко приходятъ православные поклонники, и грустно бываютъ всегда поражены недоступностію для чествованія православными христіанами этой столь чтимой у насъ въ Россіи святыни.

Правительство итальянское, объявивъ съ 1880 года свободу вѣроисповѣданій внутри итальянскаго королевства, дозволило съ тѣхъ поръ соорудить въ Италіи многіе протестантскіе храмы, и не можетъ, бевъ явнаго нарушенія основныхъ законовъ своей консистуціи, отказать въ дозволеніи устротить русскую православную часовню по близости отъ католическаго собора во имя' Святаго Николая Чудотворца въ Барградѣ.

Это пріобрѣтеніе для нашего православія было бы тѣмъ отраднѣе, что бывшее королевство неаполитанское, наперекоръ религіозной нетерпимости бурбонскаго правительства и на перекоръ проискамъ латинскаго духовенства, ближе всякаго другаго государства Европы стояло всегда къ православной Греціи, отъ которой оно заимствовало неизчѳрпаемыя источники духовнаго богатства, и между прочимъ до ХУІ-го столѣтія употребляло даже греческій языкъ въ церковномъ служеніи и въ книгахъ церковныхъ,—въ числѣ подданныхъ своихъ считало какъ и теперь считаетъ десятки тысячъ грековъ, и съ православною Греціей и православною Россіей жило всегда дружнѣе чѣмъ съ какимъ-либо изъ единовѣрныхъ ему государствъ.

Сверхъ того въ Неаполѣ и его близкихъ окрестностяхъ православные поклонники привыкли чтить много святынь, которыя вслѣдствіе политическихъ событій Европы, перешли въ исключительное достояніе Италіи. Такимъ образомъ въ 7 верстахъ отъ Неаполя, въ городѣ Пуццоли, евангельскихъ Путео-лахъ, освященныхъ семидневнымъ пребываніемъ св. апостола Павла на пути его въ Римъ, православные христіане покло-

няютса тому мѣсту, на которомъ пріялъ мученическую смерть св. Януарій, епископъ ноланскій—Въ каѳедральномъ соборѣ города Салерно (въ двухъ часахъ разстоянія отъ Неаполя) по-чіетъ тѣло св. апостола Матѳея, перенесеннаго сюда въ 1080-мъ году ивъ Парѳѳніи, какъ о томъ свидѣтельствуетъ Бароній (Baronius Annal. t. XI an 1080.)—Въ 20 верстахъ отъ Салерно, въ городѣ Амальфи, находится соборъ во имя св. апостола Андрея Первозваннаго, котораго святыя мощи, по свидѣтельству Угелли были перевезены сюда вскорѣ послѣ взятія Константинополя французами (Ughelli-Italia Sacra t. ѴШ). И нигдѣ у этихъ святынь нѣтъ ни храмовъ, ни часовенъ православныхъ, которые могли бы удовлетворить религіозному чувству православныхъ поклонниковъ. Въ десятилѣтнее пребываніе мое <- на югѣ Италіи, я имѣлъ случай убѣдиться также и въ томъ, что ревностно проповѣдуемый тамъ агентами лондонскаго библейскаго общества протестантизмъ находитъ себѣ послѣдователей единственно вслѣдствіе политическихъ причинъ, вслѣдствіе явной вражды между свѣтскими и духовными властями, и вслѣдствіе также отсутствія православной пропаганды, которой ученіе несравненно лучше удовлетворило бы религіозному чувству итальянцевъ, нежели законъ Лютера, вовсе не соотвѣтствующій темпераменту итальянскаго народа и его стремленію находить въ церковныхъ обрядахъ, во внѣшнемъ блескѣ богослуженія, соотвѣтственность высокому настроенію духа предрасполагающему къ теплой молитвѣ и тѣсной бесѣдѣ съ Богомъ.—Тѣмъ желательнѣе было бы, чтобъ у священныхъ памятниковъ христіанства находящихся въ Италіи, наша православная церковь могла единѣмъ сердцемъ и едиными усты съ православными поклонниками возносить молитвы къ Богу и святымъ Его.

Моля Бога о сохраненіи драгоцѣнныхъ дней Вашихъ, прошу Васъ Высокопреосвященнѣйшій Владыко, благословить меня и семейство мое, съ которымъ я нахожусь въ продолжительной и тяжкой для меня разлукѣ, и принять увѣреніе въ глубочайшемъ моемъ почтеніи и совершенной преданности, съ которыми имѣю честь быть

Вашего Высокопреосвященства нижайшій слуга и чтитель Андрей Саломонъ.

Москва.

12 іюля 1867 г.

LXVII. Письмо епископа полоцкаго Саввы.

Еп. Савва,, въ мірѣ Ив. Мих. Тихоміровъ, сынъ причетника владимірск. ѳн., род. въ 1819 г.; обучался во владимірск. сем. и MOOKQB. акад., которую окончилъ въ 1850 г., но первому разряду; въ 1841 г., до поступи, въ акад., учит. муремск. првход. учил.; въ 1842 г. — свящ.; въ 1848 г.—постриж.; въ 1850 г.—синод. ризничій: въ 1851 г.—магистръ; въ 1855 г.— архим.; въ 1859 г.—рѳкт. московск. сем.; въ 1861 г. — рѳкт. M00KÖBCK. акад. и наотоат. высокопетров, м.; въ 1862 г.—ѳп. можайскій, хирот. 4 нояб.; въ 1866 г. — ѳп. полоцкій; въ 1874 г.—еп. харьковк.; въ 1876 г.—еп. твѳрскій; въ 1880 г.— архіеп.; въ 1894 г. — докт. ц. исторіи. Ск. 13 окт. 1896 г.

CCCLXI.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивѣйшій Архипастырь и Отецъ.

Прежде всего долгомъ поставляю повторить Вашему Высокопреосвященству мою глубочайшую благодарность за Ваше милостивое вниманіе ко мнѣ и къ моимъ епархіальнымъ нуждамъ, а равно и за ту щедрую помощь, которую оказала, съ Вашего Архипастырскаго разрѣшенія и по Вашему благому примѣру, христолюбивая Москва бѣдствующимъ церквамъ ввѣренной мнѣ епархіи.

Напутствованный Вашимъ отеческимъ благословеніемъ, благополучно прибылъ я въ Петербургъ 2-го сего сентября утромъ. Первый выѣздъ мой конечно былъ къ высокопреосвященнѣйшему митрополиту х). Я нашелъ его высокопреосвященство не совершенно здоровымъ, впрочемъ занимающимся дѣлами. По болѣзни своей, онъ не могъ даже служить въ праздникъ Александра Невскаго: служеніе совершалъ преосвященнѣйшій Филоѳей * 2). Не смотря на болѣзненное состояніе, Высокопреосвященнѣйшій митрополитъ, принявъ меня благосклонно, бесѣдовалъ со мною часа полтора. Рѣчь шла, между прочимъ, о письмѣ Вашего Высоко-

*) Митроп. новгор. и спб. Исидоръ.

2) Архіеп. тверской

преосвященства относительно перенесенія мощей преподобной Евфросиніи полоцкой. Его высокопреосвященство но подалъ мнѣ надежды на свое согласіе въ этомъ дѣлѣ, хотя на сей разъ разсуждалъ объ этомъ предметѣ гораздо спокойнѣе, нежели въ прошедшемъ году. Въ основаніе своего отрицанія онъ представляетъ слѣдующія причины: 1) неувѣренность въ совершеніи чудесъ, въ случаѣ перенесенія мощей; 2) если допущено будетъ перенесеніе однихъ мощей, то нельзя будетъ отказать въ перенесеніи и многихъ другихъ; 3) граждане Кіева якобы съ упорствомъ будутъ настаивать на оставленіи мощей прѳп. Евфросиніи на настоящемъ ихъ мѣстѣ.

При свиданіи съ прочими членами Св. Синода, а также и съ г. оберъ-прокуроромъ въ Москвѣ, я имѣлъ съ ними разговоръ о настоящемъ предметѣ, и отъ всѣхъ слышалъ одобрительный и утвердительный отзывъ.

Неизвѣстнымъ для меня остается взглядъ на сей предметъ высокопреосвященнѣйшаго митрополита кіевскаго 1). Когда его высокопреосвященство, въ концѣ текущаго или въ началѣ будущаго мѣсяца, будетъ мимоѣздомъ въ Петербургъ въ Москвѣ, безъ сомнѣнія будетъ имѣть съ Вашимъ Высокопреосвященствомъ о настоящемъ предметѣ бесѣду. Благоволите, Высокопреосвященнѣйшій Владыко, утвердить тогда прямое и вѣрное воззрѣніе на это дѣло. По моему мнѣнію, оживленіе и утвержденіе православія среди народонаселенія цѣлаго обширнаго края, лишеннаго всякой древней православной святыни, не должно подчинять какимъ-либо частнымъ разсчетамъ и соображеніямъ.

Православная Бѣлоруссія будетъ ожидать разрѣшенія настоящаго вопроса отъ архипастырской мудрости Вашего Высокопреосвященства.

Вашего Высокопреосвященства, Милостивѣйшаго Архипастыря и Отца, преданный сынъ и

нижайшій послушникъ Савва епископъ полоцкій.

СПБургъ.

Сентября 4 д.

1867 г. *)

*) М. Арсеній.

Печатаемыя ниже письма преосвященныхъ Григорія еп. рѳвѳльскаго, Серафима,' митроп. новгородскаго, Евгенія ми-троп. кіевскаго, Филарета, архіѳп. харьковскаго, об.-прокурора С. Синода кн. П. С. Мещерскаго и кн. А. Н. Голицына попали въ распоряженіе издателя, когда уже серія писемъ этихъ лицъ была напечатана. Такъ какъ эти послѣдующія письма касаются извѣстныхъ историческихъ событій и обстоятельствъ и пополняютъ прежде напечатанныя, то они печатаются теперь въ видѣ дополненія къ нимъ.

CCCLXII.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивый Архипастырь!

Книгу Числъ * *)) я получилъ; получилъ и мнѣніе Ваше съ дѣломъ о минской семинаріи 2). Мнѣніе съ дѣломъ отсылаю въ коммиссію 8) сегодня; а книга Числъ пересматривалась 4) третьяго дня и вчера началась печататься. Ваши примѣчанія приняты большею частію.

Прошу Васъ покорнѣйше поспѣшить доставленіемъ книги Второзаконія. По напечатаніи книги Числъ будутъ непремѣнно ее требовать.

Въ субботу на первой недѣлѣ поста дошло до меня свѣдѣніе, что у насъ въ С.-Петербургѣ между низшими чиновниками и купечествомъ распространенъ слухъ, будто Ваше Высокопреосвященство написали сочиненіе, что Богоматерь имѣла отъ Іосифа дѣтей. Чурсановъ сказывалъ мнѣ, что нѣкоторые ругали Васъ матерными словами. Тотчасъ я ска-

]) Москов. дух академія съ подчиненными ей семинаріями трудилась, по порученію библѳйск. общества, надъ русскимъ переводомъ части книгъ В. Завѣта.

s) М. Ф., по порученіи ком. дух. учил., подавалъ свое мнѣніе по поводу высказаннаго м. Серафимомъ въ коммиссіи предположенія о закрытіи минской семинаріи. Мнѣніе это напѳч. въ Собр. мн. и отз. т. И, 112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*) Ком. дух. училищъ.

*) Переводы разсматривались въ петербургскомъ переводномъ комитетѣ россійскаго библ. общества.

залъ владыкѣ 1 * 3 * 5), который вступился съ живымъ участіемъ. Послѣ того всячески старался я узнать о началѣ слуха и о причинѣ. Ссылаются «одинъ на другого; нѣкоторые сказывали, что видѣли тетрадь, и слышали, какъ по ней читали; другіе увѣряли, что такой-то сказывалъ, что видѣлъ печатную книгу, но при которой впрочемъ не показано имени сочинителя. Ни тетради, ни книги не могъ достать. Сказывали, что есть у Михаила Михаиловича Сперанскаго *), но хранится тайно. Я ѣздилъ было къ нему, не не засталъ дома. Послѣ сказалъ о томъ владыдѣ, который отсовѣтывалъ ѣхать въ другой разъ. Въ прошедшее воскресеніе, не смотря на то, что было рукоположеніе преосвященнаго Моисея .*), я ѣздилъ и сказалъ его сіятельству *). Онъ уже, какъ сказалъ мнѣ, зналъ о томъ отъ владыки, и поручилъ оберъ-полицмейстеру *) разыскать. Что открыто или откроется, еще не знаю. Впрочемъ слухъ теперь, кажется, пропадаетъ.

Вашего Высокопреосвященства

Милостиваго Архипастыря преданный слуга Григорій, епископъ ревельскій.

1824 г. марта 7 дня.

СССЬХІІІ.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивый Архипастырь.

Въ первый разъ читаю книжку « О послѣдованіи младенчеству /. X. 6). У меня ея не было собственной и теперь

*) М. спб. и новг. Серафимъ (Глаголѳвскій).

г) Въ 1824 г. т. с., чл. Гос. Сов. по дѳп. законовъ.

3) Моисеи (Богдановъ-Платоновъ-Антиповъ), еп. старорусскій, ру-положенныи 2 марта (воскресенье) 1824 г.

*) Мин. дуя. дд. и народи, просвѣщ. кн. А. Н. Голицынъ.

5) Ген.-лѳйт. Ив. В. Гладковъ, в.-презед. попечит. о тюрьмахъ комитета, чл. городск. строительн. комитета.

6) О послѣдованіи младенчеству I. X., образцу совершенства для всѣхъ состояній, соч. Гіонъ, Спб. 1828.

нѣтъ. Замѣченныя Ваий мѣста подлинно достойны замѣчанія; но мнѣ представляется -ихъ гораздо болѣе. Въ предисловіи, л. IY, сказано: которая (писательница), проходила собственнымъ опытомъ всѣ степени духовнаго возрастанія и пр. Кто сіе доказать можетъ! Бакъ она не попала въ канонизацію? Она почти равняется съ Богоматерію. На стрн. XV пустословіе. Волхвы знали уже, кого они искали. На стр. 110: сіе не препятствуетъ людямъ должностнымъ и ремесленникамъ продолжить обыкновенныя свои занятія т. е. 25-го декабря. Наша церковь повелѣваетъ провождать сей день по 4 заповѣди. И не подумаютъ ли читатели, что писательница разрѣшаетъ ихъ отъ того? На стр. 112 сказано: Постъ предъ Рождествомъ Христовымъ, есть лучшее для сего (для уединенія) время. По нашему сіе время есть великій постъ. Прошу извинить меня, я досталъ книжку сію только за два часа, и чтобы отвѣчать на письмо Ваше, читаю мѣстами. Скажу общую мысль: самое основаніе книжки не доказано и доказано быть не можетъ. Если бы писательница взяла за основаніе 3-й ст. 18 главы св. Матѳ., то сочиненіе ея могло бы образоваться гораздо лучше. Оно было бы и основательнѣе и назидательнѣе.. Имя Гіонъ точно произведетъ множество досадъ, особливо въ Москвѣ. Сдѣлайте милость, напишите къ erö сіятельству '). Особливо Вашему Высокопреосвященству не должно распространять сей книжки. Въ сожженой книгѣ говорилось противъ писателей и писательницъ сего рода. Всѣ знаютъ, что Вы въ томъ участвовали, и не подумаютъ ли многіе, что Вы считаете ихъ вдохновенными. Притомъ третьяго дня митрополитъ а), съ большимъ участіемъ въ Вашемъ положеніи сказывалъ мнѣ, что въ Москвѣ многіе Вами недовольны, именно потому, что Вы слишкомъ учены, большею частью непонятны (извините меня, давно я говорилъ Вамъ, что проповѣди должно писать проще), проповѣди говорите только изъ ума, безъ участія сердца и что въ нѣкоторыхъ случаяхъ поступаете уже слишкомъ строго; но что, впрочемъ, тамъ уважаютъ Васъ за справедливость.

Таулерова книга 3) у меня есть. Переводчикъ подарилъ * 2 3

*) Кн. А. Н. Голицынъ.

2) М. ловгород. и спб. Серафимъ.

3) Благоговѣйныя размышленія о жизни и страданіяхъ Христа Спасителя, Пѳрѳв. съ франц. И. П. Ястребцова, Спб. 1823.

мнѣ ее въ презентъ на святки. Впрочемъ и сія книга до нынѣ не прочитана. Весь постъ не могу я ничѣмъ заняться: дни мои съ пр. Моисеемъ * *) гибнутъ, какъ мухи. Не могу дождаться время, когда онъ уѣдетъ. Онъ живетъ у меня. Первое выраженіе подлинно зоветъ къ перекрещенцамъ, а второе глупо. Подлинно лучше бы предоставить разносить по домамъ обѣ книги носильщикамъ.

О болѣзни преосвященныхъ ярославскаго 2) и рязанскаго *) частнымъ образомъ и я знаю. Сохрани ихъ Богъ! Касательно преосвященнаго ярославскаго меня тяготитъ слухъ, что домашній секретарь его беретъ непомѣрныя взятки и чернитъ тѣмъ чрезвычайно преосвященнаго. Я давно хотѣлъ было писать къ нему, но зная о его болѣзни—боюсь.

О пророкѣ ничего не знаю. По прежнему моему правилу убѣгаю всякаго знакомства съ городомъ. Отъ того весьма немногое знаю, что въ немъ дѣлается. Я не зналъ даже здѣсь ли онъ. Постараюсь спросить кого-нибудь.

Книга Числъ пришла ко времени.

Ивана Семеновича хотѣлъ спросить касательно проповѣди, но не видалъ еще.

У насъ здѣсь открылся другой пріютъ. Не помните ли пастора Гѳснера? Па прошедшихъ дняхъ онъ говорилъ проповѣдь изъ словъ: предаша ею архіереи. Утверждаетъ, что Христа во всѣ времена предавали и нынѣ предаютъ только архіереи, только они. Объявляетъ, что онъ будетъ проповѣ-дывать ученіе самое чистое, именно Евангельское. Знатные, какъ и всегда, бѣгутъ къ нему отовсюду. Третьяго дня я говорилъ владыкѣ: что это такое?

Не много лучше и у насъ. За недѣлю передъ масляною пріѣхалъ Фотій *) со своими пѣвчими, мальчиками съ четырьмя или пятью, и служитъ раза два и три въ каждую недѣлю въ домовой церкви у владыки. Съѣздъ бываетъ немалый. Пѣвчихъ графиня *) украсила поясами ни начто не похоже. Всѣ говорятъ, что Фотій не служитъ съ другими пѣвчими потому, что считаетъ ихъ еретиками. Я многократко хотѣлъ сказать свои мысли владыкѣ, но видя его

*) Монсей Богдановъ—Платоновъ-Антиповъ, еп. старорусскій.

7) Архіѳп. Симсонъ Крыловъ-Платоновъ, f 27 мая 1824.

*) Архіен. Сергій Крыловъ-Платоновъ, f 18 авг. 1824.

*) Извѣстный архим. новгород. юрьевскаго монастыря.

5) Гр. Анна Алексѣевна Орлова-Несменская.

25

обращеніе съ Фотіемъ, никакъ не думаю, чтобы онъ принялъ ихъ и размыслилъ.

Съ истиннымъ высокопочитаніемъ и совершенною преданностію честь имѣю быть

Вашего Высокопреосвященства Милостиваго Архипастыря

%

преданнѣйшій послушникъ

Григорій, епископъ ревельскій.

Марта 14 дня.

1824 г.

V

CCCLXIV.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивѣйшій Архипастырь,

Излѣдованіе начала слуха или молвы о дѣтяхъ Богоматери пришло къ концу. Вотъ выписка изъ толкованій на Ев. отъ Матѳ. Госнерова 1), которыя печатаются въ типографіи Греча, и отъ которыхъ вышла молва.

Я писалъ къ оберъ-полицмейстеру 2) свое мнѣніе, и думаю, что сочиненіе оконфискуютъ. Фотій 3) въ дѣлѣ много помогалъ. Владыка 4) весьма радъ. Молву передѣлать теперь просто. Извините, что пишу не обстоятельно. Не имѣю вовсе времени. \

Вашего Высокопреосвященства

Милостиваго Архипастыря

■ преданнѣйшій послушникъ

Григорій, епископъ ревельскій.

1824 г. мар. 26 д.

12 ч. утра.

*) Разумѣется книга „о Евангеліи отъ Матѳея“, русскій переводъ книги католич. пастора Госнера—Geist des Lebens und der Lehre Jesu Christi in Betrachtungen und Bemerkungen über das ganze neue Testament.

s) Ген.-лейт. Ив. Bac. Гладковъ.

3) Архим. Новгородѣ юрьева монастыря.

4) М. Серафимъ.

CCCLXV.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивый Архипастырь.

Не дивлюсь, что писанное мною' Вамъ показалось невозможнымъ. Подлинно трудно приложить и умъ и вѣру. Однакожъ я писалъ правду, по крайней мѣрѣ, по сказаніямъ людей, заслуживающихъ вѣру.

Моя горячка начавшаяся съ 22 дня апрѣля, 18 мая окончилась, затѣмъ естественно оказалась великая слабость во всѣхъ силахъ. Старыя идеи тысячами бродятъ въ умѣ моемъ, но -онъ еще слабъ и не можетъ сдѣлать имъ новаго осмотра, чтобы сказать: должны ли онѣ были произвести горячку. По крайней мѣрѣ для любопытства посылаю къ Вашему Высокопреосвященству небольшую выспику изъ сочиненія Госнерова, которое воспалило меня. Присемъ же посылаю и часть нашихъ и вашихъ новостей. Не знаю, какъ онѣ будутъ приняты въ Москвѣ, но здѣсь въ прошедшее воскресеніе большой невскій соборъ такъ наполненъ былъ народомъ, какъ случается, можетъ быть, только въ Пасху.

Съ истиннымъ почтеніемъ и совершенною преданностію честь имѣю быть

Вашего Высокопреосвященства Милостиваго Архипастыря

покорнѣйшій послушникъ

Григорій, епископъ ревельскій.

1824 г.

мая 22 дня.

CCCLXYI.

«

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивый Архипастырь.

Прочитавъ отмѣтку на журналѣ *), сдѣланную Вашимъ Высокопреосвященствомъ, касательно книги: «Теорія и Исто- і)

і) Отмѣтка была сдѣлана на журналѣ московск. семинарскаго правленія 2 окт. 1826 г., по поводу опредѣленія правленія собрать между учениками семинаріи подписку на книгу Мейнерса, и въ копіи при письмѣ 10 окт. сообщена м. Серафиму. Письмо и отмѣтка напеч. въ Собр. мн. и отз., т. II, 151—153.

25*

рія изящныхъ наукъ», Мѳйнерса *), обратился я къ самой книгѣ, и нашелъ, что отмѣтка весьма справедлива. Вообще теорію нашелъ я весьма недостаточною, и всю книжку преисполненною негодными мѣстами. Что же теперь дѣлать? Крайне былъ бы я благодаренъ Вашему Высокопреосвященству, еслибъ Вы Ваше мнѣніе препроводили въ коммиссію дух. училищъ. Книга сія вмѣстѣ съ другими рекомендована была митрополитомъ Евгеніемъ. О моемъ положеніи въ то время я писалъ къ Вашему Высокопреосвященству. Совѣсть моя крайне мучитъ меня теперь за то, что я подписалъ журналъ, котораго не должно было подписывать. Какъ виноватый, я впрочемъ и самъ непремѣнно напишу къ кому-нибудь объ отмѣнѣ сей книги. По моему мнѣнію она не много принесетъ пользы и профессору. Да въ бывшее собраніе, кажется, и думали не о пользѣ, а объ отмѣнѣ того, что было, къ униженію училищъ *).

Весьма благодарю Ваше Высокопреосвященство за доставленіе журнала.

Вашего Высокопреосвященства

Милостиваго Архипастыря

преданнѣйшій слуга Григорій, епископъ калужскій.

20 октября 1826 г.

PS. Изъ 44 академическихъ разсужденій, 10 весьма хороши и достойны печати, затѣмъ восемь хороши, но требуютъ пересмотра *). Въ курсѣ были студенты очень хорошіе. Разсужденія посланы въ коммиссію 20 октября.

*) Главное начертаніе теоріи и исторіи изящныхъ наукъ, соч. Мей-нерса, перев. съ нѣм. И. Сохацкаго. Издано два pasa въ М., въ 1808 н 1826 гг., послѣдній разъ по заказу ком. дух. училищъ.

2) Постановленіе ком. дух. училищъ 6 іюня 1825 г. о введеніи въ классное употребленіе книги Мѳйнерса и др. учебныхъ руководствъ, имѣло очень важное общее значеніе для хода духовнаго образованія, такъ какъ поводомъ къ нему была выставлена необходимость ограниченія, путемъ узаконенія обязательныхъ руководствъ, поощрявшейся ранѣе самодѣятельности преподавателей въ преподаваніи учебныхъ предметовъ.

3) Пр. Григорій разсматривалъ, по порученію коммиссіи дух. учил., присланныя въ коммиссію письменныя работы студентовъ москов. академіи.

CCCLXVII.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко, Возлюбленный о Господѣ братъ и сослужитель.

Два письма ваши, одно отъ 7-го, а другое отъ 10-го сего мѣсяца *) получилъ я съ удовольствіемъ и благодарностію.—Приложенныя при послѣднемъ письмѣ замѣчанія ваши на извѣстную классическую книгу *) показывалъ я высокопреосвященному митрополиту кіевскому 8), и говорилъ объ нихъ князю Петру Сергѣевичу 4): но доселѣ рѣшенія на нихъ мы еще не'сдѣлали, потому что надобно было видѣть журналъ *), какъ назначено употреблять книгу сію, а журналъ сей не представленъ. Хорошо, что вы изволили отнестись, по предмету сему, партикулярно ко мнѣ и къ г. оберъ-прокурору, а не формально въ коммиссію. —Вы пишете, что нужно было вамъ переговорить со мною о нѣкоторыхъ предметахъ, но что вы не имѣли для сего свободнаго времени. На сіе отвѣчаю Вашему Высокопреосвященству, что я искренно жалѣю о семъ. Ибо вы могли-бъ въ дружеской бесѣдѣ сообщить мнѣ то, что теперь въ письмахъ вашихъ сообщать усумнитесь. Вы полагали, что я въ Москвѣ долѣе пробуду, и что отъѣздъ мой изъ сей столицы былъ для васъ неожиданно скоро 6). Но я, исключая кіевскаго митрополита, едва ли не послѣ всѣхъ преосвященныхъ, или можетъ быть съ нѣкоторыми и вмѣстѣ въ одинъ и тотъ же день выѣхалъ И8ъ нее. Если же но любви вашей ко мнѣ показался вамъ отъѣздъ мой скорымъ: то я за сіе усерднѣйше благодарю Вашему Высокопреосвященству, съ каковою благодарностію при истинномъ моемъ почитаніи имѣю честь быть

Вашего Высокопреосвященства

покорнѣйшій слуга

Серафимъ, митрополитъ новгородскій и с.-петербургскій.

20 окт. 1826 г. * 3 4 5

Письма м. Ф. отъ 10 окт. напеч. въ Собр. мн. и отз., т. П, 151.

5) Замѣчанія на кн. Мейнерса — Главное начертаніе Теоріи и Исторіи изящныхъ наукъ“, напеч. въ Собр. мн. и отз., т. И, 162.

3) Ж. Евгеній Болховитиновъ.

4) Кп. Мещерскій, об.-прок. С. Синода)

5) Журя. ком. дух. учил.

6) М. Серафимъ былъ въ Москвѣ ио случаю короновапія императора Николая Павловича.

CCCLXVIII.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко, Возлюбленный о Господѣ братъ и служитель.

Почтеннѣйшее Вашего Высокодреосвященства писаніе, дружбы и любви исполненное, коимъ угодно было Вамъ поздравить меня со всерадостнымъ торжествомъ Рождества Христа Спасителя, получилъ я съ особеннымъ удовольствіемъ.

Примите, Милостивый Архипастырь, и мое взаимное съ симъ же праздникомъ поздравленіе, искреннѣйшимъ желаніемъ сопровождаемое: да укрѣпитъ Господь Богъ силы ваши, и да продолжитъ до маститой старости жизнь вашу, толико для блага святыя церкви нужную и преполезную.

Впрочемъ съ истиннымъ почитаніемъ и совершенною преданностію честь имѣю быть навсегда

Вашего Высокопреосвященства

покорнѣйшій слуга

Серафимъ, митрополитъ новгородскій и с.-петербургскій.

7 янв.

1827 г.

PS. Письмо Ваше отъ 30-го декабря *) удивило меня. Я не могу понять, почему бы письмо князя Петра Сергѣевича 2), писанное имъ къ Вашему Высокопреосвященству, по извѣстному. случаю, съ согласія всѣхъ членовъ коммиссіи могло такъ сильно обезпокоить Васъ? Что нашли Вы въ немъ оскорбительнаго? Ибо 1-е, оно не есть оффиціальное, а партикулярное, вамъ токмо и коммиссіи извѣстное. 2-е, написанное со всею возможною вѣжливостію. 3-е, содержитъ въ себѣ отвѣтъ на отношеніе ваше ко мнѣ и къ нему, котораго не можно было намъ не лредложить коммиссіи, по важности онаго: ибо при немъ приложены были замѣчанія Ваши на училищную книгу, изъ коммиссіи къ Вамъ присланную. 4-е, рѣшеніе о книгѣ кажется сдѣлано основательное, а дѣ- 1

1) Письмо это папеч. въ Собр. мн. и отз., т. II, 176.

’) Упоминаемое здѣсь письмо кн. Мещерскаго отъ 7 дек. 1826 г. печатается ниже.

лаемое ею отъ васъ требованіе не стѣсняетъ архіерейской власти, а кольми паче не отнимаетъ у васъ права поступать по совѣсти. Коммиссія только проситъ Ваше Высокопреосвященство, чтобъ Вы благоволили когда найдете какую-либо книгу безполезною или вредною, предварительно снестись о томъ съ нею, или съ кѣмъ либо изъ членовъ; а о заключеніяхъ, которыя Вы извлекаете изъ сего, она и помышленія не могла имѣть. Вамъ страннымъ показалось, почему не отъ меня послѣдовалъ отвѣтъ на отношеніе Ваше, а отъ князя Петра Сергѣевича? Потому что у него подъ руками находится канцелярія коммиссіи дух. училищъ, изъ коей легче было ему взять нужныя къ дѣлу справки, нежели мнѣ, другой же причины, истинно, никакой не было.

Впрочемъ какъ дѣло сіе уже рѣшено коммиссіею, то я не могу сдѣлать по нему другаго рѣшенія, да и права на то не имѣю. Скажу только Вамъ, что изъ Марціаловой.латинской епиграммы одно непристойное слово (коего во всѣхъ здѣшнихъ академическихъ и семинарскихъ лексиконахъ нѣтъ, что я самъ нарочно свидѣтельствовалъ) согласна коммиссія исключить. Остается мнѣ только просить васъ убѣдительнѣйше, чтобъ вы были спокойны, и берегли здравіе ваше для пользы святыя церкви.

CCCLXIX.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивый Архипастырь и Благодѣтель.

Вчера былъ у меня князь Александръ Николаевичъ *) и увѣдомилъ меня, что онъ имѣлъ счастіе докладывать Государю Императору по извѣстному вамъ дѣлу 2). Его Величество выслушавъ благосклонно докладъ его, изволилъ отвѣчать, что

4

*) Кн. Голицынъ, бывшій мин. дух. дѣлъ и народи, просв., въ 1834 г.— главнонач. надъ почтовымъ департам., чл. Государ. Сов., сенаторъ, канцлеръ капитула орденовъ.

а1 Дѣло это касалось нѣкоторыхъ произведеній прот. Г. П. Павскаго, въ то время законоучителя Наслѣдника Ц. Александра Николаевича, заподозрѣпныхъ м. Филаретомъ, а чрезъ него и м. Серафимомъ, въ не-православіи.

многія особы, читавшія послѣднюю, недавно вышедшую ивъ печати брошюрку NN. отзывались объ ней съ большою похвалою. Когда же князь возразилъ на сіе, что духовныя NN особы, имѣющія основательнѣйшія въ богословіи свѣдѣнія находятъ какъ въ ней, такъ и въ прежнихъ того же сочинителя трехъ брошюркахъ заблужденія и погрѣшности, тогда Государь Императоръ приказалъ князю, чтобъ онъ истребовалъ отъ нихъ ѵ надлежащее объясненіе и представилъ Его Величеству.

Князь Александръ Николаевичъ, считая, что вы оставили у меня записки ваши, содержащія объясненіе сіе, требовалъ ихъ у меня. Узнавъ же, что вы взяли ихъ съ собою, просилъ меня отписать къ Вамъ, чтобъ вы прислали ихъ; а предполагая, что первыя три брошюрки оставлены вами въ Петербургѣ, совѣтовалъ мнѣ переслать ихъ къ Вашему Высокопреосвященству (кои при семъ и прилагаются), дабы вы снова пересмотрѣвъ ихъ съ должнымъ вниманіемъ и сдѣлавъ изъ нихъ выписку важнѣйшихъ погрѣшностей и заблужденій съ надлежащимъ опроверженіемъ благоволили прислать ее ко мнѣ, а онъ, получивъ ее отъ меня, представитъ Государю на Высочайшее его благоусмотрѣніе..

Опредѣлительнаго на сіе времени князь не назначилъ, а только сказалъ, что торопиться не нужно, а нужно, чтобъ опроверженіе написано было ясно и сильно, съ показаніемъ вредныхъ послѣдствій, могущихъ произойти, если заблужденія тѣ оставлены будутъ безъ вниманія.

Вотъ важный случай, который промыслъ Божій представляетъ Вамъ употребить отличныя ваши дарованія и свѣдѣнія на пользу святыя церкви и отечества *).

Моля Господа Бога да споспѣшитъ онъ Вамъ въ семъ святомъ дѣлѣ благодатію Своею, имѣю честь быть съ истиннымъ высокопочитаніемъ и преданностію

Вашего Высокопреосвященства покорнѣйшій слуга

Серафимъ, митрополитъ новгородскій и с.-петербургскій.

30 мая

1834 г.

*) Бъ іюнѣ и іюлѣ мѣсяцахъ м. Ф. прислалъ м. Серафиму замѣчанія на двѣ брошюры Павсваго: „начертаніе церковной исторіи“ и „христіанское ученіе въ краткой системѣ, по предварительномъ понятіи о религіи, откровеніи и библіи“ (напѳч. въ Собр. мн. и отз., т. II, 343, 360).

CCCLXX.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивый Архипастырь и Благодѣтель.

Почтеннѣйшее письмо ваше и при немъ записку на извѣстную книжку г) имѣлъ я честь и удовольствіе получить. Записку вашу прочиталъ я съ большимъ вниманіемъ; она написана безъ желчи, съ должною скромностію, но съ силою и большою основательностію. Правда, она довольно кратка. Но и то правда, что еслибъ все, что въ книжкѣ той есть ложнаго и неосновательнаго, опровергать: то опроверженіе сіе составило бы впятеро большую книгу, нежели она. Вы обратили вниманіе свое на важнѣйшія только пункты ея, чего, по моему мнѣнію, и довольно.

Весьма виноватъ я, что поздно отвѣтствую на письмо ваше. Причиною сего была слабость здоровья моего, развлеченіе и безпокойство по нѣкоторымъ обстоятельствамъ. Но, не смотря на вину мою, я надѣюсь, что вы не замедлите прислать записку вашу на вторую книжку, и что она также сдѣлана будетъ, какъ и первая, т. е., что она также будетъ хороша, основательна и убѣдительна.

Будемъ прилежнѣйше молить Господа Бога, чтобъ онъ вседѣйствующею благодатію Своею предохранилъ святую церковь Свою отъ всѣхъ навѣтовъ вражіихъ.

Съ истиннымъ моимъ почтеніемъ и совершенною преданностію имѣю честь быть на всегда

Вашего Высокопреосвященства покорнѣйшій слуга

Серафимъ, митрополитъ новгородскій и с.-петербургскій.

9-го іюля 1834 г. *)

*) Записку на брош. Г. П. ГГавскаго „пачѳртапіе церковной исторіи“. Она была послана м. Серафиму изъ Москвы 16 іюня (составитель Собранія ын. и отз. ошибочно прочиталъ эту дату въ собственноручной помѣтѣ м. Ф. на черновомъ экземплярѣ записки за 16 іюля, См. Мн. и отз., т. II, стр. 360).

PS. Іюля перваго числа 1) были мы—члены Св. Синода— въ Петергофѣ. Праздникъ былъ блистательнѣе всѣхъ прежнихъ.—8-го числа, въ день Казанскія Богоматери, посвятили мы Почаевской лавры намѣстника архимандрита Антонія *) въ Варшавскіе епископы. И мнѣ и другимъ кажется, что. едва ли лучшаго, какъ онъ, найти было можно для сей каѳедры. Лѣтъ онъ 55-ти, росту высокаго, съ большою сѣдою бородою и длинными волосами и проч. Свѣдѣнія о Польшѣ имѣетъ довольныя, умъ основательный, въ обращеніи вѣжливъ и степененъ, Слава Богу.

CCCLXXI.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивый Архипастырь и Благодѣтель.

Почтеннѣйшее письмо ваше и при немъ книжку * 2 3) и вашу на нее записку имѣлъ я удовольствіе получить 23-го числа сего мѣсяца. Сія записка ваша такъ мнѣ понравилась, что, по моему мнѣнію, ничего къ ней прибавить и ничего изъ нея убавить не слѣдуетъ. Ибо все въ ней, при содѣйствующей вамъ благодати Божіей, сказано вами, что въ защиту истины сказать должно было; сказано кратко, (ибо и сіе по обстоятельствамъ нужно) и притомъ сказано весьма ясно и основательно такъ, что сочинитель книжки, при всѣхъ возможныхъ изворотахъ своихъ, не можетъ защитить себя отъ наносимыхъ ему вами жестокихъ ударовъ. Ибо вы предусмотрѣли и самые его извороты, какъ то мракъ, коимъ прикрываетъ онъ истину, чтобъ она не могла ясно быть усмотрѣна, и злонамѣренное его молчаніе о самыхъ важныхъ предметахъ, о коихъ 1 отнюдь не должно было умалчивать. Посему я совершенно согласенъ съ вами, что на третью его книжку нѣтъ никакой надобности дѣлать записку; очень довольно двухъ, кои и отдалъ я на другой день послѣ получе-

*) День рожденія Императрицы Александры Ѳеодоровны.

2) Антоній Рафальскій, послѣ митр. новгородскій.

*) Разумѣется брошюра Г. И- Павскаго: „христіанское ученіе въ краткой системѣ, по предварительномъ понятіи о религіи, откровеніи и библіи“.

нія мною письма вашего К. А. Н. Г. 1 *). Его Сіятельство, по случаю сему неволилъ быть у меня и обѣщался препроводить ихъ куда по принадлежности слѣдуетъ, и проч.

За симъ остается намъ молить Начальника спасенія нашего Христа Господа, да увѣнчаетъ Онъ начатое нами во славу Его дѣла вожделеннѣйшимъ успѣхомъ *).

Честь имѣю быть съ истиннымъ моимъ почитаніемъ и совершенною преданностію.

Вашего Высокопреосвященства

покорнѣйшій и усерднѣйшій слуга

Серафимъ, митрополитъ новгородскій и с.-петербургскій.

27 іюля. 1834 г.

Р. S. 19-го числа сего мѣсяца получилъ я отъ преосв. митрополита кіевскаго 3) письмо, при коемъ приложилъ онъ и объясненіе ректора академіи архимандрита Иннокентія по извѣстному дѣлу 4). Преосв. митрополитъ прописываетъ, что онъ нынѣ не замѣчаетъ въ ректорѣ никакихъ заблужденій, а, признавая его нужнымъ и полезнымъ для кіевской ака-

*) Кн. А. Д. Голицыну.

г) По словакъ автобіографіи Давскаго, Государь и послѣ прочтенія замѣчаній м. Филарета продолжалъ относиться къ нѳыу съ прежнимъ уваженіемъ, защищалъ его и даже посылалъ кн. А. Н. Голицына въ митрополиту Серафиму съ приказаніемъ остановить начатый противъ него походъ. 1 августа Павскій представилъ Государю свои объясненія на записки Филарета, которые окончательно увѣрили Государя въ его правотѣ. Но въ восресѳнье 16 декабря 1834 г., по словамъ автобіографіи, м. Серафимъ, приведенный объясненіями Давскаго „въ ужасное ожесточеніе“, явился къ Государю, палъ предъ нимъ на колѣни н униженно просилъ объ увольненіи Давскаго отъ должности законоучителя и достигъ того, что Государь принужденъ былъ, вопреки своему убѣжденію, исполнить просьбу престарѣлаго архипастыря. Павскій былъ уволенъ отъ должности законоучителя при царскихъ дѣтяхъ въ февралѣ 1835 г., осыпанный Гоеударевыми милостями. Г. Д. Павскій, ст. Н. Барсова въ «Русск. Стар.» за 1880 г., апрѣль, стр. 708, 714.

3) М. Евгеній Болховитиновъ.

‘) Архим. Иннокентій Борисовъ подвергался осужденію за свои богословскія лекція, читанныя въ петербугской академіи въ бытность тамъ инспекторомъ и давалъ объясненія по. случаю предпринятаго въ Кіевѣ, вѣроятно по настоянію м. Филарета, негласнаго дознанія объ образѣ его мыслей.

деміи, покорнѣйше проситъ оставить его при оной подъ его надзоромъ. Что касается до объясненій ректора: то онъ, сдѣлавъ разныя къ оправданію своему извороты, заключаетъ оное увѣреніемъ, а) что означенныхъ въ отрывкахъ изъ его лекцій заблужденій онъ не имѣлъ, не имѣетъ и при помощи Божіей надѣется никогда не имѣть, в) Не смотря на сіе онъ объ усовершеніи своего образа мыслей и дѣйствій никогда не преставалъ и не престанетъ стараться.

CCCLXXII.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивый Государь и Архипастырь.

Имѣвъ честь получить при письмѣ Вашего Высокопреосвященства истекшаго октября списокъ съ резолюціи Вашей, на журналъ московскаго семинарскаго правленія о книгѣ * Начертаніе теоріи и исторіи изящныхъ наукъ Мейнерса» я объяснялся о семъ съ гг. членами коммиссіи духовныхъ училищъ, здѣсь находящимися *), и они поручили мнѣ сообщить Вамъ, Милостивый Государь и Архипастырь слѣдующее:

Еоммиссія признавъ за нужное, чтобы ученики семинарскіе сверхъ знанія правилъ ораторской рѣчи имѣли общее понятіе и о прочихъ родахъ словесности, журналомъ 6-го іюня 1825 года положила и согласно оному академическимъ правленіямъ предписано, по классамъ словесности въ семинаріяхъ употреблять реторику Бургія; съ присовокупленіемъ выше-помянутой книги Мейнерса; но% о подпискѣ на оную, въ томъ предписаніи ничего не сказано. Назначена же книга сія какъ по тому, что краткой теоріи словесности доселѣ на россійскомъ языкѣ не издано лучшей, такъ и потому что она по Высочайше утвержденнымъ уставамъ уже признана для греко-россійскихъ училищъ классическою. Впрочемъ, коммиссія назначала употреблять ее въ семинаріяхъ какъ вспомогательную книгу.

Изъ сего Ваше Высокопреосвященство усмотрѣть изволите, что въ ней не требовалось ни полной теоріи всѣхъ родовъ

•) Въ декабрѣ 1826 г., засѣданія коимиосіи посѣщали: митроп. новгор п спб. Серафимъ, м. кіевскій, духовн. Ихъ В. протопр. И. В Краппцкій п самъ кшізь Мещерскій.

словесности, ни пространной статьи о произведеніяхъ ораторскихъ, для коихъ въ томъ же предписаніи указана особая книга.

Разборъ сочиненій, который занимаетъ большую часть сей книги, можетъ не только ознакомить со всѣми родами словесности съ пользою для образованія вкуса, но даже замѣнить разбираемыхъ авторовъ, коимъ ученики, по недостаточному состоянію вообще—духовенства, имѣть не могутъ.

Замѣченныя вами мѣста на 142 и 143 стр. о вложенныхъ Аристофономъ въ уста Сократа словахъ опровергающихъ бытіе и провиденіе Зевеса, и на стр. 186 и 187 о Тартюфѣ или лицемѣрѣ Моліера, могли бы вредными быть для неопытныхъ читателей, если бы они читали сію книгу безъ руководства наставниковъ и если бы не соблюдена была авторомъ ея нужная осторожность, приличнымъ объясненіемъ и оговоркою сихъ мѣстъ на стр. 132 и 185.

Марціаловы стихи на стр. 242 и 243 могли бы почести вредными, если бы авторъ не доказывалъ ими неправильнаго мнѣнія древнихъ о томъ родѣ сочиненія, о коемъ тутъ говориться, и если бы не назвалъ тутъ- же непристойное непристойнымъ.

Впрочемъ если Ваше Высокопреосвященство книгу Мей-нерса, о покупкѣ которой журналъ подписанъ и Вами, изволили признать безполезною, или неприличною и даже вредною, то но мнѣнію гг. членовъ коммиссіи надлежало предварительно снестись о томъ съ' нею или съ кѣмъ-либо изъ ея членовъ.

Засимъ они поручили мнѣ просить Васъ, Милостивый Государь и Архипастырь, чтобы въ подобныхъ случаяхъ Вы изволили замѣчанія Ваши предварительно сообщать коммиссіи, или, по благоусмотрѣнію Вашему, которому либо изъ ея членовъ.

Исполнивъ порученіе членовъ коммиссіи, съ отличнымъ почтеніемъ и такою же преданностію имѣю честь быть Вашего Высокопреосвященства Милостиваго Государя и Архипастыря покорнѣйшимъ слугою

князь Петръ Мещерскій.

С.-Петербургъ.

7-го Декабря 1820 года.

CCCLXXIII.

Авторъ печатаемаго письма, м. Евгеніи, въ мірѣ Евѳимій Алексѣевичъ Болховитиновъ, сынъ свящ. г. Воронежа, род. 18 дек. 1867 г.; обучался въ воронѳж. сем., мооков. акад. и москов. университетѣ; въ 1789 г. онред. учит. воронеж. сем.; въ 1790 г.—префектъ; въ 1796 г.—ректоръ въ 1799 г.—протоіерей; въ 1800 г.—проф. пѳтѳрбург. акад. и постриженъ съ возвед. въ санъ архим.; въ 1802 г.—архим. сѳргіѳв. пуст.; въ 1803 г. дек. 31—епископъ старорус., хиротон. 17 янв. 1804 г., 1808 янв. 24—вологодскій, 1813 г. іюля 19—калужскій; 1816 г. фѳвр. 7—архіѳп. псковскій; 1822 г. янв. 24—кіевскій; 16 марта того же г. митроп. и членъ Св. Синода. Ск. 23 фѳвр. 1837 г.

Письмо имѣетъ значеніе въ виду особыхъ отношеній бывшихъ между его авторомъ и м. Филаретомъ.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивый Архипастырь.

Чувствительную свидѣтельствую Вашему Высокопреосвященству благодарность за воспоминаніе о мнѣ при наступившихъ спасительныхъ праздникахъ воплощенія Искупителя нашего съ благими мнѣ желаніями. Взаимно молю Спасителя нашего да сохранитъ Онъ васъ для блага Своея церкви цѣла, здрава, долгоденственна, право правища слово своея истины.

При семъ имѣю честь увѣдомить Ваше Высокопреосвященство, что мнѣ теперь обѣщано давно желанное возвращеніе въ Кіевъ 1), и я начинаю уже убираться, хотя указа о семъ еще нѣтъ; но къ Кіеву нѣтъ еще и дороги ни зимней ни лѣтней. Отъ Бѣлоруссіи непроѣзжая грязь и отъ того даже преосвященный нижегородскій пуститься въ путь изъ Кіева не осмѣливается. А какъ скоро послѣдуетъ о мнѣ указъ, то я попрошу Ваше Высокопреосвященство о присылкѣ сюда кого нибудь для пріема дома *). Я бы желалъ отправиться * 2

‘) М. Евгеній съ февраля 1825 г. присутствовалъ въ Св. Синодѣ.

2) М. Евгеній квартировалъ въ домѣ подворья Троицкой Сергіевской лавры.

отсюда съ половины генваря, если путь устоится и отпускное представленіе Государя не задержитъ.

О книгѣ Мейнерсовой замѣчанія Вашего Высокопреосвященства 1) я видѣнъ у выеокопр. новгородскаго и у князя Петра Сергѣевича. Книга сія выбрана потому, что она была уже у насъ классическою и въ московскомъ университетѣ; а кратчайшей не нашли. На замѣчанія ваши сдѣланы отвѣты одни преосв. новгородскимъ, а другіе въ коммиссіи, но я ни въ тѣхъ ни въ другихъ не участвовалъ, а долженъ былъ только согласиться на написанное 2 2). Впрочемъ теперь Вашему Высокопреосвященству, остается выбрать другую печатную, на классъ словесности, только бы избавить студентовъ отъ переписки профессорскихъ лекцій, никѣмъ не свидѣтельствуемыхъ.

Примите, Высокопреосвященнѣйшій Владыко, увѣреніе мое о всегдашней совершенной моей преданности и почтеніи и покорнѣйше прошу продолжать ко мнѣ ваше благорасположеніе

Вашего Высокопреосвященства.

Милостиваго Архипастыря 1 покорнѣйшій слуга

Евгеній, митрополитъ кіевскій.

28 декабря 1826 г.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко,

Милостивѣйшій Архипастырь и Отецъ!

На другой же день по полученіи вопроса Вашего Высокопреосвященства о сношеніи съ патріархомъ говорилъ я о семъ предметѣ съ графомъ 3) и онъ обѣщался доложить о томъ Государю.

Благодареніе Господу! Государь разрѣшилъ входить въ сношеніе. Думаютъ послать для переговоровъ здѣшняго рек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

») См. выше пп. CCCLXVI, CCCLXVII CCCLXVIII, CCCLXXH,

2) Кромѣ м. Евгенія и м. Серафима, -въ коммиссіи дух. учи л. въ то время присутствовали еще два лица: протопресвитеръ П. В. Криницкій и кн. И С. Мещерскій. Ср. письмо м. Серафима подъ № CCCLXVIII о происходившемъ въ коммиссіи.

*) Гр. А. П. Толстой, об.-прок. Св. Синода.

тора академіи 1), ро въ санѣ епископа. Впрочемъ предварительно поручатъ состоящему при миссіи архимандриту 2) угнать мысли патріарха. Мнѣ думается, что кромѣ вопросовъ по расколу и неправильно введенной; іерархіи нужно войти въ совѣщаніе о перекрещиваніи западныхъ христіанъ.

Есть и другое пріятное событіе. На запискѣ графа о скудномъ жалованьѣ служащихъ въ консисторіяхъ и неполученіи жалованья членами ихъ Государь написалъ согласіе свое на то, чтобы каждый годъ отпускаемо было И8ъ казны на консисторіи до 140,000. Слава Господу БогуІ

Дѣло о преобразованіи семинарій получило какое-то новое движеніе, но помимо вѣдѣнія Синода. Что выйдетъ изъ того? Богъ знаетъ. Прежнее дѣло испорчено было по милости Г. Сербиновича 3).

Слышно, что дѣла греческой іерархіи устроились довольно выгодно для нея, но выгодно ли для св. церкви, въ частности для страдающихъ славянскихъ церквей? Не отъ того ли странное иго не снимается доселѣ, что безъ него еще были бы своекорыстнѣе.

Просвѣти очи мои, Христе Боже, да не когда усну въ смерть.

Испрашиваю у ногъ Вашихъ Архипастырскихъ молитвъ о мнѣ грѣшномъ.

Вашего Высокопреосвященства Милостивѣйшаго Архипастыря и Отца

1859 г.

февраля 14 два.

нижайшій послушникъ Филаретъ, архіепископъ харьковскій.

*) Архим. Ѳеофанъ Говоровъ.

*) Архим. Петръ Троицкій, настоятель нонстантипоп. посояьск. ц.

’) Констант. Ст. Сербиновичъ, чл. коммиссіи прошеній, до января 1859 г. былъ директоромъ дух.-учебн. управленія при Св. Синодѣ.

Высокопреосвященнѣйшій Владыко, Милостивѣйшій Государь и Архипастырь.

Тайный совѣтникъ Стурдза 1) въ письмѣ ко мнѣ между прочимъ проситъ моего посредства у Вашего Высокопреосвященства въ пользу представленной имъ въ московскую духовную цензуру второй части его сочиненія подъ названіемъ: Письма о должностяхъ священнаго сана. Не получая слишкомъ почти годъ отвѣта отъ цензора, онъ полагаетъ, что и сіе сочиненіе его, по примѣру прежняго, поступило къ Вамъ на усмотрѣ-ніе. Онъ ласкаетъ себя надеждою, что и сей трудъ его усердія въ пользу столь важнаго предмета, удостоится одобренія къ напечатанію.

Вмѣстѣ съ симъ онъ извѣщаетъ меня, что‘по порученію Святѣйшаго Синода онъ перевелъ на греческій языкъ катехизисъ Вашего Высокопреосвященства съ послѣдняго изданія, и надѣясь, что за сіе доказательство его усердія и покорности волѣ правителей церкви, окажется и ему снисхожденіе.

Въ заключеніе г. Стурдза говоритъ, что все уже готово для начатія постройки монастыря въ Одессѣ, недостаетъ одного только разрѣшенія, которое съ нетерпѣніемъ ожидаетъ.

Сіи виды и желанія г. Стурдзы счелъ я нужнымъ передать вниманію Вашему, Милостивый Государь, въ полной увѣренности, что Вы не откажете ему въ возможномъ и зависящемъ отъ Васъ содѣйствіи.

Съ совершеннымъ почтеніемъ и преданностію имѣю честь быть

Вашего Высокопреосвященства покорнѣйшій слуга князь Александръ Голицынъ.

№ 171.

С.-Петербургъ.

22 маія 1841 г.

PS. Бурятъ Косомовъ, мой крестникъ, долженъ былъ вручить Вамъ мое письмо о немъ, но оно ошибкою послано по почтѣ.

*) Александръ Скарлатовичъ Стурдза.

Мнѣ пріятно присовокупить, что я съ удовольствіемъ слышалъ чтеніе письма Государя къ Государынѣ о Вашей рѣчи. Его Величество ей былъ доволенъ и находитъ, что она была отъ сердца сказана.

Можетъ, Вы знаете, что мы сдѣлали потерю незамѣнимую, по крайней мѣрѣ, для меня: Петръ Дмитріевичъ скончался и сегодня его похороны.

ПОПРАВКА.

На стр. 224 въ примѣчаніи къ СХХѴ письму г. В. Олсуфьева къ м. Филарету вкралась непріятная ошибка, на которую обратилъ вниманіе одинъ изъ читателей-іерарховъ. Именно: въ примѣчаніи подъ № 3-мъ сказано, что упоминаемый въ текстѣ письма „смиренный Іоасафъ“ былъ „архимандритъ, инспекторъ московской духовной академіи“. По справкѣ оказалось, что здѣсь разумѣется о. Іоасафъ, состоявшій въ числѣ братіи Троице-Сергіевой лавры, какъ это можно заключить изъ нѣкоторыхъ мѣстъ писемъ м. Филарета, напр., къ своему викарію епископу Алексію Ржаницину, гдѣ въ письмѣ отъ 17 мая 1857 г.- митрополитъ говоритъ такъ: „нашъ лаврскій посланникъ возвратился отъ Государя Императора, былъ принятъ весьма милостиво. При моемъ письмѣ посланы были иконы для Высоконоворожденнаго“ (слѣд. сопоставить это мѣсто съ вышепомянутымъ письмомъ В. Олсуфьева). Пис. м. Филарета къ архіеп. тверскому Алексію, -М. 1883 г., стр. 155.

Въ письмѣ къ намѣстнику лавры Антонію отъ 4 мая, 1857 г. м. Филаретъ говоритъ, слѣдующее: „Іоасафъ, думаю, возвратите^ къ Вамъ и все что съ нимъ, кромѣ изображенія Ангела, котораго я еще не видалъ“, т. IV, стр. 41. Сопоставляя это мѣсто съ письмомъ Олсуфьева, очевидно здѣсь идетъ рѣчь объ одкомъ и томъ же о. Іоасафѣ, тѣмъ болѣе, что и числа вполнѣ совпадаютъ.

Въ письмѣ къ намѣстнику Антонію отъ 11 іюля 1861 г. опять упоминается объ Іоасафѣ: „Іоасафъ прибылъ и доставилъ посланное, ib. стр. 297.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.