Научная статья на тему 'Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)'

Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Н Н. Глубоковский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 3. С. 380-397.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Письма архіепископа (Рязанскаго, f 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановскаго) къ архимандриту Іероѳею (Добрицкому, t 30 ноября 1882 г.) изъ Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847—1863 г.г.).

?НАЧЕНІЕ всякой переписки опредѣляется участвующими въ ней личностями, которыя естественно сообщаютъ ей извѣстную важность своимъ положеніемъ и освѣдомлен-

ностію въ предметахъ рѣчи. Въ данномъ случаѣ это и

ясно и несомнѣнно въ отношеніи преосвящ. Смарагда,

принадлежащаго къ виднѣйшимъ русскимъ іерархомъ XIX столѣтія, почему печатаемыя ниже письма цѣнны уже непосредственною характеристикою его, а также разными сообщеніями, сужденіями, замѣчаніями и т. п. Вопросъ только въ томъ, достаточно ли они «откровенны», если были лишь формально— оффиціальными отписками,—и онъ прямо рѣшается характеристикою адресата, о которомъ имѣются слѣдующія формулярно-біографическія свѣдѣнія *).

Архимандритъ Іероеей въ мірѣ назывался Іаковъ Михайловичъ Добрицкій, происходилъ изъ оберъ-офицерскихъ дѣтей и родился въ повѣтовомъ . городѣ Таращѣ, Кіевской губ., въ 1808 г.; отецъ его титулярный совѣтникъ Михаилъ Исидоровичъ былъ сынъ священника. Съ сентября 1821 г. по іюль 1826 г. обучался сначала вд> Кіевскихъ духовныхъ училищахъ, а потомъ и въ риторикѣ (Дѵх. Семинаріи) преподаваемымъ предметамъ

*) Для сего мы имѣемъ копію послужного списка за 1879-й (послѣдній) годъ (службы) и „Воспоминанія“ о. Іероѳея о Смарагдѣ (см. стр. 383—3S5), а также (по сообщеніямъ проф. Кіевской Дух. Академіи прот. 0. И. Титова) изъ Архива Кіево-Печерской Лавры монашескія дѣла № 391 и № 583 и формуляръ № 65; см. еще и въ упоминаемыхъ ниже (стр. 385), книгахъ о. Іероѳея о Мценскомъ и Брянскомъ монастыряхъ.

черезъ годъ. 27 сентября 1827 г. принятъ въ Кіево-Печер скую Лавру на послушаніе, 8 мая 1828 г. опредѣленъ въ Канцелярію Духовнаго Собора повытчикомъ, 22 февраля 1830 г. постриженъ въ монашество, 15 іюля рукоположенъ во іеродіакона, 28 ноября сдѣланъ архиваріусомъ Лаврскаго Архива, 31 января 1831 г. назначенъ смотрителемъ Кіево-Печерской типографіи и при оной содержателемъ матеріаловъ, 17 января 1833 г., кромѣ того, утвержденъ младшимъ корректоромъ печатаемыхъ въ Лаврской типографіи книгъ. Вслѣдствіе вызова отъ Св. Синода въ новооткрытую Полоцкую епархію, о. Іероѳей выбылъ въ Полоцкъ 21 февраля’ 1837 г. по «собственному желанію», чему причиной служило, вѣроятно, и то, что Полоцкій епископъ былъ землякомъ о. Іероѳея, который, можетъ быть, и лично зналъ его, ибо 12-ти лѣтъ былъ въ нижнемъ отдѣленіи Кіевскаго духовнаго уѣзднаго училища, когда въ 1821 году Смарагдъ состоялъ инспекторомъ Кіевской Духовной Академіи (см. «Воспоминанія» л. 1282, Кіев. ред. и л. 128 об.„ Ряз. ред.). Прибывъ въ Полоцкъ 4 марта 1837 г., 24 марта о. Іероѳей былъ опредѣленъ въ число братства Полоцкаго Архіерейскаго Дома и 15 апрѣля рукоположенъ во іеромонаха, а— за переходомъ Смарагда въ Могилевъ (5 іюня 1837 г.)—перемѣщенъ 19 іюля въ Могилевскую епархію съ назначеніемъ крестовымъ іеромонахомъ Могилевскаго Архіерейскаго Дома, гдѣ съ 11 августа былъ казначеемъ, а съ 25 октября состоялъ и присутствующимъ въ Могилевской Консисторіи до 3 мая 1840 г. Теперь онъ—согласно прошенію—былъ уволенъ отъ послѣдней должности и 8 іюня сего года перешелъ въ Харьковскую епархію экономомъ Архіерейскаго Дома къ Смарагду (занявшему Харьковскую каѳедру 6 апрѣля 1840 г.), при чемъ съ 23 іюля исправлялъ тамъ казначейскія обязанности и 29 апрѣля 1841 г. опредѣленъ еще благочиннымъ надъ монастырями: мужскимъ Старохарьковскимъ и женскимъ Харьковскимъ. Но 31 декабря 1841 г. Смарагдъ былъ переведенъ въ Астрахань, куда 18 февраля 1842 г. вызванъ Епархіальнымъ начальствомъ и о. Іероѳей, будучи назначенъ экономомъ Архіерейскаго Дома; сверхъ сего, съ 11 апрѣля онъ управлялъ еще Астраханскимъ Покрово - Болдинскимъ монастыремъ (по 20 января 1843 г.), а съ 22 іюня и монастыремъ Іоанно - Предтеченскимъ, гдѣ 5 ноября сдѣланъ настоятелемъ и 6 декабря 1844 г. возведенъ въ санъ игумена со врученіемъ ему настоятельскаго жезла. Когда Смарагдъ 12 ноября

1844 г. былъ переведенъ въ Орелъ, — и о. Іероѳей 21 марта

1845 г. пересилился въ этотъ городъ экономомъ Архіерейскаго Дома и 30 августа 1846 г. возведенъ въ санъ архимандрита съ опредѣленіемъ настоятелемъ въ Мценскій Петропавловскій третьеклассный монастырь, откуда 10 іюня 1853 г. вызванъ былъ въ Орелъ для соборнаго служенія и управленія Архіерейскимъ Домомъ (по случаю отъѣзда Смарагда въ С.-Петербургъ для присутствія въ Синодѣ) и 18 октября опредѣленъ членомъ Орловской Духовной Консисторіи. 29 февраля 1860 года о. Іероѳей перемѣщенъ на должность настоятеля въ Брянскій Свѣнскій Успенскій третьеклассный монастырь, въ которомъ съ 12 декабря 1867 г. былъ благочиннымъ, а указомъ Св. Синода отъ 21 января 1880 г. (за JV» 255) уволенъ на покой. Скончался (и погребенъ) въ Свѣнскомъ монастырѣ 30 ноября 1882 г.

Изъ этихъ свѣдѣній усматриваемъ, что съ пріѣзда въ Полоцкъ (4 марта 1837 г.) до отъѣзда (17 марта 1847 г.) въ Мценскій монастырь о. Іероѳей болѣе 10 лѣтъ былъ непосредственно при Смарагдѣ, а всего служилъ при немъ свыше 21 года—до разлуки 8 іюля 1858 г. съ послѣднимъ въ Мценскѣ по назначеніи его (5 іюня 1858 г.) въ Рязань, но и потомъ поддерживалъ сношенія почти до самой смерти этого архипастыря (f 1863, XI, 11), который писалъ ему еще 4 іюня 1863 г. Это свидѣтельствуетъ о ихъ взаимной близости, которая была не только служебно-тѣсной, но душевно-интимной. Они знали другъ друга во всей полнотѣ и довѣряли со всецѣлою преданностію. При подобныхъ обстоятельствахъ естественно, что переписка такихъ лицъ отличается искреннею откровенностію, наиболѣе цѣнною для обрисовки личности Смарагда, который часто выступаетъ въ ней со всею индивидуальною конкретностію. И, дѣйствительно это—письма частныя, дружескія (см. № 56), особенно важныя для характеристики Смарагда, а равно дорогія и по разнымъ откровеннымъ сообщеніямъ и указаніямъ о тогдашнихъ дѣлахъ и дѣятеляхъ.

Съ этой стороны письма Смарагда являются весьма цѣнными, поскольку онъ—по самому темпераменту своему—не способенъ былъ къ холодной сдержанности или оффиціальной дипломатичности. Такихъ писемъ было много уже потому, что Смарагдъ обыкновенно отвѣчалъ своимъ корреспондентамъ (см. №№ 32 п 27). Въ частности у о. Іероѳея сохранялось до 80 писемъ, а было получено почти вдвое больше (см. «Воспомина-

нія» л. 2 об.—3 Еіев. ред. и л. 4 Ряз. ред.). Значитъ, пропало у самого адресата до половины и остальныя дошли то же не всѣ и не въ цѣлости. О. Іороѳей предполагалъ передать ихъ въ Рязанскую Семинарію (см. № 57), но тамъ ихъ не оказалось, и они найдены въ другихъ мѣстахъ. Ниже мы помѣщаемъ 65 №№-ровъ, которые въ теперешнемъ своемъ составѣ имѣютъ двоякое происхожденіе. Изъ нихъ 28 №№-ровъ отысканы въ подлинникахъ извѣстнымъ писателемъ, археологомъ и библіографомъ Львомъ Степановичемъ Мацѣевичемъ и присланы намъ въ переписанной имъ самимъ точной копіи съ нѣкоторыми пояснительными его же примѣчаніями. По общему порядку это №№ —pa: 1, 2, 5, 7—9, 13—17, 19—21, 23, 24, 34—36, 38—40, 42, 47, 52, 54, 61 и 63. Подлинники этихъ писемъ были на время переданы Л. С. Мацѣѳвичу теперешнимъ ихъ владѣльцемъ преподавателемъ 2-й Кіевской Гимназіи Гавріиломъ Николаевичемъ Флоринскимъ, который получилъ ихъ въ наслѣдство отъ своего отца, Кіевскаго протоіерея Николая Ивановича Флоринскаго (f 12, VII, 1900 г.), а къ послѣднему они попали потому, что онъ былъ женатъ на родной племянницѣ Смарагда—Екатеринѣ Гавриловнѣ (у 1898, X, 11), дочери старшаго Смарагдова брата, прот. Гавріила Петровича Крыжановскаго (f 1836, I, 10) 1). Эти письма были переписаны въ книжку, но безъ разбора и безъ хронологическаго порядка—съ исключительною цѣлію сохраненія ихъ. Сверху на ііереплетѣ оттиснуто: 2. Очевидно, была еще 1-я книжка Смарагдовыхъ писемъ къ о. Іероѳею—тоже въ переплетѣ. Ея ни тогда, на доселѣ не найдено. Нѣкоторымъ восполненіемъ являются собственноручныя «Воспоминанія о покойномъ Смарагдѣ, Архіепископѣ Рязанскомъ и Зарайскомъ, Настоятеля Брянскаго Свѣнскаго Успенскаго монастыря, Архимандрита Іероѳея». Они имѣются въ двухъ редакціяхъ и экземплярахъ. Одинъ (на 129 четвертинахъ, но на 257 страницахъ) давно былъ извѣстенъ по рукописи Кіево-Печерской Лавры (№ 398, дополн. 27), куда поступилъ отъ прот. Н. И. Флоринскаго (см. у проф. И. И. Петрова, Описаніе рукописныхъ собраній, находящихся въ г. Кіевѣ, въ «Чтеніяхъ въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ при Москов- *)

*) См. „Родословіе Смарагда, архіепископа Рязанскаго“ въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“ 1911 г., кн. I, отд. IV (и въ оттискахъ, Москва 1910), стр. 24—25.

скомъ Университетѣ» 1897 г., кн. I, отд. II, стр. 126). Другой (на 128 четвертинахъ, а еще одна—послѣдняя—утрачена) отыскался при Рязанской Духовной Семинаріи и доставленъ намъ преподавателемъ ея Александромъ Ѳеодоровичемъ Кара-шевымъ. По словамъ о. Іероѳея. эти «воспоминанія, повѣствующія только о житейскихъ трудахъ и приключеніяхъ» преосвящ. Смарагда, были «составлены имъ тотъ часъ же послѣ его смерти» для печати, «но по независящимъ обстоятельствамъ остались въ рукописи». Изъ двухъ редакцій первою по времени является Рязанская, которая отправлена была для помѣщенія въ «Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ» и приспособлялась къ сему ‘), однако цензоръ 2) не далъ

*) Судимъ такъ по надписи на первой, ненумерованной четвертинѣ: „Читалъ Редакторъ Рязанскихъ Е. Вѣд. Священникъ Николай Глѣбовъ. 28 Мая 1867 г.“ и по разнымъ помѣткамъ во многихъ мѣстахъ рукописи.—Николай Ѳеодоровичъ Глѣбовъ былъ сынъ причетника Рязанской епархіи, первые два года учился въ Московской Духовной Академіи, но окончилъ курсъ въ Казанской въ 1858 г. и назначенъ преподавателемъ въ Пензенскую Семинарію, откуда въ 1860 г. перешелъ въ Рязанскую и въ 1864 г. рукоположенъ во священника къ Владимірской семинарской церкви; съ 1866 г. былъ членомъ мѣстнаго цензурнаго комитета и редакторомъ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей“; въ 1875 г. избранъ смотрителемъ Касимовскаго Духовнаго Училища и настоятелемъ собора, съ возведеніемъ въ санъ протоіерея; въ 1890 г. оставилъ учительскую должность (см. у проф. П. В. Знаменскаго, Исторія Казанской Духовной Академіи III, Казань 1892, стр. 400); въ 1892 г. призванъ ръ Рязань на должность каѳедральнаго протоіерея съ возложеніемъ на него обязанностей редактора „Епархіальныхъ Вѣдомостей“; умеръ 23 сентября 1893 г.

*) Это былъ ректоръ Рязанской Семинаріи, архимандритъ Ювеналій (Знаменскій).—Сынъ священника изъ Орловской губерніи, обучался онъ въ Калужской Семинаріи (1830—1836 г.г.) и въ Московской Духовной Академіи (1836—1840 г.г.), въ послѣдней въ октябрѣ 1838 г. достриженъ въ Монашество и по окончаніи курса опредѣленъ 17 сентября 1840 г. учителемъ въ Виѳанскую Семинарію, гдѣ съ апрѣля 1841 г. былъ инспекторомъ и въ августѣ возведенъ на степень магистра, въ 1848 г. сдѣланъ архимандритомъ и въ 1849 г. назначенъ ректоромъ Вологодской Семи-ріи, въ 1850 г. перемѣщенъ ректоромъ и профессоромъ богословія въ Рязанскую Семинарію* *) въ 1868 г. былъ уволенъ съ отчисленіемъ въ монастырь Трегорскій Волынской епархіи, но вскорѣ переведенъ въ Казанскую епархію настоятелемъ сначала Зилантова, потомъ (въ 1878 г.) Свіяжскаго монастыря; умеръ въ санѣ архимандрита настоятелемъ Балаклавскаго Георгіевскаго монастыря (въ Крыму), куда перемѣщенъ въ 1883 г. См. о немъ „Списки начальниковъ, наставниковъ и воспитанниковъ Виѳанской Духовной Семинаріи съ 1800 до 1897 года“ (Св,—Тр. Сергіева Лавра 1898), стр. 20, иупрот. А. П. Яблокова, Городъ Свіяжскъ, Казанской губерніи, и его святыни (Казань 1907), стр. 209—210.

ходу, положивъ на рукописи такую резолюцію: «Безъ всякаго повода печатно защищать относительно характера, религіозныхъ убѣжденій и чистоты жизни извѣстнаго, достоуважаемаго бывшаго служителя Церкви, значитъ открыто уничижать его. Всего лучше эти воспоминанія оставить непечатанными». Эта редакція датирована 1864 годомъ и была потомъ переработана чрезъ 10 лѣтъ (см. къ письму 59) или—точнѣе—въ 1876 г. (см. къ письму 41). Разности небольшія между обѣими редакціями, но въ нѣкоторыхъ мѣстахъ онѣ взаимно восполняютъ и разъясняютъ. Въ нихъ о. Іероѳей рисуется благоговѣйнымъ чтителемъ лица и дѣла архим. Смарагда. Хотя авторъ и отмѣчаетъ свою «необразованность» (Ряз. ред., л. 117) или «умственную недостаточность» (Кіев. ред., л. 116 об.), но все у него изложено съ достаточною литературною опытностію, свидѣтелями которой служатъ и два его печатные труда:

1) Мценскій Петропавловскій монастырь, Орловской епархіи, изд. 1-е Кіевъ 1858, изд. 2-е Москва 1859 г., изд. 3-е, исправленное и дополненное (подъ редакціею И. Токмакова и о. И. В. Ливанскаго), Орелъ 1900; 2) Брянскій Свѣнскій монастырь Орловской епархіи, 1-е изд. Москва 1866, 2-е изд. Орелъ 1895. Понятно, что, будучи достаточно умѣлымъ литераторомъ, о. Іероѳей—въ интересахъ документальности—долженъ былъ пользоваться Смарагдовыми письмами, поскольку стремился къ конкретной и убѣждающей объективности, не желая быть ни адвокатомъ, ни защитникомъ, ни донощикомъ (см. «Воспоминанія» л. 42 об.). Тутъ цитуются и извѣстныя въ подлинникахъ письма, а сверхъ ихъ представляются болѣе или менѣе полныя выдержки изъ 37 новыхъ—по общему порядку Ж\»-ра: 3, 4, 6, 10 — 12, 18, 22, 25 — 33, 37, 41, 43—46, 48—51, 53, 55—60, 62, 64 и 65. О. Іероѳей чаще даетъ лишь краткія извлеченія (см. ЛИ 56), а потому— для разъясненія этихъ фрагментовъ—мы воспроизводимъ ихъ совмѣстно съ контекстомъ нашего источника, какъ заимствуемъ оттуда замѣчанія и къ письмамъ подлиннымъ: все это иногда не относится прямо къ содержанію писемъ, за-то имѣетъ общій біографическій интересъ.

Письма расположены хронологически съ послѣдовательною нумераціей. Арабскія цифры въ скобахъ указываютъ по порядку подлинныя письма, собранныя Л. С. Мацѣевичемъ, а римскія (въ скобахъ) отмѣчаютъ то же по отношенію къ извлеченіямъ, заимствованнымъ изъ «Воспоминаній» о. Іероѳея.

Въ послѣдней категоріи встрѣчаются въ текстѣ слова, огражденныя вносными знаками: это—варіанты, ибо между обѣими редакціями есть маленькія разности даже въ самыхъ цитатахъ, а мы старались приводить возможно полнѣе и собственныя рѣчи о. Іероѳея.

Въ примѣчаніяхъ даются лишь самыя необходимыя поясненія. Кромѣ взятыхъ у о. Іероѳея и обозначенныхъ его именемъ, всѣ прочія принадлежатъ частію Л. С. Мацѣевичу, а больше нижеподписавшемуся, но авторство того или другого лица удостовѣряется иниціалами только въ особыхъ случаяхъ. Касательно лицъ и событій Орловской исторіи мы пользовались данными, сообщенными намъ но участію преосвященнаго (бывшаго) Орловскаго (нынѣ Калужскаго) Александра (Головина), равно еще секретаремъ Орловскаго Церковнаго Историко-Археологическаго Общества, столоначальникомъ Орловской Духовной Консисторіи Иваномъ Степановичемъ Комягиц-скимъ и преподавателемъ Орловской Духовной Семинаріи Алексѣемъ Евгеніевичемъ Поповымъ, а также г. начальникомъ Архива Св. Синода Константиномъ Яковлевичемъ Здравомы-словымъ по самымъ различнымъ вопросамъ и предметамъ. Впрочемъ, по этой именно части осталось наиболѣе дефектовъ, которыхъ мы не въ силахъ восполнить по недоступности мѣстныхъ источниковъ. О нѣкоторыхъ Полоцкихъ эпизодахъ намъ доставлены свѣдѣнія Владиміромъ Николаевичемъ Тычининымъ (тогда) Смотрителемъ Витебскаго Духовнаго Училища (нынѣ Директоромъ Свиелочской Учительской Семинаріи). Думаемъ однако, что и въ настоящемъ видѣ всѣ письма преосвящ. Смарагда къ архим. Іероѳею настолько понятны, что не встрѣтится особыхъ затрудненій при ихъ научномъ примѣненіи.

Н. Глубоковскій.

Ессентуки Терской области

1910, VII, 20 (вторникъ]—

Ильинъ день.

Преподобнѣйшій Отецъ Архимандритъ Іероѳей!

Какъ Господу угодно было принять душу болярыни Маріи въ недовѣдомыя намъ селенія 2): то бренное тѣло ея, яко благодѣтельницы Вашея обители, дозволяю соборнѳ по-гребсти, Епархіи нашея, въ Мценскомъ Монастырѣ, въ церковномъ притворѣ большаго, Покровскаго, храма, при коемъ и прежде полагались тѣла членовъ семейства Превосходительнаго Господина Владиміра Николаевича Шеныпина-.

При чемъ пастырски Васъ извѣщаю, что въ каѳедрѣ нашей и во всей паствѣ все находится въ благополучіи! Только рабъ Божій, о. Архимандритъ Волховской Макарій, слышно, безнадежно къ жизни боленъ, и, вмѣсто Іерусалимскаго Господня Гроба, долженъ вскорѣ встрѣтиться (а можетъ быть н встрѣтился уже!) съ собственнымъ своимъ гробомъ 3). Таковъ жребій всѣхъ насъ! 4).—Въ Кромахъ освящалъ я Со-

‘) Три выдержки изъ этого письма приведены у о. Іероѳея въ „Воспоминаніяхъ“ л. 51 об —52 Кіев. ред. и л. 49-ой—50 об. Рязан. ред., но въ послѣдней оно ошибочно датировано 18-мъ мая 1857 года.

2) „Усопшая Болярыня Марія—супруга Тайнаго Совѣтника Владиміра Николаевича Шеншина“. 0. Іероѳей.

3) По словамъ о. Іероѳея, Смарагдъ былъ „искреннимъ другомъ“ Макарія и по „дару проницательности или даже прозорливости“ предусмотрѣлъ его кончину. Смарагдъ былъ младшимъ товарищемъ Макарія по Спб. Академіи и добрымъ знакомымъ по Кіеву: см. у проф. К. В. Хар-ламповича, Письма архимандрита Макарія (Казань 1905), стр. 55 (біографіи). 3 и 524, і (въ письмахъ) и у f 17. В. Птохова, Архимандритъ Макарій (Глухаревъ), основатель Алтайской миссіи (Москва 1899), стр. 210, а также „Сборникъ Орловскаго церковно-археологическаго комитета“, т. I (Орелъ 1905). стр. 419. 421—422. Смарагдъ, дѣйствительно, питалъ особое расположеніе къ Макарію, который именно чрезъ него и попалъ въ Орловскую епархію (ср. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г , кн. XIII, стр. 37 и ср. 42). Кирѣевскій въ апрѣлѣ 1848 г. писалъ Погодину: „Орловскій архіерей [Смарагдъ] распускаетъ слухъ, что онъ непремѣнно переведетъ [изъ Козельской Оптиной пустыни] къ себѣ отца Макарія и сильно объ этомъ хлопочетъ въ Синодѣ“. См. у т И. II. Барсукова, Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. X (Спб. 1896), стр. 10.

4) Архим. Макарій (Глухаревъ), извѣстный миссіонеръ, скончался какъ разъ въ тотъ день, когда Смарагдъ писалъ это письмо—т. е. 18-го мая 1847 г.—и именно какъ разъ во время своихъ сборовъ въ Іерусалимъ для поклоненія Гробу Господню (Л. М.). Впрочемъ, теперь свидѣтельствуютъ, что о. Макарій скончался не 18-го, а 19-го мая 1847 г. въ 10-мъ часу утра, о чемъ см. у о. И. В. Ливанскаго въ „Сборникѣ Орловскаго церковно-археологическаго комитета* (Орелъ 1905), стр. 421 и прим.

борную церковь 12-го мая, и много удивлялся отличному и богатому ея украшенію, наипаче внутреннему. Откуду что взялось, по мановенію Главы и Содѣтеля Церкви! Празднество было великое, усердное, и, можно сказать, не по Кремамъ!

Мира и благоденствія усердно Вамъ и Обители желаю и благословеніе препосылаю.—Смиренный

18 мая 1847. Орелъ.

Смарагдъ Архіерей.

Сейчасъ проѣздомъ изъ Харькова бралъ у меня благословеніе Іеромонахъ Арсеній, ѣдетъ съ ризницею Иннокентія въ С.-Петербургъ *).

Помѣта: „Получ. 19 мая 1847 г.и

2 (2) 2).

t

Преподобнѣйшему Св. Мценскія Обители Аввѣ, всежелательному во Хрістѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ Брату нашего смиренія Архипастырское благословеніе и мысленное о Воскресшемъ Господѣ лобзаніе, съ привѣтствіемъ: Хрістосъ воскресеі

Пользуясь удобнымъ случаемъ, препосылаемъ благодареніе наше за благожелательства Ваши, по поводу прошедшихъ дней спасительной Пасхи Хрістовой. Молимъ Васъ, да устрояете ввѣренную Вамъ Архимандрію какъ внутренно такъ и наружно, со всевозможнымъ тщаніемъ, страхомъ Божіимъ и всецѣльнымъ упованіемъ на Вседержительный Промыслъ Царя царствующихъ. Каждое .лѣто непремѣнно осматривайте монастырскія ветхости, и возобновляйте монастырскія строенія, какъ достояніе Спасителя (Его же чудотворный ликъ у Васъ почиваетъ) и обо всемъ насъ извѣщайте, яко пріемлющихъ сердечное участіе во благѣ Обители 3).—

9 Иннокентій (Борисовъ), тогда архіепископъ Харьковскій, вызванъ былъ въ первый разъ въ Спб. для присутствовавія въ Св. Синодѣ—въ началѣ апрѣля 1847 г.

г) Выдержки изъ^ этого письма см. у о. Іероѳея въ „Воспоминаніяхъ“ на л. 52 об.—53 Кіев. ред. и л. 50 об.—51 об. 101 об.—102 Ряз. ред.

3) Мценскій Петропавловскій мужской третьеклассный монастырь существуетъ съ 1694 г. и находится за чертою города Мценска въ полуверстѣ отъ него и въ 47 верстахъ отъ Орла. Въ соборной церкви въ честь Покрова Пресвятыя Богородицы находится очень древняя икона Христа Спасителя греческаго письма въ дорогой серебряной ризѣ (вѣсомъ въ 36 фунт. 10 зол.). Предъ этою иконой, какъ чудотворной и чти--ч >й городскимъ и окрестнымъ населеніемъ, еженедѣльно по воскре-

О внутреннемъ же, которое всего важнѣе, и напоминать Вамъ не нужно, потому что сами вѣдать должны, что вѣра, любовь, воздержаніе, кротость, милосердіе, несеніе креста и послѣдованіе Спасителю—болѣе всѣхъ строеній находящихся во всемъ мірѣ. Почему нелѣностно въ семъ подвизайтесь, твердо и благодушно памятуя, что безъ труда нѣтъ плода1. Прочее Господь да наставитъ Васъ своею премудростію и утвердитъ своею благодатію.

Благодареніе Воскресшему! во дни Его воскресенія я былъ здоровъ, и все отправлялъ, кажется, безъ опущенія. Но ни о семъ оправдаюся *); ибо Единъ нашъ оправдателъ— на небесахъ! Тамъ расчетъ!

Вратъ нашъ Ѵподіаконъ Алексѣй Соболевъ отыде ко Господу, на 4-й день Св. Пасхи. Безъ него по ризницѣ и по Архіерейскому служенію довольно неисправностей.

Херсонскій Преосвященный Иннокентій самъ ко мнѣ пишетъ, что онъ былъ отчаянно боленъ коликою въ груди, но теперь выздоровѣлъ и отпущенъ въ Одессу временно 2). О новостяхъ же С.П.б-хъ ничего, по своему прикровенію, не пишетъ 3).—Кажется, что Площанскій 4) и Одринскій 5) строители получатъ наперсные кресты.—Спасайся Отче о Господѣ и о нашей немощи Его благодать моли! Прошу!

Вашъ благожелательнѣйшій Пастырь, Смарагдъ, недостойный Архіеп...

2-ое мая 1850.

сеньямъ и по пятницамъ совершается, соборнѣ акаеиетъ Спасителю, а ежегодно 12 августа бываетъ съ иконою Спасителя крестный ходъ изъ монастыря въ городъ Мценскъ при участіи всего городского духовенства—въ память прекращенія холеры въ 1848 году. См. у о. Іероѳея, Мценскій Петропавловскій монастырь, стр. 365—67. 99. Ср. и письмо 50.

0 1 Кор. IV, 4.

2) Ср. у о. прот. проф. Т. И. Буткевича, Иннокентій Борисовъ (Спб. 1887), стр. 335—336.

3) Архіеп. Иннокентій (Борисовъ), съ 1 марта 1848 г. уже Херсонскій и Таврическій, въ это время третій, разъ присутствовалъ въ Св. Синодѣ, вызываемый туда ежегодно [по особому къ нему расположенію Оберъ-Прокурора гр. Н. А. Пратасова].—Ежегодно ѣздить изъ Одессы въ Петербургъ и обратно—при тогдашнихъ условіяхъ поѣздки—это былъ большой подвигъ!—Все-таки въ 1852 г. Иннокентій опять вызванъ былъ въ С.-Петербургъ—въ 4-й и послѣдній разъ, а въ 1853—на его мѣсто въ Синодѣ вызванъ былъ изъ Орла преосв. Смарагдъ. См. письмо 9.—Л. М.

*) Это былъ о. Виталій, о которомъ см. ниже къ письму 20-му.

5) Въ 1845—1848 гг. Одринскимъ строителемъ былъ игуменъ Сера-піонъ. См. къ письму 20-му.

3 (I) *).

24 декабря 1850 г. [Смарагдъ] пишетъ [о. Іероѳею]:

„Весьма благодаренъ вамъ, что вспомянули меня въ столь важные и спасительные дни Воплощенія на землѣ Бога-Слова“.

4 (II) *).

А 30 марта 1851 г. [Смарагдъ] писать изволилъ [о. Іеро-ѳею] между прочимъ:

„Нужно стараться, чтобы духовная жизнь о Христѣ господствовала не на бумагѣ только; но и въ сердцѣ и ко всѣхъ дѣйствіяхъ“.

5 (3).

Книгу Сборную Вамъ выдалъ, и Амвросія во Іеродіакона произвелъ; коего постарайтесь усовершить въ грамотности; въ противномъ же случаѣ считать его между больничными...

Слышу, что Мценяне Ваши не довольны за то, что подлиннаго Спасителя * 2) не даете къ нимъ въ домы, а только копію, или что даете подлинникъ только въ богатые домы (: что еще хуже). Для отвращенія таковыхъ пересудовъ должно сдѣлать на подлинный образъ кіотъ, чтобъ не стирали позолоты и не гадили камней, а въ разсужденіи тяжести образа2), чтобъ отвратить ее, сдѣлать носилки съ колесами и каталками, какъ ухитрились Болховитяне сдѣлать на огромную икону Іерусалимской Божіей Матери 3). Давать же подлинникъ нужно всѣмъ; ибо если пожалуются: (къ чему Мценяне весьма склонны), то немудрено, что получите приказаніе, сообразное ихъ желанію.—

Болѣе писать совершенно нѣкогда. Трудитесь на пользу дѣйствительно убогой и оскудѣвшей Обители 4); а Господь Вамъ видимо и невидимо помогаетъ и поможетъ.

Смиренный Смарагдъ Архіеп...

Дек. 3 5). 1851.

0 Обѣ эти выдержки приводятся въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іероѳея на jj. 53 Кіев. ред. и 51 об. Ряз. ред.

2) См. письмо 2 на стр. 388, з.

3) См. о ней и в*> книгѣ: „Историческое описаніе церквей, приходовъ и монастырей Орловской Епархіи“, т. I: Волховской-Кромской уѣзды (Орелъ 1905), стр. 9. 18; f Г. М. Пясецкій, Историческіе очерки города Волхова и его святыни (Орелъ 1875), стр. 100—101.

‘) См. письмо 7, стр. 391. 392.

') Въ краткой выдержкѣ у о. Іероѳея это письмо датируется 8-мъ декабря 1851 г. по обѣимъ редакціямъ его „Воспоминаній“—Кіевской л. 53) и Рязанской (л. 51 об.).

6 (II!) *).

Въ письмѣ отъ 27 Марта 1852 г. Преосвященный [Смарагдъ] говоритъ:

„Препосылаю вамъ, отче и брате, благословеніе мира о Воскресшемъ Господѣ, благодать Коего да украшаетъ и совершенствуетъ жизнь вашу.... Слава Богу, до сей минуты мы здоровы, хотя по случаю поста и не совсѣмъ остаемся укрѣпленными 2).....“.

7 (4) »).

t

Пречестному О. Архимандриту Іероѳею нашего недостоинства Архипастырское благословеніе!

Мнѣ пріятно, что Ваша, по истинѣ убогая обитель, въ вещественномъ преуспѣяніи сколько-нибудь подвигается. Дай Богъ, чтобъ и въ нравственномъ отношеніи она подвигалась къ лучшему!—Діаконъ Красинъ сдѣлался для ' Площанской Пустыни невыносимъ. Главное за нимъ: пьянство, ябедни-ничество и служеніе съ ябедниками, и неимѣніе никакой добросовѣстности. Но къ клироснымъ послушаніямъ онъ способенъ. Смотрите за нимъ покрѣпче, ни въ чемъ емз* не довѣряя, и не надѣясь на словесныя его къ исправленію обѣщанія, яше суть лживи и суетни. По крайней мѣрѣ желаю, чтобъ не изъ Мденскаго Монастыря онъ былъ отправленъ въ Губернское Правленіе, куда давно уже лежитъ ему дорога 4).

Кажется, что о. Архимандритъ Климентъ опять вскорѣ будетъ ѣхать чрезъ Мценскъ. Переведенъ изъ Чернигова въ Тверь, въ томъ же званіи и чинѣ. Слышно, что онъ Черни-

') Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 53 Кіев. ред. и л. 5‘.’. Ряз. ред.

-) „Можно однакожъ сказать, что Архипастырь не былъ записнымъ постникомъ“.—О. Іероѳей.

:і) Въ датѣ (185,2 года) этого письма послѣдняя цифра, набранная курсивомъ, проставлена въ подлинникѣ не отчетливо и скорѣе походитъ на но по справкѣ въ дѣлахъ Орловской Консисторіи (чрезъ И. Ст. Комягин-скаго) оказывается, что упоминаемые въ письмѣ прот. Бутягинъ и экономъ о. Флорентій были награждены указанными отличіями въ 1855 году, каковой только и подходитъ къ обстоятельствамъ жизни архимандрита Климента ІМожарова), ибо,—переведенный изъ Чернигова въ Тверь синодальнымъ опредѣленіемъ отъ 31 марта 1852 г.,—онъ тамъ былъ разсчитанъ жалованьемъ по 15-е мая 1852 г., свой билетъ, выданный изъ Черниговской Семинаріи, представитъ правленію Тверской Семинаріи Н іюня и вступилъ въ должность 16 того же іюня 1852 года (какъ все это видно изъ журналовъ Правленія Тверской Духовной Семинаріи за 14 и 16 іюня и 2 іюля 1852 г.).

Ч См. и письмо 23.

говѣ былъ большой охотникъ до крещенія Евреевъ, которые, говорятъ, взбутаражились, съ опасностію для него. Обращенные имъ въ Казани кантонисты—Евреи, многіе обратились по прежнему въ Іудейство. Изъ таковыхъ одинъ присланъ и въ нашу Епархію (въ Елецкій Монастырь:) на увѣщаніе, и по долговременному убѣжденію о. Архимандрита Флавіана *) опять согласился пеповѣдывать Православную вѣру.

Новости Іерархическія вы знаете изъ газетъ, а другихъ нѣтъ никакихъ. Извѣстно, что Нижегородскій Епископъ Іеремія выходитъ на покой * 2).

По нашей Епархіи мало нынѣ награженныхъ, изъ коихъ Каѳедр. Протоіерей Бутягинъ 3) получаетъ Анны 3-ей ст., а Экономъ мой, Іеромонахъ Флоретній—наперсный крестъ. Всего награждено только 9 человѣкъ.

Можетъ быть Никодимъ еще отважился бы отправиться въ сборъ. Убѣждай, а мы Вамъ споспѣшествовать будемъ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

См. Архіеп.

30 Апрѣля 185,2 г.

* *

*

Думаемъ, что именно изъ этого письма взяты у о. Іероѳея (въ воспоминаніяхъ“ л. 53 об. Кіѳв. рѳд. и л. 52 и обор. Ряз. ред.). двѣ выдержки, приводимыя подъ 30-мъ Марша въ такомъ видѣ.

А 30 того же [года 1852] Марта [Смарагдъ] писалъ [о. Іеро-ѳею|:

„Мнѣ пріятно, что ваша, по истинѣ убогая, Обитель въ вещественномъ преспѣяніи подвигается. Дай Богъ, чтобы и въ нравственномъ отношеніи подвигалась къ лучшему“...

Переводя изъ Площинской Пустыни въ Мценскій Монастырь вдоваго Діакона Іоанна Красина 4), описывая его злыя

0 Архиман. Флавіанъ былъ настоятелемъ Троицкаго Елецкаго монастыря въ 1838 -1862 г. г.

2) ІІреосвящ. Іеремія (Соловьевъ) однако уволенъ на покой 17 іюня 1857 г. (і 6 декабря 1884 г.), а въ 1852 году ходили о семъ только слухи.

3) Николая Ивановичъ Бутягинъ, бывшій старше Смарагда лишь на одинъ курсъ по Спб. Духовной Академіи, былъ при каѳедральномъ соборѣ съ 1845 г., скончался 4 сентября 1868 г. (см. „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1867 г., № 21, стр. 1624; 1897 г., № 36, стр. 1354—1355); ср. еще о немъ письма 33, 35, 36, 38 и 40.

4) Здѣсь о. Іероѳей ссылается на сказанное выше, а тамъ (Кіев. ред. л. 49 об.—50, Ряз. ред. л. 48 об.—49) говорится: „И о чистотѣ жизни Архипастырской свидѣтельствовали мы: Преосвященный [Смарагдъ] хранилъ ее свято. Иногда даже и самъ свидѣтельствовался ею; и скромно представлялъ себя въ примѣръ для подражанія въ этомъ отношеніи. Однажды въ Мценскомъ Петропавловскомъ монастырѣ нетрезвой жизни, вдовый подначальный Діаконъ, Іоаннъ Красинъ, въ послѣдствіи лишенный сана

свойства и предостерегая меня [о. Іероѳея], далѣе [Смарагдъ] говоритъ:

„Желаю, чтобы не изъ Мценскаго монастыря онъ [Красинъ] былъ отправленъ въ Губернское Правленіе, куда давно уже лежитъ ему [Красину] дорога

¥

Упоминаемый въ настоящемъ письмѣ архим. Климентъ (Можаровъ), магистръ С.-Петербургской Духовной Академіи выпуска 1831 года, былъ тамъ съ 1831 по 1839 г. сначала баккалавромъ, затѣмъ экстраординарнымъ профессоромъ богословскихъ наукъ; 5 мая 1839 г. назначенъ ректоромъ Орловской Дух. Семинаріи, въ 1843 году—Казанской Семинаріи, въ 1850 году—Черниговской Семинаріи, 31 марта 1852 года—Тверской Семинаріи; синодальнымъ опредѣленіемъ отъ 10 февраля 1853 г. перемѣщенъ настоятелемъ Воскресенскаго, близъ Москвы, монастыря (именуемаго Новый Іерусалимъ), а потомъ переведенъ въ Казанскій Спасскій монастырь, гдѣ и скончался въ 1863 году (ср. и у f А. С. Родосскаго, Біографическій словарь студентовъ первыхъ ХѴІІІ-ти курсовъ С.-Петербургской Духовной Академіи, Спб. 1907, стр. 202—203, и въ „Богословской Энциклопедіи“, ред. проф. Н. Н. Глубоковскаго, т. XI, столб. 208—209. „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1866 г., № 21, стр. 1191. 1196; 1867 г., Ла 9, стр. 682. 687—688, № 11, стр. 895, № 21, стр. 1633; 1868, № 22, стр. 1733 — 1735). f Проф. Д. И. Ростиславовъ въ „Вѣстникѣ Европы“ 1883 г., іюль, стр. 128—129. 140— 142. 155. 170). Что до обращенія евреевъ въ христіан-

ство, то въ письмѣ своемъ изъ Чернигова отъ 18 февраля 1852 года на имя митрополита С.-Петербургскаго Никанора самъ архимандритъ Климентъ собщалъ о себѣ слѣдующее: „Слишкомъ за двадцать лѣтъ до сего вре

мени въ Санктпетербургской Духовной Академіи кончилъ

и сосланный въ каторжную работу, противъ донесенія моего о его діакона поступкахъ, вмѣсто объясненія, сталъ писать противъ меня, что онъ Красинъ соблазняется, когда я долго иду изъ церкви, и когда народъ, особенно женщины и дѣвицы, толпою идутъ за мною, желая получить Божіе благословеніе чрезъ меня, грѣшнаго. Порѣшивши въ Консисторіи это дѣло, Преосвященный Архипастырь, въ послѣдствіи, между разговоромъ и въ назиданіе мнѣ, сказалъ: «Ты десять лѣтъ жилъ со мною; видѣлъ, какъ я обращаюсь съ женскимъ поломъ (осторожно): ты бы хоть у меня поучился»“.

4) Это обстоятельство тоже можно отнести къ прозорливости Архипастыря въ обоихъ случаяхъ. Дѣйствительно Діаконъ Красинъ, обезпокоившій и Мценскую Обитель неблагоповеденіемъ своимъ, былъ переведенъ къ Волховскому Собору на причетническую должность. По этому случаю Владыка лично мнѣ изволилъ сказать: «Тамъ его добьютъ!» — Такъ и случилось. За воровство изъ Собора креста и прочее Красинъ лншевъ сана и сосланъ въ каторжную работу“.—О. Іероѳей.

курсъ студентъ Петръ Можаровъ,—и переименованный въ Климента оставленъ при той же Академіи Баккалавромъ. Черезъ восемь лѣтъ службы при Академіи, онъ былъ посланъ Ректоромъ въ Орловскую Семинарію, которымъ и былъ ровно четыре года. Черезъ четыре года службы въ Орлѣ онъ переведенъ былъ Ректоромъ же въ Казанскую Семинарію, при которой послужилъ слишкомъ семь лѣтъ, зани-мясь, между прочимъ, обращеніемъ Евреевъ Кантонистовъ въ Христіанство, которыхъ съ 1845 года по 1849 годъ обращено болѣе 2,000 человѣка.: въ чемъ Ваше Высокопреосвященство можете Сами лично увѣриться по Отчетамъ Оберъ-прокурора Св. Синода за означенные годы.—Дѣло обращенія Евреевъ-Кантониетовъ такъ шло успѣшно, что до 1845 г. никогда въ Казани подобнаго успѣха не было. Но врагъ спасенія людей такъ сумѣлъ испортить это Богоугодное дѣло, что не только пріостановилъ самое дѣло, но задними, числомъ представилъ негодными къ обращенію самыя средства, которыя цѣлыхъ пять лѣтъ, какъ показалъ опытъ, были весьма годны. Съ этими, по мнѣнію врага негодными, а по опыту весьма годными средствами къ обращенію Евреевъ въ Христіанство, меня изъ Казани бросили въ Черниговъ..Скучно,

Высокопреосвященнѣйшій Владыко, русскому служить въ Черниговѣ, послѣ Петербурга, Орла и Казани!—Но преданный съ дѣтства волѣ Промысла, я рѣшился убивать эту скуку напряженною дѣятельностію по Монастырю и Семинаріи. Не довѣря оцѣнкѣ моихъ средствъ къ обращенію Евреевъ въ Христіанство, я, между прочимъ, рѣшился снова провѣрить ихъ опытомъ въ Черниговѣ. Для сего роздалъ ученикамъ Семинаріи изданную мною въ Казани брошюрку подъ заглавіемъ: Исполненіе Ветхозавѣтныхъ пророчествъ о Мессіи на Лицѣ Господа нашего Іисуса Христа, съ тѣмъ, чтобъ они читали ее всѣмъ жидамъ, которые захотятъ ихъ слушать. И дивный въ дѣлахъ Своихъ Господь удивилъ на мнѣ милость Свою. 15-ть человѣкъ уже такимъ образомъ обращено изъ Іудейства въ Христіанство. Увѣренные въ истинѣ Евреи сами приходятъ ко мнѣ съ прошеніемъ святаго крещенія; я препровождаю ихъ въ Полицію для засвидѣтельствованія ихъ искренности въ обращеніи: Полиція составляетъ актъ и присыпаетъ ко мнѣ формальное увѣреніе въ искренности обращающагося.—Такъ шло дѣло Божіе до Августа мѣсяца прошлаго 1851 года. Но врагъ спасенія паки здѣлалъ запинаніе; онъ изъ Жидовъ составилъ скопъ, который началъ взводить на меня различныя клеветы,—однѣ другихъ нелѣпѣе. Изъ этихъ клѳветъ одна извѣстна уже Святѣйшему Синоду, по жалобѣ на меня за обращенія Еврейскаго мальчика Исера Брѳслина, опровергнутой самимъ дѣломъ.—Не успѣвши оклеветать меня, жиды выкрали 11 Сентября прошлаго 1851 года съ насиліемъ своего Исера Бреслина, Христіанина Алексѣя Бреслина,—и завезли (если не убили), Богъ вѣсть,

куда-—Пятый уже мѣсяцъ производится слѣдствіе, но искомаго Христіанина Алексѣя нѣтъ и доселѣ.—На меня этотъ скопъ жидовъ озлобился до того, что готовъ ѵбить. Добрые Христіане предувѣдомили меня объ опасности, и безъ моего вѣдѣнія донесли о томъ Шефу жандармовъ. Что сдѣлано по сему донесенію, не знаю: но я съ своей стороны принялъ всѣ зависящія отъ меня мѣры предостѳрежности,—и до февраля мѣсяца сего 1852 года ничего опаснаго для себя не видалъ. — Но 1 февраля сего 1852 года въ 8 часовъ вечера затаившійся за дверью моей кухни какой-то злодѣй нанесъ моему келейнику въ голову такой ударъ, что сей несчастный безъ чувствъ повалился на землю и пролежалъ, неизвѣстно, сколько времени, доколѣ не ожилъ.—Это явленіе, заявленное Полиціи, навело на меня такой страхъ, что я не могу уже быть покоенъ.—Не страшно умереть за имя Христа Спасителя: но страшно умереть отъ руки таящагося злодѣя.—За годъ до моего прибытія въ Черниговъ такимъ же образомъ убили Намѣстника моего Монастыря,—и убійца не отысканъ. Спасите, Высокопреосвященнѣйшій Владыко, жизнь мою отъ таящихся на нее посягателей, по своему благоусмотрѣнію; дайте мнѣ возможность жить и дѣйствовать для славы имени Божія, для пользы ближнихъ, и для благоустроенія собственнаго спасенія! — Если бы Ваше Высокопреосвященство затруднились, какъ это сдѣлать: то осмѣливаюсь предложить Вашему Высокопреосвященству и самый способъ спасенія меня отъ напрасной смерти.—Предложите Святѣйшему Синоду уволить меня рѣшительно отъ всѣхъ должностей, Училищныхъ и Епархіальныхъ, исходайствуйте мнѣ на пропитаніе Магистерскій окладъ, выдаваемый каждому Священнику по званію Магистра, и пенсію за двадцатилѣтнюю мою, не безполезную служб}’. на основаніи существующихъ законовъ. И я, благословляя имя Вашего Высокопреосвященства, немедленно выѣду изъ Чернигова, куда глаза глядятъ, для пріисканія себѣ мѣстопребыванія на Святой Руси, въ ѳя Святыхъ Обителяхъ.—Не затрудняйтесь, Высопреосвящен-нѣйшій Владыко, и продолжительностію формальнаго дѣлопроизводства объ увольненіи меня отъ всѣхъ должностей; дайте только мнѣ знать тремя словами, что мое желаніе исполняется,—и черезъ три дня меня въ Черниговѣ не будетъ; я убѣгу изъ него, (немедленно сдавъ и Монастырь и Семинарію надлежащимъ порядкомъ), если не на лошадяхъ, то пѣшкомъ. И такимъ образомъ спасу жизнь свою отъ посягательства на нее жидовъ. Боюсь, Высокопреосвященнѣйшій Владыко, чтобы меня не убили прежде, нежели успѣю выѣхать изъ Чернигова.—Въ такомъ случаѣ прошу послѣдней уже милости:—когда услышите, что ректоръ Черниговской Семинаріи убитъ жидами, тогда помяните во святыхъ молитвахъ убіеннаго Архимандрита Климента“. Это письмо митр. Никаноръ препроводилъ Оберъ-Прокурору гр. Н. А. Пра-

тасову, а послѣдній предложилъ его 18 марта 1852 г. на усмо-трѣніе Св. Синода, который 18-го же марта опредѣлилъ: „Ректора и Профессора Богословскихъ наукъ Черниговской Семинаріи, Настоятеля Успенскаго первокласснаго Елецкаго Монастыря, Архимандрита Климента перемѣстить на тѣ же должности въ Тверскую Семинарію, поручивъ въ управленіе его Тверской второклассный Отрочъ Монастырь съ утвержденіемъ за нимъ лично первоклассной настоятельской степени“. См. въ Синодальномъ Архивѣ дѣло 10 марта 1852 г. № “«/isos.

8 (5) ‘).

t

Отче!

Я ѣду въ С.-Петербургъ для приеутствованія въ Св. Синодѣ, на одинъ годъ * 2), а Васъ оставляю въ Орлѣ, въ Архі-

0 Приводя лишь двѣ фразы изъ этого письма, о. Іероѳей предваряетъ (см. „Воспоминанія“ л. 54 Кіев. ред. и л. 52 об.—53 Ряз. ред.), что Смарагдъ написалъ его, „получивши Высочайшее призваніе въ С. Петербургъ для приеутствованія въ Святѣйшемъ Правительствующемъ Синодѣ, и вызывая его [о. Іероѳея] въ Архіерейскую каѳедру для управленія Архіерейскимъ Домомъ и для священнослуженій въ Крестовой церкви и Каѳедральномъ Соборѣ въ Царскіе дни и прочіе торжественные случаи, такъ какъ и Ректоръ Семинаріи былъ въ С.-Петербургѣ на чредѣ“ (см. письмо 21).

2) Синодальный Оберъ-Прокуроръ гр. Н. А. Пратасовъ отношеніемъ отъ 20 апрѣля 1853 г. за № 2843 сообщилъ преосвящ. Смарагду о слѣдующемъ: „Его Императорское Величество Высочайше повелѣть соизволилъ Вашему Преосвященству прибыть въ С.-Петербургъ для приеутствованія въ Св. Синодѣ срокомъ по 1 мая будущаго 1854 года. Объявивъ о сей Монаршей волѣ Св. Синоду къ надлежащему исполненію, имѣю честь объ оной Васъ, Милостивый Государь и Архипастырь, увѣдомить“. На этомъ отношеніи положена преосвящ. Смарагдомъ такая резолюція отъ 26 апрѣля 1853 г.: „Немедленно объявить о семъ циркулярно по всей Епархіи съ тѣмъ, что имѣющіе личныя ко мнѣ просьбы, представленія или надобности могутъ являться въ Орелъ до 15 будущаго мѣсяца Мая“. Въ указѣ Св. Синода преосвящ. Смарагду отъ 25 мая 1853 г. за № 4687 значится: „...предписать а) нынѣ же слѣдовать изъ Орла въ С.-Петербургъ и для помѣщенія Вашего занять Ярославское подворье, состоящее на Васильевскомъ Островѣ съ церковью; б) для священнослуженія взять съ собою нужное число священноцерковвослужителей и ризницу; в) въ управленіи въ отсутствіе Ваше Орловскою епархіею поступать такъ, какъ Синодальные члены и другіе пребывающіе въ С.-Петербургѣ Преосвящ. Архіереи ввѣренными имъ епархіями управляютъ. Предоставить Г. Оберъ-Прокурору снестись съ Министромъ Финансовъ объ отпускѣ Вашему Преосвященству отъ Орла до С.-Петербурга прогонныхъ денегъ на 12 лошадей... и сверхъ того на подъемъ 600 руб. сер.“. „Секретное извѣщеніе“ о своемъ вызовѣ въ Синодъ Смарагдъ получилъ въ

ерейскомъ Домѣ, на хозяйствѣ для служенія въ Архіерейскомъ Домѣ и Каѳедральномъ Соборѣ въ Царскіе дни и прочіе торжественные случаи *). Выѣду до 15 Мая, а потому, по полученіи сего, немедленно пріѣзжайте ко мнѣ, для предварительнаго распоряженія по Архіерейскому Дому, въ коемъ жить постоянно будете, и Вашему Монастырю, куда будете наѣзжать только временно и изрѣдка. По предварительномъ распоряженіи можете опять отправиться на нѣсколько времени въ свой Монастырь, и потомъ уже прибыть для провожанія меня, и чтобъ остаться здѣсь на жительствѣ. Впрочемъ здѣсь получите подробныя свѣдѣнія и наставленія. Вотъ, въ старости лѣтъ обыдоша мя зѣло лютая обстоянія и безпокойства! Но Богъ, доселѣ путѳводившій меня, да будетъ и впредь моимъ вождемъ и покровителемъ.

Смиренный Смарагдъ Архіепископъ.

27 Апрѣля 1853.

Р. S. Эконома и прочихъ служебныхъ братій беру съ собою, но съ Вами будетъ кому жить.—Сейчасъ извѣстите отъ моего имени Анастасію и Александру Владиміровнъ и родителя ихъ 2), что я чрезъ три недѣли уѣзжаю въ С.-Петербургъ, а имъ нынѣ усердно кланяюсь и посылаю благословеніе *).

Проф. Н. Глубоковскій.

письмѣ Преосвящ. Иннокентія (Борисова) отъ 3 апрѣля 1853 г. и 13 числа писалъ ему такъ: „Вели сбудется писанное Вами: то я бы желалъ только жительствовать на Вашемъ мѣстѣ, а не тамъ, гдѣ пребываетъ Астраханскій [Евгеній Баженовъ]. Я увѣренъ, что Вы можете способствовать мнѣ въ томъ и я, повѣрьте, не останусь безъ живѣйшей признательности Вамъ за всякое добро Ваше“ (см. „Рязанскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1896 г., № 18, стр. 640).

1) Архим. Іероѳей вызванъ въ г. Орелъ для соборнаго служенія и Управленія Орловскимъ Архіерейскимъ Домомъ 10 іюня 1853 г.

-) Анастасія и Александра Владиміровны—дѣвицы, дочери того Владиміра Николаевича Шеншина, о коемъ упоминалось въ 1-мъ письмѣ (стр. 387).

Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.