Научная статья на тему 'Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)'

Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Н. Н. Глубоковский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 7-8. С. 964-986.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Письма архіепископа (Рязанскаго, f 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановскаго) къ архимандриту Іероѳею (Добрицкому, + 30 ноября 1882 г.) изъ Орла, С.-Петербурга и Рязани (1847 —1863 г.г.) *).

Г. М. Пясѳцкій приводитъ (стр. 152—159) слово Смарагда при открытіи описываемой общины, но, къ сожалѣнію, дѣлаетъ „небольшія сокращенія“, отмѣченныя у него (и у насъ) трое-точіями. Приводимъ это—характерное для самаго проповѣдника и для исторіи Волховской обители—

СЛОВО,

произнесенное архіеп. Смарагдомъ 2 іюня 1857 г. при открытіи Богородично-Всѣхсвятской женской общины въ городѣ Волховѣ.

Народу вѣровавшему бѣ сердце и душа едина: и ни единъ же что отъ имѣній своихъ глаголаше свое быти, но бяху имъ вся обща (Дѣян. IV, 32).

По вознесеніи Іисуса Христа на небо и по сошествіи Св. Духа на Апостоловъ, тотчасъ между ними является общежитіе, какъ совершенный образецъ гражданской жизни на землѣ... По умноженіи общества вѣрующихъ и распространеніи христіанства между разными языческими народами, не могшими вскорѣ достигнуть совершенствъ, проповѣдуемыхъ Евангеліемъ, подобныя общежительства мало-по-малу вывелись; однакожъ образцы ихъ, по Божію промыслу, сохранились во многихъ обителяхъ православной Церкви... Православное отечество наше наипаче изобилуетъ такими общинами. Вотъ и въ Христоволюбивомъ городѣ Волховѣ, на

семъ самомъ мѣстѣ, насаждается нынѣ женская обитель, коѳя сестры обрекли себя на всѣ трудности и лишенія общежитія чтобы только достигнуть Евангельскихъ совершенствъ, къ коимъ оно руководствуетъ.

А какія совершенства достигаются чрезъ общежитіе?

Самое высшее, духовное совершенство состоитъ въ отверженіи своей воли (Мѳ. ХУІ, 24). Но гдѣ удобнѣе отсѣкать всѣ стремленія своей развращенной воли, какъ не въ общежитіи? Приходящій въ общежитіе не долженъ оставлять у себя никакого имущества... Нѣмъ же неимущій можетъ распоряжаться, и въ чемъ можетъ обнаруживать свою волю? Захочетъ ли имѣть болѣе покойное жилище, нежели какое дано ему для успокоенія немощнаго тѣла? Это хотѣніе должно исчезнуть въ самомъ своемъ зародышѣ отъ недостатка средствъ... Пожелаетъ ли кто одѣваться въ иную одежду, нежели какая опредѣлена уставомъ общежитія? Нельзя: ибо самый уставъ сей за таковыя пожеланія грозитъ отлученіемъ отъ общества. Придетъ ли поползновеніе полакомиться? Невозможно удовлетворить и сему поползновенію: ибо нельзя ненаказанно отвергнуть для всѣхъ уготованнаго брашна и питія. Всѣ другія пожеланія и прихоти должны престать или отъ недостатка способовъ, или отъ подчиненія своей воли настоятелю или настоятельницѣ. И еслибъ какой больной своеволіемъ дерзнулъ нарушить миръ и уставъ общежитія, тотъ, какъ нѣкій антоновъ огонь, тотчасъ долженъ быть отсѣченъ отъ здороваго тѣла общественнаго. Итакъ, обрѣтающійся въ общежитіи свободенъ отъ всѣхъ суетныхъ пожеланій: ибо, имѣніе свое ввергнувъ въ общежитіе, какъ на дно глубокаго моря, самъ безопасенъ отъ потопленія свирѣпыми волнами своеволія.

Высшая добродѣтель христіанская есть любовь. Вѣра, надежда, любы... больши же сихъ любы... 1). Но бываетъ ли совершенная любовь тамъ, гдѣ говорятъ: „это мое, а это твое“? Каждый обладатель своей собственности, хотя п жертвуетъ какою милостію изъ любви къ ближнему, но все обыкновенно удерживаетъ и хранитъ у себя. Онъ большею частію думаетъ: „лишь бы мнѣ было всего довольно, а какая мнѣ нужда, если прочимъ не достаетъ того или другаго; лишь бы мнѣ быть покойнымъ, а что мнѣ до того, если окружающіе меня хлопочутъ и трудятся до болѣзненнаго изнѳможѳ-НЩ5 былъ бы я господиномъ, а это не худо, что другіе служатъ мнѣ рабами“. Здѣсь, въ общежитіи, не можетъ быть подобныхъ помысловъ самолюбія и эгоизма. Здѣсь всѣмъ и невозвратно пожертвовано; здѣсь если одинъ голоденъ,—всѣ прочіе изнурены гладомъ; если одинъ сытъ, то и всѣ прочіе равно насыщены. Если одно лице^для всѣхъ служитъ, то всѣ прочіе служатъ для одного. Въ нуждѣ ль, въ болѣз-

г) 1 Кор. ХШ. 13.

ни ли,—каждый получаетъ помощь не отъ наемныхъ приставниковъ, но отъ братій и сестеръ, благодатію Божіею сроднившихся и совокупленныхъ воедино. Здѣсь всѣ имѣютъ послушанія, коихъ цѣль не какая-либо частная польза, но общее благосостояніе соединеннаго словеснаго стада. Здѣсь радость общая, печаль общая, потеря общая, лишенія общія. Здѣсь всѣ утѣшаются, если хоть одно лицѳ утѣшено. Всѣ льютъ слезы, когда одинъ плачетъ. Всѣ члены болятъ, когда одинъ составъ поражается немощью... Въ истинномъ общежитіи иногда появляются такіе подвижники, кои желали бы нищенствовать, лишь бы духовные братія ихъ изобиловали; желали бъ страдать, лишь бы все духовное братство было покойно; охотно рѣшились бы погибнуть, лишь бы братія и сестры ихъ спаслись невредимыми, а больши сея любве ни-ктоже имать,—говоритъ Спаситель *),—да (аще) кто душу свою положитъ за други своя.

Въ общежитіи всѣ прочія добродѣтели стяжаваются удобнѣе, а пороковъ избѣгать легче. Отъ чего такъ? Отъ того, что примѣры кротости, терпѣнія, воздержанія, трудолюбія и всякаго нравственнаго добра здѣсь всегда предъ глазами. Всегда, по Божію промыслу, въ общежитіи есть похвальные образцы, коимъ новоначальные, вступающіе на подвиги благочестія, подражать могутъ. Здѣсь всякъ видитъ, въ какомъ Богомысліи святыя души провождаютъ утро, какими общеполезными дѣлами занимаются въ теченіе дня, что благое предпринимаютъ при захожденіи солнца и какими молитвенными воздыханіями освящаютъ часы ночные. Среди назидательныхъ примѣровъ трудно поколебаться нравственности, почти невозможно не подражать имъ. Отъ того-то наше нравственное достоинство всегда можно угадывать по тѣмъ лицамъ, съ коими мы имѣемъ общеніе, съ коими живемъ, коихъ примѣрами руководствуемся. Въ христіанскомъ же общежитіи нѣтъ опасныхъ примѣровъ, нѣтъ соблазновъ, нѣтъ случаевъ къ грѣхопаденіямъ, коимъ подвергаются живущіе въ мірѣ, и при томъ живущіе по одиночкѣ, безъ свидѣтелей ихъ жизни и поведенія, безъ постояннаго и дружескаго соревнованія въ добродѣтели. А все это какъ сильно дѣйствуетъ на наше духовное усовершенствованіе? Посему-то нѣкоторые нравоучители полагали, что важнѣйшее правило добродѣтели состоитъ въ избѣжаніи случаевъ ко всему, что безполезно и вредно для нашей души.

Итакъ, общество, украшающееся благими примѣрами и пресѣкающее всѣ пути къ соблазнамъ, не должно ли обращать на себя благосклонное вниманіе всѣхъ благодѣтелей человѣчества? Воистину! — Посему-то благочестивѣйшій Государь, какъ главнѣйшій Покровитель всякаго добра въ Богодарованной Ему державѣ, благоизволилъ повелѣть, чтобы со-

х) Іоан. XV, 13.

бравшаяся о имени Господни на семъ мѣстѣ женская община, имѣющая цѣлію благоугожденіе Богу, служеніе ближнему и усовершенствованіе въ нравственности, была принята подъ заступленіе духовнаго и гражданскаго начальства.

Настоящій день, посвященный празднованію Всѣхъ Святыхъ избранъ для приведенія въ исполненіе сей Высочайшей воли для положенія торжественнаго начала возникающей обители и для представленія ея милостивому вниманію благотворителей, любящихъ все доброе въ нашемъ отечествѣ. При этомъ случаѣ не можемъ мы пройти молчаніемъ благочестиваго усердія гражданъ Боголюбиваго града Волхова» Граждане сіи, издревле отличающіеся ревностію по православной вѣрѣ, въ небольшомъ своемъ городкѣ создавшіе и благолѣпно украсившіе двадцать храмовъ для прославленія имени Божія, пожертвованіями своими постоянно поддерживающіе мужескую Тихвинскую обитель, съ ея огромными зданіями, были первыми виновниками, главнѣйшими споспѣш-никами возрожденія и сей женской общежительной обители, которой мы нынѣ совершаемъ торжественное открытіе. Они съ простертыми объятіями приняли къ себѣ пришедшую къ нимъ изъ другой области начальницу общины *) съ ея сестрами, поселили ихъ на этой, принадлежащей городу, землѣ, споспѣшествовали къ устройству потребныхъ для первоначальнаго жительства строеній, собрали посильный капиталъ для будущаго поддержанія общины и содержанія пищею и одеждою, и не только ежедневно благотворятъ ей, но еще вознамѣрились и вызвались, при помощи Божіей, создать великолѣпный храмъ и удобнѣйшія жилища для большаго числа благочестивыхъ обитательницъ. Рѣдкій по благочестію городъ! Примѣрныя чада Церкви! Достохвальныѳ сыны отечества! Приглашаемъ и прочія сословія, коимъ еще не довольно извѣстны цѣль и способы настоящаго учрежденія общины, смиренно приглашаемъ къ посильнымъ пожертвованіямъ на это дѣло, которое требуетъ не малаго иждивенія, постоянныхъ трудовъ и продолжительнаго времени: Сѣяй о благословеніи, о благословеніи и пожнетъ. Еійждо якоже (про)-изволеніе имать сердцемъ, не отъ скорби, ни отъ нужды, да лаготворитъ. Доброхотнаго бо дателя любитъ Богъ а). И тотъ СУГУ о благотворитъ, кто благотворитъ съ полнымъ усердіемъ, съ ^открытою душею, съ радостною готовностію. Воз-лю ленный! Подавая свою .лепту, ты, можетъ быть, даешь ѳ нижайшей своей сродницѣ. Кто знаетъ, что твоя любимая дщерь не будетъ обитать въ сей же священнной оградѣ? ли супруга, по твоей кончинѣ, не избирѳтъ сего тихаго ристанища для своего успокоенія? Или сестра, племянница,

) Т. ѳ. С. I. Трубицыну, Тульскую помѣщицу. ) 2 Кор. IX, (5—7.

внука, побуждаемыя неотразимыми обстоятельствами жизни, не запишутъ именъ своихъ въ списокъ дѣвъ, обрекшихъ себя на святое цѣломудріе и общежитіе? Вопросите и сихъ отшельницъ, составляющихъ первоначальное словесное стадо Христово, вопросите: кто изъ нихъ думалъ когда-либо носить эту печальную одежду, служить духовнымъ сестрамъ, прежде никогда незнаемымъ, подчинить себя матери, коею онѣ не рождены, не вскормлены? И однакожъ, все это на нихъ сбылось. Онѣ произвольно, для вѣчнаго своего спасенія, заключили себя въ стѣны новоучрѳждѳнной обители, и имъ тутъ покойно; онѣ избѣгли соблазновъ міра, нашли духовное родство, утѣшились взаимною любовію и попеченіемъ своихъ сподвижницъ. Быть можетъ,—говорю,—и твои родныя, приведенныя особенными обстоятельствами, будутъ входить и выходить дверьми сѳя обители. Въ такомъ случаѣ благотвореніемъ твоимъ будутъ пользоваться присныя твои. А если сего не случится, благотвореніе еще будетъ великодушнѣе; ибо жертва твоя принесется во имя Христово, во имя всего человѣчества.

Наконецъ, обращаюсь къ вамъ, духовныя сестры, благодатію Божіею собранныя на мѣстѣ семъ. Помните, что сказалъ Спаситель нашъ о необходимости имѣть постоянство во всякомъ добромъ дѣлѣ: никто же возложь руку свою на рало, и зря вспять, у правленъ будетъ въ царствіи небесномъ *). Такъ и вы, положивши доброе начало, должны постоянно трудиться и продолжать свое благодѣланіе. Никто изъ васъ да не ослабѣваетъ на избранномъ поприщѣ, но всѣ другъ друга неусыпно подвизайте къ „почести вышняго званія“ 2). Только благій и вожделѣнный конецъ вѣнчаетъ начало и продолженіе всякаго дѣла. Посему всѣ мы, предстоящій здѣсь, желаемъ и усердно молимъ Господа: да начный дѣло вашего общежитія Господь, Той и совершитъ 3) ко славѣ пресвятаго имени Его, ко спасенію душъ вашихъ и къ назиданію всѣхъ ближнихъ вашихъ. Аминь.

* *

*

21 (14) 4).

23 Сент. 1853.

Знаютъ ли въ Орлѣ, что 20-го числа Сент. здѣсь была сильнѣйшая буря, нагнавшая много воды въ прибрежныя

О Лук. IX, 62.

*) Филипгі. III, 14.

*) Ср. 2 Кор. VIII, 6.

4) Выдержки изъ этого письма приводятся въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іероѳея л. 58—59 Кіев. ред. и л. 57 об.—59 Ряз. ред.

части столицы? Между прочимъ и на нашъ Васильевскій Островъ (на большой проспектъ онаго) бурею пригнано съ финскаго залива большое двухмачтовое судно и множество дровъ. Тревога отъ возвышенія воды продолжалась до самаго "утра 21-го числа. Но слава Богу! теперь нѣсколько затопленныя улицы уже высыхаютъ.

Вчера служивши съ своимъ Ректоромъ Митрофаномъ *) * 17 * * * * 22

‘) 0. Митрофанъ (въ мирѣ Михаилъ Абрамовичъ Стеженскій) обучался въ Казанской Духовной Семинаріи (1826—1832 гг.) и въ Московской Академіи (1832—1836 гг.), окончилъ академическій курсъ со степенью магистра и 20 августа 1836 г. опредѣленъ профессоромъ въ Воронежскую Семинарію „на классъ словесности“, въ 1838 г. постриженъ въ монашество и

17 января назначенъ тамъ же помощникомъ инспектора, 18 февраля

1841 г. сдѣланъ инспекторомъ, 5 января—10 сентября 1842 г., 29 іюля— 9 ноября 1843 г. и 1 іюня—28 іюля 1844 г. былъ временно исправляю-

щимъ должность ректора, 19 сентября 1845 г. переведенъ въ Орелъ ректоромъ Семинаріи и профессоромъ богословія по 1-му классу высшаго отдѣленія, въ 1853 г. былъ въ С.-Петербургѣ „на чредѣ священнослуже-

нія“, 10 ноября 1853 г. перемѣщенъ ректоромъ и профессоромъ богословія въ Полоцкую Семинарію съ назначеніемъ его настоятелемъ Полоцкаго Богоявленскаго второкласснаго монастыря, но Семинарія при

немъ была переведена въ 1856 г. изъ Полоцка въ Витебскъ, куда къ 8 октября сего года перевезено все семинарское имущество; тутъ о. Митрофанъ пробылъ недолго, ибо „въ '/з 12 часа съ 8-го па 9-е декабря 1856 года скончался отъ чахотки послѣ тяжкой болѣзни, начавшейся съ

22 Октября“ (см. „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1867 г., № 9, стр. 698—699, № 10, стр. 793—794. 801. 808, № 11, стр. 895, № 21, стр. 1633; 1868 г., № 12, стр. 933. 940. 946; 1869 г., № 2, стр. 135—138; П. В. Никольскій, Исторія Воронежской Духовной Семинаріи И, Воронежъ 1899, стр. 61—62; у архіеп. Савва, Хроника моей жизни III, Св.-Тр. Сергіева Лавра 1901, стр. 515—516; Д. И. Довгялло, Витебская Духовная Семи-

нарія: 1806 г. 1906 г.; замѣтки и воспоминанія, Витебскъ 1907, стр. 39,

а также оффиціальныя данныя изъ архива Витебской Семинаріи, сообщенныя намъ бывшимъ смотрителемъ Витебскаго Духовнаго Училища Владиміромъ Николаевичемъ Тычининымъ). Въ Орлѣ о. Митрофанъ оставилъ по себѣ добрую память, хотя почему-то считался среднимъ по умственнымъ способностямъ и малоученымъ, не смотря на его магистерство. Это былъ (по характеристикѣ А. Е. Попова) внимательный хозяинъ и хорошій строитель. Онъ подвелъ подъ семинарское зданіе подвальный этажъ, замѣнилъ деревянныя лѣсницы каменными, перепланировалъ и удобнѣе расположилъ помѣщенія, устроилъ новую (вторую) ~ въ два свѣта, сдѣлалъ удобные выходы изъ корпуса, построилъ льноѳ зданіе больницы на семинарскомъ дворѣ, а также каменную (за С°В^Ю СЪ погРебомъ и ледникомъ, увеличилъ семинарскую усадьбу счеть городской земли), обнесъ ее заборомъ и насадилъ древесныя часъ^11' ^азР0сш*яся нынѣ въ густые, тѣнистые сады, которые и сей-украшаютъ Орловскую Семинарію; но отношенію къ казенпокошт-

