Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1913. № 11. С. 1310-1328.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ XIX вѣкѣ

Историческій очеркъ *).

ЯРЕЕМНИКОМЪ Ѳеофила на александрійскомъ престолѣ былъ патріархъ Іероѳей I (1825 — 1845 г.), который былъ избранъ на предстоятельство въ Александрійской J церкви въ Константинополѣ, въ октябрѣ 1825 года,

*1 вслѣдъ за низложеніемъ Ѳеофила. Сохранился и протоколъ избранія Іероѳея, проливающій историческій свѣтъ на этотъ актъ.

Великая Христова Церковь,—говорится въ этомъ протоколѣ,—являясь, по всемогущей Божественной силѣ, источни-никомъ разнообразныхъ даровъ Духа, умѣетъ заботиться обо всемъ и оказывать помощь для благоустройства христіанскаго общества различными средствами вспомоществованія, а тѣмъ болѣе она исполняетъ обязанности попеченія въ отношеніи къ остальнымъ святѣйшимъ патріаршимъ апостольскимъ престоламъ, устраняя ихъ нужды и сохраняя имъ свойственное украшеніе. Поэтому, готовность помогать всѣмъ нуждающимся— это есть старое дѣло и прономія, которую унаслѣдовалъ святѣйшій патріаршій апостольскій и вселенскій престолъ.

И такъ какъ святѣйшій патріаршій и апостольскій престолъ великаго города Александріи и всего Египта остался безъ предстоятеля,—потому что пребывавшій здѣсь патріархъ Ѳеофилъ лишился трона и совершенно удаленъ по благословнымъ и каноническимъ, причинамъ, изложеннымъ въ особой протокольной грамотѣ,—то, въ силу указанной прономіи, пребы-

*) Продолженіе. См. октябрь.

вавшіе въ Константинополѣ архіереи, собравшись, по предложенію и съ разрѣшенія святѣйшаго господина и владыки, вселенскаго патріарха киръ-киръ Хрисанѳа, въ пречестномъ патріаршемъ храмѣ святаго славнаго великомученика Георгія Побѣдоносца и подавши каноническіе голоса для отысканія и избранія достойнаго и соотвѣтствующаго лица, имѣющаго принять патріаршій жезлъ и пастырское предстоятельство и управленіе святѣйшаго онаго патріаршаго и апостольскаго престола, первымъ поставили преосвященнаго и богоизбраннаго митрополита и геронта Никея киръ-киръ Іероѳея, вторымъ—Захарію и третьяго—Герасима, имена которыхъ и записаны въ священномъ кодексѣ Великой Христовой Церкви для всегдашняго доказательства и для постояннаго свидѣтельства.

Протоколъ подписали митрополиты Константинопольской Церкви: Матѳей кизикскій, имѣвшій и голоса геронтовъ митрополитовъ Макарія ефесскаго и Никифора дерконскаго 164), Іосифъ имврскій, имѣвшій и голосъ прусскаго митрополита Никифора, Агаѳангелъ халкидонскій, Анѳимъ иконійскій, До-сиѳей новопатрскій, Діонисій силиврійскій, Іосифъ имврскій 165), Григорій пелагонійскій и Іоанникій сисанійскій 166).

Въ связи съ изложеннымъ протоколомъ объ избраніи патріарха Іероѳея находится окружное посланіе, которое въ ноябрѣ 1825 года было отправлено вселенскимъ патріархомъ Хрисанѳомъ и священнымъ синодомъ митрополитамъ, клиру и народу Александрійскаго престола о томъ, что александрійскій патріархъ Ѳеофилъ, по попечительности вселенскаго патріарха, низложенъ съ престола, а вмѣсто него избранъ быв-

164) Такимъ образомъ, Матѳей, митрополитъ кизикскій, представительствовалъ въ синодѣ, избравшемъ патріарха Іероѳея, не только за себя, но и еще отъ имени двухъ митрополитовъ, къ тому же геронтовъ, т. е. наиболѣе почтенныхъ и уважаемыхъ іерарховъ Константинопольской церкви, и совмѣщалъ, значитъ, въ своемъ мнѣніи три голоса. Отмѣчаемъ эту любопытную въ историческомъ отношеніи подробность, во всякомъ случаѣ—рѣдкую...

iss) і ’о Tjißpou ’І(иаѴ]ф дважды подписался подъ протоколомъ, если только издатель документа правильно воспроизвелъ подписи митрополитовъ, участвовавшихъ въ засѣданіи синода при избраніи патріарха Іероѳея: выше помѣщена его подпись съ добавленіемъ—„е/шѵ % і т^ѵ ТОО ооѵссЗеХооО а'Г-СУ Пробой %6р Nr/.Yjcpöpoo“. При такой первой подписи вторая является излишнею.

1С6) ’А. К а X X і ѵ і х о s Л е X і х і ѵ q ?. II, 50—51.

шій Никейскій митрополитъ Іероѳей, которому они и должны повиноваться.

Окружное посланіе было обращено къ святѣйшимъ митрополитамъ святѣйшаго патріаршаго и апостольскаго престола великаго города Александріи и всечестнымъ, возлюбленнымъ во Святомъ Духѣ братьямъ и сослужителямъ, почетнѣйшымъ клирикамъ, преподобнѣйшимъ архимандритамъ, игуменамъ монастырей и метоховъ, находящихся въ патріархатѣ, къ благоговѣйнѣйшимъ іереямъ и іеромонахамъ, почтеннѣйшимъ прокри-тамъ и купцамъ и ко всѣмъ прочимъ благословеннымъ. христіанамъ въ епархіяхъ (sv таТ; яароглаіс) святѣйшаго Александрійскаго престола, чадамъ возлюбленнымъ... «Благодать всѣмъ вамъ и миръ и милость отъ Бога Господа Вседержителя,— говорится въ заключеніи обращенія,—отъ насъ же молитва, благословеніе и прощеніе».

По слову Апостола,—продолжаетъ окружное посланіе,— никто пусть не ищетъ своего, но каждый заботится о другомъ. Посему и святѣйшій патріаршій апостольскій и вселенскій престолъ не ограничивается упорядоченіемъ и благоустройствомъ только собственныхъ и относящихся къ нему церковныхъ дѣлъ, но распространяетъ попечителыюсть и на интересы прочихъ святѣйшихъ престола. Посему онъ и имѣетъ прономію— «вселенскій—oixoujxevuio:» и издревле, отъ самаго начала не переставалъ въ соотвѣтственныхъ случаяхъ братолюбезно дѣйствовать и всякимъ способомъ приходить на помощь въ нуждахъ и потребностяхъ прочихъ святительскихъ престоловъ, имѣя цѣлью устроеніе ихъ и душевное спасеніе христіанскаго въ нихъ общества, признавая проявленіе такой по-печительности самымъ первымъ изъ всѣхъ обязанностей и самымъ справедливымъ своимъ долгомъ.

Между тѣмъ патріархъ Хриеанѳъ, послѣ вступленія своего, по милости Божіей, на святѣйшій патріаршій апостольскій и вселенскій престолъ 161), на основаніи предварительнаго наблюденія, узналъ, что престолъ великаго города Александріи остается безъ покровителя и кормчаго, а духовныя и монастырскія его дѣла повсюду и совершенно пришли въ упадокъ и разстройство, вслѣдствіе противоканоническаго и неизвинительнаго пренебреженія и безразличія патріарха

Ів7) Избраніе патріарха Хрисанѳа состоялось 9 іюля 1824 года (И. И. Соколовъ, Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ, I, 505).

Ѳеофила, который болѣе семи лѣтъ тому назадъ подъ пустыми предлогами удалился оттуда и, продолжая жить въ чуждыхъ для престола мѣстахъ, имѣетъ въ виду собственный покой, безполезныя выгоды и удовольствія, никогда письменно не обращался къ Великой Христовой Церкви, какъ требуютъ чинъ и обычай, и не пожелалъ на время прибыть въ столицу (Константинополь) и отсюда наблюдать за дѣлами престола, представивъ благословныя причины своего удаленія изъ Египта, но совершенно уединился, поступивъ вопреки священнымъ каноламъ и ненарушимымъ церковнымъ обычаямъ и порядкамъ, не разрѣшающимъ долгія и продолжительныя отлучки отъ * своихъ паствъ и проживаніе въ чужихъ епархіяхъ; патріархъ Ѳеофилъ поступилъ и вопреки также гражданскимъ опредѣленіямъ и постановленіямъ, которыя, въ доказательство безпредѣльной милости и расположенія отъ Бога поставленнаго державнаго и непобѣдимаго царства, дозволяютъ, посредствомъ высокихъ царскихъ и поклоняемыхъ разрѣшеній (ооороотіюѵ), свободное исполненіе религіозныхъ нашихъ обычаевъ и уставовъ. Въ этотъ періодъ времени произошли многія печальныя событія, вслѣдствіе крайпей безпечности блаженнѣйшаго патріарха и пренебреженія монастырскихъ и прочихъ дѣлъ, а отсюда немалый вредъ причиненъ Александрійскому престолу.

По всѣмъ этимъ каноническимъ причинамъ, патріархъ Хри-санѳъ и священный синодъ, взявши на себя необходимую заботу и попеченіе и обсудивъ совмѣстно со своимъ братствомъ, со всѣмъ честнымъ клиромъ и прочими здѣсь благочестивыми членами (хаі {хетта тшѵ Хоишѵ гѵтаоѲа sbosß&v jasX&v), удалили Ѳеофила съ александрійскаго престола и посредствомъ церковной грамоты, излагающей каноническія причины, на всю жизнь объявили его отринутымъ, лишеннымъ патріаршаго достоинства и совершенно отчужденнымъ. А затѣмъ, когда въ пречестномъ патріаршемъ храмѣ святаго славнаго великомученника Георгія Побѣдоносца, по патріаршему побужденію и разрѣшенію и по общему согласному расположенію, состоялось каноническое голосованіе для отысканія и избранія достойнаго и соотвѣтствующаго лица, которое должно принять на себя пастырское предстоятельство и патріаршій желзъ оставшагося безъ предстоятеля святѣйшаго патріаршаго и апостольскаго престола великаго города Александріи и всего Египта, то всѣмъ былъ предпочтенъ и предпочтительно предъ остальными (кандидатами) былъ избранъ преосвященный митрополитъ Ни-

кеи, во Святомъ Духѣ возлюбленный и превожделѣнный братъ и сослужитель киръ Іероѳей, мужъ почтенный и достойный уваженія, разумный и учительный въ церковныхъ дѣлахъ, воспитанный въ образованности церковной и украшенный внѣшнею просвѣщенностью, а равно достоинствами смиренномудрія, кротости и обогащенный, однимъ словомъ, всѣми добродѣтелями, которыя характеризуютъ жизнь безукоризненную п приличествующую архіерею, процвѣтавшій въ трехъ епархіяхъ и богоугодно руководившій и пасшій въ нихъ разумную паству Христову, одинъ изъ выдающихся членовъ патріаршаго священнаго братства и святого константинопольскаго синода, съ успѣхомъ присутствовавшій и засѣдавшій въ его составѣ, явившій себя заслуживающимъ одобренія и похвалы въ словахъ и дѣлахъ, пользующійся благоволеніемъ Великой Христовой Церкви, общимъ расположеніемъ и уваженіемъ, какъ достойною наградою за богоугодныя свои качества, дѣйствительно достойный престола и больше всякаго другого способный къ необходимому предстоятельству и успѣшному во всѣхъ отношеніяхъ управленію апостольскимъ Александрійскимъ престоломъ. И патріархъ Хрисаноъ и священный синодъ, какъ бы изъ церковныхъ нѣдръ извлекши этого достойнаго уваженія и гіре-вожделѣнпаго своего собрата, посредствомъ обычнаго и каноническаго исполненія должнаго и священнаго поставленія и прославленія, въ предпочтительномъ вниманіи къ интересамъ святѣйшаго Александрійскаго престола, поставили его впереди всѣхъ и благодатію и призываніемъ Всесвятого и Тайносовершителя Духа объявили его патріархомъ великаго города Александріи и всего Египта, господиномъ и киріархомъ и главою подчиненныхъ ему епархій, святыхъ церквей и честныхъ монастырей, господиномъ и владѣтелемъ всѣхъ имѣній и вещей, посвященій и доходовъ всякаго вида святѣйшаго своего престола, духовнымъ отцомъ всѣхъ клириковъ и мірянъ, попечителемъ и ревнителемъ душевнаго всѣхъ спасенія, причемъ законное его избраніе и поставленіе было утверждено и посредствомъ обычнаго изданія высокаго царскаго покланяемаго берата.

Но этому поводу патріархъ Хрисаноъ и священный константинопольскій синодъ и обратились съ грамотою къ духовенству и народу александрійскаго престола,— молятся и отъ сердца благословляютъ всѣхъ посвященныхъ и мірянъ всякаго званія, побуждаютъ и отечески совѣтуютъ, чтобы они, извѣ-

стившись съ душевною радостью и веселіемъ о достойнѣйшемъ избраніи и поставленіи возлюбленнаго патріарху и синоду Его Блаженства, патріарха Іероѳоя, уже одобренномъ въ церковномъ и политическомъ отношеніи, и съ удовольствіемъ принявши его, канонически поминали патріаршее его имя во всѣхъ священныхъ службахъ и церковныхъ послѣдованіяхъ, подчинялись и повиновались Его Блаженству, какъ патріарху своему И занимающему мѣсто главы (xaixeyaXij; Ы^оѵті totcov), неизмѣнно исполняли патріаршія его приказанія, потому что существенную задачу для Его Блаженства составляютъ — сохраненіе прономій своего престола, благостояніе святыхъ церквей, наилучшее управленіе честныхъ монастырей, духовное наблюденіе за всѣми пасомыми, находящимися, по Божественному опредѣленію, подъ пастырскимъ патріаршимъ его жезломъ. И когда со временемъ блаженнѣйшій Іероѳей явится для непосредственнаго общенія съ паствою, то всѣ приглашаются оказать ему дѣйствительное сыновнее послушаніе, встрѣчу съ расположеніемъ, соотвѣтствующую патріаршему его достоинству честь и уваженіе, должную готовность къ выдачѣ установленныхъ главныхъ и случайныхъ патріаршихъ доходовъ и сборовъ, достодолжное соревнованіе въ благородномъ содѣйствіи и помощи Его Блаженству соотвѣтственно матеріальнымъ его нуждамъ, заботясь объ умноженіи отеческой его рачительности, интенсивномъ покровительствѣ и попеченіи во всѣхъ дѣлахъ паствы.

А такъ какъ блаженнѣйшій Іероѳей особою грамотою, отправленною къ паствѣ, назначилъ епитроповъ и наименовалъ ихъ, то всѣ должны признавать ихъ, повиноваться имъ и не-опустительно выдавать причитающіеся имъ доходы, зная, что все то, что дѣлается со стороны паствы епитропамъ, относится къ Его Блаженству,—до тѣхъ поръ, пока патріархъ, закончивъ въ короткое время, по милости Божіей, находящіяся у него на рукахъ дѣла и предпріятія, отправится для непосредственнаго общенія съ паствою и всѣ — патріархъ и паства—взаимно возрадуются духомъ во Христѣ Господѣ нашемъ и Богѣ, благодать Котораго и безпредѣльная милость и молитва и благословеніе патріарха Хрисанѳа да будутъ со всѣми клириками, и мірянами Александрійскаго престола.

Окружное посланіе подписали, кромѣ патріарха Хрисанѳа, слѣдующіе митрополиты: Макарій ефесскій, Матѳей кизикскій, Іосифъ никейскій, Агаѳангелъ халкидонскій, Никифоръ дер-

88

конскій, Никодимъ прусскій, Анѳимъ иконійскій, Досиѳей новопатрскій, Каллиникъ меспмврійскій, Діонисій снливрійскій, Іосифъ пмврскій и Кириллъ велпградскій 168).

Представленные документы показываютъ, что избраніе и патріарха Іероѳея I на Александрійскій престолъ состоялось въ Константинополѣ, въ силу древней фактической прономіи Вселенскаго патріаршаго престола оказывать помощь другимъ восточнымъ церквамъ, когда онѣ находятся въ затруднительномъ положеніи и нуждаются въ постороннемъ содѣйствіи для возстановленія и сохраненія необходимаго для нихъ украшенія. Въ этой прономіи, чуждой по существу папистическихъ притязаній, и заключается, между прочимъ, «вселенское» назначеніе Константинопольскаго патріаршаго престола. Къ тому же Константинопольская церковь совершила актъ избранія киръ Іероѳея по просьбѣ христіанъ Египта, которые, въ виду бѣдственнаго состоянія Александрійскаго патріаршаго престола, ходатайствовали предъ вселенскимъ патріархомъ Хрисанѳомъ не только о низложенія бывшаго патріарха Ѳеофила, совершенно игнорировавшаго нужды церкви и народа, но и о поставленіи его преемника. Это можно видѣть изъ окружнаго посланія вселенскаго патріарха Хрисанѳа, отправленнаго митрополитамъ, клиру и народу Александрійскаго престола и указывающаго на пребываніе въ Константинополѣ, въ моментъ избранія Іероѳея, представителей Александрійской церкви, которые и принимали участіе въ обсужденіи вопроса 16э). Но болѣе отчетливо и опредѣленно разсказываетъ объ этомъ «Патріаршій каталогъ Александрійскихъ патріарховъ», гдѣ, послѣ сообщенія объ отказѣ патріарха Ѳеофила возвратиться съ острова Патмоса въ Египетъ, не смотря на многократныя просьбы христіанъ, сказано: «наконецъ, вслѣдствіе такой настойчивости его [Ѳеофила], со стороны его высочества [египетскаго вице-короля Али-паши] было дано разрѣшеніе на просьбу христіанъ къ патріарху Хри-санѳу о назначеніи патріарха, и такимъ образомъ въ 1825 г. былъ недобровольно и противъ желанія перемѣщенъ на Але-

1В8) ’А. К а А At ѵ і х о; Д s А t у. а ѵ т] II, 51—55.

169) ’А. К а А А £ ѵ t х © ; А е А >. х а ѵ г\ д. II, 53: „ävaAaßovts; ту;ѵ аѵаухаіаѵ cppovx'.Sa xxt rpövotav хаі оиѵ5іазхг'Мр.£ѵо; р.хт<х тг xfj; r:spi äSeAcpÖTYjxo; хаі

ау'л; ouvöoo’j, игта тхаѵто; toG eGayoG; xAVjpou % а l x ш v А о t tc a> v e v т а ü Q а söoeßöv |j. s А (u v xxA. CpaB. ibid., 46: хата xa; Ѳ£рр.а; 8ет)зеі; хаі Іхгаа; тшѵ £ѵтаб9а горізхоргѵсоѵ eüasßüjv хріатіаѵшѵ exetvoo xoG ixatpiapj(txoG xrjs ’AAsgavSpsia; Ѳроѵоо (протоколъ избранія патріарха Ѳеофила въ 1805 г.).

ксандрійскій тронъ митрополитъ Никеи Іероѳей» 1ТО). Значитъ, христіанамъ Египта принадлежалъ фактическій починъ въ возбужденіи вопроса объ избраніи Александрійскаго патріарха именно въ Константинополѣ, при участіи патріарха Хрисанѳа и священнаго синода, въ связи съ традиціонною попечитель-ностью Великой Христовой церкви о бѣдствующей церкви Александрійской и на основѣ давней ея прономіи оказывать христіанамъ Египта братскую помощь въ затруднительномъ для нихъ дѣлѣ избранія новаго предстоятеля. И вотъ, идя на встрѣчу просьбѣ Александрійской православной паствы, вселенскій патріархъ Хрисанѳъ и священный синодъ и избрали новаго предстоятеля Александрійской церкви въ лицѣ Никейскаго митрополита Іероѳея. Избраніе состоялось въ октябрѣ 1825 года (день неизвѣстенъ), причемъ самый избирательный процессъ совершился такъ же, какъ въ Константинопольской церкви обыкновенно происходило избраніе митрополитовъ. Именно, сначала въ засѣданіи священнаго синода Константинопольской церкви состоялось, при участіи патріарха Хрисанѳа, обсужденіе достоинствъ кандидатовъ, пригодныхъ для замѣщенія Александрійскаго патріаршаго престола, а затѣмъ изъ неограниченнаго ихъ состава были выдѣлены три кандидата, въ томъ числѣ геронтъ-митрополитъ никейскій Іероѳей. Третій и самый важный избирательный актъ состоялся въ патріаршемъ храмѣ св. Георгія Побѣдоносца, при участіи однихъ только митрополитовъ-членовъ священнаго синода и въ отсутствіе вселенскаго патріарха Хрисанѳа,—какъ обычно и происходить въ Константинополѣ избраніе митрополитовъ. И самый протоколъ избранія патріарха Іероѳея составленъ по традиціонной формѣ, примѣнявшейся при написаніи протоколовъ и относительно избранія митрополитовъ Константинопольской церкви. Впрочемъ, необходимо отмѣтить, что и другіе протоколы патріаршихъ избраній для Александрійской церкви, составленные во вселенской патріархіи, имѣютъ аналогичную форму и отчасти отражаютъ въ своемъ содержаніи установившуюся традицію. Таковы, въ частности, протоколы избранія патріарховъ— Ѳеофила (1805 г.), Парѳенія II (1788 г.), Герасима III (1783 г.),

TsXoj Sti XYjV TO'.Ct’JTVJV TCSlOjJ-OVYjV TOU ейоѲу] "}] бс^еізс тсярос x9j? l)&Y]X0XYjX0£ x y] g Tv] X ffi V xptaTlotV(bv t x s a! a - pot xov Ttaxpiotp^süovxa X риса V Ѳ О V 7T£pl (JkOCIoX^; яатріярх00} OÖXÜ) p-ETSXeQy) s?£ tqv xfjc

’AXe^avSpsia; Qpovov 6 Ntvta’.a? 'IspoQsoc, &x«ov /.al p.vj ÖeXtov, xcu 1825 exet.

88*

Кипріана (1766 і\), Матѳея (1746 г.) и другихъ П1). Изъ нихъ и видно, что завершительный актъ избранія, происходившій въ храмѣ вселенской патріархіи, совершался при участіи только митрополитовъ Константинопольской церкви, подписи которыхъ имѣются подъ этими протоколами, но всегда—по почину, побужденію и разрѣшенію современнаго вселенскаго патріарха.

Что же касается Іероѳея, то онъ, по свидѣтельству «Патріаршаго каталога Александрійскихъ патріарховъ», былъ перемѣщенъ ({іете'сёѲт)) на патріаршій престолъ «неохотно и противъ желанія — ахшѵ хаі \irt ѲёХсоѵ» 1пі). И «Діонисіевскій каталогъ Александрійскихъ патріарховъ» сообщаетъ, что Іероѳей занялъ патріаршій престолъ «волей-неволей, по принужденію гражданскому И церковному—ёх<і>ѵ ахшѵ ßia гсоХсихтг) хаі exx^Tjaiacrcixirj» 1<73). И это было вполнѣ естественно: Александрійская православная церковь находилась въ началѣ XIX вѣка въ большомъ упадкѣ, была весьма немногочисленна по составу духовенства и народовъ и терпѣла острую матеріальную нужду, а патріархъ Іероѳей во время избранія на патріаршій престолъ имѣлъ уже семьдесятъ лѣтъ отъ роду 1М) и, вслѣдствіе старости и болѣзней, не могъ разсчитывать на значительный успѣхъ своей архипастырской дѣятельности, примѣнительно къ назрѣвшимъ нуждамъ и потребностямъ престола. Вполнѣ также возможно, что при избраніи на Александрійскій патріаршій престолъ со стороны церковной власти Константинополя было заявлено и нѣкоторое воздѣйствіе (ßia ёххЬріаотіхтг]) на болѣе достойнаго претендента—никейскаго митрополита Іероѳея, такъ какъ патріаршее служеніе въ Египтѣ призывало на сплошной трудъ и даже подвигъ, обрекало на нужду и лишенія и обѣщало мало моральнаго утѣшенія,— тѣмъ болѣе, что предшественникъ Іероѳея по престолу, патріархъ Ѳеофилъ, принужденъ былъ и совсѣмъ оставить Египетъ и въ теченіе многихъ лѣтъ жилъ на Патмосѣ, предпочитая частное и изолированное положеніе высокому и отвѣтственному патріаршему служенію. Не слава, почетъ и внѣшнія удобства ожидали и патріарха Іероѳея въ * 172 173 174

П1) ’Л. К a XX t ѵ t -л о ; Д е X ix х ѵ rj с, II, 39—47.

172) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія. 1, 15 5 6«

173) Тамъ жѳ, I, 11 и—is.

174) Въ 1845 году патріархъ писалъ: „-ji^px 7idvu xai aaüev<l>, т Ь ѵ avevTjvtooTÖv Stavüoac т rj £ яоХояавоО? р. о о £ <о ѵ; ? ^ р о ѵ о ѵ“ (Тамъ же, I, 11 Зз—34).

Египтѣ, но ему предстояли бѣдность, непрестанная забота о благоустройствѣ внутренней жизни престола и усиленныя изысканія матеріальныхъ средствъ для постройки храмовъ, школь и филантропическихъ учрежденій П5),—и въ этомъ нужно усматривать мотивы, съ одной стороны, неохотнаго вступленія киръ Іероѳея на Александрійскій патріаршій престолъ, а съ другой—принужденія отъ имени Константинопольской церкви. «Діонисіевскій каталогъ» говоритъ и о давленіи гражданской власти (ß(a тгоХітоо)) на Іероѳея при перемѣщеніи его съ никейской каѳедры на патріаршій престолъ въ Египтѣ. Конечно, здѣсь рѣчь идетъ о турецкомъ правительствѣ Константинополя, для котораго было важно, чтобы христіане подчиненнаго ему Египта были, наконецъ, возглавлены особымъ предстоятелемъ-патріархомъ, который и долженъ былъ подлежать предъ ІІортою отвѣтственности за ихъ вѣрноподданни-чество въ смутную и опасную эпоху греческаго возстанія противъ турокъ въ Пелопоннесѣ и на островахъ Эгейскаго моря. Отмѣченныя данныя дополняютъ тѣ немногія детали относительно избранія Іероѳея на Александрійскій патріаршій престолъ, которыя содержатся въ протоколѣ этого акта и въ окружномъ посланіи Константинопольскаго патріарха Хрисаноа.

Въ частности, въ послѣднемъ документѣ и сообщается, что законное избраніе киръ Іероѳея на Александрійскій патріаршій престолъ сопровождалось и совершеніемъ акта интронизаціи lepotc, тгаратаі-есо; хаі Хосрлсрбт^то;),—для новаго патріарха былъ исходатайствованъ высокій султанскій бератъ, которымъ и были утверждены его избраніе и поставленіе на Александрійскій престолъ, а для христіанъ Египта его блаженство являлся въ положеніи духовнаго главы; наконецъ, патріархъ Іероѳей послѣ избранія назначилъ для временнаго управленія Александрійскою церковью своихъ енитроповъ и отправилъ христіанамъ архипастырское свое посланіе, намѣреваясь и самъ вскорѣ прибыть въ Египетъ 1,в).

Патріаршество Іероѳея I продолжалось двадцать лѣтъ и протекало при неблагопріятныхъ внѣшнихъ и внутреннихъ условіяхъ, хотя патріархъ и прилагалъ всѣ усилія къ упорядоченію и благоустройству церковныхъ дѣлъ въ Египтѣ,—какъ 175 *

175) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, предисловіе, стр. СІХ—СХІ.

17в) ’ А. К а X X і ѵ і -а о ; Д е X і ѵ. & ѵ tj ?, II, 54—55.

свидѣтельствуетъ епископъ Порфиріи Успенскій, имѣвшій возможность лично знать патріарха и непосредственно наблюдать его архипастырскіе труды п’’). Патріархъ Іероѳей находился въ живыхъ сношеніяхъ съ современными Константинопольскими патріархами Константіемъ I, Григоріемъ УІ, Анѳимомъ ІУ и Германомъ ІУ и принималъ участіе, въ духѣ согласія и содѣйствія, въ наиболѣе важныхъ ихъ предпріятіяхъ— въ отношеніи борьбы съ инославною пропагандою на Востокѣ, упорядоченія брачнаго вопроса, разрѣшенія румынскаго монастырско-имущественнаго конфликта п8). Онъ находился въ сношеніяхъ и съ Россіею по дѣламъ Александрійской церкви. Между прочимъ, патріархъ па свои средства выкупалъ изъ турецкаго плѣна и отправлялъ на родину христіанъ-невольни-ковъ, преимущественно женщинъ и дѣтей погибшихъ въ борьбѣ съ турками грековъ,—которые въ 1826 году были въ количествѣ до тысячи человѣкъ привезены въ Александрію, возобновилъ храмъ Святителя Николая въ Каирѣ, патріаршія зданія въ Александріи и Капрѣ, монастыри св. Георгія и св. Саввы, построилъ помѣщенія для паломниковъ, основалъ въ Каирѣ эллинское и эллинско - арабское училища и учредилъ штатъ ихъ 11в). Любопытно также отмѣтить церковное много-лѣтствованіе или патріарха Іероѳея, сообщаемое рус-

скимъ ученымъ, епископомъ Порфиріемъ Успенскимъ въ слѣдующей формулѣ: «Іероѳею, блаженнѣйшему и достопочтеннѣйшему отцу нашему, господину и владыкѣ, папѣ и патріарху великаго города Александріи, Ливіи, Пентаполя, Эѳіопіи и всей земли Египетской, отцу отцовъ, пастырю пастырей, архіерею архіереевъ, тринадцатому изъ апостоловъ и судіи вселенной — многая лѣта» 18°). Патріархъ Іероѳей скончался перваго сентября 1845 года. Мы устанавливаемъ здѣсь но- 177 178 179

177) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 255—265 и др.

178) А. К а X X і ѵ і х о ; Д е X і х d ѵ У) ?, II, 59—82.

179) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, предисловіе, стр. СѴЦІ—СХІ.

18°) 'Н cpYjjj-Y) too Trotxptdcpx.00 ’AXe|av5peiots- lepoQeoo той ра-хосркотатсо хоіі оеЗао|іі<йтатоо xaxpös Yjpöv, aüÖevxoü хосі Seottotoo, гЛт.а xacl иос-tptapyoo %r& реуссХг]? uöXeoog ’AXsjjavöpsiac, Aiß6r,g, IlsvxociöXetü;, Ai9iO"ia<; хзГ TltxoY]? -f7); AtfoxTOU, Ttotxpö; ттатерсоѵ, xoipevog -оіргѵшѵ, ap^ispew; äpxieps^v, трі-too хосі о£хатоо xs т<Ьѵ ссттозтбХсоѵ xai хрітой ту;; оіхоо[і£ѴѴ];, тсоХХа ті етг, (Тамъ же, 12).

вую дату, сравнительно съ прежде извѣстными свѣдѣніями русскихъ ученыхъ —епископа Порфирія Успенскаго и X. М. Лопарева, которые относятъ кончину патріарха Іероѳея вообще къ сентябрю 181 *). Русскіе ученые основываются въ данномъ случаѣ на подписи, помѣщенной на мраморной плитѣ надъ могилою патріарха въ храмѣ Св. Николая въ Каирѣ («Awixs. ЕетгсецРріоо» т). Но въ то же время извѣстно, что перваго сентября 1845 г. представители греческой православной общины въ Египтѣ, консулы Іоаннъ Данастаси, Михалаки Досида и Стефанъ Цицииія, отправили вселенскому патріарху Мелетію письмо съ просьбою о поставленіи на Александрійскій патріаршій престолъ архимандрита Іерооея, котораго патріархъ Іероѳей при жизни своей назначилъ діадохомъ 183). Если же имѣть въ виду, съ одной стороны, свидѣтельство епитафіи, относящееся къ сентябрю 1845 года, а съ другой—свидѣтельство представителей греческой общины въ Египтѣ, которые перваго сентября 1845 года писали о патріархѣ Іероѳеѣ, какъ уже о блаженно-почившемъ, то именно къ этому числу и надлежитъ относить кончину блаженнѣйшаго Іероѳея,—при чемъ слѣдуетъ принять во вниманіе и то, что упомянутые консулы въ Египтѣ спѣшили послать свое сообщеніе въ Константинополь о діадохѣ почившаго патріарха и поэтому отправили его въ самый день кончины патріарха. Такъ мы приходимъ къ заключа-нію, что Александрійскій патріархъ Іерооей скончался 1 сентября 1845 года. На мраморной надмогильной плитѣ въ храмѣ Св. Николая въ Каирѣ помѣщена трогательная епитафія въ стихахъ, посвященная «славѣ патріарховъ, Іероѳею—украшенію церкви», который «право и славно правилъ знаменитымъ престоломъ Александріи» въ теченіе двухъ десятилѣтій, отличался благочестивою ревностью, былъ строителемъ двухъ святыхъ храмовъ, по милосердію же своему былъ подобенъ але-

ш) Александрійская патріархія, I, 265 и СХІ. Срав. Матеріалы для біографіи епископа Порфирія Успенскаго, т. I, стр. 669. Снб. 1910. ш) Александрійская патріархія, I, 117.

ш) „ПаѵгхХарліроѵ брійѵ уря'^ра asaYjfj.sicop.EVOv xy) а', тои тре^оѵ-

т о ; aeirxefj-ßpiou |j.y]vö 5,—говорится въ посланіи патріарха Мелетія отъ 25 сентябри 1815 года,—psxä ~69oo ехорюгіф.е9а... ЕІбореѵ ѵсаі бая OYjXoroisTxs еѵ аотф тгеоі тои аоібір.оо тгатріархоо ’AXs;av8peias хоріоо *Iepo9sou (Sv Köpiog äva-aiioei 1 v ѵс б А x 01 c ’Aßpaap. x а l 'Iaai x), 6x1 £ ö v e x 1 xai eig jffjpa; ßa96xaxov r:poY)YjJ.svog, Ёфгуфіое StdtSoyov aüxoö xov баішхссхоѵ üpy_ifj,avSptxY)V rIepö9eov.—’A. KaXXi vixos AsAcxivy]?, II, 84—85.

ксандрійскому патріарху Іоанну III Милостивому (611—621 г.) и скончался въ глубокой старости 184).

*

* *

Избраніе новаго александрійскаго патріарха Артемія (сент. 1845—30 января 1847 г.), преемника блаженнѣйшаго Іеро-ѳея I, вызвало «іерархическій расколъ» въ предѣлахъ Александрійской церкви и сопровождалось нестроеніями и смутою среди мѣстнаго православнаго населенія. Относящіеся къ вопросу документы изображаютъ теченіе событій въ слѣдующей постепенности.

Прежде всего, извѣстенъ протоколъ избранія Александрійскаго патріарха Артемія, состоявшагося въ въ сентябрѣ 1845 г. въ Константинополѣ, при участіи вселенскаго патріарха Ме-летія III и священнаго синода Великой Христовой церкви. Этотъ протоколъ тождественъ по формѣ и содержанію съ протоколомъ относительно избранія патріарха Іероѳея I: послѣ общаго введенія о прономіальномъ положеніи Великой Христовой церкви, возлагающемъ на нее и долгъ попеченія объ остальныхъ патріаршихъ престолахъ, документъ сообщаетъ о вдовствѣ Александрійской церкви послѣ кончины киръ Іероѳея и о каноническомъ- голосованіи для избранія его преемника, состоявшемся по побужденію и разрѣшенію вселенскаго патріарха Мелетія III въ храмѣ св. Великомученика Георгія, при участіи находившихся въ Константинополѣ архіереевъ 01

ev8y)[aoöv'C££ dpyispet?), при чемъ избиратели-іерархи первымъ поставили преосвященнаго митрополита Кестентилія киръ Артемія, вторымъ Мелетія и третьимъ Діонисія. Протоколъ подписали митрополиты: Анѳимъ ефесскій, Діонисій ираклійскій, имѣвшій и голосъ геронта Іоакима кизикскаго, Діонисій ни-комидійскій, Іероѳей халкидонскій, Неофитъ дерконскій, Кириллъ неокесарійскій, Игнатій боснійскій, Аѳанасій драмскій, Анѳимъ маронійскій и Константій стромницкій 185).

Затѣмъ, 25 сентября 1845 года вселенскій патріархъ Мелетій и священный синодъ Константинопольской церкви отправили, по поводу избранія Артемія, посланіе на имя трехъ

1М) Александрійская патріархія, I, 117.—Епископъ Порфирій представилъ въ своей книгѣ (стр. 377 — 384) достаточныя свѣдѣнія относительно общаго состоянія Александрійской церкви въ 1845—1846 г.

ш) ’А. R а Ц ; ѵ і х о ; Д е X і •* я ѵ у] 11, 8^—S4.

представителей православнаго кинота въ Египтѣ—Іоанна Да-настаси, Михаила Досина и Стефана Цининіа 186). Въ этомъ посланіи сообщается, что патріархъ Мелетій получилъ отъ указанныхъ лицъ письмо, датированное 1 сентября и извѣщающее, что патріархъ Іерооей I, еще будучи живъ и находясь въ весьма глубокой старости, назначилъ своего преемника (гѣт-рюе 8ія8оуоѵ оштоб)—въ лицѣ архимандрита Іероѳея, котораго рекомендовали и корреспонденты вселенскаго патріарха, какъ кандидата опытнаго и достойнаго, и просили о поставленіи его для наслѣдованія патріаршаго Александрійскаго престола. Въ отвѣтъ на это патріархъ Мелетій извѣщалъ своихъ корреспондентовъ, что сыновняя ихъ просьба, много цѣнимая Церковью, съ удовольствіемъ была бы принята, если бы серьезныя основанія, опирающіеся на божественныхъ канонахъ и священныхъ постановленіяхъ, пе внушали ей совершенно иначе относится съ необходимымъ вниманіемъ къ такому священному предмету, какимъ является наслѣдованіе (?) Siaooyyj) патріаршаго престола Александріи. И хотя настоящее разногласіе является поводомъ къ немалому сожалѣнію, тѣмъ не менѣе патріархъ и синодъ, обращаясь къ благочестивымъ чадамъ Церкви, цѣлью которыхъ въ данномъ вопросѣ служитъ не иное что, какъ только богоугодное его рѣшеніе, нисколько не сомнѣваются, что встрѣтятъ съ ихъ стороны соотвѣтствующую благоразсудительную оцѣнку и согласную христіанскую ревность относительно представляемыхъ каноническихъ основаній, и надѣятся, что они поймутъ, въ*какой степени Церковь поступала соотвѣтственно неизбѣжному духовному ея долгу.

Какъ только Константинопольская церковь изъ достовѣрныхъ извѣстій впервые узнала объ опасности смерти патріарха Іерооея, то,—принявши во вниманіе, что Александрійскій престолъ, не имѣя архіереевъ и синода, не можетъ канонически приступить къ дѣлу голосованія и избранія преемника, по каковой причинѣ всегда, во время каждаго его вдовства, по древнему священному чину и прономіи вселенскаго престола, діадохъ объявлялся со стороны священнаго

186) Эти три лица были видными по богатству и вліянію членами греческаго общества въ Египтѣ. Изъ нихъ Данастаси былъ шведскимъ консуломъ, Досица (Тусицца)—греческимъ, а Дицияіа состоялъ консуломъ бельгійскимъ (Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 269, 287, 381—383).

синода въ Константинополѣ 18,5),—она взяла на себя заботу и о поставленіи преемника киръ Іероѳея, тѣмъ болѣе свободно, что изъ основательныхъ тамошнихъ сообщеній извѣстилась о мотивахъ именно личнаго [въ пользу архимандрита Іероѳея] отреченія, состоявшагося при томъ одновременно съ кончиною блаженно-почившаго. А что это не могло оказаться когда-либо пріемлемымъ для Церкви, видно изъ священныхъ каноновъ—76-го святыхъ Апостоловъ, осуждающаго личныя и въ видѣ наслѣдствъ отреченія отъ престоловъ 187 188), и 23-го Антіохійскаго собора, которое предписываетъ слѣдующее: «Епископу не позволяется вмѣсто себя поставлятн другаго, въ преемника (8кх8орѵ) себѣ, хотя бы онъ былъ и при концѣ лшзни: аще же что таковое сдѣлано будетъ, то поставленіе да будетъ недѣйствительно; но да соблюдается постановленіе церковное, опредѣляющее, что епископа должно поставляти не инако, развѣ съ соборомъ и по суду епископовъ, имѣющихъ власть произвести достойнаго, по копчикѣ представлявшагося». Такимъ образомъ, личное отреченіе блаженно-почившаго является противнымъ этимъ и другимъ священнымъ канонамъ и незаконнымъ и, какъ таковое, не должно имѣть мѣста въ Церкви. Кромѣ того, возведеніе въ патріаршее достоинство требуетъ, чтобы избираемый уже состоялъ въ архіерейскомъ санѣ, былъ опытенъ и одобренъ въ архіерейскимъ пастырствѣ. Значитъ и это, именно поставленіе архимандрита въ достоинство патріарха, противорѣчитъ священнымъ порядкамъ Церкви, тѣмъ болѣе, что архимандритъ Іерооей неизвѣстенъ Константинопольской церкви, а это также противно церковному обычаю— проручествовать архіерея, особенно же патріарха, не безъ испытанія и по безъ предварительнаго изслѣдованія благочестивыхъ и правильныхъ его воззрѣній и безукоризненной жизни.

Патріархъ Мелетій и члены священнаго синода были проникнуты увѣренностью, что благочестивое христіанское мнѣ-

187) 5t’ т]ѵ а’ітіаѵ сЫтсоте еулатід ^Tjpsia аотой, хат’ арухіаѵ (spotv гі&ы хаі тсроѵбрійѵ той Оиоо|іеѵглой Ѳроѵои, аѵейеглѵоето еѵтеСОеѵ тгара тт,; ’еѵ Кшѵатаѵті-vouitöXet оиѵбооо 6 5iä5oyoc (,’А. К а X А і ѵ t % о £ Д е А і х а ѵ у) ?, II, 85).

188) „Не подобаетъ епископу, изъ угожденія сродникамъ, поставляти въ достоинство епископа, кого хочетъ. Ибо несправедливо творити наслѣдниковъ епискоцства, и собственность Божію даяти въ даръ человѣческому пристрастію. Не должно Церковь Божію подъ власть наслѣдниковъ поставляти. Аіце же кто сіе сотворитъ, поставленіе да будетъ недѣйствительно, самъ же отлученіемъ наказанъ да будетъ“.

ніе трехъ представителей Александрійскаго греческаго общества признаетъ убѣдительными и обязательными тѣ каноническія основанія, по которымъ Константинопольская церковь приступила къ избранію и поставленію діадоха для Александрійскаго престола, въ особенности когда они обратятъ вниманіе и на личность избраннаго по общему и синодальному голосу и одобренію, т. е. бывшаго Кестентилійскаго митрополита, а нынѣ блаженнѣйшаго патріарха Александріи киръ Артемія. Рѣдкія преимущества этого почтеннаго мужа, ревность къ святой нашей Церкви и православной вѣрѣ, глубокій умъ, многоопытность и укращающее его блаженство образованіе, церковное и свѣтское, давно уже извѣстны Церкви и благочестивому народу,—для которыхъ онъ и въ епархіи Кестенти-лія являлся выдающимся архіереемъ, и во многихъ обстоятельствахъ обнаружилъ почтенную разсудительность и благородный и достойный уваженія характеръ, всегда ставя общее благо выше личнаго интереса. Посему патріархъ Мелетій и члены священнаго синода не имѣютъ никакого сомнѣнія въ томъ, что для благословенныхъ христіанъ Александрійскаго престола достаточно лишь узнать патріаршія его добродѣтели, дабы сдѣлаться и почитателями ихъ, а благородные ихъ представители признаютъ справедливыми мотивы изобильной любви и расположенія патріарха и священнаго синода къ дѣйствительно достойному патріаршаго престола киръ Артемію.

Въ виду этого, патріархъ и синодъ выражаютъ увѣренность въ томъ, что для представителей Александрійскаго общества, преволсделѣнныхъ сыновъ о Христѣ, наступило время на дѣлѣ показать свое христіанское подчиненіе священнымъ законамъ и послушаніе святой Христовой Церкви, принимая то, что она, какъ общая Матерь благочестивыхъ, законно и канонически совершила по необходимому своему долгу, заботясь о славѣ святѣйшаго Александрійскаго престола и избѣгая всякаго грѣховнаго и предосудительнаго предлога въ отношеніи къ этому духовному дѣлу. Поэтому патріархъ и весь священный синодъ отечески, съ сердечными своими прошеніями и благословеніями, просили ихъ, чтобы они, изслѣдовавъ въ благочестивомъ своемъ настроеніи изложенныя каноническія основанія, въ силу которыхъ состоялось поставленіе его бла-лгенства, всею душею и христіанскимъ мнѣніемъ расположились въ ихъ пользу и затѣмъ сообщили ихъ справедливѣйшему и человѣколюбивѣйшему [Али]-Пашѣ эфенди и искренно

представили, что преемство но престолу архимандрита Іероѳея, на которое, конечно, изъ одного только сочувствія склонился его высочество, не можетъ совершиться безъ того, чтобы не были поколеблены древній чинъ и законность церковныхъ обычаевъ, между тѣмъ какъ его высочество всегда былъ покровителемъ ихъ и защитникомъ и многіе примѣры свидѣтельствуютъ о выдающихся его благодѣяніяхъ и о защитѣ религіозныхъ обычаевъ христіанъ. Въ заключеніи посланія выражаются пожеланія христіанамъ Египта всякаго блага свыше, здоровья, благоденствія и достиженія спасительныхъ прошеній. Грамоту подписали патріархъ Мелетій, указанные выше митрополиты и еще дидимотихскій митрополитъ Виссаріонъ 18Э).

Не ограничившись этимъ посланіемъ, патріархъ Мелетій п священный синодъ того же 25 сентяря 1845 года отправили другое посланіе—па имя греческаго консула въ Александріи Михаила Досица. Здѣсь сообщается, что въ патріаршемъ и синодальномъ посланіи, отправленномъ всѣмъ тремъ консуламъ, были раскрыты каноническія и другія необходимыя основанія, въ силу которыхъ патріархъ и священный синодъ избрали на вакантный Александрійскій престолъ Кестентилійскаго митрополита Артемія, и изложена отеческая просьба согласиться съ этимъ законнымъ и каноническимъ дѣяніемъ. Съ настоящимъ же посланіемъ патріархъ и синодъ обращаются спеціально къ Михаилу Досица и отечески его просятъ, чтобы онъ отнесся къ этому священному дѣлу съ характеризующею его почтенною и христіанскою ревностью и, пользуясь расположеніемъ Али-паши, представилъ ему не только законность церковнаго акта, но и причины, по которымъ поставленіе архимандрита Іероѳея является противнымъ церковнымъ обычаямъ, обратилъ благосклонное вниманіе паши на избраннаго патріарха Артемія, который какъ бы по нѣкоторому Божественному внушенію давно предназначенъ на святѣйшій Александрійскій престолъ. Именно, когда, четыре года тому назадъ, при патріархѣ Анѳимѣ IV, распространился слухъ что патріархъ Іероѳей скончался, Артемій былъ единогласно избранъ (тсрое(ЩѲ?і), какъ наиболѣе соотвѣтствующій преемникъ престола. И послѣ этого, когда прошелъ слухъ, что блаженнѣйшій Іероѳей утонулъ (srvipj), опять общій голосъ указалъ на киръ Артемія, который и теперь по такому же общему и единодушному избранію

l*9) ’А. К а А /. і ѵ і -а о ; Д г X t у. ос ѵ г, 5, II, 84—88.

Церкви и былъ возстановленъ на престолѣ. Посредствомъ этого разъясненія патріархъ Мелетій и священный синодъ имѣютъ въ виду только сообщить, что не личное расположеніе и не человѣческая какая-либо причина обусловливали законное избраніе блаженнѣйшаго Артемія, но искреннее попеченіе Церкви, имѣющее въ виду украшеніе Александрійскаго патріаршаго престола посредствомъ поставленія мужа почтеннаго, образованнаго и отличающагося и умомъ, и добродѣтелью. И патріархъ вмѣстѣ съ членами священнаго синода просилъ Михаила Досица, чтобы онъ по любви къ правдѣ и съ присущимъ ему благородствомъ души устранилъ всякое препятствіе въ этомъ дѣлѣ, склонилъ и расположилъ къ нему Али-пашу и былъ увѣренъ, что, кромѣ истиннаго благодѣянія для Александрійскаго престола, который будетъ имѣть столь почтеннаго защитника, и кромѣ признательности общей Матери, Церкви Константинопольской, за сохраненіе ея достоинства, онъ получитъ и награду отъ Бога, какъ подвизавшійся въ пользу соблюденія священныхъ каноновъ. Въ заключеніи грамоты сказано, что нѣтъ нужды больше распространяться для возбужденія ревности Михаила Досица къ прекрасному, но патріархъ и священный синодъ ожидаютъ отъ него извѣстительное письмо о результатахъ настоящаго къ нему обращенія. Вмѣстѣ съ письмомъ патріархъ и синодъ отправили особое прошеніе (ävayора) египетскому вице-королю Али-пашѣ, которое и долженъ былъ передать Михаилъ Досица. Письмо къ Михаилу Досица подписали Константинопольскій патріархъ Мелетій и указанные выше члены священнаго синода 19°).

Изложенные документы вскрываютъ любопытныя подробности изъ исторій сношеніи двухъ церквей—Константинопольской и Александрійской. Оказывается прежде всего, что Великая Христова Церковь давно предрѣшила перемѣщеніе Кес-тентилійскаго митрополита Артемія на Александрійскій патріаршій престолъ. Еще въ 1841 году, за четыре года до кончины патріарха Іероѳея I, когда въ Константинополѣ распространился слухъ, оказавшійся потомъ неосновательнымъ, о смерти престоятеля Александрійской церкви', патріархъ Анѳимъ IY и священный синодъ единогласно преднамѣтили митрополита Артемія наиболѣе соотвѣтствующимъ его преемни- 18

18°) ’А. К а X X і ѵ і х о g А е X і л а ѵ yj 5, 88—90.

комъ. И во второй разъ, когда въ Константинополѣ циркулировалъ слухъ, что патріархъ Іероѳей утонулъ, преемникомъ его былъ предназначенъ киръ Артемій. Наконецъ, въ третій разъ, послѣ кончины патріарха Іерооея въ 1845 году, Великая Христова Церковь уже фактически совершила въ сентябрѣ этого года единогласное его избраніе на Александрійскій патріаршій престолъ, которое и было закрѣплено особымъ протоколомъ. И этотъ протоколъ былъ составленъ по традиціонной формѣ протоколовъ для митрополичьяго избранія и даже сохранилъ, какъ уже отмѣчено, тождество въ содержаніи съ протоколомъ избранія патріарха Іерооея I. Окончательный актъ избранія блаженнѣйшаго Артемія, состоявшійся въ патріаршемъ храмѣ Св. Георгія, былъ совершенъ, по обыкновенію, одними митрополитами, въ отсутствіе патріарха Мелетія, съ разрѣшенія и по побужденію котораго они и дѣйствовали *).

И. Соколовъ.

Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.