Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
В.И. Жмакин
Грузинский католикос Антоний II в России
Опубликовано:
Христианское чтение. 1905. № 2. С. 268-286.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Грузинскій католикосъ Антоній II въ Росеіи *).
и.
Прибытіе католикоса въ Москву. — Недовольство нанятымъ для него домомъ.—Назначеніе къ дому католикоса полицейскаго комиссара.— Письмо къ вдовствующей императрицѣ Маріи Ѳедоровнѣ.—Ходатайство о жалованіи князю Циціанову.—Натянутыя отношенія католикоса къ викарію московскому Августину и ихъ причины.—Жалоба Антонія на Августина, поданная князю Голицыну и митрополиту Амвросію.—Оправдательныя письма Августина къ синодальному оберъ-прокурору и къ митрополиту Амвросію.—Жалоба Августина на князя Е. А. Грузинскаго.— Высочайшее замѣчаніе католикосу и отвѣтъ на него пос.тЪдняго.—Высочайшій совѣтъ преосвященному Августину.
ЯУТЕШЕСТВІЕ грузинскаго первосвятителя изъ Петербурга до Москвы продолжалось съ 3-го сентября но 21 октября. Будучи'на нѵти. католикосъ продолжалъ без-f покоить князя Голицына разными ходатайствами. Такъ, у онъ просилъ наградить наперснымъ крестомъ протоіерея церкви Божіей Матери въ Петербургѣ о. Сергія; изъ Твери онъ писалъ Голицыну и просилъ его о награжденіи грузинскаго архіепископа Амвросія «отличною панагіею за то, что <>пъ говорилъ приличную и полезную рѣчь въ Сіонскомъ соборѣ послѣ принятія присяги грузинскимъ народомъ на подданство Россіи».
Завѣдующій кремлевскими дворцами П. С. Валуевъ, на попеченіе коего теперь поступалъ католикосъ Антоній, отнесся повиднмому не особенно радушно къ своему новому гостю,
,1 Продолженіе. См январь.
хотя сдѣлалъ всѣ необходимыя приготовленія къ его пріѣзду. Очень характерно письмо Валуева къ у няню Голицыну, въ которомъ первый описываетъ свое знакомство и первое представленіе католикосу.. 26-го октября 1811 года Валуевъ писалъ Голицыну:
..Долгомъ считаю сообщить Вашему Сіятельству, что послѣ долговременнаго ожиданія наконецъ привалилъ сюда блаженный Католикосъ царевичъ Антоній. Не дождавшись отъ него никакого къ себѣ вѣжливаго извѣщенія о его пріѣздѣ и благодарности за приготовленный домъ, рѣшился я представиться ему самъ на пятый день его пріѣзда. Принятъ былъ Его Свѣтлостью весьма милостиво, но зато, къ крайнему сожалѣнію, домъ его, одинъ изъ наи.тучшіщъ въ Москвѣ, который я обозрѣвалъ наканунѣ его пріѣзда, въ четыре дня его въ ономъ пребыванія, по свойственной грузинцамъ неопрятности. пріобыкшихъ жить въ своей отчизнѣ не въ хорошихъ палатахъ, а въ земляныхъ, нашелъ точно въ томъ безпорядкѣ, который я вамъ предсказывалъ: замки у дверей, оттого, что не смыслятъ ихъ затворять и отворять, всѣ испорчены: въ комнатахъ со сводами, весьма прочно устроенныхъ, оттого, что не умѣютъ и лѣнятся хорошо топить, такая стужа, какъ въ погребахъ, отчего неминуемо ожидать должно, что сей домъ когда-нибудь подвергнется пожару, въ какомъ случаѣ, казна обязана будетъ по заключенному условію заплатить за оный ѢО тысячъ р., если не приставить къ сему дому отъ здѣшней полиціи надежнаго смотрителя, которому гірепорѵчать смотрѣть за опрятностію, а болѣе за топкою и за лишеніемъ трубъ. Его Свѣтлость, хотя не упустилъ мнѣ сказать, что онъ изъ своего содержанія дровъ покупать не въ силахъ: я ему въ томъ начисто отказалъ— понеже на это суммы никакой не имѣю. Совѣтую и Вашему Сіятельству, если онч> о томъ отнесется къ Вамъ, оставить его просьбу безъ вниманія, дабы сіе не послужило поводомъ, по врожденной имъ склонности, къ прочими» безчисленнымъ претензіямъ. въ которыхъ они, по испытанію моему, ненасытны: сіе заставитъ его, содѣлавшись подданнымч», перестать ца-ритьца, понеже они, сколько при неуваженіи ихъ просьбъ низки, столько-же горды при малѣйшихъ оных ъ попущеніяхъ. Странность его выѣхать въ Москву въ неблагопріятную погоду ни» высланной на встрѣчу ки» нему золоченой, ееми-стекольной, ему пожалованной каретѣ, есть неоспоримое доказательство ихъ азіатской пышности и спѣси“.
II дѣйствительно. Валуевъ нисколько не ошибся. Отъ того-же самаго числа, какого писалъ онъ Голицыну, послѣднему писалъ также и католикосъ, и въ своемъ письмѣ высказывалъ недовольство нанятыми» для него домомъ. «Домъ, для меня нанятый здѣсь», писалъ Антоній оберъ-прокурору, «имѣетъ во
многомъ недостатки, да сверхъ тшо и дровъ нс отпускается». Вт. заключеніе онъ просилъ Голицына выхлопотать ему особыя суммы изъ казны па отопленіе дома, а также н «па исправленіе дома нужными потребностями». Между тѣмъ предъ самымъ пріѣздомъ католикоса въ Москву на разныя приспособленія дома князя Долгорукова Валуевымъ израсходовано было 761 р., эти деньги, по высочайшему повелѣнію, выданы были изъ Кабинета. Князь Голицынъ, заручившись свѣдѣніями, почерпнутыми изъ письма къ нему Валуева, подѣйствовалъ па государя въ духѣ п топѣ этого письма. «Его Величество изволилъ отозваться», такъ отвѣчалъ оберъ-прокуроръ католикосу, «что и домъ пріисканъ для васъ одинъ изъ лучшихъ въ Москвѣ, и ни вт. чемъ не имѣетъ недостатковъ, въ разсужденіи же дровъ вы конечно не можете нуждаться, имѣя отъ монаршихъ щедротъ знатный пенсіонъ».
Одновременно съ этимъ отвѣтомъ, по докладу князя Голицына состоялось высочайшее повелѣніе, по которому, во избѣжаніе пожара въ домѣ, занимаемомъ католикосомъ, къ дому католикоса назначенъ былъ изъ штата московской полиціи квартальный комиссаръ. На его обязанности лежало строго смотрѣть какъ за топкою печей и чищеніемъ трубъ, такъ равно н за опрятностію въ домѣ. Этотъ квартальный комиссаръ получилъ изъ главнаго московскаго полицейскаго управленія даже особаго рода писанную инструкцію, которой онъ долженъ былъ руководиться при исполненіи возложенной на него обязанности.
Лишь только Антоній устроился въ Москвѣ, какъ началъ обращаться сь разными просьбами то о пенсіи своимъ приближеннымъ, то о жалованьи, то чинахъ. Особенною любовію и благоволеніемъ его пользовался племянникъ его князь Евстафій Циціановъ. Католикосъ, какъ ужо сказано, еще въ бытность свою въ Петербургѣ просилъ государя о пожалованіи ему ордена С-в. Анны 1-го класса,—но тогда государь отказалъ. ІІо пріѣздѣ въ Москву Антоній измѣнилъ характеръ просьбы и 13 января 1812 года обратился сь письмомъ къ государынѣ императрицѣ Маріи Ѳеодоровнѣ — матери государя. Письмо католикоса обнаруживаетъ у его составителя не только умѣнье говорить пріятное, но и искусство объясняться съ любезностію и утонченностію чисто восточнаго характера. Приведемъ это письмо въ его ‘цѣломъ видѣ:
..Всемнлостивѣйшаи Государыня!
Возсылая моленія о всѣхъ и на вся предъ Престоломъ Царя Небеснаго, приступаю нынѣ къ престолу Царя немнаго, Сына Вашего, Государыня. Чыі-же слона іт сильнѣе п рачительнѣе Вашихъ для Монарха нашего? Вашъ взглядъ и Онъ его разз'мѣетъ, Ваше слово и Онъ по оному дѣйствуетъ. Итакъ я дерзаю просить Васъ. Государыня, о предстатель-ствѣ у Его Величества Государя Императора. Ваши неусыпныя попеченія о вспоможеніи сирымъ и несчастнымъ, незабвенныя милости и блага изъ щедрой десницы Вашей на нихъ изливаемыя подаютъ мнѣ смѣлость надѣяться, что и моя нросьба не останется совершенно пренебреженною; ибо она пролагаетъ путь къ новому благодѣянію —-а Вы дарованы намъ небесами для благодѣяній. Племянникъ мой Дѣйствительный Статскій Совѣтникъ князь Евстафій Циціановъ. находясь въ Грузіи, былъ тяжело раненъ отъ непріятелей Лез-гинцевъ, и къ великому несчастіто взятъ ими въ плѣнъ. Какъ горестно было матери его, царевнѣ Маріи Иракліевнѣ, лишиться въ немъ и надежды и радости, какъ прискорбно ей было взирать на плѣннаго, страждущаго сына, коего честь и самая жизнь заключена въ рукахъ злодѣевъ. — все это Вамъ, Государыня, какъ матери, извѣстно. Здѣсь не могу я изобразить ужаса и чрезмѣрнаго отчаянія Царевны. Она немедленно заложила свои вотчины и выкупила у Лезгин-цевъ плѣннаго сына за шесть тысячъ рублей серебромъ, оставаясь до сихъ поръ должна сими .деньгами и процентами, за оныя причитающимися. Такимъ образомч> она пишась имѣнія, препоручала будущую свою жизнь великодушію и благости Миротворца Александра. По сему случаю взялъ я къ Высочайшему Двору своего племянника, который доносилъ о вышеупомянутыхъ приключеніяхъ Министру внутреннихъ дѣлъ, просивъ его о исходатайствованіи себѣ пособія у Государя Императора касательно уплаты долговъ. Его Величеству угодно было сіе дѣло разсмотрѣть въ Комитетѣ Министровъ, гдѣ опредѣлено къ производящемуся князю Цпціа-нову пенсіону но тысячѣ пятисотъ рублей серебромъ, прибавить еще тысячу рублей ассигнаціями. Но этой, смѣю сказать, суммы не довольно даже на одни платимые проценты, не только для уплаты долгов'ь. Несчастное таковое состояніе моего племянника понудило меня обратить на него Вашъ взоръ, Государыня! Вы только можете осушить слезы, которыя онъ проливает'ь нынѣ, какъ должную и единственную дань своей матери, облегчить его судьбу и прося у Его Величества назначенную сумму ассигнаціями выдавать серебромъ, или опредѣленную пенсію по тысячѣ пятисотъ рублей серебромъ обратить въ потомство князя Циціанова. Въ этомъ состоитъ вся просьба Вашего Государыня, Богомольца, просьба для Вась легкая. Вы только возжелаете—и все свер-
іинтся, потому что всс зависитъ отъ нашего Монарха, Вашего Сына, а сердца дѣтей подвластны всегда сердцамъ родителей. Сей законъ природы извлекаетъ слезы и у людей каменныхъ, заставляетъ ихъ преклонять колѣна. Слова родительницъ спасали цѣлые грады—Вамъ легко спасти и помочь одному человѣку, имѣя въ Сынѣ Самодержца, богоподобнаго въ добродѣтеляхъ, освященнаго и огражденнаго благочестіемъ, одареннаго несравненною премудростію, украшеннаго великодушіемъ и правосудіемъ. Его ничто не удерживаетъ въ благодѣяніи—ибо нѣтъ препонъ добродѣтели. Остается просить Васъ, Великая Государыня. Но я можетъ быть не довольно силенъ для сего: то пусть просятъ Васъ слезы плѣнника и его матери, пусть вопіетъ кь Вамъ кровь врагами пролитая, которая недавно на. язвахъ его дымилась:—съ моей стороны молитвы.
Всемилостивѣйшая Государыня!
Вашего Императорскаго Величества Усерднѣйшій Богомолецъ Грузинскій Католикосъ Антоній“.
Несмотря на изысканность тона письма, цѣль, преслѣдовавшаяся имъ. не была достигнута. Государь отказалъ католикосу въ его ходатайствѣ. Въ слѣдующемъ году Антоній опять началъ свои хлопоты о любимомъ племянникѣ. Онъ просилъ князя Голицына исходатайствовать князю Циціанову награду или жалованье, такъ какъ онъ ему «нуженъ по знанію имъ русскаго н грузинскаго языковъ». Синодальный оберъ-прокуроръ обратился къ министру внутреннихъ дѣлъ Козодав-левѵ и просилъ его назначить князю Циціанову жалованье, сообразное тому, какое получаютъ прочіе чиновники, кт. членамъ царскаго грузинскаго дома опредѣленные. Министръ внутреннихъ дѣлъ не особенно благосклонно отнесся кь ходатайству князя Голицына.
„Я не могу исполнить желанія Его Святительства“, такъ писалъ Кочодав.чевъ оберъ-прокурору, „опредѣленіемъ къ нему князя Циціанова въ родѣ пристава съ жалованьемъ, ибо я не считаю себя въ правѣ ходатайствовать предъ Госу-рѳмъ Императоромъ объ опредѣленіи приставовъ къ особамъ духовнымъ', впрочемъ если Ваше Сіятельство находите, что князь Циціановъ могъ быть полезенъ католикосу Антонію, то не угодно ли Вамъ будетъ, такъ какъ сіе относится до особы духовной, представить о семъ прямо отъ себя комитету министровъ“.
И здѣсь духовный санъ католикоса сталъ препятствіемъ въ дѣлѣ его ходатайства о своемъ племянникѣ. Это ходатайство но достигло своей цѣли.
Вт, мартѣ 1812 года Антоній чрезъ синодальнаго оберъ-прокурора просилъ о награжденіи золотымъ наперснымъ крестомъ одного тифлисскаго протоіерея, жившаго въ Москвѣ при его повѣсткѣ, грузинской царицѣ Маріи. Онъ также чрезъ князя Голицына рекомендовалъ къ Высочайшему двору грузинскаго дворянина Петра Ларадзева. Результатъ этихъ ходатайствъ въ точности не извѣстенъ, но вѣроятнѣе всего онъ былъ отрицательный. Сохранилось множество и другихъ разныхъ просьбъ Антонія. Очень можетъ быть, что онъ, по незнанію русскаго языка, подписывалъ эти просьбы, не зная хорошо ихъ содержанія, а единственно довѣряясь окружавшимъ его лицамъ.
Не такъ хорошо сложились въ Москвѣ отношенія грузинскаго католикоса Антонія къ представителю церковной власти древней столицы. Каѳедру московской митрополіи занимать тогда знаменитый Платонъ, доживавшій свои послѣдніе дни въ Виоаніи вдали отъ Москвы и отъ дѣлъ епархіальнаго управленія. Митрополіей управлялъ его викарій, преосвященный Августинъ, епископъ дмитровскій ‘), съ нравами самостоятельнаго епископа. Отправляя въ Москву католикоса, въ Петербургѣ постарались устроить все такъ, чтобы жизнь и положеніе его въ Москвѣ не встрѣчали никакого неудобства и затрудненій. Въ этихъ видахъ князь Голицынъ еще до пріѣзда католикоса изъ Петербурга списался съ епископомъ Августиномъ. Увѣдомляя его о томъ, что въ непродолжительномъ времени имѣетъ отправиться на пребываніе въ Москву католикосъ Антоній, оберъ-прокуроръ при этомъ дипломатически прибавилъ: «я увѣренъ, что Ваше Преосвященство не оставите дѣлать ему всѣ пособія отъ васъ зависящія, а ласковый пріемъ Вашъ и уваженіе, приличное сану Его Святительства, пріятны будутъ Государю Императору». Вмѣстѣ съ тѣмъ онъ поручалъ московскому викарію помочь католикосу въ у строеніи церкви въ домѣ, предназначенномъ для его жительства. Судя по перепискѣ, преосвященный Августинъ старался въ точности исполнить инструкціи, данныя ему изъ Петербурга, но католикосу не угодилъ. Католикосъ прибылъ
1) Августинъ (Виноградскій), викарій московскій, управлялъ московской митрополіей съ 13 іюня 1811 года, 30 августа 1814 года пожалованъ въ архіепископа Дмитровскаго, съ 19 февраля 1818 года—архіепископъ московскій, умеръ 3 марта 1819 іода.
въ Москву 21-го октября. На другой день преосвященный Августинъ явился къ нему въ домъ для того, чтобы привѣтствовать Антонія съ благополучнымъ пріѣздомъ. Но отношенія между преосвященнымъ Августиномъ и католикосомъ стали натянутыми съ самыхъ первыхъ дней пребыванія послѣдняго въ Москвѣ. Ближайшимъ поводомъ къ тому послужило устройство домовой церкви для католикоса, хотя почва для взаимныхъ неудовольствій подготовлена была раньше. Оно прежде всего заключалось въ исключительности и новизнѣ положенія католикоса. До сихъ поръ онъ, какъ глава грузинской церкви, распоряжался въ церковныхъ дѣлахъ совершенно самостоятельно п безконтрольно. На атомъ основаніи, напримѣръ, имъ взята была изъ Грузіи богатая патріаршая ризница и съ нею онъ не разставался до самой кончины. Явившись на жительство въ Москву, Антоній оказался въ церковномъ отношеніи вт, полной н крайне чувствительной для его самолюбія зависимости отъ московскаго архіерея. Онъ могъ служить не иначе, какъ съ позволенія преосвященнаго Августина, у котораго онъ на каждое богослуженіе вынужденъ былъ просить пѣвчихъ, протодіакона, иподіаконовъ и пр. Понятно, такой рѣзкій переходъ отъ полной независимости къ мелочной подчиненности для католикоса, болѣе чѣмъ для кого-нибудь другого, оказывался тяжелымъ бременемъ. Какъ членъ царскаго дома и какъ верховный архипастырь, привыкшій большую часть своей жизни стоять во главѣ церкви, онъ силою вещей сталъ въ зависимое положеніе отъ простого архіерея и даже викарія. II всякій другой, оказавшійся въ подобномъ положеніи не скоро могъ бы прицыкнуть и помириться съ нимъ.
Кромѣ того, католикосъ имѣлъ еще ранѣе нѣкоторое предубѣжденіе противъ управляющаго московской митрополіей. Въ первый проѣздъ свой чрезъ Москву, на пути своего слѣдованія въ Петербургъ, онъ обратился къ преосвященному викарію московскому съ просьбою дать ему изъ патріаршей ризницы чиновника патріаршаго служенія, но ему въ этомъ было отказано. Кажется, преосвященный викарій московскій поступилъ бы болѣе соотвѣтственно своему положенію хозяина къ гостю и тѣмъ болѣе низшаго духовнаго лица по отношеніи) къ высокому духовному сановнику, если бы оігь исполнилъ просьбу Антонія, исполненіе которой емѵ не стоило никакого труда и не могло сопровождаться никакими служебными непріятностями. Во всякомъ случаѣ тотчасъ по пріѣздѣ вт, Мо-
скву между Антоніемъ и Августиномъ произошелъ слѣдующій инцидентъ. Католикосъ пожелалъ служить въ Успенскомъ соборѣ и попросилъ изъ синодальной ризницы патріаршей посохъ и другую утварь. Такъ, но крайней мѣрѣ сообщалъ Августинъ; но словамъ же Антонія онъ просилъ только дикирій, трикирій, лампаду и орлецы. Августинъ отказалъ католикосу въ исполненіи его просьбы, а вмѣсто того предложилъ взять все нужное для служенія изъ ризницы московской митрополіи. Князь Голицынъ, до свѣдѣнія котораго Августинъ довелъ о происшедшемъ инцидентѣ, нашелъ распоряженія московскаго викарія благоразумными, «такъ какъ», писалъ князь, «Антоній патріаршескаго достоинства не имѣетъ». Къ слову сказать, князь Голицынъ въ перепискѣ своей съ католикосомъ, до удаленія его на покой, и въ перепискѣ съ Синодомъ по дѣламъ грузинской церкви, называлъ его «католикосъ-патріархъ» и титуловалъ «святительствомъ». Съ другой стороны преосвященный Августинъ къ сожалѣнію не отличался особенною любезностію и вѣжливостію по отношенію къ привыкшему всюду видѣть'почетъ и уваженіе католикосу. Мало того, московскій викарій позволялъ собѣ дѣйствія не вполнѣ тактичныя—вродѣ того, что, напримѣръ, давалъ совѣты и указанія католикосу чрезъ его же подчиненныхъ; а окружающіе грузинскаго перво-святителя лица, но своему невѣжеству и грубости, пользовались всякимъ случаемъ для того, чтобы вооружить своего владыку противъ преосвященнаго Августина. Такимъ образомъ почва для недоразумѣній была давно готова, а поводовъ для нихъ не долго пришлось ждать.
Антоній обратился къ преосвященному Августину съ просьбою обь устройствѣ у себя въ домѣ церкви. Для переговоровъ по этому поводу онъ отправилъ находившихся въ его свитѣ одного архимандрита и одного протоіерея, которые очень неделикатно держали себя по отношенію къ московскому викарію, предлагали емѵ разныя требованія, кричали въ его присутствіи и т. под. Такое поведеніе посланцевъ католикоса такъ раздражило преосвященнаго Августина, что онъ обратился къ самому грузинскому первосвятителю съ письмомъ, въ которомъ писалъ:
„Блаженнѣйшій Католикосъ!
Высокопреосвященнѣйшій Владыко!
Вчера явились ко мнѣ присланные отъ Вась архимандритъ н протоіерей. Они многіе дѣлали требованія насчетъ
домовой Вашей церкви, но безъ порядку іі довольно дали мнѣ почувствовать себя.
Чтобы избѣжать таковыхъ непріятностей, имѣю честь представить Святынѣ Вашей здѣшняго Протоіерея и Благочиннаго съ тѣмъ, дабы Вы благоволили объявить ему, желаете ли принять Иконостасъ и Св. Престолъ, какіе избраны Архимандритомъ и Протоіереемъ Вашими, и какая потребна для Васъ утварь. Протоіерей отъ меня посланный сдѣлаетъ записку всего, что требовать изволите: и по запискѣ той все требуемое я не умедлю доставить Святынѣ Вашей. Для меня весьма пріятно будетъ, ежели мои услуги приняты будутъ Вами съ удовольствіемъ.
Съ глубочайшимъ •высоконочтеніемъ и совершенною преданностію имѣю честь быть,
Блаженнѣйшій Католикосъ, Высокопроосвященнѣіішій Владыко, Августинъ епископъ Дмитровскій“.
Ноября 1-го дня 1811 года.
Какъ бы то ни было, по въ ноябрѣ мѣсяцѣ церковь въ домѣ католикоса была устроена ц освящена 26 ноября. Преосвященный Августинъ но поводу устройства этой церкви оффиціально сообщалъ князю Голицыну: «я снабдилъ церковь католикоса какъ иконостасомъ, такъ и всею церковною утварью до мельчайшихъ подробностей».
Какія словесныя пререканія произошли между Антоніемъ п Августиномъ, неизвѣстно, но только ровно чрезъ мѣсяцъ послѣ освященія своей церкви, Антоній написалъ слѣдующее письмо къ князю Голицыну отъ 20 декабря:
„Здѣшній викарій, преосвященный Августинъ, "но неизвѣстнымъ мнѣ причинамъ и безъ малѣйшаго съ моей стороны повода, не токмо лично, но дѣломъ и обстоятельствами пренебрегая меня, подалъ два раза непристойныя и противныя причины къ единственному нарушенію моего спокойствія, но я за лучшее и приличное носимому мною званію счелъ умолчать и не доводить о сема, до дальнѣйшаго свѣдѣнія. Однакоже сіе сдѣлано мною тщетно, ибо Его Преосвященство подал'ь мнѣ вновь таковую же причину. За два дни просили меня отслужить обѣдню для покойнаго- --20-го сего Декабря я о семъ увѣдомилъ Преосвященнаго Августина, но онъ отказалъ мнѣ йодъ разными предлогами, отъ чего принужденъ я былъ остановиться отправленіемъ предпринятаго Богослуженія, и за нужное почелъ о таковыхъ препятствіяхъ, мнѣ‘Преосвященнымъ Августиномъ дѣлаемыхъ но всемъ, сего-же числа отнестись къ Вамъ и довест и о семъ до свѣдѣнія Вашего Сіятельства, о чемъ писалъ я и къ Его Высокопреосвященству Митрополиту Амвросію. > бѣднтельно
прошу Ваше Сіятельство да возымѣйте о мнѣ попеченіе, яко сынъ о духовномъ Отцѣ, оказать мнѣ въ такомъ случаѣ защиту, дабы Преосвященный Августинъ, удержался дѣлать мнѣ непозволительныя обиды, къ чему я не подалъ никакой причины, а онъ кажется на то не долженъ имѣть никакого права“.
До преосвященнаго Августина дошли какимъ-то образомъ слухи о жалобахъ на него католикоса. Для того, чтобы предупредить непріятныя для себя послѣдствія этихъ жалобъ, онъ 22 января 1812 года обратился съ письмомъ къ синодальному оберъ-прокурору, въ которомъ, оправдывая себя, между прочимъ, писалъ:
Сіятельнѣйшій князь!
Милостивый Благодѣтель мой!
Доходятъ до меня непріятныя слухи, что пребывающій здѣсь грузинскій католикосъ Антоній жалуется на меня, яко бы я притѣсняю его, не допускаю служить и удалилъ отъ одного служенія, на которое его просили. Притѣснять католпкоса я не расположенъ и не смѣю, да и не могу, потому что онъ ни въ чемъ отъ меня ни зависитъ. Служить ему я дозволялъ и дозволяю, когда бы онъ ни пожелалъ. Прошедшаго ноября 5-го дня по желанію своему онъ служилъ въ Архангельскомъ соборѣ; послѣ того чрезч. недѣлю служилъ въ приходской церкви Николая Чудотворца, что въ Голутвинѣ, гдѣ отпѣвалъ одного купца. 12-го декабря служилъ въ Михайловскомъ дворцѣ, а 24-го того-же мѣсяца вт> Богоявленскомъ монастырѣ, гдѣ отпѣвалъ князя Голицына. При всѣхъ служеніяхъ сихъ не только были при немъ протодіаконъ, иподіаконы и пѣвчіе, какъ предписано указомъ, но я доставлялъ ему изъ ризницы московской митрополіи все потребное для служенія его, и каждое его служеніе озабочивало меня такъ, какч> бы я былъ ризничій его. 25-го прошедшаго декабря, въ праздникъ Рождества Христова я служилъ въ Чудовѣ монастырѣ съ тѣмъ, чтобы Успенскій соборъ предоставить католикосу, но онъ въ праздникъ сей нигдѣ служить не разсудилъ, а извѣстилъ меня, что на другой день праздника хочетъ служить вгь Новодѣвичьемъ монастырѣ на поминкахъ того купца, коего отпѣвалъ въ ноябрѣ мѣсяцѣ. Признаюсь, что его протопопу совѣтовали, я, дабы католикосъ, имѣя отъ щедротъ Монаршихъ содержаніе весьма богатое, служенія на поминкахъ предоставилъ грузинскому преосвященному Іонѣ, который получаетъ пенсіи только шестьсотъ рублей, и который иногда исправляетъ служеніе во дни поминовенія Высочайшихъ особъ, и ходитъ въ нѣкоторые крестные ходы. Впрочемгь, давши совѣтъ сей, я предоставилъ все на волю его святительства, послѣ чего никакого отзыва ко мнѣ отъ него не было, а самъ о нт, послалъ къ преосвя-
щенному Іонѣ, чтобы онъ служилъ за него. Кромѣ сихъ случаевъ, о коихъ я имѣлъ честь донести Вашему Сіятельству, католикосъ никогда болѣе служить не вызывался, въ чемъ ссылаюсь на него самого. Как ь скоро онъ изволилъ прибыть въ Москву, я на другой день поспѣшилъ быть у него; поздравилъ его съ пріѣздомъ и предложилъ ему мои услуги. Я устроилъ, какъ извѣстно Вашему Сіятельству, домовую его церковь и снабдилъ ее всѣмъ потребнымъ; я учредилъ все для освященія ея. Я снабдилъ архимандрита его шапкою, палицею и набедренникомъ, также и протопопа набедренникомъ; далъ имъ позволеніе служить въ Москвѣ, куда позовутъ. Послѣ сихъ услугъ, которыя дѣлалъ я ему единственно по доброй волѣ моей, могу ли пожелать дѣлать ему неудовольствія? Можетъ быть, онъ не доволенъ тѣмъ, что я не далъ ему Патріаршей ризницы, что отказалъ въ синодальныхъ пѣвчихъ, которыхъ требовалъ онъ къ ежедневной службѣ къ домовую свою церковь. Они обязаны быть при каждой службѣ въ У спенскомъ соборѣ и въ церкви двѣнадцати апостоловъ. Можетъ быть онъ, стѣсняясь указнымъ предписаніемъ, какое мнѣ дано о немъ, чрезъ несправедливыя на меня жалобы надѣется болѣе получить свободы и власти, такъ какъ жалуясь всѣмъ, яко бы скудное назначено ему содержаніе, преклоняетъ нѣкоторыхъ болѣе снабжать его. Такъ слѣдовало бы мнѣ молчать при его на меня жалобахъ, когда не избѣгаетъ ихъ и та Высочайшая десница, которая осыпала его дарами своея благости. Я и молчу; но только за нужное почитаю оправдать себя предъ Вашимъ Сіятельствомъ, и прошу милостиваго Вашего разсмотрѣнія и въ случаѣ защиты и покровительства. Ежели же я въ чемъ погрѣшилъ, прошу снисходительнаго наставленія Вашего".
Петербургскій митрополитъ Амвросій, которому также католикосъ жаловался па московскаго викарія, сообщилъ преосвященному Августину копію съ письма къ нему грузинскаго нервосвятителя и предложилъ ему дать объясненіе по поводу возникшихъ между ними недоразѵмѣній. Преосвященный Августинъ представилъ высокопреосвященному Амвросію длинное и довольно интересное объясненіе. 25-го января онъ писалъ петербургскому митрополиту;
„Письмо Вашего Высокопреосвященства отъ 19-го сего января я имѣлъ честь получить. Припошу Вашему Высокопреосвященству благодарность, что изволили принять на себя трудъ спросить меня о причинахъ, побудившихъ преосвященнаго католикоса на меня жаловаться; а чрезъ то открыли мнѣ случай Оправдать себя въ несправедливыхъ отъ Его Святительства на меня жалобахъ. Витая копію письма отъ католикоса кь Вашему Высокопреосвященству, я удивился, и постигнуть не могу, что заставило его приносить на меня
такія жалобы. Онъ изволіглъ писать, что не токмо лично, но дѣломъ и обстоятельствами пренебрегая его, подалъ я два раза непристойныя и противныя причины къ единственному нарушенію спокойствія его. Какъ скоро католикосъ прибылъ въ Москву, я поспѣшила, быть у него, поздравилъ его съ пріѣздомъ и предложила, ему мои услуги. Я пробылъ у него не болѣе четверти часа, и со всякою учтивостію откланялся ему. Послѣ сего чрѳза, два мѣсяца преосвященный католикосъ изволилъ посѣтить меня, я срѣтилъ его, угощала, и проводилъ также со всякою учтивостію. 12-го декабря, въ день рожденія Его Императорскаго Величества, мы съ нимъ обѣдали у главнокомандующаго, графа Ивана Васильевича Гудовича. Католикосъ, будучи встрѣченъ хозяиномъ, и выслушавъ привѣтствіе его, сѣлъ на софу; я подошелъ къ нему, поклонился, и мы рука въ руку поцѣловались; я спросилъ его о здоровья и послѣ, какъ онъ, такъ и я занялись разговоромъ съ нѣкоторыми знакомыми особами. Вотъ всѣ свиданія, какія я имѣлъ съ католикосомъ. Можно-ли изъ нихъ видѣть, чтобы я пренебрегалъ его лично, когда предупреждалъ его моими учтивостями? Я не понимаю, какіе два раза разумѣетъ католикосъ, при коихъ якобы я подалъ случай къ нарушенію спокойствія его. Можетч, быть онъ недоволенъ, что я не далъ ему Патріаршей ризницы, что отказалъ ему въ синодальныхъ пѣвчихъ, коихч, требовалъ онъ къ ежедневной службѣ въ свою домовую церковь. Но я не могъ сдѣлать ни то, ни другого безъ указнаго предписанія. Слышалъ я, что онъ нѣкоторымъ жалуется на меня, якобы при служеніи его въ Архангельскомъ соборѣ ковры, а въ Ми-хайловском'ь дворцѣ орлецы, даны были ему небогатые, но по изслѣдованіи моемъ оказалось, что орлецы и ковры выдаваемы были тѣ самые, которые употребляются при елуже-женіи самого высокопреосвященнаго митрополита. Еще выговаривалъ онъ въ Архангельскомъ соборѣ иподіакону, что не хороша умывальница. Но вашему высокопреосвященству извѣстно, что въ ризницѣ московской митрополіи нѣтъ нехорошей архіерейской утвари. Пишетъ преосвященный католикосъ, якобы я отказалч> ему подъ разными предлогами въ служеніи, которое намѣревалъ онъ совершить 26 декабря къ НоводѣвичьемЧ) монастырѣ на поминкахъ того купца, котораго отпѣвал'ь онъ въ ноябрѣ мѣсяцѣ. Признаюсь, что протопопу его совѣтовалъ я, дабы католикосъ, имѣя отъ щедротъ Монаршихъ содержаніе весьма богатое, служеніе на поминкахъ предоставилъ преосвященному Іонѣ, который получаетъ пенсіи только 600 рублей, и который иногда совершаетъ служенія во дни поминовенія Высочайшихъ особъ и ходитъ въ нѣкоторые крестные ходы. Къ сему побудили меня непрестанныя жалобы преосвященнаго Іоны, который едва не плачетъ, что ему жить не чѣмъ. Я самъ никогда не служу на поминкахъ: а когда меня просятъ, всегда отсылаю
звать преосвященнаго Іону. Однако давши такой совѣтъ католикосу чрезъ его протопопа, я все предоставилъ на волю его святительства, и онъ, не дѣлая ко мнѣ вторичнаго отзыва, и не требуя ни пѣвчихъ, ни ризницы, самъ послалъ къ преосвященному Іонѣ, чтобы онъ служилъ за него, который и служилъ. Въ волѣ католикоса состояло принять мой совѣтъ и не принять, а когда принялъ на что жаловаться? Да и какая мнѣ нужда удерживать его отъ служенія? Прошедшаго ноября 5-го дня по желанію своему онъ служилъ въ Архангельскомъ соборѣ, послѣ того черезъ недѣлю служилъ въ приходской церкви Николая Чудотворца, что въ Голутвинѣ, гдѣ отпѣвалъ купца Третьякова. 12-го декабря служилъ въ Михайловскомъ дворцѣ, а 24-го того-же мѣсяца въ Богоявленскомъ монастырѣ, гдѣ отпѣвалъ князя Голицына. При всѣхъ служеніяхъ сихъ не только были протодіаконъ, иподіаконы и пѣвчіе, какъ предписано указомъ, но я доставлялъ ему изъ ризницы московской митрополіи все потребное для служенія его и каждое его служеніе озабочивало меня такъ, какъ бы я былъ ризничій его. 25-го прошедшаго декабря, въ праздникъ Рождества Христова я служилъ въ Чудовѣ монастырѣ съ тѣмъ, чтобы Успенскій соборъ предоставить католикосу, но онъ въ праздникъ сей нигдѣ не служилъ... Я устроилъ домовую его церковь и снабдилъ ее всѣмъ потребнымъ, я учредилъ все для освященія ея; я снабдилъ архимандрита его шапкою, палицею и набедренникомъ, также и протопопа набедренникомъ; далъ имъ дозволеніе служитъ въ Москвѣ, куда позовутъ. Послѣ сихъ услугъ, которыя дѣлалъ я ему единственно по доброй волѣ моей, могу ли пожелать дѣлать ему неудовольствія? Можетъ быть онъ стѣсняясь указнымъ предписаніемъ, какое мнѣ дано о немъ, чрезт, несправедливыя на меня жалобы надѣется болѣе получить свободы и власти, такъ какъ жалуясь, якобы скудное назначено ему содержаніе, преклоняетъ нѣкоторыхъ болѣе снабжать его. Представляя все на разсмотрѣніе вашего высокопреосвященства и справедливое сужденіе, отъ несправедливыхъ на меня жалобъ преосвященнаго католикоса прошу защиты вашей и милостиваго покровительства. Ежели-же я въ чемъ погрѣшилъ, прошу снисходительнаго и отеческаго наставленія вашего“.
Преосвященный Августинъ видимо былъ очень встревоженъ своими столкновеніями съ католикосомъ и опасался за благополучный исходъ его для себя. Поэтому онъ о каждомъ случаѣ своего соприкосновенія съ Антоніемъ торопился сообщать въ Петербургъ. Такъ 8-го февраля 1812 года онъ писалъ петербургскому митрополиту:
„Высокопреосвященнѣйшій Владыко!
Милостивѣйшій Архипастырь, Отецъ и Благодѣтель мой! Каждое служеніе Преосвященнаго Католикоса меня весьма озабочиваетъ. 6-го числа сего мѣсяца Его Святительство изволилъ прислать ко мнѣ своего Протоіерея съ извѣщеніемъ, что онъ намѣренъ служить на другой день въ Донскомъ монастырѣ и отпѣвать княгиню Дадіонову. По случаю сему требовалъ отъ меня Протодіакона, Иподіаконовъ и пѣвчихъ; также посоха, трикирій и дикирій, ришідъ, умывальницы и прочее. Я въ ту-же минуту приказалъ, чтобы все требуемое было доставлено- Его Святительству; но чрезъ посланнаго къ нему отъ меня Протопопа просилъ Его, не согласится-ли онъ отпѣваніе совершить въ приходской церкви, дабы она не лишилась тѣхъ выгодъ, какія получаютъ при таковыхъ случаяхъ церкви приходскія. Преосвященнѣйшій Католикосъ на сіе согласился съ удовольствіемъ, сказалъ, что для него лучше отпѣвать въ приходской церкви, которая отъ дому его очень недалеко, а въ Донской монастырь ѣхать ему и не хотѣлось. Сродники покойной княгини ко мнѣ никакого не дѣлали отзыва, чтобъ отпѣвать ее въ Донскомъ монастырѣ: но послѣ стали на меня вездѣ жаловаться, что я не уважилъ фамилію князей Дадіановыхъ и многіе изъ Гру-зинъ стараются обносить меня. Ежели бы сродники преставившейся Княгини отозвались ко мнѣ, что они желаютъ отпѣваніе ея совершить въ Донскомъ монастырѣ, я бы согласился охотно, съ тѣмъ только, чтобъ въ приходскую церковь данъ былъ покровъ на ризы и надлежащая сумма на свѣчи. Здѣсь вообще принято и Высокопреосвященнѣйшимъ Митрополитомъ Платономъ учреждено, чтобъ отпѣваніе усопшихъ совершаемо было въ церквахъ приходскихъ, дабы онѣ чрезъ сіе могли имѣть случай къ умноженію и ризницы и прибыли въ свѣчной суммѣ. Я почитаю обязанностію моею сохранять порядокъ, прежде меня установленный. Я не хозяинъ Епархіи, а только временный правитель оныя. Пока прибѣгаю къ покровительству Вашего Высокопреосвященства и прошу защиты Вашей, ежели злорѣчіе и клеветы паки устремятся на меня‘:.
На жительствѣ въ Москвѣ находилось много грузинъ. Тамъ въ кремлевскихъ дворцахъ имѣли свое мѣстопребываніе члены грузинскаго царскаго дома: четыре сына царя Ираклія и девять сыновей царя Георгія, двѣ грузинскія царевны и одна имеретинская царица. При каждомъ лицѣ состоялъ особый штатъ, особый священникъ—духовникъ. Кромѣ того, въ Москвѣ жили мйогіе изъ грузинскихъ и имеретинскихъ князей. Всѣ онн въ столкновеніи Антонія съ преосвященнымъ Августиномъ, приняли сторону своего соотечественника—католикоса и стали
обнаруживать свое неудовольствіе на московскаго викарія въ открытой и довольно рѣзкой формѣ. Особенною рѣзкостію отношеній отличался князь Егоръ Александровичъ Грузинскій. Преосвященный Августинъ счелъ необходимымъ довести о враждебныхъ дѣйствіяхъ князя Грузинскаго до свѣдѣнія петербургскаго митрополита. 12 февраля 1812 года онъ писалъ высокопреосвященному Амвросію.
„Высокопреосвященнѣйшій Владыко!
Милостивый Архипастырь, Отецъ и Благодѣтель мой! Блаженнѣйшій Католикосъ изволилъ совершать Богослуженіе въ приходской церкви Іоанна Предтечи, что на Лубянкѣ, гдѣ отпѣвалъ княгиню Дадіанову. Католикосъ послѣ служенія сего на другой день паки подтвердилъ, что нималаго не имѣетъ неудовольствія, что служилъ въ приходской церкви. Только князь Егоръ Александровичъ Грузинскій, бывши у меня, выговаривалъ мнѣ, что я не дозволилъ княгиню Дадіанову отпѣвать въ Донскомъ монастырѣ. Я передъ Его Сіятельствомъ извинилъ себя тѣмъ, что отъ сродниковъ покойной никакого отзыва о томъ ко мнѣ не было. Его Сіятельство принялъ на себя сдѣлать изслѣдованіе по сему предмету: и такъ, я состою теперь подъ судомъ князя Егора Грузинскаго. Но увѣренч, будучи въ справедливости Вашего Высокопреосвященства, смѣю Вамъ принести жалобу на онаго судію моего. Князь едва не прибилъ Иподіакона за то, что не успѣлъ подать мантію Католикосу, и то не по своей неосторожности, а по медленности Протопопа Грузинскаго, при Католикосѣ находящагося. Когда Католикосъ по входѣ въ церковь прикладывался къ Св. Иконамъ: князь Егоръ Александровичъ Грузинскій въ церкви, при многочисленномъ собраніи народа, во всей силѣ гнѣва своего, грозя пальцемъ виновному, по его мнѣнію, Иподіакону, кричалъ во весь голосъ: „я васъ выучу съ Августиномъ; у васъ съ нимъ сальны пупы; вы здѣсь властвовать хотите“. Ежели подлинно виноватъ Иподіаконъ, кажется слѣдовало бы только дать мнѣ о томъ знать, но не слѣдовало поносить меня. Блаженнѣйшій Католикосъ изволилъ жаловаться на меня, что я пренебрегаю Его; и я въ томъ имѣлъ уже счастіе принести оправданіе Вашему Высокопреосвященству. Поступокъ князя Грузинскаго доказываетъ ли то почтеніе, какое принадлежитъ Епископу, хотя викарному, однако управляющему епархіей? Сонмъ князей Грузинскихъ и приближенныхъ къ нимъ возстаютъ на меня: но я обязанностію моею почитаю стоять бодрственно на стражѣ Божественной, на которую поставленъ я по волѣ Всемилостивѣйшаго Государя моего. Ежели я въ чемъ погрѣшилъ противъ Католикоса: прошу Ваше Высокопреосвященство великодушно мнѣ простить. Но униженнѣйше прошу,
защитить и меня отъ наглыхъ поруганій, какія дѣлаютъ мнѣ всенародно“.
Митрополитъ Амвросіи всѣ полученныя имъ объясненія преосвященнаго Августина и письма 20 февраля препроводилъ къ синодальному оберъ-прокурору князю Голицыну и просилъ его «употребить попеченіе къ успокоенію жалующагося». Князь Голицынъ еще раньше, на основаніи полученной отъ католикоса жалобы, въ свою очередь требовалъ объясненій отъ московскаго викарія. Преосвященный Августинъ отвѣчалъ оберъ-прокурору письмомъ, въ которомъ есть мѣста очень сходныя съ письмомъ его къ митрополиту Амвросію, но встрѣчаются. и новыя подробности, проливающія свѣтъ на главныя причины возникшихъ недоразѵмѣній.—29-го января преосвященный Амвросій писалъ князю Голицыну:
Сѣтованіе Блаженнѣйшаго Католикоса и жалобы его тронули меня до глубины сердца; тѣмъ паче, что я за услуги мои ожидалъ отъ него благодарности, а не жалобы на меня. Я уже имѣлъ честь донести Вашему Сіятельству отъ 22-го сего мѣсяца, что Католикосу во всѣхъ церквахъ и монастыряхъ я служить дозволялъ и дозволяю, въ чемъ ссылаюсь на него самаго. Его Святительство увѣряетъ, якобы я отказалъ ему подъ разными предлогами служить литургію въ Новодѣвичьемъ монастырѣ 26-го декабря но одномъ покойномъ. Но я ему нимало не отказывалъ въ семъ служеніи, какъ уже имѣлъ, честь донести Вашему Сіятельству; а только совѣтовалъ, чрезъ его Протопопа, чтобы онъ служенія на поминкахъ предоставилъ преосвященному Іонѣ, по его небогатому состоянію; отдавши впрочемъ, на волю католикоса, ѣхать на оное служеніе и не ѣхать, и его Святительство не дѣлая ко мнѣ вторичнаго отзыва и не требуя отъ меня ни пѣвчихъ, ни ризницы, самъ послалъ къ преосвященному Іонѣ, чтобы онъ служилъ за него, который и служилъ. Въ волѣ католикоса состояло принять мой совѣтъ и не принять. Можетъ быть Протопопъ Его Святительства не такъ передалъ ему слова мои, какъ слышалъ отъ меня. Сіе тѣмъ вѣроятнѣе, что Протопопъ мною недоволенъ, ибо я письменно относился къ католикосу о немъ, яко о человѣкѣ грубомъ, и который ничего порядкомъ пересказать не можетъ. Письмо Вашего Сіятельства прошлаго года отъ 4 сентября я почитаю неизмѣннымъ правиломъ, по которому располагаю всѣ поступки мои съ Католикосомъ и стараюсь всегда дѣлать угодное ему. Отселѣ буду осторожнѣе въ совѣтахъ моихъ или паче совсѣмъ удержусь отъ оныхъ; и гдѣ бы Католикосъ ни пожелалъ служить, кого бы ни захотѣлъ отпѣвать, или поминать всегда буду на все согласенъ. Ежели я погрѣшилъ, давши совѣтъ Католикосу въ пользу преосвященнаго Іоны и къ чести
самаго Католикоса (ибо и я никогда не служу на поминкахъ, и паче купеческихъ), то покорнѣйше прошу Ваше Сіятельство великодушно простить мнѣ погрѣшность сію. Мнѣ кажется, что Католикосъ питаетъ въ себѣ противч> меня внутреннее неудовольствіе. Ему хотѣлось присвоить себѣ нѣкоторыя Патріаршія преимущества въ служеніи. Я, можетъ быть, по мнѣнію его, въ семъ воспрепятствовалъ ему. Еще проѣзжая въ С.-Петербургъ чрезъ Москву, онъ требовалъ изъ Патріаршей ризницы чиновника патріаршаго служенія; но получили» отказъ. Возвратившись въ Москву, повторилъ онъ то же требованіе и паки отказано было ему. Простите мнѣ, Ваше Сіятельство, ежели замѣчаніе мое несправедливо, а я чувствую, что оно недалеко отъ правды“.
Оберъ-прокуроръ князь Голицынъ, разсмотрѣвъ всѣ бумаги по дѣлу столкновенія между преосвященнымъ Августиномъ и католикосомъ Антоніемъ, почему-то сталъ исключительно на сторонѣ перваго изъ ііихъ. Въ этомъ смыслѣ онъ сдѣлалъ докладъ государю, съ утвержденія котораго послѣдовалъ довольно рѣзкій отвѣтъ Антонію. 4-го марта 1812 года Голицынъ писалъ католикосу:
„Его Величество изволилъ замѣтить, что предлогомъ къ неудовольствіямъ были частію личныя недоразумѣнія Протопопа, посылаемаго Вами къ Преосвященному Августину для предварительныхъ сношеній въ тѣхъ случаяхъ, когда Вы намѣревались служить въ церквахъ приходскихъ; частію-жѳ собственныя Ваши требованія Патріаршей ризницы, въ чемъ отказано было Вамъ правильно. Съ того времени, какъ Патріаршеское достоинство въ Грекороссійской церкви перестало существовать, никто не можетъ употреблять оной ризницы; Вы-жѳ, Милостивый Государь, сопричислены къ классу Митрополитовъ, а въ указѣ отъ 10-го іюля 1811 года означена и степень, .каковую Вы должны занимать въ нашей Іерархіи. Примѣчательно также, что Ваше Святительство желали иногда служить въ церквахъ или монастыряхъ для погребенія и поминокъ. Не одобряетъ и сего Государь Императоръ. По увольненіи отъ дѣлъ Епаршескихъ въ Вашемъ Отечествѣ, предъизбрали Вы себѣ мѣстомъ успокоенія столичный городъ Москву; Вамъ дозволено сіе на правилахъ, изображенныхъ въ рескриптѣ отъ 10-го Іюня 1811 года. Исправленіе требъ духовныхъ но отнесено къ Вашей обязанности: это долгъ мѣстнаго Епархіальнаго Архіерея. По желанію Вашего Святительства устроена въ домѣ Вашемъ церковь, гдѣ и можете служить когда заблагоразсудите; въ церквахъ же приходскихъ или монастыряхъ не иначе разрѣшено служеніе, какъ по истребованіи всякій разъ предварительнаго согласія Епархіальнаго Начальства. Государь Императоръ ожидаетъ отъ Вашего миролюбиваго свойства, что отнынѣ
навсегда пресекутся всякіе предлоги къ неудовольствіямъ на епископа Августина, который н самъ не допуститъ до сего, имѣя надлежащее уваженіе къ сану Вашему; что Вы ограничитесь тѣми знаками отличія духовнаго, какіе предоставлены особѣ Вашей въ служеніи по званію Католикоса, и что наконецъ получая отъ монаршихъ щедротъ пристойное содержаніе, не будете впредь искать вспоможенія отъ способовъ постороннихъ, какого бы они рода ни были“.
Строгій тонъ письма князя Голицына, въ которомъ такъ твердо и рѣшительно выразилось отъ Высочайшаго имени осужденіе нѣкоторыхъ дѣйствій католикоса/ йе смутилъ послѣдняго. Онъ продолжалъ доказывать свою правоту и непочтеніе къ себѣ со стороны московскаго викарія. 4 апрѣля 1812 года онъ писалъ князю Галицыну:
„Пріемля волю Его Императорскаго Величества съ достодолжнымъ благоговѣніемъ, за священнѣйшую обязанность поставлю, не взирая на очевидное непочтеніе Его Преосвященства къ сану моему, ни въ чемъ не отступать отъ Вы-докомонаршей воли. Но между тѣмъ, остаюсь въ полной увѣренности на справедливость Вашу, Милостивый Государь мой, что Вы при удобномъ случаѣ не отречетесь оказать мнѣ величайшую милость, довести до свѣдѣнія Всеавгустѣйшаго и премилосердаго Государя Императора, что я послѣ щедрыхъ Его милостей на меня излитыхъ, не имѣю ни малѣйшей надобности въ снисканіяхъ вспоможенія отъ способовъ постороннихъ, какъ и то, что я изъ Патріаршей ризницы никогда ничего не требовалъ, а просилъ лишь для моего служенія трикирій, лампаду и орлій, потому что по заказу моему оныя вещи не были еще сдѣланы, ризы же и утварь я испрашивалъ у Его Преосвященства единственно только для церкви, которая, по Высочайшему соизволенію, устроена въ домѣ мнѣ нанимаемомъ. Касательно служенія въ приходскихъ церквахъ я никогда безъ сношенія съ Его Преосвященствомъ исполнять не могъ, поелику всегда долженъ былъ заимствоваться отъ начальства его надлежащею свитою. Относительно погребеній, дѣйствительно я былъ, только не стяжаніемъ какимъ либо вовлеченъ,—но пріязнь и родство меня къ тому понудило; князь Егоръ Александровичъ Голицынъ мнѣ былъ внучатный братъ, а княгиня Да-діанова внучатная сестра, и по неотступнымъ просьбамъ родственниковъ одного первостатейнаго купца; не имѣя притомъ никакихъ видовъ къ корыстямъ и не воспользовался оными. По истинѣ не утаю и того отъ Вашего Сіятельства, что я желалъ служить въ Донскомъ монастырѣ единственно для поминовенія ближайшихъ моихъ родственниковъ, гдѣ многіе погребены; но Его Преосвященство и оной обязанности лишилъ меня. Изложивъ существо дѣла, надѣюсь несо-
мнѣнію на милость Вашего Сіятельства, что Вы внемлете гласу невинности и оправдаете меня предъ освященнымъ лидомъ Всемилостивѣйшаго Монарха, коего неблаговоленіе для меня есть тягостное бремя и совершенное души моей прискорбіе“.
Не остался всетаки безъ замѣчанія и преосвященный Августинъ. Сообщая ему копію съ своего письма католикосу отъ 4-го марта 1812 года, оберъ-прокуроръ князь Голицынъ многозначительно прибавлялъ: «ожидаетъ Его Величество и отъ Васъ, преосвященнѣйшій Владыко, что Вы не преминете употребить все, что возможно, къ возстановленію и утвержденію добраго согласія и миролюбія». Преосвященный Августинъ вѣроятно не разсчитывалъ на благополучный исходъ дѣла, тѣмъ пріятнѣе ему было слышать отъ высшей власти полное оправданіе своихъ дѣйствій. Съ чувствомъ глубокой признательности, или, по собственному его выраженію, съ «изліяніемъ чувствованій сердца благодарнаго», московскій викарій 21 марта отвѣчалъ князю Голицыну:
„Съ вѣрноподданническимъ благоговѣніемъ внемля Высочайшей волѣ Его Императорскаго Величества, нынѣ наипаче усугублю старанія мои н употреблю всѣ возможные способы, преклонить Его Святительство на миролюбивыя ко мнѣ расположенія и заслужить признательность его за всѣ услуги, какія доселѣ дѣлать ему продолжаю съ особеннымъ удовольствіемъ.
Принося въ душѣ моей вѣрноподданническую и живѣйшую благодарность Всемилостивѣйшему Государю моему за ту Высочайшую милость, какую мудрость Его, правда и благость явили на мнѣ, оправдавъ поведеніе мое и охранивъ нрава Іерархіи церкви нашея, спѣшу засвидѣтельствовать истинную признательность мою и Вашему Сіятельству, яко просвѣщенному и благодѣтельному о мнѣ предстателю у престола Монаршаго *).
Протоіерей В. Жмакинъ.
*) Окончаніе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки