Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1913. № 10. С.1155-1175.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

)ьЖ,.,.^.-„,ЖЛпА^1,.,«,.,ГІ„.гіі^АйН(І....«йМмШи..-.....т.-гіМбиіПь...^».....ііійАШі,-..<йЬи«ь.іН»,І.„и..,«^іМімііь,.rtMfc...........„и.^№>№.^''~н.нйМЬ>Аіт,...........,^МІк.....«тн*и.,ЛмІ

9W ■■ ЩѴ9 щщщ ЩЩЧГ WW »У" ‘»Г* " 1 9ЩЩ ЩЩѴ »ГГ ~~ Т»?' 1 *П

Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ XIX вѣкѣ.

Историческій очеркъ.

ВАТРІАРШ1Й каталогъ Александрійскихъ патріарховъ», являющійся однимъ изъ источниковъ по вопросу объ избраніи предстоятелей православной Церкви въ Египтѣ, ясно выражаетъ основную идею о «непоколебимой, священной и древней прономіи» Александрійскаго патріаршаго престола, состоявшей въ томъ, что каждый правящій патріархъ, по своему желанію и съ согласія клира и народа, намѣчалъ преемника себѣ и объявлялъ его законнымъ діадо-хомъ, который потомъ и возводился на патріаршій престолъ посредствомъ каноническаго его избранія въ Александріи лри участіи мѣстнаго клира и народа. Прономія, въ частности, совмѣщала въ своемъ составѣ—указаніе правящимъ патріархомъ своего преемника, преимущественно изъ среды іерарховъ и клириковъ Александрійскаго престола, согласіе со стороны клира и народа Александрійской церкви на это иредъизбраніе діадоха и производство самаго акта избранія при участіи членовъ этой церкви. Иначе сказать, SiaSo^vj, совершаемая волею правящаго патріарха, debate, или xoiv-rj уѵшіпг), или ехХоут) клира въ Египтѣ и христіанъ, выражавшая волю паствы, и составляли, въ гармоническомъ своемъ сочетаніи и согласіи, священную и древнюю ирономію Александрійскаго престола. Съ другой стороны, наличность отмѣченныхъ элементовъ обезпечивала нормальный типъ патріаршихъ выборовъ въ Египтѣ. Составитель «Патріаршаго каталога» съ этой точки зрѣнія и разсматриваетъ преемство александрійскихъ патріарховъ отъ

77*

Іоакима ІІани до Іероѳея I включительно (1486—1825 г.), при чемъ тщательно отмѣчаетъ, кто изъ патріарховъ и какого именно діадоха избралъ, въ согласіи съ клиромъ своимъ и народомъ, и осуществилась ли въ актѣ избранія того или иного патріарха отмѣченная древняя и священная прономія. Авторъ иногда допускаетъ даже нѣкоторое уклоненіе отъ строгой исторической правды, лишь бы сохранить основную свою идею о прономіальномъ избраніи того или иного патріарха.

Такъ, онъ не отмѣтилъ, что окончательное избраніе патріарха Герасима I Спарталіота, преемника Кирилла Лука-риса, состоялось въ Константинополѣ 30 ноября 1620 года, при участіи мѣстнаго священнаго синода, — какъ это видно изъ сохранившагося протокола избранія, въ которомъ, впрочемъ, и сказано, что Герасимъ былъ предварительно избранъ самимъ бывшимъ александрійскимъ патріархомъ Кирилломъ Лукарисомъ, александрійскимъ клиромъ и народомъ, при чемъ послѣдніе просили константинопольскій синодъ объ избраніи его именно т).

Затѣмъ, объ избраніи патріарха Никифора Кларонцана (1639—1645 г.), преемника Митрофана Критопула, извѣстны историческія данныя, не соотвѣтствующія сообщенію «Патріаршаго католога». То вѣрно, что Митрофанъ «оставилъ» діадоха, но—не въ лицѣ Никифора, а намѣтилъ двухъ кандидатовъ—веррійскаго митрополита Іоанникія и Неофита II, прежде (1636—1637 г.) занимавшаго константинопольскій патріаршій престолъ. Но тогдашній константинопольскій патріархъ Кириллъ II, поддерживаемый іезуитами, ставленникомъ которыхъ онъ былъ, и австрійскимъ представителемъ при султанскомъ дворѣ Шмидтомъ, не захотѣлъ видѣть на александрійскомъ престолѣ ни веррійскаго митрополита Іоанникія, котораго онъ даже удалилъ въ изгнаніе за противодѣйствіе его церковной политикѣ, ни бывшаго патріарха Неофита, враждебно относившагося къ Кириллу за его расположеніе къ латинянамъ, и сталъ искать преемника Митрофану среди своихъ единомышленниковъ.

Любопытныя объ этомъ фактѣ свѣдѣнія содержатся въ письмѣ единомышленника патріарха Кирилла II, австрійскаго консула въ Константинополѣ Шмидта, отправленномъ 30 мая 131

131) ^РХЧ1, KeX.Xivixo£ AeXtxävYjc, И, 5—6.

1639 года въ Римъ кардиналу Барбарини, предсѣдателю конгрегаціи Пропаганды. Здѣсь сообщается, что папскій викарій въ Копстантинополѣ и Шмидтъ, взявши на себя починъ въ дѣлѣ избранія новаго патріарха для православной Александрійской церкви, энергично стали защищать предъ патріархомъ Кирилломъ и его сторонниками кандидатуру «монсиньора» Аѳанасія Пателлара. Въ бесѣдѣ съ вселенскимъ патріархомъ Кирилломъ австрійскій консулъ старался представить ему, какая большая польза будетъ для греческой церкви, для особыхъ ея выгодъ и въ смыслѣ частнаго удовлетворенія—имѣть на своей сторонѣ святой престолъ Рима и всѣ католическія державы, если бы на патріаршій престолъ Александріи возможно было возвести монсиньора Пателлара, католическаго клирика, уважаемаго и любимаго священнымъ орденомъ [іезуитовъ] за вѣрность пропагандѣ. Патріархъ Кириллъ,—продолжаетъ Шмидтъ, — все хорошо понявши, выразилъ свое великое удовольствіе, если бы синодъ митрополитовъ [Константинопольской церкви] и греческіе архонты, равно и египетскіе капитаны судовъ и моряки, принадлежащіе къ греческому уставу (всѣ—противники, т. е. латинянъ), могли быть расположены въ пользу Пателлара и если бы избраніе могло осуществиться согласно желанію Шмидта и папскаго викарія. Патріархъ Кириллъ хотѣлъ (хотя и поступалъ вопреки греческимъ канонамъ) дѣйствовать и предъ первыми министрами Порты и посредствомъ подкупа. Но такъ какъ расходованіе денегъ должно было произойти безъ увѣренности въ томъ, что желаніе исполнится, а съ другой стороны, не оказалось никого, кто пожелалъ бы рисковать деньгами, и такъ какъ въ періодъ этого затрудненія между участниками произошло разногласіе изъ-за того, что должно дѣлать, то было рѣшено облегчить путь инымъ способомъ. Былъ одинъ священникъ, по имени Николай, родомъ критянинъ, бывшій учитель патріарха Кирилла II и духовникъ господаря Молдавіи, отъ котораго константинопольскимъ митрополитамъ и греческимъ архонтамъ была представлена о немъ такая благожелательная рекомендація, что болѣе не могло быть препятствія для намѣченнаго дѣйствія. И вотъ, не имѣя возможности сдѣлать что-либо иное, викарій римскаго папы и консулъ Шмидтъ чрезъ своего драгомана заявили Константинопольскому патріарху Кириллу, что, коль скоро на александрійскую патріархію возводится священникъ Николай, онъ долженъ, по край-

ней мѣрѣ, потребовать отъ него—находиться въ добрыхъ отношеніяхъ къ святому престолу Рима, заставивъ его (если возможно) написать [соотвѣтствующее] исповѣданіе вѣры, и что, наконецъ, для святого престола [Рима] не имѣетъ значенія, будетъ ли [александрійскимъ] патріархомъ этотъ или тотъ, лишь бы только былъ человѣкъ католическаго исповѣданія (yj іхоѵоѵ ѵа fjvou ті «Tojxov zaToXtxov). Отвѣтъ патріарха Кирилла былъ слѣдующаго рода: по причинамъ, хорошо извѣстнымъ, онъ не можетъ сдѣлать иное, какъ согласиться на избраніе священника Николая, который, какъ зависящій отъ него, не преминетъ быть хорошо расположеннымъ къ святому престолу Рима; что касается отобранія [отъ него] исповѣданія вѣры, то, если теперь этого не будетъ, онъ, спустя нѣкоторое время, надѣется получить его; а вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ онъ будетъ рукоположенъ патріархомъ, Кириллъ станетъ дѣйствовать такъ, чтобы священникъ Николай написалъ и открылся предъ священною конгрегаціей (Пропаганды) и мало-по-малу былъ посвященъ, дабы дѣлать то, что нужно. Чрезъ два часа,—продолжаетъ Шмидтъ, — къ нему явился лично священникъ Николай, чтобы сообщить ему о своемъ возведеніи на патріаршій престолъ Александріи, Онъ сказалъ, что соглашается быть преданнымъ святому престолу Рима, а къ личности консула обнаружилъ величайшее уваженіе. Консулъ не преминулъ внушить ему, чтобы онъ сохранилъ прекрасныя отношенія съ священною конгрегаціей (Пропаганды), сказавъ, что конгрегація будетъ довольна, когда услышитъ, что патріархія Александріи ввѣрена человѣку, отличающемуся своею преданностью святому престолу (Рима), и онъ, какъ зависящій (<Ь<; eS-apT<i[ievoc) отъ константинопольскаго патріарха, можетъ получить отъ него (хотя онъ и былъ его ученикомъ) только добрые совѣты. Консулъ также пожелалъ внушить священнику Николаю, что до своей хиротоніи послѣдній долженъ посѣтить папскаго викарія; на это Николай сказалъ, что и самъ онъ намѣренъ былъ сдѣлать это; и дѣйствительно, впослѣдствіи онъ исполнилъ свое намѣреніе. Нисколько не сомнѣваюсь,—писалъ далѣе консулъ,—что папскій викарій, въ свою очередь, дастъ вашему превосходительству (кардиналу Барбарини) точный отчетъ о происшедшемъ у него. 26 мая священникъ Николай былъ хиротонисанъ въ патріарха Александріи, въ патріаршемъ храмѣ, константинопольскимъ патріархомъ Кирилломъ II, въ присутствіи шести митрополи-

товъ и двѣнадцати греческихъ священниковъ. По приглашенію патріарха Кирилла, консулъ Шмидтъ, вечеромъ одного дня, былъ потомъ у него. Между греками слышатся различныя рѣчи о происшедшемъ фактѣ. Одни оцѣниваютъ его, по мнѣнію консула, хорошо, а другіе думаютъ, что новый патріархъ Александріи встрѣтитъ затрудненія со стороны египтянъ, которые заявляютъ, что могутъ сдѣлать патріархомъ того, кто имъ нравится. Новый же патріархъ Александріи есть человѣкъ, о которомъ извѣстно, что онъ знаетъ многое. Надо, чтобы онъ обнаружилъ свою способность, если бы было рѣшено, что мы вызовемъ его на доказательство, какого желаемъ 132). Но то истина, что онъ весьма враждебно относится къ еретикамъ [протестантамъ]; и если въ остальномъ онъ вполнѣ оказывается грекомъ, консулъ Шмидтъ выразилъ увѣренность, что константинопольскій патріархъ станетъ всегда и непрестанно побуждатъ его, чтобы онъ былъ всецѣло единомышленнымъ съ священнымъ престоломъ въ Римѣ. «Если мы,—заключаетъ Шмидтъ свое письмо,—въ настоящее время не достигли нашей цѣли, то, по крайней мѣрѣ, положеніе наше улучшилось, такъ какъ человѣкъ этотъ [патріархъ александрійскій] будетъ всегда зависѣть отъ патріарха изъ Верріи [Кирилла И] и никогда не будетъ въ единомысліи съ еретиками [протестантами], какъ это дѣлалъ бывшій патріархъ Александріи Митрофанъ [Критопулъ], который былъ единственною надеждою кальвинистовъ въ этихъ странахъ» 133).

Такъ писалъ австрійскій консулъ Шмидтъ кардиналу Бар-барини спустя четыре дня послѣ хиротоніи своего ставленника, александрійскаго патріарха Никифора, возлагая большія надежды на это избраніе и на дѣятельность «монсиньора» константинопольскаго патріарха Кирилла II, въ смыслѣ усиленія латинской пропаганды и вліянія на Востокѣ. Но Шмидтъ ошибся въ своихъ разсчетахъ. Чрезъ полтора мѣсяца константинопольскій патріархъ Йириллъ II былъ низложенъ съ престола за враждебную православію дѣятельность, а его преемникомъ по престолу 1 іюля 1639 года былъ избранъ адріа-

ш) Прёяеі ѵа іхаѵбтт]та, еаѵ ІухріѲ-г] ѵа ідч wÖrjo<i)(xsv еІ£ іо oyjjjleiov, бтіер 7ioöoöjiev.

133) ’А. Па~я&й-оиХо5-Кера(Аеис:, XYjp.suboet': 7іері той тюстріаруоо ’AAejjavSpeia? NtXTjcpöpoo.—Д е X т і о ѵ тт|г taToptxvjg хаі eOvoXoyiXYj? exaipfx; тт)$ EXXäSos. Тоіло; трітод. ’Еѵ ’AÜVjvai« 1889. ХеХ. 494—499.

нѳй мѣрѣ, потребовать отъ него—находиться въ добрыхъ отношеніяхъ къ святому престолу Рима, заставивъ его (если возможно) написать [соотвѣтствующее] исповѣданіе вѣры, и что, наконецъ, для святого престола [Рима] не имѣетъ значенія, будетъ ли [александрійскимъ] патріархомъ этотъ или тотъ, лишь бы только былъ человѣкъ католическаго исповѣданія (т) jxovov ѵа rtvca ті *то|лоѵ хатоХіхбѵ). Отвѣтъ патріарха Кирилла былъ слѣдующаго рода: по причинамъ, хорошо извѣстнымъ, онъ не можетъ сдѣлать иное, какъ согласиться на избраніе священника Николая, который, какъ зависящій отъ него, не преминетъ быть хорошо расположеннымъ къ святому престолу Рима; что касается отобранія [отъ него] исповѣданія вѣры, то, если теперь этого не будетъ, онъ, спустя нѣкоторое время, надѣется получить его; а вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ онъ будетъ рукоположенъ патріархомъ, Кириллъ станетъ дѣйствовать такъ, чтобы священникъ Николай написалъ и открылся предъ священною конгрегаціей (Пропаганды) и мало-по-малу былъ посвященъ, дабы дѣлать то, что нужно. Чрезъ два часа,—продолжаетъ Шмидтъ, — къ нему явился лично священникъ Николай, чтобы сообщить ему о своемъ возведеніи на патріаршій престолъ Александріи. Онъ сказалъ, что соглашается быть преданнымъ святому престолу Рима, а къ личности консула обнаружилъ величайшее уваженіе. Консулъ не преминулъ внушить ему, чтобы онъ сохранилъ прекрасныя отношенія съ священною конгрегаціей (Пропаганды), сказавъ, что конгрегація будетъ довольна, когла услышитъ, что патріархія Александріи ввѣрена человѣку, отличающемуся своею преданностью святому престолу (Рима), и онъ, какъ зависящій (ш? еЕарто>[іеѵос) отъ константинопольскаго патріарха, можетъ получить отъ него (хотя онъ и былъ его ученикомъ) только добрые совѣты. Консулъ также пожелалъ внушить священнику Николаю, что до своей хиротоніи послѣдній долженъ посѣтить папскаго викарія; на это Николай сказалъ, что и самъ онъ намѣренъ былъ сдѣлать это; и дѣйствительно, впослѣдствіи онъ исполнилъ свое намѣреніе. Нисколько не сомнѣваюсь,—писалъ далѣе консулъ,—что папскій викарій, въ свою очередь, дастъ вашему превосходительству (кардиналу Барбарини) точный отчетъ о происшедшемъ у него. 26 мая священникъ Николай былъ хиротонисанъ въ патріарха Александріи, въ патріаршемъ храмѣ, константинопольскимъ патріархомъ Кирилломъ II, въ присутствіи шести митрополи-

товъ и двѣнадцати греческихъ священниковъ. По приглашенію патріарха Кирилла, консулъ Шмидтъ, вечеромъ одного дня, былъ потомъ у него. Между греками слышатся различныя рѣчи о происшедшемъ фактѣ. Одни оцѣниваютъ его, по мнѣнію консула, хорошо, а другіе думаютъ, что новый патріархъ Александріи встрѣтитъ затрудненія со стороны египтянъ, которые заявляютъ, что могутъ сдѣлать патріархомъ того, кто имъ нравится. Новый же патріархъ Александріи есть человѣкъ, о которомъ извѣстно, что онъ знаетъ многое. Надо, чтобы онъ обнаружилъ свою способность, если бы было рѣшено, что мы вызовемъ его на доказательство, какого желаемъ 132). Но то истина, что онъ весьма враждебно относится къ еретикамъ [протестантамъ]; и если въ остальномъ онъ вполнѣ оказывается грекомъ, консулъ Шмидтъ выразилъ увѣренность, что константинопольскій патріархъ станетъ всегда и непрестанно побуждатъ его, чтобы онъ былъ всецѣло единомышленнымъ съ священнымъ престоломъ въ Римѣ. «Если мы,—заключаетъ Шмидтъ свое письмо,—въ настоящее время не достигли нашей цѣли, то, по крайней мѣрѣ, положеніе наше улучшилось, такъ какъ человѣкъ этотъ [патріархъ александрійскій] будетъ всегда зависѣть отъ патріарха изъ Верріи [Кирилла И] и никогда не будетъ въ единомысліи съ еретиками [протестантами], какъ это дѣлалъ бывшій патріархъ Александріи Митрофанъ [Критопулъ], который былъ единственною надеждою кальвинистовъ въ этихъ странахъ» 133).

Такъ писалъ австрійскій консулъ Шмидтъ кардиналу Бар-барини спустя четыре дня послѣ хиротоніи своего ставленника, александрійскаго патріарха Никифора, возлагая большія надежды на это избраніе и на дѣятельность «монсиньора» константинопольскаго патріарха Кирилла II, въ смыслѣ усиленія латинской пропаганды и вліянія на Востокѣ. Но Шмидтъ ошибся въ своихъ разсчетахъ. Чрезъ полтора мѣсяца константинопольскій патріархъ Кириллъ II былъ низложенъ съ престола за враждебную православію дѣятельность, а его преемникомъ по престолу 1 іюля 1639 года былъ избранъ адріа-

132) Прётсеі ѵа ixavörrjTa, ёаѵ syxpiGig ѵа тоѵ u>Qy]oio[i.sv sig то спдріЕІоѵ, бтсер TioQoöjJLSv.

133) ’А. ІІала&опсоХос-Кераілеб;, 27][іеігі)ОЕі- гсері той патріаршею ’AAsgavSpeias NiXTjcpöpou.—ДеХтіоѵ тт|; Іаторіхт)? xat EÖvcXoyiXYj? етаір'х; xfjs EXXäSo?. Торю; тріто?. ’Ev ’А0г(ѵаіс 1889. ЕеХ. 494—499.

нѳй мѣрѣ, потребовать отъ него—находиться въ добрыхъ отношеніяхъ къ святому престолу Рима, заставивъ его (если возможно) написать [соотвѣтствующее] исповѣданіе вѣры, и что, наконецъ, для святого престола [Рима] не имѣетъ значенія, будетъ ли [александрійскимъ] патріархомъ этотъ или тотъ, лишь бы только былъ человѣкъ католическаго исповѣданія (:q uövov vd Trjvoti ті «toj-lov xaxoXtxöv). Отвѣтъ патріарха Кирилла былъ слѣдующаго рода: по причинамъ, хорошо извѣстнымъ, онъ не можетъ сдѣлать иное, какъ согласиться на избраніе священника Николая, который, какъ зависящій отъ него, не преминетъ быть хорошо расположеннымъ къ святому престолу Рима; что касается отобранія [отъ него] исповѣданія вѣры, то, если теперь этого не будетъ, онъ, спустя нѣкоторое время, надѣется получить его; а вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ онъ будетъ рукоположенъ патріархомъ, Кириллъ станетъ дѣйствовать такъ, чтобы священникъ Николай написалъ и открылся предъ священною конгрегаціей (Пропаганды) и мало-по-малу былъ посвященъ, дабы дѣлать то, что нужно. Чрезъ два часа,—продолжаетъ Шмидтъ, — къ нему явился лично священникъ Николай, чтобы сообщить ему о своемъ возведеніи на патріаршій престолъ Александріи. Онъ сказалъ, что соглашается быть преданнымъ святому престолу Рима, а къ личности консула обнаружилъ величайшее уваженіе. Консулъ не преминулъ внушить ему, чтобы онъ сохранилъ прекрасныя отношенія съ священною конгрегаціей (Пропаганды), сказавъ, что конгрегація будетъ довольна, когла услышитъ, что патріархія Александріи ввѣрена человѣку, отличающемуся своею преданностью святому престолу (Рима), и онъ, какъ зависящій (ш<; eEopTtüfisvoc) отъ константинопольскаго патріарха, можетъ получить отъ него (хотя онъ и былъ его ученикомъ) только добрые совѣты. Консулъ также пожелалъ внушить священнику Николаю, что до своей хиротоніи послѣдній долженъ посѣтить папскаго викарія; па это Николай сказалъ, что и самъ онъ намѣренъ былъ сдѣлать это; и дѣйствительно, впослѣдствіи онъ исполнилъ свое намѣреніе. Нисколько не сомнѣваюсь,—писалъ далѣе консулъ,—что папскій викарій, въ свою очередь, дастъ вашему превосходительству (кардиналу Барбарини) точный отчетъ о происшедшемъ у него. 26 мая священникъ Николай былъ хиротонисанъ въ патріарха Александріи, въ патріаршемъ храмѣ, константинопольскимъ патріархомъ Кирилломъ II, въ присутствіи шести митрополи-

товъ и двѣнадцати греческихъ священниковъ. По приглашенію патріарха Кирилла, консулъ Шмидтъ, вечеромъ одного дня, былъ потомъ у него. Между греками слышатся различныя рѣчи о происшедшемъ фактѣ. Одни оцѣниваютъ его, по мнѣнію консула, хорошо, а другіе думаютъ, что новый патріархъ Александріи встрѣтитъ затрудненія со стороны египтянъ, которые заявляютъ, что могутъ сдѣлать патріархомъ того, кто имъ нравится. Новый же патріархъ Александріи есть человѣкъ, о которомъ извѣстно, что онъ знаетъ многое. Надо, чтобы онъ обнаружилъ свою способность, если бы было рѣшено, что мы вызовемъ его на доказательство, какого желаемъ 132). Но то истина, что онъ весьма враждебно относится къ еретикамъ [протестантамъ]; и если въ остальномъ онъ вполнѣ оказывается грекомъ, консулъ Шмидтъ выразилъ увѣренность, что константинопольскій патріархъ станетъ всегда и непрестанно побуждатъ его, чтобы онъ былъ всецѣло единомышленнымъ съ священнымъ престоломъ въ Римѣ. «Если мы,—заключаетъ Шмидтъ свое письмо,—въ настоящее время не достигли нашей цѣли, то, по крайней мѣрѣ, положеніе наше улучшилось, такъ какъ человѣкъ этотъ [патріархъ александрійскій] будетъ всегда зависѣть отъ патріарха изъ Верріи [Кирилла И] и никогда не будетъ въ единомысліи съ еретиками [протестантами], какъ это дѣлалъ бывшій патріархъ Александріи Митрофанъ [Критопулъ], который былъ единственною надеждою кальвинистовъ въ этихъ странахъ» 133).

Такъ писалъ австрійскій консулъ Шмидтъ кардиналу Бар-барини спустя четыре дня послѣ хиротоніи своего ставленника, александрійскаго патріарха Никифора, возлагая большія надежды на это избраніе и на дѣятельность «монсиньора» константинопольскаго патріарха Кирилла II, въ смыслѣ усиленія латинской пропаганды и вліянія на Востокѣ. Но Шмидтъ ошибся въ своихъ разсчетахъ. Чрезъ полтора мѣсяца константинопольскій патріархъ Кириллъ II былъ низложенъ съ престола за враждебную православію дѣятельность, а его преемникомъ по престолу 1 іюля 1639 года былъ избранъ адріа-

132) Прёгсеі ѵа [xavÖTYjTa, iäv ІухріОті ѵ* u)Öyjou>(j.ev Eig го су]р.еіоѵ? бтсер яо9о5|леѵ.

133) ’А. Па~ао&-ооАо?-Керар.е6?, ETjp.subaei': тсері тоо тсатріар'/оо ’AXegavSpeta? Ntxirjcpöpoo.—Д г X г і о ѵ tt}j (aToptxYjg хаі ёѲѵоХоу^? егаіріх; xfjs EXXäSos. Töiao; трігод. ’Еѵ ’АЦѵаі? 1889. 2еХ. 494—499.

яопольскій митрополитъ Парѳеній, при чемъ въ избраніи послѣдняго* участвовалъ и тотъ веррійскій митрополитъ Іоанникій, котораго бывшій александрійскій патріархъ Митрофанъ предъ смертью своею объявилъ діадохомъ александрійскаго престола, а константинопольскій патріархъ Кириллъ II удалилъ въ изгнаніе. Что касается священника Николая, то онъ, будучи переименованъ въ Никифора и возведенъ на александрійскій патріаршій престолъ, повидимому, скоро замѣтилъ всеобщее въ Константинополѣ возбужденіе противъ своего ученика, патріарха Кирилла, понялъ опасность пути, на который онъ сталъ, и отказался отъ исполненія обѣщаній, данныхъ австрійскому консулу Шмидту и папскому викарію и направленныхъ къ торжеству Рима въ двухъ восточныхъ патріар-хатахъ — константинопольскомъ и александрійскомъ. Но, по обыкновенію, онъ отправилъ въ Египетъ къ мѣстной православной паствѣ свое архипастырское посланіе, которымъ предварялъ свое мирное къ ней прибытіе.

Посланіе патріарха Никифора было обращено къ почтеннѣйшимъ клирикамъ святѣйшаго Александрійскаго престола, благоговѣйнѣйшимъ священникамъ, благороднѣйшимъ архонтамъ и прочимъ христіанамъ. Мѣрности нашей,—писалъ здѣсь патріархъ,—показалось справедливымъ и вполнѣ умѣстнымъ дать и вамъ свѣдѣніе о неолшданныхъ событіяхъ, происшедшихъ съ блаженно-почившимъ, бывшимъ патріархомъ Александріи киръ Митрофаномъ. Оставивъ васъ, свою разумную паству, онъ вслѣдствіе многихъ тяжкихъ нуждъ, его обременявшихъ, переплылъ великое море и прибылъ въ Константинополь. Затѣмъ, переправившись чрезъ высокія горы по трудно проходимымъ путямъ, онъ прибылъ во Влахію. Здѣсь онъ провелъ нѣсколько дней и, подвергшись тяжкой болѣзни, совер^ шилъ общій долгъ. Святѣйшій же и мудрѣйшій патріархъ Константинополя (Кириллъ изъ Ве^ріи), во Святомъ Духѣ возлюбленный братъ нашъ и сослужитель нашей мѣстности, и состоящій при немъ синодъ архіереевъ, клирики и архонты Константинополя, имѣющіе долгъ позаботиться и найти лицо для предстоятельства и управленія святѣйшимъ его (патріарха Митрофана) престоломъ, избрали меня, въ присутствіи почетнѣйшихъ архонтовъ, всѣхъ капитановъ и владѣльцевъ судовъ на Родосѣ, и согласно канонамъ и церковнымъ рѣшеніямъ онъ (патріархъ Кириллъ) хиротонисалъ меня, совершенію не знав-

шаго о дѣлѣ, въ патріарха Александріи 134). И вотъ, когда по благоволенію Божію и домостроительству совершилось все это, самъ Богъ, удостоившій меня достигнуть высочайшей этой степени, да дастъ мнѣ силу, дабы я могъ управлять вами, разумною своею паствою, какъ Господу угодно. Кромѣ того, такъ какъ послѣ хиротоніи мы не могли тотчасъ прибыть къ вамъ вслѣдствіе нѣкоторыхъ необходимыхъ нуждъ, требующихъ устраненія, а также изъ-за вещей святѣйшаго нашего престола, которыя имѣлъ съ собою блаженно-почившій патріархъ Митрофанъ и которыя остались у архонтовъ во Влахіи, вмѣстѣ съ коими блаженно-почившій жилъ и проводилъ время, и по другимъ дѣламъ,—то мы отсрочили нѣсколько свой пріѣздъ до того времени, когда все устроимъ и заботливо приведемъ въ порядокъ, а потомъ, предпринявши путь въ Египетъ, прибудемъ къ вамъ и, нашедши васъ здоровыми и встрѣтивъ во всякомъ благополучіи, возрадуемся, какъ и естественно. Посему всѣ вы, будучи истинными чадами святѣйшаго этого престола, имѣйте заботу въ виду предстоящаго (нашего) посѣщенія его, содѣйствуя находящемуся тамъ епитропу престола, котораго поставилъ блаженно-почившій киръ Митрофанъ, и помогайте ему словомъ и дѣломъ, совѣтомъ и добрымъ расположеніемъ во всѣхъ нуждахъ, какъ вы знаете и понимаете, чтобы не произошелъ какой-либо вредъ для васъ. Кромѣ благодарности, приличествующей каждому изъ васъ въ отдѣльности, мы совершимъ для васъ и другія соотвѣтствующія воздаянія, и вы нисколько не сомнѣвайтесь въ томъ, что мѣрность наша готова жить вмѣстѣ съ вами и умереть и желаетъ, чтобы вы были счастливы и благополучны, а Господь Богъ да пошлетъ, чтобы это благополучіе всегда было у васъ неизмѣннымъ и постояннымъ. Благодать Божія и безпредѣльная милость, молитва и благословеніе нашей мѣрности да будутъ съ всѣми вами. Въ 1739 году, индикта седьмого 135).

Послѣ такихъ увѣщаній и обѣщаній, александрійской паствѣ ничего болѣе не оставалось, какъ принять патріарха Никифора, избраннаго въ Константинополѣ, помимо тѣхъ діадо-ховъ, которые были намѣчены его предшественникомъ по

134) ...хаі хата ххѵоѵа; ххі ^rjcpou; ёххХ^аіаатіха? s'/eipOTOvyjae itarptap-^Yjv Але;оі'<Зр£Іа; äpooüv та [л е б А о) ; т У) ѵ отгбѲеаіѵ.

us) ’А. П а т: а 5 6 г. о и А о £-К s р а р. е 6 ?, Syjptetuxssts хтX. ДвАті оѵ, Ш, 500—502.

престолу, патріархомъ Митрофаномъ Критопуломъ. До прибытія Никифора въ Египетъ епитропомъ его состоялъ іеромонахъ Мелетій, назначенный патріаршимъ намѣстникомъ еще 14 апрѣля 1638 года. Первая подпись патріарха Никифора въ кодексѣ александрійскаго престола относится къ 5 октября 1639 года. Повидимому, послѣ хиротоніи онъ въ теченіе шести мѣсяцевъ жилъ частью въ Константинополѣ, частью въ Валахіи, куда онъ отправился съ тѣмъ, чтобы поблагодарить господаря за содѣйствіе въ избраніи его на александрійскій престолъ, взять вещи Митрофана и собрать милостыню для Александрійской церкви. Но, въ общемт, и патріархъ Никифоръ мало жилъ среди своей паствы. Опъ скончался въ Молдавіи въ апрѣлѣ 1645 года 136).

Представленныя историческія данныя объ избраніи александрійскаго патріарха Никифора Кларонцана имѣютъ разносторонній интересъ. Но для нашей задачи достаточно лишь отмѣтить, что составитель «Патріаршаго каталога александрійскихъ патріарховъ», положившій въ основу своего труда тенденцію о непоколебимой, священной и древней прономіи александрійскаго престола въ дѣлѣ избранія патріарховъ, уклонился отъ исторической правды, сообщивъ, что патріархъ Митрофанъ Критопулъ оставилъ своимъ діадохомъ Никифора. Въ дѣйствительности, наслѣдованіе александрійскаго престола должно было принадлежать другимъ кандидатамъ, Никифоръ же занялъ его при содѣйствіи лицъ, враждебно относившихся къ православной Церкви и избравшихъ александрійскаго патріарха орудіемъ латинской пропаганды на Востокѣ. Это были—австрійскій консулъ въ Константинополѣ Шмидтъ, папскій викарій и—къ удивленію и ужасу—вселенскій патріархъ Кириллъ II, упорный противникъ знаменитаго константинопольскаго патріарха Кирилла I Лукариса и ревностный слуга папскаго престола. При помощи патріарха Кирилла, избраніе Никифора, заявившаго о своей готовности служить священной конгрегаціи Пропаганды, было оформлено съ процессуальной стороны. Избраніе было совершено въ Константинополѣ, подъ предсѣдательствомъ вселенскаго патріарха, при участіи собора архіереевъ, клириковъ и архонтовъ столицы, а также архонтовъ, капитановъ и владѣльцевъ судовъ съ острова Родоса. Константинопольскіе архіереи и греческіе

13e) Ibid. 503.

архонты были предварительно склонены на сторону Никифора рекомендательнымъ письмомъ господаря Молдавіи, который, вѣроятію, и не предполагалъ о тайномъ замыслѣ, связанномъ съ избраніемъ его духовника на александрійскій патріаршій престолъ. Константинопольскій избирательный соборъ руководился, — по словамъ Никифора, — лежащимъ на немъ сознаніемъ долга «позаботиться и найти лицо для предстоя-тельства и управленія» святѣйшимъ александрійскимъ престоломъ. Послѣ избранія, вселенскій патріархъ Кириллъ 26 мая [по другому свѣдѣнію—іб мая] 1639 года совершилъ въ патріаршемъ храмѣ хиротонію священника Николая, при участіи шести митрополитовъ и въ присутствіи двѣнадцати греческихъ священниковъ, причемъ новоизбранный патріархъ былъ переименованъ въ Никифора; тогда же состоялось торжественное провозглашеніе Никифора александрійскимъ патріархомъ, а вскорѣ онъ обратился къ своей паствѣ съ изложеннымъ выше извѣстительнымъ посланіемъ. Посланіе это имѣло успѣхъ, и Никифоръ, безъ протеста со стороны александрійскаго духовенства и народа, былъ признанъ предстоятелемъ Александрійской церкви, которою и управлялъ до самой своей кончипы. Мало того, составитель «Патріаршаго каталога» сообщаетъ, что предъ своею смертью Никифоръ «оставилъ» діадоха, правда — «по избранію и христіанъ—тд exXofig ТОО хаі т&ѵ ^рістаѵ&ѵ» 131)ф Это былъ Іоанникій, МИТро-политъ веррійскій, — тотъ самый, котораго указалъ въ числѣ своихъ преемниковъ еще Митрофанъ Критопулъ и который былъ устраненъ отъ александрійскаго престола по винѣ вселенскаго патріарха Кирилла II.

Однако, составитель «Патріаршаго каталога» не отмѣтилъ въ своемъ трудѣ явнаго нарушенія воли патріарха Митрофана, допущеннаго въ Константинополѣ, какъ не указалъ и на актъ избранія Никифора, состоявшійся въ Константинополѣ при участіи и помощи Великой Христовой церкви. Онъ не могъ не знать того и другого, располагая документами патріаршаго кодекса 137 138), — тѣмъ болѣе, что отмѣтилъ въ своемъ трудѣ союзъ между египетскими христіанами и избран-

137) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія,

I, 13 29-30.

138) Въ надписаніи къ „Патріаршему каталогу“ сказано: „Ilepixoirvj £ч той тіатріарх1*0^ Аіубтгтоо х и> 8 і х о j. Ibid., 13 7.

нымъ въ Константинополѣ патріархомъ Никифоромъ относительно избранія діадоха послѣднему въ лицѣ веррійскаго митрополита Іоанникія. Значитъ, съ точки зрѣнія «непоколебимой, священной и древней прономіи» александрійскаго престола не являлось дѣломъ ненормальнымъ участіе Константинопольской церкви въ избраніи александрійскихъ патріарховъ, равно не считалось ея нарушеніемъ и предваритольное указаніе діадоха изъ среды іерарховъ этой церкви, къ числу которыхъ принадлежалъ, напримѣръ, Іоанникій. Значитъ, сущность отмѣченной «прономіи» состояла въ актѣ указанія правящимъ патріархомъ Александріи, съ согласія духовенства и народа, своего діадоха, въ лицѣ наиболѣе достойнаго лица, къ какой бы церкви оно ни принадлежало и гдѣ бы потомъ актъ избранія его не происходилъ,—въ Александріи или Константинополѣ. Важно было только то, чтобы патріархъ, клиръ и народъ Александрійской церкви заявили свою волю относительно новаго патріарха и ихъ воля такъ или иначе была принята во вниманіе при избраніи новаго патріарха и исполнена.

Далѣе, составитель »Патріаршаго каталога», — какъ уже раскрыто выше, — невѣрно сообщилъ объ избраніи патріарха Косьмы II клиромъ въ Египтѣ и христіанами, — такъ какъ въ дѣйствительности оно было совершено въ Константинополѣ, на соборѣ мѣстныхъ іерарховъ, подъ предсѣдательствомъ вселенскаго патріарха Іереміи III, — а равно несправедливо отмѣтилъ, что Косьма II оставилъ своимъ преемникомъ Косьму III, который въ дѣйствительности былъ избранъ па престолъ такъ же, какъ и его предшественникъ.

Понимая «священную, древйюю прономію» александрійскаго престола въ смыслѣ автономнаго права и обычая мѣстнаго клира и народа избирать новаго своего первоіѳрарха по предварительному указанію каждымъ правящимъ патріархомъ своего діадоха изъ среды духовенства Александрійской церкви, составитель анализируемаго «Патріаршаго каталога» допускаетъ участіе въ этомъ актѣ и Великой Христовой церкви. Въ этомъ отношеніи характерно его замѣчаніе по поводу вступленія на александрійскій престолъ патріарха Герасима II Паллада, бывшаго архіерея Касторіи, въ предѣлахъ констан= тинопольскаго патріархата. Патріархъ ІІарѳеній, съ согласія паствы, въ 1688 г. избралъ этого Герасима своимъ діадохомъ и, «.при благодѣтельномъ одобреніи Великой церкви, никогда

не препятствовавшей священной, древней прономіи и патріаршаго престола Александріи, возвелъ Герасима на тронъ» 138).

Такимъ образомъ, имѣется новое свидѣтельство о томъ, что священная и древняя прономія Александрійскаго патріаршаго престола въ избраніи патріарховъ не исключала участія въ этомъ дѣлѣ и Великой Христовой Церкви. Напротивъ, такое участіе признавалось желательнымъ и полезнымъ. Составитель «Патріаршаго каталога» прямо говоритъ, что Великая Церковь никогда не препятствовала священной, древней прономіи патріаршаго престола Александріи, а участіе ея въ избраніи патріарха Герасима II Паллада была благодѣтельнымъ. Изъ другихъ источниковъ также извѣстно, что Герасимъ II занялъ Александрійскій патріаршій престолъ при содѣйствіи Константинопольской патріархіи. Такъ, въ одномъ изъ кодексовъ Патріаршей библіотеки въ Каирѣ преемникъ Герасима по Александрійскому престолу, патріархъ Самуилъ Капасули, собственноручно написалъ слѣдующее: «Когда блаженно-почившій киръ Парѳѳній исполнилъ въ Смирнѣ общій долгъ и переселился ко Господу, законнымъ діадохомъ патріаршества законно и канонически сдѣлался блаженнѣйшій и мудрѣйшій киръ Герасимъ Паллада, родомъ съ острова Крита, перемѣщенный ВЪ Константинополѣ (sv KwvoxavTtvooiröXet |летатеѲек) СЪ архіерейскаго престола Касторіи на этотъ патріаршій тронъ» 140). О томъ же говорится и въ протоколѣ объ избраніи патріарха Самуила Капасули 141). Соотвѣтствующее этимъ свидѣтельствамъ указаніе содержится и въ «Житіи иже во святыхъ отца нашего Герасима, патріарха Александріи, критянина и именуемаго Паллада, прежде митрополита Касторіи» 142). Вообще, совмѣстимость участія Константинопольской церкви * 14

139) ...хоі т-fj sü^apiox<j) ouvoiveost ті)? pvfaO-.ifi exxXyjoicic, x9j{ ообетгсте тса-psvoxXyjadoirjg то tepöv äp^aüov irpovöpitov xal той гсатріар^іхой Ѳро-ѵои т9)с ’AAejjav-Speia?, 7rpoeßtßaaev Гераасроѵ е?с тöv öpö^ov (Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 14 7—ю).

14°) ’А. ПатгайояооХос Kepafieög, 2к]|л.еів)веіс хтХ. A е X т і о ѵ, III, 506—507.

ш) Ibid. См. выше, стр. 11.

14s) Епвскопъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 32, 34. Срав. ’Арх^. Xpua6axo|AOS Дака&ояоилос, Хар.оѵт)Х КвласоиХк)?, теа7га; хаі патріарх*]« ’AXe^avSpeiag. ’ExxX'yjeiaeTixög Ф а р о ?, 1911 (УЧИ), в. 246 [и отдѣльно].

въ избраніи александрійскихъ патріарховъ съ древнею и священною прономіею церкви Александрійской вполнѣ отчетливо вытекаетъ изъ свидѣтельствъ объ избраніи Герасима II Паллада и, въ частности, подтверждается свидѣтельствомъ «Патріаршаго каталога александрійскихъ патріарховъ». Возможно даже допустить, что составитель этого каталога намѣренно не упоминалъ объ участіи Константинопольской церкви въ избраніи нѣкоторыхъ александрійскихъ патріарховъ до Герасима II Паллада (напримѣръ, Герасима I, Косьмы И), такъ какъ, по его оцѣнкѣ, въ этомъ не было ничего ненормальнаго; напротивъ, «благодѣтельное» участіе Великой Христовой церкви лишь обезпечивало торжество древней церковной прономіи въ Александріи въ отношеніи избранія мѣстныхъ патріарховъ, состоявшую въ StaSo/v) со стороны правящаго Александрійскаго патріарха и въ xoivyj -pa^Y) мѣстнаго духовенства и народа. Поэтому составитель «Патріаршаго каталога Александрійскихъ патріарховъ» въ дальнѣйшемъ—отъ Герасима II Паллада до Парѳенія II Пакоста—изложеніи историческихъ данныхъ даже не упоминаетъ объ участіи Константинопольской церкви въ избраніи предстоятелей Александрійской церкви, хотя оно за этотъ періодъ (1710—1788 г.) проявлялось нѣсколько разъ. Ясно, значитъ, что это участіе признавалось дѣломъ нормальнымъ и вполнѣ согласнымъ съ традиціонною и священною прономіею Александрійской церкви въ дѣлѣ избранія патріарховъ. Такъ, въ Константинополѣ, на соборѣ мѣстныхъ іерарховъ, въ присутствіи представителей отъ христіанъ Александрійской церкви были избраны патріархи: Косьма II (1723 г.), Косьма III (1737 г.), Матѳей (1746 г.), Кипріанъ (1766 г.) и Герасимъ III (1783 г.). Однако составитель «Патріаршаго каталога» не говоритъ о какомъ либо нарушеніи традиціонной александрійской прономіи, въ связи съ участіемъ Константинопольской церкви въ ихъ избраніи. Но въ то же время объ этихъ патріархахъ извѣстно, что они были избраны на Александрійскій престолъ по указанію правящихъ патріарховъ, какъ ихъ законные діадохи, и при участіи клира и народа Александрійской церкви. Въ этомъ послѣднемъ, т. е. въ актѣ «SiaSoy^», совершаемомъ правящими патріархами Александрійской церкви, да въ «6еЬрц» или «xotvYj YvcojxTfj» или «ехХоутр клира и христіанъ въ Египтѣ и состояла, — какъ видно изъ всѣхъ данныхъ, — «непоколебимая священная, древняя прономія» Александрійской церкви, ко-

торую защищаетъ авторъ анализируемаго «Патріаршаго каталога александрійскихъ патріарховъ». Эту именно прономію и нарушилъ константинопольскій патріархъ Прокопій I въ актѣ избранія блаженнѣйшаго патріарха Парѳенія II Пакоста, который хотя и былъ избранъ «согласно горячимъ мольбамъ и просьбамъ здѣсь (въ Константинополѣ) и тамъ (въ Египтѣ) находящихся благочестивыхъ христіанъ патріаршаго престола Александріи», — какъ сказано въ протоколѣ о его избраніи т),—но не былъ указанъ въ качествѣ діадоха своимъ предшественникомъ по престолу, патріархомъ Герасимомъ III, такъ что изъ двухъ существенныхъ элементовъ прономіи оказался въ данномъ случаѣ нарушеннымъ именно актъ «SiaSo^», а это приводитъ къ мысли, что именно указаніе діадоха правящимъ патріархомъ и признавалось первенствующимъ элементомъ традиціонной александрійской прономіи. Итакъ, «непоколебимая Священная, древняя прономія—то dSidoetotov іероѵ dpaytov upovöp-iov» Александрійской церкви въ избраніи патріарховъ состояла,—какъ видно изъ представленныхъ данныхъ,— въ томъ, что правящій патріархъ указывалъ своего преемника по престолу, принимая во вниманіе и желаніе, или общее мнѣніе, или избраніе клира и христіанъ въ Египтѣ.

Безъ соблюденія этой прономіи,—поскольку она заключалась въ «ЪіаЪоугі», — и былъ избранъ въ Константинополѣ александрійскій патріархъ Иарѳеній II Пакоста. Его довольно продолжительное патріаршество не отличалось крупными событіями въ нѣдрахъ Александрійской церкви. Между прочимъ, при немъ былъ составленъ каталогъ библіотеки Александрійскаго патріаршаго престола. Всѣхъ книгъ оказалось 2164, изъ нихъ 287 рукописныхъ кодексовъ і44). 15 іюня 1803 года константинопольскій патріархъ Каллиникъ У написалъ патріарху Парѳенію письмо, въ которомъ просилъ его признавать совершенно не подлежащимъ измѣненію завѣщаніе его предшественника по престолу, патріарха Герасима III, — какъ утвердила это завѣщаніе п Константинопольская церковь 145),—

14а) ’Архці. KaXXivtxo; AsAixavv]?, II, 44—45.

Ні) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, 1, 65—66.

145) ...xaGcog xai ’ExxXvjU’.a оотш -pwpiaaaa exsxupcoae... ’A. KaXXivixoj A s X l % ä v y] g, II, 45.—Такимъ образомъ, Константинопольская церковь имѣла прономію утверждать завѣщанія даже Александрійскихъ патріарховъ.

и въ силу этого неопустительно и непремѣнно заплатить назначенную по этому завѣщанію одну тысячу флориновъ архонту и патріаршему капукехагья Гимараки, родному брату приснопамятнаго патріарха 14в]. Затѣмъ, изъ записи въ патріаршемъ каталогѣ отъ 12 августа 1804 года видно, что патріархъ Пар-ѳеній «многоразлично эксплоатируемый притѣсненіями властителей» Египта, вынужденъ былъ удалиться въ мѣстность Ра-хити 141). А потомъ, заболѣвши въ Египтѣ «вслѣдствіе перемѣны воздуха», патріархъ Парѳеній удалился на островъ Родосъ, гдѣ и скончался въ 1805 году * 147 148).

* *

*

Относительно избранія преемника ІІарѳенія II, патріарха Ѳеофила (1805—1825 г.), сохранился протоколъ въ кодексахъ Великой Христовой Церкви, при участіи которой состоялось это избраніе. Протоколъ датированъ ноябремъ 1805 года и по своему содержанію буквально совпадаетъ съ текстомъ протокола объ избраніи патріарха Парѳѳнія II. Въ частности, протоколъ говоритъ о прономіи Великой Христовой Церкви простирать руку братской помощи нуждающимся въ ней апостольскимъ патріаршимъ престоламъ, о вдовствѣ Александрійскаго престола вслѣдствіе кончины предстоятеля, патріарха Парѳенія, о горячихъ мольбахъ находящихся въ Константинополѣ благочестивыхъ христіанъ (тйѵ е ѵ т а ііЬа soptoxo|JteV£ov süoeßüv эднотіаѵ&ѵ) Александрійскаго патріаршаго престола, обращенныхъ къ Великой Христовой Церкви. Въ силу этого, архіереи вселенскаго престола, находившіеся въ Константинополѣ, собравшись, по почину и разрѣшенію святѣйшаго патріарха Каллиника У, въ храмѣ св. Георгія Побѣдоносца и предложивши каноническіе голоса для отысканія и избранія достойнаго и соотвѣтствующаго лица, которое должно будетъ принять патріаршій жезлъ и духовное предстоятельство святѣйшаго патріаршаго и апостольскаго престола Александріи и всей земли Египта, Пентаполя, Ливіи и Эѳіопіи, первымъ поставили преосвященнаго и Богоизбраннаго митрополита Ливіи, во Святомъ Духѣ возлюбленнаго брата и сослужителя

l4e) ibid.

147) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I,

66 17-3*.

,4*) Тамъ же, I, Н 82—зг.

киръ Ѳеофила, вторымъ — киръ Герасима и третьимъ—киръ Тимоѳея, имена которыхъ и были записаны въ священномъ кодексѣ Христовой Великой Церкви для всегдашняго удостовѣренія и постояннаго доказательства.

Протоколъ подписали слѣдующіе митрополиты Константинопольской церкви: Филоѳей кесарійскій, Мелетій ираклій-скій, Аѳанасій никомидійскій, имѣвшій голосъ и Іереміи хал-кидонскаго, Григорій дерконскій, Герасимъ ѳессалоникскій, Анѳимъ прусскій, Хрисанѳъ веррійскій, Макарій древне-патрскій, имѣвшій голосъ и Наѳанаила ксанѳскаго, Іеремія мити-линскій, Іоанникій анкирскій, Іоасафъ анхіальскій, Парѳеній браиловскій и Аѳанасій димитріадскій, имѣвшій голосъ и Наѳанаила ксанѳскаго 148).

«Патріаршій каталогъ Александрійскихъ патріарховъ» прибавляетъ къ этому протоколу, что ливійскій митрополитъ Ѳеофилъ былъ племянникомъ Парѳенія II, который и оставилъ его діадохомъ Александрійскаго простола. Эту древнюю александрійскую прономію, выразившуюся въ оставленіи правящимъ патріархомъ своего преемника, сохранила и Церковь т] ’ExxXTjoia cpoXäxxouoa хо тгроѵ6|хюѵ, т. е. Церковь Консшанши-нопольская, которая, имѣя въ виду это избраніе патріарха Парѳенія II -и волю я желаніе клира и христіанъ александрійскаго престола, въ свою очередь приняла Ѳеофила, избрала его патріархомъ Египта и возвела на александрійскій престолъ 15°),—какъ это и видно изъ представленнаго протокола объ избраніи Ѳеофила во вселенской патріархіи. Такимъ образомъ, избраніе киръ Ѳеофила, по оцѣнкѣ составителя «Патріаршаго каталога», было совершено вполнѣ правильно, въ согласіи съ древнею священною прономіею Александрійскаго престола, т. е. путемъ ЪкхЪоуѵ} правящаго патріарха и хоіѵтг] yvü)}xy] клира и народа, и при участіи Великой Христовой Церкви, которая съ уваженіемъ отнеслась къ александрійской традиціи и содѣйствовала возведенію на александрій- 149

149) ’А. К а Х_Х і V I X о с Д е X t ч 3 V1) С, II, 46—47 —Въ подписяхъ митрополитовъ допущена одна важная неправильность: ксанѳскій митрополитъ Наѳанаилъ передалъ свой голосъ двумъ митрополитамъ—Макарію древнепатрскому и Аѳанасію димитріадскому. Съ канонической точки зрѣнія такая двойственность не можетъ быть оправдана.

ио) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 14 34— 35

ТВ

скій престолъ того кандидата, который удовлетворялъ требованіямъ традиціонной прономіп.

«Діонисіевскій каталогъ Александрійскихъ патріарховъ» ничего не сообщаетъ объ избраніи Ѳеофила, а только отмѣчаетъ, что этотъ патріархъ происходилъ родомъ съ острова Патмоса и былъ племянникомъ ІІарѳенія II, занялъ патріаршій престолъ въ 1805 году, а въ 1818 году удалился на свою родину—островъ Патмосъ и жилъ здѣсь до самой кончины, послѣдовавшей 30 января 1832 года, при чемъ еще въ 1825 году совсѣмъ оставилъ александрійскій патріаршій престолъ 151).

Патріаршій каталогъ», въ свою очередь, сообщаетъ, что и Ѳеофилъ заболѣлъ въ Египтѣ и переселялся на свою родину— островъ Патмосъ, долго проживалъ здѣсь и не хотѣлъ возвратиться на Александрійскій престолъ, хотя намѣстникъ Египта А ли-паша много разъ настойчиво приглашалъ его, равно призывали его и христіане престола. Наконецъ, вслѣдствіе такого отказа патріарха Ѳеофила, Али-паша разрѣшилъ христіанамъ обратиться съ просьбою къ современному константинопольскому патріарху объ избраніи другого патріарха (гсері атсоото-Ц; ra-ptdipyou), и тогда на Александрійскій престолъ волею-неволею былъ въ 1825 году перемѣщенъ Никейскій митрополитъ Іероѳей 152).

«Патріаршій каталогъ» не отмѣчаетъ, въ какомъ году Патріархъ Ѳеофилъ удалился изъ Египта на Патмосъ. Но изъ другого источника извѣстно, что онъ былъ въ 1825 году низложенъ съ александрійскаго престола за то, что въ теченіе семи лѣтъ оставался на Патмосѣ и нерадѣлъ о своей паствѣ 153). Значитъ, удаленіе его изъ Египта на родину состоялось въ 1818 году. Повидимому, не одна только болѣзнь была причиной того, что Ѳеофилъ оставилъ александрійскій престолъ и паству и не хотѣлъ возвращаться съ Патмоса въ Египетъ,— тѣмъ болѣе, что кончина его состоялась почти четырнадцать лѣтъ спустя послѣ прибытія на Патмосъ. И теперь извѣстно, что патріархъ Ѳеофилъ былъ посвященъ въ тайны народной греческой гетеріи, которая въ 1821 году подняла въ Молдавіи

/

1М) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 1 1 и-14.

1;'2) Тамъ же, I, 14—15.

1,3) ’А. К а X А і') <. -а о s AsAixivifjS, II, 47.

и Пелопоннесѣ возстаніе противъ турецкаго владычества и вступила въ продолжительную кровавую борьбу съ поработителями христіанъ. Въ именномъ каталогѣ гетеристовъ значится и Ѳеофилъ, патріархъ4 александрійскій 154). Быть можетъ, патріарха удержало на Патмосѣ естественное опасеніе за свою жизнь, такъ какъ возстаніе грековъ противъ турокъ, поднятое народной эллинской гетеріей, сопровождалось многочисленными кровавыми жертвами и изъ среды высшаго греческаго духовенства: всѣхъ казненныхъ турками патріарховъ, митрополитовъ, архіепископовъ и епископовъ было до 80 человѣкъ въ теченіи 1821 — 1827 годовъ 155). Печальная участь могла ожидать и патріарха Ѳеофила, какъ члена «'Етаіреіа тйѵ сріХіхйѵ», такъ какъ для турецкаго правительства достаточно было и рдного подозрѣнія относительно участія патріарха Ѳеофила въ замыслахъ этого тайнаго общества, чтобы жестоко расправиться съ нимъ. А основаніе для такого подозрѣнія было,—какъ это видно изъ одной собственноручной записи патріарха, нынѣ опубликованной и касающейся борьбы турокъ и мамелюковъ въ Египтѣ. «Народъ эллиновъ!—говорится въ этой записи: доколѣ же наши сограждане будутъ находиться въ разсѣяніи и блужданіи? Прекратимъ это оружіемъ и освободимся отъ вавилонскаго владычества! Но вы слишкомъ не заботитесь о себѣ, какъ, быть можетъ, угодно Богу; впрочемъ, я еще коснусь этого предмета въ другомъ своемъ словѣ» 156 157). И вотъ, когда греческое возстаніе суало энергично подготовляться тайнымъ народнымъ обществомъ, которое возникло въ 1814 году, патріархъ Ѳеофилъ, опасаясь за свою участь, въ 1818 году удалился изъ Египта на островъ Патмосъ, гдѣ и остался до самой своей кончины 15Т).

154) И. И. Соколовъ, Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ, I, 185. Спб. 1904.

155) Тамъ жѳ, 192.

156) К. Посушѵу]?, ’AvevtSoTa ау]р.£іи>|і.ата ösocp tXou -атріар^ои ’AXäi-avSpsia;.

Е х ‘А X 7) а >. а о х і х о { Ф а р о д, 1911 (VII), а. 347.

157) Ibid., О. 346. Г. К. ІІа-г<Ьѵт]£, излагая здѣсь свѣдѣнія о блаженнѣйшемъ Ѳеофилѣ, несправедливо говоритъ, что патріархъ скончался 30 января 1825 года. Въ дѣйствительности, кончина Ѳеофила произошла 30 января 1832 года (Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 11 із—и). Затѣмъ, греческій ученый пишетъ: „’Ехрауеіатг)?

fEXXvjvixvj£ ітгаѵаатоіоЕй);, 6 ÖEÖcpiXo;, ireptcpoßos уеѵба£ѵо£, £^т)т:у)оато кара тоіі töte avTtßaa’.Xicoc тт}д Аіубгтоо Ме'/Р-^ AXvj vä dtTteXOrj etg TYjv. JöiaitEpay auToö тгатріооі Пітроѵ“ у.тХ. (а. 346> Но греческое возстаніе было провоз-

78*

Болѣзнь патріарха Ѳеофила и бѣдствія христіанъ въ эпоху греческаго возстанія противъ турокъ побудили этого предстоятеля Александрійской церкви въ теченіе семя лѣтъ проживать на островѣ Патмосѣ, вдали отъ своей паствы и въ полномъ невѣдѣніи относительно положенія церковныхъ дѣлъ въ патріархатѣ. Такое исключительное обстоятельство послужило основаніемъ къ низложенію Ѳеофила съ Александрійскаго патріаршаго престола. Сохранился и документъ о низложеніи (7raöoi?) Ѳеофила Александрійскаго—«вслѣдствіе пребыванія его въ теченіе семи лѣтъ на Патмосѣ и нерадѣнія о паствѣ», совершившемся въ октябрѣ 1825 года въ Константинополѣ, при участіи патріарховъ Хрисанѳа Константинопольскаго и Поликарпа Іерусалимскаго и священнаго синода Константинопольской церкви. Документъ вскрываетъ любопытныя подробности этого печальнаго и исключительнаго факта.

Какое значеніе имѣетъ душа для тѣла,—говорится въ этомъ документѣ,—такое же значеніе имѣетъ духовное пред-стоятельство для христіанскаго общества, и какъ необходимъ пастырь для паствы или кормчій для корабля, или что-либо другое изъ сходнаго съ ними по природѣ и, по недостатку одного изъ этихъ двухъ, они не могутъ и существовать, такъ и существованіе, равно и устройство святѣйшихъ патріаршихъ престоловъ необходимо требуетъ и непрестанно ищетъ собственнаго предстоятеля,—потому что безъ него всѣ дѣла престола остаются въ безпорядкѣ и опасности, пребываютъ, такъ сказать, мертвыми и не исполненными, а лишеніе для престола оказывается вовсе не случайнымъ и не малымъ, но обращается на самое бытіе и благосостояніе подчиненныхъ престолу церквей и распространяется на души христоименнаго народа. Поэтому и апостольская заповѣдь повелѣваетъ, чтобы каждый оставался въ томъ званіи, въ которомъ призванъ, и Божественные каноны налагаютъ весьма тяжкія епитиміи на виновныхъ въ самовольномъ уклоненіи 158) отъ служенія, не оказывая никакого снисхожденія за продолжительное удаленіе отъ паствы. * 5

глашено въ 1821 году, а Ѳеофилъ удалился*на Патмосъ въ 1818 году, поэтому и сильный его страхъ, какъ мотивъ переселенія на родину, едвали могъ побудить его въ 1818 году къ такому неосновательному дѣйствію, какъ обращеніе къ Али-пашѣ съ просьбою отпустить его на Патмосъ...

І5*) Въ текстѣ: Хгіяогаіда—дезертирство.

Однако, святѣйшій патріаршій и апостольскій престолъ Александріи давно уже оказался подвергшимся такому несчастію и тяжко страдающимъ. Ибо законный его предстоятель киръ Ѳеофилъ, уже около семи лѣтъ оставивши его, удалился и, прибывши на свою родину островъ Патмосъ и находясь здѣсь на покоѣ, не обнаружилъ никакой попечитель-ности какъ объ обстоятельствахъ прежнихъ, такъ и о послѣдующихъ, происшедшихъ послѣ извѣстныхъ событій (fxexa та? аѵасроеіса? теріатсхагі? 1э9), ХОТЯ ему Слѣдовало бы бла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

говременно исправить свое уклоненіе и взять на себя законное предстоятельство, т. е. возвратиться, по крайней мѣрѣ, послѣ перваго и вторбго года отсутствія, или остаться въ столицѣ (Константинополѣ), собщить о принудительной для него необходимости отсутствія и издали время отъ времени дѣйствовать для упроченія святыхъ церквей своего престола, оказывая имъ помощь по руководству какого-либо обычая и примѣра, заранѣе для этого опредѣленнаго въ силу необходимыхъ основаній. Онъ же, пренебрегши все это и выше всего поставивъ свой покой, ни во что вмѣнилъ усыпленіе духовныхъ дѣлъ Александрійскаго престола.

Поэтому мѣрность наша,—говоритъ константинопольскій матріархъ Хрисанѳъ I,—вмѣстѣ съ святѣйшимъ патріархомъ Іерусалима и всей Палестины киръ ІІоликарпомъ и со всѣмъ пребывающимъ въ Константинополѣ священнымъ братствомъ во Святомъ Духѣ возлюбленныхъ нашихъ братьевъ и со всѣмъ благочестивымъ клиромъ, многократно обсудивши синодально (aüvoStxÄ?) и на основаніи этого увидѣвъ, съ одной стороны, неустойчивость святѣйшаго Александрійскаго престола, происходящую къ тому же вслѣдствіе нарушенія священныхъ каноновъ и гражданскихъ опредѣленій, а съ другой—безпечность блаженнѣйшаго Ѳеофила послѣ столь продолжительнаго снисхожденія какъ церковной такъ и гражданской власти,—рѣшили, чтобы патріархъ,—какъ онъ самъ этого пожелалъ и по личному своему опыту могъ все понять, — удалился съ престола и подвергся всегдашнему оттуда изгнанію, а относительно духовнаго благоустройства и лучшей и богоугодной жизни тамошняго христіанскаго народа были, послѣ обсужденія, приняты соотвѣтствующія мѣры. 159

159) Подъ „извѣстными событіями“ разумѣется, конечно, греческое возстаніе 1821 года съ его послѣдствіями.

И вотъ, патріархъ Хрисанѳъ и преосвященные архіереи и всечестные, во Святомъ Духѣ возлюбленные собратья и сослужители, синодально рѣшили и письменно объявили (7расроѵ-тес <хтсо<раіѵ6р.е0о oovoSwü^ чтобы блаженнѣйшій патріархъ Александрійскій киръ Ѳеофилъ, вслѣдствіе изложенныхъ причинъ, требующихъ, по канонической точности (81 ахрфеіаѵ xavovixTjv) и духовной необходимости, соотвѣтствующаго исправленія, былъ отнынѣ и впредь лишенъ святѣйшаго престола Александріи, отринутъ, удаленъ съ него, чуждъ и отстраненъ, былъ лишенъ на всю жизнь и патріаршаго достоинства, именуясь и признаваясь бывшимъ патріархомъ (wpd>7jv яатріарх^;) Александріи, не имѣя никакого отношенія и сношенія съ святѣйшимъ александрійскимъ патріаршимъ престоломъ, о которомъ есть и всегда будетъ необходимое со стороны Великой Христовой Церкви попеченіе и забота, дабы онъ былъ благополучнымъ въ двоякомъ отношеніи—въ области управленія и касательно сохраненія принадлежащихъ ему почтенныхъ привилегій. ІІо этому поводу и была издана изложенная патріаршая и синодальная протокольная грамота (то тгатріаруибѵ хаі ооѵооіхоѵ от:о[АѴУ){хатіатіх6ѵ урар.|ха), которая и была записана въ священномъ кодексѣ Великой Христовой Церкви, для всегдашняго удостовѣренія и постояннаго свидѣтельства. Доку-кументъ былъ изданъ въ октябрѣ 1825 года, индикта 14.

Грамоту о низложеніи александрійскаго патріарха Ѳеофила подписали: константинопольскій патріархъ Хрисанѳъ, іерусалимскій патріархъ Поликарпъ и митрополиты: Макарій ефес-скій, Матѳей кизикскій, Іосифъ никейскій, Никифоръ деркон-скій и Никодимъ прусскій 16°).

Такимъ образомъ, священный синодъ Константинопольской церкви, совершившій избраніе Ѳеофила на Александрійскій патріаршій престолъ, произвелъ и по каноническимъ основаніямъ низложеніе его съ престола, при чемъ малочисленность Константинопольскаго синода во второмъ актѣ была восполнена соучастіемъ Іерусалимскаго патріарха Поликарпа. А изъ другого источника извѣстно, что низложеніе Ѳеофила состоялось и по просьбѣ христіанъ (xirj тшѵ урютіаѵшѵ ixeoi'a) Египта, съ которою они обратились къ вселенскому патріарху Хри-санѳу 161). Русскій ученый X. М. Лопаревъ и добавляетъ:

16°) ’А. KaXXtvixci AeXixocvy]?, II, 47—49.

1в1) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія,

«По отказѣ ого [Ѳеофила возвратиться на Александрійскій престолъ] вице-король Египта обратился за совѣтомъ (sic) къ вселенскому патріарху Хрисанѳу» 162). Но «Патріаршій каталогъ Александрійскихъ патріарховъ», который въ данномъ случаѣ имѣется въ виду русскимъ ученымъ, говоритъ лишь о просьбѣ египетскихъ христіанъ, обращенной, съ разрѣшенія Али-паши, къ вселенскому патріарху Хрисанѳу, о сношеніи же самого Али-паши съ константинопольскимъ патріархомъ указанный источникъ умалчиваетъ 163).

Бывшій александрійскій патріархъ Ѳеофилъ скончался 30 января 1832 года въ монастырѣ св. Апостола Іоанна Богослова на островѣ Патмосѣ * *).

И. Соколовъ.

1в2) Тамъ же, стр. СѴІІІ.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

1вз) Тамъ же, 14—15.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.