№*

во Владимірскомъ соборѣ, по случаю Кавалерскаго праздника, къ прискорбію узналъ я отъ него, о. Митрофана, что Полоцкій Ректоръ, Архимандритъ Поликарпъ скончался, послѣ 8-миднѳвнои болѣзни, должно быть отъ холеры. Такова-то наша жизнь! Помолитесь о немъ Господу Богу, чтобъ упокоена была душа его съ праведными! Объявите о семъ печальномъ случаѣ Орланамъ, кои любили его за произношеніе проповѣдей, чтобъ вознесли они къ Богу духовъ надгробныя молитвы—о причтѳніи его къ лику избранныхъ Христовыхъ. О. Митрофанъ сказалъ, что въ Академіи получено формальное донесеніе о смерти о. Поликарпа.—Неутѣшная мать его, старушка, помѣщена .Преосвященнымъ Василіемъ въ Полоцкій, Опасо-Евфросиньевскій монастырь, чтобы удобнѣе оплакивать внезапную кончину своего сына * *).

нымъ воспитанникамъ онъ проявлялъ много хозяйственной заботливости—улучшилъ столъ, одѣлъ въ приличныя одежды, наблюдалъ за чистотою жилыхъ и спальныхъ помѣщеній и т. п. Самъ хорошій хозяинъ и усердный строитель,—Смарагдъ весьма цѣнилъ такого ректора-практика, всегда былъ къ нему благосклоненъ и энергично поддерживалъ всѣ его строительныя предпріятія своими ходатайствами предъ высшею властію объ ассигнованіяхъ. Нужно прибавить, что о. Митрофанъ частію дополнялъ Смирагда, ибо, будучи вообще добрымъ и простымъ, онъ въ нужныхъ случаяхъ являлся очень ловкимъ и обнаруживалъ большое дипломатическое искусство.

*) О. Поликарпъ,—въ мірѣ Петръ Владиміровичъ ІТясецкій,—былъ родомъ изъ Черниговской епархіи, обучался въ Черниговской Духовной Семинаріи (1831—1837 гг.) и въ Кіевской Академіи (1837—1841 гг.), гдѣ постригся въ монашество 5 апрѣля 1840 г. и кончилъ курсъ старшимъ кандидатомъ, былъ учителемъ Екатеринославской Семинаріи съ 28 сентября 1841 г., но ровно черезъ годъ (28 сентября 1842 г.) переведенъ въ Орловскую Семинарію на богословіе, хотя преподавалъ собственно церковную исторію; съ 7 ноября 1842 г.—инспекторъ (и соборный іеромонахъ Донского монастыря); считался выдающимся преподавателемъ и славился своими проповѣдями. Опредѣленіемъ Св. Синода отъ 31 августа 1851 года о. ІІоликарпъ назначенъ ректоромъ Полоцкой Семинаріи съ возведеніемъ въ санъ архимандрита и съ утвержденіемъ его настоятелемъ Полоцкаго Богоявленскаго монастыря; былъ епархіальнымъ цензоромъ проповѣдей (по указу Консисторіи отъ 31 декабря 1851 г.), безмезднымъ законоучителемъ дѣвицъ Спасо-Евфросиніевскаго женскаго училища (по резолюціи архіеп. Василія отъ 8 іюля 1852 г.), членомъ Консисторіи (по синодальному указу отъ 20 декабря 1851 г.), хотя ему разрѣшено потомъ (14 марта 1852 г.) не являться туда „ежемѣсячно" для освидательствованія наличности денежныхъ суммъ; въ 1853 г. онъ обстоятельно обревизовалъ Витебскія духовныя уѣздное и приходское училища; консисторскимъ указомъ отъ 13 іюля 1853 г. назначенъ наблюдателемъ за строительнымъ комитетомъ но приспособленію базиліанскихъ построекъ для помѣщенія Семинаріи. Еще въ январѣ 1852 г. Поликарпъ указывалъ на то, что „настаетъ явная не-

Также по Синоду вижу, что и о. Паисій, бывшій Полоцкій Архимандритъ, недавно дѣйствительно померъ въ Краснохолмскомъ монастырѣ 1), куда теперь назначенъ Архимандритомъ Экономъ Тверскаго Архіерейскаго Дома.

Сейчасъ былъ у меня ново-назначенный Уфимскій Епископъ Антоній (ПІокотовъ) 2). Нѣсколько обижается, что посылаютъ его въ Уфу- Но онъ еще неопытенъ и не испыталъ столь нещастныхъ переводовъ, какими я былъ мученъ и преслѣдуемъ!.. А когда утвердится противъ искушеній, тогда самъ познаетъ цѣну Божіихъ посѣщеній. Онъ совсѣмъ выѣзжаетъ отселѣ въ Уфу 25 Сѳнт.

Миръ всей паствѣ нашей! Антиминсы раздавайте безпрепятственно по просьбамъ ко мнѣ, или даже по просьбамъ и отношеніямъ въ Правленіе Архіерейскаго Дома. А когда будетъ становиться ихъ мало: то о семъ заблаговременно насъ увѣдомляйте, для присылки къ вамъ еще новыхъ антиминсовъ освященныхъ.

Доброжелательнѣйшій всѣмъ вамъ Смарагдъ А. О. и С.

С.П.В.

Помѣта: „Получ. 28 Сѳнт. 1853 г.

обходимость ускорить переводъ Семинаріи (изъ Полоцка) въ Витебскъ“, но не дожилъ до этого событія, all сентября 1853 г. въ девятомъ часу вечера скончался (отъ холеры) послѣ восьмидневной болѣзни, при чемъ сообщалось, что „на собственномъ его содержаніи находятся мать и братъ, воспитанникъ высшаго отдѣленія Полоцкой Семинаріи Карпъ Пясецкій“. Архіѳп. Василій (Лужинскій) того же числа распорядился „призрѣніе бѣдной старушки матери покойнаго возложить на Спасо-Евфросиніевскій монастырь, о чемъ и предписать игуменіи онаго Клавдіи; брата же его принять теперь же на полное казенное содержаніе“. Все это было сдѣлано; но старушка Парасковья Васпльѳвна Пясецкая 21 октября 1853 г. просила архіеп. Василія назначить ей—въ виду заслугъ покойнаго сына—пособіе, ибо въ монастырѣ она, „какъ бѣлица, скудное призрѣніе имѣетъ“, между тѣмъ и сынъ Карпъ нуждается въ нѣкоторомъ вспомоществованіи отъ нея. Въ Полоцкѣ о. Поликарпъ почему-то оставилъ о себѣ память не столько своею дѣятельностію, сколько благодушіемъ и общительнымъ характеромъ. См. „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1867 г., № 9, стр. 684. 685. 693, № 10, стр. 794. 801. 808. 811; у I архіеп. Саввы, Хроника моей жизни III, стр. 515; Д. И. Довгялло, Витебская Духовная Семинарія, стр. 34—27; данныя изъ Орла отъ А. Е. Попова и обстоятельныя справки В. Н. Тычинина изъ архива Витебской Духовной Семинаріи.

) См. письмо 17 (стр. 768,і). Намъ сообщено съ мѣста, что настоятель Коренной Пустыни архимандритъ Палладій скончался 19-го августа 1853 года.

*) См. письма 16 и 19.

22 (VIII) J).

5 Октября 1853 года, разсуждая о распоряженіяхъ по Орловскому Архіерейскому Дому, [Смарагдъ] говоритъ въ письмѣ [къ о. Іѳроѳею]:

„Помогайте мнѣ въ улучшеніи Архіерейскаго Дома своими трудами, за которые не останетесь отъ Бога и отъ меня безъ вознагражденія“.

Я желалъ было обратить въ общежитіе ввѣренный мнѣ Мцѳнскій Петропавловскій монастырь, и представилъ Архипастырю о томъ свой проэктъ: но Владыка изволилъ отвѣчать мнѣ:

„Дѣло о предполагаемомъ общежитіи Мцѳнскаго Монастыря я оставляю еще въ моемъ разсмотрѣніи. Человѣкъ располагаетъ, а Божій Промыслъ иное рас-поряжаетъ... Сіе едва не сбылось и съ вами! Въ прошедшее засѣданіе Владыка Астраханскій * 2) рекомендовалъ васъ Святѣйшему Синоду въ настоятеля Спасо-Евѳимьева Суздальскаго монастыря; и Святѣйшій Синодъ охотно васъ туда опредѣлилъ бы; если бы я не заступился за васъ...“

23 (15).

+

Почтенному Аввѣ, Господину Іероѳѳю миръ и благословеніе отъ вѣчнаго Умиротворителя!

Прискорбно, что Красинъ 3) доселѣ оскорбляетъ тя своими вражескими навожденіями: но самъ видишь, что дѣла сего иначе нельзя было кончить, какъ затѣяннаго по формѣ. Да исчезнетъ же оно во мракѣ, изъ коего и возникло! 4)

Нынѣ въ душевномъ мирѣ займитесь пристальнѣе предположеніями о постройкахъ Консисторіи, и улучшеніи Дома Архіерейскаго—прибавленіемъ необходимыхъ надворныхъ службъ; ибо всѣ суммы на постройки духовныя разассигновываются въ началѣ новаго года, и я боюсь пропустить сей случай для испрошенія необходимой суммы на уничтоженіе развалинъ Домовыхъ и Консисторскихъ.

*) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 59 и об. Кіев. и Ряз. ред.

2) Архіепископъ Евгеній Бажавовъ, бывшій тогда присутствующимъ членомъ Св. Синода, f архіепископомъ Псковскимъ 6 іюля 1862 г.

3) Красинъ—діаконъ; о немъ см. письмо 7.

*) Приводя только эти слова—о Красинѣ—изъ сего письма, о. Іеро-ѳей (въ „Воспоминаніяхъ“ л. 50 прим. Кіев. ред. и л. 49 прим. Ряз. ред.) поясняетъ, что разумѣемаго „дѣла нельзя было кончить рѣшительнымъ Архипастырскимъ опредѣленіемъ; нужно было слѣдствіе и пр. по коллегіальному порядку“.

Увѣдомьте, на чемъ основывались интересныя дѣла Домовыя: о Раевскомъ, Чернявской и продажѣ лѣсныхъ дачъ? Если о чемъ нужно отъ меня отнестись къ Губернатору или въ Синодъ: то велите заготовить подлежащія бумаги и прислать.

Регентъ *) обо всемъ что нужно ему по пѣвческой, съ вашего предварительнаго совѣщанія, пусть представляетъ ко мнѣ чрезъ Домовое Правленіе и даже непосредственно, присылая ко мнѣ свои репорты, въ кувертѣ Домоваго Правленія.

Здѣсь все здорово. А писать болѣе кажется не о чемъ— и некогда.—

12 Окт. 1853.

С.П.Б.

Помѣта: „ІІ'олуч. 19 окт. 1853 г.“

24 (16).

16 Окт. 1853. С.П.Б.

Здѣсь ничего новаго не видно и не слышно. —

Крещеніе Новорожденной предполагается 25 Окт. (если что либо не помѣшаетъ) въ Царскомъ Селѣ, куда и Синодалъ! позваны будутъ для священнодѣйствія, торжества и отвѣданія Царской трапезы * 2).

Я не думалъ, что Володкевичъ 3) такой волокита и обманщикъ. О чемъ нужно, попросите моимъ именемъ Сергѣя Петровича, чтобъ было приказано ему.

Дѣло о службахъ Домовыхъ все основательно сдѣлано архитекторомъ Ефимовымъ 4). Только сдѣлано на планѣ многое излишнее и въ дорогую цѣну, почему я отдалъ было Володкевичу для поправленія. Вотъ же какъ онъ поправляетъ!

Ожидаю Вашихъ и Секретарскихъ предположеній—относительно Стараго Корпуса, который перебрать и исправить можно и крайне необходимо.

Помѣта: „Получ. 22 Окт. 1853 г.“

) Регентомъ Орловскаго архіерейскаго хора при Смарагдѣ былъ священникъ Орловской тюремной церкви о. Александръ Вавиловъ—изъ окончившихъ курсъ мѣстной Семинаріи.

*) Рѣчь, конечно, о родившейся 5 октября 1853 г. в. кн. Маріи Александровнѣ, нынѣ вдовствующей герцогинѣ Саксенъ-Кобургъ-Готской

') Архитекторъ; вм. письмо 20.

4) По имени Никита.

25 (IX) *).

Въ Орлѣ многимъ лицамъ не понравилась извѣстная ревность Преосвященнаго Смарагда къ благоустройству Каѳедральнаго Павловскаго, нынѣ Петропавловскаго Собора * 2). Соборъ этотъ, заложенный въ концѣ прошлаго [ХУІІІ-го] столѣтія въ честь Государя Императора Павла Петровича отъ усердія и на счетъ Орловскаго Дворянства, строился около пятидесяти лѣтъ; на устройство его поглощено (до 1845 года), говорятъ, около двухъ милліоновъ рублей ассигнаціями: а Соборъ выстроенъ въ самомъ обыкновенномъ видѣ и, надо сказать, самымъ неудовлетворительнымъ образомъ 3). ГІо пріѣздѣ въ Орелъ, Преосвященный не нашелъ въ Соборѣ ни приличной ризницы, ни колоколовъ; да ктомуже въ немъ во многихъ мѣстахъ явились не безопасныя трещины въ стѣнахъ и сводахъ. Поэтому Преосвященный рѣшительно отказался отъ Собора; и просилъ Господъ Дворянъ привѳсть въ приличное состояніе Соборную церковь, согласно первоначальному предначертанію, на счетъ Дворянскаго капитала и подъ вѣдѣніемъ строительнаго Дворянскаго Комитета 4). Архипастырь дѣйствовалъ весьма настоятельно; завязалась огромная переписка; и безпокойства эти не разъ доходили до Высочайшаго свѣдѣнія и даже благораспоряженія. Какія безпокойства испытывалъ Владыка по устройству Павловскаго Собора, и какія могли происходить отъ того непріятности, предоставляю судить изъ Архипастырскихъ собственноручныхъ писемъ. — Вотъ что по этому поводу изъ С.-Петербурга Вла-

Ц Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 43—44 об. Кіев. ред. и л. 43—44 Ряз. ред.

*) См. еще письма 28, 29, 32, 34 и 39.

*) Всю исторію касательно Петропавловскаго собора см. у f Г. М. Пя-сецкаго: Исторія Орловской епархіи и описаніе церквей, приходовъ и монастырей (Орелъ 1899), стр. 921—9.29. 942—945. 969—975; Очеркъ исторіп Соборныхъ Церквей въ губернскомъ городѣ Орлѣ но случаю исполнившагося столѣтія со дня заложенія Петропавловскаго Каѳедральнаго Собора въ „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1897 г., 14—15,

стр. 471 сл.; № 27, стр. 791—792; № 29, стр. 1051-1053. 1056—1057; № 34, стр. 1259 (и по отд. оттиску, стр. 14 сл. 81—82. 85—87. 90—91. 115).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) А надобно знать, что этотъ Соборъ, по настоянію Господъ Дворянъ, еще до окончанія отдѣлки зданія и безъ ризницы Предмѣстникомъ Преосвященнаго Смарагда Орловскимъ бывшимъ епископомъ Евлампіемъ [Пятницкимъ] освященъ и принятъ отъ Строительнаго Дворянскаго Комитета въ духовное вѣдомство, въ надеждѣ, по увѣренію Гг. Дворянъ, что всѣ недостатки въ Соборѣ будутъ немедленно пополнены. Но когда Соборъ сданъ въ Духовное вѣдомство, Строительный Комитетъ былъ закрытъ и о сдачѣ Собора донесено Г. Министру Внутреннихъ Дѣлъ; съ присовокупленіемъ, что для Собора болѣе ничего не нужно.—(Это примѣчаніе о. Іероѳея имѣется только въ Кіевской редакціи на л. 44.)

дыка [Смарагдъ] отъ 20 Октября 1853 года изволилъ писать ко мнѣ [о. Іѳроѳею]:

Относительно Павловскаго Собора Святѣйшій Синодъ положилъ: предложить чрезъ Г. Министра Благородному Дворянству, чтобы оно всѣ ветхости исправило и сдало Соборъ, по законномъ освидѣтельствованіи, во всей исправности въ вѣдомство Епархіальнаго Начальства. Впрочемъ, не надѣюсь, чтобы изъ сего вышла надлежащая польза для бѣднаго и строителями оставленнаго Собора, по многимъ причинамъ....“

26 (X) 1).

%

Врагами Архипастырю [Смарагду] были и домашніе его. Сталъ онъ замѣчать въ своемъ вѣдомствѣ и язву взяточничества; (всегда не любившій взяточничества Архипастырь, и въ Орлѣ) наблюдалъ за искушавшимися (искушавшими), и старался прекращать зло, и нѳмоществующихъ врачевалъ. Вотъ мнѣніе самаго Архипастыря, изложенное въ письмѣ изъ С.-Петербурга отъ 30 Октября 1853 года\ и вотъ какъ онъ скорбитъ и болѣзнуетъ о семъ:

„Все..относительно...есть сущая справедливость. А

потому съ довѣренностію поручаю безпорядки, неустройства и упущенія въ скоромъ времени исправить... Должностныхъ лицъ не изъ кого выбрать... Одно невѣжество, лѣность, корысть, высокое о себѣ мечтаніе и злонамѣренность во всей своей силѣ. Я всегда боялся

и боюсь за злощастную... 2) въ которой не нахожу ни

одного... по своему желанію. Нѣкоторыхъ негодяевъ,

какъ наприм. Ж. 3), нужно бы вскорѣ вымѳсть изъ судилища правосудія 4). Господь мнѣ свидѣтель, что при

*) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 46 об.—47 Кіев. ред. и *• 46 и об. Ряз. рѳд.

*) Р'Ьль тутъ шла въ подлинникѣ, несомнѣнно, объ Орловской Духовной Консисторіи, ибо именно о ней говорится въ непосредственно за еимъ слѣдующей въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іероѳея выдержкѣ изъ письма отъ 24 ноября 1853 г. (см. № 28 на стр. 977).

) Этотъ иниціалъ имѣется лишь въ Кіевской редакціи. Разумѣется, вѣроятно, бывшій въ числѣ членовъ Консисторіи протоіерей Успенской г. Орла церкви и законоучитель гимназіи, о. Григорій Аѳанасьевичъ Ждановъ, изъ Калужской Семинаріи, кончившій курсъ Московской Академіи въ 1834 г. 16-мъ магистромъ и служившій потомъ профессоромъ философіи въ Орловской Семинаріи. См. „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1866 г., № 21, стр. 1189. 1196; 1867 г., № 9, стр. 683. 684. 692, ** Ю, стр. 794. 797.

) Онъ и изгнанъ (выметенъ) послѣ,—0. Іероѳей.

слабомъ А. В. И. *) я мучился, и всѣ дѣла самъ со с..

производилъ (производилъ съ....), глаза потерялъ, сердце

истерзалъ. Вновь же присланный... мало что проразумѣ-ваѳтъ...Скажите С....* 2), что я скоро наряжу ревизію, мо-

жетъ быть, испрошу и отселѣ чиновника, чтобъ было все исправно, и во всей точности согласно съ законами; и чтобъ былъ страхъ и опасеніе“.

27 (XI) 3).

10 Ноября того же [1853] года въ письмѣ [къ о. Іѳроѳею Смарагдъ] сообщаетъ о своей службѣ, жизни, здоровьѣ; и, благословляя меня служить въ 21 день того мѣсяца въ Орловскомъ Дѣвичьемъ Монастырѣ, по случаю храмоваго праздника, съ какою отеческою любовію и попечительностію Архипастырь заботится объ Игуменьѣ и сестрахъ!

„Свидѣтельствуйте отъ меня усердное почтеніе и благословеніе честнѣйшей старицѣ, Игуменьѣ Елико-нидѣ 4), и скажите ей, что писать не имѣю ни малѣйшаго времени, хотя и знаю, что нужно было бы утѣшить ѳѳ нашимъ письменнымъ привѣтомъ. Со времени пріѣзда моего въ столицу, получилъ болѣе 300 писемъ, (Иванъ Андреевъ5) насчиталъ). Когда же тутъ отвѣчать на оныя? Сами судите, и всѣмъ прочимъ скажите. Прошу также кланяться Маріи Ипполитовнѣ, и сказать, что я зятю ея Николаю Васильевичу В. дозволилъ поднять въ его домъ Свѣнскую Божію Матерь 6). Не пропустите Г-жи Веніамины Золштѳйнъ ,), и утѣшьте ее моимъ пастырскимъ памятованіемъ".

0 О. Іероѳей замѣчаетъ: „тогда уже покойный“. Это, вѣроятно, нѣкто Ильинскій, бывшійсекретаремъ Орловской Консисторіи до 1852 года, когда указомъ Св. Синода отъ 4 сентября сего года за № 8481 на его мѣсто былъ назначенъ синодальный чиновникъ Константинъ Поповъ, а въ 1858 г. его заступилъ Иванъ Коринскій.

*) Этотъ иниціалъ тоже сохраненъ лишь въ Кіевской редакціи, дающей нѣсколько болѣе пространную выддержку изъ сего письма. Не разумѣется ли Секретарь Консисторіи (Константинъ Поповъ)?

3) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 60 и об. Кіев. ред. и л. 59 обр.—60 Ряз. ред.

4) См. письмо 15.

*) Т. е. Смарагдовъ „секретарь“ Бончъ-Бруевичъ, о которомъ см. Л» 53.

в) См. письмо 58.

т) См. письмо 15.

28 (XII) *).

24 Ноября того жѳ [1853] года, говоря, что въ Епархіяхъ, гдѣ исправныя Консисторіи 2), давно уже представили (представлены) вѣдомости по разбору Духовенства 3), [Смарагдъ] изволилъ присовокупить:

Нынѣ Святѣйшій Синодъ посылаетъ уже подтвердительные и побудительные указы о скорѣйшемъ представленіи сего дѣла Высшей Власти. Побужденія сіи, разумѣется, относятся къ лѣнивѣйшимъ Епархіальнымъ Управленіямъ, въ числѣ которыхъ обрѣтаемся и мы“...

* *

*

24 числа того жѳ мѣсяца [Ноября 1853 года], говоря въ письмѣ о многомъ по Епархіальному Управленію и Архіерейскому Дому, Архипастырь [Смарагдъ] не думаетъ ни о трудахъ своихъ, ни о важности своего сана и занятій; напротивъ того, смиренно пишетъ:

„Вотъ уже и Синодскіе протоколы толстые принесли, и побуждаютъ оставить сіе маранье до слѣдующаго удобнаго времени. Проститежъ; и призовите помощь Божію на наше скудное дѣланіе“.

29 (XIII)4).

26 ноября того жѳ [1853] года [Смарагдъ] пишетъ ко мнѣ [о. Іероѳею по дѣлу о Павловскомъ соборѣ]:

»По дошедшему до Всемилостивѣйшаго Государя Императора свѣдѣнію, что въ Орловскомъ Каѳедральномъ Соборѣ служеніе прекращено до неисправности того Собора, Высочайше повелѣно чрезъ Гр. Клейнмихеля 5) немедленно все освидѣтельствовать и донесть Его Величеству. Слава Богу, Который Самъ чрезъ Своего Помазанника вступился за насъ!“

) Приводимыя здѣсь двѣ выдержки сего письма взяты изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 47 и об. и 60 об. Кіев. ред. и л. 46 об.—47 и 60 и об. Ряз. ред.

) Это слово въ Ряз. ред. замѣнено четырьмя точками.

) Излишнихъ Духовныхъ людей въ военную службу.—О. Іероѳей.

*) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 44 об,—45 Кіев. ред. и 44 Ряз. ред.; одна фраза изъ этого письма повторяется еще на л. 99 об. Кіев. рѳд. и л. 101 об. Ряз. ред.

5) Вѣроятно, графъ Петръ Андреевичъ Клейнмихель (1793—1868 г.г.), бывшій въ 1842—1855 г.г. главноуправляющимъ путями сообщеній.

30 (XIV) 1 2).

Въ письмѣ отъ 30 того же Ноября [1853 года] Архипастырь [Смарагдъ] говоритъ:

„Въ прошедшую Пятницу (27 Ноября 1853 г.) ®) мы слушали Высочайшее собственноручное повѳлѣніѳ, другое уже, о Павловскомъ Соборѣ: «Послать благонадежнаго офицера и Архитектора и освидѣтельствовать Соборъ, представить планы ветхостей и исправленій и донесть: кто строилъ, какія имѣются средства къ исправленію, и кто представлялъ объ освященіи?» Слава Богу, теперь можно надѣяться, что Соборъ нашъ приведенъ будетъ въ благоустроенный видъ. Я думаю, что всѣ нынѣ воскреснутъ отъ сна, и скоро отъ Графа Клейнмихеля 3 4) наряжены будутъ свидѣтели. Бывшій Г...ъ М...ъ, изъ всѣхъ въ мірѣ человѣкъ зловреднѣйшій *), доказывалъ здѣсь вездѣ, что Соборъ благоустроенъ и чрезъ освященіе Духовенствомъ принятъ; и болѣе ничего не требуется; а оставить его и теперь должно на попеченіи Духовенства. Къ сей своей мысли увлекъ онъ и Дворянство, разумѣется, нѳблагонамѣренныхъ... Обносилъ меня самыми черными и нещадными красками словесно и письменно... Но великъ Господь и правосуденъ! И нынѣ меня, могу сказать, другаго исповѣдника 5 * * * 9) за Павловскій Соборъ, подкрѣпляетъ и изводитъ

*) Двѣ нижеслѣдующія выдержки сего письма взяты изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 45 и об. и 60 об. — 61 Кіев. ред. и л. 44 — 45 и 60 об. Ряз. ред.

2) Вставка принадлежитъ, повидимому, о. Іероѳею.

3) См. выше стр. 977,5.

4) „Съ нимъ Преосвященный Смарагдъ имѣлъ столкновеніе въ Харьковѣ; и, къ несчастію, встрѣтился съ атомъ Господиномъ въ дру-

гой разъ на службѣ и въ Орлѣ“ (о. Іероѳей). «Ото относится, конечно, къ С. Н. Муханову (см. стр 979,г), который,напр.,чинилъ разныя придирки Харьковской Консисторіи въ производствѣ по отношенію Харковскаго

Губернскаго Правленія касательно приведенія въ исполненіе положенія

Комитета Министровъ, состоявшагося по дѣлу о крестьянинѣ Петрѣ Хо-

мяковѣ, сужденномъ за вступленіе въ бракъ по раскольническому обряду (см. дѣло Харьковской Духовной Консисторіи, нач. 13 ноября 1845 г. и оконч. 3 ноября 1849 г.). Совсѣмъ иное мнѣніе имѣлъ объ этомъ лицѣ преосвящ. Филаретъ (Гумилевскій), который 9 марта 1849 г. писалъ Иннокентію (Борисову) слѣдующее: „Мухановъ переѣзжаетъ въ Орелъ. Онъ добрый человѣкъ. Съ нимъ можно было жить покойно“ (см. у t проф. Н. И. Барсова, Матеріалы для біографіи Иннокентія Борисова I, Спб. 1884, стр. 112).

9) Орловскій Павловскій Каѳедральный Соборъ устроенъ въ честь Святителя Павла Исповѣдника, Патріарха Константинопольскаго, 6 ноября празднуемаго св. Церковію.—О. Іероѳей.

судьбу МОЮ И правду мою яко полуднѳ *). О, Господи! Прости враговъ моихъ и мѳня безсильнаго и не могущаго спокойно, какъ бы должно, переносить діавольскихъ козней ихъ, помилуй своимъ благоутробіѳмъ!

___въ 2) многихъ и Дворянъ успѣлъ отвратить отъ

мѳня и поселить въ оныхъ недовѣрчивость ко мнѣ. Да воздастъ ему Господь, яко же Самъ вѣсть“.

31 (XV) 3).

Отъ 5 Декабря (того же) 1853 года [Смарагдъ] изволилъ писать [о. Іѳроѳѳю]:

„Прошедшую недѣлю, слава Богу, провели мы благополучно. Завтра, т. е. 6 Декабря Орловскіе будутъ служить литургію въ Казанскомъ Соборѣ“.

Извѣщая при этомъ о Ярославскомъ 4 5) и Владимірскомъ б) Ректорахъ, назначенныхъ на 1854 годъ на чреду, [Смарагдъ] присовокупляетъ:

‘) Псал. XXXVI, 6.

*) Вышеупомянутый Г...ъ М..л». Это есть, несомнѣнно, Сергѣй Николаевичъ Мухановъ, который съ чиномъ д. ст. сов. показывается началь-ццкомъ Харьковской губерніи съ 12 ноября 1840 г. по 20 февраля 1849 г. (см. Сборникъ Императорскаго Русскаго Историческаго Общества, т. LXII, Спб. 1888, стр. 47; К. П. Щелковъ, Историческая хронологія Харьковской губерніи, Харьковъ 1882, стр. 210. 216 — съ отмѣткою на стр. 226, что послѣ него Харьковскимъ губернаторомъ былъ тайн. сов. А. С. Трѳскинъ), а въ званіи генералъ-маіора называется начальникомъ Орловской губерніи съ 25 февраля 1849 г. но 13 декабря 1851 г. (см. Сборникъ ibid., т. LXII, стр. 724); Смарагдъ же былъ архіепископомъ Харьковскимъ 6 августа 1840 г.—31 декабря 1841 г. и Орловскимъ 12 ноября 1844 г.—5 іюня 1858 г. Въ 30-хъ годахъ С. Н. Мухановъ былъ Московскимъ оберъ-полиціймейстеромъ.

*) Обѣ выдержки сего письма взяты изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 61 Кіѳв. ред. и л. 60 об.—61 Ряз. ред.

*) Ярославскимъ ректоромъ тогда (съ 3 апрѣля 1850 г. по 30 января 1854 г.) былъ Никодимъ (Казанцевъ), 14 февраля 1854 г. епископъ Чебоксарскій, 18 сентября 1861 г.—Енисейскій, 6 апрѣля 1870 г. уволенъ на покой въ Перервинскій монастырь, гдѣ и скончался 11 іюня 1874 г.

одился онъ 5 сентября 1803 г. и потому ко времени вызова въ С.-Петербургъ на чреду имѣлъ уже 51-й годъ.

5) Ректоромъ Владимірской Духовной Семинаріи съ 3 декабря 62 г. до 30 апрѣля 1856 г. былъ Платонъ (Ѳивѳйскій), 24 мая 1856 г. хиротонисованный во епископа Старорусскаго, 31 іюля того же года переведенный епископомъ Ревельскимъ, 15 мая 1857 г.—Костромскимъ, гдѣ съ 31 мая 1868 г. архіепископъ и гдѣ скончался 12 мая 1877 г. (см. и ^ -®- 'Малицкаго, Исторія Владимірской Духовной Семинаріи II,

осква 1902, стр. 235—237). Онъ родился 18 іюня 1810 г.,—и, слѣдовательно, въ декабрѣ 1853 г. ему шелъ уже 44-й годъ.

„Оба лица—люди нѳ молодые и. говорятъ, съ дарованіями. Дай Богъ, чтобъ были со смиреніемъ“.

*

* *

30 числа того же Ноября [1853 года] извѣщая:

„о совершеніи Святѣйшимъ Синодомъ въ большой Придворной церкви молебствія Виктиріальнаго, благодарнаго за дарованныя Господомъ Богомъ двѣ блистательныя побѣды надъ турками“ *),

[Смарагдъ] восклицаетъ:

„Слава Господу Богу, побѣдители насъ творящему!.. Государь, Августѣйшая Фамилія, многочисленный Сиг-клитъ и Генералитетъ усердно благодарили Господа за викторію. Мы, то есть Синодалы, искреннѣйше привѣтствовали Ихъ Величества съ радостнѣйшимъ торжествомъ“.

32 (XVI) 1 2).

А какова любовь Архипастыря [Смарагда] къ своимъ подчиненнымъ сотрудникамъ, каково снисхожденіе и утѣшеніе! Вотъ какъ Владыка начинаетъ свое Святительское посланіе отъ 12 Декабря [1853 года]:

„Господину Священноархимандриту и довѣренному о Христѣ брату и сослужителю О. І[ероѳею] съ подчиненными ему Архіерейскаго Дома братствомъ и домохозяйствомъ нашего смиренія препосылаѳмъ Архипастырское благословеніе. Господь да направитъ всѣхъ васъ во благое“.

И это не единственное надписаніѳ. Много и очень много писемъ Архипастырскихъ, богатыхъ любовію, смиреніемъ и назиданіемъ у разныхъ лицъ свѣтскихъ и духовныхъ, особенно у Архимандритовъ, Игуменовъ, Игуменій, Протоіереевъ, къ которымъ Святитель относился съ особенною любовію и довѣренностію. Въ письмахъ нерѣдко (иногда) разрѣшалъ такія дѣла, давалъ такіе совѣты, которые избавляли Епархіальное Управленіе отъ безплодной переписки и непріятныхъ безпокойствъ, Вообще писемъ Святительскихъ много и потому, что Его Преосвященство признавалъ за нѳпри-

1) ІІовидимому, разумѣются побѣды на Азіатскомъ театрѣ—1) 14-го ноября 1853 г. при Ахалцыхѣ подъ начальствомъ кн. Андроникова и

2) 19-го ноября 1853 при Башъ-Кадыкларѣ подъ начальствомъ кн. Бебутова, хотя въ томъ же ноябрѣ, 18 числа, Нахимовъ разбилъ турецкую эскадру при Синопѣ.

2) Нижеслѣдующія выдержки сего письма взяты изъ „Воспоминаній“ о. Іерооея л. 61—62 и 59 Кіев. ред. и л. 61—62 и 58 об. Ряз. ред.

личное съ своей стороны не отвѣчать на привѣты. Въ этомъ же письмѣ, извѣстивъ, что

Вчера положено: Старца Ярославскаго *) уволить согласно его прошенію отъ тяжкихъ административныхъ Епаршѳскихъ заботъ“, и о прочемъ, [Смарагдъ] присовокупилъ:

Вы однакожъ не безпокойтесь о предполагаемомъ преемникѣ его. Господь усмотритъ и изберетъ! Я же, признаюсь, совершенно не расположенъ къ сѣвернымъ Епархіямъ, хотя бы онѣ почтены были достоинствомъ и изобиліемъ. При наступившей старости, нѳумолкно воздыхаю къ югу; и ему желаю ввѣрить храненіе костей моихъ... Впрочемъ, да будетъ во всемъ воля Божія! Искать же чего-либо на землѣ не хочу, какъ и доселѣ не искалъ. Ты, Господи, вѣси, что всѣ бывшія Епархіи пришелъ я безъ малѣйшаго въ томъ участія воли моей!“

*

* «

Въ письмѣ отъ 12 декабря 1853 года Владыка [Смарагдъ], между прочимъ, пишетъ о покойномъ помѣщикѣ Цуриковѣ:

,, Сергѣя Васильевича я приказалъ поминать заупокой, и самъ завтра буду служить и молиться о представль-шѳмся. Утѣшитель Духъ Святой да утѣшитъ его семейство и потомство“.

33 (XVII) * 2).

Вотъ какимъ образомъ и откуда исходили на Архипастыря [Смарагда] Орловскія поношенія и скорби! 3)—18 числа Декабря 1853 года Святитель извѣщаетъ меня [о. Іѳроѳея] и еще:

„О найлучшемъ исправленіи Собора [Павловскаго] и дополненіи всего нужнаго для Каѳедральнаго Храма на

сихъ дняхъ имѣю писать къ Г. Губернатору...... Станемъ

вѣрить въ Провидѣніе и надѣяться..... Здѣсь въ Синодѣ

разсуждаютъ, чтобы намъ отнюдъ въ окончательныя исправленія по Собору не вмѣшиваться. Пусть Гг. Дворяне, что и какъ хотятъ, дѣлаютъ“.—

) Архіеп. Евгенія Казанцева, уволеннаго на покой 24 декабря 1853 г., + 27 іюля 1871 г.

) Нижеслѣдующія выдержки сего письма взяты изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея, л. 45 об. 46 об. 48 об.—49 об. 62 и об. Кіев. ред. и л. 45—46. 47 об. 48 об. 62 и об. Ряз. ред.]

3) Разумѣются осложненія и столкновенія по дѣлу о Павловскомъ соборѣ, о чемъ рѣчь въ непосредственно предварявшей у о. Іероѳея эти строки выдержкѣ изъ письма Смарагда отъ 30 ноября 1853 года (см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 на стр. 978—979).

Таковы Святительскія безпокойства по благоустроенію Орловскаго Павловскаго Собора * *). Они-то много повредили ревностному Архипастырю особенно во мнѣніи лицъ, прикосновенныхъ къ этому дѣлу. Впрочемъ, мы видѣли, что и самъ Архипастырь недовольство относитъ только къ нѳ-благонамѣрѳнному меньшинству. Благородное большинство, конечно, и дѣйствовало благородно. Господа Дворяне усердствовали и богато жертвовали на устройство Собора. Какъ бы то ни было, а неудача въ семъ богоугодномъ дѣлѣ Соборно-церковнаго благоустройства была значительна, (и) въ слѣдствіе благородной (и) неограниченной довѣренности къ Строительному Комитету (строителямъ). Духовенство и Архипастырь собственно по этому дѣлу страдали невинно. (И если бы нашлись, а вѣроятно, тутъ же и были) отвѣтственныя (въ этой неудачѣ) по Строительному Комитету лица: то для нихъ тѣмъ легче было (легко могли) подкладывать горячіе матеріалы клеветы на огонь взаимнаго раздраженія.

*

♦ *

Архипастырь [Смарагдъ] лично и не рѣдко разсказывалъ, что когда умеръ въ С.-Петербургѣ Графъ Курута, бывшій при Великомъ Князѣ Цесаревичѣ Константинѣ Павловичѣ въ Варшавѣ Начальникомъ Штаба: то къ описи имѣнія Графа, и для учинѳнія распоряженія о погребеніи покойнаго, Высочайше назначена была особая Комиссія, которая въ представленіи своемъ, между прочими распоряженіями, опредѣлила въ расходъ двѣстѣ рублей ассигнаціями Преосвященному Архіерею, который будетъ погребать тѣло Графа. Это опредѣленіе Комиссіи утверждено Государемъ Императоромъ. А погребеніе совершалъ и деньги двѣстѣ рублей получилъ Преосвященный Смарагдъ, бывшій тогда С.-Петербургской Епархіи Викарнымъ, Епископомъ Рѳвѳльскимъ 2). Вотъ и другой, подобный примѣръ, о которомъ Владыка откровенно изволилъ писать мнѣ [о. Іѳроѳею] 18 Декабря 1853 года изъ С.-Петербурга:

1) См. письма 25, 29, 30, 35 и 40.

*) Генералъ отъ инфантеріи графъ Димитрій Димитріевичъ Курута былъ ближайшимъ другомъ и самымъ довѣреннымъ лицомъ великаго князя Константина Павловича, родился въ 1770 г. и умеръ въ 1838 г. (см. Русскій біографическій словарь, томъ „Кнаппе-Кюхельбекеръ“, Сиб. 1903, стр. 613) или въ 1833 г. (см. у Брокгауза и Ефрона, Энциклопедическій словарь, полутомъ ХХХШ, стр. 110). Послѣднее гораздо вѣроятнѣе и—можно сказать—единственно вѣрно, ибо викаріемъ С.-Петербургскимъ—съ именемъ епископа Ревельскаго—Смарагдъ былъ съ 20 сентября 1831 г. по 14 мая 1833 г., а въ 1838 году состоялъ уже архіепископомъ Полоцкимъ.

15 числа того же мѣсяца нашѳ все Подворье со Владыкою *) поднято было на хозтуру, съ дозволенія Преосвященнаго Митрополита а), которую совершали на ближайшемъ Смоленскомъ кладбищѣ по усопшемъ нѣкоемъ Оберъ-бергъ Гауптманѣ * 2 3) Шапошниковѣ4 5). Нѣкую малость заработали на продолженіе своего содержанія“.

•J*

$ *

Письмо отъ 18 числа тогожъ Декабря [1858 года] доказываетъ, сколько Архипастырь [Смарагдъ] заботился о томъ, чтобы ввѣренное ему Духовенство не страдало отъ^ бремени проволочекъ въ дѣлопроизводствѣ п непотребныхъ издержекъ (неправедныхъ поборовъ, или взятокъ). Владыка пишетъ:

, у . „Нашѳ Кромскоѳ Духовное Правленіе, какъ не нужное, по моему представленію, закрывается. Нужно бы п,, еще кое-какія Духовныя Правленія позакрывать. Лишнія для поборовъ съ Духовенства инстанціи.........“

‘ Поговоривъ и опятѣ б) о неудовлетворительности.....6) дѣ

‘ііоіфОизводства, о Соборѣ, о смѣнѣ Соборнаго старосты ,), о1 'нераспорядительности Каѳедральнаго.... (П.) 8), заклю-

чаетъ:

9 Т. е., конечно, самъ Смарагдъ.

2) Никаноръ (Клементьевскій), f 17 сентября 1856 года.

3) Соединеніемъ двухъ названій—„Оберъ-гауптманъ“ и „Бергъ“7 (— Коллегія), вошедшихъ въ русскій языкъ въ эпоху Петра в. (см. у Я. А. Смирнова въ Сборникѣ отдѣленія русскаго языка и словесности Императорской Академіи Наукъ, т. LXXXVIII, Спб. 1910, стр. 207 и 59), обозначается видный чиновникъ по главному управленію горными дѣлами въ Россіи.

4) Въ росписяхъ Смоленскаго православнаго кладбища о погребенныхъ за 1853 годъ значится подъ Х»-ромъ 74: „умеръ 12 и погребенъ 15 Декабря—Евгеній Алексѣевъ Шапошниковъ, Вице-директоръ Департамента горныхъ и соляныхъ дѣлъ оберберггауптманъ 4-го класса, 57 лѣтъ, отъ поврежденія сердца, — исповѣдывалъ и пріобщалъ Андреевскаго собора Прот. Іоаннъ Протопоповъ; совершали погребеніе — Свяіц. Алексѣй Леоедевъ съ дьячкомъ Ив. Покровскимъ“. Не совсѣмъ понятно, почему эта запись умалчиваетъ о соучастіи Смарагда въ отпѣваніи Е. А. Шапошникова, о каковомъ лицѣ ср. Сборникъ Императорскаго Русскаго Общества, т. LXII (Спб. 1888), стр. 431.

5) См. выше письмо 26.

*1 Т. е., консисторскаго. .

7) Это, конечно, Григорій Ивановичъ (Рушенковъ), упоминаемый въ письмахъ 13, 35 и 38.

в) Вѣроятно, разумѣется „Каѳедральный Протоіерей“ — Бутягинъ, о которомъ см. письма 35, 36, 38 и 40.

„Вѣроятно сіи наши строки застанутъ пасъ празднующими великій день Рождества Христова. Привѣтствую васъ и всю Боголюбезную Паству нашу съ великими для нашего спасенія совершившимися въ сей день событіями! А о насъ воздохните; ибо, какъ утверждаютъ, мы не будемъ имѣть во весь праздникъ вожделѣннаго Орловскаго покоя, въ коемъ, достигая 60-ти-лѣтія, крайне и паче всего нуждаемся“.

34 (17) *).

1853 г. Дек. 23.

Господину Архимандриту и нашего смпрѳнія сослужителю передаемъ Архипастырское благословеніе.

По полученіи изъ Казначейства Командорскихъ моихъ денегъ, пришлите оныя ко мнѣ, при вѣрной оказіи.

Вѣдомость но разбору излишнихъ духовныхъ прислана мнѣ изъ Консисторіи весьма неисправная, а во многихъ случаяхъ неразумная и пристрастная. Что весьма меня озабочиваетъ и приводитъ въ негодованіе противъ Орловскихъ моихъ сотрудниковъ, коихъ въ настоящее время не могу почтить даже добрымъ словомъ.

Сюда со многихъ Епархій собираются (по особому распоряженію Св. Синода) къ Преосв. Григорію 2) Священники, на 4 мѣсяца, для полученія наставленій миссіонерскихъ, противъ раскольниковъ 3), Многіе изъ нихъ Протоіереи и Іереи

V) Выдержка изъ этого письма приводится въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іерооея (л. 63 и об. но Кіев. и Ряз. ред.) съ предвареніемъ: „Скорбѣлъ Владыка [Смарагдъ] и въ Орловской Епархіи, что не имѣлъ хорошихъ сотрудниковъ къ возвращенію въ нѣдра святыя церкви погибающихъ отъ раскола овецъ“.

2) Постникову, тогда архіеп. Казанскому (съ 1 марта 1848 г.), присутствовавшему въ Св. Синодѣ, съ 1 октября 1856 г. бывшему митр. С.-ГІетербургскимъ и Новгородскимъ, f 17 іюня 1860 г.

3) Разумѣемое здѣсь синодальное распоряженіе было таково. „Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ, озабочиваясь вразумленіемъ заблуж-дающихъ, уклонившихся отъ Св. Православной Церкви въ расколъ, разсуждалъ, что первый къ тому способъ заключается въ духовно-нравственномъ на сихъ людей дѣйствованіи... (и) опредѣленіемъ 9/и Октября 1853 года положилъ нынѣ же учинить слѣдующее: 1) Предписать Преосвященнымъ—митрополиту С.-Петербургскому и Новгородскому, архіепископамъ: Казанскому, Ярославскому, Тверскому, управляющему Псковскою епархіею и Олонецкому и епископамъ: Нижегородскому, Калужскому, Тульскому, Костромскому, Архангельскому, Саратовскому и Оренбургскому, избрать изъ подвѣдомственнаго имъ духовенства, митрополиту, по С.-Петербургской епархіи, двухъ священниковъ и столько же по Новгородской, архіепископамъ Казанскому, управляющему Псков-

являлись и КО мнѣ — для благословеній и наставленій. Я любовался и нѣкоторыхъ изъ нихъ нашелъ весьма свѣдущими въ разглагольствованіи съ мнимыми старообрядцами, и очень начитанными старинныхъ книгъ. У насъ же нѣтъ ни одного человѣка, который могъ бы разинуть ротъ противъ сектантовъ. Всѣ невѣжи, всѣ корыстолюбивы, всѣ только думаютъ о своихъ си х), и рѣшительно ничего, относящагося до раскола, не знаютъ, не читаютъ, не смыслятъ; а только окаяннѣйшіѳ! о себѣ мнятъ!.. Почему я и отклонилъ отъ своей Епархіи вызовъ сюда подобныхъ Іереевъ.

Харьковскій Епископъ Филаретъ 2) выпросилъ себѣ дозволеніе на 22 дня побывать въ Москвѣ и Сергіевой Лаврѣ подъ видомъ Богомолья. Не знаю: когда онъ будетъ переѣзжать черезъ Орелъ? Если это случится, и онъ заѣдетъ въ нашъ Домъ: то угостите его чаемъ и убогою ухой, по нашему убожеству. Хотя онъ, яко молодой, и мало со мной

скою епархіею и Олонецкому и епископамъ Тульскому, Архангельскому и Оренбургскому по одному, а всѣмъ прочимъ по два священника или монашествующихъ, такихъ, коимъ уже извѣстны заблужденія раскольниковъ и мѣстныя обстоятельства, до нихъ касающіяся, и кои. по усердію, благочестію и безкорыстію способны, достойны и готовы посвятить себя великому дѣлу обращенія заблуждающихъ и таковыхъ избранныхъ немедленно отправить ^ъ С.-Петербургъ, приказавъ имъ явиться въ Святѣйшій Сѵнодъ.... 2) Призванныхъ такимъ образомъ священни-

ковъ или монашествующихъ поручить назиданію сѵнодальнаго члена, Преосвященнаго Архіепископа Казанскаго Григорія, съ тѣмъ, чтобы онт , отобравъ отъ нихъ свѣдѣніе о положеніи раскола въ тѣхъ епархіяхъ, къ коимъ они принадлежатъ, и, по архипастырскомъ испытаніи способностей ихъ, образа мыслей и готовности на всякое самоотверженіе, преподалъ имъ, въ теченіе четырехъ мѣсяцевъ, исторію раскола въ главныхъ его чертахъ, понятіе о всѣхъ сектахъ и наставленіе къ разсѣянію ихъ заблужденія въ духѣ кротости и смиренія, съ самоотверженіемъ и упованіемъ на милость Божію, и затѣмъ представилъ Святѣйшему Сѵноду свои соображенія о томъ, какимъ образомъ обратить сихъ священниковъ къ дѣйствованіямъ и обезпечить ихъ содержаніе; между же тѣмъ занять сихъ священниковъ пересмотромъ раскольническихъ книгъ и рукописей, въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ находящихся. Въ помощь же Преосвященному I ригорію по сому важному д ѣлу назначить ректора С.-Петербургской Академіи, Преосвященнаго Епископа Макарія“... См. Собраніе постановленій по части раскола, состоявшихся но вѣдомству Св. Сѵ нода, книга II (1801—1868), Снб. I860, стр. 547—550. Аналогично сему, синодальнымъ опредѣленіемъ 8 із августа 1858 г. вызывались къ тому же ригорію, тогда митрополиту . С.-Петербургскому, вдовые священники изъ ввѣренныхъ ему епархій для приготовленія ихъ подъ непосредственнымъ его руководствомъ на дѣйствованіе противъ раскольниковъ (см. ibid. И, стр. 815 -816).

9 1 Кор. ХГТІ, 5.

2) См. письмо 51.

знакомъ, однакожъ имѣетъ со мной будто бы благопріятель-ную переписку.

Дѣло о Даніилѣ (ученомъ) *) весьма худо по Консисторіи рѣшено. Его бъ давно слѣдовало лишивъ сана отдать въ солдаты. Неисправимый пьяница и клеветникъ. Для чего же Консисторія въ такихъ случаяхъ лицемѣритъ и мнѣ несносные труды дѣетъ?

Въ имѣніи Графа Протасова * 2), Мцеяскаго Уѣзда села Рождѳяственскаго что на Оптушкѣ—попъ съ діакономъ ссорятся, и Управляющій съ попомъ хотятъ выгнать Діакона. Почему все дѣло доселѣ не рѣшено? Аль Секретарь дожидаетъ побужденій о семъ отъ Графа? Пусть же потомъ не скорбитъ, если что случится непріятное—за таковую невнимательность и нѳдѣятельность. КВ. Скажите ему о семъ.

Помѣта: „Получ. 29 Дек. 1853 г.“

Проф. Н. Глубоковскій.

Редакторъ, профессоръ С.-Петербургской духовной академіи

Петръ Смирновъ.

9 Гумилевскій, сначала епископъ (съ 6 ноября 1848 г.), потомъ (съ 7 апрѣля 1857 г.) архіепископъ Харьковскій, затѣмъ (съ 2 мая 1859 г.) Черниговскій, -j- 9 августа 1866 г.

2) Оберъ-Прокуроръ Св. Синода (съ 25 іюня 1836 г.) графъ Николай Алексѣевичъ Пратасовъ (f 16 января 1855 г.).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.