Научная статья на тему 'Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)'

Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Н. Н. Глубоковский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 10. С. 1238-1253.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Іы . ...... .||||.|[||||.|||||.п.lOlriltlllrlllllimin.-.„ІІІІІИІІІМПіі.«....lUlulllh...........ААіІІІНі.».......................ІІІІІКіШиШІІ....ІІМІІІІПІІ..жмнпиіШі.ЛімГПіми....................-Ad

W и* Hi Щ ТГТ—11І m та ш m и; я

r,j|)l»M.m„,.»Mq,ln||;|»l|{1.»•«■ГГ.ЦЩЩЩМЦЦІ..............................................................................-......ІЛШ'ЧЦІ..........................WWW9...........•Ч|ІИМЦМЦ1"ІИІ...*rm

Письма архіепископа (Рязанскаго, t П ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановскаго) къ архимандриту Іероѳею (Добрицкому, t 30 ноября 1882 г.) изъ Орла, С.-Петербурга и Рязани (1847 —1863 г.г.) *).

48 (XXIV) 1).

СуЪ сего времени [т. е. возвращенія изъ С.-Петербурга і въ Орелъ] писанія Архипастырскія [Смарагда] къ мо-„f ему недостоинству [о. Іероѳею] болѣе часты; но неиз* дГ мѣнно исполнены единаго духа любви ко Господу, Ä упованія на Него, смиренія, благораспорядитѳльности ( и откровенности, которая, по чистосердію Владыки, любезно высказывалась и о новостяхъ, всегда приправляемыхъ нравоученіемъ. Такъ 23 апрѣля 1855 года [Смарагдъ] пишетъ:

„Христосъ Воскресе!—По ходатайству вашему сего дня монахи ваши рукоположены во имя Господа Бога и во славу Его. О Мценскѣ, чтобы мнѣ вскорѣ быть тамъ, я поистинѣ и не думалъ. А скорѣе быть вамъ у насъ, если присужденная вамъ третья степень Анны Святѣйшимъ Синодомъ, будетъ утверждена и Благочестивѣйшимъ Императоромъ 2). Дай Богъ получить! Я съ своей стороны полагаю, что вы никогда не можете

*) Продолженіе. См. сентябрь, гдѣ издатель не держалъ послѣдней корректуры.

г) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 73—74 Кіев. ред. и 73 об.—75 Ряз. ред.

2) По имѣющей у насъ копіи формуляра о. Іероѳея за 1879 г., онъ „въ воздаяніе отлично-усердной службы Всемилостивѣйше сопричисленъ къ ордену св. Анны 3 степени 16 Апрѣля 1855 года“.

жаловаться на мое усердіе къ Вашему лицу, или невниманіе къ вашей службѣ“.

Послѣ нѣсколькихъ извѣстій, Владыка говоритъ:

„Вотъ и Задонскій Архимандритъ О. Серафимъ оставилъ уже жизнь сію, и отошелъ въ лучшій міръ въ самую Пасху! Конечно, Воронежской Епархіи не нажить уже подобнаго дѣятеля. Помолитесь о семъ достойнѣйшемъ служителѣ Церкви Господней...“

Не мѣшаетъ однакожъ вспомнить о прежнихъ отношеніяхъ между Преосвященнымъ Смарагдомъ и Архимандритомъ Серафимомъ. Будучи Ректоромъ Кіевской Духовной Семинаріи и Настоятелемъ Кіево-Выдубицкаго Монастыря, Архимандритъ Смарагдъ возобновлялъ этотъ монастырь на испрошенную отъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода сумму; и въ это время получилъ перемѣщеніе въ Ректора Московской Виѳанской Семинаріи. Игуменъ Серафимъ, бывшій экономомъ Кіево-Софійскаго Митрополичьяго Дома, былъ назначенъ временно къ принятію въ свое завѣдываніе Кіево-Выдубицкаго Монастыря; и при пріемѣ этой Обители жестоко притѣснилъ Архимандрита Смарагда: считалъ доски, употребленныя въ полы, заборы и тому подобн., такъ что Архимандритъ Смарагдъ вынужденъ былъ жаловаться Высокопреосвященному Митрополиту Кіевскому. Впослѣдствіи Преосвященный Смарагдъ, увидѣвшись въ гор. Ельцѣ съ Задонскимъ уже Архимандритомъ Серафимомъ, все прежнее забылъ, по незлобію своему.

*

* *

[Къ этимъ словамъ о. Іероѳея неизлишне прибавить, что о. Серафимъ Покровскій былъ родомъ изъ Псковской епархіи, гдѣ преосвящ. Евгеніемъ Болховитиновымъ былъ взятъ къ себѣ изъ строителей Якобштадтскаго монастыря экономомъ архіерейскаго дома съ назначеніемъ его игуменомъ Крыпѳцкаго Іоанно-Богословскаго монастыря, съ этимъ же архипастыремъ, возведеннымъ 30 января 1822 г. на Кіевскую митрополію, перешелъ въ Кіевъ сначала казначеемъ митро-политанскаго дома, при Кіево-Софійскомъ соборѣ, потомъ экономомъ и, наконецъ, въ 1834 г. намѣстникомъ Кіево-Печерской Лавры, но по смерти митр. Евгенія (f 23 февраля 1837 г.), поручившаго ему по завѣщанію „сохраненіе своего имѣнія до отдачи наслѣдникамъ“ (см. „Русскій Архивъ“ 1909 г., кн. 6, стр. 205), вынужденъ былъ уйти въ настоятели Домницкаго Рождественскаго монастыря, Черниговской епархіи, въ 1839 г. переведенъ на такую же должность въ Нѣ-жинскій Назаретъ-Богородичный (Благовѣщенскій) монастырь и въ 1846 г. перемѣщенъ въ Задонскій Богородицкій монастырь, Воронежской епархіи, гдѣ скончался не 13 марта,

какъ у Л. Ст. Мацѣѳвича на стр. 511, и не 18-го, какъ у П. М. Строева, Списки іерарховъ и настоятелей монастырей Россійскія Церкви, Спб. 1877, стлб. 847, а) 28 марта 1855 года въ три часа пополуночи—согласно сообщенному намъ изъ Задонска донесенію старшей братіи епископу Воронежскому Іосифу отъ 28 марта 1855 г. за № 76. См. у о. А. Ѳ. Хойнацкаго, Очеркъ исторіи Нѣжинскаго Благовѣщенскаго монастыря (Нѣжинъ 1906), стр. 50; іером. Геронтія, Историко-статистическое описаніе первокласснаго Задонскаго Богородицкаго монастыря, Москва 1871, стр. 126—127, 2-е изд. ibid. 1873, стр. 122 и—особенно—у Л. Ст. Мацѣевича въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1910 г., № 7—8, стр. 495 сл. Описываемый у о. Іероѳѳя случай можетъ относиться къ періоду ректорства Смарагда въ Кіевской Семинаріи (съ 30 ноября 1826 г.), при настоятельствѣ въ Кіево-Выдубиц-комъ Михайловскомъ монастырѣ (съ 17—31 декабря 1826 г.), и—въ частности—къ переводу его (съ 8 мая 1828 г.) ректоромъ Виѳанской Семинаріи.—Н. Г.].

*

iS &

Далѣе въ томъ же письмѣ Владыка пишетъ:

„Вы же.Мценскіѳ чернецы не молодушествуйте и не ропщите, видя, что въ настоящее время всѣ состоянія гораздо болѣе безпокойны, нежели мы. Господи, отъими отъ насъ это грозное время, и пошли миръ Твой святый на враждебную *) землю нашу“.

49 (XXV) * 2).

Преосвященный [Смарагдъ] всегда предварительно извѣщалъ Духовенство предъ выѣздомъ для посѣщенія Епархіи. Онъ никогда никого не безпокоилъ нечаяннымъ наѣздомъ; никогда не имѣлъ въ виду цѣли, чтобы застать кого-либо въ неисправности; зналъ человѣческую на подобные случаи немощь; и желалъ только, чтобы вездѣ все было исправно и удовлетворительно къ его пріѣзду. А о всегдашней исправности по Духовному Вѣдомству онъ постоянно, неизмѣнно напоминалъ всѣмъ и каждому при личныхъ свиданіяхъ; и въ это время особенно признавалъ нужнымъ подтверждать обо всемъ. Вотъ и теперь отъ 18 Маія 1856 года Архипастырь пишетъ:

9 По словамъ о. Іероѳея, здѣсь „Архипастырь, вѣроятно желалъ представить вообще міръ земной, на которомъ стихіи добра и зла—въ постоянномъ раздорѣ въ слѣдствіе Божественнаго прощенія“...

2) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 74 об.—75 Кіев. ред. и л. 75—76 Ряз. ред.

„Вѣдомо вамъ да будетъ, что я въ Троицынъ день 26 Маія намѣренъ быть и служить въ Мценскѣ. Самъ пріѣду, если Господь соизволитъ, къ вамъ въ Монастырь 25 числа... Скажите о семъ О. Проторіею Ильѣ Космичу *) и всему Духовенству, чтобъ все было въ порядкѣ п къ духовному моему удовольствію“.

Но, сколько могу припомнить, не смотря на Архипастырское предвареніе мы въ Обители не успѣли встрѣтить Святителя по чину! А Владыка за это не былъ въ претензіи къ нашей безпечности.

' „Намѣренъ,—

продолжаетъ онъ въ письмѣ,— пробыть въ Мценскѣ Троицынъ, а, можетъ быть, и Духовъ день. А потомъ собираюсь въ Боголюбезный Волховъ на открытіе женской Общины * 2) и прочихъ священнодѣйствій и церковныхъ дѣлъ. Мира, здравія, а паче Божія всѳдѣйственнаго благословенія всѣмъ вамъ усерднѣйше желаю“.

50 (XXVI) 3).

22 Декабря того-же [1866] года Владыка [Смарагдъ] пишетъ:

„Много благодаримъ васъ, отче, за ваше благожеланія мнѣ, по случаю предстоящаго великаго праздника. Взаимно, молитвенно желаю, да Рождшійся во спасеніе наше Господь сохраняетъ тя здрава и благоденственна на многія и многія лѣта! Слава Богу, мое здоровье нынѣ лучше, хотя и не въ нормальномъ положеніи. Что дѣлать?—60 лѣтъ! Нужно мириться со старостію и благодарить Господа и за то здоровье, которое по неизреченной Своей милости Онъ посылаетъ“.

Далѣе, сожалѣя о выѣздѣ и болѣзни Ректора Семинаріи, Архимандрита Митрофана въ Полотенъ, объясняя неблагопріятные слухи о новомъ Орловскомъ Ректорѣ 4), и учинивъ

Ч Разумѣется протоіерей Мценскаго собора Илья Космичъ Соколовъ, состоявшій еще благочиннымъ и присутствующимъ въ Духовномъ Правленіи; въ 1856 г. онъ былъ депутатомъ отъ Орловской епархіи при коронованіи Императора Александра II.

-) См. о ней письмо 20 и ср. 41, 42.

3) Нижеслѣдующія выдержки сего письма взяты изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 76 и об. 29 прим. Кіев. ред. и л. 76—77. 29 прим. Ряз. ред.

4) Это былъ архим. Фотій (Аркадій Романовскій). Послѣ Московской Семинаріи онъ учился въ Московской Духовной Академіи (1842—1846 гг.) и кончилъ курсъ пятымъ магистромъ, служилъ инспекторомъ Новгородской Семинаріи, откуда въ 1853 г. былъ назначенъ ректоромъ въ Полоц-

косвенныя замѣчанія и намъ грѣшнымъ, по случаю бывшей Настоятельской вакансіи въ Трубчевскомъ Чолнскомъ Монастырѣ, меня касавшейся *), продолжаетъ:

„Крестный ходъ Высочайше утвержденъ во Мцѳнскѣ 12 Августа изъ Петропавловскаго Монастыря 2), которому принесетъ ли какой доходъ сіе хожденіе, сомнѣваюсь. Господь да пошлетъ вамъ всякое изобиліе. Простите!“

*

* *

22 Декабря 1856 года въ письмѣ ко мнѣ [о. Іѳроѳею] Архипастырь [Смарагдъ] изволилъ увѣдомить меня, что

„Воинъ ДимиТріевичъ Задонскій, чтб въ Бурлукѣ, нынѣ дѣйствительно скончался. Человѣкъ былъ хорошій. Да пребываетъ въ царствіи небесномъ“ 3).

кую Семинарію, но не ужился здѣсь съ архіеп. Василіемъ (Лужинскимъ), и 10 ноября 1855 г. его помѣняли мѣстами съ Орловскимъ ректоромъ Митрофаномъ (см. выше письмо 21 на стр. 969,і ). Митр. Филаретъ просилъ Смарагда, чтобы онъ „не спѣшилъ слѣдовать (неблагопріятному) мнѣнію Полоцка" о. Фотіи (см. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., кн. XIII, стр. 45), а за послѣднимъ уже шла молва о его алкоголической слабости. Тѣмъ не менѣе Смарагдъ всячески поддерживалъ новаго ректора, который имѣлъ всѣ данныя для хорошей карьеры:—видный и представительный, вообще красавецъ собой,—Фотій былъ человѣкъ умный, многознающій, добрый и справедливый (по отзыву А. Е. Попова). Однако слабость постепенно усилилась, и всѣ семинарскія дѣла оставались безъ ректорскаго надзора, а вѣдалъ ими собственно лишь инспекторъ (1855—1860 гг.) іеромонахъ Іонаѳанъ (Рудневъ: см. о немъ и „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1866 г.,№ 21, стр. 1192; 1867 г., Л’» 10, стр. 795. 802. 809, № 21, стр. 1628; 1868 г., № 12, стр. 932. 941. 943. 945). Въ концѣ концовъ положеніе настолько ухудшилось, что — согласно просьбѣ Смарагда предъ митрополитомъ С.-Петербургскимъ Григоріемъ (Постниковымъ)—Фотій 14 января 1855 г. былъ переведенъ цензоромъ Духовнаго Цензурнаго Комитета въ С.-Петербургѣ, съ сохраненіемъ за нимъ лично степени настоятеля второкласснаго монастыря. Отсюда синодальнымъ указомъ отъ 20 февраля 1861 г. (за № 591) о. Фотій былъ назначенъ настоятелемъ Домницкаго Рождество-Богородичнаго монастыря Черниговской епархіи и здѣсь 18 октября того же 1861 г. скончался.—Ср. у f архіеп. Саввы, Хроника моей жизни III (Св.-Тр. Сергіева Лавра 1901), стр. 515, и у Д. И. Довглялло, Витебская Духовная Семинарія (Витебскъ 1907), стр. 37—39, а также „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1869 г., № 2, стр. 138—140.

0 Тогда послѣ архим. Іеронима (1848—1856 гг.) освобождалось въ Чолнскомъ Спасскомъ монастырѣ настоятельство, которое—за отказомъ о. Іѳроѳея—занялъ архим. Пименъ (1857—1864 гг.).

2) См. письмо 2.

0 Это былъ зять помѣщика Волчанскаго уѣзда села Великаго Бур-лука Андрея Яковлевича Захаржевскаго, генералъ-лейтенантъ, съ кото-

51 (XXVII) 1).

Святитель сей [Смарагдъ] въ совершеніи Таинства рукоположенія былъ чрезвычайно внимателенъ и благоговѣенъ, хотя и очень снисходителенъ къ способностямъ рукополагаемыхъ. По подобному случаю такъ изволилъ Архипастырь писать ко мнѣ отъ 14 Декабря 1857 года:

„Испытывалъ вашихъ монаховъ; не говоря о Катихизисѣ, коего у монаховъ спрашиваютъ всѣ Владыки, и знаніе котораго для всѣхъ иночествующихъ всенѳоб-ходимо,—какъ Пафнутій, такъ и въ особенности Даніилъ 2), читаютъ плохо; и вы представленіями своими должны бы щадить совѣсть Святителя, коему заповѣдано: руки не возлагай скоро ни на кого же 3), а тѣмъ паче на тѣхъ, кои могутъ читать Евангеліе Христово ошибочно, и вмѣсто истиннаго Слова Его, читать (свое) слово ложное... О, какой грѣхъ и соблазнъ отъ такого чтенія и такихъ читателей!“

Архипастырь возвратилъ обоихъ въ Обитель Мцѳнскую безъ рукоположенія. Владыка изволилъ присовокупить въ томъ своемъ писаніи, что въ это время онъ занятъ рукоположеніемъ Іереевъ и Діаконовъ, отправляемыхъ въ Иркутскую Епархію, по предписанію Святѣйшаго Синода 4); и желалъ скорѣе отправить ихъ.

„Вы же надѣясь,—

продолжаетъ Архипастырь,— на наше къ вамъ снисхожденіе и постоянную братскую любовь, можете прислать ихъ [Пафнутія и Да-

рымъ Смарагдъ былъ знакомъ по Харькову, когда В. Д. Задонскій состоялъ начальникомъ штаба резервной поселенной кавалеріи (военнаго поселенія) въ Чугуевѣ, о чемъ сообщается въ „Воспоминаніяхъ“ о. 1е-роѳея л. 27—29 Кіев. и Ряз. ред.

х) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 64 об.—66 об. Кіев. ред. и л. 65—66 об. Ряз. ред.

2) Повидимому, это не тотъ „ученый“ Даніилъ, о которомъ говорится въ письмѣ 34.

3) 1 Тим. V, 22.

4) Въ 1857 году епископъ Иркутскій Евсевій (Орлинскій, о которомъ см. „Христіанское Чтеніе“ 1909 г., № 10, стр. 1332—1351; № 11, стр. 1459—1482) сообщалъ Св. Синоду о недостаткѣ священниковъ въ его епархіи, почему Синодальнымъ опредѣленіемъ 11—30 сентября 1857 г. рѣшено было предложить мѣста въ Иркутской епархіи 25-ти семинаристамъ разныхъ Семинарій, въ томъ числѣ—и Орловской, гдѣ числилось 182 безмѣстныхъ кончившихъ Семинарію воспитанниковъ. Очевидно, именно но этому случаю Смарагдъ и занятъ былъ упоминаемыми въ письмѣ рукоположеніями, хотя въ соотвѣтствующемъ дѣлѣ Архива Св. Синода 1857 г. № 1.186 порученія ему о семъ не имѣется.

ніила] ко мнѣ подъ 29е сего Декабря..... и тогда, дастъ

Господь премплосердый, могу сонершить для вашей Обители новаго Іеромонаха и новаго Іеродіакона..., Вѣрую Господу, что не осудитъ за наше милосердствова-ніе и снисхожденіе къ убогимъ, лишь бы пребывали вѣрными въ Евангельскихъ заповѣдяхъ и послушаніяхъ... О смерти Кіевскаго Владыкп 1) ничего здѣсь не слышно: но извѣстіе, кажется, ложно. Я жъ, благодареніе Богу, давно уже рѣшительно пересталъ думать о движеніяхъ и повышеніяхъ, чему Господь Богъ мнѣ свидѣтель! И къ чемъ теперь все это!“ 2).

Относительно самаго дѣйствованія Архипастыря въ совершеніи рукоположенія посвящаемыхъ могу съ истиннымъ убѣжденіемъ изъ десятилѣтняго присутствованія, опыта и наблюденія засвидѣтельствовать, что Преосвященный Смарагдъ съ неподражаемымъ, такъ сказать, искуствомъ внушенія и силою духа передавалъ „Божественный Залогъ“ новорукополагаемому Іерею! Безъ особеннаго умиленія и страха Божія нельзя было присутствовать при совершеніи Святителемъ Таинства рукоположенія во Іерея 3). Не одинъ изъ внимательныхъ рукополагавшихся пролилъ слезы умиленія на св. престолъ, которыя свидѣтельствовали явно о присутствіи особенной благодати Господней по молитвамъ Святителя.—Далѣе Архипастырь въ письмѣ своемъ говоритъ:

„Дай Богъ Крещеніе проводить, и на Іордань сходить!“

А сообщая о слухахъ насчетъ войны съ Англіѳю и Фран-ціѳю и о военномъ наборѣ, присовокупляетъ:

„Но Господь да вознаградитъ насъ всеобщимъ миромъ и благоденствіемъ“.

52 (25) 4).

t

По Вашему желанію я все сдѣлалъ. Впрочемъ напрасно спѣшите съ производствами! Сіе ни Вамъ, ни имъ непо-

9 Митрополита Филарета (Амфитеатрова), т 21 декабря 1857 г.

2) Говорится это, конечно, потому, что—въ виду ожидавшейся кончины Кіевскаго митрополита Филарета—о. Іероѳей въ своемъ письмѣ, невидимому, высказалъ мысль о переводѣ Смарагда на Кіевскую митрополію.

3) Нѣкоторые замѣчали, что подводившіе къ посвященію ставленниковъ, съ ними поступали дерзновенно: это и должно относиться къ дерзости подводившихъ. Когда подводили ставленниковъ ко Святителю,— онъ въ это время сидѣлъ на каѳедрѣ почти всегда съ поникшею головою.—О. Іероѳей.

4) Это письмо приведено и въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іероѳея (л. 75 об.— 73 Кіев. ред. и л. 77—79 об. Ряз. редО, который говоритъ, что „оно про-

ггѳзно. Фипадѳльфъ Вашъ какой-то имѣетъ отпечатокъ непостоянства. Дай Богъ, чтобъ, по хиротоніп въ Іеромонаха, оно

никнуто духомъ прозорливости Божія Святителя“, ссылаясь на слѣдующіе факты: 1) „Недостатокъ, замѣченный Святителемъ въ Ф[иладельфѣ[, впослѣдствіи проявился въ немъ. Мы замѣчали это, и боялись за него. Молитвами Архипастырскими Ф[иладельфъ] стоялъ долго; но какъ?—объ этомъ Испытаяй сердца и утробы [Анок. 11, 23] вѣсть; а теперь, слышно, бѣдствуетъ“. 2) „Вотъ другое, что-то скорбное гадательно выражается въ писаніи Архипастырскомъ. Преосвященный всегда съ удовольствіемъ давалъ для. сбора милостыни просительныя книги недостаточнымъ Обителямъ Монастырскимъ и бѣднымъ церквамъ. Всѣмъ, изъ другихъ Епархій приходившимъ съ просительными книгами, безпрепятственно дозволялъ собирать подаяніе въ своей Епархіи. Влад мкН ооыкновѳнно говорилъ! «Зачѣмъ препятствовать просить милостыню? Кто хочетъ, дастъ; а кто не хочетъ дать, тотъ и самъ не дастъ*. Такъ и для Мценской Обители Архипастырь благоволилъ дать просительную книгу на имя Теромонаха Ф[иладельфа]: но съ какою-то грустью пишетъ... Предчувствіе Святителя оправдалось: онъ обнаружилъ боязнь въ одномъ; а съ нами случилось несчастіе другаго рода. — Іеромонахъ Ф[ила-дельфъ] еще почти не начиналъ просить съ книгою подаянія на Обитель, какъ около Тулы на ночлегѣ у этого Іеромонаха украдена выданная изъ Консисторіи книга съ сумкою и вещами“. 3) „Архипастырь говоритъ о близости вѣчности къ намъ; но вдругъ обратилъ ее къ себѣ“: и нынѣ отъиде ко Господу! Между тѣмъ здоровье Архипастыря всегда казалось удовлетворительнымъ, а я чувствовалъ постоянную слабость: и, по слабости моего здоровья, мнѣ бы гораздо прежде Архипастыря слѣдовало отойдти на тотъ свѣтъ“. Г) „Задумавъ постройку новой Соборной церкви въ Орловскомъ Архіерейскомъ Домѣ, и заботясь объ утвержденіи плана и фасада оной, Владыка сначала предпріятіемъ этимъ очень утѣшался, желалъ церковь кончить и въ ней положить кости свои. Эхо была его задушевная мысль. Когда былъ я у Архипастыря въ Орлѣ, а Владыка во Мценскѣ, то Святитель всегда повторялъ это желаніе. А теперь, когда всѣ лредначинательные труды совершились, когда получено благословеніе Святѣйшаго Правительствующаго Синода на постройку храма, когда и матеріаловъ довольно приготовлено.—теперь вдругъ Архипастырь, какъ бы, упалъ въ духѣ, и пророчественно продолжаетъ писать... И дѣйствительно скоро сбылось это сугубое предчувствіе. Святитель Божій въ Іюлѣ мѣсяцѣ сего же 1858 года выѣхалъ въ Рязань, и церкви не закладывалъ. Она заложена Преосвященнымъ ІІоликарпомъ, Епископомъ Орловскимъ. ІІо истинѣ, въ Святителѣ Божіемъ Смарагдѣ благодатно и богатно обиталъ Духъ Господень. И въ этомъ дѣлѣ Архипастырь показалъ мудрость и смиреніе: имѣя достаточно времени (—съ Февраля мѣсяца по Іюль, въ которомъ выъхалъ въ Рязань—) и средствъ, чтобы заложить этотъ храмъ Божій, Преосвященный не восхотѣлъ предвосхищать себѣ чести и памяти; и не возложилъ обязательнаго бремени постройкп на другихъ“. 5) Слова: „страхъ меня объятъ“ оправдались въ тревогахъ по случаю перевода изъ Орла въ Рязань.

обратилось въ твердость—стоять на камени заповѣдей Божіихъ!

Книги (сборныя) выдаю я вамъ всегда со страхомъ. Москва продолжаетъ смотрѣть на нихъ мрачно и притязательно. Да и Питеръ въ томъ ей не уступаетъ. — Хорошо имъ!.. Впредь старайтесь обходиться безъ форменныхъ книгъ по Губерніямъ, особенно жъ по вышеуказаннымъ.

Благодарю за всѣ ваши доброхотства и благожеланія.— Помолитесь Господу объ ослабѣ разныхъ находящихъ отъ врага и людей противностей и искушеній, да тако другъ о другѣ молящѳся достигнетъ вѣчности, которой предѣлы къ намъ (т. е. ко мнѣ) столь близки! О, еслибы вѣчности блаженной!

Вашъ благожелатель Смарагдъ Архіепископъ.

21 Февр. 1858.

Р. S. Вышло повелѣніе: сломать нашу Успенскую и

Предтечевскую Церкви, и создать новую, по новому Высочайше утвержденному плану *). Но кто ее будетъ строить и на что?—Страхъ меня объятъ, и едваль прикоснусь къ сему дѣлу, особенно живя здѣсь, какъ птица на остромъ колу (.‘какъ вы сами нѣкогда наше житье уподобляли:).

53 (XXVIII) 2).

И не даромъ Святитель Божій [Смарагдъ] въ прошедшемъ письмѣ (№ 52) сказалъ (см. выше): „Страхъ меня объятъ“. Въ непродолжительное время, когда Господу Богу было угодно измѣнить Орловскую судьбу Архипастыря,— много, премного перестрадала правдивая, многотерпѣливая душа его. Въ этихъ страданіяхъ души, не находя возмож-

х) Изъ указа Св. Синода преосвящ. Смарагду отъ 17 января 1858 года за № 55 видно, что Государь Императоръ Александръ II 26 декабря 1857 г. Высочайше соизволилъ утвердить проектъ па возведеніе каменной церкви при Орловскомъ Архіерейскомъ Домѣ. При послѣднемъ были и понынѣ остаются упоминаемыя въ письмѣ Успенская и Ііредтечев-ская церкви, но въ бытность иреосвящен. Смарагда возведенъ величественный пятиглавый Троицкій соборъ—въ русско-византійскомъ стилѣ по плану извѣстнаго архитектора Тона; это доселѣ одинъ изъ лучшихъ храмовъ въ г. Орлѣ. О Троицкомъ соборѣ см. и у f Г. М. Пясец-•каго. Исторія Орловской епархіи, стр. 975—977. и въ „Орловскихъ Еиар-хіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1897 г., № 34, стр. 1249—1259, а также и у t архіеп. Никанора (Каменскаго), Собраніе сочиненій (Казань 1909), стр. 548—550. Ср. и письмо 59.

2) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея, л. 78—82 Кіев. ред. и л.

Т'.і об.—83 Ряз. ред.

ности дождаться воли Вожіѳй и Начальственной, Владыка и еще разъ самъ рѣшался измѣнить судьбу свою. Въ такомъ болѣзненномъ настроеніи, имѣя лишь одни слухи о назначеніи своемъ въ Рязань, Архипастырь отъ 20 Іюня 1858 года пишетъ:

„Я не могу принять на себя новаго бремени предлагаемой Рязанской Епархіп. Лѣта, а пуще разстроенное здоровье воспрещаютъ мнѣ взвалить на свои рамена новое тяжкое иго обширнѣйшей и неустроеннной, не имѣющей при томъ никакихъ выгодъ Паствы, не подавивъ себя, и не сдѣлавъ ей никакой пользы. А потому п рѣшился я подать на покой. Пріиде часъ мой! Буди воля Господня! Планъ мой такой: остаться до излѣченія болѣзни въ Орлѣ, гдѣ усердіе*) предлагаетъ мнѣ особый покойный домъ, при коемъ весьма легко устроить домовую церковь. Но для виду, и если выздоровѣю, то желалъ бы нѣсколько времени, и въ нѣкоторые проме жутки года проживать и въ Монастыряхъ Волховскомъ, или Мценскомъ, безъ управленія оными. Я говорю—для виду: ибо повторяю, что намѣренъ жить въ Орлѣ постоянно, и развѣ только временно п нѣсколько разъ пріѣзжать въ вашу Обитель. Такъ какъ нынѣшніе Мценскіе настоятельскіе покои не дурны: то планъ мой просить ихъ для себя на случай пріѣзда въ Монастырь и жительства въ ономъ. Не оскорбляйтесь симъ! Теперь ваше время услужить мнѣ немощному, и чрезъ то заслужить Царствіе небесное, обѣщанное призрѣвающимъ больныхъ, старыхъ и въ заточеніи обрѣтающихся * 2). У васъ же много мѣста, и для себя вы вблизи можете по таковому же, или меныпему плану построить и поставить себѣ новыя келліи; въ чемъ, если нужно будетъ, и я матеріально могъ бы вамъ нѣсколько споспѣшествовать... Прошу васъ немедленно извѣстить о согласіи; ибо я вскорѣ долженъ просить обо всемъ ономъ Святѣйшій Синодъ. Я увѣренъ, что вы.... понимаете великую мзду свою на небесахъ, если охотно послужите, чѣмъ возможно, мнѣ во всю жизнь мою преданному вамъ и всегда пекшемуся о вашемъ благоустроеніи. Господь съ вами!—Р. S. Все написанное сохраните въ секретѣ: ибо я еще конечно 3) не рѣшился

х) Въ Ряз. ред. л. 80 противъ этого мѣста на полѣ чернымъ ка-рандашемъ чьею-то рукой (чуть ли не цензора архим. Ювеналія, положившаго на „Воспоминаніяхъ“ о. іероѳея резолюцію зеленымъ каранда-шемъ: см. стр. 384—385) давно написано: „Мерзавецъ взяточникъ Бруевичъ, послужившій такимъ безчестіемъ для Архипастыря“. Это видно и изъ дальнѣйшихъ поясненій о. Іероѳея.

2) См. Мѳ. XXV, 34 сл.

3) О. Іероѳей вноситъ тутъ поясняющее слово „окончательно?“

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и страшно борюсь помышленіями. Прошу Господа, да укрѣпитъ меня въ предпріятіи. Помолитесь и вы о мнѣ“.

Письмо это доставлено мнѣ [о. Іероѳею] лично Мцен-скимъ Соборнымъ О. Протоіереемч^ *), бывшимъ наканунѣ у Владыки. Прочитавши письмо, я замѣтилъ, что Архипастырь глубоко пораженъ вѣстію о переводѣ его въ Рязань. Указа еще не было. Теперь, можетъ быть, кто-либо лучше меня замѣтитъ, насколько Владыка въ письмѣ выразился обоюдно. По для меня ясно было, что Преосвященный, огорченный и потрясенный (многоразличными) вѣстями, при силь-ном’ъ своемъ полнокровіи, заболѣлъ и былъ близокъ, къ состоянію горячки. Для меня еще болѣе обнаружилось то неблаговидное усердіе, которое предлагало домъ въ Орлѣ Святителю Божію. Это усердіе того человѣка, который имѣлъ несчастіе злоупотреблять близостію къ Архипастырской Особѣ и нѣкоторою довѣренностію. Утвердительно можемъ сказать, что это усердіе, жертвуя своимъ домомъ, нажитымъ, Богъ и люди (теперь) вѣдаютч^, какими средствами, съ водвореніемъ у себя Владыки, предназначало себѣ, цѣлію—воспользоваться всѣмъ.. Понятно, что Владыка, въ болѣзнен-

номъ состояніи, могъ поддаться на злой умыселъ такого усердія. Въ здоровом'ь состбяніи Владыки это усердіе не смѣло бы явиться съ подобною дерзостію * 2). Мысль—просить для вида Монастырь для жительства, а между тѣмч, повторительно утверждать о намѣреніи жить въ Орлѣ,-—мысль также обоюдная, убѣдительно утвердила меня, что Владыка нездоровъ, и нездоровч. опасно. Я спросилъ О. Протоіерея: Владыка очень разстроенъ? Не поѣхать ли мнѣ къ нему лично?—„И хорошо сдѣлаете, отвѣчалъ О. Протоіерей, если сами поѣдете^.—Я тоть часъ же 21 Іюня отправился въ Орелъ; и около четырехъ часовъ по полудни прибылъ въ Архіерейскій Домъ. Мнѣ хотѣлось упросить Владыку, что бы онъ оставилъ мысль объ увольненіи на покой; а поспѣшить съ просьбою онъ могч> бы при постоянномъ нашептываніи злаго усердія и при болѣзни. Я желалч> разстроить и надежды этого усердія. Когда о прибытіи моемъ доложили Архипастырю, я послѣ того долго ожидалъ, пока Владыка прикажетъ явиться мнѣ къ нему. Но предъ Владыкою въ то время лицемъ къ лицу стояло усердіе и, очевидно, всѣми

*) 0. Ильею Космичемъ Соколовымъ; см. письмо 49 на стр. 1241,і.

2) Тѣмъ болѣе предположенія наши, думаемъ, справедливы, что Преосвященный, давно питая въ себѣ мысль удалиться на покой, въ Треубчевскомъ Чолпскомъ Монастырѣ устроилъ нарочно для себя покой, какъ въ мѣстѣ извѣстномъ у насъ своимъ пріятнымъ положеніемъ. О чемъ мы узнаемъ то же изъ Святительскаго писанія уже изъ Рязани.— О. Іероѳей. См. и письмо 63.

силами желало не допустить меня къ Архипастырю. Согласно съ этимъ, такъ и Святитель грозно встрѣтилъ меня: „Зачѣмъ ты пріѣхалъ? Терзать меня, раздирать мою душу?— Я безъ тебя знаю, что мнѣ дѣлать!“ Какъ нельзя болѣе, изъ этого можно было понять болѣзненное разстройство Владыки, и противодѣйствіе мнѣ усердія, которое относительно меня догадалось, зачѣмъ я пріѣхалъ, и наведеніемъ грозы усиливалось разомъ оттолкнуть меня. Но Господь поражаетъ лукавство, и творитъ съ нами во благо по своей святой волѣ. Грозныя слова Архипастыря приняты мною вмѣсто благословенія Святительскаго. Я поклонился, взялъ потомъ благословеніе и сказалъ: Я прибылъ къ Вашему Высокопреосвященству по моей преданности; просить Васъ ни о чемъ не имѣю; мнѣ отъ Васъ ничего не нужно; тѣмъ болѣе оскорблять Святительскую Особу Вашу я не намѣренъ. Благословите: я сей часъ ѣду обратно домой. Владыка благословилъ меня: но (тутъ же) самъ до крайней степени смирился; и кроткимъ голосомъ (болѣзненнымъ) спрашиваетъ: „Куда же ты?“—'Вду во Мценскъ, повторилъ я. Тутъ Преосвященный [начинаетъ говорить] ко мнѣ слово, другое. Я долженъ былъ отвѣчать, и остановился. И чѣмъ далѣе вязался разговоръ, тѣмъ спокойнѣе становился Архипастырь; и мы бесѣдовали очень долго. Моя мысль всегда извѣстна была Владыкѣ по неоднократнымъ прежнимъ бесѣдамъ нашимъ въ другихъ мѣстахъ (какъ напр. въ Харьковѣ) и всегда была направляема къ тому, чтобы Архипастырь покорился волѣ Божіей; и если то нужно будетъ, то принялъ бы новое назначеніе. Святитель и самъ изволилъ высказаться въ томъ же духѣ: „Я-то и самъ такъ думаю; но да такой степени разстроенъ, что мысли безпрерывно смѣняютъ одна другую“ *). Такимъ образомъ я заночевалъ въ Архіерейскомъ Домѣ; и на другой день съ благословеніем ь Архипастырскимъ уѣхалъ во Мценскъ. А Владыку Господь подкрѣпилъ молитвами и высокимъ совѣтомъ Великихъ Святителей, какъ я слышалъ послѣ.

Проѣздомъ въ Рязань, Преосвященный ночевалъ у насъ во Мценской Обители; былъ грустенъ, хотя и казался спокойнымъ. Мнѣ особенно было непріятно, что вмѣстѣ съ Архипастыремъ ѣхалъ въ Рязань и затѣйникъ неудавшагося усердія. Было больно; и все, какъ бы, офиціально, хотя и усердно было съ нашей стороны. Нельзя было и быть иначе.

Многое скопилось и въ сердцѣ и въ головѣ...за всѣ 21 съ

лишнимъ годъ (—съ 4 Марта 1837 г. по 8е Іюля 1858 года—) при разставаніи невозвратномъ.

') И очень естественно: что Господь влагалъ въ умъ и въ сердце Архипастыря, то врагъ разстраивалъ нашептываніями злаго усердія.—О. Іероѳей.

1/<82

54 (26) *).

t

Прѳподобнѣйшій О. Архимандритъ Іѳроѳей, возлюбпен-нѣйшій мой о Господѣ братъ!

Взаимно и васъ поздравляю съ новымъ годомъ и желаю вамъ всѣхъ отъ Господа Щедродателя благъ. Какъ вы о себѣ ничего не пишете: то и намъ бы не слѣдовало распространяться о нашемъ существованіи: однакожъ думая, что вы сколько-нибудь сочтете пріятнымъ 2) имѣть положительное свѣденіе о продолжающемся еще бытіи нашемъ на землѣ, увѣдомляю васъ, возлюблѳннѳ отче! что по сіе 31е число Декабря вокругъ насъ все благополучно. Жить былобъ не худо, еслибъ можно было взять гдѣ-либо прежней энергіи и дѣятельности. Однакожъ и безъ того, запущеній матеріальныхъ и нравственныхъ здѣсь столько, что онѣ скорѣе меня прелобѣдятъ, нежели я ихъ возмогу одолѣть. — Монастыри здѣшніе бѣдны и усерднаго прибѣжища къ нимъ нѣтъ, исключая Радовицкаго Монастыря и Ранненбургской Петропавловской Пустыни. Первая изъ поименованныхъ здѣсь обителей управляется Архіереемъ, вмѣсто коего на мѣстѣ имѣется Намѣстникъ, Архимандритъ 3). Ее посѣщаетъ множество богомольцевъ, отъ чего она нескудна, такъ что за всѣми расходами каждогодно остается и полагается въ банкъ отъ 3—4 тысячъ рубл. сѳр. Я въ этой обители былъ и служилъ 8го прошедшаго Сентября, а болѣе нигдѣ въ Епархіи не былъ. Но слышу и знаю, что прочіе Монастыри 11 муж. 4) и 3 женскихъ 5) и 1 общи-

г) Это письмо приводится и въ „Воспоминаніяхъ“ о. Тероѳея л. 82 об.—83 Кіев. ред. и л. 8 5 об.—84 об. Рлз. ред.

2) Я, кажется, писалъ дѣйствительно краткое привѣтственное праздничное письмо. Не такова искренность и любовь Святителя Божія, который смиренно снисходитъ до простоты отеческой, откровенности дружественной, взаимности взыскательной...—0. Іероѳей.

3) Тогда Гавріилъ (1856—1858 г.г.).

4) Они слѣдующіе: 1) Спасскій въ Рязани, сущ. съ конца XV в.; 2) Троицкій въ Рязани же, суіц. съ конца XIV ст.; 3) Богословскій въ Рязанскомъ уѣздѣ, сущ. еще съ начала XIII в.; 4) Солотчинскій въ Рязанскомъ у., основанный въ 1390 г.; 5) Ольговъ Успенскій въ Рязанскомъ у., основ. въ 1218—1220 г. (но съ 1896 г.—женскій); 6) Данков-скій Покровскій, основ. въ 1627 г.; 7) Николо-Радовицкій въ Егорьевскомъ у., основ. въ половинѣ XV в.; 8) Пронская Спасская пустынь, сущ. съ XVII в.; 9) Ранненбургская Петропавловская пустынь, основ. въ 1712 г.; 10) Ряжскій Димитріевъ монастырь близъ Скопина, основ. въ 1380 г.; 11) Скопнискій Свято-Духовъ, сущ. съ XVII в.

5) Это были: 1) Рязанскій Казанскій монастырь, сущ. въ XVII в. и въ 1786 г. переведенный изъ самаго города на теперешнее мѣсто—въ

на *) находятся нѳ совсѣмъ въ благоустроенномъ состояніи, однакожъ всѣ почти имѣютъ изрядные капитальцы; ибо здѣсь прежде была мода: собрать сколько-нибудь деньжёнокъ, хотябъ то съ приведеніемъ строеній въ ветхости. Епархія—огормная и нѳ нѳбѳзпокойная. Кажется не уступитъ отепалимой *) Орловской ! Здоровье мое слава Богу еще мало мнѣ измѣняетъ, и я занимаюсь своимъ дѣломъ безпрепятственно. Помолитесь 3) о насъ Хрісту Спасителю, да пошлетъ намъ (и Вамъ) впредь вся благая, по своему безпредѣльному милосердію.

Вамъ неизмѣнно благожелательный покорнѣйшій слуга

Смарагдъ Архіепископъ.

31 Дек. 1853 г.

Рязань.

55 (XXIX) 4).

Наконецъ Преосвященный [Смарагдь] совершенно успокоился въ Рязани: и, кажется, (по добротѣ его) полюбилось ему и тамъ. Отъ 19 Апрѣля 1859 года онъ пишетъ:

„Взаимно и благодарно препосылаю вамъ братское мое цѣлованіе по случаю пресвѣтлыхъ дней Пасхи Господней“.

Такъ какъ я [о. Іероѳѳй] жаловался на свое нездоровье, то Святитель вопрошаетъ:

„Что отче! Изнемогаешь? Чти врача противъ потребы его 5), а болѣе прибѣгай, какъ и самъ вѣдаешь, къ небесному Врачу душъ и тѣлесъ, памятуя, что смерти не избѣгнемъ вси. И что пользы тѣмъ, кои болѣе прожили

восточную часть Рязани; 2) Казанскій Касимовскій, основ. въ 1627 г.;

3) Покровскій Михайловскій, сущ. съ 1819 г., когда сюда переведены были монахини упраздненной Аграфенинской пустыни, оспованной (на Куцкомъ озерѣ, въ 13 верстахъ отъ Рязани) въ 1507 г.

*) Это Сушкинская Никоновская община, существующая съ 1858 г. въ Спасскомъ уѣздѣ.

2) „Огнепалимою“ Орловскую Епархію Владыка называетъ, вѣроятно, потому, что она опустошалась частыми пожарами...—[О. Іероѳей]. Напр., былъ большой пожаръ 1 іюня 1843 г., а 26 апрѣля (мая?) 1848 г. Орелъ былъ опустошенъ страшнымъ пожаромъ на 3 версты въ длину и на 3 въ ширину, при чемъ истреблено 1.237 домовъ и причинено убытковъ на 3.425 руб.; тогда же погорѣли и 4 церкви: Крестовоздвиженская, Покровская, Преображенская и Срѣтенская: см. у f Г. М. Пясецкаго, Исторія Орловской епархіи, стр. 952—954. Описаніе церквей, приходовъ и монастырей Орловской епархіи, Орелъ 1901 (и при „Орловскихъ Епарх. Вѣдомостяхъ* 1901 г. № 48), стр. 56.

*) У о. Іероѳея это слово повторено: „Помолитесь, помолитесь о насъ*...

4) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 83 об.—85 Кіев. ред. и л. 84 об.—86 Ряз. ред.

5) Ср. Сирах. XXXVIII, 1: Почитай врача противу потребъ честію его.

и умерли, предъ тѣми, кои мало жили, и такъ же во гробъ малый сокрылись!? Подлинно, никакого нѣтъ преимущества первыхъ предъ послѣдними! Во гробахъ тѣхъ и другихъ не то же ли тлѣніе, не та же ли гнилость, не тожъ ли зловоніе, не тотъ ли червь?... И чтожъ мы, поистинѣ неразумные человѣки, заботимся о долголѣтіи?... Я, хотя и не пользуюсь нормальнымъ здоровьемъ, однакожъ во всю зиму и боленъ не бывалъ и всѣ мои обязанности исправлялъ безостановочно. Совершенно успокоился въ жребіи моемъ, который, безъ сомнѣнія, избранъ и предопредѣленъ Господомъ, да буду служителемъ вѣрнымъ святой Вселенской Церкви. Теперь и самъ разсуждаю: да чтб такая для меня карьера— Орловская Епископія, по которой я столько плакалъ и болѣзновалъ? Конечно, я лучше хотѣлъ сидѣть на одномъ мѣстѣ и быть при васъ, Боголюбезныхъ и знакомыхъ чадѣхъ. Но Господь судилъ иначе, и да будетъ Его святая воля! Мнѣ не безчестно будетъ лежать бездыханнымъ совокупно съ землякомъ нашимъ Стефаномъ Яворскимъ *) и другими знаменитѣйшими Іерархами Рязанскими, изъ коихъ есть одинъ,—Мисаилъ мученикъ, убитый стрѣлами за проповѣданіе Мещери Христа 2),—братіями моими, во множествѣ по-

г) Онъ погребенъ въ Архангельскомъ соборѣ въ преддверіи алтаря; на гробницѣ надпись: „Рязанскій Митрополитъ Стефанъ Яворскій, Иа-тріарша Престола Екзархъ и Святѣйшаго Сѵнода Президентъ, рукоположенъ въ Архіерея 1700, а скончался 1722 г., въ Москвѣ, 64 лѣтъ отъ роду въ царствованіе блаженныя памяти Государя Императора Петра Перваго“. Въ мірѣ Семенъ Ивановичъ,- родился онъ въ 1658 г. въ мѣ-стѣчкѣ „Явора“ (не въ Галичинѣ, а—вѣроятнѣе—на Волыни) отъ мелкихъ шляхтичей или небогатыхъ дворянъ, которые были природными русскими людьми, жившими на земляхъ, принадлежавшихъ (тогда) Польской коронѣ (см. у о. Cm. Е. Родосскій въ „Странникѣ“ 1863 г., № 11, стр. 33; у проф. Ф. А. Терновскій, Стефанъ Яворскій до митрополіи: 1658—1699 въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1864 г., JM® 1, стр. 45—46; проф. П. В. Знаменскій: Гуководство къ русской церковной исторіи, 3-е изд., Казань 1880, стр. 299, и Учебное руководство по исторіи русской церкви, изд. 2-е, Спб. 1904, стр. 315; проф. А. II. Доброклонскій, Гуководство по исторіи русской церкви IV, Москва 1893, стр. 66; Cm. Гр. Рункевичъ, Исторія русской церкви подъ управленіемъ Св. Синода, т. I, Спб. 1900, стр. 62—63; А. В. Королевъ въ „Гусскомъ біографическомъ словарѣ“, томъ „Смѣловскій-Суворинъ“, Спб. 1909, стр. 413). Въ этомъ сопоставленіи содержится и нѣкоторое указаніе насчетъ генеалогіи Смарагда.

а) Онъ, но благословенію патр. Никона, въ третій разъ отправился въ ІПацкій уѣздъ „мордву и татаръ въ крещеніе приводить“ и тамъ устрѣленъ стрѣлою въ деревнѣ Ямбиринѣ около государева дворцоваго села Коиобѣева, близъ ІПацка, во вторникъ на Страстной недѣлѣ

/

гребенными въ здѣшнемъ Архангельскомъ Соборѣ....Не

жалѣйте и вы, избранные друзья мои, о мнѣ, если я изведенъ изъ глубины золъ *), или, можетъ быть, предназначенъ здѣсь переносить еще другія какія-либо искушенія въ новыхъ формахъ, въ новыхъ переплетахъ * 2). Претерпѣвый до конца, той спасешь будетъ! 3) А конецъ уже такъ близокъ!“

Извѣстивъ съ пріятностію о назначеніи пособія Рязанскому Архіерейскому Дому на возобновленіе онаго 4), и что особо Архипастырь строитъ себѣ домъ съ церковію на дачѣ 5), заключаетъ: .

Слава Богу о всемъ! Благодарю, что имѣете ко мнѣ довѣренность, и, не смотря на мои неотвѣты, постоянно ко мнѣ пишете. Я готовъ имѣть съ вами общеніе до кончины моей жизни и даже за гробомъ.... Но на каждое письмо ваше отвѣтствовать ей, ей, не могу; а за постоянное ваше расположеніе ко мнѣ одолжаюсь навсегда пребыть къ вамъ съ сердечною любовію“... *)

Проф. Н. Глубоковскій.

9 апрѣля 1656 г., а умеръ 17 числа въ четвергъ на Святой. Погребенъ въ Рязанскомъ Архангельскомъ соборѣ на правомъ клиросѣ, при чемъ надъ гробницею, въ стеклянномъ футлярѣ, виситъ его мантія съ тремя прошибинами отъ стрѣлъ и слѣдами крови. Мисаилъ проповѣдывалъ не мещерѣ, а мордвѣ и убитъ мордвиномъ Горечишкой. О семъ см. у С, Н. Введенскаго, Миссіонерская дѣятельность Рязанскаго архіепископа Мисаила среди инородцевъ Тамбовскаго края въ 1653—1656 г.г. въ „Богословскомъ Вѣстникѣ“ 1910 г., № 7—8, стр. 527—551.

*) Ихъ очень много претерпѣлъ Архипастырь въ разныхъ видахъ во своей любимой, какъ мы видѣли, и имъ оплаканной Паствѣ [Орловской].—О. Іероѳей.

2) Не дышетъ ли и это писаніе духомъ пророческимъ!—Преосвященный Смарагдъ былъ уважаемъ въ Рязани при жизни его. Объ этомъ доходили до насъ весьма благопріятные слухи. Но, вотъ со смертію Святителя, явились, кажется, искушенія, къ нему относившіяся въ новыхъ формахъ, въ новыхъ переплетахъ, что также, къ прискорбію, не миновало слуха нашего.—О. Іероѳей.

3) См. Мѳ. X, 22. XXIV, 13. Мрк. XIII. 13.

4) Ср. о семъ и у f архіеп. Никанора, Біографическіе матерьялы I, (Одесса 1900), стр. 249.

5) Ср. сообщеніе прот. Н. А. Ильдомскаго въ „Странникѣ“ 1861 г., А» 11, отд. IV, стр. 188—191, и у о. I. Добролюбова, Историко-статистическое описаніе церквей и монастырей Рязанской епархіи I (Зарайскъ 1884), стр. 11, а также въ иномъ освѣщеніи у f дроф. П. С. Казанскаго въ „Богословскомъ Вѣстникѣ“ 1904 г., т. II, стр. 78. См. и ниже письмо 59.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.