Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Письма
духовных и светских лиц к митрополиту московскому Филарету (Дроздову)
(с 1812 по 1867 год)
Опубликовано:
Христианское чтение. 1900. N° 2. С. 214-231.
© Сканирование и создание элекгронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru'). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
ПИСЬМА ДУХОВНЫХЪ И СВѢТСКИХЪ лицъ
къ митрополиту Московскому Филарету 1).
(съ 1812 по 1867 г.;.
LXIII. Письмо Н. де-Розетти-Розновано.
CCCLY *).
Владыко.
Я не имѣю чести быть извѣстнымъ Вашему Высокопреосвященству, однакожъ смѣю надѣяться, что Вы, какъ одинъ изъ высшихъ хранителей нашей святой православной вѣры, благосклонно выслушаете голосъ послушнѣйшаго ея сына, который хочетъ изъяснить Вамъ печали, опасенія и надежды цѣлаго народа христіанскаго, угрожаемаго въ самыхъ дорогихъ интересахъ, въ вѣрѣ отцевъ своихъ.
Житель дунайскихъ княжествъ, происходящій изъ семьи, которая всегда сморѣла на свою привязанность къ православной вѣрѣ, какъ на одно изъ прекраснѣйшихъ правъ на вниманіе и уваженіе въ своей странѣ, я думаю выразить здѣсь чувства огромнаго большинства моихъ соотечественниковъ: всѣ мы были объяты самымъ болѣзненнымъ безпокойствомъ, видя уже четырехлѣтнія усилія—отнять у нашей страны вѣру, которая до сего времени охраняла и утѣшала нашихъ отцовъ; всѣ мы трепетали, видя что естественные покровители нашей вѣры, люди, стоящіе во главѣ нашей страны, открыто присоединяются къ этимъ усиліямъ, чтобы ввергнуть насъ всѣми средствами въ схизму и ересь, чтобы подвергнуть насъ, игу папскому.
') См. „Хр. Чт.“ за январь 1900 г.
9) Письмо помѣщается въ переводѣ съ французскаго подлинника.
Дай Богъ, чтобы эти опасенія оказались ложными, съ несчастію всѣ обстоятельства поддерживаютъ и усиливаютъ ихъ; напрасно мы хотѣли бы обмануться въ стремленіяхъ нашего правительства, напрасно хотѣли бы остановить взоръ на нѣкоторыхъ отдѣльныхъ дѣйствіяхъ и почесть ихъ на простыя политическія случайности, но все въ дѣйствіяхъ сего правительства въ теченіе четырехъ лѣтъ показываетъ предварительное рѣшеніе, составленный планъ; все представляетъ намъ его систематически идущимъ по пути, хорошо намѣченному, съ логикою и послѣдовательностію, которые ему такъ не свойственны и которыя ясно даютъ понять дѣятельное вмѣшательство политики болѣе высокой, и искусной.
Вотъ факты.
Уже четыре года, какъ среди самой суровой зимы городъ Яссы былъ пораженъ оцѣпенѣніемъ, узнавши однажды утромъ, что его митрополитъ, блаженный Софроній, шестидѳсяти-лѣтній старецъ, схваченъ, съ помощію войска,, при подножіи жертвенника, гдѣ онъ слушалъ обѣдню, вытащенъ изъ церкви, брошенъ въ повозку, больной, почти умирающій, отвезенъ солдатами, какъ преступникъ, на пѳрекоръ всему городу и всей странѣ, въ монастырь, во глубину горъ! Какое великое преступленіе совершилъ онъ, чтобы можно было, не говорю, оправдать, а хотя нѣсколько извинить это святотатство—самое варварское? Такимъ преступленіемъ было святое исполненіе священной обязанности; это было мужество, съ которымъ онъ защищалъ интересы народной церкви, противясь отнятію имущества у этой церкви, которымъ правительство овладѣло безъ всякой формы процесса.—Онъ умеръ. Кто сдѣлался его преемникомъ? Его не было, его нѣтъ. Первая епископская каѳедра Молдавіи еще вакатна, и правительство никогда не думало замѣстить ее, созвавъ вѣрныхъ, назначенныхъ для избранія по обычаю страны. Вскорѣ оба епископа, занимавшіе двѣ другія каеедры страны, послѣдовали за своимъ сотоварищемъ-въ могилу, и, какъ его, ихъ каѳедры остались праздными. Также было въ Валахіи, гдѣ почти всѣ епископы, занимавшіе главныя каѳедры страны, изчезли, и каѳедры остались незамѣщенными, и въ настоящее время великое стадо вѣрующихъ оставлено почти бегъ пастырей на поруганія и нападенія враговъ вѣры православной.
Тогда еще тайные проекты нашего правительства начали мало по малу обрисовываться: распорядитель доходовъ нашей народной церкви, вмѣсто того, чтобы поддерживать памятники
нашей вѣры и помогать издержкамъ богослуженія, обратилъ на свои собственныя нужды почти всю сумму этихъ доходовъ, нашн церкви не были поправляемы и пришли въ развалины, монастыри опустѣли, монахи, наполнявшіе ихъ, были насилье ственно изгнаны; всѣ движимыя имущества церквей—до священныхъ храмовыхъ сосудовъ, были отданы правительствомъ въ добычу его фоворитамъ, самая презрительная мелочная бережливость управляла церемоніями нашего богослуженія, наконецъ все болѣе и болѣе обнаруживало равнодушіе и враждебность правительства къ нашей религіи, все было направляемо къ тому, чтобы уронить, мало по малу эту религію въ мнѣніи народа, посредствомъ бѣдности ея матеріальныхъ формъ, всегда такъ могущественно дѣйствующихъ на духъ массы.
Однако же, чтобы предупредить всякій протестъ, правиг тельство самымъ смѣлымъ образомъ, злоупотребляя властію, непосредственно опредѣлило на вакантныя каѳедры свои креатуры для временнаго намѣстничества; оно удерживало за собою преданность сихъ намѣстниковъ страхомъ низложитъ ихъ, если только они будутъ занодозрѣны въ независимости или въ православномъ благочестіи; такимъ же образомъ оно обезпечило за собою и низшій клиръ, который никогда не осмѣлится поднять голосъ, самый робкій, на защиту религіи, подверженной нападенію.
Въ то же время оффиціальные органы правительства начади при всякомъ случаѣ возбуждать въ насъ ненависть и презрѣніе къ нашимъ единовѣрцамъ въ Россіи и къ греческой константинопольской церкви, нашей общей матери.
Этого не было достаточно: нашу народную церковь, разъ лишенную силы, оставилъ и греческій клиръ, глубоко преданный своей вѣрѣ, за свое благочестіе и свои богатства пользующійся огромнымъ вліяніемъ, и такимъ образомъ могущій противодѣйствовать видамъ правительства: нужно было какою бы то ни было пѣною освободиться отъ него и довести его до нищеты. Впрочемъ давно уже богатая добыча сія привлекала жадность правительства. Одинъ добрый законъ облегчилъ трудность, имущество церкви греческой безусловно конфисковано.
Наконецъ правительство сбросило маску и пошло быстрыми шагами къ осуществленію своихъ плановъ. Не довольно было лишить силы греческихъ монаховъ, нужно было изгнать ихъ. Ихъ или хватали, или изгоняли какъ послѣднихъ преступниковъ.
Ни довольно было изгнать священниковъ, нужно было изгнать богослуженіе. Княжескій декретъ запретилъ греческую литургію въ греческихъ церквахъ, и офицеры арміи были поставлены въ сихъ церквахъ, чтобы наблюдать за исполненіемъ эдикта. Затѣмъ, публичные скандалы, кровавыя ссоры посреди церквей, даже въ самомъ Бухарестѣ.
Однакожъ, не смотря на такія насилія, нынѣшнее поколѣніе, напоенное старыми предразсудками своихъ отцевъ, оставалось привязаннымъ во глубинѣ сердца къ православной вѣрѣ, и мало доставило добычи совратительной ревности правительства. Но будущее поколѣніе можетъ сдѣлаться доступнѣе для папской любви: нужно было заняться его воспитаніемъ, дѣйствовать на молодыя души, вырвать изъ нихъ наслѣдственное заблужденіе и ввергнуть ихъ въ лоно католической церкви. Посему начали изгонять въ народныхъ семинаріяхъ изученіе языка отцовъ греческихъ, и замѣнять его изученіемъ языковъ французскаго и латинскаю. Въ школы молодаго поколѣнія ввели профессоровъ греко-уніатовъ. Бо главѣ университета ясскаго поставили уніата, и каѳедры универоитетекія были открыты для новыхъ докторовъ. Въ женскія школы привлекли католическихъ сестеръ милосердія, съ большими издержками прибывшихъ съ запада. — Въ областвыхъ городахъ, гдѣ, какъ въ Боточанахъ, невидимому было бы достаточно простыхъ приходскихъ католическихъ священниковъ, учреждали католическія епископства. Приготовлено введеніе грекоуніатскаго календаря и въ настоящее время обсуждается въ государственномъ совѣтѣ, равно какъ проектъ кодекса, который признаетъ обязательнымъ бракъ только гражданскій и провозглашеніе развода по церковному праву замѣняетъ разводомъ по суду гражданскому.—Наконецъ, чтобы нанести послѣдній ударъ, учреждена католическая семинарія въ Яссахъ, чтобы наводнить наши села римскими наставниками и предать ихъ похититѳльному прозелитизму папской церкви; и правительство не пренебрегаетъ никакимъ случаемъ, чтобы показать овое особенное благоволеніе къ католическому епископу и его пропагандѣ, между тѣмъ какъ въ мѣстахъ самыхъ высокихъ публично трактуютъ о предразсудкахъ вѣры православной.
Таково, Владыко, печальное грѣлище, приводящее у насъ въ скорбь сердца всѣхъ православныхъ, могу сказать—цѣлую націю. Не думайте Владыко, чтобы нашлось у насъ хоть одна
благородная душа, которая не стенала бы при усиліяхъ, обнаруживаемыхъ правительствомъ, и не отрицала бы ихъ; но деспотизмъ и терроръ въ настоящее время задушаютъ въ насъ всякую протестацію. И притомъ, я долженъ это сказать, наше правительство, единственно для того, чтобы довершить свои деспотическія намѣренія, чтобы освободиться отъ тягостнаго контроля нашихъ учрежденій и пріобрѣсть абсолютную власть, въ виду явной враждебности народа, должно было увѣриться въ помощи, конечно не безкорыстной, иностранной политики, должно было дать ей обезпеченіе: это обезпезпеніе есть ниспроверженіе нашей народной религіи и замѣненія ея религіею католическою. Я не имѣю нужды указывать здѣсь внутреннее отношеніе, соединявшее пропаганду католическую въ нашей странѣ съ пропагандою,; которую совершалъ въ тоже время вдохновляемый тою же политикою клиръ польскій въ западныхъ областяхъ Имперіи. Такъ .долженъ былъ окончиться тотъ обширный планъ, который не. имѣлъ другой цѣли, кромѣ нападенія на православную русскую имперію въ одно время съ двухъ противоположенныхъ сторонъ, создавая ей на Вислѣ и на Дунаѣ враговъ вѣры и. политики. Августѣйшему Государю, управляющему въ настоящее время судьбами сей имперіи, стойло только захотѣть, чтобы сокрушить однимъ ударомъ революцію и ересь. У насъ къ несчастію планъ сей, благодаря потворству правительства, находится на точкѣ успѣха. И мы тутъ безсильны: я повторяю—деспотизмъ , терроръ, висящій надъ нами всею своею тяжестію, заграждаютъ всѣ уста: связанные, мы кажемся равнодушными, и наши задушенныя жалобы заставляютъ вѣрить нашему молчанію. Такимъ образомъ клевещутъ на насъ предъ глазами нашихъ братьевъ въ Россіи, и пользуясь нашимъ молчаніемъ, заставляютъ ихъ думать, что въ нашихъ сердцахъ погасло всякое православное чувство, что мы отвергаемъ Августѣйше покровительство, поддерживавшее насъ до сихъ поръ во всѣхъ нашихъ испытаніяхъ: ничего не бывало; къ несчастію (и какъ ни тягостно' de признаніе, я долженъ его сдѣлать) политическое мужество есть чувство почти чуждое намъ: мы умѣемъ только стонать н склонять голову, призывай заступленіе сильной и охранительной руки, которая никогда еще не оставляла насъ. Оставитъ ли она насъ теперь? Я не могу этому повѣрить: я не говорю о великихъ интересахъ политическихъ, которые должны воспрепятствовать
Россіи допустить когда либо неиспроверженіе православія ни Дунаѣ; ея имя будетъ презрѣно, ея вліяніе потеряно, враждебное вліяніе будетъ пребладающимъ при дверяхъ ея. Я призываю на размышленія не мірскія; я взываю къ православію всѣхъ нашихъ братьевъ Россіи; я взываю къ благочестію Августѣйшаго Государя, который только что поднялъ такъ высоко знамя имперіи и православной вѣры; я взываю къ православной ревности всѣхъ святыхъ епископовъ Россіи, для которыхъ ничто, касающееся вѣры, поможетъ оставаться чуждымъ, къ Вамъ, Владыко, высшему хранителю, свѣтилу, смѣю сказать—Отцу церкви, Вы не останетесь равнодушными къ воплю, который исторгаетъ изъ нашихъ сердецъ наша утѣс-сняемая вѣра; то, что сдѣлали Вы для западныхъ областей имперіи, гдѣ, какъ и у насъ, народная вѣра была цѣлью для фанатической пропаганды польской партіи,—Вы сдѣлаете и для насъ; Вы разскажите нашимъ братьямъ въ Россіи тяготящія насъ испытанія и скорби. Вы пробудите въ нихъ негодованіе противъ нашихъ притѣснителей, Вы вызовете, Вы исходатайствуете у нихъ соболѣзнованіе и поддержку, въ которой мы нуждаемся, Бы принесете наконецъ къ подножію престола Вашего Августѣйшаго Государя отчаянный вопль несчастнаго народа, который полагаетъ въ немъ, послѣ Бога, свою послѣднюю надежду, какъ въ естественномъ кокровителѣ, за правословную вѣру въ Европѣ.
Владыко, я считаю себя исполнившимъ священную обязанность, призывая внманіе Вашего Высокопреосвященства на великіе религіозные интересы, по поводу которыхъ въ настоящее времц идутъ пренія въ моей странѣ. Мнѣ остается смиренно преклониться предъ Вашимъ Высокопреосвященствомъ, поручить себя Вашимъ молитвамъ и испросить Вашего апостольскаго благословенія.
Честь имѣю пребыть,
Владыко!
Вашего Высокопреосвященства покорнѣйшимъ и нижайшимъ слугою,
Николай де Розетти-Розновано.
Ясы, Молдавія.
2 декабря 1864 г.
XIV. Письма архимандрита Леонида.
Архим. Леонидъ, въ мірѣ Левъ Кавелинъ, образованіе получилъ въ кадетск. корпусѣ; на службу поступилъ въ 1840 г. въ гвардію; въ 1852 г. поступилъ въ Оптвну пустынь; въ 1857 г.—поотриж., рукопол. въ іѳрод. и затѣмъ въ іером. и назн. чл. русск. дух. миссіи въ Іерусалимѣ; въ 1859 г. увол. въ оптвну п.; въ 1863 г.—архим. н начальн. русск. д. миссіи въ Іерусалимѣ; въ 1865 г. — прикоманд. къ конотантиноп. посол. ц.; въ 1869 г.—настоятель воонрѳс. вовоіерусалим м.; въ 1877 г.—яамѣстн. Троице-Сергіѳв. л. Сконч. 22 окт. 1891 г.
CCCLVI *).
Ваше Высокопреосвященство, Милостивѣйшій Отецъ и Архипастырь.
Преслѣдуемый постоянными огорченіями, о свойствѣ и источникѣ коихъ въ прошломъ году я имѣлъ дерзновеніе объяснять Вашему Высокопреосвященству чрезъ преосвященнѣйшаго Леонида s); къ тому же посѣщаемый нерѣдко по волѣ Божіей и недугами тѣлесными, и усматривая въ сихъ обстоятельствахъ призваніе Божіе къ неотложному возвращенію на прежній свой путь — уединенной иноческой жизни, оставленный мною, какъ Вамъ извѣстно, не по своей волѣ и хотѣнію, я осмѣливаюсь прибѣгнуть къ Вашему Высокопреосвященству, яко милостивому Отцу и благодѣтелю, обще всѣхъ учениковъ достоблаженнаго старца іеросхимонаха Макарія, съ умиленною просьбою исходатайствовать мнѣ у Святѣйшаго Правительствующаго Синода милостивое дозволеніе вступить въ число брапи русской аѳонской Пантелеймоновой обители, духовное чиноположеніе котораго приходится мнѣ по духу, паче иныхъ православныхъ иноческихъ общежитій, 1
1) Письмо ие датировано. Довидимому должно быть отнесено въ 1864 или 1865 гг., когда авторъ былъ начальникомъ іерусалимской миссіи и переживалъ, вслѣдствіе разныхъ интригъ противъ него, весьма тяжелое душевное состояніе, о которомъ онъ говоритъ подробно въ слѣдующемъ своемъ письмѣ.
9) Пр. Леонидъ Враснопѣввовъ, ѳп. дмитровскій.
мнѣ извѣстныхъ, а необходимость по моимъ недугамъ продлить пребываніе въ.тепломъ климатѣ,—окончательно побуждаетъ меня предпочесть встуцленіе въ сію русскую заграничную обитель—возвращенію на родину.
При семъ не излишнимъ считаю присовокупить, что получивъ всесердечно желаемое мною дозволеніе вступить въ упомянутую обитель, я имѣю твердое намѣреніе принять въ оной схиму и остаться въ оной неисходно до конца дней моихъ, дорожа превыше всего возможностію продолжать обученіе себя въ дѣятельной иноческой жизни, подъ руководствомъ духовника оной—опытнаго въ духовной жизни старца— моего духовнаго отца.
Симъ ходатайствомъ Ваше Высокопреосвященство сотворитъ великую и послѣднюю милость бѣдной душѣ моей и обяжите до конца дней моихъ быть усерднымъ ко Господу молитвенникомъ о здравіи и долгоденствіи Вашемъ.
Съ глубочайшимъ сыновнимъ почтеніемъ испрашивая себѣ Вашихъ святительскихъ молитвъ и архипастырскаго благословенія и съ совершенною преданностію, имѣю честь пребыть
Вашего Высокопреосвященства
Милостиваго Архипастыря и Отца нижайшій послушникъ многогрѣшный архимандритъ Леонидъ.
CCCLYII.
Ваше Высокопреосвященство, Милостивѣйшій Отецъ и Архипастырь.
Милостивое письмо Вашего Высокопреосвященства отъ 29 іюля, имѣлъ счастіе получить 15 августа и по предъявленіи онаго въ тотъ же день г-ну посланнику 1), рѣшено было, для отклоненія отъ меня подозрѣній со стороны грековъ въ сношеніяхъ съ запрещеннымъ ихъ архіереемъ, сообщить пр—-му Паисію 2) содержаніе Вашего письма, черезъ его то- * *)
*) Гѳн. Ы. П. Игнатьевъ.
*) Паисій, митрополитъ филиппопол., родомъ болгаринъ, запрещенный констаитин. соборомъ 4 февр. 1861 г.
варища митрополита преславскаго Анѳима, какъ доживающаго въ одномъ съ нимъ мѣстѣ-—на остр. Халки х). При семъ считаю долгомъ довести до свѣдѣнія Вашего Высокопреосвященства, что мнѣніе Ваше по болгарскому церковному вопросу, подѣйствовало на болгаръ самымъ живительнымъ образомъ, и каковъ бы ни былъ исходъ этого печальнаго для всей православной церкви. дѣла, они не забудутъ, что въ самое критическое для нихъ время, столь правдивое и чуждое всякаго колебанія сужденіе о ихъ церковныхъ нуждахъ, было высказано устами старѣйшаго архипастыря русской церкви, имя котораго извѣстно и досточтимо и во всѣхъ восточныхъ церквахъ. Греческая патріархія, готовившая было, послѣ сношенія по молдо-влахскимъ дѣламъ пространный меморандумъ о болгарскомъ дѣлѣ Святѣйшему россійскому Синоду, хотя и обманулась въ своихъ расчетахъ, но самъ патріархъ принялъ мнѣніе Вашего Высокопреосвященства, если можно такъ выразиться,— радушно, а именно (говорю со словъ г. посланника) онъ сказалъ: «что касается до меня лично, то я совершенно согласенъ съ мнѣніемъ Его Высокопреосвященства и молю Бога, чтобы онъ помогъ мнѣ привести это мнѣніе въ исполненіе, но я не одинъ»... И точно, его всесвятѣйше-ство патріархъ Софроній, мужъ достойный глубокаго уваженія по своимъ личнымъ качествамъ, прямодушный, любящій правду и исполненный самыхъ благихъ желаній на пользу церкви, но съ тѣхъ поръ, какъ власть его ограничена «смѣшаннымъ совѣтомъ» нѣтъ дѣла и менѣе важнаго, чѣмъ болгарскій вопросъ, рѣшеніе котораго зависѣло бы отъ его воли, а между тѣмъ самые вліятельные члены этого совѣта, каковъ напримѣръ Кара-Ѳеодори * 2), а также и ихъ ученые совѣтники изъ греческаго духовенства, каковъ напримѣръ митрополитъ се-левкійскій и архимандритъ Лука-Клеобула, суть самые фанатическіе противники болгарскаго вопроса, который они даже въ синодальныхъ собраніяхъ называютъ не иначе, какъ «болгарскимъ бунтомъ», а нѣкоторые, какъ напримѣръ митрополитъ селивкійскій выразился, что къ рѣшенію это дѣла пройдутъ не иначе, какъ развѣ по его трупу.
’) Митроп. Анѳимъ Чалочковъ, родомъ болгаринъ, поставленный вонстант. патріархомъ, проживалъ на о. Халки, такъ какъ болгары Преславы и ПГумлы не хотѣли принять отъ патріархіи ёнископа до полнаго и удовлетворительнаго разрѣшенія общаго греко-болгарскаго,спора.
2) Врачъ султана.
Турецкое правительство въ лицѣ своего перваго министра Али-Паши, видл въ этой распрѣ грековъ съ болгарами, вѣрное средство держать въ рукахъ ихъ обоихъ, дорогое пособіе ихъ традиціонной политики (раздѣляй и царствуй) никогда, а особенно при настоящихъ своихъ внутреннихъ затрудненіяхъ, не рѣшится подвинуть, этотъ вопросъ въ пользу той или другой стороны, безъ какой-либо народной демонстранціи, иль безъ сильнаго на него давленія извнѣ. Католическая пропаганда зорко слѣдитъ за всѣми видоизмѣненіями этого дѣла и пользуется безнадежнымъ состояніемъ болгарскаго народа для того, чтобы уловлять въ свои сѣти малодушныхъ и легковѣрныхъ. Паства болгарская находится въ самомъ страдательномъ положеніи: цѣлые приходы остаются безъ священниковъ: младенцы умираютъ, не сподобившись св. крещенія, больные отходятъ въ вѣчность беэъ напутствія св. тайнъ, для совершенія браковъ должны предпринимать поѣздки за многіе десятки верстъ, тогда какъ въ Турціи и ближніе переѣзды не безопасны. Народъ, обнадеженный своими передовыми людьми, что если будетъ прервано на время всякое духовное общеніе съ константинопольскою церковію и болгарскія епархіи не станутъ участвовать въ церковныхъ расходахъ, то это скоро вынудитъ патріархію къ уступкамъ,—не видя въ теченіи 6-ти лѣтъ никакого конца этому дѣлу отъ негодованія переходитъ къ отчаянію и готовъ на всякія крайности. Если такое положеніе дѣлъ продлится еще годъ и на помощъ ему не подоспѣютъ какія-либо внѣшнія политическія обстоятельства, то надежды римской пропаганды, не упускающей случая указывать постоянно болгарамъ на ихъ безвыходное положеніе по1 отношенію къ патріархіи и Портѣ, могутъ увѣнчаться желаемымъ ими успѣхомъ: унія дѣлаетъ замѣтные успѣхи въ нѣкоторыхъ епархіяхъ. Все-ли сдѣлано нами, чтобы предупредить такой печальный исходъ дѣла, я судить не могу, но гнаю, что мнѣніе Вашего Высокопреосвященства оживило надежды болгаръ и они совнаются, что со стороны русской церкви этимъ сдѣлано для нихъ даже болѣе, чѣмъ они смѣли надѣяться, ибо греческая газета «Армонія» заранѣе успѣла прокричать, что греки увѣрены, что мнѣніе русской церкви о болгарскомъ вопросѣ совершенно будетъ согласно съ ихъ взглядами.
Вашему Высокопреосвященству угодно было заключить Ваше письмо милостивымъ вопросомъ, относящимся лично къ
моему ничтожеству. Глубоко цѣня отечески-архио&стмрское вниманіе, отвѣчаю на оное съ почтительно сыновнею искренностію: съ іюля мѣсяца прошлаго I860 года, по отозваніи меня согласно моему прошенію изъ Іерусалима, я назначенъ не настоятелемъ константинопольской посольской церкви, какъ Вы изволите полагать, судя по адресу письма, но «состоять при посольской церкви, впредь до особаго обо вшѣ распоряженія Святѣйшаго Синода», вслѣдствіе чего церковь доселѣ остается въ завѣдываніи іеромонаха, а я лишь совершаю въ ней очередное служеніе. Такое неопредѣленное положеніе тяготитъ не одного меня, но и всѣхъ, начиная съ клира (которому по многимъ причинамъ и вредно), не остается беаъ худаго вліянія на общій ходъ дѣлъ, которыя лежатъ на настоятелѣ церкви: мнѣ даже остается неизвѣстною и самая инструкція Св. Синода, а межъ тѣмъ г. посланникъ и посольство относятся ко мнѣ не какъ къ гостю, но какъ къ хозяину, по несчастію же церковное хозяйство находится не въ цвѣтущемъ состояніи. Ризница пришла въ такую ветхость, что рѣшительно нечего надѣть въ самые высокоторжественные дни, тогда какъ церковь нерѣдко посѣщается и посторонними лицами. Считая лично для себя такое неопредѣленное положеніе «наказательнымъ», я потому самому не осмѣливаюсь просить его сокращенія или прекращенія этого положенія, тѣмъ болѣе, что и г. оберъ-прокуроръ (г. Ахматовъ) и его товарищъ (князь С. Н. Урусовъ), при которыхъ послѣдовало мое назначеніе, замѣнены другими лицами, которыхъ не имѣю чести знать лично. Остается примѣнить къ себѣ мудрый совѣтъ Вашего Высокопреосвященства митрополиту Паисію: терпѣніемъ стяжать свою душу и, укоряя себя въ чемъ слѣдуетъ укорять, почерпать въ этомъ силу для благодушнаго молчанія.
Въ Іерусалимѣ, называясь представителемъ высшей духовной власти нашей, на дѣлѣ я былъ почти подчиненъ совершенно, не такому лицу, каковъ напримѣръ г-нъ посланникъ и министръ въ Константинополѣ, а чиновнику-нигилисту *), безъ всякой вѣры и нравственности, который пользуясь отдаленностію мѣста и опираясь на свои аристократическія и бюрократическія связи въ столицѣ, увидавъ, что я не намѣренъ быть его покорнымъ орудіемъ и слугою, воздвигъ противъ
*) Разумѣется русскій консулъ въ Іерусалимѣ А. Н. Карцовъ.
меня формальное гоненіе, начавъ съ того, что посредствомъ своихъ агентовъ лично, возмутилъ клиръ, обольстилъ ихъ, какъ людей неопытныхъ въ жизни, такими обѣщаніями, противъ которыхъ они не могли устоять, подъучилъ составить доносъ, который имъ исправленъ и въ его канцеляріи переписанъ, руководилъ и дальнѣйшими ихъ дѣйствіями до самаго конца, подъучалъ и подкупалъ поклонниковъ, и въ особенности поклонницъ писать клеветливыя письма въ Константинополь къ патріарху х) (сочиненныя однимъ и тѣмъ же лицомъ), и наконецъ въ довершеніе всего, въ мое отсутствіе выкрадены игъ моего кабинета съ помощію двойныхъ ключей іеродіакономъ Арсеніемъ 1 2 3 * *), въ сообществѣ съ состоявшимъ при консулѣ господиномъ, сокретныя бумаги, съ которыхъ сняты копіи и потомъ прочитаны патріарху, чѣмъ и достигнута конечная цѣль интриги, ибо его блаженство, едва успѣлъ прибыть въ Іерусалилъ, обрушилъ на меня свой гнѣвъ, не удостоивъ ни спросить, ни выслушать отъ меня никакихъ объясненій.. При чемъ выразился открыто, что ему не нужна никакая духовная миссія, и что богомольцы должны довольствоваться вполнѣ духовнымъ о нихъ попеченіемъ греческой патріархіи, какъ единовѣрной' имъ.
Дерзость г. консула и его . увѣренность въ безнаказанности его дѣйствій противъ меня, доходила до самой цинической безцеремонности. Такъ онъ позволилъ себѣ: задерживать мои письма и вскрывать ихъ, запретилъ служащимъ въ нашихъ заведеніяхъ исповѣдываться у меня, угрожая, лишеніемъ мѣста, запрещалъ богомольцамъ -ходить ко мнѣ, подъ угрозою высылки съ безчестіемъ изъ Іерусалима, наконецъ самъ не посѣщалъ и запретилъ чиновникамъ, посѣщать церковь миссіи, во время моего служенія. Однажды, разгорячась, позволилъ себѣ сказать мнѣ въ глаза: «я справился съ архіереемъ 8), а съ Вами мнѣ справиться нетрудно; не забывайте, что я служу въ такомъ вѣдомствѣ, гдѣ. принято эа правило, защищать своихъ во что бы то ни стало». На эту циническую выходку мнѣ не оставалось отвѣтить ничего инаго, что я счи-
1) Разумѣется патріархъ іерусалимскій Кириллъ П, временно бывшій въ описываемое время по дѣламъ въ Константинополѣ.
!) Іерод. при іерусалим. дух. миссіи.
3) Намекъ на дѣло увольненія преосв. Кирилла Наумова, бывшаго
Предъ тѣмъ начальникомъ дух. миссіи въ Іерусалимѣ и уволеннаго но
проискамъ и интригамъ нашихъ консуловъ.
таю себя счастливымъ, что служу въ такомъ вѣдомствѣ, гдѣ этого правила не существуетъ. Вся эта мѣстная интрига дѣятельно поддерживалась въ С.-Петербургѣ двумя вліятельными лицами, ивъ которыхъ одно при отбытіи моемъ изъ Петербурга проговорилось мнѣ слѣдующими словами: «я вижу, что въ Іерусалимѣ тогда только пойдетъ хорошо дѣло, когда на Вашемъ мѣстѣ будетъ пѣшка», когда же началась мѣстная интрига, то мнѣ легко было на основаніи этихъ словъ догадаться къ чему она клонится. Совокупное исканіе греческой патріархіи и консульства о томъ, чтобы на мое мѣсто былъ назначенъ настоятелемъ простой іеромонахъ, съ указаніемъ и лица, показываетъ какою цѣною купилъ г. консулъ соучастіе въ своей интригѣ греческой патріархіи.
Другое вліятельное лицо и до сихъ поръ преслѣдуетъ меня, единственно за то, что я отказался принять въ драгоманы миссіи того, на кого онъ указывалъ, а взялъ, пользуясь своимъ правомъ, человѣка мнѣ извѣстнаго и вдвойнѣ полезнаго миссіи, какъ драгомана и медика. '
Но попустивши скорбь и испытаніе, Господь послалъ мнѣ и утѣшеніе, состоявшее въ тѣсномъ духовномъ общеніи съ лаврою пр. Саввы Освященнаго, и въ особенности съ ея смиренномудрымъ настоятелемъ 70-ти-лѣтнимъ старцемъ аввою Іоасафомъ, которому, какъ моему духовному отцу и руководителю, были извѣстны не только всѣ мои дѣйствія, но и самыя чувства и мысли, также, какъ и покойному моему старцу. О. Іоасафъ, духовникъ всего іерусалимскаго освященнаго собора, не скрывалъ ни отъ кого своего сочувствія ко мнѣ. Онъ зналъ за что именно такъ возненавидѣлъ меня русскій консулъ, а о патріархѣ онъ отзывался такъ: «нашъ патріархъ человѣкъ добрый, но нелишне довѣрчивый, онъ неограниченно вѣрить своимъ приближеннымъ, чѣмъ они пользуются. А какъ на тебя клаветалъ ему, какъ самъ знаешь, кромѣ вашего консула, человѣкъ къ нему близкій и ему нужный (главное дѣйствующее лицо въ интригѣ противъ меня, союзникъ г. консула и любимецъ г. Мансурова *) докторъ русскаго госпиталя г. Мазаракъ), то онъ и повѣрилъ всему безъ повѣрки». «Заносчивый поступокъ патріарха съ тобою, говорилъ тотъ же старецъ, не одобряется всѣми тѣми, кому дорогъ миръ церков-
*) Бор. ІІавл. Мансуровъ управлявшій въ то время дѣлами пале-схвясв&го комитета.
ный, всѣ порицаютъ его неумѣстное вмѣшательство въ твои отношенія къ консульству». Касательно отношеній моихъ къ богомольцамъ, которыя я то же не разъ повѣрялъ совѣтамъ старца, онъ говорилъ: «наши никакъ не могутъ разстаться съ мыслію, что русскіе богомольцы должны вполнѣ принадлежать имъ, и при умножившемся числѣ ихъ, хотятъ дѣйствовать также, какъ и прежде, когда число это не превышало 200 человѣкъ въ годъ. Этого нельзя!» Къ этому остается прибавить, что на всякое покушеніе внести въ эту безпорядочную среду, какой-либо порядокъ, іерусалимская патріархія смотритъ какъ на посягновеніе противъ ея правъ, а главное — интересовъ, опасаясь уменьшенія числа богомольцевъ. Интересы же эти, болѣе личные, чѣмъ общественные, ибо доведенная до совершенства система эксплуатированія нашихъ богомольцевъ, есть дѣло одной партіи, которая раскинула свои сѣти чуть не на всю Россію. Она ежегодно раз-сылаетъ во всѣ концы ея сборщицъ на св. гробъ, снабжая ихъ вмѣсто вида, форменными росписками (за печатью и подписью митрополита Мелетія, такъ называемаго обычно св. Петра) въ томъ, что привезенныя ими изъ Россіи вещи получены исправно; этимъ негласнымъ посольствомъ и объясняется, какъ я дозналъ, возвращеніе въ Іерусалимъ нѣкоторыхъ запасныхъ богомолокъ по три и четыре раза; другіе благонамѣренные и обремѣняются этими порученіями, но не смѣютъ преслушать св. Петра, о которомъ три его племянника (молодые діаконы, нарочито отлично обученные русскому языку) внушаютъ нашимъ простодушнымъ поклонницамъ, что онъ и есть тотъ самый св. Петръ, который имѣетъ у себя ключи рая и ада; продажа разрѣшительныхъ молитвъ, которымъ тоже не гласно придается полное значеніе римскихъ индульгенцій, въ послѣднее время усилилась еще болѣе; я самъ удостовѣрился, что продаются они не только лично, но и на родныхъ отсутствующихъ, такъ одинъ поклонникъ хвалился, что онъ купилъ на всю семью: дѣду, отцу, матери и дядямъ по золотому за штуку. Св. Петръ тайно постригаетъ нашихъ богомолокъ, но теперь лишь такихъ, которыя могутъ хорошо заплатить, ему (такъ одна, скончавшаяся на моихъ рукахъ старушка-схимница, заплатила ему за это нѣсколько тысячъ); утаить это вполнѣ трудно, а потому, по его примѣру, и другіе занимаются этимъ промысломъ, такъ что изъ пріѣзжающихъ ежегодно 600 женщинъ,
довольно являются домой съ премѣненними именами, не измѣняя ни въ чемъ своей соблазнительной и въ св. градѣ жизни. Если представитель русской церкви въ Іерусалимѣ, изъ опасенія постигшихъ его предмѣстниковъ непріятностей, будетъ искать своего спасенія отъ нихъ въ безусловномъ молчаніи1, то Іерусалимъ сдѣлается для нашего простонародья тѣмъ же, чѣмъ Парижъ для образованныхъ классовъ, и теперь уже «русскія безобразія» никому не въ диковинку, а всѣ нравственныя мѣры, какія бы можно и должно было принять противъ разлива этого зла, греки считаютъ посягательствомъ на ихъ доходы и ставятъ имъ непреодолимыя препятствія, поощряя умышленно «мнимую свободу» для умноженія числа мнимыхъ богомольцевъ, въ тысячномъ числѣ которыхъ едва г/10 часть заслуживаютъ этого почетнаго названія.
Я доносилъ о всемъ этомъ подробно конфиденціальными письмами его высокопреосвященству митрополиту Исидору и копіи съ этихъ то писемъ были выкрадены изъ моего кабинета іеродіакономъ Арсеніемъ, въ сообществѣ съ повѣреннымъ г. консула М. Ѳ. Грановскимъ (у котораго, какъ оказалось, были двойные ключи отъ всѣхъ комнатъ моей квартиры), и сообщены въ копіяхъ же патріарху. Вотъ тайная пружина явнаго гнѣва на меня его блаженства! —
Въ нынѣшнемъ году я провелъ постъ св. апостоловъ на св. Аѳонской горѣ, при чемъ осмотрѣлъ подробно библіотеки трехъ славянскихъ обителей: Русика, Зографа и Хилѳндаря и на основаніи собранныхъ матеріаловъ, составляю нынѣ очеркъ историческій славянскихъ аѳонскихъ обителей съ показаніемъ ихъ отношеній къ царствамъ русскому, болгарскому и сербскому. А въ концѣ истекшаго мѣсяца, сопровождалъ въ путешествіи на св. же гору посланника, который посѣтилъ русскій монастырь въ самый день его храмоваго праздника (27 іюля) и остался вполнѣ довольнымъ дѣйствительно замѣчательнымъ благоустройствомъ этой обители и радушнымъ, прямо русскимъ въ ней пріемомъ. Далѣе, посѣтилъ Протатъ, скиты Ильинскій (малороссійскій) и Андреевскій (русскій), греческіе монастыри: Ватопедъ и Есфагменъ, въ которомъ проживаетъ на покоѣ бывшій вселенскій патріархъ Анѳимъ и закончилъ въ Хилендарѣ, гдѣ къ его прибытію было подготовлено окончательное избраніе новаго игумена, по случаю
возвращенія сей обители, послѣ долгаго колебанія, къ общежительному уставу преподобнаго Саввы.
Извѣстная мнѣ грѣшному любовь Вашего Высокопреосвященства къ православному русскому монашеству и отеческое о немъ попеченіе даетъ мнѣ смѣлость изъяснить при семъ Вамъ мысль, которая глубоко запала мнѣ на сердце, послѣ троекратнаго уже посѣщенія св. аѳонской горы: замѣтивъ съ особымъ удовольствіемъ духовное устроеніе братства русской обители св. Пантелеймона, которая-состоитъ изъ 200 человѣкъ русскихъ и 200 грековъ и болгаръ, руководимыхъ уже 40 лѣтъ опытнымъ старцемъ игуменомъ (изъ огречѳнныхъ болгаръ) и его ближайшимъ помощникомъ, столь же опытнымъ и духовнымъ старцемъ о. іеросхимонахомъ Іеронимомъ—духовнаго русскаго братства,—я пожелалъ узнать, что именно служитъ гл. опорою этого духовнаго устроенія, и дозналъ, какъ изъ откровенной бесѣды со старцами, такъ и съ самими братіями (въ числѣ которыхъ есть и давніе мои знакомые), что главною духовною опорою ихъ притруднаго (сравнительно съ нашими обителями) жительства служитъ: частое пріобщеніе Св. Христовыхъ Таинъ (согласно съ правилами древнихъ иноковъ, о чемъ есть и особое увѣщаніе у пр. Ѳеодора Студита и др. отцевъ *) и главнымъ укрѣпленіемъ на поприщѣ духовной жизни; въ Русикѣ, также какъ и въ нѣкоторыхъ греческихъ общежитіяхъ и во всѣхъ скитахъ, каковъ аннинскій, капсокалавскій и ксенофскій, причащеніе Св. Христовыхъ Таинъ, однажды въ недѣлю обязательно для всего братства, а нѣкоторые старцы пріобщаются и двукратно въ недѣлю. А какъ пріобщенію всегда предшествуетъ исповѣдь, то самая необходимость бывать у исповѣди еженедѣльно побуждаетъ кѣ самоуглубленію и по замѣчанію старцевъ, для немощныхъ служитъ спасительною уздою, поддерживаетъ вниманіе къ себѣ и въ такихъ, которые склонны къ нѣкоторой безпечности, для падающихъ же служитъ, при пособіи искусныхъ врачей, скорымъ врачеваніемъ къ возстанію. Не то видно въ нашихъ общежительныхъ обителяхъ, гдѣ пріобщеніе Св. Таинъ обязательно лишь четыре раза въ году, во всѣ посты; въ промежутки же между ими, многіе ли, особенно
*) У пр. Ѳеодора Студита: Оглашеніе 61 по изданію 1853 г. У Св. Василія Веливаго: „Посланіе 90 къ благ. Кесаріи о причастіи“ по изданію 1790 года, ч. ПІ.
изъ новоначальныхъ и среднихъ, находятъ нужнымъ посовѣ-тываться съ духовникомъ, такъ какъ это зависитъ единственно отъ его личнаго произвола, а иные не заглушаютъ ли упрековъ совѣсти и въ выходящихъ, изъ ряда обыкновенныхъ проступкахъ тѣмъ, что до объясненія съ духовникомъ еще далеко? Когда же приходитъ это время, то приносятъ къ особо занятому тогда врачу на показъ язвы уже устарѣлыя, которыя не вдругъ поддаются леченію, потому что не были обнаружены своевременно. Извѣстное противодѣйствіе врача не только тайному откровенію, но и поверхностному самообличенію, также не мало способствуетъ усиленію безпечности и и указываетъ на необходимость внѣшняго къ сему побужденія. Безъ откровенія же совѣсти (которое едва держится и то лишь въ двухъ, трехъ обителяхъ) и безъ частой исповѣди, для охраненія благоустройства внутренняго и внѣшняго порядка обителей, остается въ распоряженіи ихъ настоятелей лишь одинъ полицейскій надзоръ, который такъ трудно приложимъ въ духовномъ управленіи. Смѣю полагать, что если бы наши общежительныя обители послѣдовали примѣру аѳонскихъ ки-новій и перейдя постепенно отъ четырехъ разъ въ году къ ежемѣсячному, а потомъ и къ двухъ-недѣльному пріобщенію Св. Таинъ (какъ у насъ пріобщаются лишь старцы особо внимающіе себѣ), то послѣдствія этого, какъ уже оправданныя опытомъ, не замедлили бы способствовать подъему духовнаго устроенія тамъ, гдѣ оно клонится къ упадку.
Токмо въ Вашей отеческой снисходительности уповаю обрѣсть себѣ прощеніе за то, что вполнѣ воспользовался счастливымъ, паче же какъ вѣрую въ Промыслъ, только посланнымъ мнѣ поводомъ.—писатъ къ Вашему Высокопреосвященству и осмѣлился обременить Ваше дорогое вниманіе столъ длиннымъ письмомъ, ибо кому; болѣе могъ открыть свою задушевную мысль, кажущуюся мнѣ полезной для дорогаго и всемъ сердцемъ любимаго мною русскаго иночества, какъ не тому, чье св. имя съ благоговѣніемъ и благословеніемъ произносится всѣми, кому дорога честь и преуспѣяніе русской православной церкви и ея еще и доселѣ не слабой опоры— монашества, какъ не тому, который по выраженію одного простого русскаго старца-инока, въ своихъ духоносныхъ словахъ «глубины (тайнъ Божіихъ) намъ открылъ есть дно, и абіе своя влечетъ (къ источнику всякаго вѣдѣнія — Христу Богу нашему»).
Испрашивая всеусердно себѣ Вашего Архипастырскаго благословенія и Святительскихъ иолитвъ и припадая мысленно къ Святительскимъ стопамъ Вашимъ, съ глубочайшимъ сыновнимъ высокопочитаніемъ и сердечною до конца дней моихъ дѣломъ, словомъ и помышленіемъ преданностію, имѣю честь пребыть
Вашего Высокопреосвященства
Милостивѣйшаго нашего Отца и Архипастыря нижайшій послушникъ
многогрѣщный и недостойный чернецъ, а по нуждѣ
архимандритъ Леонидъ.
20 августа 1866 г.
Константинополь.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки