Научная статья на тему 'Письма Архимандрита (впосл. Епископа) Порфирия (Успенского) к Александру Скарлатовичу Стурдзе (1842-1844)'

Письма Архимандрита (впосл. Епископа) Порфирия (Успенского) к Александру Скарлатовичу Стурдзе (1842-1844) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма Архимандрита (впосл. Епископа) Порфирия (Успенского) к Александру Скарлатовичу Стурдзе (1842-1844)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Л.С. Мацеевич Письма

Архимандрита (впосл. Епископа) Порфирия (Успенского) к Александру Скарлатовичу Стурдзе (1842-1844)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1913. № 9. С. 1128-1139.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Пиеьма Архимандрита (впоел- Епископа) Порфирія (Успенекаго) къ Александру Скарлатовичу Стурдзѣ.

(1842—1844 гг.).

ЗНАМЕНИТЫЙ одессистъ Александръ Скарл. Стурдза (жизнь и дѣятельность коего въ Одессѣ составляютъ украшеніе исторіи этого города) горячо, какъ из Й вѣстно, интересовался вопросами церковными, бого-I словскими и вѣроисповѣдными; а потому, сдѣлавшись постояннымъ жителемъ Одессы—съ 30-хъ гг. XIX вѣка, онъ постарался познакомиться съ тогдашними представителями въ Одессѣ православно-богословской учености. То были два талантливѣйшіе профессора Богословія въ тогдашнемъ одесскомъ Ришельѳвскомъ лицеѣ: Архим. Порфирій (Успенскій) и протоіерей Михаилъ Карповичъ Павловскій. Познакомившись съ ними, Стурдза нашелъ ихъ себѣ no-душѣ и до конца своей жизни (въ 1854 г.) питалъ къ нимъ самыя искреннія чувства дружбы и уваженія. Втроемъ они составляли интимнѣйшій кружокъ и всегда дѣлились между собою своими мыслями, радостями и печалями. Порфирія Стурдза особенно любилъ за его знаніе греческаго языка и за его заинтересованность положеніемъ Православной Церкви на Востокѣ; а Павловскаго—за его благоговѣйнѣйшее совершеніе Богослуженія и за краснорѣчивыя, проникнутыя глубокимъ чувствомъ и произносившіяся съ особеннымъ жаромъ, проповѣди... Павловскаго онъ избралъ вскорѣ и своимъ духовникомъ. Извѣстенъ отзывъ Стурдзы о Порфиріи—въ Запискѣ перваго отъ 22 окт. 1835 г. къ Оберъ-Прокурору Св. Синода С. Д. Нечаеву, напечатанной въ „Христ. Чтен.и 1896 г. за

январь—февраль. Стурдза просилъ у Нечаева покровительства греческому журналу „Евангельская Труба“, издававшемуся въ Аѳинахъ и боровшемуся съ „засѣвшей тамъ пресвитеріанской шайкой“... Журналъ этотъ Стурдза совѣтовалъ свободно пропускать въ Россію чрезъ Одессу. „Не угодно ли будетъ Правительству разрѣшить впускъ „Евангельской Трубы“ прямо моремъ въ Одессу, съ тѣмъ, чтобы листы отсылаемы были предварительно къ Архимандриту Порфирію, для разсмотрѣнія по правиламъ духовной цензуры. Обширныя богословскія свѣдѣнія Порфирія и совершенное знаніе ново-греческаго языка ручаются за благонадежность такового распоряженія (стран. 127—128).

Не безъ вліянія Стурдзы передъ преемникомъ С. Д. Нечаева графомъ Н. А.. Пратасовымъ Архим. Порфирій получилъ назначеніе на служеніе русской Церкви за границею— сначала въ Вѣнѣ, а потомъ—въ Іерусалимѣ, на Аѳонѣ и въ другихъ мѣстахъ Православнаго Востока.

Предлагаемыя ниже вниманію читателей „Христ. Чтенія“ письма Архим. Порфирія къ А. С. Стурдзѣ списаны нами съ тѣхъ точныхъ копій, которыя въ свое время дѣлалъ для себя служившій у Стурдзы домашнимъ секретаремъ Николай Васильевичъ Неводчиковъ (впосл. Архіепископъ Неофитъ). Копіи эти нашлись въ бумагахъ этого Архіепископа, переданныхъ намъ его родственницею Елисаветою Васильевною Фаренниковою, за что приносимъ ей нашу глубокою благодарность.

Л. С. м.

20 марта 1913 г. Одесса, Слободка Романовка.

• 1.

Ваше Превосходительство!

Я писалъ къ Вамъ о молитвенномъ и дѣятельномъ единеніи Церквей Православныхъ. Мои мысли объ этомъ предметѣ проникли въ Ваше сердце. Вы сочувствуете со мною и говорите, что благо мнѣ за то, что я, не обинуясь, высказалъ истину, имъ же подобаше вѣдати ее. А я осмѣливаюсь отвѣчать Вамъ: благо Вамъ за то, что Вы ободрили меня примѣромъ древнихъ пророковъ, которые вѣщали людямъ истину, не спрашивая, будетъ ли что? Моя догматическая докука, какъ я слышалъ здѣсь отъ одной достовѣрной

особы, нѳ останется безъ вниманія. Прѳосв. Митрополитъ собирается отвѣчать мнѣ на мои вопросы *). Трудно прѳдви* дѣть отвѣтъ его; но каковъ бы онъ ни былъ, все-таки я останусь при своемъ мнѣніи, и буду твердить и себѣ и другимъ слова пророка: се, что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ. Между православными народами есть народы—мученики; должны быть народы—Апостолы. Ктожъ этотъ народъ—Апостолъ хат’ е£о^ѵ, если нѳ Русскій? Для чего Провидѣніѳ вручило ему столько разнородныхъ и разновѣрныхъ племенъ, если нѳ для приведенія ихъ въ лоно единой Вселенской Церкви? Воцѳрковлѳніѳ разныхъ племенъ—вотъ высокое назначеніе Россіи! Такъ я понимаю его; такъ долженъ понимать его всякій, кто вѣруетъ, что конецъ царствъ политическихъ скрывается въ царствѣ благодати. Но прежде нежели будетъ предпринято это воцѳрковлѳніѳ,— намъ необходимо нужно возобновитъ прекращенное, молитвенно-дѣятельное единеніе съ чѳтвѳро-прѳстольными Пат-тріархами, дабы оглашаемые или возсоединяемые народы могли говорить и себѣ и другимъ: мы соединяемся нѳ съ частною (Русскою) Церковію, но съ Вселенскою. Такъ говорили наши Уніаты при возсоѳдиніи своемъ съ нами; и по тому-то Іерархи ихъ поминаютъ въ общественныхъ молитвахъ своихъ Восточныхъ Патріарховъ, какъ я слышалъ это своими ушами въ Вильнѣ.

Статья Ваша о Патріархѣ Григоріи отмѣнно понравилась мнѣ. Написавъ ее, Вы исполнили долгъ сына Церкви Вселенской. Что касается до извѣстія объ уменьшеніи православныхъ братій нашихъ въ Палестинѣ и Сиріи, то оно весьма прискорбно. Непостижимы судьбы Божіи! Іерусалимъ попирается языки, дондѳжѳ скончаются времена языкъ...

Ваше мнѣніе о безтолковой филологіи Павскаго весьма справедливо. Можно ли ожидать чего-нибудь добраго и полезнаго для Православія отъ поклонника раціоналистовъ и нѳологовъ Германскихъ? Въ бытность свою въ Петербургѣ я обличалъ неправильность русскаго перевода нѣкоторыхъ мѣстъ Библіи, и усиливался доказывать, что одна филологія

*) Здѣсь Порфирій намекаетъ на письмо свое къ Московскому Митрополиту Филарету—изъ Вѣны—отъ 15 окт. 1841 г. Письмо это—очень обширное, напечатано въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1898 г. за іюль— стран. 96—105.

еврейская безъ помощи Археологіи, Церковнаго преданія, и особенно безъ совѣта съ Св. Отцами, можетъ ввести насъ въ неправильные толки и заблужденія. Разумѣется, голосъ мой оставленъ былъ безъ вниманія.

Когда выдетъ въ свѣтъ Исторія Молдавской Церкви, благоволите увѣдомить меня объ этомъ. Но на какомъ языкѣ пишется эта исторія? Если на молдавскомъ, то будетъ ли она переведена на языкъ Русскій? Надобно, чтобы предметъ, достойный общаго вниманія, изложенъ былъ и на языкѣ общепонятномъ.

Указанія пути въ Царство Небесное я нашелъ въ Вѣнѣ у одной изъ дочерей моихъ духовныхъ. Видите, какъ доброе бѣжитъ, между тѣмъ какъ худое лежитъ !).

Завтра я отравляюсь въ Далмацію чрезъ Тріестъ и Венецію. Религіозное любопытство влечетъ меня въ эту страну, мало кѣмъ посѣщаемую. Пожелайте мнѣ счастливаго успѣха въ наблюденіяхъ. А я отъ души желаю Вамъ добраго здоровья и спокойствія. Спасайтесь о Господѣ.

Преданный Вамъ А. П.

1842 г., Мая 19 дня.

Вѣна.

Р. S. Однажды Вы давали мнѣ читать Исторію Молдавіи, писанную на французск. языкѣ. Я забылъ имя автора этой книги. Сдѣлайте одолженіе, напишите мнѣ заглавіе книги. Я хочу имѣть ее въ своей Библіотекѣ, которая уже довольно богата... Я возвращусь въ послѣднихъ числахъ Іюля.

2.

Константинополь. 1843 Октября 13 дня.

Ваше Превосходительство! Помню, уважаю, люблю Васъ безпредѣльно. Вы имѣете вѣчное мѣсто въ душѣ моей. Но я не буду высказывать Вамъ своихъ чувствованій въ отношеніи къ Вамъ. Спѣшу сообщить Вамъ нѣсколько извѣстій въ краткихъ выраженіяхъ.

Въ продолженіи кратковременнаго пребыванія моего въ Царьградѣ я удостоился два раза видѣть Патріарховъ, всѳ- *)

*) Говорится объ извѣстномъ сочиненіи Епископа Иннокентія Веніаминова, впосл. Митрополита Московскаго. Стурдза глубоко чтилъ его апостольскіе труды и имѣлъ съ нимъ переписку.

ленскаго Германа и Іерусалимскаго Аѳанасія, принять ихъ благословенія и бесѣдовать съ ними. Кромѣ ихъ, я посѣтилъ Константія, Григорія VI, Пр. Іероѳея, Пр. Самуила, Преподобнаго Варѳоломея Кутлумусіана, Леонтія Агіорита и Протоіерея Икономоса и вручилъ имъ Ваши письма. Всѣ сіи духовные Сановники въ непродолжительныхъ собесѣдованіяхъ со мною соутѣшились общею у нихъ съ нами вѣрою, выслушивали простое, безъискуственноѳ благовѣстіе мое о благосостояніи Церкви Россійской и ея распространеніи въ Сѣверной Америкѣ съ радостію и благодареніемъ Богу, выну благословляющему Церковь и Державу Россійскую, и старались внушить мнѣ, что они пріобщаются къ намъ молитвою, чувствомъ любви и чаяніемъ покровительства. Хотя всѣ они уже давно знаютъ, что я за птица; но никто изъ нихъ не высказалъ мнѣ, что имъ извѣстно мѣсто, гдѣ дали мнѣ большія крылья... А тайкомъ, про себя, называютъ меня Ангеломъ, возмущающимъ воду въ овчей купели...

Вселенскій Патріархъ недавно (10 іюля') получилъ прошеніе отъ одного Парижскаго священника Тиріона о присоединеніи его съ небольшого его паствою къ Православной Церкви. Я досталъ копію съ сего прошенія, писаннаго по французски, и отправляю ее при донесеніи къ Оберъ-Прокурору. Патріархъ говорилъ мнѣ, что по видамъ политическимъ трудно имѣть дѣло съ подобными просителями.

Его Святѣйшество предпринялъ печатаніе Церковно-Славянскихъ книгъ съ Московскихъ изданій для снабженія ими Болгарскихъ Церквей. Уже отпечатанъ здѣсь Октоихъ. Два экземпляра онаго я препровождаю въ Петербургъ для любопытства. Скоро выдетъ изъ печати и Евангеліе на томъ же языкѣ. Сегодня Леонтій Агіоритъ подарилъ мнѣ объявленія печатное о выпускѣ Евангелія. Объявленіе начертано на Болгарскомъ языкѣ съ переводомъ Греческимъ. И это объявленіе посылается мною къ Оберъ-Прокурору.

Борьба между Константинопольскимъ Синодомъ и мірянами кончилась побѣдою сихъ послѣднихъ. Увы! О лютѣ! Во главѣ этихъ окаянныхъ стоятъ Вогаридесъ, правитель острова Самоса, Мисеяни Хіосецъ, банкиръ Риза Паши, и Логоѳетъ Аристархи, опять опредѣленный въ эту должность по проискамъ у Турокъ.

Увѣряютъ, что Константинопольскій Синодъ раздѣленъ на двѣ партіи: одна Англійская, другая Папская. Члены

Сѵнода получаютъ жалованье изъ Лондона и Рима. Въ этомъ отступничествѣ винятъ и Константія. Horresco referens... Но не знаю, до какой степени это вѣроятно, быть можетъ и клевещутъ... Dies docebit...

Здѣсь посягаютъ на совершенное подчиненіе древнѣйшаго и независимаго Іерусалимскаго Патріаршескаго Престола Константинопольскому Престолу. Патріархъ Константій принадлежитъ къ этой же партіи: это вѣрно. Можете предвидѣть всѣ слѣдствія этой грозы. Умоляю Васъ: будьте боевою трубою и возгремите въ Россіи, что если дадутъ разразиться этой грозѣ, то мерзость святокупства и гніеніе явится на мѣстѣ святѣ. Теперь, когда большая часть долговъ казны Гроба Господня уже уплачена, теперь являются искатели на Іерусалимскій престолъ. Долой преступниковъ! EU тгоХХа ету], ІІреосвящ. Іѳрофей!

Страшась приближеніи срока на безотчетное владѣніе имѣніями въ Княжествахъ Молдавіи и Валахіи, и опасаясь отнятія значительной части доходовъ въ пользу мѣстныхъ заведеній, тѣ Сановники, которымъ угрожаетъ это ограниченіе, вопіютъ, гнѣваются, гласно говорятъ о будущемъ хищничествѣ Молдаво-Влахійцевъ. Всѣмъ имъ желательно, чтобы Россія оставила ихъ въ покоѣ, при прежнемъ, безотчетномъ владычествѣ.

Между высшимъ Восточнымъ Духовенствомъ нѣтъ братскаго единодушія и стремленія къ одной дѣли. Такъ, по словамъ Патріарха Константія, Александрійскій Патріархъ не позволяетъ ему устроить храма въ Синайскомъ подворьѣ въ Каирѣ; по увѣренію Прѳосвящ. Самуила, Патріархъ Іерусалимскій не даетъ ни одного піастра на учрежденіе общей для всего Востока Семинаріи при здѣшней Патріархіи; да и настойчивые совѣты Самуила касательно открытія такой Семинаріи на островѣ Халки въ Свято-Троицкомъ Монастырѣ иными пріемлются, иными отвергаются. Здѣсь боятся науки. Свѣтъ истины здѣсь ничего не значитъ предъ блескомъ золота.

Я полюбилъ *0. Икономоса. Онъ говорилъ мнѣ, что есть въ Греціи Епископы, которые желали бы чрезъ духовное посольство къ здѣшнему Патріарху испросить Его благословеніе на независимость Аѳинскаго Сѵнода по примѣру нашего. Участіе нашего Сѵнода въ этомъ дѣлѣ было бы полезно.

Я читалъ три письма Антіохійскаго Патріарха. Подвиж-

никъ Христовъ! Стоитъ какъ наковальня біѳмая, сюда и въ Россію обращается съ просьбою о вспоможеніи, и ни откуда не получаетъ чаемой помощи. О Господи, помоги ему въ годину скорби велія!

Трехбунчужный Максимъ живетъ здѣсь, и домогается у Порты права носить Греческую камилавку. Покровительство Франціи ободряетъ его. Одинъ діаконъ Кизикскаго Епископа принялъ Унію, и живетъ у Максима. Ужъ мнѣ этотъ Максимъ! Надѣется море зажечь...

Паписты и Лазаристы успѣваютъ здѣсь между Армянами. Ходятъ въ Перѣ, какъ гордые павлины; звонятъ въ колокола; выписываютъ изъ Парижа сѳстръ; и эти сестры занимаются воспитаніемъ дѣвицъ.

А православные Іереи, Монахи и Архіереи? Увы! Какъ Іеремія оплакиваю печальное состояніе Церкви Православной. Но да не возглаголютъ уста моя дѣлъ человѣческихъ... Скажу только, что училище на островѣ Халки не порадовало меня; присутствуя при вечерней молитвѣ дѣтей, я къ несчастью замѣтилъ, что ни одно изъ нихъ не молилось, даже не перекрестилось; многіе стояли какъ истуканы, а прочіе или разговаривали тихонько, или дремали, опираясь на стѣны.

Извините, Бога ради, что письмо не красно написано. 15-го октября отправляюсь въ Бейрутъ. Прошу Вашихъ молитвъ и письмеца. Адресуйте на мое имя сюда.

Прощайте, до свиданья! Поручаю себя Вашей любви и покровительству.

Недостойный А. Порфирій.

Бейрутъ 8 дек. 1843 г.

Ваше Превосходительство! Я писалъ къ Вамъ изъ Царьграда, но не знаю, получили ли Вы мое письмо. Жаль, если оно не попало въ Ваши руки, и осталось въ Посольствѣ.

Отъ общаго друга нашего О. Михаила. *) я получилъ посланіе 5-го декабря, и узналъ, что Вы живы и здоровы. Благодарю Бога, что Онъ сохраняетъ дни Ваши, драгоцѣнные для многихъ. И я, грѣшный, по милости Господней

*) То-ѳсть отъ одесскаго протоіерея Михаила Карповича Павловскаго.

здравствую и переношу мужественно разныя скорби и лишенія р,ади блага ближнихъ. Отъ 25 октября до 5-го декабря все время провелъ я въ путешествіи по Сиріи. О, далъ бы Богъ узрѣть вожделѣнное мнѣ лидѳ Ваше! Тогда многое, многое утѣшительное и прискорбное выскажу Вамъ: а теперь сообщаю Вамъ лишь нѣчто въ общихъ выраженіяхъ.

Церковь Сирійская подобна старому кораблю, обуреваемому и бурями и ярыми волнами, и объякоренному у опасныхъ скалъ. Одинъ Небесный Кормчій можетъ спасти ее.

Одинъ изъ враговъ сей Церкви фанатикъ Вахри-бѳй на дняхъ скончался въ Египтѣ; но трѳхбунчужный Максимъ надѣется возвратиться въ Сирію торжествующимъ въ греческой камилавкѣ да еще съ какими-то золотыми буквами на ней, о которыхъ теперь судятъ и рядятъ Порта и всѣ Патріархи наши. Сирійскіе Архіереи боятся этого Максима, какъ вѳѳльзѳвула, и воздыхаютъ о помощи отъ Россіи. Ма-рониты и уніяты гласно говорятъ, что всѣхъ грековъ пора выслать въ Румелію: имъ нѣтъ мѣста въ Сиріи. — Православные не имѣютъ единодушія, и крайне легкомысленны и тщеславны. Патріархъ и Архіереи нерѣдко принуждены платить подати за христіанъ бѣдныхъ: иначе, они говорятъ имъ, что они сдѣлаются уніатами или турками.—Семинаріи нѣтъ и не будетъ. Есть училища въ Дамаскѣ, Триполи и Бейрутѣ; но дѣтей учатъ только одной арабской грамотѣ; греческій языкъ не принимается на почвѣ Сирійской; Законъ Божій и св. исторія вовсе не преподаются; лишь на дняхъ священникъ Дамасскій о. Іосифъ перевелъ нашъ Катихизисъ на арабскій языкъ; и Патріархъ хочетъ напечатать его. Эти дѣти ростутъ мѳдвѣжѳнками; въ храмахъ Божіихъ они безчинствуютъ въ присутствіи Архіереевъ, и вовсе не молятся Богу, а только кланяются въ ноги Владыкамъ. Арабская типографія въ Бейрутѣ работаетъ; печатаются 3000 экземпляровъ Псалтыри для Сирійскихъ и Палестинскихъ Церквей. Много обителей въ Сиріи; но ихъ вліяніе на Православіе— незначительно. Я посѣтилъ четыре Ставропигіальныѳ монастыря: Сайданайскій женскій, Ѳѳклинскій, Георгіевскій и Бѳ-лемендскій. Эти монастыри изрядны и благоустроены; но и недостатковъ много; о нѣкоторыхъ изъ нихъ стыдно и говорить и писать. Видѣлъ я, кромѣ Патріарха, четырехъ митрополитовъ: Сѳлѳвкійскаго, Аркадійскаго, Триполійскаго и Бейрутскаго, и бесѣдовалъ съ ними. Когда узрю свѣтлое

75

лицо Ваше, тогда повѣмъ дѣла Ихъ. А теперь слишкомъ свѣжи мои впечатлѣнія; боюсь душевной лихорадки...

Путешествіе мое по Сиріи было очень утомительно. Въ теченіе всего ноября шли проливные дожди. Ливанъ и Ан-тиливанъ занесены глубокими снѣгами, горные потоки бы-стрятся и думаютъ затопить море. Ансаріи, Тюркмѳны и Мутуселіи разбойничаютъ; Марониты надѣются на Францію; друзы острятъ зубы на Маронитовъ; турки закручиваютъ свои усы, поглаживаютъ свои бороды; на дняхъ они запретили христіанамъ носить бѣлыя чалмы и разноцвѣтныя одежды; христіане должны облечья въ трауръ; кто изъ нихъ приняла, коранъ и обрѣзаніе и вздумаетъ попятиться къ порогу церковному, тому отрубить голову приказано. Такой указъ изъ Стамбула снова пробудитъ турецкій фанатизмъ въ Сиріи. Здѣшніе христіане, сердечные, ждутъ гоненій мѣстныхъ. Жители Сиріи, ихъ вѣрованія, мнѣнія, страсти сталкиваются, сшибаются, разлетаются; и никакая мудрость земная не создастъ ничего цѣлаго изъ этихъ разнородныхъ обломковъ. Протестанты не имѣютъ успѣховъ въ Сиріи; однакожъ тер-пѣливо сидятъ въ засадѣ и ожидаютъ добычи.

Дня чрезъ два я отправлюсь въ Іерусалимъ по прибережью Средиземнаго моря. У Гроба Господня помолюсь о васъ и о вашихъ. И Вы помолитесь о мнѣ, да ниспошлетъ мнѣ Господь даръ различенія духовъ.

O. Михаилъ писалъ мнѣ, что Ваша сестрица Графиня Эдлингъ прибыла въ Одессу *). Напомните ей о мнѣ, и скажите ей, что отмѣнно уважаю ѳѳ. Прошу Васъ почаще на-вѣщать о. Михаила. Сердечный, онъ страдаетъ много. Утѣшайте, ободряйте его; онъ такъ много любитъ Васъ * 2).

Да будетъ Богъ съ Вами! Радуйтесь о Господѣ.

Архимандритъ Порфирій.

P. S. Греческіе Катихизисы лежатъ безъ употребленія въ Сирійскихъ училищахъ и митрополіяхъ.

Р. S. Нельзя ли какъ-нибудь дать знать митрополиту

J) Родная сестра Стурдзы Роксандра Скарлатовна, бывшая фрейлина Императрицы Елисаветы Алексѣевны, супруги Александра Благословеннаго. Послѣдній подарилъ ей большое помѣстье въ Бессарабіи Манзыръ, и она тамъ проживала.

2) О. Михаилъ Карп. Павловскій недавно передъ этимъ овдовѣлъ.

Антонію *), чтобы онъ отвѣтилъ на письма Патріарховъ Антіохійскаго и Іерусалимскаго. Обижаются старички; да и мнѣ стыдно слушать ихъ жалобы. Я увѣряю ихъ въ соучастіи Св. Сѵнода, а первый членъ онаго не удостоиваѳтъ ихъ и отвѣтомъ.

4.

{Іерусалимъ, 1844 г.).

Я получилъ письмо Ваше, въ которомъ Вы извѣстили меня о смерти сестры Вашей Графини Эдпингъ %). Плачу вмѣстѣ съ Вами и молюсь, да упокоитъ ее въ селеніяхъ Праведныхъ Сый, иже бѣ и Грядый! Слабымъ смертнымъ нечего болѣе дѣлать у могилы родни или друга, какъ только плакать, молиться и уповать.

Я, горемычный странникъ, не имущій здѣ постояннаго Града, но грядущаго взыскующій, оставляю Св. Градъ Божій Іерусалимъ. Отсюда шагну я прямо въ Ливанъ, гдѣ ро-стутъ древа Божіи, съ Ливана—на море подлѣ древней Антіохіи; и отсюда—на Евфратъ, съ Евфрата на Аѳонъ, и съ Аѳона въ Царь-Градъ. А къ Вамъ — въ Пріютъ — прилечу пчелкою Божіею. Вашъ Пріютъ есть любимый мой улей * 3),

До свиданія. Да благословитъ Васъ Богъ. Помолитесь о мнѣ.

Архимандритъ Порфирій.

Р. S. Прошу и ІІрѳосв. Гавріила помолиться о мнѣ. А Вы напомните ему о Библіотекѣ моей, оставшейся въ его магазинѣ. Боюсь, какъ бы мыши не съѣли книгъ моихъ 4).

Р. S. Здѣшній Армянскій Патріархъ—Захарія.

*) To-есть, тогдашнему Новгородскому и Санктъ-Петербургскому Митрополиту Антонію Рафальскому.

а) Она скончалась 16 января 1844 г, и погребена въ Одессѣ—на Среднемъ фонтанѣ, гдѣ у ея могилы Стурдза построилъ Церковь во имя Воскресенія Христова. Съ этихъ поръ это мѣсто сдѣлалось усыпа-тельницею для всѣхъ членовъ фамиліи Стурдзы. Тамъ лежатъ и его кости.

3) Пріютъ — такъ назвалъ Стурдза свою лѣтнюю дачу — вблизи Одессы—на Маломъ фонтанѣ.

*) Тогдашній Херсонскій Архіепископъ Гавріилъ Розановъ, открывавшій вмѣстѣ съ Порфиріемъ Одесскую Духовную Семинарію (1-го окт. 1832 г.), коей Порфирій былъ первымъ Ректоромъ.

Письма къ А. С. Струдзѣ Инспектора С.-Петербургской Дух. Академіи Архимандрита Макарія Булгакова <впосл. Московскаго митрополита).

1.

Вашѳ Высокопревосходительство,

Милостивый Государь!

Приношу Вамъ мою глубочайшую признательность за Вашъ даръ, который, при всей видимой малости своей, истинно великъ и драгоцѣненъ для каждаго Православнаго. Я, точно, какъ Вы предполагаете, зналъ объ этомъ сочиненіи и даже читалъ его, хотя очень бѣгло, когда оно присыпано было изъ Св. Сѵнода въ нашу Академію для перевода на русскій языкъ; но я не могъ тогда насладиться имъ вполнѣ, а вотъ теперь, по благосклонности Вашей, получилъ эту вожделѣнную возможность. Еще и еще благодарю!

Вполнѣ также я сочувствую Вашему желанію перевести присланную Вами книгу на русскій языкъ и напечатать хоть въ Христ. Чтеніи. Но дѣло въ томъ, что намъ нельзя этого сдѣлать безъ дозволенія Св. Сѵнода, о чемъ нужно еще хлопотать. Между тѣмъ здѣсь почти общій слухъ, что Вы сами потрудились перевести ее и, разумѣется, перевести такъ, какъ у насъ никто бы не перевелъ. Что же, не скорѣе ли бы и конецъ доброму дѣлу, если бы Вы сами приняли на себя трудъ ее и издать? Вамъ, можетъ быть, легче было бы сдѣлать то, что намъ не совсѣмъ удобно... И всѣ Православные русскіе, безъ сомнѣнія, сказали бы Вамъ новое искреннее спасибо. Впрочемъ, не отчаѳваѳмся и мы украсить этимъ сочиненіемъ страницы нашего журнала *).

Съ чувствами искренняго почтенія и признательности честь имѣю быть

Вашего Превосходительства, Милостивый Государь, покорнѣйшимъ слугою Архимандритъ Макарій. 23 декабря 1848 г.

‘) Сочиненіе, о которомъ идетъ дѣло, это было „Окружное посланіе Патріарховъ и Святителей Восточныхъ въ отвѣтъ на папскую грамоту Пія IX—къ Восточнымъ христіанамъ“—на греческомъ языкѣ.—Папская "грамота на греческомъ языкѣ разошлась по Востоку въ концѣ 1847 г., а отвѣтъ Патріарховъ на нее явился въ маѣ 1848 г.

2.

Вашѳ Высокопревосходительство,

Милостивый Государь!

Привѣтствуя Васъ отъ всей души съ Свѣтлымъ Праздникомъ Воскресенія Христова, покорнѣйше прошу принять отъ меня, вмѣсто краснаго яичка, книжицу, при семъ прѳпро-вождааемую. Знаю, что цредметъ ея весьма близокъ Вашему сердцу, и потому надѣюсь, что, ради предмета, Вы простите ей ея недостатки *).

Съ глубочайшимъ почтеніемъ и совершенною преданностію имѣю честь быть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вашего Высокопревосходительства, Милостивый Государь, покорнѣйшимъ слугою Архимандритъ Макарій. 6 апрѣля 1849 г.

Сообщ. Левъ Мацѣевичъ. 9

9 Это, по всей вѣроятности, была книга Макарія: „Очеркъ исторія Русской Церкви въ періодъ до—татарскій“. Спб. 1847.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.