Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
И.И. Соколов
Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк
Опубликовано:
Христианское чтение. 1914. № 10. С. 1265-1285.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ XIX вѣкѣ.
И с т о р и ч е с. к і й о ч е р к ъ *).
»ЗБРАНІЕ патріарха Іерооея II (1847—1858 г.), состоявшееся въ согласіи съ древнею и священною прономіею александрійскаго патріаршаго престола, было $ предварено и патріаршимъ и синодальнымъ посланіемъ, I отправленнымъ ивъ Константинополя 31 января 1847 г. къ почтеннѣйшимъ клирикамъ, благоговѣйнѣйшимъ іереямъ и преподобнѣйшимъ іеромонахамъ, къ прокритамъ и прочимъ христіанамъ патріаршаго и апостольскаго престола Александріи.
Не только мотивы духовнаго попеченія, обязательнаго для общей матери благочестивыхъ, Великой Христовой церкви, но и древній чипъ, освятившій за вселенскимъ престоломъ прономію простирать попечительность и заботиться о прочихъ патріаршихъ престолахъ въ возникающихъ духовныхъ ихъ нуждахъ, вполнѣ справедливо побудили константинопольскаго патріарха Анѳима VI и священный при немъ синодъ къ совершенію духовной пользы для всѣхъ, пребывающихъ, по милости Божіей, подъ властью александрійскаго престола. Такъ какъ этотъ престолъ оказался вдовствующимъ и лишеннымъ патріаршаго предстоятельства—вслѣдствіе недавняго отреченія блаженнѣйшаго патріарха Артемія, канонически здѣсь возсѣдавшаго около полутора іода, то патріархъ Анѳимъ и священный синодъ, канонически разсудивши, на основаніи
имѣвшихся извѣстій, не только относительно священныхъ и правыхъ воззрѣній и безукоризненной жизни долгое время богоугодно и боголюбезно служившаго, въ санѣ архимандрита, этому престолу и достигшаго опытности въ патріаршихъ дѣлахъ киръ Іероѳея, нынѣ боголюбезнѣйшаго нареченнаго на ливійскую митрополичью каѳедру, но и относительно общей, питаемой клиромъ и народомъ, благоговѣйной любви и преданности къ нему, съ удовольствіемъ приступили къ священнымъ дѣяніямъ въ связи съ каноническимъ его наслѣдованіемъ, имѣя въ виду благоустройство святѣйшаго александрійскаго престола и душевную пользу пребывающаго здѣсь христіанскаго народа.
И вотъ, по побужденію и разрѣшенію патріарха Анѳима, въ Константинополѣ уже состоялось каноническое голосованіе находящихся здѣсь преосвященныхъ архіереевъ и пречестныхъ, причемъ архимандритъ Іероѳей былъ одобренъ и предпочтенъ къ возведенію и поставленію на священную степень архіерейства, съ титулярнымъ наименованіемъ нѣкогда въ древности процвѣтавшей и подъ властью александрійскаго престола находившейся митрополіи ливійской, а священный протоколъ этого каноническаго избранія былъ синодально подписанъ въ священномъ церковномъ кодексѣ. Одновременно патріархъ Анѳимъ и священный синодъ' одобрили и личное отправленіе въ Александрію трехъ архіереевъ, посылаемыхъ тремя патріаршими престолами — вселенскимъ, антіохійскимъ и іерусалимскимъ, дабы они по прибытіи канонически совершили хиротонію архимандрита Іероѳея въ архіерея и митрополита Ливіи, а затѣмъ — и поставленіе его въ патріаршее достоинство посредствомъ совершенія каноническаго голосованія и священнаго чинопослѣдованія въ патріаршемъ храмѣ Александріи, согласно церковнымъ установленіямъ, и объявили его истиннымъ и каноническимъ патріархомъ и киріар-хомъ святѣйшаго патріаршаго и апостольскаго александрійскаго престола, — какъ всѣ непосредственно и особо будутъ объ этомъ извѣщены отправляющимися въ Египетъ архіереями.
Сообщая объ этомъ посредствомъ настоящаго церковнаго посланія, патріархъ Анѳимъ УІ и члены священнаго константинопольскаго синода духовно поздравляли клиръ и народъ александрійскаго патріархата съ дарованнымъ имъ отъ Бога осуществленіемъ общаго- ихъ стремленія и сердечнаго жела-
нія и отъ всей души выражали пожеланіе, чтобы всѣ удостоились увидѣть свою радость исполненной въ связи съ подготовлявшимся завершеніемъ избранія киръ Іероѳея на патріаршій престолъ и прославили Бога за промышленіе Его о насъ 224).
Одновременно патріархъ Анѳимъ УI и священный синодъ отправили особое посланіе и нареченному ливійскому митрополиту Іероѳею. Въ посланіи сообщалось, что александрійскій патріаршій престолъ остался безъ предстоятеля и лишенъ духовнаго управленія и патріаршаго покровительства, такъ какъ бывшій александрійскій патріархъ Артемій отказался отъ него посредствомъ подписаннаго имъ и снабженнаго печатью отреченія, содержащаго и основанія для совершенія этого акта. Великая Христова церковь, въ виду древней ея прономіи заботиться и пещись и о другихъ патріаршихъ престолахъ въ духовныхъ ихъ нуждахъ и сохранять свойственное каждому изъ нихъ устройство, канонически обсудила это дѣло и взяла на себя должную заботу по поводу поставленія достойнаго и соотвѣтствующаго преемника, который долженъ будетъ боголюбезно управлять и, какъ мудрый и наилучшій кормчій, вести духовный корабль святѣйшаго александрійскаго престола. По общему мнѣнію, Великая Христова церковь обратила вниманіе на киръ Іероѳея, не только потому, что онъ въ теченіе многолѣтняго и одобрительнаго служенія въ санѣ архимандрита пріобрѣлъ опытность въ духовныхъ дѣлахъ, имѣетъ выдающіяся достоинства и является по правильнымъ и здравымъ своимъ воззрѣніямъ и по богоугодной жизни свѣдущимъ и подготовленнымъ для патріаршихъ дѣлъ, но и потому, что онъ своими достоинствами привлекъ къ себѣ общее уваженіе, расположеніе и любовь клира и прочихъ христіанъ александрійскаго престола, которые по общему своему расположенію и желаютъ духовнаго надъ ними пред-стоятельства съ его стороны, какъ это засвидѣтельствовано въ общихъ ихъ прошеніяхъ, представленныхъ Великой Христовой церкви.
