Научная статья на тему 'Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)'

Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Н. Н. Глубоковский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 12. С. 1507-1518.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

...........ЩІЩЧР*Ч?*,іЦ................. .. ............... .......................

<1 М*... ...... ”. • • TXVW ..Ч»И%

Письма архіепископа (Рязанскаго, t И ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановскаго) къ архимандриту Іероѳею (Добрицкому, t 30 ноября 1882 г.) изъ Орла, С.-Петербурга и Рязани 1847—1863 г.г.) *).

59 (XXXIII) *).

письмѣ отъ 31 Декабря того же [1860] года Преосвященный [Смарагда] проситъ меня [о. Іероѳѳя] извинить его за рѣдкое писаніе.

Je „Вотъ всю прошедшую осень обремененъ былъ, кромѣ ( Рязанскихъ дѣлъ Т..скими 2). Теперь, слава Богу, отдыхаю отъ Т. дѣлъ и ставлениковъ, и укрѣпляю слабое зрѣніе.... Братъ мой С[емѳнъ] Петровичъ] скончался еще 6 Сентября 1860 года. Прошу помолиться о душѣ его. Ему нужны церковныя молитвы: ибо вь послѣдніе годы онъ впалъ въ отчаянное п[ьянство], и въ немъ утопилъ все благо нравственное, все, что украшаетъ жизнь человѣ-

*) Окончаніе. См. ноябрь.

х) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 90—91 об. Кіев. ред. и л. 92—93 Ряз. ред.

2) Архіеп. Смарагдъ управлять Тульскими дѣлами послѣ перевода 029 августа 1860 г.) иреосвящ. Алексія (Ржаницыяа) на освободившуюся за смертію (f 31 мая 1860 г.) Таврическую каѳедру архіеп. Елпиди-фора (Бененедиктова: см. выше стр. 1369, в). Тульской Консисторіи по дѣламъ, касающимся архіерейскаго разсмотрѣнія, постановленіемъ Св. Синода, отъ 3—8 сентября 1860 г. было предписано обращаться къ Преосвященному Рязанскому (см. дѣло Архива Св. Синода i860 г. № 1.063)— впредь до назначенія Тульскаго епископа, какимъ былъ Никандръ (.Покровскій), опредѣленный въ Тулу 22 октября 1860 г.

ческую ‘j... Жаль, очень жаль Петропавловской старицы 2). Прошу васъ со всѣмъ усердіемъ помочь ей. въ чѣмъ можноУ О старицѣ Павлѣ я намѣренъ просить Преосвященнаго 3). Прочее, братѳ, возмогай о Господѣ, могу сказать, взирая и на мои претерпѣнныя и претерпѣваемыя и великодушно несомыя скорби 4). Зачѣмъ затѣвать отставки?—Нужно будетъ,—сама Пресвятая Дѣва, Коей съ вѣрою служишь 5), укажетъ время, мѣсто и обстоятельства упокоенія“... 6).

Такъ благодушно, благотерпѣливо, благоувѣренно и благоговѣйно, съ такимъ назиданіемъ, съ такою вѣрою и упованіемъ на Господа и Его Пречистую Матерь пишетъ Святитель Христовъ Смарагдъ.

60 (XXXIV) ч).

28 Маія 1861 года изволилъ [Смарагдъ] писать [о. Іероѳею]:

„Вотъ проходитъ уже и Св. Пятьдесятница, а я не благодарилъ еще васъ ни за Пасхальное, ни за поздравительное 9 Марта 8) письмо. Сіе, какъ можете догадываться, происходитъ отъ старости, лѣности, а паче отъ

9 Въ Ряз. ред. опущено все послѣ слова „молитвы“, а въ Кіевской 27з строки первоначальнаго текста, точно воспроизводившаго подлинныя выраженія Смарагдова письма, зачеркнуты до неразборчивости, и сверху поставлено „(въ) сильно болѣзненное состояніе душевное“. Напечатаныя въ текстѣ курсивомъ слова возстановлены нами по Кіевской редакціи при участіи библіотекаря Спб. Духовной Академіи Александра Платоновича Кроткова.

а) Вышеупомянутый Игуменьи Павлы [см. письмо 58 на стр. 1369, 7], которую защитить Архипастырь проситъ но случаю возведенныхъ на нее доносовъ о неустройствѣ Монастыря. Помощь не состояла въ моей власти особенно потому, что едва только началъ я слѣдствіе, и въ концѣ года въ благочинническомъ репортѣ косвенно донесъ о состояніи этого дѣла по Брянскому женскому Монастырю, какъ Преосвященный [Поликарпъ) лично уже удалилъ эту старицу отъ должности до окончанія слѣдствія и безъ суда.—О. Іерооей.

3) Т. е. Орловскаго—Поликарпа Радкевича, f 29 августа 1867 г.

4) Кчему и это Владыка пишетъ о скорбяхъ и терпѣніи? Не проро-чественно ли? Ибо у насъ было покойно и въ порядкѣ до Маія мѣсяца 1861 года.—О. Іерооей.

5) См. письмо 58 на стр. 1369.

®) Это твердый камень, котораго прошедшія доселѣ бури не поколебали.—О. Іерооей.

7) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 91 об.—92 об. Кіев. рѳд. н л- 93—94 Ряз. ред.

8) По случаѣ тезоименинства въ это число преосвящ. Смарагда.

многочисленныхъ Епархіальныхъ занятій. Освобожденіе крестьянъ1) прибавило множество навѣтовъ, а слѣдовательно и непріятныхъ дѣлъ по духовному вѣдомству. Особенно нынѣшнее время поощрительно для подчиненныхъ недовольныхъ ни чѣмъ.... Только оглядывайся, да отписывайся! Тяжко! Очень тяжко! Радуюсь, отчѳ, что еще трудишься во славу Божію и украшаешь величественный Свѣнскій храмъ 2). Богъ да поможетъ! Однакожъ не думаю, чтобы внѣшніе наши труды много значили на небѣ; а на землѣ онѣ скоро забываются людьми, а иные и совсѣмъ изглаживаются. Слышно, напримѣръ, что въ прежней вашей Мцѳнской 3) Обители все измѣнено къ худшему, особенно заведенной Монастырскій порядокъ вовсе уничтоженъ“... 4).

Продолжая и далѣе сказаніе о дошедшихъ до него слухахъ, и дѣлая предположительныя замѣчанія на будущее время, попечительный Архипастырь особенно любившій здѣшнія Иноческія Обители и иночествующихъ, и неизмѣнно желая имъ благоустройства, восклицаетъ:

„О, мерзость запустѣнія! Съ чего взяла ваша Б. А.г’) писать ко мнѣ? Пишетъ, что при закладкѣ новой Монастырской Церкви я былъ недоволенъ, и что будто бы и можетъ быть отъ этаго появились и появляются въ ней трещины, которыя требуютъ значительныхъ въ настоящее время возобновленій; чтобы я далъ имъ благословеніе на преднамѣренныя исправленія. Вы сами можете судить, каково содержаніе письма. Писать отъ неизвѣстнаго лица къ лицу неизвѣстному, и о чемъ“?...

Жалуясь самъ на постоянное нездоровье отъ бывшаго смертельнаго ревматическаго недуга, [Смарагдъ] заключаетъ письмо:

„Молю Воскресшаго Жизнодавца, да подастъ вамъ силы къ многолѣтнему служенію святой Божіей церкви“. *)

*) Слово это въ Кіев. ред. замѣнено тремя точками, но сохранилось въ Ряз. ред.

*) См. о семъ и у о. Іероѳея, Брянскій Свѣнскій Успенскій монастырь, изд. 2-е (Орелъ 1895), стр. 130.

3) Названіе обители въ Кіев. ред. опущено.

4) Теперь и опять исправленъ.—О. Іероѳей въ Ряз. ред.

5) Въ Кіев. ред. „ваша A...“ Это, конечно, игуменія (1862—1866 г.г.) Брянскаго Петропавловскаго монастыря Амфилохія, замѣстившая игуменью Павлу (ср. письма 58 и 69 на сгр. 110,4. Ш, 0» 0 чемъ см. письма 63 на стр. 117, 5.

61 (27) *).

Возлюбленный во Христѣ Братъ, О. Архимандритъ Тероѳеи!

Весьма прискорбны для меня происшествія Свѣнскаго Монастыря, соединенныя съ вашими личными непріятностями 1 2). Однакожъ слышу, что Высшее Начальство хочетъ дознать сущую истину и строгою мѣрою исправить Злоупотребленія и послабленія Консисторіи, дѣлаемыя злонамѣреннымъ подчиненнымъ. За чтб нельзя довольно возблагодарить Милосердаго и Правосуднаго Господа. О послѣдствіяхъ въ этомъ случаѣ Синодскихъ распоряженій и о дѣйствіяхъ назначенныхъ слѣдователей прошу увѣдомлять меня, со многою любовію интересующагося (: въ чемъ, кажется, не можете быть не увѣрены :) въ судьбѣ вашей. Всѳусильно старайтесь оправдаться противъ злыхъ и коварныхъ навѣтовъ, да никто чести твоей не упразднитъ. А впрочемъ, если не достанетъ вамъ мѣста въ (незавидномъ) Брянскомъ Монастырѣ, пріѣзжайте ко мнѣ, и здѣсь, пока я живъ, можете вы быть успокоены моимъ, едва не родственнымъ, попеченіемъ. Благая пріязнь въ скорбяхъ познается.

Я слава Богу! живу и еще служу. Я писалъ къ вамъ, что послѣ Семена Петровича осталось двое малолѣтнихъ сыновей, а моихъ племянниковъ. Теперь одинъ изъ нихъ, меньшій 7і/2 лѣтъ, отошелъ ко Господу отъ свирѣпствовавшей по всему Городу скарлатины 3). Никакія медицинскія усилія не могли

1) Выдержки изъ сего письма приведены въ „Воспоминаніяхъ“ и. Іероѳея л. 92 иб.—93 Кіев. ред. и л. 94 об.—95 Ряз. ред., гдѣ онѣ предваряются словами, что „теперь отъ 12 ноября того же [1861] года [Смарагдъ] пишетъ собственно о нашихъ Свѣнскихъ дѣлахъ,'о коихъ, кажется, предузнавалъ еще въ 1860 году, какъ замѣтилъ я“ [см. письмо 59 на стр. 1508].

2) Въ продолженіе одного года возникло болѣе двѣнадцати уголовныхъ дѣлъ по Монастырю.—0. Іероѳей.

3) Семенъ Петровичъ Крыжановскій, родной братъ преосвящ. Смарагда— младшій, воспитанникъ новой Кіевской Дух. Академіи—вып. 1827 г.—А у Смарагда былъ еще старшій братъ Гавріилъ Петровичъ, воспитанникъ старой Кіевской Академіи, скончавшійся Протоіереемъ въ г. Умани (Кіевской епархіи) и смотрителехмъ Уманскаго Дух. Училища 10 янв. 1836 г.— Будучи въ Полоцкѣ и Могилевѣ, Смарагдъ воспитывалъ двухъ сыновей своего старшаго брата о. Гавріила,—а на старости—въ Рязани пришлось ему воспитывать и сыновей младшаго брата Семена.—Братья преосвящ. Смарагда были оба замѣчательные люди — каждый съ своей стороны ІЛ. М.]. Ср. письмо Смарагда къ Иннокентію изъ Полоцка отъ 28 іюля 1836 г. зъ „Рязанскихъ Епарх. Вѣдомостяхъ“ 1896 г., № 15, стр. 501: „Я потерялъ брата (думаю и Вамъ небезъизвѣстнаго), который былъ защитникомъ, читателемъ и покровителемъ всѣхъ моихъ родныхъ, остающихся безъ

воспрепятствовать опредѣленію о немъ Божію. И я растерзанъ былъ печалію о немъ... Но почто печалиться? Таковыхъ есть Царствіе НебесноеА 1).

Призывая убо на васъ Божіе благословеніе и въ напастехъ защищеніѳ и утѣшеніе, пребываю неизмѣнно благопріятель-нымъ Вамъ:

Смиренный Смарагдъ, Архіепископъ Рязанскій.

12 Ноября 1861 г. Рязань.

Р. S. 2) Правдаль, что Свѣнскій Монастырь временно препорученъ управленію Калужскаго Преосвященнаго? 3), что назначенъ для слѣдствія Секретарь С. С. 4) и Калужской Епархіи Архимандритъ? Что Коринскій удаленъ отъ Консисторіи 5), что и проч. и проч. и проч?...

Два письма ваши я получилъ. „

Помѣта: ,,Получ. 21 Ноября 1861 г.“.

62 (XXXV) 6).

Въ письмѣ отъ 4 Февраля 1862 года Преосвященный Смарагдъ изволилъ писать [о. Іероѳѳю]:

„Декабрьская и Гѳнварская многодѣльность отняла у меня возможность отвѣчать на многія любезно братскія

него совершенно сирыми. Желая пособить горю, въ чемъ только можно, вознамѣрился я взять къ себѣ для образованія двухъ сиротъ —племянниковъ; для чего, равно какъ и для утѣшенія родныхъ, послалъ я изъ Полоцка братца Семена Петровича въ Кіевскую страну“. См. еще нашу статью „Родословіе Смарагда (Крыжановскаго), архіепископа Рязанскаго“ въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ при Московскомъ Университетѣ“ 1911 г., кн. I, отд. IV, стр. 22 сл.

1) Матѳ. XIX. 14.

2) Къ сему у о. Іероѳея въ Кіев. ред. дѣлается такое поясненіе: ..Здѣсь въ Брянскѣ, во время производства непріятныхъ дѣлъ по Свѣц-ѵкому Монастырю, нѣкоторые (конечно, изъ числа непонимающихъ) говорили, что Преосвященный Смарагдъ въ Рязани принимаетъ дѣятельное участіе въ нихъ. Вышеизложенное письмо ясно доказываетъ, что Архипастырь не только не принималъ никакого внѣшняго участія въ дѣлахъ нашихъ, но что онъ получалъ со стороны нѣкоторыя только свѣденія темныя; о настоящемъ ходѣ и значеніи дѣлъ онъ ничего не не зналъ: а напротивъ спрашивалъ меня въ Р. S. настоящаго письма“... См. и письмо 64 на стр. 1515.

3) Этаго распоряженія не было.—О. Іероѳей.

4) У о. Іероѳея: „Святѣйшаго Синода“.

5) Это справедливо (о. Іероѳей)', см. о немъ письмо 40 на стр. 1137—1139.

•) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 94 и об. Кіев. ред. и л. 95—

96 Ряз. ред.

письма ваши. Но послѣднее писаніе побуждаетъ меня къ скорѣйшему съ моей стороны проглаголанію. Вотъ что я думаю: Напрасно вы, отче, горячитесь и бѳзпо-коитУсь, и тратите время для вещей вовсе ненужныхъ, какъ напримѣръ на возвращеніе... должности“ 1).

Архипастырское Преосвященнаго Смарагда наставленіе служило на всякій случай для меня предостереженіемъ. Что же касается до Преосвященнаго Смарагда; то при этомъ кстати повторить, что этотъ Святитель Христовъ былъ истинный служитель правды, мира и любви: не разжигалъ оскорблек ныхъ страстей; но тѣмъ болѣе успокаивалъ, подкрѣплялъ въ терпѣніи, и утѣшалъ страждущихъ. Такъ онъ предоставилъ Богу и судьбу удаленной Игуменіи Павлы 2) потому, что цѣль нашей жизни и служенія неизмѣримо выше земныхъ должностей. Въ этомъ .г^ухѣ Архипастырь, въ томъ же письмѣ ко мнѣ, говоритъ:

„Лучше вамъ дѣятельно возмогать о Господѣ, уповать и радоваться во искушеніяхъ. По всему видно, что само дѣло и испытаніе его изведутъ во свѣтѣ правду твою 3).... Съ терпѣніемъ ожидайте развязки, не сокрушаясь мелочными отмщеніями, не сильными причинить вамъ нравственнаго вреда“.

Послѣ прочихъ утѣшеній во имя Господне, и увѣдомленія, что онъ чувствуетъ подкрѣпленіе своихъ силъ, оканчиваетъ письмо:

„Помолитесь, отче, чтобъ милосердый Господь и впередъ не лишилъ меня благодатной своей помощи во всѣхъ озлобленіяхъ суетнаго міра сего, да до конца претерпѣвъ, спасенъ буду“ 4 5).

5)

Въ другомъ 6) письмѣ отъ 4 Февраля 1862 года [Смарагдъ] замѣчаетъ:

г) О возвращеніи... [конечно, настоятельской] должности я не безпокоился, не просилъ, и даже не имѣлъ намѣренія просить. Я довелъ до свѣдѣнія Владыки, что, при измѣненіи должности, а не при удаленіи отъ нея, сдѣлано болѣе нежели странное распоряженіе. И только.— О. Іероѳей въ Кіев. ред.

*) См. письма 58 и 59 на стр. 1369, т. 1508, г.

3) Ср. Псал. XXXVI, 6.

4) Ср. Матѳ. X, 22. XXIV, 13. Марк. XIII, 13.

5) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 93 об. Кіев. ред., а въ Ряз. этой выдержки нѣтъ.

в) „Въ другомъ“ по сравненію въ непосредственно предъ тѣмъ цитированнымъ письмомъ отъ 12 ноября 1861 года (№ 60 на стр. 1508—1509;.

„Слышу, что..... собрала отъ всѣхъ настоятелей адресъ

въ пользу К.........*); каковый адресъ и посланъ къ

Г. Оберъ Прокурору“.

Этого мы не слышали.

63 (28) * 2).

Возлюбленный о Хрістѣ Братъ,

О. Архимандритъ Іероѳей!

Благодарю за рукописанія ваши и взаимно привѣтствую васъ съ всерадостными днями Пасхи Господней.

Наша Рязанская Пасха омрачена была мертвеннымъ послѣдованіемъ. Предмѣстникъ мой, Преосвященный Архіепископъ Гавріилъ скончался въ самую Страстную Субботу и погребенъ мною соборне 13rü числа сего Апрѣля вч> заштатномъ Ольговѣ Монастырѣ, отстоящемъ на 12 верстъ отъ Рязани, гдѣ онъ провелъ на покоѣ послѣднее четырехлѣтіе 3). При отпѣваніи тѣла его и самъ я довольно пролилъ слезъ, воспоминая собственное наступающее отшествіе изъ сего многомятежнаго міра. Нужно замѣтить, что Ольговъ Монастырь, кромѣ того, что стоитъ близъ Губернскаго города, и слѣдовательно благопотребенъ въ отношеніи къ путямъ сообщенія,—расположенъ на крутомъ берегу Оки и имѣетъ выскоѳ мѣстоположеніе и чистый воздухъ и окруженъ рощами, а потому удобенъ для пребыванія ищущихъ покоя Архипастырей. Я уже оставляю мысль поселиться въ Трубчевскомъ Полисномъ Монастырѣ 4), и, если пойду на покой: то, по примѣру предшественника моего, намѣренъ поселиться въ Олы'овомъ Монастырѣ, и изъ Архіепископа мно-люднѣйшѳй Рязанской Епархіи сдѣлаться Епископомъ одной бѣдной и грѣшной души моей. Напротивъ окаеваю желаніе Прѳосвящ. Іереміи 5) и другихъ, желающихъ послѣдніе годы своей жизни провести въ обителяхъ, имѣющихъ 4 тысячные

*) Разумѣется, конечно, протоіерей Коринскій: см. письмо 40 на стр. 79—81.

2) Письмо это приводится и въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іероѳея л. 95— 96 об. Кіев. ред. и л. 96—97 об. Ряз. ред.

3) Архіеп. Гавріилъ Городковъ, предмѣстникъ Смарагда на Рязанской каѳедры, f 7-го апрѣля 1862.

4) Орловской губерніи, о которомъ и мы говорили [см. № 58 на стр. 1248, 2]. что Владыка никогда не имѣлъ намѣренія жить на покоѣ въ Орлѣ. Только лукавое „усердіе“ нашептывало подобную мысль.—О. Іероѳей въ Кіев. ред.

ь) Преосвящ. Іеремія Соловьевъ уволенъ 17 іюня 1857 г. на покой въ Нижегородскій Печерскій монастырь, гдѣ и скончался 6 декабря 1884 г. Впрочемъ, этотъ архипастырь уже давно помышлялъ объ оставленіи ка-

колокола и золотые на храмахъ крышки. Намѣреніѳжъ отойти въ уединеніе, хотя на время и умолкаетъ, но чаще и чаще пробуждается во всемъ составѣ моемъ. Кромѣ пустоты и трудности въ настоящее время Архіерейской службы *), 66 л. и частые уже недуги сильно подтверждаютъ таковое намѣреніе. Господи! Буди воля Твоя святая!

О секретахъ, отысканныхъ по смерти о. Пимена въ Полисномъ Монастырѣ 2), не безпокойся и сожалѣй, Отчѳ! Я ихъ сжегъ, и кому слѣдуетъ въ сильныхъ чертахъ объяснилъ что я имѣлъ право и основаніе писать то, что было писано. Развѣ къ Амфилохіѣ 3) нельзя придраться такъ, какъ придирались къ Павлѣ 4) или о. Іероѳею 5). Господь съ ними! Я на чужія мѣста никогда не посягалъ для того, чтобъ на нихъ посадить своихъ родныхъ или пріятелей, и никто въ семъ упрекать меня не можетъ.

Мнѣ кажется, что еще не скоро рѣшится ваше дѣло 6), а если получите какіе слухи о рѣшеніи ихъ 1), не оставьте увѣдомить меня, принимающаго искреннее участіе въ вашемъ спокойствіи.

Благожелатель вашъ Смиренный Смарагдъ, Архіепископъ Рязанскій.

1862. Апр. 15.

Рязань.

Помѣта: „ГІолуч. 24 Апр. 1862. Отвѣтств. 21 Мая 1862 г.“.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эедры (см. стр. 392, 2). Такъ, митр. Филаретъ (Амфитеатровъ) писалъ 18 декабря 1844 г. Иннокентію (Борисову): „Получивши извѣстіе о намѣреніи ареосвященнаго Іереміи оставить ввѣренную ему паству, я рѣшился просить его къ себѣ въ безмѣстные коадъюторы. Можетъ быть сіе и для него было бы хорошо,—а для меня въ преклонныхъ лѣтахъ, и для Михайловскаго монастыря, весьма было бы полезно—но онъ разсудилъ за благо остаться на своей каѳедрѣ“ (см. „Труды Кіевской Духовной Академіи“ 1884 г., № 5. стр. 90 и ср. къ сему въ „Богословской Энциклопедіи“, т. XII, Спб. 1911, стлб. 215).

') Святитель разумѣлъ, конечно, внѣшнее управленіе, а особенно письменную часть.—О. Іероѳей.

*) Т. е. послѣ смерти настоятеля Чолнскаго Спасскаго монастыря, архим. Пимена, управлявшаго въ 1857—1862 г.

3) Ср. письмо 60 на стр. 1509, 5.

4) См. письма 58 и 59 на стр. 1369, і. 1508, а.

5) Т. е. адресату этихъ писемъ: см. письма 58, 59, 64 и 65 на стр. 1370, з. 1508. 1515. 1516.

е) Дѣлъ Свѣнскихъ воздвигъ врагъ, ненавидяй добра, много. Они соединены и разсмотрѣны и рѣшены вмѣстѣ. О. Іероѳей въ Кіев. ред. См. и выше на стр. 1370, 8. 1508. 1515. 1516.

7) Вышеозначенное—о Лазарѣ [см. письмо 58] и проч. Оно рѣшено 29 Марта 1863 года, и получено въ Епархіальномъ Управленіи 2 Мая.— О. Іероѳей въ Ряз. ред. См. и къ письму 57 на стр. 1370, з.

64 (XXXVI) *).

23 Генваря 1863 года Архипастырь [Смарагдъ] благоволилъ писать мнѣ [о. Іѳроѳѳю]:

„Простите старца и немощнаго за несоотвѣтствіе любви вашей. Сколько я благодаренъ за благопріятнѣйшія письма ваши, столько же, какъ видите, неповоротливъ въ отвѣтахъ на оныя. Дѣйствительно весьма тяжело ждать окончанія Свѣнскаго дѣла, и не знать, когда оно кончится! Однакожъ излишне тужить вамъ о нерѣшеніи дѣла не слѣдуетъ. X. П. Д., проѣзжая въ прошедшемъ Іюнѣ [1862 года] чрезъ Рязань, сказывалъ мнѣ, что всѣ единогласно васъ оправдываютъ, а противную сторону обвиняютъ. Болѣе ни отъ кого я о вашемъ дѣлѣ не слышалъ, и конецъ онаго должно предоставить всеблагой * 2) волѣ Божіей. Господь да устроитъ

все ко благому концу. Нынѣ в£ эти, какъ видите, мятущіяся времена, какъ трудно, (и) 3) какъ невыносимо ѳпископствовать! Особенно литература явно враждебна Религіи, и слѣдовательно служителямъ ея. У насъ недавно былъ Г. злѣйшій врагъ Духовенства. Много дѣлалъ намъ зла; даже напечаталъ не мало противъ священства. Да и въ другихъ мѣстахъ враждебный духъ злобы противъ насъ разгуливаетъ себѣ невозбранно и неудержимо...“

(Да Святитель Божій Смарагдъ былъ ревностнѣйшимъ и искреннѣйшимъ, по убѣжденію, дѣятелемъ Вѣры Христвой: но не имѣлъ силы.) 4).

„Нынѣшнюю зиму провожу болѣзненно. По крайней мѣрѣ, слава Богу, что въ Епархіи тихо и благоденственно. Прося вашихъ преподобническихъ молитвъ, съ искренною о Христѣ любовію...“

65 (XXXVII) 5).

И вотъ за молитвами незабвеннаго Архипастыря [Смарагда] угодно было Господу Богу наше дѣло кончить милостивѣйшимъ рѣшеніемъ Святѣйшаго Правительствующаго

*) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 96 об.—97 Кіев. ред. и л. 98 и об. Ряз. ред.

2) Это слово въ Кіев. ред. пропущено.

3) „И“ вставлено лишь въ Кіев. ред.

4) Эта вставка имѣется только въ Ряз. ред.

5) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея л. 97 98 об. Кіев. ред. и л. 98 об.—100 об. Ряз. ред.

Синода, касательно меня грѣшнаго и недостойнаго; и я, получивъ по начальству краткое заключеніе рѣшенія, поспѣшилъ увѣдомить объ этомъ благожелательнаго Святителя, согласно его отеческой волѣ. По полученіи отъ меня этого извѣстія, душа Архипастыря полна была радости и благодарности ко Господу за то, что бывшій его подчиненный, имъ руководимый и поставленный на степень, не посрамилъ сѣдинъ его старости многолѣтней. Посему въ отвѣтномъ писаніи своемъ отъ 4 Іюня того же [1863] года *) Святитель Божій восклицаетъ:

„Слава Богу! Слава Богу! что Свѣнскія дѣла ваши кончились къ постыженію враговъ вашихъ и къ явленію предъ свѣтомъ правоты вашей.... Господь же послалъ вамъ это тяжкое искушеніе для укрѣпленія васъ въ добродѣтели, которая безъ противодѣйствій была бы слаба, недостаточна и неудовлетворительна. Возблагодаримъ за сіе Спасителя, во всемъ ищущаго нашего, спасенія. Простите, отче, что на многія ваши писанія извѣщенія и любопытныя увѣдомленія я не отвѣчалъ вамъ. Не могъ! Впалъ съ Февраля мѣсяца въ тяжкій ревматическій недугъ по всему тѣлу, и особенно въ рукахъ и въ ногахъ; отъ чего, при всѣхъ медицинскихъ пособіяхъ, претерпѣвалъ адскія мученія; не въ состояніи былъ владѣть ногами и дѣйствовать руками; даже нужнѣйшихъ бумагъ къ Начальству не могъ подписывать. Не служилъ три мѣсяца; отъ чего премножество накопилось ставлениковъ. Теперь выздоравливаю, но очень медленно; служу только въ Крестовой Церкви не безъ затрудненія. Имѣю надежду вскорѣ лучше поправиться, если будетъ хорошая погода: ибо здѣсь послѣ Апрѣля—самая скверная погода. Вотъ причина моего молчанія, которую, полагаю, вы вполнѣ уважите“.

И кто бы не уважилъ въ этомъ старцу, немощному удрученному недугами и обремененному дѣлами. Что до меня относится,—я никогда и ни въ какомъ случаѣ не смѣлъ просить у него отвѣтовъ и извѣщеній, хотя и желалъ имѣть ихъ; и, увлекаемый милостивымъ отеческимъ вниманіемъ Святителя, даже иногда скорбѣлъ, не получая отъ него писемъ. Я относился къ Святителю Божію, единственно имѣя къ нему высокое уваженіе и сыновнюю любовь. Скромныя извиненія Архипастыря относятся именно къ его только отеческой добротѣ и простотѣ сердца. Затѣмъ, какъ ни надѣялся Владыка на поправленіе своего здоровья, бывшаго до переселенія въ Рязань очень крѣпкимъ, теперь, послѣ тяж-

г) Это есті. послѣднее письмо Смарагда къ о. Іероѳею: см. Л» 56 на стр. 1360.

кихъ и частыхъ недуговъ, онъ не могъ уже переступить предѣла, какой Господнимъ Промысломъ предопредѣленъ его святой, ревностной и благополѳзной Архипастырской дѣятельности. Вскорѣ послѣ отправки [настоящаго] письма Владыка, вѣроятно, опять подвергся предсмертнымъ уже страданіямъ; и отошелъ наконецъ на вѣчный покой. Письмо это для меня было уже послѣднимъ; которое Архипастырь окончилъ такъ:

„Но я уже усталъ отъ сего краткаго писанія; а потому сокращая мою рѣчь, обращаюсь къ милосердому Создателю, да сохранитъ Онъ васъ впередъ въ мирѣ, здравіи и спокойствіи; прошу преподобничѳскихъ молитвъ вашихъ о мнѣ, пребывая навсегда...“.

Издалъ проф. Н. Глубоковскій *).

*) Пополненія и поправки.

Стр. 383, is он.: переплетены (вмѣсто „переписаны“)

Стр. 392, и сн : Н. И. Бутягинъ кончилъ Спб. Духовную Академію въ составѣ ІІ-го курса (1814—1817 г. г.) подъ N-ромъ 25, третьимъ въ числѣ кандидатовъ, а Смарагдъ принадлежалъ къ ІІІ-му курсу (1815—1819 г.г.): см. у у проф. И. А. Чнстовича, Исторія Спб. Духовной Академіи, Спб. 1857, стр. 442. 443.

Стр. 393, и св.: Архим. Климентъ (Можаровъ) скончался 20 сентября 1863 года въ 6 часовъ пополудни, какъ это—кромѣ дѣла въ Синодальномъ архивѣ 1864 г. № 1.343—удостовѣряется рапортомъ управляющаго Казанскаго Спасо-ТІреображенскаго монастыря, казначея іеромонаха Іова отъ 21 сентября 1863 г. за Л» 72 о кончинѣ въ указанное число проживавшаго въ томъ монастырѣ архим. Климента (въ дѣлѣ Казанской Дух. Консисторіи 1863 г. Л» по архивной описи 73.129). Значитъ, эту дату и нужно принять (см. еще у f А. Аѳ. Благовѣщенскаго, Исторія Казанской Духовной Семинаріи съ восемью низшими училищами за XVIII— XIX стоя., Казавь 1881, стр. 312, и у проф. П. В. Знаменскаго, Исторія Казанской Духовной Академіи, Казань 1891, стр. 276), хотя на могильномъ памятникѣ о. Климента въ оградѣ Спасскаго монастыря яко бы значится 1864-й годъ (см. также у Е. М. Лебедева, Спасскій монастырь въ Казани, Казань 1895, стр. 146), при чемъ прибавлено: „житія его было 62 года, 9 мѣсяцевъ и 20 дней“. О ректорствѣ о. Климента въ Тверской Семинаріи см. и у т I. М. Малеина, Мои воспоминанія (Тверь 1910), сгр. 170; ср. также у Вл. И. Колосова, Исторія Тверской Духовной Семинаріи (Тверь 1888), стр. 391, гдѣ ошибочно утверждается, будто Климентъ умеръ въ Новомъ Іерусалимѣ.

Стр. 759, 22 сн. Преосвящ. Парѳеній скончался не 31 марта 1863 г., а 21 января 1873 г. (см. стр. 1151 прим.).

Стр. 7бо, прим. 4. О. Пименъ (Троепольскій) окончилъ Кіевскую Дух. Академію не въ 1839 г., а въ 1835 году, почему и могъ быть въ Орлов-

ской Семинаріи товарищемъ проф. Е. В. Амфитеатрова и—до богословскаго класса—епрскопа Ѳеофана Говорова (задержавшагося въ философскомъ классіГтГзакончившаго семинарскій курсъ въ 1837 г.): см. еще „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1866 г., № 18, стр. 1024 (авторъ этихъ статей, покойный преподаватель Орловской Семинаріи Андрей Андреевичъ Сильвестровъ былъ семинарскимъ товарищемъ о. Пимена). Пи даннымъ Сѣвскаго архива, Пименъ рукоположенъ въ іеромонаха 19 (а не 18) августа 1843 г.-, въ Загаецкое училище опредѣленъ 25—31 октября 1843 г.

Стр. 974, прим. з. Для исторіи .Петропавловскаго собора см. еще Описаніе церквей, приходовъ и монастырей Орловской епархіи, Орелъ 1901 (и при „Орловскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ за 1901 г., №№ 40— 41), стр. 33 слл. 37 (объ участіи Смарагда). 46—47 (о посѣщеніи 5 сентября 1851 г. и осмотрѣ трещинъ Наслѣдникомъ Александромъ Николаевичемъ).

2 декабря, 1911 года. Печатать разрѣшается. Ректоръ С.-Петербургской духовной академіи епископъ Георгій.

Редакторъ, профессоръ С.-Петербургской духовной академіи

Петръ Смирновъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.