Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Лрхив журнала «Христиапское чтепие»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк

Опубликовано;

Христиапское чтепие, 1914. № 11. С. 1363-1380.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

rw

1 ѵ

ff» ■’■■ fff ■»»»

•v*w

Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ XIX вѣкѣ.

Историческій очеркъ*).

ВРОТЕСТЪ патріарха Кирилла YII противъ назначенія блаженнѣйшимъ Іероѳеемъ своего діадоха оказался дѣйствительнымъ, и его блаженство при жизни своей I не указалъ и не поставилъ преемника по престолу. I Когда блаженнѣйшій Іероѳей скончался, то представители (оі та кршта срероѵтз;) христіанскаго общества въ Александріи и Каирѣ обратились къ Великой Христовой церкви съ сыновнимъ письмомъ отъ 9 января, въ которомъ сообщили о смерти своего патріарха, выразили желаніе о возможно скоромъ поставленіи для мѣстнаго православнаго общества соотвѣтствующаго предстоятеля, достойнаго діадоха скончавшемуся патріарху, дабы паства не оставалась лишенною духовнаго предстоятельства', соотвѣтственно постановленію священныхъ каноновъ, указывали трехъ своихъ кандидатовъ для замѣщенія александрійскаго престола, въ числѣ которыхъ былъ названъ и ѳессалоникскій митрополитъ Кал-линикъ, и просили вселенскаго патріарха Кирилла и константинопольскій священный синодъ произвести каноническое избраніе новаго александрійскаго патріарха 248). Значитъ, вопросъ объ избраніи преемника скончавшемуся патріарху Іероѳею опять получилъ традиціонную постановку, примѣнительно къ древней и священной прономіи александрійскаго престола, хотя и безъ формальнаго — со стороны блаженнѣйшаго Іероѳея — указанія его діадоха, но примѣнительно къ общему желанію клира и народа Александрійской

Продолженіе. См. октябрь.

_48) А. К а X X і ѵ t -а о ; Л е \ і у. а ѵ п с. II. 134. 135—136.

церкви, заявившихъ объ этомъ и въ особой своей просьбѣ предъ Великою Христовою церковію.

Сохранился и протоколъ объ избраніи въ Константинополѣ александрійскаго патріарха Кадлпника. Великая Христова церковь,—говорится здѣсь,—являясь, по всемогущей силѣ Божіей, источникомъ различныхъ дарованій Духа, способна заботиться о всѣхъ и различными средствами помогать домостроительству и созиданію всякаго христіанскаго общества, а тѣмъ болѣе исполняетъ долгъ попечителыюсти и въ отношеніи къ остальнымъ святѣйшимъ патріаршимъ престоламъ, восполняя ихъ нужды и сохраняя свойственное имъ устройство 249). Поэтому вселенскій патріаршій престолъ получилъ въ удѣлъ древнее дѣло и прономію оказывать помощь нуждающимся. И такъ какъ патріаршій престолъ Александріи и всего Египта оказался безъ предстоятеля, вслѣдствіе переселенія ко Господу и водворенія въ небесныхъ обителяхъ патріарха Іероѳея,—о чемъ сообщили Церкви тамошніе благочестивые клирики и іереи вмѣстѣ съ прокритами— христіанами, которые посредствомъ подписанныхъ и снабженныхъ печатью своихъ прошеній предоставили Церкви и избраніе и поставленіе законнаго діадоха вдовствующаго александрійскаго престола,—то пребывающіе въ Константинополѣ архіереи, собравшись, по побужденію и разрѣшенію святѣйшаго патріарха Кирилла, въ патріаршемъ храмѣ св. великомученика Георгія Побѣдоносца и предложивши каноническіе голоса для отысканія и избранія достойнаго и соотвѣтствующаго лица, имѣющаго принять патріаршій жезлъ и духовное предстоятельство и управленіе александрійскаго патріаршаго престола, первымъ поставили высокопреосвященнаго и богоизбраннаго митрополита Ѳессалоники киръ Кал-линника, вторымъ—Хрисаноа и третьимъ—Ѳеофилакта, имена которыхъ и были записаны въ священномъ кодексѣ Великой Христовой церкви и прочее.

Протоколъ датированъ январемъ 1858 года, но изъ другого источника * 25°) извѣстно, что избраніе блаженнѣйшаго Каллиника состоялось 26 января. Протоколъ подписали ми-

249) хі; % р е і а ? ocutöv іѵаігЦроОоі а і т ö ѵ оЕхеіоѵ 8іа-о гі> £ о и с а хбароѵ (ibid., II, 132): въ этомъ заключается основной характеръ отношеній вселенской патріархіи къ остальнымъ патріаршимъ престоламъ.

25°) КаХХі <рршѵ, ’ЕххХтріаатіхоѵ AeXztov, 152—153.

трополиты: Паисій ефесскій, ІІанаретъ ираклійскій, Іоакимъ кизикскій, Діонисій никомидійскій, Горасимъ халкйдонскій, Герасимъ дерконскій, Неофитъ тырновскій, проедръ Дидимо-тиха Мелетій, Діонисій меленикскій и Паисій видинскій 251).

Блаженнѣйшій Каллиникъ, во время избранія его на александрійскій престолъ, находился въ Ѳессалоникѣ. Поэтому патріархъ Кириллъ и священный синодъ 27 января 1858 г. обратились къ нему съ иввѣстителышмъ посланіемъ о состоявшемся возведеніи его на александрійскую патріаршую каѳедру. ІЗъ этой грамотѣ сообщалось, что послѣ кончины александрійскаго патріарха Іерооея и наступившаго вдовства патріаршаго престола въ Египтѣ тамошніе киноты благочестивыхъ христіанъ Александріи и Каира, т. е. священный клиръ и остальные члены православнаго народа, посредствомъ общихъ прошеній обратились къ Великой Христовой церкви, предлагая вмѣстѣ съ двумя другими и имя киръ Каллиника1, и просили законнаго завершенія того, что въ церковномъ и гражданскомъ отношеніи касается поставленія новаго патріарха. Патріархъ Кириллъ и священный синодъ, обсудивши вопросъ, единодушно обратили вниманіе на блажеиѣйшаго Каллиника, руководясь справедливыми основаніями, такъ какъ его блаженство владѣетъ обширнымъ опытомъ и имѣетъ бого-любезныа и достойныя удивленія добродѣтели, и поэтому нѣтъ никакого сомнѣнія въ томъ, что онъ богоугодно будетъ управлять дѣлами александрійскаго престола, И вотъ, состоялось уже каноническое голосованіе, съ предпочтеніемъ его имени, въ церковномъ кодексѣ протоколовъ это голосованіе было уже синодально подписано, а самое патріаршее поставленіе также было совершено съ призываніемъ и по благодати Всесвятаго и Тайносовершителя Духа. Кромѣ того, благосклонно было принято это избраніе и со стороны турецкаго правительства, отъ котораго уже послѣдовало высокое одобреніе и оцѣнка, а вмѣстѣ съ тѣмъ былъ патріархомъ Кирилломъ испрошенъ и высокій царскій бератъ на имя блаженнѣйшаго Каллиника.

Сообщая объ этомъ киръ Каллннику и поздравляя его посредствомъ излагаемаго письма, которое было препровождено ему съ спеціальнымъ церковнымъ экзархомъ, вторымъ діакономъ патріархіи Мелетіемъ, святѣйшій Кириллъ и члены свя-

"л1) Л. К а X л ѵ -/. о ; As).', ѵ. а ѵ -/} II, 132—133.

іценнаго константинопольскаго синода братски просили, чтобы блаженнѣйшій Каллиникъ принялъ состоявшееся, по божественному совѣту, рѣшеніе о немъ, съ готовностью предалъ себя церковному и гражданскому постановленію и достодолжному дѣянію о законномъ и каноническомъ поставленіи его на александрійскій патріаршій престолъ и поспѣшилъ прибыть въ Константинополь вмѣстѣ съ патріаршимъ экзархомъ, дабы при личномъ его участіи закончить обычныя дѣла и привѣтствовать другъ друга братскимъ лобзаніемъ о Христѣ, а затѣмъ, послѣ необходимаго приготовленія, блаженнѣйшій Каллиникъ можетъ отправиться по своему назначенію, для духовнаго управленія и предстоятельства ввѣренной ему новой разумной паствы и для руководительства александрійскимъ патріаршимъ престоломъ 252).

31 января 1858 года патріархъ Кириллъ УІІ и священный синодъ константинопольской церкви обратились съ посланіемъ къ представителямъ православнаго общества въ Александріи и Каирѣ, въ отвѣтъ на извѣстное уже ихъ прошеніе отъ 9 января того же года. Это прошеніе было своевременно прочитано въ засѣданіи священнаго синода и произвело на всѣхъ благопріятное впечатлѣніе, вслѣдствіе заявленной—со стороны александрійской паствы—христіанской ревности и благочестивой поиечительности о церковныхъ дѣлахъ, равно и въ силу христіанской ея преданности общей для всѣхъ православныхъ любвеобильной матери, святой Христовой церкви. Патріархъ и члены священнаго синода были изумлены благочестивыми и боголюбезными ихъ чувствами, хвалятъ любочестное ихъ настроеніе и отъ всей души вѣнчаютъ всѣхъ синодальными благословеніями и благопожеланіями.

Благосклонно принявши сыновнюю преданность представителей православныхъ кинотовъ въ Александріи и Каирѣ, патріархъ Кириллъ УІІ и члены священнаго синода Константинопольской церкви поспѣшили исполненіемъ всего того, что относится къ законному избранію и поставленію предстоятеля вдовствующаго александрійскаго патріаршаго престола. И послѣ каноническаго голосованія въ патріаршемъ храмѣ св. Георгія былъ одобренъ и всѣмъ кандидатамъ предпочтенъ митрополитъ Ѳессалоники киръ Каллиникъ, мужъ благочестивый и добродѣтельный, украшенный образованіемъ и разумомъ, отли-

252) Тамъ же, 133—135.

чающійся соотвѣтствующими, приличествующими архіерею воззрѣніями, достойный и заслуживающій высокаго патріаршаго сана. Сообщая александрійской паствѣ о возведеніи—посредствомъ каноническаго синодальнаго избранія—и о поставленіи его блаженства въ наслѣдованіи александрійскаго патріаршаго престола, святѣйшій Кириллъ и митрополиты сердечно поздравляли все православное общество съ пріобрѣтеніемъ такого пастыреначальника, соотвѣтственно горячему всѣхъ желанію, а въ заключеніи посланія выразили увѣренность, что александрійская паства съ душевнымъ удовольствіемъ приметъ эту радостную вѣсть и будетъ признательна общей матери, святой Христовой церкви 253).

Однако, самъ блаженнѣйшій Каллиникъ былъ, повидимому неособенно доволенъ состоявшимся возведеніемъ его на александрійскій патріаршій престолъ. Вопреки приглашенію изъ Константинополя возможно скорѣе прибыть сюда, дабы, по устройствѣ своихъ дѣлъ, отправиться и къ новой своей паствѣ, патріархъ Каллиникъ не спѣшилъ пріѣздомъ въ Константинополь, а затѣмъ прислалъ святѣйшему Кириллу УК письмо, которое по своему содержанію и тону не соотвѣтствовало восторженному обращенію къ нему патріарха и священнаго синода отъ 27 января. Въ виду этого, патріархъ Кириллъ и члены священнаго синода 11 февраля 1858 года обратились къ блаженнѣйшему Каллинику съ новымъ письмомъ, въ которомъ заявлялось, что отвѣтъ его блаженства, прочитанный въ засѣданіи священнаго синода, вызвалъ общее здѣсь недоумѣніе; однако, Константинопольская церковь ожидаетъ скораго его прибытія въ столицу имперіи и питаетъ откровенную увѣренность, что его блаженство, по характеризующей его разсудительности, не рѣшится болѣе оставаться въ епар-хш, которая является чужою для него ), да къ тому же дальнѣйшее его пребываніе тамъ является нецѣлесообразнымъ и по политическимъ основаніямъ, какъ это„ конечно, извѣстно и самому киръ Каллинику. Поэтому патріархъ Кириллъ и члены священнаго синода и заявили въ заключеніи письма, что ожидаютъ возмоллю скораго его пріѣзда въ Константинополь, въ сопровожденіи церковнаго экзарха, діакона Мелетія 255).

’А. К а X А і ѵ і у. о с А е X і /. а ѵ У] с, II, 135—136.

254) 26 января 1853 г. на митрополичью каѳедру въ Ѳессалоиикѣ былъ перемѣщенъ тырновекій митрополитъ Неофитъ (К а А А I ср р со ѵ, 153).

2э5) ’А. К а А X і ѵ і у. о g Д s А я dt ѵ Yj g, II, 137.

Дѣйствительно, патріархъ Каллиникъ вскорѣ послѣ этого прибылъ въ Константинополь, гдѣ и оставался до 25 іюня, когда уѣхалъ въ Александрію 25(і).

Дѣятельность блаженнѣйшаго Каллиника въ Египтѣ была непродолжительна и недостаточно плодотворна. Между прочимъ, онъ нерадиво и безпорядочно велъ церковное хозяйство, какъ въ 1866 году заявилъ одинъ изъ ближайшихъ его преемниковъ по престолу, александрійскій патріархъ Никаноръ 25,7). Это отчасти обусловливалось слабостью здоровья патріарха Каллиника. Уже 12 іюля 1859 года патріархъ Кал-линикъ обратился къ святѣйшему Кириллу VII съ письмомъ, въ которомъ просилъ о разрѣшеніи пріѣхать въ Константинополь, такъ какъ египетскій климатъ оказался вреденъ для него, да къ тому же въ Константинополѣ долженъ былъ обсуждаться новый монастырскій вопросъ, вызванный конфискаціей монастырскихъ имѣній въ Молдавіи и Валахіи. Однако, патріархъ Кириллъ отклонилъ этотъ пріѣздъ въ своемъ отвѣтѣ отъ 10 августа 256 257 258 259). Но прежде чѣмъ этотъ отвѣтъ былъ полученъ въ Александріи, блаженнѣйшій Каллиникъ отправился безъ предварительнаго разрѣшенія вселенской патріархіи и правительства въ Константинополь, куда и прибылъ внезапно 20 августа, а потомъ поселился на островѣ Иринкино и 24 августа послалъ святѣйшему Кириллу письмо, въ которомъ просилъ извиненія за пріѣздъ въ столицу безъ разрѣшенія, мотивируя свое необходимое путешествіе сильнымъ разстройствомъ здоровья. Это письмо было прочитано въ очередномъ синодальномъ засѣданіи и, послѣ обсужденія вопроса, просьба его блаженства была принята. Вселенскій патріархъ, отправившись къ великому визирю, сообщилъ ему о просьбѣ александрійскаго патріарха и о рѣшеніи синода 25Э). Вслѣдъ затѣмъ патріарху Каллинику было отправлено синодальное письмо отъ 25 августа, разрѣшавшее ему пребываніе въ Константинополѣ 260). Внезапный пріѣздъ патріарха Каллиника въ Константинополь вызвалъ различные комментаріи. Во время своего пребыванія въ Константинополѣ, патріархъ Каллиникъ принималъ участіе въ засѣданіяхъ смѣшаннаго перковно-

256) К а А А t ср р а) ѵ, 153.

257) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 279.

258) ’А. КзсААчѵіѵ. о s Д s X і х а ѵ т] 5, П, 139 — 140.

259) К а А А t ср р о> ѵ, 1 70.

2П0) ’А. К а X /л ѵ ! •/. о t; Д е А і х dt ѵ tj ?, II, 140—141.

народнаго собранія или эѳносинелевсиса, который занимался составленіемъ Общихъ канонисмовъ, обсуждалъ вмѣстѣ съ другими патріархами вопросы синайскій, монастырскій и болгарскій, а во время избранія преемника отказавшемуся отъ престола святѣйшему Кириллу УІІ онъ былъ (въ октябрѣ

1860 г.) однимъ изъ трехъ кандидатовъ на вселенское патріаршество, при чемъ энергично добивался этого избранія 261). Въ Египтѣ мѣстоблюстителемъ патріарха въ теченіе двухъ лѣтъ состоялъ архимандритъ Евгеній Данкосъ, который вполнѣ успѣшно выполнилъ свое назначеніе, такъ что православный кинотъ Египта письменно выразилъ ему свою благодарно!',ть за служеніе 2в2).

Патріархъ Каллиникъ оставался въ Константинополѣ до самаго отреченія своего отъ престола, послѣдовавшаго 24 мая

1861 года, и въ теченіе почти двухъ лѣтъ не нашелъ возможнымъ ни разу посѣтить свою паству. Признавая такое положеніе ненормальнымъ, киръ Каллиникъ еще 17 января 1861 года послалъ киноту Александріи свое письменное отреченіе отъ управленія патріархатомъ, мотивируя его болѣзненнымъ своимъ состояніемъ, и «предложилъ паствѣ приступить къ избранію новаго предстоятеля. Изъ трехъ намѣченныхъ кандидатовъ большинствомъ голосовъ (300 противъ 100 голосовъ) былъ въ Египтѣ избранъ александрійскимъ патріархомъ современный синайскій архіепископъ Кириллъ. По обыкновенію мѣстная православная паства обратилась въ Константинополь съ просьбою ко вселенскому патріарху и священному синоду оформить это избраніе своею церковною санкціею. Однако, прежде чѣмъ дѣло получило окончательное завершеніе, патріархъ Каллиникъ взялъ назадъ свое отреченіе отъ александрійскаго престола и опять сталъ во главѣ мѣстнаго церковнаго управленія 2fi3). Но въ маѣ того же года патріархъ Каллиникъ опять заявилъ о своемъ желаніи отказаться отъ власти, при чемъ 19 числа этого мѣсяца патріархи вселенскій Іоакимъ II и іерусалимскій Кириллъ II имѣли съ нимъ совѣщаніе относительно будущаго его преемника 264).

3R1) И. И. Соколовъ, Константинопольская церковь въ XIX вѣкѣ, I, 724, 746—747, 752, 756.

262 ) КзХХісрршѵ, 192.

2(’3) КаХХісррсоѵ, 190.

2в4) К а X X ’ р «о ѵ, 195

Наконецъ, 24 мая *65) блаженнѣйшій Каллиникъ обратился къ вселенскому патріарху Іоакиму II и священному при немъ синоду съ оффиціальнымъ отреченіемъ отъ престола.

Въ документѣ заявляется, что по Божественной милости киръ Каллиникъ получилъ пастырское предстоятельство александрійскаго патріаршаго престола, съ благопріятнымъ расположеніемъ управлялъ христіанскимъ обществомъ и, соотвѣтственно пастырской своей попечительности, пользовался и христіанскимъ отъ него уваженіемъ и любовью. Но возникшія съ нѣкотораго времени перемѣны въ его здоровьѣ и тѣлесныя страданія, трудно излѳчимыя при условіи жизни въ египетскомъ климатѣ и не умалившіяся и во время пребыванія патріарха въ Константинополѣ, не позволяютъ -ему возвратиться въ Египетъ и проживать тамъ, вслѣдствіе вреда и опасности для здоровья, а отъ этого духовныя дѣла престола страдаютъ и создается препятствіе для душевнаго спасенія и для прочей духовной пользы тамошнихъ православныхъ христіанъ. Поэтому еще четыре мѣсяца тому назадъ блаженнѣйшій Каллиникъ напи-писалъ письмо православнымъ кинотамъ Александріи и Каира, сообщилъ о печальной не§бходимости своего удаленія отъ власти л, заботясь о прономіи и правахъ александрійскаго престола, приглашалъ ихъ къ согласному избранію діадоха. Но такъ какъ киноты, вступивъ въ разногласіе ио этому предмету, обратились съ письмами къ вселенскому патріарху и священному при немъ синоду, а потомъ и къ патріархамъ антіохійскому и іерусалимскому и выразили свое по дѣлу мнѣніе, то патріархъ Каллиникъ, соглашаясь съ мнѣніемъ кинотовъ, опять добровольно и непринужденно отрекается етъ патріаршаго престола Александріи, отъ глубины души испрашивая божественное благословеніе и благодать возлюбленнымъ своимъ дѣтямъ, а святой Христовой Церкви, общей Матери всѣхъ благочестивыхъ, патріархъ вседушевно поручаемъ избрать для наслгьдованія этого престола то іо. кого она. со-вмгьсгпно съ нимъ, блаженнѣйшимъ Каллиникомъ, признаетъ достоттмъ и соотвѣтствующимъ для богоугоднаго предстоя-тельства ею и управленія. Разумѣется, что киръ Каллиникъ, отрекаясь отъ престола, никогда не отрекался отъ своего архіерейства и патріаршаго наименованія. Въ заключеніи отре-

2(і5) Каллифронъ (стр. 195) неправильно датируетъ оффиціальную отставку блаженнѣйшаго Каллиника 23 мая.

ченія патріархъ Еаллиникъ просилъ святѣйшаго Іоакима и священный его синодъ послать копіи этого акта кинотамъ Александріи и Каира для ихъ свѣдѣнія 26ß).

Отказавшись отъ александрійскаго престола, патріархъ Кал-линикъ отправился въ Ѳессалонику, а 6 ноября 1862 года переселился на островъ Митилину 2ß,:), гдѣ вскорѣ и скончался 268).

XIV.

Преемникъ блаженнѣйшаго Каллиника, патріархъ Іаковъ (25 мая 1861 г. у 30 декабря 1865 г.), былъ избранъ на другой же день послѣ каноническаго отреченія его предшественника. Такая скорость въ замѣщеніи патріаршей каѳедры обусловливалась тѣмъ, что блаженнѣйшій Каллиникъ уже нѣсколько мѣсяцевъ тому назадъ предрѣшилъ принести каноническое отреченіе отъ престола, нѣсколько разъ совѣщался со вселенскимъ и другими патріархами о выборѣ своего преемника и, наконецъ, всецѣло поручилъ Великой Христовой церкви,—какъ видно изъ- акта его отреченія,—избрать, при совмѣстномъ съ нимъ обсужденіи, будущаго предстоятеля Александрійской церкви. А съ другой стороны, среди клира и народа Александрійской церкви возникли, въ связи съ избраніемъ новаго патріарха, раздоры и нестроенія, которыя необходимо было возможно скорѣе пресѣчь, во избѣжаніе большаго зла. При такихъ условіяхъ, уже 25-го мая состоялось въ Константинополѣ избраніе патріарха Іакова, занимавшаго кизикскую митрополичью каѳедру 26э). Въ немъ приняли участіе не только вселенскій патріархъ Іоакимъ II со своимъ синодомъ и бывшій александрійскій патріархъ Каллиникъ, но и патріархи іерусалимскій Кириллъ II и антіохійскій Меѳодій, передавшій свой голосъ блаженнѣйшему Кириллу.

Протоколъ избранія патріарха Іакова, датированный маемъ 1861 года, составленъ въ своемъ предисловіи по образцу протокола, относящагося къ избранію блаженнѣйшаго Каллиника, а затѣмъ сообщаетъ о вдовствѣ александрійскаго престола, * 26

20(і) ’А. К а X /, і ѵ і 7. о с Д г X і у. а ѵ т] ', И, 142—144.

"G7) К а X X ср о tu ѵ, 202.

26S) Отзывъ о немъ см. у Филарета, митрополита Московскаго, „Собраніе мнѣній и отзывовъ по дѣламъ православной церкви на Востокѣ , стр. 185, 159 и др. Снб. 1886.

К -X X >Л ср р ш ѵ, 193.

такъ какъ патріархъ Каллиникъ, вслѣдствіе возникшихъ съ нѣкотораго времени тѣлесныхъ страданій, трудно излечимыхъ при египетскомъ климатѣ и усилившихся во время пребыванія его въ Константинополѣ, рѣшилъ добровольно отказаться отъ престола, дабы духовныя его дѣла, по отсутствію соотвѣтствующаго нредстоятельства, не пришли въ разстройство, къ душевному вреду мѣстнаго православнаго общества, а четыре мѣсяца тому назадъ сообщилъ о добровольномъ своемъ отреченіи и тамошнимъ православнымъ кинотамъ. Вслѣдъ затѣмъ его блаженство, соотвѣтственно мнѣнію православныхъ христіанъ Египта, обратившихся но этому дѣлу и къ Великой Христовой церкви съ своими письмами, привелъ прежнее свое рѣшеніе въ исполненіе, посредствомъ своего непринужденнаго, подписаннаго и снабженнаго печатью отреченія, помѣщеннаго въ кодексѣ Великой Христовой церкви, причемъ вседушевно возложилъ на эту общую Матерь благочестивыхъ избрать, для наслѣдованія этого престола, того, кто будетъ достойно и богоугодно здѣсь предстоятельствовать. Находившіеся въ Константинополѣ архіереи, собравшись въ патріаршемъ храмѣ св. Георгія по побужденію и съ разрѣшенія святѣйшаго Іоакима, а также по согласному мнѣнію блажеыннѣйшаго патріарха іерусалимскаго Кирилла, имѣющаго мнѣніе и патріарха антіохійскаго, первымъ поставили высокопреосвященнаго и богоизбраннаго митрополита Кизика и достопочтеннаго геронта киръ Іакова, вторымъ—Никодима и третьимъ—Мелетія и прочее. Протоколъ подписали патріархи — Каллиникъ и Кириллъ и митрополиты: Паисій ефесскій, Діонисій никомидійскій, ГІана-ретъ филинпопольскій, Никодимъ серрскій, Агаѳангелъ драм-скій, Діонисій меленикскій, Гедеонъ приконнисскій, Неофитъ кассандрійскій, Пантелеймонъ дріинопольскій и Іероѳей стром-ницкій 27°).

Послѣ избранія блаженнѣйшаго Іакова, вселенскій патріархъ Іоакимъ II и священный синодъ обратились къ кинотамъ Александріи и Каира съ особымъ извѣщеніемъ о состоявшемся избирательномъ актѣ и съ другими необходимыми о немъ разъясненіями. Дѣло въ томъ, что съ момента перваго отреченія патріарха Каллиника II отъ престола, относящагося къ 18 января 1861 года, между кинотами Александріи и Каира возникло разногласіе относительно избранія по-

ваго патріарха, причемъ были представлены два кандидата— синайскій архіепискпъ Кириллъ н архимандритъ Евгеній Данкосъ. Столкновеніе между сторонниками того и другого кандидата достигло большой остроты и страстности и грозило большими нестроеніями во внутренней церковно-общественной жизни Египта. Съ цѣлью предотвратить неблагопріятныя волненія и опасные безпорядки, патріархъ Каллиникъ поспѣшилъ взять назадъ свое первое отреченіе и опять сталъ во главѣ церковнаго иредстоятельства. Тѣмъ временемъ настроеніе въ Египтѣ измѣнилось, и киноты Александріи и Каира обратились къ Великой Христовой церкви съ прошеніями, въ которыхъ мрачными красками изобразили положеніе церковныхъ дѣлъ въ Египтѣ и, слѣдуя указанію своего киріарха, просили вселенскую церковь оказать имъ свою материнскую попечительность и избрать новаго патріарха, преемника отрек-шемуся Каллинику II. Въ отвѣтъ на эти прошенія, изъ Константинополя и были 31 мая 1861 г. посланы церковныя грамоты кинотамъ Александріи и Каира.

Константинопольскій патріархъ и члены священнаго синода, указавши въ отмѣченныхъ грамотахъ на возникшія въ Египтѣ раздѣленія и споры, объяснили ихъ благороднымъ и похвальнымъ стремленіемъ мѣстныхъ христіанъ—поставить во главѣ церковнаго иредстоятельства наиболѣе достойнаго и соотвѣтствующаго духовнаго пастыря, а вмѣстѣ съ тѣмъ и хвалили киноты Александріи и Каира за ихъ примиреніе и за ходатайство предъ Великой Христовой церковью относительно избранія новаго предстоятеля. Египетскіе христіане, поступая такъ, дѣйствовали въ благочестивомъ настроеніи и народолюбивомъ чувствѣ, достойно назначенія антипросоиіи православнаго кинота. Патріархъ же и священный синодъ, хотя и были опечалены отреченіемъ блаженнѣйшаго Каллиника 11, получили теперь удовлетвореніе въ соглашеніи египетскихъ христіанъ и въ ихъ ходатайствѣ и приложили достойную о нихъ заботу, руководясь извѣстною прономіей Великой Христовой церкви—оказывать содѣйствіе въ нуждахъ и прочихъ престоловъ и православныхъ Божіихъ церквей. Обсудивши вопросъ совмѣстно съ патріархами—александрійскимъ Калли-никомъ и іерусалимскимъ Кирилломъ, принявши во вниманіе споры и раздѣленія, возникшія въ Египтѣ въ связи съ кандидатурой на мѣстный патріаршій престолъ со стороны синайскаго архіепископа Кирилла и архимандрита Евгенія, и

предвидя и дальнѣйшее ихъ осложненіе въ случаѣ предпочтенія того или другого изъ этихъ кандидатовъ, патріархъ Іоакимъ II и члены священнаго синода рѣшили совершенно устранить ихъ отъ престола и избрать лицо нейтральное. Выборъ патріарха и священнаго синода остановился на митрополитѣ и геронтѣ кизикскомъ киръ Іаковѣ, мужѣ достойномъ уваженія, отличающемся глубокимъ умомъ, церковнымъ образованіемъ, опытностью и знаніемъ дѣла, заявившемъ себя, во время продолжительнаго служенія Церкви, божественною ревностью, добродѣтелью и способностью къ іерархической дѣятельности, пользующемся общимъ уваженіемъ и любовью со стороны Церкви и народа. Хотя киръ Іаковъ и необходимъ Великой Христовой церкви, особенно въ данное время, но Церковь поставила это лишеніе свое ниже пользы и значенія, какія связаны съ избраніемъ его на александрійскій па-тріаршів престолъ,—тѣмъ болѣе, что блаженнѣйшій Калли-никъ согласился на такое избраніе и призналъ киръ Іакова вполнѣ достойнымъ наслѣдованія александрійскаго престола. Въ виду этого, въ Константинополѣ уже было совершено синодальное избраніе киръ Іакова, съ призываніемъ Святаго Духа и съ соблюденіемъ, всѣхъ необходимыхъ требованій для возведенія его въ высокое патріаршее достоинство, а послѣ интронизаціи, исполненной по надлежащему чину, киръ Іаковъ былъ объявленъ блаженнѣйшимъ и святѣйшимъ патріархомъ Александріи и всей земли Египетской.

Сообщивъ кинотамъ Александріи и Каира о состоявшемся избраніи патріарха Іакова и поздравивъ всѣхъ духовныхъ своихъ чадъ во Христѣ съ поставленіемъ такого архипастыря-отца, дарованнаго имъ, по милости Всевышняго, соотвѣтственно желанію и стремленію, на общую радость тамошняго христіанскаго общества и для улучшенія и развитія дѣлъ въ александрійскомъ престолѣ, патріархъ Іоакимъ и свяшенный синодъ совѣтовали, увѣщевали и побуждали всѣхъ предать забвенію прежнія столкновенія, возобновить взаимную братскую и христіанскую любовь и, проникшись общимъ расположеніемъ къ рѣшенію Великой Христовой церкви, признавать отнынѣ блаженнѣйшаго патріарха Александріи Іакова духовнымъ своимъ отцомъ и евангельскимъ пастыремъ, каноническимъ для всѣхъ предстоятелемъ и законнымъ киріархомъ александрійскаго престола, поминать, какъ установлено, на-

тріаршее его имя во всѣхъ священныхъ службахъ и по всѣмъ подчиненнымъ ему городамъ и церквамъ. Будучи убѣждены въ томъ, что его блаженство оправдаетъ ожиданіе относительно духовнаго и нравственнаго развитія народа въ періодъ его патріаршества, святѣйшій Іоакимъ II и члены константинопольскаго священнаго синода въ заключеніи посланія отечески побуждали христіанъ Египта, чтобы они посредствомъ дѣлъ христіанскаго расположенія и ревности объ общей пользѣ содѣйствовали успѣху отеческихъ его намѣреній, умножая добрымъ своимъ поведеніемъ и сыновнею преданностью отеческую его любовь и доброжелательное расположеніе въ пользу всего, относящагося къ общимъ интересамъ христіанъ. Наконецъ, въ посланіи выражено пожеланіе получить изъ Александріи, равно и изъ Каира отвѣты, свидѣтельствующіе о полномъ согласіи и любви, водворившихся среди мѣстныхъ православныхъ кинотовъ 2'71).

Самъ патріархъ Іаковъ въ общительной грамотѣ русскому Св. Синоду отъ 16 іюня 1861 г. писалъ, о своемъ избраніи на престолъ въ слѣдующихъ общихъ выраженіяхъ: «Устрояю-щій все премудро ко спасенію и проявляющій силу свою въ немощи, преблагій Промыслъ благоволилъ призвать наше смиреніе къ наслѣдованію патріаршаго александрійскаго престола, отъ котораго отказался, по собственному произволенію, господинъ блаженнѣйшій патріархъ Каллиникъ. Покоряясь этому общему относительно насъ рѣшенію Церкви..., мы прі-емлемъ тяжелое иго достоинства патріаршаго» и т. д. )•

Блаженнѣйшій Іаковъ лишь 30 августа 1861 г. отправился изъ Константинополя въ Александрію, куда и прибылъ 271 272

271) Ibid., 145—150.

272) Пользуемся переводомъ і епископа Порфирія Успенскаго (Александрійская патріархія, I, 277), такъ какъ греческій текстъ указанной грамоты въ печати неизвѣстенъ.

Въ предисловіи къ „Александрійской патріархіи“ X. М. Лопаревъ пишетъ о патріархѣ Іаковѣ: „Избранъ но настоянію іерусалимскаго патріарха Кирилла II и рукоположенъ въ Константинополѣ“ (стр. СХѴЧ). Намъ неизвѣстенъ источникъ свѣдѣній объ особомъ вліяніи іерусалимскаго патріарха Кирилла II въ дѣлѣ избранія блаженнѣйшаго Іакова, а въ „рукоположеніи“ послѣдняго, какъ состоявшаго митрополитомъ Ки-зика, и вовсе не было нужды. Въ Константинополѣ избраніе (ёхХоут'і) киръ Іакова выразились въ возведеніи (?:poßt.ßaap.Ö£) и интронизаціи (ёѵѲроѵкзілбд) его, въ связи съ объявленіемъ (ävaBei^tg) блаженнѣйшимъ патріархомъ Александріи.

90

5 сентября * 2™). Его дѣятельность на патріаршемъ престолѣ не была выдающейся: Іаковъ, подобно Каллшшку II, нерадиво и безпорядочно велъ хозяйство александрійскаго престола, какъ въ 1866 г. свидѣтельствовалъ патріархъ Никаноръ 2’4), и, не имѣя необходимыхъ матеріальныхъ средствъ, затруднялся въ разностороннемъ благоустройствѣ мѣстныхъ церковныхъ дѣлъ. 11 октября 1863 г. онъ прибылъ въ Константинополь для участія " въ разсмотрѣніи и рѣшеніи пресловутаго монастырскаго вопроса, вызваннаго конфискаціей въ Румыніи имуществъ, преклоненныхъ святымъ мѣстамъ Востока, затѣмъ участвовалъ и въ обсужденіи болгарскаго церковнаго вопроса и лишь 4 декабря 1865 г. отправился на свою родину—островъ Патмосъ. Здѣсь блаженнѣйшій Іаковъ скоропостижно и скончался 30 декабря 1865 года 2’75).

ХУ.

Избраніе преемника Іакова, блаженнѣйшаго Никанора (1 апрѣля 1866 г. f май 1870 г.), состоялось инымъ—сравнительно съ прежнею практикою — порядкомъ и вызвало въ Египтѣ продолжительныя и весьма неблагопріятныя, для Церкви смуты, свидѣтельствовавшія, однако, о новомъ направленіи въ процессѣ избранія александрійскихъ патріарховъ.

Подробности акта избранія патріарха Никанора, представленныя въ протоколѣ и сопроводительныхъ документахъ, которые, по обыкновенію, были помѣщены въ оффиціальпомъ священномъ кодексѣ александрійской патріархіи, остаются пока неизвѣстными. Извѣстно только, что это избраніе состоялось въ Александріи, при участіи духовенства и избранныхъ представителей отъ православныхъ кинотовъ Египта, безъ всякаго содѣйствія со стороны вселенской патріархіи. Выборъ духовенства и народа Александрійской церкви остановился на мѣстномъ іерархѣ, ѳиваидскомъ епископѣ Никанорѣ, который былъ извѣстенъ и въ Россіи, такъ какъ съ 1852 г. состоялъ здѣсь представителемъ александрійскаго патріарха Іерооея II и производилъ сборъ на нужды православ-

2'3) КаХХ ср р ш ѵ, ’ЕххА^аіаат'.ха, 199.

274) Епископъ Порфирій Успенскіщ Александрійская патріархія, I, 279.

2'5) К а X X z> р ш ѵ, 226, 248—249. Cp. ’Ap^tp. KaXXivixog Д е X і х а vrj g,

И, 150.

ной церкви въ Египтѣ. Незадолго до избранія на александрійскій престолъ епископъ Никаноръ, находившійся уже въ Египтѣ, заболѣлъ психическимъ недугомъ, потомъ выздоровѣлъ, а 1 апрѣля 1866 г. былъ избранъ на патріаршій престолъ 2’76).

Послѣ избранія патріарха Никанора, православные киноты Египта составили новый уставъ или органическій законъ, съ цѣлью обезпечить независимость (аѵ£$артт)оіа) александрійскаго престола, представили его новому патріарху для руководства и исполненія и постановили, чтобы впредь каждый патріархъ Александрійской церкви, при своемъ избраніи, давалъ обязательство исполнять этотъ законъ. Уставъ состоитъ изъ одиннадцати кратко изложенныхъ параграфовъ слѣдующаго содержанія.

Патріаршій престолъ Александріи и всего Египта имѣетъ права независимости отъ остальныхъ патріаршихъ престоловъ православнаго Востока, въ силу автокефальнаго своего достоинства, и самостоятельно дѣйствуетъ въ области церковнаго законодательства, управленія и суда.

Александрійскій патріархъ избирается мѣстнымъ клиромъ и народомъ, безъ всякаго вмѣшательства въ это дѣло со стороны какой-либо иной власти, церковной или гражданской.

Патріархъ управляетъ дѣлами Александрійской церкви совмѣстно съ синодомъ, состоящимъ изъ духовныхъ лицъ александрійскаго престола.

Въ случаѣ вдовства какой-либо архіепископской каѳедры въ Египтѣ, преемникъ по каѳедрѣ избирается епархіей и утверждается священнымъ синодомъ.

Всякое дѣло, касающееся александрійскаго престола, рѣшается общимъ собраніемъ изъ членовъ синода и епитропій кинотовъ, подъ предсѣдательствомъ патріарха.

Печать патріархіи состоитъ изъ пяти частей, изъ которыхъ 276

276) Въ посланіи къ кіевскому митрополиту Арсенію отъ 30 іюня 1866 г. патріархъ Никаноръ писалъ: „Давно и часто надлежало намъ, возлюбленный брате, писать любви вашей, но рвеніе наше остановила постигшая насъ тяжкая болѣзнь. Выздоровѣвъ же, мы спѣшимъ сообщить вамъ, что почти принужденно и противъ воли взошли мы на апостольскій и патріаршій престолъ александрійскій въ первый день минувшаго апрѣля, я нашли его въ жалкомъ состояніи и великой бѣдности“ и пр. (Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія I, 278-279).

90*

одною владѣетъ патріархъ, а остальныя находятся у четырехъ членовъ священнаго синода.

Ежегодно отдается предъ епитропіями кинотовъ отчетъ въ доходахъ н расходахъ александрійскаго престола.

Необходимымъ наслѣдникомъ патріарха является престолъ.

Запрещается вмѣшательство блаженнѣйшаго патріарха въ избраніе епитропій кинотовъ и въ управленіе экономическими ихъ дѣлами.

Все то, что относится къ управленію экономическими дѣлами кинотовъ, должно въ отдѣльности устанавливаться и опредѣляться патріархомъ, священнымъ синодомъ и епитро-піями кинотовъ.

Наконецъ, никто но можетъ быть избранъ патріархомъ, если предварительно не приметъ изложенный органическій законъ александрійскаго патріаршаго престола 2'”).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такимъ образомъ, новый уставъ Александрійской церкви, опубликованный въ апрѣлѣ 1866 года, имѣлъ главною своей цѣлью обезпечить внутреннюю ея независимость и прежде всего—въ отношеніи къ избранію мѣстныхъ патріарховъ. Не подлежитъ сомнѣнію, что требованіе о постороннемъ невмѣшательствѣ въ это избраніе, было направлено противъ вселенской патріархіи, которая съ давняго времени сохранила за собою традицію покровительства и содѣйствія александрійскому престолу въ избраніи предстоятелей, установивъ и опредѣленныя условія для такой помощи. Отвергнувъ всякое вмѣшательство Константинопольской церкви въ избраніе александрійскихъ патріарховъ, хотя бы оно выражалось въ формѣ попечительное™ въ нуждѣ и содѣйствія въ затруднительномъ положеніи Александрійской церкви, новый уставъ предоставилъ это важное дѣло исключительно вѣдѣнію и участію мѣстнаго духовенства и народа. И гражданская власть Египта не должна была вмѣшиваться въ дѣло избранія новыхъ александрійскихъ патріарховъ. Установивъ независимость александрійскаго престола въ избраніи его предстоятелей, каионисмъ 1866 г. провозгласилъ и свободу внутренняго церковнаго ого управленія—при участіи священнаго синода, въ составѣ мѣстныхъ іерарховъ, предрѣшивъ, при помощи организаціи мѣстнаго священнаго синода, устраненіе въ буду- 277

277) К а X t <р р о» ч, 254.

піемъ какого-либо участія Константинопольской и иныхъ церквей въ дѣлахъ Александрійской церкви, подъ предлогомъ отсутствія здѣсь священнаго синода. Практическое примѣненіе новаго устава было гарантировано и тѣмъ, что въ будущемъ никто не могъ вступить на патріаршій александрійскій престолъ безъ предварительнаго его принятія.

Кромѣ новаго порядка въ избраніи патріарховъ, канонисмъ 1866 г. обезпечивалъ крупное торжество мірянъ въ церковнообщественной жизни Египта, совершенно устранивъ патріарха отъ участія въ приходскихъ и кинотскихъ дѣлахъ, парализовавши его иниціативу въ этомъ отношеніи и даже подчинивъ контролю мірянъ не только экономическое положеніе престола, но и административныя его распоряженія. На ряду съ патріархомъ и священнымъ синодомъ, новый уставъ поставилъ иную административную силу—въ формѣ епитропій ки-нотовъ, которыя, съ одной стороны, рѣшали вмѣстѣ съ патріархомъ и синодомъ общецерковныя дѣла, съ другой — не дозволяли патріарху вмѣшиваться въ избраніе епитропій и одновременно—требовали отъ патріарха представленія епи-тропіямъ экономическаго отчета патріархіи и не разрѣшали ему касаться экономическихъ дѣлъ кинотовъ. Ясно, что канонисмъ 1866 г. узаконилъ засилье мірянъ въ церковно-общественныхъ дѣлахъ Египта, утверждалъ зависимость патріарха отъ кинотовъ,—вмѣсто прежней его зависимости отъ вселенской патріархіи,—и предвѣщалъ грядущее омірщеніе мѣстныхъ церковныхъ отношеній 21в). Поэтому канонисмъ или органическій законъ 1866 года не обезпечилъ Александрійской церкви внутренняго мира, а напротивъ—послужилъ поводомъ къ борьбѣ и волненіямъ, возникшимъ около патріаршаго престола и связаннымъ съ избраніемъ блаженнѣйшаго патріарха Никанора.

Хотя патріархъ Никаноръ былъ избранъ въ Египтѣ, примѣнительно къ новому избирательному регламенту, тѣмъ не менѣе среди его паствы было много недовольныхъ его вступленіемъ на александрійскій престолъ. Недовольство христіанъ мотивировалось тѣмъ, что Никаноръ былъ совершенно неспособенъ къ управленію, вслѣдствіе своей старости и болѣзни—

578) Ср. И. U. Соколовъ, О современномъ управленіи Александрійской церкви (Сообщенія И. Прав. Палестинскаго Общества, 1905 (XVI), стр. 160—164).

физической и психической. Наконецъ, оно выразилось въ томъ, что представители православныхъ кинотовъ въ Александріи и Каирѣ на общемъ собраніи въ декабрѣ 1866 г. избрали архимандрита Ксиропотамскаго на Аѳонѣ монастыря Евгенія Дапкоса въ званіе попечителя, мѣстоблюстителя и преемника престарѣлаго патріарха Никанора, и сообщили въ Константинополь Великой церкви о состоявшемся избраніи. Въ свою очередь, египетское правительство извѣстило объ этомъ высокую Порту и ходатайствовало объ утвержденіи архимандрита Евгенія въ званіи мѣстоблюстителя и діадоха александрійскаго престола и о выдачѣ ему берата ‘219) * *).

И. Соколовъ.

278) К а >. X t срр со ѵ, ’ЕххХ^оіазтчхх, 269.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.