Въ виду этого, по побужденію и съ разрѣшенія патріарха Анѳима, константинопольскимъ священнымъ синодомъ было произведено -каноническое голосованіе, съ записью протокола въ церковномъ кодексѣ, въ силу котораго киръ Іероѳей былъ
избранъ и предпочтенъ къ хиротоніи каноническимъ архіереемъ и митрополитомъ ливійской митрополіи. Одновременно было церковью одобрено послать въ Александрію трехъ архіереевъ, по одному отъ престоловъ вселенскаго, антіохійскаго и іерусалимскаго, для совершенія архіерейской хиротоніи и избранія киръ Іероѳея на патріаршій престолъ, причемъ патріархъ и священный синодъ уже озаботились о скорѣйшемъ прибытіи этихъ архіереевъ Египетъ и написали объ этомъ патріархамъ антіохійскому и іерусалимскому, а въ свою очередь сдѣлали распоряженіе объ отправленіи въ Александрію и своего представителя, дабы всѣ они въ непродолжительномъ времени совмѣстно оказались въ этомъ городѣ. Въ виду этого, патріархъ и священный синодъ и отправили киръ Іероѳею настоящее свое посланіе, какъ они написали объ этомъ и клиру и народу александрійскаго престола для духовнаго ихъ утѣшенія, — сердечно поздравляютъ нареченнаго митрополита ливійскаго и желаютъ, чтобы въ скоромъ времени они могли отправить ему и братскія привѣтствія, когда получатъ благую вѣсть о совершеніи благополучнаго его поставленія, и просятъ ему укрѣпленія свыше, божественной помощи и содѣйствія въ предстоящихъ его подвигахъ, для душевнаго спасенія христіанскаго народа, который будетъ ему ввѣренъ, и для славы Всевышняго Бога' 225).
Не ограничившись этими посланіями, святѣйшій Анѳимъ УІ того же 31 января 1847 года отправилъ свои отдѣльныя письма тремъ виднымъ представителямъ православнаго греческаго общества въ Египтѣ — Михаилу Досица, Данастаси и Стефану Цициніа. Въ письмахъ сообщается объ отправленіи клиру и народу Египта церковнаго посланія о каноническомъ поставленіи боголюбезнѣйшаго нареченнаго (митрополита) ливійскаго Іероѳея на патріаршій александрійскій престолъ, вслѣдствіе недавняго добровольнаго отреченія стъ него блаженнѣйшаго Артемія, причемъ патріархъ Анѳимъ взялъ на себя церковное попеченіе и объ отправленіи въ Александрію трехъ архіереевъ для хиротоніи Іероѳея и поставленія его, посредствомъ священнаго чинопослѣдованія, на патріаршій престолъ. Но этому поводу патріархъ препровождаетъ особыя письма и упомянутымъ тремъ представителямъ греческаго общества Египта, зная, какое духовное утѣшеніе по-
лучитъ ихъ христіанская душа отъ этого добраго извѣстія о явленной Божественнымъ Промысломъ милости, соотвѣтственно давнему ихъ желанію и благорасположенію къ нареченному митрополиту ливійскому. Отечески поздравляя каждаго изъ указанныхъ лицъ съ исполненіемъ христіанскаго ихъ стремленія, патріархъ и выражалъ пожеланіе относительно успѣшности духовнаго предстоятельства въ Александрійской церкви и осуществленія желаній тамошнихъ благочестивыхъ христіанъ 226).
Отправивъ патріархамъ антіохійскому Меѳодію и іерусалимскому Кириллу особыя посланія съ предложеніемъ избрать представителей для участія въ поставленіи новаго александрійскаго патріарха Іероѳея, вселенскій патріархъ и священный синодъ остановили свой выборъ для той же цѣли на смирнскомъ митрополитѣ Аѳанасія. Въ февралѣ 1847 года митрополиту Аѳанасію было отправлено изъ Константинополя особое патріаршее и синодальное посланіе. Въ немъ заявлялось, что александрійскій патріаршій престолъ остался безъ предстоятеля и лишенъ духовнаго управленія, такъ какъ бывшій патріархъ Артемій принесъ добровольное предъ Великою Христовою церковью и письменное отреченіе отъ него. Соотвѣтственно издревле дарованной вселенскому патріаршему престолу прономіи заботиться и пещиеь о благоустройствѣ и прочихъ святѣйшихъ патріаршихъ престоловъ и братолюбезно содѣйствовать духовнымъ ихъ нуждамъ, на Великой Христовой церкви лежитъ долгъ попечительности и въ отношеніи къ александрійскому патріаршему престолу. И послѣ состоявшагося обсужденія вопроса объ избраніи достойнаго діадоха этого престола, всѣмъ кандидатамъ былъ предпочтенъ архимандритъ александрійскаго престола киръ Іероѳей, мужъ разсудительный и благоразумный, воспитанный въ благочестіи и Отличающій правильностью воззрѣній, свѣдущій въ патріаршихъ вопросахъ и дѣлахъ этого престола, такъ какъ онъ много уже лѣтъ съ одобреніемъ и безукоризненно служилъ ему и пользовался общею любовью и уваженіемъ тамошнихъ христіанъ. Его именно, какъ достойнаго и пригоднаго для патріаршаго предстоятельства святѣйшаго александрійскаго престола, патріархъ Анѳимъ и священный синодъ и избрали, посредствомъ каноническаго голосованія, для хиротоніи въ
22й) 'Гамъ же, 102—103.
архіерея и митрополита—съ простымъ наименованіемъ—нѣкогда въ древности процвѣтавшей въ Египтѣ митрополіи ливійской. о чемъ к былъ составленъ священный протоколъ. А такъ какъ возникла необходимость, соотвѣтственно законному распоряженію, въ хиротоніи боголюбезнѣйшаго избраннаго киръ Іероѳея въ архіерея и митрополита и затѣмъ въ возведеніи въ патріаршій санъ и на указанный патріаршій престолъ. то церковно было одобрено, чтобы каждымъ изъ трехъ патріаршихъ престоловъ былъ посланъ одинъ архіерей, причемъ эти три архіерея, собравшись вмѣстѣ въ Александріи, должны совершить архіерейскую его хиротонію и затѣмъ поставленіе его, посредствомъ каноническаго голосованія, на патріаршій престолъ Александріи.
Написавши блаженнѣйшимъ патріархамъ Антіохіи и Іерусалима о томъ, чтобы они послали для этой цѣли по одному изъ подчиненныхъ имъ архіереевъ, патріархъ Анѳимъ и священный синодъ назначили смирнскаго митрополита антипросопомъ со стороны вселенскаго престола для совершенія и каноническаго исполненія этого священнаго и духовнаго дѣла. И вотъ, посредствомъ аналазирѵемаго патріаршаго и синодальнаго посланія патріархъ Анѳимъ и члены священнаго синода повелѣвали и побуждали митрополита Аѳанасія, чтобы онъ лично отправился и благополучно прибылъ въ Александрію, встрѣтился тамъ съ двумя другими архіереями, отправленными изъ патріархатовъ антіохійскаго и іерусалимскаго, совершилъ въ сослуженіи съ ними, по церковному уставу, божественное и священное тайноводство въ патріаршемъ храмѣ этого города и проручествовалъ, съ призываніемъ и благодатію Всесвятаго и Тайносовершителя Духа, названнаго боголюбезнѣйшаго нареченнаго киръ Іероѳея въ архіерея и митрополита, подъ титулярнымъ наименованіемъ нѣкогда въ древности процвѣтавшей митрополіи ливійской.
Вслѣдъ за тѣмъ митрополитъ Аѳанасій, явившись въ • мѣстный священный храмъ съ двумя другими архіереями, представителями престоловъ антіохійскаго и іерусалимскаго, и подавши вмѣстѣ съ ними каноническіе голоса, имѣетъ въ нихъ предпочесть (-ротіи.^) названнаго киръ Іероѳея для замѣщенія и наслѣдованія святѣйшаго патріаршаго престола Александріи, при чемъ всѣ участники голосованія должны подписать священный протоколъ, а послѣ совершенія, но церковному уставу, и прочаго чина, митрополитъ Аѳанасій имѣетъ
и объявить его законнымъ и каноническимъ киріархомъ и блаженнѣйшимъ патріархомъ этого престола, съ призываніемъ и по благодати Всесвятаго и Тайносовершителя Духа. Въ виду этого и было дано митрополиту Аѳанасію настоящее, въ формѣ патріаршаго письма, разрѣшеніе, подписанное какъ патріархомъ Анѳимомъ VI, такъ и членами Константинополь-скаго священнаго синода ).
11 февраля 1847 г. патріархъ Анѳимъ и члены священнаго синода Великой Христовой церкви препроводили особое посланіе нареченному митрополиту ливійскому киръ Іеро-ѳею. Въ документѣ заявляется, что киръ Іероѳею уже извѣстно изъ другого патріаршаго и синодальнаго посланія объ избраніи его ливійскимъ титулярнымъ митрополитомъ и о предстоящемъ возведеніи на алекскандрійскій патріаршій престолъ, при чемъ для совершенія необходимыхъ каноническихъ священнодѣйствій рѣшено отправить въ Александрію трехъ архіереевъ, представителей патріаршихъ престоловъ вселенскаго, антіохійскаго и іерусалимскаго. Патріархи Антіохіи и Іерусалима уже извѣщены изъ Константинополя особыми посланіями относительно ихъ антипросоповъ. Что же касается вселенскаго престола, то его представителемъ въ этомъ дѣлѣ избранъ преосвященный митрополитъ Смирны, пречестный и экзархъ Азіи киръ Аѳанасій. Вмѣстѣ съ митрополитомъ Аѳанасіемъ въ Александрію посылается изъ Константинополя и девтеревонъ (второй діаконъ) вселенской патріархіи киръ Ага-ѳангелъ, который не только будетъ необходимъ для совершенія всего согласно церковнымъ обычаямъ и для исполненія обязанннстей, относящихся къ его должности и степени, но и отправляется въ доказательство особаго любочестнаго расположенія патріарха и священнаго синода относительно соблюденія всякой оффиціальности при достоприличномъ патріаршемъ поставленіи киръ Іероѳѳя.
Посему, снабжая настоящею патріаршею и синодальною грамотою митрополита Аѳанасія и девтеревона Агаѳангела я рекомендуя ихъ, какъ церковно посланныхъ, нареченному ливійскому ,митрополиту киръ Іероѳею, Анѳимъ VI и члены священнаго синода просили его принять ихъ любезно и внимательно, такъ какъ они имѣютъ назначеніе, какъ сказано, совершить каноническія священнодѣйствія, вмѣстѣ съ двумя
другими архіереями, и закончить возведеніе и законное его поставленіе на святѣйшій александрійскій престолъ, которое и будетъ, наконецъ, совершено съ помощью Божіей,—какъ патріархъ и члены священнаго синода и станутъ ожидать добраго объ этомъ извѣстія,—и будетъ благопріятно и полезно для мѣстнаго христіанскаго народа, а новому александрійскому патріарху будутъ потомъ принесены изъ Константинополя братскія привѣтствія.—Посланіе подписали— патріархъ Анѳимъ и митрополиты: Діонисій ираклійскій. Іеро-ѳей халкидонскій, Неофитъ дерконскій, Герасимъ адріанопольскій, Кириллъ неокесарійскій, Іероѳей артскій и Мелетій дидимотихскій 228).
Тождественное по содержанію посланіе бы ю отправлено патріархомъ Анѳимомъ и священнымъ синодомъ и клиру и народу Александріи, которымъ также рекомендовались смирнскій митрополитъ Аѳанасій и девтеревонъ Агаѳангелъ, посланные въ Александрію для хиротоніи киръ Іероѳея и возведенія его на патріаршій престолъ. Духовенству и народу города внушалась благосклонно и любезно встрѣтить и принять этихъ лицъ, какъ представительствующихъ отъ имени Великой Христовой церкви, а вмѣстѣ и выражалось пожеланіе о благополучномъ и успѣшномъ замѣщеніи александрійскаго патріаршаго престола, которое будетъ полезно ему въ разныхъ отношеніяхъ. '
Наконецъ, въ февралѣ 1847 года изъ Константинополя были отправлены патріаршія письма и тремъ консуламъ— Досица, Данастаси и Цициніа, въ которыхъ содержались аналогичныя рекомендаціи двухъ антипросоповъ Константинопольской церкви, отправившихся въ Египетъ въ связи съ избраніемъ новаго патріарха Іереѳея, и внушалосъ благосклонное' и доброжелательное къ нимъ отношеніе со стороны этихъ представителей православнаго греческаго общества 22в).
Что касается патріарховъ антіохійскаго и іерусалимскаго, то и они, въ виду обращенія къ нимъ вселенскаго патріарха Анѳима, отправили въ Египетъ своихъ предстоятелей—бейрутскаго митрополита Веніамина 23°) и севастійскаго архіепи-
2г8) Тамъ же, 103—105.
і2°) 'А. К а А А і ѵ і х о ; Д г А ■ у. а ѵ у] II, 105—106.
230) Епископъ Порфирій Успенскій неправильно назвалъ Веніамина Бейрутскаго архіепископомъ (Книга бытія моего, III, 163, 192. 197). Be-
скопа Ѳаддея 231), которые вмѣстѣ съ смирнскимъ митрополитомъ Аѳанасіемъ и должны была совершить избраніе киръ Іероѳея на алексаидрійскій престолъ.
Антипросопы трехъ патріаршихъ престоловъ прибыли въ Египетъ въ апрѣлѣ 1847 г. и, послѣ хиротоніи киръ Іероѳея въ Санъ митрополита ливійскаго, совершили и чинъ избранія его на патріаршую каѳедру. Оба эти акты состоялись 20 апрѣля, а послѣдній изъ нихъ былъ засвидѣтельствованъ протоколомъ слѣдующаго содержанія.
Если священные каноны повелѣваютъ, чтобы ни одна епархія не оставалась вдовствуюіцею въ продолженіи долгаго времени, дабы никто изъ православныхъ христіанъ повсюду на землѣ не былъ лишенъ духовнаго представительства и наблюденія, то тѣмъ болѣе такая попечительность должна относиться къ святѣйшимъ патріаршимъ и апостольскимъ престоламъ, священною четверицею которыхъ, какъ на четвероуголь-номъ основаніи, утверждается образуемое единство святой и каѳолической Церкви Христовой: вѣдь отъ каждаго изъ нихъ, какъ отъ прекраснаго корня, произрасли многочисленныя, отдѣльныя и частныя цвѣтущія вѣтви и обильно процвѣли во Христѣ Іисусѣ отрасли, украшенныя вѣчно цвѣтущими листьями благочестія и приносящія зрѣлые плоды православія. Такъ какъ нынѣ святѣйшій патріаршій и апостольскій престолъ великаго города Александріи и всей земли Египетской остался безъ предстоятеля, вслѣдствіе того, что болѣе полутора года законно и канонически поставленный здѣсь блаженнѣйшій и святѣйшій патріархъ бывшій александрійскій киръ Артемій принесъ добровольное и непринужденное отреченіе отъ него и представилъ его письменно, со своею подписью, святой Христовой Великой церкви, въ священномъ кодексѣ которой оно и помѣщено,—и такъ какъ этою общею матерью благочестивыхъ предпринята бы достодолжная попечительность о поставленіи законнаго и каноническаго діадоха этого престола, согласно общимъ прошеніямъ пребывающихъ здѣсь благочестивыхъ и православныхъ христіанъ; то мы, присланные сюда для этой цѣли прочими тремя святѣйшими
ніаминъ (j 1848 г.) былъ однимъ изъ лучшихъ іерарховъ Сиріи (тамъ же, 194-195, 261).
231J О Ѳаддеѣ, „вельми благообразномъ старцѣ“, упоминаетъ епископъ Порфирій Успенскій въ своей „Книгѣ бытія“ (III, 169, 348 и др.).
патріаршими престолами и находящіеся въ Александріи архіереи, по побужденію и письменному разрѣшенію святѣйшаго и достопочтеннѣйшаго вселенскаго патріарха киръ-киръ Анѳима, но мнѣнію и согласію и двухъ другихъ блаженнѣйшихъ и святѣйшихъ патріарховъ—антіохійскаго киръ Меѳодія и іерусалимскаго киръ Кирилла, собрались въ находящемся въ Каирѣ патріаршемъ храмѣ иже во святыхъ отца нашего Николая. [архі]епископа Мѵръ Ликійскихъ Чудотворца и, предложивъ каноническіе голоса съ призываніемъ и по благодати Всесвятаго и Тайносовершителя Духа для отысканія и избранія достойнаго и соотвѣтствующаго лица, имѣющаго принять патріаршій жезлъ и духовное предстоятельство и управленіе святѣйшаго патріаршаго и апостольскаго престола Александріи, первымъ поставили высокопреосвященнаго и богоизбраннаго митрополита Ливіи, превожделѣннаго брата во Христѣ и сослужителя киръ Іероѳея, мужа, украшеннаго разумомъ, благочестіемъ и разсудительностью и обладающаго прочими добродѣтелями, которыя характеризуютъ патріарха, вторымъ—По-ликарпа и третьимъ—Макарія, имена которыхъ и были записаны въ священномъ кодексѣ святѣйшаго престола Александріи для всегдашняго свидѣтельства и постояннаго удостовѣренія.— Протоколъ подписали: смирнскій митрополитъ Аѳанасій, бейрутскій митрополитъ Веніаминъ и севастійскій архіепископъ Ѳаддей 232).
Указаннымъ антипросопамъ трехъ патріаршихъ престоловъ Востока принадлежитъ еще одинъ документъ, именно—«Удостовѣреніе о здоровьѣ избраннаго александрійскаго патріарха». Оно было составлено 22 апрѣля 1847 года, т. е. черезъ два дня послѣ избранія блаженнѣйшаго Іероѳея, и было вызвано тѣмъ, что киръ Іероѳей, вскорѣ послѣ провозглашенія александрійскимъ патріархомъ его предшественника, блаженнѣйшаго Артемія, съ которымъ ему и всей паствѣ патріархата пришлось вступить въ продолжительную и упорную борьбу изъ-за престола, «сдѣлался тяжко боленъ,—у него разслабѣла половина тѣла»,—какъ сообщаетъ епископъ Порфирій Успенскій 233). Болѣзненное состояніе киръ Іероѳея служило, конечно, серьезнымъ основаніемъ для избранія его па каѳедру св. апостола Марка, но, къ счастью для него и александрій-
232) ’А. КаААіѵіхос A г X t х ä ѵ г, II, 109—111.
233) Матеріалы для біографіи епископа Порфирія Успенскаго, J, 671.
ской паствы, болѣзнь скоро потеряла свою интенсивность. «Посредствомъ настоящей нашей удостовѣрительной грамоты мы, три архіерея,—говорятъ митрополиты Аѳанасій смирнскій и Веніаминъ бейрутскій и архіепископъ Ѳаддей севастійскій,— объявляемъ, что провозглашенный блаженнѣйшимъ патріархомъ александрійскимъ (киръ Іероѳей) былъ въ прошломъ году пораженъ апоплексіей въ лѣвую ногу и лѣвую руку, но нынѣ, по милости Божіей, и ходитъ свободно, и двигаетъ и беретъ этою, прежде больною, рукою; посему для общаго свѣдѣнія и объявляемъ» М4).
Наконецъ, 28 мая 1847 года константинопольскій патріархъ Анѳимъ УІ обратился къ александрійскому патріарху Іѳроѳею съ особымъ посланіемъ по поводу вступленія его на патріаршій престолъ. Въ документѣ сообщается, что по возвращеніи въ Константинополь смирнскаго митрополита Аѳанасія и девтеревона Агаѳангела патріархъ Анѳимъ съ удовольствіемъ получилъ письмо киръ Іероѳея и очень обрадовался, узнавши о добромъ состояніи здоровья его блаженства. Патріарху Анѳиму доставило удовольствіе и сообщеніе его блаженства о состоявшемся 20 апрѣля каноническомъ его избраніи и хиротоніи титулярнымъ митрополитомъ и о благополучной въ тотъ же день интронизаціи его на патріаршій александрійскій престолъ, при чемъ патріархъ Іероѳей въ своемъ письмѣ выразилъ чувство признательности общей матери, Великой Христовой церкви, и просилъ материнскихъ ея молитвъ о духовномъ во Христѣ пастырствѣ ввѣреннаго ему свыше христіанскаго народа и о содѣйствіи ему во всѣхъ дѣлахъ. Съ удовольствіемъ относясь къ этому заявленію блаженнѣйшаго Іероѳея и съ радостью принимая выраженія искренней его благодарности, патріархъ Анѳимъ поздравилъ его въ своемъ письмѣ съ утвержденіемъ въ предѣлахъ александрійскаго престола и съ украшеніемъ царскимъ орденомъ и отъ всей души просилъ свыше отъ Всевышняго, чтобы Онъ укрѣпилъ его богоугодно пасти и путеводить по спасительнымъ пажитямъ евангельской благодати ввѣренный ему христіанскій народъ, по свойственной ему разсудительности и соотвѣтственно украшающимъ его достоинствамъ, и явиться благо-угОднымъ и пріятнымъ Архипастырю Господу Іисусу Христу и общей матери Великой Христовой церкви, державному царству
234) ’А. КаХХСѵіхо? AeXixdtv-rjs, II, 111.
аз
и правителю страны. Затѣмъ патріархъ Анѳимъ сообщилъ, что имя блаженнѣйшаго Іерорея записано въ священныхъ диптихахъ для поминовенія, какъ установлено, вмѣстѣ съ прочими патріархами во всѣхъ божественныхъ тайноводствахъ и священныхъ послѣдованіяхъ. И все это сообщалось патріархомъ Анѳимомъ вполнѣ братски, «съ невыразимою душевною радостью». Въ заключеніи письма патріархъ просилъ киръ Іе-роѳея, увѣреннаго, конечно, въ искреннихъ чувствахъ братскаго его сердца, и впредь, возможно чаще сообщать ему радостныя вѣсти о состояніи вожделѣннѣйшаго добраго его здоровья и выразилъ пожеланіе жить многіе и счастливые годы 235).
Такимъ образомъ, избраніе патріарха Іероѳея выступаетъ, при свѣтѣ изложенныхъ историческихъ документовъ, съ полною отчетливостью, хотя и представляетъ нѣкоторыя характерныя особенности. Это избраніе состоялось съ соблюденіемъ традиціонной прономіи александрійскаго престола, т. е. по предварительному—со стороны блаженнѣйшаго Іероѳея I— указанію киръ Іероѳея, какъ діадоха патріаршаго престола, и по общему желанію клира и народа александрійской церкви. Однако, фактическое выполненіе этой прономіи осложнилось почти двухлѣтнею въ ея пользу борьбою со стороны клира и народа александрійской церкви, въ виду нарушенія традиціи, допущеннаго въ Константинополѣ. Выходъ изъ создавшейся коллизіи былъ обставленъ нѣсколько необычными дѣйствіями. Діадохъ александрійскаго престола, одобренный патріархомъ Іѳроѳѳемъ I и его паствою, былъ предварительно избранъ титулярнымъ ливійскимъ митрополитомъ. Избраніе состоялось въ Константинополѣ, при участіи мѣстнаго священнаго синода, и мотивировалось необходимостью духовнаго наблюденія за благочестивыми и православными христіанами Египта, гдѣ въ данное время не было ни одного православнаго епископа. Избраніе ливійскаго митрополита произошло обычнымъ порядкомъ —въ патріаршемъ храмѣ св. Георгія, съ указаніемъ и двухъ другихъ кандидатовъ, хотя результатъ избирательнаго акта заранѣе былъ безусловно ограниченъ однимъ лицомъ, архимандритомъ Іероѳеемъ, какъ діадохомъ и александрійскаго патріаршаго престола. Въ обезпеченіи этого послѣдняго избранія и заключался весь смыслъ провозглашенія киръ Іероеея ливійскимъ митрополитомъ. Коль скоро архимандритъ Іероѳей-
-35) Тамъ же, 111—113.
былъ объявленъ титулярнымъ архіереемъ Ливіи, этимъ актомъ было уже предрѣшено и его избраніе на александрійскій патріаршій престолъ. Въ посланіи вселенскаго патріарха Анѳима и священнаго синода на имя іерусалимскаго патріарха Кирилла отъ 31 января 1847 года прямо уже и ведется рѣчь о вдовствующемъ александрійскомъ престолѣ и о достойномъ его замѣстителѣ, архимандритѣ Іероѳеѣ: послѣдній былъ возведенъ въ высокій санъ архіерейства подъ именемъ ливійскаго митрополита съ тѣмъ, «чтобы послѣдовательно поставить его въ патріаршее достоинство и объявить киріархомъ вдовствующаго александрійскаго престола». И въ другихъ изложенныхъ посланіяхъ изъ Константинополя отъ 31 января 1847 года также рѣчь идетъ о предстоящемъ возведеніи титулярнаго ливійскаго митрополита на александрійскій патріаршій престолъ, въ силу каноническаго его наслѣдованія (?) хаѵоѵопг) отои §іа-2о-/г|). Значитъ, избраніе киръ Іероѳея II на александрійскій патріаршій престолъ въ первой своей стадіи состояло въ титулярномъ возведеніи его на ливійскую митрополичью каѳедру, которое было и предрѣшеніемъ поставленія его на патріаршій престолъ, по мотиву непоколебимой, древней и священной его нрономіи. Эта стадія прошла въ Константинополѣ, а продолженіе избирательнаго процесса совершилось въ Египтѣ.
Въ связи съ избраніемъ, киръ Іероѳея на ливійскую митрополію возникъ вопросъ о его хиротоніи, послѣ которой должна была совершиться и патріарщая его интронизація. Вслѣдствіе полнаго отсутствія въ Египтѣ мѣстныхъ православныхъ арі-ереевъ, патріархъ Анѳимъ YI и священный синодъ намѣтили коалиціонный способъ рѣшенія этого вопроса. Для хиротоніи и интронизаціи патріарха Іероѳея II были приглашены и патріархи антіохійскій и іерусалимскій. Фактъ обращенія вселенскаго патріарха къ предстоятелямъ двухъ другихъ восточныхъ патріаохатовъ свидѣтельствуетъ о томъ, что онъ былъ чуждъ какихъ-либо папистическихъ притязаній въ отношеніи къ александрійскому престолу и желалъ совершить замѣщеніе послѣдняго при совмѣстномъ братскомъ участіи другихъ патріарховъ, которые, подобно вселенскому патріарху, имѣли поводъ п основаніе простирать руку братской помощи нуждавшейся александрійской церкви и въ данный моментъ, дѣйствительно, могли оказать ей необходимое свое содѣйствіе. Антипросопы трехъ патріаршихъ престоловъ, прибывши въ Египетъ, совмѣстно совершили здѣсь избраніе алексацдрій-
скаго патріарха Іероѳея II. Оно состоялось 20 апрѣля 1847 г. въ Каирѣ, въ патріаршемъ храмѣ Св. Николая Чудотворца. Въ этотъ день за божественной литургіей была совершена хиротонія архимандрита Іероѳея во епископа, а затѣмъ были произведены актъ избранія ливійскаго митрополита Іероѳея на патріаршій престолъ и чинъ интронизаціи его на этотъ престолъ. Любопытно отмѣтить, что избраніе патріарха Іероѳея, предрѣшенное уже въ Константинополѣ, произошло въ Каирѣ съ соблюденіемъ традиціоннаго чина: были указаны три кандидата, состоялось молитвенное призываніе Святаго Духа, былъ написанъ протоколъ и помѣщенъ въ священномъ кодексѣ александрійскаго престола. Весь этотъ актъ былъ совершенъ «по побужденію и письменному разрѣшенію» вселенскаго патріарха,—такъ какъ предшествующій александрійскій патріархъ Артемій принесъ каноническое свое отреченіе отъ престола именно предъ Великою Христовою церковію, въ священномъ кодексѣ которой этотъ документъ и былъ помѣщенъ,—и '<по мнѣнію и согласію» патріарховъ антіохійскаго и іерусалимскаго. Въ виду существовавшаго сомнѣнія относительно здоровья новаго александрійскаго патріарха, представители трехъ патріаршихъ престоловъ признали возможнымъ разсѣять сомнѣніе коллективнымъ своимъ удостовѣреніемъ объ исчезновеніи послѣдствій апоплексіи, отъ которой недавно страдалъ киръ Іероѳей.
Послѣ интронизаціи блаженнѣйшій Іероѳей II, по церковному обычаю, обратился ко всѣмъ восточнымъ церквамъ съ своимъ братскимъ посланіемъ, при посредствѣ котораго онъ и вступилъ въ каноническое общеніе съ ними. Въ частности, Константинопольскую церковь патріархъ Іероѳей благодарилъ за содѣйствіе въ поставленіи его на александрійскій престолъ и просилъ материнскихъ ея молитвъ объ успѣшномъ прохожденіи святительскаго его служенія. И блаженнѣйшій Іероѳей, дѣйствительно, имѣлъ основаніе обратиться къ Великой Христовой церкви, какъ общей матери, съ выраженіемъ своей признательности.
Константинопольская церковь въ своемъ отношеніи къ александрійскому патріаршему престолу руководилась основаніями двоякаго характера. Съ одной стороны, она, какъ общая матерь, выступала здѣсь по силѣ древней своей прономіи простирать попечительность и заботиться о прочихъ патріаршихъ престолахъ въ тѣхъ случаяхъ, когда они оказы-
вались въ затруднительномъ положеніи и не могли собственными силами и средствами устранить неотложныя духовныя нужды, но съ тѣмъ непремѣннымъ условіемъ, чтобы сохранять свойственное каждому изъ престоловъ украшеніе или устройство 236), иначе'сказать, не нарушать автокефальнаго ихъ достоинства и самостоятельнаго существованія. Нечего и говорить, что въ періодъ избранія блаженнѣйшаго патріарха Іеро-ѳея II александрійскій престолъ находился въ крайне затруднительномъ положеніи, такъ что безъ содѣйствія Константинопольской и иныхъ церквей не могъ совершить ни избранія, ни хиротоніи и интронизаціи своего предстоятеля. Правда, Константинопольская церковь, допустивъ, при избраніи его предшественника, патріарха Артемія, нарушеніе «священной и древней прономіи» александрійскаго престола, умножила затруднительное положеніе послѣдняго и ввергла этого патріарха въ борьбу съ его паствой, но существенное йрепят-ствіе для всецѣлаго автономнаго поставленія александрійскаго патріарха собственными силами и средствами престола ни мало этимъ не устранялось, вслѣдствіе полнаго отсутствія въ Египтѣ мѣстныхъ православныхъ архіереевъ. А со стороны Константинопольской церкви, послѣ этого неудачнаго избранія, была обнаружена болѣе интенсивная въ отношеніи къ александрійскому престолу попечительность, съ цѣлью завершить избраніе преемника Артемія въ полномъ согласіи съ древней священной прономіей александрійской церкви. Къ этому вселенская патріархія побуждалась и выдающимися личными достоинствами новаго кандидата патріаршей власти, уваженіемъ и любовью, которыми киръ Іероѳей пользовался въ Александрійской церкви, и особенно просьбами со стороны клира и народа о поставленіи именно этого кандидата предстоятелемъ православной церкви въ Египтѣ. Значитъ, въ дѣлѣ избранія блаженнѣйшаго Іероѳея II объединялись основанія ja субъективнаго, и объективнаго характера, въ полномъ соотвѣтствіи съ традиціонной избирательной прономіей александрійскаго престола. 26
2і6) Yj Хр'лтои ’Exx/.Yjoia axs'i>atxsvYj xxvovix&s, xxQärcep гікщеѵ
apX^Tx TCpeaßeTx о xax’ (X'jtyjv ауісотато^ naxpiapxtxog Oixopp-evixog 0pövo£ той XYj$ea9at xai лроѵоеГѵ ’ev таі; -ѵго^атіхаТ; ävxY"/-ais xat t£>v SXXtov тгатріар^іхюѵ 9pöv cuv, xal töv ofxsiov ix -хотой о uiijeiv xoopov ( A, KaXX1-vixo; Д e X x а v yj II, 100 ).
Патріархъ Іероѳсй II былъ однимъ изъ лучшихъ предстоятелей Александрійской церкви и много сдѣлалъ для ея благоустройства. По сообщенію епископа Шрфирія Успенскаго, во время патріаршества блаженнѣйшаго Іероѳея два инока занимались въ Александріи и Каирѣ проповѣцью слова Божія, было устроено женское училище въ Александріи въ дополненіе къ двумъ другимъ православнымъ школамъ, патріаршая библіотека въ Каирѣ была приведена въ порядокъ, монастыри св. Саввы въ Александріи и св. Георгія въ старомъ Каирѣ находились въ лучшемъ, чѣмъ прежде, устройствѣ и благолѣпіи, въ Александріи былъ построенъ новый храмъ св. Екатерины, больница при патріархіи была снабжена необходимыми принадлежностями. Въ виду матеріальной бѣдности александрійскаго престола и многихъ его нуждъ, патріархъ Іероѳей обратился за помощью къ императору Николаю Павловичу и русскому Св. Синоду и получилъ разрѣшеніе отправить въ Россію Ѳиваид-скаго епископа Никанора для сбора пожертвованій, которыя оказались очень полезными для бѣдствовавшей Александрійской церкви. Въ свою очередь,, Св. Синодъ, но ходатайству московскаго митрополита Филарета и въ уваженіе къ бѣдствіямъ александрійскаго престола и бѣдности мѣстныхъ христіанъ, 21 мая 1855 года передалъ въ вѣдѣніе александрійской патріархіи трехпрестольный храмъ св. Николая въ Под-копаяхъ, въ Москвѣ, гдѣ и было устроено александрійское патріаршее подворье 231). Вообще, матеріальное положеніе александрійскаго престола улучшилось при патріархѣ Іероѳеѣ, хотя поставленіе его на каѳедру стоило ему 500.000 піастровъ, Или около 28.600 рублей но тогдашнему курсу,—какъ сообщаетъ епископъ Порфирій Успенскій. Кромѣ 200.000 піастровъ, данныхъ имъ, въ качествѣ отступного, отрекшемуся александрійскому патріарху Артемію, «рукополагавшимъ киръ Іероѳея архіереямъ даны были—смирнскому Аѳанасію 1 5.000 піастровъ, бейрутскому Веніамину 10.000 піастровъ, севастійскому изъ Палестины Ѳаддею 10.000 п., клирикамъ цареградскимъ
20.000 піастровъ, за султанскій брилліантовый знакъ отличія
40.000 піастровъ. Вся эта сумма взята была въ долгъ у богатыхъ александрійскихъ купцовъ Цицини, Тусиццы, Данастаси и другихъ, но безъ роста», и постепенно была уплачена «изъ доходовъ патріархіи» 23R).
237 ) Александрійская патріархія, I, 265—275, 377—331, CXI—СХІѴ.
23!і) Матеріалы для біографіи епископа Порфирія Успенскаго, I, 676.
Что касается другихъ сторонъ дѣятельности патріарха Іероѳея II, то необходимо, въ частности, отмѣтить его заботы о нравственномъ просвѣщеніи паствы 239), между церковные его труды, предпринимавшіеся въ союзѣ со вселенскимъ и другими патріархами 24°), стремленіе организовать въ Египтѣ синодальную форму управленія и прочее 241). Наконецъ, представляется возможнымъ и установить, что блаженнѣйшій Іероѳей II скончался въ январѣ (ранѣе 9-го числа) 18с8 года 242), и исправить двойную хронологическую ошибку X. М. Лопарева, датирующаго его патріаршество «1846—1859» годами 243).
XIII.
Послѣ кончины блаженнѣйшаго Іероѳея И, на александрійскій патріаршій престолъ былъ избранъ Каллиникъ (26 января 1858—24 мая 1861 г.). Его вступленіе на каѳедру св. апостола Марка также сопровождалось нѣкоторыми обстоятельствами исключительнаго порядка.
Прежде всего, блаженнѣйшій Іероѳей И, по примѣру своихъ предшественниковъ по престолу и подъ давленіемъ нѣкоторыхъ мірянъ изъ состава своей паствы, намѣренъ былъ назначить діадоха, который послѣ его кончины и долженъ былъ занять александрійскую патріаршую каѳедру. Объ этомъ намѣреніи своемъ Іероѳей II еще 6 іюня 1857 года особымъ письмомъ сообщилъ вселенскому патріарху Кириллу УІІ (24 сентября 1855—1 іюля 1860 г.). Въ Константинополѣ заявленіе александрійскаго патріарха произвело неблагопріятное впечатлѣніе, какъ это можно видѣть изъ отвѣтнаго письма вселенскаго патріарха Кирилла УІІ, отправленнаго блаженнѣйшему Іеро-ѳею 18 іюня того же года. Въ немъ заявляется, что патріархъ Кириллъ, внимательно прочитавши братское письмо киръ Іероѳея и ознакомившись съ тѣмъ, что нѣкоторыми мірянами-христіанами было предпринято въ Египтѣ относительно дѣлъ
239j Тамъ же, I, 668—669.
24°) ’А. KaXXtvixos AeXixdvvjc, II, 113—130.
241) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 379—380.
242) ’А. К а X X і ѵ і х о ; Д е X і х а ѵ /] g, II, 135. Cp. К а X X і <р р u> ѵ, ’ExxXyj-otao-rixöv AsXxiov, 152—153. К. 1867.
243) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 152—153.
духовныхъ и церковныхъ, призналъ необходимымъ, въ виду важности предмета, сообщить о немъ константинопольскому священному синоду. И общее уныніе овладѣло патріархомъ и его собратьями-архіереями, когда они узнали о допускаемой въ Египтѣ возможности уничтоженія и упраздненія почтенныхъ прономій и правъ, которыя освящены въ теченіе вѣковъ религіозными и царскими постановленіями и утверждены на непоколебимыхъ основаніяхъ,—хотя тѣ лица, которыя замышляютъ столь надменно прикоснуться и измѣнить ихъ, должны были бы принять во вниманіе, во-первыхъ, требованіе «не нарушать предѣловъ вѣчныхъ, которые положили отцы твои», и, во-вторыхъ, то соображеніе, что они, въ силу чуждаго и мірского своего положенія, не имѣютъ права относительно этого.
Патріархъ и члены священнаго синода не мало были опечалены и тѣмъ, что блаженнѣйшій Іероѳѳй, склонившись,— какъ не слѣдовало бы поступать,—на предложеніе объявить (vä еще при своей жизни намѣстника престола, далъ
поводъ къ болѣе обременительнымъ требованіямъ, не предвидя, что за однимъ даннымъ неумѣстнымъ обязательствомъ слѣдуетъ весьма много другихъ. А что поставленіе (syxaxäoxaai-) живущими духовными пастырями своихъ діадоховъ является неумѣстнымъ,—это видно изъ опредѣленія апостольскихъ и соборныхъ каноновъ, именно изъ правилъ 76-го Апостольскаго и 23-го Антіохійскаго собора, которыя и приводятся въ посланіи патріарха Кирилла УІІ 244).
Въ виду этого, исполняя священное братское обязательство, проистекающее изъ самаго духовнаго единенія во Христѣ, мы,—писалъ патріархъ Кириллъ УІІ блаженнѣйшему Іеро-ѳею,—по общему синодальному обсужденію, спѣшимъ указать братской твоей любви на рискованность и опасность сужденія относительно діадоха и братски побудить твою любовь отказаться отъ выступленія въ дѣлѣ, нротиворѣчащемъ свя щеннымъ канонамъ, которые киръ Іероѳей издавна соблюдалъ и исполнялъ неуклонно. Мало того, блаженнѣйшій Іерооей, посредствомъ извѣстной своей ревности, долженъ разсѣять и уничтожить, какъ паутину, всякое проявленіе чуждаго вмѣшательства и вторженія и никогда не долженъ соглашаться на какія бы то ни было преобразованія, наносящія вредъ до стоинству патріаршаго сана и прономіямъ независимости
-и) Ср. выше, стр. 150.
александрійскаго престола, или имѣющія въ виду сократить доходы, издавна посвященные на содержаніе патріарха и престола и всегда находившіеся подъ юрисдикціей и свободнымъ ихъ завѣдываніемъ и управленіемъ,—но, соблюдая неизмѣннымъ все, что принялъ, патріархъ Іѳроѳей долженъ мужественно отвергнуть все противное. А съ другой стороны, по какому праву христіане Египта, и тѣмъ болѣе—иностранцы и пришельцы, могутъ благовидно вторгаться въ дѣло реформы церковныхъ установленій, коль скоро очевидна неосновательность ихъ намѣреній, чуждыхъ всякаго законнаго и справедливаго мотива? Побуждая его блаженство къ защитѣ и сохраненію всякаго права александрійскаго престола со свойственной киръ Іероѳею твердостью и ревностью и по священному его долгу, патріархъ Кириллъ въ заключеніи письма и заявилъ, что онъ, въ свою очередь, не перестанетъ въ должномъ случаѣ оказывать церковное покровительство и содѣйствіе, соотвѣтственно братскимъ его просьбамъ и въ зависимости отъ почтенной и древней прономіи вселенскаго престола—помогать и прочимъ патріаршимъ престоламъ въ ихъ нуждахъ. Наконецъ, въ письмѣ патріарха Кирилла VII выражается радость по поводу обращенія въ лоно православной Церкви семидесяти уніатскихъ* семействъ 245).
Изложенный документъ вновь поставилъ на очередь вопросъ о каноническомъ достоинствѣ назначенія со стороны патріарховъ своихъ діадоховъ на александрійскомъ престолѣ,— который уже обсуждался въ Константинополѣ и нѣсколько раньше, въ связи съ избраніемъ на александрійскую каѳедру блаженнѣйшаго Артемія. Какъ и раньше 246), актъ избранія діадоха со стороны патріарха Іероѳея II былъ признанъ въ Константинополѣ противорѣчащимъ правиламъ 76 св. Апостоловъ и 23 Антіохійскаго собора,—хотя постановка вопроса въ послѣдней его версіи носила иной характеръ сравнительно съ прежнею его оцѣнкою. Дѣло въ томъ, что асександрійскій патріархъ Іероѳей II возбудилъ, предъ Константинопольскою церковью вопросъ о своемъ преемникѣ не по личному побужденію, но подъ вліяніемъ нѣкоторыхъ мірянъ изъ состава своей паствы, а равно и лицъ, постороннихъ для Александрійской церкви. Въ этомъ вліяніи усматривалась въ Константинополѣ- опасность двоякаго рода. Съ одной стороны, въ
Ііэ) ’А. К а/. Л і ѵ і х о с ieXixivY]j, II, 130—132.
24") См. выше, стр. НО -150, 155—156.
Египтѣ возникло стремленіе окончательно и совершенно устранить всякое участіе Константинопольской церкви въ избраніи александрійскихъ патріарховъ и, такимъ образомъ, нарушить древнюю ея прономію попечительности о нуждахъ другихъ восточныхъ патріархатовъ. Такъ какъ эта_ прономія утверждалась на правовомъ основаніи и удостовѣрена была опытомъ и примѣрами многихъ вѣковъ, то въ Константинополѣ, естественно, усмотрѣли въ движеніи среди александрійскихъ мірянъ признаки зловѣщаго притязанія на незыблемое достояніе Великой Христовой церкви. Съ другой стороны, это движеніе было тѣмъ болѣе нежелательно, что исходило отъ мірянъ, отчасти постороннихъ для александрійскаго престола, и являлась произвольнымъ ихъ вторженіемъ въ область іерархическихъ отношеній, которыя по самому существу своему не должны были подлежать вѣдѣнію и контролю мірянъ. Послѣдняя особенность внутренняго александрійскаго движенія и была преимущественно тревожна съ точки зрѣнія вселенскаго патріарха Кирилла УІІ и священнаго при немъ си нода. Надо имѣть въ виду, что изложенное письмо патріарха Кирилла VII относится къ тому времени, когда и въ нѣдрахъ Константинопольской церкви опредѣлялся разладъ въ отношеніяхъ между іерархіей и мірянами, вызванный на почвѣ административныхъ преобразованій, кбторыя требовались турецкимъ правительствомъ въ силу пресловутаго хатти-хумаюна 1856 года. Патріархъ Кириллъ VII не былъ сторонникомъ этихъ преобразованій, такъ какъ они намѣчались съ явнымъ ущербомъ для достоинства и значенія патріаршей власти въ Константинополѣ и шли на встрѣчу вновь народившемуся стремленію мірянъ раздѣлить вмѣстѣ съ патріархомъ и священнымъ синодомъ труды и задачи высшаго церковнаго управленія. Турецкое правительство, по принципу divide et impera, сочувствовало внутреннему раздору среди подчиненныхъ ему христіанъ и энергично поддерживало притязанія мірянъ противъ патріарха и архіереевъ. Патріархъ Кириллъ VII предвидѣлъ тотъ вредъ для Церкви, который неизбѣжно долженъ былъ произойти отъ вынужденной реформы и особенно отъ вторженія мірянъ въ предѣлы іерархической юрисдикціи и компетентности и, насколько могъ, противодѣйствовалъ какъ турецкимъ вожделѣніямъ, такъ и мірскимъ притязаніямъ 247).
247) Подробности въ нашемъ изслѣдованіи „Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ“, I, 716 и сл., 721 и сл.
Но въ этотъ тревожный періодъ внутреннихъ церковно-общественныхъ отношеній патріархъ Кириллъ получилъ отъ блаженнѣйшаго Іероѳея II извѣстіе, что и въ Египтѣ возникли аналогичныя фазы внутреннихъ нестроеній, которыя п проявились, въ частности, въ давленіи мірянъ на патріарха относительно назначенія діадоха престола. Патріархъ Іероѳсй. повиднмому, былъ склоненъ допустить это вмѣшательство сильныхъ мірянъ въ дѣло іерархическаго порядка, тѣмъ болѣе, что предшествующая исторія Александрійской церкви давала ему основанія для подражанія и преемства. Однако, вселенскій патріархъ Кириллъ VII иначе оцѣнилъ вновь возникшій александрійскій вопросъ, поставилъ его въ связь съ аналогичнымъ движеніемъ въ Константинополѣ и увидѣлъ въ воздѣйствіи мірянъ на патріарха Іероѳея немалую опасность. По его сужденію, это давленіе имѣло принципіальный характеръ, было связано съ общимъ реформаторскимъ движеніемъ, угрожало внутренней независимости и автономности александрійскаго престола и принижало силу н достоинство патріаршаго служенія. За воздѣйствіемъ мірянъ на патріарха въ вопросѣ о наслѣдованіи престола должны были послѣдовать, по сужденію Кирилла VII, притязанія и матеріальнаго характера, наиболѣе близкія и понятныя для тѣхъ иностранцевъ и пришельцевъ, которыя взяли на себя роль церковныхъ реформаторовъ: но естественной ихъ логикѣ, они потомъ наложатъ руку на церковныя имущества и доходы и подчинятъ своему управленію и контролю то, что должно безраздѣльно принадлежать лишь вѣдѣнію патріарха. Притязанія мірянъ въ области церковнаго управленія въ Египтѣ были, по мнѣнію патріарха Кирилла, настолько серьезны, что вселенская патріархія готова была оказать патріарху Іероѳею свою помощь въ противодѣйствіи мірскому давленію какъ по принпипіалыюй и древней своей прономіи, такъ и примѣнительно къ данной фактической нуждѣ *).
И. Соколовъ.
'*') Продолженіе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки