Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911 № 9. С. 1109-1129.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

"ѴѴ ѵѵѵ

•ѵ»г

■w

ЧГ

Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ ХУІІІ и XIX столѣтіяхъ.

Историческій очеркъ*).

II.

ГТТРЕЕМНИКОМЪ александрійскаго патріарха Самуила Ка-1§І пасули былъ Косьма II (1723—1737 г.), занимавшій раньше (1714—1716 г.) патріаршій престолъ въ Кои*

% стантинополѣ.

а*

j Относительно избранія Косьмы II на александрійскій патріаршій престолъ т. н. «Патріаршій каталогъ александрійскихъ патріарховъ» сообщаетъ слѣдующее: «Послѣ смерти Самуила клиръ въ Египтѣ и христіане избрали бывшаго константинопольскаго патріарха Косьму Синаита, котораго съ многими мольбами убѣдили, чтобы онъ занялъ тронъ въ 1718 году» 29). Но это сообщеніе «Патріаршаго каталога» не только ошибочно датируетъ фактъ вступленія Косьмы II на александрійскій патріаршій престолъ, но и вообще неправильно указываетъ способъ избранія этого патріарха на каѳедру апостола Марка: оффиціальные документы, изложенные ниже, свидѣтельствуютъ, что Косьма былъ избранъ на александрійскій престолъ въ Константинополѣ, соборомъ мѣстныхъ іерарховъ, подъ предсѣдательствомъ вселенскаго патріарха Іереміи III.

Историкъ Аѳанасій Комнинъ Ипсиланти пишетъ объ избраніи Косьмы слѣдующее: «По смерти знаменитаго патріарха пиръ Самуила, Косьма, бывшій патріархъ константинопольскій,

*) Продолженіе. См. іюль—августъ.

,9) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, 1, 14.

снопа былъ вторично 3о) возведенъ на престолъ Александріи, при содѣйствіи бывшаго своего ученика, Маиуила Ипсиланти, и управлялъ престоломъ цѣлыхъ десять лѣтъ» :и). Такимъ образомъ историкъ Ипсиланти сообщилъ новую подробность относительно избранія Косьмы, именно о помощи послѣднему со стороны бывшаго его питомца, Мануила Ипсиланти, сына Ioanna Константина Ипсиланти, принадлежавшаго къ извѣстной греческой фанаріотской фамиліи и близкаго къ султанскому двору; онъ, между прочимъ, содѣйствовалъ и возведенію Косьмы на вселенскій патріаршій престолъ въ мартѣ 1714 года 32). Отмѣченная историкомъ подробность говоритъ и о томъ, что избраніе Косьмы на александрійскій патріаршій престолъ состоялось, несомнѣнно, въ Константинополѣ, гдѣ жилъ его покровитель Ману илъ Ипсиланти и гдѣ онъ, пользуясь своими связями при дворѣ и вліяніемъ при патріархіи, могъ съ успѣ-

30) Историкъ сообщаетъ, что „первое“ патріаршество Косьмы въ Александріи продолжалось пять лѣтъ (Та [лета tvjv аХахяѵ, а. 264, 277 — 278), но точно не опредѣляетъ, на какіе именно годы падаетъ это патріаршество Косьмы. А на основаніи имѣющихся въ его трудѣ хронологическихъ данныхъ, очень спутанныхъ и сбивчивыхъ, невозможно съ опредѣленностью и вообще установить дату „перваго“ патріаршества Косьмы въ Александріи. По нашему же мнѣнію, раскрытому выше, патріаршество Косьмы въ Александріи было въ дѣйствительности только одно, именно въ 1723—1737 годахъ. Что касается „перваго“ патріаршества Косьмы, которое историкъ Ипсиланти различаетъ отъ второго, оно, по справедливому опредѣленію одного греческаго писателя, было „разбойническимъ“, такъ какъ Косьма занялъ александрійскій престолъ при жизни законнаго патріарха,—поэтому, какъ не каноническое, не можетх признаваться самостоятельнымъ церковно-историческимъ актомъ и заслуживать наименованія „перваго патріаршества“ (М а d äКатаХо-уос Іохорид; тшѵ лріЬта)ѵ гтгса'Аокшѵ ха! тшѵ ’e9e;fj; -зс-ріар^шѵ irjg ’sv Кшѵзтаѵ-TtvovKÖXsi ’Ayta; xai MeyaXv); тоО Хрютоо ’ExxXvj&ia;, a. 235—236’, sv NaujtXicp 1837). Неправъ также и греческій ученый г. Мануилъ Гедеонъ, который, говоря объ избраніи Косьмы на константинопольскій престолъ, называетъ его бывшимъ александрійскимъ патріархомъ (6 Ttpwyjv ’AXs;av5paaS), занимвшимъ престолъ въ Египтѣ, вѣроятно (niGavffi;), въ 1705—1710 годахъ (Пахр’.ар/і*о! -ivaxsj, а. 621—622). Послѣдняя хронологія г. Гедеона уклоняется даже отъ данныхъ въ трудѣ Аѳанасія Комнина Ипсиланти, которому онъ слѣдовалъ въ своемъ сочиненіи о Косьмѣ, напримѣръ,— относительно покровительства послѣднему со стороны Мануила Ипсиланти.

31) Adavano; К о р. ѵ vj о ; 'Г '-у 7] X і ѵ т yj ;, Ta р.гта тг(ѵ &Хшзіѵ, а. 305.

32) Ibid., 294—295 [Здѣсь Мануилъ Ипсиланти, между прочимъ, именуется „паломникомъ Святого Гроба— Trpor-tuvYj-yj; too 'Ayiou Tacpou“). Срав. Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, ХСІХ 12—із.

хомъ проявить патронатство въ отношеніи къ бывшему своему діідаскалу.

Затѣмъ, нѣкоторыя свѣдѣнія объ избраніи Косьмы на александрійскій престолъ сообщаетъ ученый 3. Маѳа. Въ своемъ «Историческомъ каталогѣ» онъ, сказавши о низложеніи Косьмы съ вселенскаго патріаршаго престола и объ удаленіи его на Синай, продолжаетъ: «И опъ тамъ жилъ, плача и раскаяваясь, до тѣхъ поръ, пока снова, посредствомъ многихъ просьбъ, былъ приглашенъ на престолъ Александріи, гдѣ и жизнь закончилъ, богоугодно совершивъ пастырство въ Александріи» 33). Значитъ, и Маѳа повторилъ мысль «Патріаршаго александрійскаго каталога» о томъ, что Косьма завялъ александрійскій престолъ по усиленной просьбѣ,—вѣроятно, египетскихъ христіанъ. Такъ ли это было въ дѣйствительности,—видно будетъ изъ послѣдующихъ нашихъ данныхъ.

Далѣе, епископъ Порфирій Успенскій сообщилъ и слѣ дующую выписку о Косьмѣ изъ одного греческаго кодекса въ Каирѣ: «Въ 1723 году при патріархѣ Косьмѣ въ городѣ Триполи были христіане и іеромонахъ Іоанникій; къ нимъ писалъ патріархъ,—увѣдомилъ о своемъ восшествіи на каѳедру послѣ Самуила и увѣщевалъ ихъ любить другъ друга, хранить вѣру и заповѣди и повиноваться ему, какъ архипастырю»34). Къ сожалѣнію, самый документъ епископомъ Порфіемъ не былъ опубликованъ.

Но всѣ отмѣченныя скудныя свѣдѣнія объ избраніи Косьмы на александрійскій престолъ восполняются рядомъ документовъ, опубликованныхъ А. И. Пападапуло-Керамевсомъ и проливающихъ вполнѣ достаточный свѣтъ на разсматриваемый историческій фактъ. Къ нимъ, прежде всего, относится посланіе вселенскаго патріарха Іереміи III, отправленное въ сентябрѣ 1723 года по всему духовенству и народу Александрійской церкви. Вотъ содержаніе этого очень важнаго и интереснаго патріаршаго и синодальнаго посланія.

Высокопреподобнѣйшій архимандритъ святѣйшаго апостольскаго и патріаршаго престола Александріи и преподобнѣйшіе каѳигумены, протосинкеллы и и епитропы Рахити (Розетты) и Даміатты, почтеннѣйшіе клирики того же святѣйшаго престола

М а 9 а (. КатdtAofo; Ьторіхоо; хтХ., 237.

34) ’А. П я т: а 5 6 т: о u X о с-К е р а р. е 6 с, £у)р.еіи>аеіс ттері той -атріар'/ои АХ'Лаѵоргіз; Sap-ouijA КяяяаобАт].—А е А. т t о ѵ tyjc ItJTOpixfj; ххі ’s9voAoYixXj; етои-pix; TTjc ’ЕААя&о;, III, 512—517. ’A9v;vat 18S9.

и подчиненныхъ ему епархій и митрополій, благословеннѣйшіе іереи, уважаемые архонты, купцы и капитаны морскихъ судовъ (xapocßoxuptoi), представители и мастера цеховъ и всѣ безъ исключенія прочіе благословенные христіане, пребывающіе въ томъ же самомъ святѣйшемъ престолѣ, чада о Господѣ возлюбленныя нашей мѣрности, благодать да будетъ вамъ и миръ и милость отъ Бога Вседержителя и Господа нашего Іисуса Христа, отъ насъ же молитва, благословеніе и прощеніе.

Посредствомъ настоящей нашей патріаршей и синодальной грамоты сообщаемъ всѣмъ вамъ, тамошнимъ христіанамъ, что послѣ того, какъ бывшій блаженный патріархъ Александріи киръ Самуилъ исполнилъ свой земный долгъ и переселился въ вѣчныя обители, а святѣйшій патріаршій апостольскій престолъ Александріи достаточное уже время оставался въ лишеніи патріаршаго пастырства и предстоятельства и во вдовствѣ законнаго архипастыря, то въ силу этого мѣрность наша, имѣющая неизбѣжную обязанность неусыпно бодрствовать, пищись и заботиться о повсюду святыхъ Божіихъ церквахъ и о православныхъ городахъ и епархіяхъ, такъ какъ ей именно принадлежитъ общая забота о всѣхъ существующихъ благочестивыхъ (православныхъ) христіанахъ, —■ рѣшила, что не должно оставить безъ вниманія святѣйшій патріаршій Александрійскій престолъ, населенный столь многими православными, долгое время остающійся безъ предстоятельства и пастырства, лишенный духовнаго руководительства и управленія, которое соединяется съ христіанскимъ обществомъ, какъ душа и голова съ тѣломъ, и не слѣдуетъ находящимся въ немъ благочестивымъ христіанамъ жить и дѣйствовать, какъ случится, н ходить по опаснымъ путямъ, ведущимъ въ стремнины и пропасти, подобно овцамъ, не имѣющимъ пастыря, но, напротивъ, мы приложили стараніе, чтобы на этомъ престолѣ былъ возстановленъ пастырь и управитель достойный, тѣмъ болѣе, что мы имѣемъ на это побужденіе отъ всѣхъ васъ, тамошнихъ христіанъ, потому что вы, — какъ мы хорошо знаемъ и имѣемъ доказательства,—по общеему согласію и рѣшенію признали нужнымъ прибѣгнуть къ попеченію и защитѣ со стороны вселенскаго патріаршаго престола, предоставить и уступить намъ голосованіе и избраніе будущаго патріарха Александрійскаго престола и испросить отъ насъ достойнаго предстоятеля для васъ и пастыря.

Итакъ, вслѣдствіе этого желанія и просьбы вашей и въ силу

того долга, который мы имѣемъ, именно—помогать повсюду святымъ церквамъ и священнѣйшимъ престоламъ, защищать и содѣйствовать имъ, насколько возможно, мы рѣшили, что должно, въ виду всецѣлой необходимости, собрать во-едино священный и совершеннѣйшій соборъ и устроить засѣданіе относительно этого предмета, какъ подлежащаго рѣшенію ки-нота церковнаго всеединства и благочестія. И вотъ, когда состоялось разсмотрѣніе и точное обсужденіе, когда были предложены каноническіе голоса въ нашемъ святѣйшемъ патріаршемъ престолѣ, въ присутствіи, по рѣшенію и одобренію пребывающихъ въ Константинополѣ блаженнѣйшихъ и святѣйшихъ патріарховъ—антіохійскаго киръ Аѳанасія и іерусалимскаго киръ Хрисанѳа, во Святомъ Духѣ возлюбленныхъ и превожделѣпныхъ братьевъ и сослужителей нашей мѣрности, и засѣдающихъ вмѣстѣ съ нами преосвященныхъ собратьевъ нашихъ архіереевъ и пречестныхъ, въ присутствіи также весьма извѣстнаго и благороднѣйшаго архонта великаго драгомана державнаго царства, киръ Григораска, во Святомъ Духѣ возлюбленнаго и превождѳлѣннаго сына нашего, славнѣйшихъ архонтовъ капу-кохагья, почтеннѣйшихъ клириковъ нашей великой Христовой церкви и благороднѣйшихъ архонтовъ столицы городовъ, то по общему голосованію, рѣшонію и одобренію всѣхъ былъ всѣмъ остальнымъ предпочтенъ и избранъ достойнымъ и способнымъ для того, чтобы принять кормило патріаршаго Александрійскаго престола, прежде его занимавшій, какъ патріархъ Александріи, киръ-киръ Косьма, во Святомъ Духѣ возлюбленный и превожделѣнный нашъ братъ и сослужнтель и уже находящійся въ честномъ монастырѣ святой и богошественной горы Синая,—какъ мужъ богобоязненный и почтенный, благоприличный и благонравый и по внѣшнему своему виду, и по душевнымъ качествамъ, обогащенный образованіемъ и познаніями и хорошо воспитанный въ божественномъ, отъ юныхъ лѣтъ облеченный въ монашескій образъ, отличающійся кротостью, благоразуміемъ и достойной уваженія жизнью, заявившій себя и отношеніями къ другимъ, приличествующими патріаршему сану, и вообще достойный такого предстоятельства. Въ силу всего этого, Косьма по божественному руководительству и помощи вполнѣ способенъ патріаршествовать среди васъ и благоугодить Богу и людямъ, канонически и богоугодно привести разумную свою паству къ спасительнымъ дѣламъ, путеводящимъ православныхъ христіанъ

къ небесной обители и къ наслажденію божественными блаженствомъ,—не только посредствомъ своего увѣщанія и наставленія, но и въ образѣ прекраснаго и христіанскаго своего житія и духовнаго управленія,—такъ какъ онъ будетъ дѣйствовать въ кротости и благоприличіи, въ благочестіи и благочиніи и достоинствѣ своихъ нравовъ, соотвѣтственно надлежащему значенію патріаршаго сана, и находящихся подъ его архипастырскимъ руководительствомъ онъ можетъ сдѣлать благоугождающими Богу. И поэтому мы, по общему синодальному избранію, рѣшенію и одобренію, возстановили (’ос-оха-TcaiTjoaii-sv) его на святѣйшемъ патріаршемъ и апостольскомъ престолѣ Александріи и объявили истиннымъ, законнымъ и каноническимъ патріархомъ, духовнымъ предстоятелемъ и пастыремъ для всѣхъ васъ.

Посему, отправляя грамоту по общему рѣшенію названныхъ блаженнѣйшихъ и святѣйшихъ патріарховъ—Антіохіи киръ Аѳанасія и Іерусалима—киръ Хрисанѳа, во Святомъ Духѣ возлюбленныхъ и превожделѣнныхъ нашихъ братьевъ и сослужителей, мы синодально, вмѣстѣ съ окружающими насъ преосвященными собратьями архіереями и пречестными, объявляемъ, отечески и духовно заповѣдуемъ и увѣщеваемъ всѣхъ васъ, тамошнихъ христіанъ, чтобы указаннаго сего блаженнѣйшаго и святѣйшаго папу и патріарха великаго города Александріи и судію вселенной киръ-киръ Косьму, во Святомъ Духѣ возлюбленнаго нашего брата и сослужителя, отнынѣ и впередь вы признавали истиннымъ, законнымъ и каноническимъ патріархомъ того же самаго престола, пастыремъ и предстоятелемъ находящейся въ немъ разумной паствы и духовнымъ отцомъ всѣхъ васъ, попечителемъ и ходатаемъ вашего спасенія, господиномъ и владыкою престола этого и подчиненныхъ ему епархій, митрополій и церквей со всѣми имуществами ихъ и посвященіями, движимыми и недвижимыми,—поминали патріаршее и каноническое его имя во всѣхъ священныхъ службахъ, послѣдованіяхъ и моленіяхъ, совершаемыхъ для душевной пользы и спасенія всѣхъ васъ. Такъ какъ онъ уже намѣревается отправиться изъ честнаго монастыря Синайской горы, въ которомъ живетъ, прибыть на свой патріаршій престолъ и привѣтствовать васъ, ввѣренную ему свыше разумную паству Христову, то вы примите его со всею радостью, честью, достоинствомъ, расположеніемъ и привѣтливостью, когда онъ станетъ благословлять и освящать васъ, совершать все, свой-

ственное патріаршему нго достоинству, учить, помогать вамъ и внушать то, что служитъ ко спасенію. И почитайте его и любите, съ уваженіемъ относитесь къ нему, повинуйтесь и подчиняйтесь ему согласно съ приличіемъ и долгомъ, оказы-вайте съ надлежащимъ повиновеніемъ, благослушаніемъ и готовностью свойственное его блаженству уваженіе, честь, любовь и подчиненіе, подобно тому, какъ члены тѣла назначены служить и дѣйствовать въ отношеніи къ своей головѣ, будучи руководимы ею и управляемы, дабы въ день испытанія пастырь, а вмѣстѣ и вы, паства, достойно предстали предъ Богомъ и получили небесныя воздаянія. Ибо благословенною, приличною и необходимою является для его блаженства помощь отъ васъ, духовныхъ и вожделѣнныхъ ея чадъ, и содѣйствіе, дабы онъ могъ уиравить всякую потребность и нужду этого престола, исполнить возложенныя на пего многочисленныя бремена и обязанности и пасти васъ свободно, въ преподобіи и правдѣ, молясь ко Господу непрестанно о здравіи вашемъ душевномъ и тѣлесномъ и о спасеніи, а Господь, принимая его молитвы, да возниспошлетъ вамъ безпредѣльную Свою милость и да наградитъ небесными и земными благами, какъ милостивый и человѣколюбивый, да подастъ вамъ и дѣтямъ вашимъ благословеніе Авраама, Исаака и Іакова для умноженія и увеличенія всего, вамъ принадлежащаго, и, наконецъ, да удостоитъ васъ и небеснаго своего царства.

Такъ именно поступайте, чада наши о Господѣ возлюбленныя,—говорится въ заключеніи грамоты,—и никто пусть не противится и не возражаетъ, дабы и благодать Божія и безпредѣльная милость Его, и наша молитва, благословеніе и прощеніе были со всѣми вами.—1723 года, въ мѣсяцѣ сентябрѣ, индиктіона 2-го.

Документъ подписали: іерусалимскій патріархъ Хрисанѳъ, антіохійскій патріархъ Аоанасій, митрополиты—Каллиникъ ираклійскій, Паисій никомидійскій, Герасимъ никейскій, Авк-сентій кизикскій, ІІарѳеній халкидонскій, Игнатій ѳессалоникскій, Кириллъ прусскій, Сильвестръ иконійскій, Каллистъ нав-пактскій и артскій, Каллиникъ варнскій, Іоанникій лимнос-скій, ІІарѳеній силиврійскій, Неофитъ родосскій, Никодимъ месимврійскій и Акакій визійскій.

Извѣстивъ духовенство и народъ Александрійской церкви 0 состоявшемся въ Константинополѣ избраніи новаго александрійскаго патріарха Косьмы, святѣйшій патріархъ вселенскій

73

Іеремія III и митрополиты Константинопольской церкви отправили и новоизбранному патріарху Косьмѣ посланіе слѣдующаго содержанія.

Блаженнѣйшій и святѣйшій папа и патріархъ великаго города Александріи и всей земли Египетской, киръ—киръ Косьма, во Христѣ Богѣ возлюбленный и превожделѣнный братъ и сослужитель нашей мѣстности, ваше блаженство братски о Господѣ привѣтствуемъ, съ удовольствіемъ и тружески поздравляемъ, молясь всемогущему Богу, чтобы Онъ сохранилъ на святѣйшемъ престолѣ въ постоянномъ здравіи и непрестанномъ благоденствіи вмѣстѣ съ продолжительною жизнью.

Посредствомъ настоящаго нашего общаго и синодальнаго посланія сообщаемъ вашему блаженству, что послѣ того какъ патріархійшій престолъ, по кончинѣ знаменитаго патріарха Александріи киръ Самуила, остался безъ законнаго пастыря, мѣрность наша и засѣдающій при ней священный синодъ архіереевъ, будучи проникнуты искреннимъ чувствомъ человѣколюбія, братскимъ расположеніемъ къ вашему блаженству и готовностью не только освободить васъ отъ несчастія и страданія, постигающихъ васъ въ изгнаніи, но съ честью и славою возвратить оттуда, признали необходимымъ возстановить ваше блаженство на святѣйшемъ престолѣ Александріи, который, какъ извѣстно, вы и прежде занимали, и уже объявить истиннымъ и законными патріархомъ Александріи, дабы впредь имѣть вожделѣннымъ нашимъ собратомъ. Посему мы, нашедши, что такое наше желаніе одобряютъ и находящіеся въ Константинополѣ блаженнѣйшіе и святѣйшіе патріархи,— Антіохіи киръ Аѳанасій и Іерусалима киръ Хрисанѳъ, возлюбленные во Христѣ братья наши, а еще и извѣстнѣйшіе и благороднѣйшіе архонты столицы и остальной священный клиръ нашей великой Христовой церкви, мы по благоволенію и помощи Божіей окончили это дѣло, возстановили и уже объявили ваше блаженство патріархомъ и пастыремъ святѣйшаго престола Александріи. И вотъ посылаются вашему блаженству рекомендательныя объ этомъ грамоты, церковное извѣщеніе и царскій бератъ, вмѣстѣ съ отправленіемъ котораго мы, принося вашему блаженству поздравленіе по поводу того, что совершилось съ вами по божественному благоволенію, вмѣстѣ съ синодомъ возглашаемъ надлежащее привѣтствіе, говоря: «въ добрый часъ, и Богъ да сподобитъ ваше блаженство упасти ввѣренную вамъ паству, управить патріаршій престолъ

правильно и спасительно и благоугодить Богу и людямъ». И посему въ заключеніе прибавляемъ: ваше блаженство, зная явленную о васъ божественную милость и наше обнхее сино ■ дальнее наивысшее человѣколюбіе и братолюбіе, да просла-витъ какъ надлежитъ, такъ благоизволившаго Бога. Но мы надѣемся что въ отношеніи къ намъ ваше блаженство ока— жется на все послѣдующее время весьма признательнымъ, зная о такомъ величіи благодѣянія. Конечно, мы будемъ имѣть и почтенпую братскую грамоту вашего блаженства въ отвѣтъ на это' посланіе и ваше извѣщеніе о здравіи и о всемъ нужномъ и необходимомъ. А годы вашего блаженства да будутъ по милости Божіей наиболѣе многочисленны и совершенно бла* гополѵчны.—1723 года, сентября 14.

Посланіе подписали: константинопольскій патріархъ Іеремія III и митрополиты: Каллиникъ ираклійскій, Паисій нико-мидійскій, Авксентій кизикскій, Герасимѣ никейскій, Игнатій ѳессалоникскій, Парѳеній халкидонскій и X филиппополь-екій :$5).

Затѣмъ, къ разсматриваемому вопросу имѣетъ отношеніе и письмо архонта великаго драгомана Порты, Григораска (Григорія) Гики, отправленное патріарху Косьмѣ 3 октября 1723 года.

Послѣ привѣтствія Гика говоритъ въ своемъ письмѣ, что давнее его уваженіе къ блаженнѣйшему Косьмѣ и непоколебимая дружба горячо его побуждали во всякое время и на всякомъ мѣстѣ непремѣнно выступать къ содѣйствію его блаженству возможными средствами. И когда представился удобный случай, онъ съ сердечною своею готовностью дѣйствовалъ въ такомъ направленіи, чтобы на святѣйшій Александрійскій престолъ, оказавшійся вакантнымъ послѣ кончины блаженнѣй-піаго киръ Самуила, былъ избранъ никто другой, какъ именно •блаженнѣйшій Косьма. Въ какой мѣрѣ Григорій Гика помогалъ въ этомъ дѣлѣ своимъ стараніемъ и усердіемъ, онъ не находитъ нужнымъ много и говорить, оставляя писать объ этомъ другимъ, особенно же протосинкеллу киръ Ананіи, логда же по благоволенію Божію блаженнѣйшій Косьма занялъ патріаршій александрійскій престолъ, какъ справедливость требовала и Гика искренно желалъ, онъ сильно этому обрадовался и теперь поздравляетъ его, молясь Господу Богу,

л*) Ibid., 517—518.

чтобы онъ даровалъ его блаженству мирную жизнь и при совершенномъ здравіи и благополучіи доброе управленіе для благоустроенія христіанскаго общества. Но Гика считаетъ нужнымъ довести до свѣдѣнія его блаженства, что въ предшествующее время онъ далъ въ долгъ святѣйшему Александрійскому престолу пятьсотъ гросіевъ, какъ подтверждаетъ и находящееся у него долговое обязательство покойнаго патріарха Самуила,—и проситъ блаженнѣйшаго Косьму позаботиться объ уплатѣ этого долга, какъ объ этомъ пишетъ его блаженству и протосинкеллъ киръ Ананія. Въ заключеніе Гика проситъ патріарха и впредь разрѣшить ему оказывать, по мѣрѣ возможности и въ силу полной готовности, тѣ или иныя услуги святѣйшему Александрійскому престолу, такъ какъ онъ сохраняетъ неизмѣнное уваженіе къ блаженнѣйшему Косьмѣ, какъ къ духовному отцу своему во Христѣ. Онъ надѣется получить отъ него отвѣтъ на свое письмо, испрашиваетъ святительскихъ молитвъ и выражаетъ пожеланіе благополучія и многолѣтія 36).

Въ свою очередь, іерусалимскій патріархъ Хрисанѳъ въ письмѣ къ блаженнѣйшему Косьмѣ отъ 20 сентября 1723 г. сообщалъ и слѣдующее.

«Двѣ почтенныя грамоты ваши мы получили, послѣ того какъ прибыли сюда (въ Константинополь), и, узнавши изъ нихъ, а равно изъ многихъ писемъ другихъ друзей вашихъ, о добромъ здоровьѣ вашемъ, мы очень обрадовались. Мы поняли и то, на что въ нихъ намекается, но на это болѣе уже нѣтъ нужды намъ отвѣчать, потому что нынѣ Богъ благоизволилъ (даровать) вамъ и свободу и вмѣстѣ возвышеніе... и мы въ настоящее время находимся здѣсь (въ Константинополѣ), но спустя нѣсколько дней, намѣрены отправится въ Валахію для услажденія и духовнаго благославенія высочайшаго, мудрѣйшаго и благочестивѣйшаго владыки и господаря г. Іоанна Николая Александра воеводы» и пр. 31).

Наконецъ, 12 сентября 1723 года никомидійскій митрополитъ Паисій отправилъ блаженнѣйшему Косьмѣ поздравительное письмо, изъ котораго къ нашему предмету относится слѣдующій отрывокъ.

«Несомнѣнно, безпредѣльная благость Божія, взирающая * 37

|! ) Ibid., 519—520.

37) Ibid., 520.

на столь великое терпѣніе и постоянство нашего блаженства, вложила въ сердце святѣйшаго нашего владыки и господина (Іереміи) и возлюбленнаго и превожделѣннаго брата и сослужителя вашего проявить такую заботу и попечительность и твердо настоять, чтобы послѣ кончины знаменитаго патріарха Александріи киръ Самуила опять возстановить ваше блаженство на святѣйшемъ этомъ престолѣ. И вотъ его святѣйшество, по собственному доброму расположенію, созвалъ чрезвычайный соборъ,—при чемъ съ нимъ засѣдалъ и блаженнѣйшій и святѣйшій патріархъ Антіохіи киръ Аѳанасій, а блаженнѣйшій патріархъ Іерусалима заочно подалъ свое мнѣніе, такъ какъ вслѣдствіе болѣзни онъ не могъ быть вмѣстѣ съ ними, и присутствовали также пребывающіе здѣсь (въ Константинополѣ) собратья архіереи, великій драгоманъ, клирики и избранные архонты государства (еххриюѵ ярубѵтшѵ т-rjc таХітеіа;),—и закончилъ рѣшеніемъ это дѣло и возстановилъ ваше блаженство на святѣйшемъ престолѣ Александріи, въ двѣнадцатый день настоящаго мѣсяца (сентября). Больше всѣхъ собратьевъ архіереевъ въ этомъ дѣлѣ потрудился и помогъ собратъ митрополитъ Иракліи (Каллиникъ), который кланяется вашему блаженству и лобызаетъ святую вашу десницу :58).

Такимъ образомъ, изложенные документы въ достаточной степени уясняютъ вопросъ объ избраніи александрійскаго пастыря Косьмы II. Оно состоялось 12 сентября 1723 года ;$0 въ Константинополѣ, при участіи церковнаго собора. Предсѣдателемъ послѣдняго былъ вселенскій патріархъ Іереміи III, который принялъ большое участіе въ судьбѣ синайскаго изгнанника, бывшаго вселенскаго патаіарха Косьмы, и много содѣйствовалъ его избранію на александрійскую каѳедру. Изъ частнаго письма никомидійскаго митрополита Паисія видно, что патріарху Іереміи принадлежалъ, можно сказать, починъ, въ этомъ избраніи и онъ оказалъ даже нѣкоторое давленіе на соборъ, настоявъ, чтобы выборъ палъ именно на Косьму. А патріаршее и синодальное посланіе, отправленное Косьмѣ изъ Константтнополя на Синай свидѣтельствуетъ, что патріархъ Іеремія былъ проникнутъ особымъ уваженіемъ къ Косьмѣ и считалъ его несчастнымъ страдальцемъ, подвергшимся тяж-

:,н) Ibid., 520- 521.

d!>.) Г. Манугілъ Гедеонъ неправильно относипгтгатріаршество Косьмы Къ 1717 —1738 годамъ (Пэс-piapyr/oi r.ivaxec Ѳ22).

кому изгнанію на Синай безъ достаточной вины. Такое расположеніе къ Косьмѣ создалось въ связи съ оставленіемъ имъ вселенскаго престола, которое произошло вслѣдствіе экономическихъ затрудненій въ патріархіи w). Притязаніе же Косьмы на александрійскій престолъ прп законномъ патріархѣ Самуилѣ Капасули, повидимому, оцѣнивалось и патріархомъ Іереміею безъ ущерба для достоинства Косьмы и согласно съ установившеюся въ Константинополѣ традиціею, также благопріятною для послѣдняго. ГІо крайней мѣрѣ, въ изложенныхъ документахъ рѣчь идетъ и о возстановленіи Косьмы на александрійскомъ престолѣ, т. е. допускается мысль о законности перваго его вступленія на этотъ престолъ. Но нашъ взглядъ на вопросъ уже извѣстенъ, и мы полагаемъ, что и патріахъ Іеремія III въ данномъ отношеніи скорѣе симпатизировалъ константинопольской практикѣ избранія александрійскихъ патріарховъ, чѣмъ расцѣнивалъ отмѣченныя притязанія Косьмы съ канонической точки зрѣнія. А затѣмъ Косьма, какъ вселенскій патріархъ, пострадалъ невинно, и это обстоятельство являлось для патріарха Іереміи дополнительнымъ побужденіемъ, чтобы вознаградить его соотвѣтствующимъ образомъ,— тѣмъ болѣе, что на костантинопольскомъ престолѣ Косьма оказался вполнѣ достойнымъ предстоятелемъ церкви, да и въ другихъ отношеніяхъ былъ безукоризненъ. Вообще, расположеніе патріарха Іеремія III къ Косьмѣ много говоритъ въ пользу личныхъ качествъ послѣдняго, а вмѣстѣ съ тѣмъ оно объясняетъ и дѣятельность константинопольскаго собора, избравшаго его на александрійскій престолъ.

Сторонникомъ Косьмы былъ іерусалимскій патріархъ Хри-санѳъ, находившійся съ нимъ въ перепискѣ и тогда, когда Косьма проводилъ жизнь изгнанника на Синаѣ. Повидимому, Косьма просилъ патріарха Хрисанѳа позаботиться и объ освобожденіи его, и о служебномъ возвышеніи и встрѣчалъ сочувствіе со стороны этого патріарха, который потомъ поспѣшилъ привѣтствовать Косьму съ избраніемъ на александрійскій патріаршій престолъ.

Съ участіемъ относился къ бывшему вселенскому патріарху и антіохійскій патріархъ Аѳанасій, также присутствовавшій на константинопольскомъ избирательномъ соборѣ 1723 года, а равно и нѣкоторые митрополиты великой Христовой церкви,

особенно же Каллиникъ ираклійскій и Паисій никомидійскій. Затѣмъ, архонтъ и великій драгоманъ Порты Григорій Гика рекомендуетъ себя въ привѣтственномъ письмѣ Косьмѣ давнимъ его почитателемъ и другомъ.—хотя не забылъ въ томъ •ке письмѣ напомнить о денежномъ ему долгѣ, сдѣланномъ патріархомъ Самуиломъ Капасули.

Вообще, въ Константинополѣ было довольно значительное количество сторонниковъ и почитателей бывшаго вселенскаго патріарха Косьмы, которые и постарались обезпечить ему успѣхъ въ дѣлѣ вступленія на александрійскій патріаршій престолъ. Но документы ничего не говорятъ объ участіи въ этомъ дѣлѣ Мануила Ипсиланти, ученика патріарха Косьмы,— который,—по сообщенію историка Аѳанасія Комнина Ипсиланти, — особенно содѣйствовалъ своему учителю занять александрійскій престолъ.

Что касается собора, то, по свидѣтельству документовъ, онъ состоялъ изъ лицъ духовныхъ и мірянъ. Кромѣ трехъ патріарховъ и пятнадцати митрополитовъ, въ составъ собора входили почетнѣйшіе клирики великой Христовой церкви, или патріаршіе архонты, великій драгоманъ Порты архонтъ Григорій Гика, архонты капукехагья, служившіе посредниками въ сношеніяхъ патріархіи съ ІІортою, и другіе почетные архонты, бывшіе представителями отъ населенія столицы и принадлежавшіе къ знатнымъ греческими фамиліямъ. Міряне и клирики, наравнѣ съ патріархами и митрополитами, участвовали въ оцѣнкѣ достоинствъ намѣченныхъ кандидатовъ патріаршества и подавали свои голоса. Несомнѣнно, константинопольскій избирательный соборъ 1723 года имѣлъ три засѣданія, въ первомъ изъ которыхъ намѣчались кандидаты, во второмъ были избраны три наиболѣе достойныхъ кандидата, а въ третьемъ состоялось уже окончательное избраніе одного изъ трехъ лицъ, именно киръ Косьмы, который и былъ объявленъ александрійскимъ патріархомъ. Къ сожалѣнію, протоколъ избранія Косьмы неизвѣстенъ, но избирательный процессъ имѣлъ, конечно, указанную послѣдовательность. Не подлежитъ также сомнѣнію и то. что клирики и міряне принимали участіе только въ двухъ первыхъ засѣданіяхъ избирательнаго собора, гретш же актъ, самый существенный и важный, происходившій въ храмѣ св. Георгія, съ призываніемъ Духа Святого, состоялся при участіи исключительно патріарховъ и митрополитовъ. Іакая избирательная практика была господствующею

въ Константинопольской церкви и она же имѣла примѣненіе и при избраніи блаженнѣйшаго Косьмы.

Совершивъ актъ избранія Косьмы и объявленія въ патріаршемъ достоинствѣ, вселенскій патріархъ Іеремія и соборъ отправили извѣстителыіую объ этомъ грамоту самому Косьмѣ и патріаршее и синодальное посланіе клиру и народу Александрійской церкви. Кромѣ того, вселенскій патріархъ получилъ султанскій бератъ на имя Косьмы, признававшій послѣдняго законнымъ александрійскимъ патріархомъ и регламентировавшій его права и преимущества, и также препроводилъ его новому предстоятелю Александрійской церкви. Свѣдѣніе о бе-ратѣ важно въ томъ отношеніи, что удостовѣряетъ первенство вселенскаго патріарха, сравнительно съ остальными восточными патріархами, въ представительствѣ предъ султанами и Портою, а вмѣстѣ и его отвѣтственность предъ турецкимъ правительствомъ за всѣхъ христіанъ оттоманской имперіи. Всякій разъ какъ патріархамъ александрійскому, антіохійскому и іерусалимскому предстояла необходимость заочно выступать предъ султанами и ІІортой съ тѣми или другими своими ходатайствами, они совершали это чрезъ посредство вселенскаго патріарха, какъ перваго по чести между ними, лшвшаго въ столицѣ имперіи и пользовавшагося преимущественными правами и привилегіями не только церковнаго, но и гражданско-политическаго характера. Опъ былъ всеобщимъ «этнар-хомъ» ромеевъ, защитникомъ ихъ и покровителемъ въ дѣлахъ и церковнаго, и гражданскаго порядка.

Почему же избраніе александрійскаго патріарха Косьмы совершилось въ Константинополѣ и какъ слѣдуетъ оцѣнивать этотъ фактъ въ связи съ правами автокефальности Александрійской церкви?

Отвѣтъ на первый вопросъ содержится въ представленныхъ выше документахъ. Такъ, въ патріаршемъ и синодальномъ посланіи, отправленномъ въ сентябрѣ 1723 года изъ Константинополя въ Александрію, сказано, что на вселенскомъ патріаршемъ престолѣ лежитъ неизбѣжная обязанность неусыпно бодрствовать, пещись и заботиться о всѣхъ православныхъ церквахъ, идти къ нимъ на помощь въ случаѣ нужды, простирать руку братскаго содѣйствія, когда онѣ оказываются въ затрудненіи и не могутъ собственными силами и средствами устранить препятствія на пути ихъ мирной жизни и внутренняго благосостоянія. Эта привилегія вселенскаго престола во-

детъ свое начало отъ византійской эпохи, была засвидѣтельствована въ извѣстномъ правовомъ памятникѣ IX вѣка «Эпа-нагогѣ», гдѣ константинопольскому патріарху приписывается прономія наблюдать и исправлять разногласія, происходящія и въ остальныхъ престолахъ, и полагать конецъ судамъ 41), и возникла въ силу первенства чести, присущаго вселенскому патріаршему престолу. Въ прономіи «наблюдать и исправлять» (s7riTY)petv хосі oiorJ) oöaGoti) не было никакой папистической тенденціи вселенскаго патріарха, который никогда ни de jure, ни de facto не стремился къ подчиненію себѣ остальныхъ патріаршихъ престоловъ и къ лишенію ихъ правъ автскефальности. Эта прономія выражалась не въ насильственномъ вмѣшательствѣ патріарха въ дѣла иной церкви, а въ братскомъ ей содѣйствіи въ затруднительномъ положеніи и въ стремленіи иридтп на помошь въ интересахъ этой церкви. Она обусловливалась, съ одной стороны, братскою взаимопомощью болѣе сильнаго и благоустроеннаго престола своему слабому и находившемуся въ нуждѣ собрату, а съ другой стороны—просьбою этого послѣдняго о помощи, обращенною къ вселенскому патріарху и засвидѣтельствованною прямымъ и рѣшительнымъ заявленіемъ о невозможности собственными силами и средствами выдти изъ затруднительнаго положенія. Значитъ, помощь эта нужна была, прежде всего, той церкви, которая просила о с одѣйствіи и которой принадлежалъ и починъ въ приглашеніи вселенскаго патріарха къ участію въ томъ или другомъ ея дѣлѣ. Вселенскій престолъ могъ принять или не принять такое приглашеніе, и если онъ шелъ на встрѣчу назрѣвшей нуждѣ, то никогда не имѣлъ въ виду проявить свои паписти-ческія и вообще властолюбивыя притязанія въ отношеніи къ искавшей его помощи церкви, а преслѣдовалъ интересы, прежде всего, этой помѣстной церкви, а затѣмъ—и всей греко-восточной церкви, всего православнаго міра, благо котораго неразрывно связано съ благосостояніемъ каждой автокефальной церкви въ отдѣльности. Но странно было бы иное—отрицательное отношеніе вселенскаго престола къ нуждамъ и запросамъ восточныхъ патріарховъ: оно несогласно ни съ правовыми нормами, ни съ требованіями жизни. Вѣдь если восточные патріархаты сохранили до настоящаго времени свое

41) Epanagog Basilii, Leonis et Alaxandri, т. Ill, § 10, a. 68. Edidit Zachariae a Lingenthal. Lipsiae 1852.

существованіе и автокефальное достоинство, то этимъ они весьма много обязаны и константинопольскому патріаршему престолу, который всегда шелъ на встрѣчу ихъ нуждамъ и оказывалъ содѣйствіе всякій разъ, какъ они просили объ этомъ. Ясно, что не папистическими притязаніями побуждался константинопольскій патріархій престолъ и въ избраніи восточныхъ, въ частности александрійскихъ, патріарховъ, но руководился свою любовью къ каѳолической церкви, своимъ сознаніемъ всеобщаго братства и взаимопомощи въ важнѣйшихъ дѣлахъ. Вселенскій патріархъ Іеремія III такъ и мотивировалъ въ посланіяхъ свое участіе въ избраніи александрійскаго патріарха Косьмы, указавъ на необходимость для александрійской патріархіи нормальнаго церковнаго строя, возглавляемаго патріархомъ, на опасность для египетскихъ христіанъ остаться безъ архипастыря и на неотложную потребность духовнаго для нихъ руководителя.

Съ другой стороны, была и субъективная причина примѣненія патріархомъ Іереміею присущаго вселенскому престолу права содѣйствія и помощи Александрійской церкви. Она заключалась въ просьбѣ мѣстнаго духовенства и народа, которое, сознавая неотложную необходимость избранія новаго для себя архипастыря, но будучи сами безсильны благополучно рѣшить этотъ важный вопросъ, признали нужнымъ обратиться къ защитѣ и попеченію вселенскаго престола, предоставили ему право избранія новаго патріарха и какъ бы временно отказались отъ своего полномочія въ этомъ важномъ дѣлѣ. Ясно, значитъ, что и сами христіане Египта были совершенно далеки отъ мысли о папистическихъ притязаніяхъ вселенскаго престола и о посягательствѣ его на автокефаль-ность Александрійской церкви, но держались того возрѣнія, что со стороны Константинопольской церкви имъ будетъ оказана лишь помощь въ затруднительномъ положеніи. Насколько уважались вселенскимъ престоломъ автокефальныя права Александрійской церкви, это видно и изъ того, что послѣ избранія патріарха Косьмы, произведеннаго въ Константинополѣ, весь мѣстный соборъ обратился къ духовенству и народу Египта съ особымъ посланіемъ, въ которомъ, изложивъ обстоятельства избранія Косьмы, увѣщеваетъ ихъ признать послѣдняго своимъ законнымъ патріархомъ, съ любовью встрѣтить его и оказывать всѣ знаки почтенія и уваженія. Очевидно, это избраніе не имѣло абсолютнаго для христіанъ Алексан-

дрійской церкви значенія не только съ точки зрѣнія этихъ послѣднихъ, но и но суду самой Константинопольской церкви. И въ этомъ отношеніи отпадаетъ мысль о какомъ-либо папистическомъ смыслѣ факта избранія александрійскаго патріарха въ Константинополѣ. Въ этомъ фактѣ проявилось братское содѣйствіе и помощь александрійскому престолу, безъ всякаго ущерба для его автокефальности, по просьбѣ мѣстныхъ христіанъ, въ интересахъ Александрійской церкви и для блага духовной ея паствы. Вотъ истинный смыслъ разсматриваемаго факта, исключающій, съ одной стороны, идею о папизмѣ константинопольскаго патріарха и о произвольномъ его вмѣшательствѣ въ дѣла этой церкви, а съ другой—какое либо приниженіе и умаленіе автокефальныхъ правъ православной Александрійской церкви.

Патріархъ Косьма II скончалсявъ 1737 году.

* *

*

Преемникомъ Косьмы II на александрійскомъ патріаршемъ престолѣ былъ Косьма III (1737—1746 г.), занимавшій до патріаршества писидійскую митрополичью каѳедру въ константинопольскомъ патріархатѣ. Въ одномъ «Патріаршемъ каталогѣ александрійскихъ патріарховъ» сообщается, что Косьма въ 1738 году (sic) оставилъ своимъ преемникомъ Косьму II» (sic) 42j. Въ этомъ краткомъ сообщеніи допущены три ошибки: изъ нихъ самою важною нужно считать вторую, именно ту, которую повторилъ и русскій ученый X. М. Лопаревъ въ своемъ очоркЬ александрійскихъ патріарховъ. Въ послѣднемъ относительно вступленія Косьмы III на александрійскій патріаршій престолъ сообщается слѣдующее: «Предъ смертью патріархъ Косьма II своимъ преемникомъ назначилъ (sic) также Косьму» 43). Въ дѣйствительности же избраніе Косьмы III состоялось въ Константинополѣ на соборѣ іерарховъ, въ присутствіи клириковъ столицы и свѣтскихъ представителей отъ христіанъ Александрійской церкви, причемъ сохранившійся протоколъ этого избранія ничего не говоритъ о выраженной патріархомъ Косьмой II волѣ относительно его преемника въ лицѣ писидійскаго митрополита Косьмы, а тѣмъ болѣе въ

42) Епископъ Порфиріи Успенскій, Александрійская патріархія I, 14.

43) Тамъ-же, стр. С.

немъ нѣтъ рѣчи о «назначеніи» такого преемника. Въ протоколѣ, къ сожалѣнію, нѣтъ хронологической даты относительно избранія Косьмы Ш, но изъ поздравительнаго письма къ нему кипрскаго архіепископа Филоѳея, датированнаго 18 октября 1737 года, вытекаетъ, что его избраніе на александрійскій патріаршій престолъ нужно относить къ августу или сентябрю этого года 44).

Что касается протокола объ избраніи Косьмы, то онъ начинается вступленіемъ, имѣющимъ принципіальное значеніе. Всякое предстоятельство и власть,—говорится здѣсь,—необходимо предполагаютъ особаго предстоятеля и начальника и обыкновенно относятся къ покровительствуемымъ: вѣдь то и другое находится въ связи и невозможно, чтобы одно изъ этого существовало и оставалось помимо другого, но то и другое существуетъ совмѣстно другъ съ другомъ и, пребывая, при посредствѣ общенія, въ правильномъ взаимоотношеніи и руко-дительствѣ, прямымъ путемъ направляется къ прочному и безопасному состоянію. Церковное же предстоятельство тѣмъ болѣе не можетъ продолжаться безъ предстоятеля, потому что очень серьезной опасности подвергаются души, нуждающіяся въ спасающемъ руководительствѣ предстоятеля для блаженной, вожделѣнной и по истинѣ спасительной дѣли, дабы онѣ, оказавшись одинокими, не подверглись кознямъ врага и не уклонились отъ цѣли своихъ стремленій. Посему устроители церкви, богоносные и богопросвѣщенные отцы, упорядочивъ дѣла церкви по присущей имъ попечительности епистомонарховъ (ітзхг^о-ѵаруіхаіс: гроѵоіак:), сдѣлавъ прекрасныя постановленія о всемъ и апостольски явивши примѣръ непрестаннаго служенія Господу, канонически узаконили, чтобы церковь на продолжительное время не оставалась безъ пастыря, но заботилась всѣми средствами объединить пастыря съ паствой и назначить попечителя душъ для нуждающихся въ духовномъ попеченіи: вѣдь если тѣло не можетъ безъ головы жить и двигаться, то тѣмъ болѣе церковь, будучи лишена духовнаго главы, не могла бы жить и дѣйствовать духовно.

Такъ какъ,—продолжается въ протоколѣ рѣчь относительно избранія патріарха Косьмы III.—святѣйшій патріаршій и апо- * 37

44) Еішскоііъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія. I,

37 2j_25, 38 4.

стольскій престолъ великаго города Александріи остался безъ законнаго предстоятеля и духовнаго руководителя и пастыря,—послѣ того какъ патріаршествовавшій здѣсь блаженно-почившій киръ Самуилъ 45) освободился отъ здѣшней жизни и переселился въ вѣчныя обители,—то тамошное православное общество и честый клиръ святѣйшаго онаго престола, оставшись безъ предстоятеля п пастыря, подврергаясь вообще неблагопріятнымъ обстоятельствамъ времени и находясь внѣ временнаго взаимнаго единенія, будучи и не въ состояніи уврачевать свое страданіе и возстановить своего главу, имѣя нужду въ помощи и человѣколюбивомъ содѣйствіи со стороны превосходящей и большой силы, послали общее письменное прошеніе къ великой Христовой церкви и къ святѣйшему и вселенскому ея престолу,—какъ къ общей матери и каѳолической власти и главѣ, отъ которой всѣ, повсюду существующія церкви, епархіи и престолы и находящіеся въ нихъ общества православныхъ получаютъ, когда призываетъ время и требуетъ цужда, надлежащую попечительность и помощь, — прося и умоляя взять на себя заботу и поставить имъ архипастыря, соотвѣтствующаго святѣйшему александрійскому престолу, достойнаго для духовнаго его управленія и способнаго къ евангельскому пастырству.

Въ виду этого, святѣйшій владыка и господинъ вселенскій патріархъ киръ Неофитъ УІ взялъ на себя попеченіе объ апостольскомъ и святѣйшемъ александрійскомъ престолѣ, дабы распространить на него патріаршее покровительство, съ цѣлью утвержденія и руководительства духовной ого паствы, и не оставить Александрійскую церковь на долгое время лишенною главы, но насколько возмножно скорѣе ввѣрить ее управленію достойнаго пастыреначалышка и патріарха, какъ въ силу сот стоявшейся усиленной просьбы посредствомъ общаго прошенія тамошнихъ христіанъ, такъ и въ силу каноническихъ нроно-мщ, которыми вселенскій престолъ пользуется на основаніи сооорныхъ и царскихъ узаконеній о томъ, чтобы престолъ, превосходящій и возвышающій своимъ достоинствомъ и могу-

ъ) Въ протоколѣ допущена ошибка: Косьма 111 былъ преемникомъ патріарха Косьмы II, скончавшагося въ 1737 году, а не Самуила Кана-е}ли, умершаго въ 1723 году. Ошибка сохранена и въ наднисаніи протокола, принадлежащемъ ученому его издателю, архимандриту ("нынѣ митрополиту) Каллинику Деликани.

ществомъ, сочувственно, человѣколюбиво и съ полнымъ расположеніемъ простиралъ руку помощи, когда ея пщѵтъ свяг тыя. повсюду находящіяся церкви, приводилъ въ порядокъ и устроялъ надлежащее для прочихъ патріаршихъ престоловъ. И было рѣшено, что должно состояться общее и синодальное объ этомъ разсужденіе, дѣло же должно быть исполнено и закончено посредствомъ точнаго разсмотрѣнія и изслѣдованія путемъ разумнаго и богобоязненнаго къ нему отношенія, и должно быть общее и единогласное избраніе лица примѣнительно къ высокому значенію и достоинству александрійскаго престола и въ связи съ существующими нынѣ временными его нуждами и обстоятельствами, требующими соотвѣтствующаго кормчаго.

И вотъ, когда былъ созванъ чрезвычайный соборъ подъ предсѣдательствомъ его святѣйшества и при участіи въ засѣданіи блаженнѣйшаго и святѣйшаго патріарха іерусалимскаго киръ Мелетія вмѣстѣ съ находившимися въ Константинополѣ архіереями, въ присутствіи и благочестиваго клира этой столицы городовъ, а также и почетнѣйшихъ представителей цеха мѣховщиковъ, состоявшихъ епитропами и епитиритами (попечителями) христіанъ, живущихъ въ предѣлахъ александрійскаго престола, то общимъ и единогласнымъ мнѣніемъ и рѣшеніемъ исключительно всѣхъ присутствовавшихъ на соборѣ, послѣ предварительнаго предложенія вопроса и достаточнаго совмѣстнаго его обсужденія съ надлежащею внимательностью и божественною ревностью, было одобрено подать каноническіе голоса съ цѣлью совмѣстно найти и избрать достойное уваженія и способное, соотвѣтствующее и заслуживающее патріаршей александрійской каѳедры лицо, которое, достойно занявши ее, могло бы словомъ и благоразуміемъ упасти мѣстную духовную паству и управить съ пользою, призвать и успокоить ее, притѣсняемую и обремененную многими возникшими нуждами.

«И вотъ, когда по общему соглашенію и единодушію произошло избраніе (т. е. трехъ кандидатовъ),—заключаетъ рѣчь протоколъ,—мы, пребывавшіе въ Константинополѣ архіереи, получивши согласіе и разрѣшеніе отъ его святѣйшества, собрались въ иречестномъ патріаршемъ храмѣ св. славнаго ве-ликомученника Георгія Побѣдоносца и Чудотворца и, подавши каноническіе голоса для указанія и избранія почтеннаго и достойнаго лица, которое должно будетъ принять патріаршее

предстоятельство святѣйшаго александрійскаго престола, первымъ избрали высокопреосвященнтго митрополита бывшаго писидійскаго киръ Косьму, вторымъ киръ ... и претьимъ киръ . . . Посему и въ удостовѣреніе этого и для несомнѣнности имена ихъ и были записаны въ этомъ священномъ кодексѣ великой Христовой церкви» 46) *).

И. Соколовъ.

4в) ’Аруці. KaAAivtxo; Д г Ах а ѵ т, ; Ті 'еч тоГ; «5 Ilatpiapyt-

/.oü ’Ap^Eto?p«Aaxe:.ou хтХ. II, 33—36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.