Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание

Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1915. № 5. С. 635-652.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

лг

Избраніе алекеандрійскихъ патріарховъ въ XIX вѣкѣ.

Историческій очеркъ*).

50ГДА Евгеній Ксиропотамскій принесъ отреченіе отъ званія мѣстоблюстителя александрійскаго патріар'шаго престола, то церковно-административный вопросъ въ I Египтѣ получилъ совершенно неожиданное направленіе.

I -По прежнему теченію церковныхъ дѣлъ въ Египтѣ можно было предполагать, что послѣ устраненія Евгенія Кси-ропотамскаго отъ мѣстоблюстительства все управленіе перейдетъ къ законному и каноническому предстоятелю Александрійской церкви, патріарху Никанору, который совмѣстно съ избраннымъ на соборѣ 1867 г. новымъ мѣстоблюстителемъ и-діадохомъ александрійскаго престола, архимандритомъ Ниломъ Есфигменскимъ, и будетъ вѣдать всѣ церковныя дѣла въ предѣлахъ александрійскаго патріархата. Къ такой именно цѣли и стремился патріархъ Никаноръ вмѣстѣ съ своими сторонниками и почитателями. И Константинопольская церковь, сдѣлавъ постановленіе объ отозваніи Евгенія Ксиропотамскаго изъ Египта, имѣла въ виду предстоятельство блаженнѣйшаго Никанора, котораго другія автокефальныя православныя церкви признали въ достоинствѣ законнаго и каноническаго патріарха. Но, вопреки разсчетамъ и предположеніямъ, александрійскій церковный вопросъ осложнился новымъ дополнительнымъ мотивомъ важнаго значенія. Въ церковное дѣло вмѣшалось египетское правительство и, въ прямое нарушеніе автокефаліи Александрійской церкви, по своему усмотрѣнію на-' значило для временнаго управленія патріархатомъ митрополч-

*) Продолженіе. См. мартъ.

товъ—пилѵсійскаго Амфилохія и киринскаго Спиридонія, принадлежавшихъ къ партіи устраненнаго отъ власти Евгенія Кеиропотамскаго.

10 февраля 1868 г. египетскій министръ внутреннихъ дѣлъ Измаилъ Рагипъ обратился къ «мѣстоблюстителю патріарха православныхъ грековъ въ Каирѣ», архимандриту Евгенію, съ оффиціальнымъ заявленіемъ, что представленная имъ отставка отъ занятій дѣлами патріархіи принята правительствомъ, а управленіе этими дѣлами, по распоряженію правительства, возложено на архіерая Даміаты Амфилохія, находящагося въ патріархіи въ Каирѣ, и на архіерея Кирины Спиридонія, находящагося въ Александріи. Послѣдніе будутъ завѣдывать дѣлами патріархата до того времени, когда будетъ назначенъ необходимый для александрійской патріархіи мѣстоблюститель,—о чемъ и было уже сообщено обоимъ митрополитамъ, дабы они приступили къ управленію церковными дѣлами каждый въ предѣлахъ своей юрисдикціи и получили отъ архимандрита Евгенія по особой росписи залоги и всѣ дѣла патріархіи.

Одновременно министръ препроводилъ особые указы митрополитамъ Амфилохію и Опиридонію съ заявленіемъ, что мѣстоблюститель, назначенный для патріарха, отказался отъ своей должности и его отставка принята правительствомъ. И такъ какъ здоровье патріарха остается неудовлетворительнымъ и отъ этого происходитъ затрудненіе въ управленіи дѣлами патріархіи, и такъ какъ необходимо назначить мѣстоблюстителя для представительства отъ лица патріарха и для завѣдыванія церковными дѣлами, пока здоровье патріарха не возстановится, то до того времени, когда будетъ назначенъ необходимый мѣстоблюститель, управленіе церковными дѣлами возлагается правительствомъ на митрополитовъ Амфилохія и Спиридонія, которые и должны въ этомъ отношеніи сообразоваться съ канонами и законами. Затѣмъ въ правительственномъ документѣ митрополитамъ предлагалось получить отъ прежняго мѣстоблюстителя Евгенія всѣ залоги и патріаршія, дѣла таз).

Вслѣдъ за египетскимъ правительствомъ на защиту Евгенія Кеиропотамскаго выступили и представители греческихъ кинотовъ въ Александріи и Каирѣ. Предсѣдатель греческоегипетскаго кинота въ Александріи С. Константиниди въ

“3j К а Я X і ф р ю ѵ, А', ill, 22-23; Mansi XLII, 289—292.

письмѣ къ архимандриту Евгенію отъ 17 февраля выразилъ отъ имени епитропіи кинота свою печаль и уныніе по поводу великихъ испытаній и непріятностей, выпавшихъ на его долю, и но поводу лишенія въ его лицѣ разумнаго, добродѣтельнаго и достойнаго дѣятеля, а равно и высказалъ пожеланіе, чтобы эта жертва послужила на пользу православной церкви въ Египтѣ и къ водворенію здѣсь единомыслія и любви.

Что же касается каирскаго кинота, то мѣстная епитропія, въ составѣ всѣхъ членовъ, 26 февраля обратилась къ вселенскому патріарху Григорію VI съ обширнымъ письмомъ, въ которомъ и представила оцѣнку всего александрійскаго церковнаго вопроса и заявила свой протестъ по поводу отношенія къ нему со стороны Константинопольской церкви. Въ этомъ письмѣ съ душевною скорбью заявлялось о неблагопріятномъ впечатлѣніи, какое на всѣхъ въ Каирѣ произвело послѣднее распоряженіе вселенской патріархіи относительно мѣстоблюстителя Евгенія. Опасность такого отношенія со стороны Константинополя особенно чувствуется и сознается епитропіѳй каирскаго кинота, которая лучше другихъ знаетъ теченіе церковныхъ дѣлъ въ Египтѣ и всегда цѣнила всякую идею и дѣйствіе, касающіяся существа возникшаго здѣсь іерархическаго конфликта. И теперь епитропія рѣшается въ краткихъ чертахъ напоминать патріарху Григорію и священному при немъ синоду нѣкоторыя детали александрійскаго церковнаго вопроса и показать, какъ нецѣлесообразно было послѣднее по поводу его распоряженія константинопольской патріархіи. Въ письмахъ въ Константинополь отъ ноября (14/26 и 21/3) 1866 г. и января (5/17, 8/20 и 22/3) 1867 г., отправленныхъ отъ имени кинотовъ въ Александріи и Каирѣ, было уже сообщено патріархіи о неспособности блаженнѣйшаго Никанора къ управленію и о предосудительныхъ дѣйствіяхъ нѣкоторыхъ изъ окружавшихъ его лицъ, а равно указывалось на опасность для церкви такого положенія и испрашивались совѣты матери—Великой Христовой церкви для уврачеванія зла, которое нынѣ достигло высшей степени развитія. Но тогда Великая Христова церковь нисколько или очень мало обращала вниманіе на александрійское дѣло, такъ какъ была занята упорядоченіемъ собственныхъ внутреннихъ отношеній. Въ виду этого, подчиняясь необходимости и пользуясь своимъ правомъ, киноты въ Египтѣ приступили къ избранію мѣстоблюстителя въ лицѣ архимандрита Евгенія, о чемъ и увѣдомили

патріархію письмомъ отъ 5/17 января 1867 г. Патріархъ Григорій УІ, занявшій въ то время вселенскій престолъ, и священный синодъ признали необходимымъ отправить въ Египетъ экзарха для ознакомленія съ состояніемъ блаженнѣйшаго Никанора, а потомъ и разрѣшили избранному кинотами мѣстоблюстителю архимандриту Евгенію вступить въ отправленіе своихъ обязанностей. И съ этого момента началось такъ называемое «вмѣшательство» вселенской патріархіи въ дѣла иного престола, которое въ своемъ существѣ и дѣйствительности было, по мнѣнію каирской епитропіи, помощью и содѣйствіемъ бѣдствовавшему александрійскому престолу со стороны Великой Христовой церкви; послѣдняя съ этого времени стала или одобрять каноническія дѣйствія, происходившія въ Египтѣ, или осуждать противоканоничѳскіе акты, какъ были ею осуждены и дѣянія александрійскаго собора 1867 г. Все это внушало христіанамъ Египта надежду относительно торжества права и правды. Мѣстоблюститель и киноты, имѣя на своей сторонѣ то и другое, не были смущены и извѣстными посланіями патріарховъ Антіохіи и Іерусалима и священнаго синода Греческой церкви, отправленными патріарху Никанору. И вотъ, когда мѣстоблюститель, приступилъ къ благоустройству церковныхъ дѣлъ и самоотверженно управлялъ престоломъ, изъ Константинополя было получено синодальное посланіе, побуждавшее архимандрита Евгенія отказаться отъ мѣстоблю-стительства и удалиться изъ Египта, а вмѣстѣ съ тѣмъ и заявлявшее объ отказѣ Великой Христовой церкви отъ всякаго содѣйствія и помощи александрійскому патріаршему престолу. Мѣстоблюститель, согласно наставленіямъ вселенской патріархіи, принесъ отреченіе отъ власти, которое въ теченіе нѣкотораго времени не принималось правительствомъ, а киноты, предвидя зло отъ такого отреченія, отправили 3 декабря 1867 г. письмо патріарху и просили отмѣнить состоявшееся распоряженіе объ отставкѣ архимандрита Евгенія. Но тогда изъ Константинополя была получена телеграмма о томъ, что. патріархъ впредь не будетъ вмѣшиваться въ дѣла александрій-скаго престола, а архимандриту Евгенію было предписано совершенно удалиться отъ завѣдованія церковными.дѣлами, что онъ потомъ и исполнилъ, вопреки желанію и заявленіямъ кинотовъ. Такимъ образомъ, вмѣсто улучшенія церковныхъ дѣлъ въ Египтѣ при помощи Великой Христовой церкви, фактически наступило ихъ ухудшеніе, а патріаршему але

ксандрійскому престолу была нанесена обида. Каковы бы ни были причины отозванія архимандрита Евгенія изъ Египта, вселенская патріархія, по мнѣнію епитропіи, едва ли можетъ оправдать свои дѣйствія. Коль скоро состоялось опредѣленное рѣшеніе, патріархія должна была поддерживать его и осуществить до конца, въ интересахъ той помощи, какѵю она намѣрена была оказать александрійскому престолу. Непослѣдовательность же дѣйствій ея вызвала недовольство среди христіанъ Египта. Въ заключеніи письма каирская епнтропія обратилась еще разъ съ просьбою къ патріарху и священному синоду изыскать средства для уврачеванія зла, возникшаго въ предѣлахъ александрійскаго престола, потому что, въ противномъ случаѣ, дѣйствительно, придется, признать «вмѣшательствомъ» отозваніе патріархіей изъ Египта мѣстоблюстителя, который уже вступилъ въ управленіе дѣлами независимой церкви и, такъ сказать, объединилъ свою дѣятельность съ положеніемъ послѣдней, а между тѣмъ вселенская патріархія, подъ угрозой церковнаго наказанія, устранила Евгенія отъ мѣстоблюстительства и подала поводъ къ дальнѣйшимъ нестроеніямъ въ автокефальной Александрійской церкви 384).

Такимъ образомъ, въ письмѣ каирской епитропіи вина въ церковныхъ нестроеніяхъ въ Египтѣ возлагалась уже на Константинопольскую церковь, которая въ то же время и приглашалась изыскать мѣры къ упорядоченію церковныхъ отношеній въ александрійскомъ патріархатѣ. Но вселенская патріархія осталась при томъ рѣшеніи дѣла, которое окончательно выразилось въ отозваніи мѣстоблюстителя Евгенія изъ Египта. Однако- послѣдній опять не спѣшилъ подчиниться этому рѣшеніи?. Правда, онъ отказался отъ церковнаго управленія и удалился изъ патріархіи, но продолжалъ оставаться въ Каирѣ и поселился въ помѣщеніи, которое было дано ему по распоряженію правительства; вице-король пожаловалъ ему и 500 англійскихъ лиръ на содержаніе. Затѣмъ архимандритъ Евгеній отправился для поправленія здоровья въ Верхній Египетъ, оттуда возвратился въ Каиръ и лишь 27 мая 1868 г., согласно отправленнымъ ему синодальнымъ грамотамъ, прибылъ въ Константинополь, немедленно явился къ патріарху Григорію и членамъ священнаго синода, потомъ представился ве- 334

334) KaXXi-fP(ov, А', III, 2Т—29; Mansi, XL1I, 291—29&.

кому визирю Аали-пашЬ. Послѣ поѣздки въ Германію для леченія, архимандритъ Евгеній 6 сентября возвратился въ Константинополь и здѣсь поселился, пользуясь уваженіемъ со стороны многихъ своихъ единомышленниковъ и почитателей *35). Такъ окончилось мѣстоблюстительство архимандрита Евгенія въ александрійскомъ патріархатѣ.

XVI.

Между тѣмъ въ Александрійской церкви возникли новыя волненія и нестроенія, въ связи съ вступленіемъ патріарха Никанора въ управленіе мѣстными дѣлами. Послѣ отъѣзда архимандрита Евгенія изъ Каира, водвореніе блаженнѣйшаго Никанора въ мѣстной патріархіи состоялось лишь 6 іюня 1868 г. Значитъ, только черезъ два года послѣ избранія блаженнѣйшій Никаноръ фактически сталъ во главѣ церковнаго управленія въ Египтѣ, распространивъ свою власть и на многочисленный и богатый каирскій кинотъ. Вслѣдъ за тѣмъ онъ вызвалъ въ Египетъ есфигменскаго архимандрита Нила, который на александрійскомъ соборѣ 1867 г. былъ избранъ законнымъ мѣстоблюстителемъ александрійскаго престола и каноническимъ діадохомъ блаженнѣйшаго Никанора. Архимандритъ Нилъ и явился ближайшимъ помощникомъ его блаженства по управленію патріархатомъ. Между прочимъ, архимандритъ Нилъ, какъ законный мѣстоблюститель и діадохъ, 16 февраля 1869 г., въ присутствіи митрополитовъ Пилусія, Триполи и Кирины, оффиціально принялъ въ александрійской патріархіи папскаго делегата — католическаго епископа вмѣстѣ съ представителемъ ордена лазаристовъ и двумя другими латинскими аббатами, явившагося, но порученію папы Пія IX, для приглашенія александрійскаго патріарха къ участію на ватиканскомъ соборѣ, открытіе котораго имѣло состояться въ Римѣ 8 декабря того же года. Архимандритъ Нилъ велъ съ папскимъ уполномоченнымъ любопытную бесѣду по вопросу о главенствѣ папы и о независимости Александрійской церкви, причемъ отказался принять изъ рукъ делегата папское приглашеніе на соборъ 336).

Въ мартѣ 1869 г. патріархъ Никаноръ, чувствуя ослабленіе своихъ силъ, окончательно отрекся отъ патріаршества въ пользу архимандрита Нила Есфигменскаго. При участіи митрополитовъ нилусійскаго, киринскаго и триполійскаго, которые объединились около новаго мѣстоблюстителя александрійскаго престола, архимандритъ Нилъ былъ избранъ на митрополичью каѳедру Пентаполя въ Египтѣ, съ соблюденіемъ установленнаго избирательнаго порядка. Въ мартѣ же 1869 г. пента-польскій митрополитъ Нилъ былъ избранъ и на александрійскій патріаршій престолъ. Однако и это избраніе, вмѣсто умиротворенія Александрійской церкви, лишь умножило внутреннюю здѣсь смуту и нестроенія, — хотя Нилъ фактически не былъ интронизованъ и пользовался лишь титуломъ «нареченнаго (‘еф»і«ріоімѵо;)» патріарха Александріи.

Прежде всего, партія бывшаго мѣстоблюстителя престола, архимандрита Евгенія, была крайне взволнована избраніемъ Нила на патріаршій престолъ и, дѣйствуя въ началѣ'его прибытія въ Египетъ съ нѣкоторою осторожностью, теперь подняла голову, вновь стала выступать съ защитою правъ на александрійскій престолъ именно Евгенія и энергично протестовала по поводу избранія Нила Есфигменскаго. Въ Александріи и Каирѣ возникли безпорядки. Они отразились и на настроеніи сторонниковъ новаго патріарха. Изъ трехъ митрополитовъ, объединившихся около Нила, двое — пилусійскій Амфилохій и киринекій Спиридоній — откололись отъ партіи его сторонниковъ и примкнули къ противникамъ новаго Патріарха. Съ того времени внутренняя борьба египетскихъ партій выражалась въ формахъ весьма рѣзкихъ и страстныхъ.

Затѣмъ, противъ избранія Нила выступила съ энергичнымъ протестомъ и вселенская патріархія. Святѣйшій Григорій VI мотивировалъ свой протестъ тѣмъ, что митрополитъ Нилъ, какъ членъ братства монастыря Есфигмена на Аѳонѣ, подчиненнаго юрисдикціи вселенскаго патріарха, нарушилъ обѣтъ и долгъ послушанія киріархальной власти, такъ какъ принялъ избраніе на патріаршій александрійскій престолъ безъ согласія вселенской патріархіи, отъ которой и долженъ былъ предварительно получить разрѣшеніе выступить канди- 227

227) сообщается И] о посѣщеніи папскими уполномоченными вселенскаго патріарха Григорія VI для приглашенія къ участію на римскомъ соборѣ. Патріархъ Григорій рѣшительно отказался принять такое приглашеніе.

датомъ на соисканіе патріаршей каѳедры. Въ виду этого, вселенская патріархія и потребовала, чтобы Нилъ оставилъ патріаршій александрійскій престолъ и удалился изъ Египта,— тѣмъ болѣе, что его избраніе на александрійскую каѳедру оказалось причиною большихъ безпорядковъ и крайне неблагопріятно отражалось на общемъ благосостояніи православнаго населешя въ Египтѣ.

Съ этого момента споръ вышелъ за предѣлы александрійскаго патріаршаго престола и сдѣлался междуцерковнымъ, выразившись въ столкновеніи двухъ патріарховъ—Нила, «нареченнаго» александрійскимъ, и Григорія VI константинопольскаго. Послѣдній отправилъ первому повелѣніе отъ имени Константинопольской церкви—оставить александрійскій престолъ, на который онъ былъ избранъ незаконно, и удалится изъ Египта, а Нилъ, признавая свое избраніе, какъ состоявшееся нри участіи мѣстнаго духовенства, каноническимъ, требованіе же вселенской патріархіи незаконнымъ, отказывался подчиниться сдѣланному изъ Копстантинополя распоряженію и продолжалъ оставаться на александрійскомъ престолѣ, несмотря и на то, что въ Египтѣ также раздавался энергичный протестъ со стороны мѣстныхъ христіанъ по поводу церковнаго предстоятель-отва Нила. Послѣдній же, оправдывая предъ вселенскою патріархіей свое избраніе на патріаршество, указывалъ на то, что Святая Гора Аѳонъ, къ иночеству которой онъ принадлежитъ, издревле пребывала вполнѣ независимою въ своемъ управленіи, какъ въ силу традиціоннаго административнаго здѣсь порядка, такъ и на основѣ опредѣленныхъ распоряженій византійскихъ императоровъ. Находясь же въ братствѣ монастыря Есфигмена, какъ одного изъ независимыхъ аѳонскихъ монастырей, Нилъ, по его заявленію, получилъ отъ своего игумена каноническое разрѣшеніе отправиться въ Египетъ. Значитъ, онъ прибылъ въ Александрійскую церковь съ разрѣшенія своей законной власти,—и этого для него вполнѣ достаточно. А затѣмъ, какъ и многіе другіе его предшественники но престолу, начиная съ древнѣйшихъ временъ и оканчивая новѣйшими, онъ, имѣя лишь согласіе своей власти, могъ вступить въ составъ клира какой угодно церкви и принять даже избраніе на патріаршій престолъ.

Разумѣется, въ Константинополѣ такое оправданіе Нила не могло быть признано достаточнымъ, такъ какъ Аѳонъ въ турецкую эпоху и сіе jure, и de facto пребывалъ подъ властью

константинопольскаго патріарха. Да и прежній мѣстоблюститель александрійскаго престола, архимандритъ Евгеній, принадлежалъ къ братству монастыря Ксиропотама на Аѳонѣ однако выступилъ на дѣятельность въ предѣлахъ Александрійской церкви только въ силу разрѣшенія вселенской патріархіи, которой въ концѣ-концовъ и подчинился послѣ наложеннаго въ Константинополѣ veto на его александрійское мѣстоблюстительство. Въ виду этого, патріархъ Григорій YI и священный синодъ отправили Нилу второе и третье требованіе оставить александрійскій престолъ и удалиться изъ Египта, въ противномъ же случаѣ ему угрожало каноническое наказаніе. Требованіе вселенской патріархіи еще болѣе укрѣпило и мѣстныхъ противниковъ Нила, которые, опираясь на свое единомысліе съ нею, стали болѣе энергично нападать на стойкаго претендента патріаршей власти. Митрополиты Кирины и ІІилусія, раньше отколовшіеся отъ партіи Нила, теперь и подвергли его изверженію изъ сана, предупредивъ соотвѣтствующее рѣшеніе со стороны константинопольской патріархіи. Этотъ актъ поколебалъ энергію Нила и сильно сократилъ ряды его партіи, такъ какъ многіе изъ его сторонниковъ, опасаясь церковнаго наказанія, порвали съ нимъ общеніе. Нилъ, желая положить конецъ возникшимъ нестроеніямъ и прекратить бурю разыгравшихся страстей, готовился дѣйствительно покинуть Египетъ и удалится на Аѳонъ. Но въ срединѣ 1869 г. патріархъ Нилъ встрѣтилъ энергичную поддержку со стороны патріарховъ Іероѳея антіохійскаго и Кирилла іерусалимскаго. Послѣдніе признали избраніе его на александрійскій престолъ правильнымъ и законнымъ, вступили въ каконическое общеніе съ нимъ и вновь заявили свое осужденіе по поводу вмѣшательства Константинопольской церкви въ дѣла автокефальной Александрійской церкви. Это обстоятельство еще болѣе осложнило александрійскій патріаршій вопросъ и создало критическое положеніе мѣстныхъ церковныхъ дѣлъ. Въ октябрѣ 1869 г. и священный синодъ церкви королевства Греческаго готовъ былъ принять участіе въ создавшейся коллизіи, причемъ для него намѣчалась примирительная дѣятельность въ этомъ слоллюмъ вопросѣ ззг). 337

337) ’Op9ö5o;og ’Е я і 0 е tb р т] e ! {. 'Ecpvjpspi; 8іги0и\ор.ёѵѵ|

8т:6 ’А. Діѵр.г)ёои? К о р I а х о 0, 1869, JV« 2, о. 9 — 10.

Между тѣмъ вселенскій патріархъ Григорій и священный синодъ, послѣ того какъ Нилъ отказался подчиниться ихъ троекратному требованію оставить александрійскій престолъ и удалиться изъ Египта, подвергли его, согласно сдѣланному раньше предупрежденію, изверженію изъ сана (xaOaipso«), со всѣми грозными послѣдствіями этого страшнаго отлучитель-наго акта. Но онъ не смутилъ Нила и не склонилъ къ подчиненію вселенской патріархіи, такъ какъ Нилъ встрѣтилъ поддержку со стороны патріарховъ Іероѳея и Кирилла II, которые не признали дѣйствія Константинопольской церкви правильными и не согласились съ объявленнымъ актомъ изверженія. Особенно энергично высказался противъ отношеній Константинопольской церкви антіохійскій патріархъ Іерооей, посланіе котораго къ «нареченному патріарху» Нилу отъ 14 ноября было опубликовано въ греческихъ газетахъ Александріи и поддержало упавшую энергію сторонниковъ Нила. Іерусалимскій же патріархъ Кириллъ въ своемъ письмѣ къ Нилу отъ 10 декабря привѣтствовалъ его слѣдующимъ образомъ: «Высокопреосвященный и Богоизбранный митрополитъ ІІентаполя и канонически нареченный (патріархъ) Александріи, въ Христѣ Богѣ весьма возлюбленный и пре вожделѣнный братъ и сослужитель нашей мѣрности, киръ Нилъ, ваше превожделѣнное намъ высокопреосвященство братски о Господѣ лобызая, мы всерадостно привѣтствуемъ». Затѣмъ въ письмѣ заявлялось, что хотя патріархъ Кириллъ долго не отвѣчалъ на посланіе Нила, но не забывалъ о немъ, всегда памятуя о его страданіяхъ, подобныхъ тѣмъ, какія выпали и на долю самого блаженнѣйшаго Кирилла, послѣ чего писалъ буквально слѣдующее: «Изверженіе, провозглашенное противъ вашего достопочтеннаго высокопреосвященства вселенскимъ патріархомъ, всецѣло несправедливо. Мы неизмѣнно признаемъ правильно и законно совершенною вашу хиротонію въ архіерея Бога Вышняго. Признаемъ и принимаемъ справедливымъ и законнымъ возвышеніе братской вашей любви на святѣйшій патріаршій престолъ Александріи, состоявшееся по рѣшенію святѣйшаго бывшаго патріарха Алексардріи и во Христѣ весьма превожделѣныаго нашего брата и сослужителя киръ Никанора» зад). Церковь же королевства Греческаго, вопреки прежнему заявленію, продолжала соблюдать нейтралитетъ и ожидала дальнѣйшаго опредѣленія

33ts) ’Op9öSo£o & ’E^tQewpYjot?, 1869, № 7, а. 5і-*-5(5.

событій. И со стороны русскаго Св. Синода не было заявлено опредѣленное отношеніе къ александрійскому церковному вопросу. Въ декабрѣ 1869 г. единомышленники Нила склонны были усматривать его торжество надъ противниками, такъ какъ на его сторонѣ были и два патріарха — антіохійскій н іерусалимскій. Но противная партія, возглавлявшаяся богатымъ греческимъ купцомъ въ Египтѣ Ралли, не хотѣла уступать Нилу въ занятой имъ позиціи и съ крайнею нетерпимостью боролась противъ всѣхъ его мѣропріятій,'направленныхъ къ утвержденію на александрійскомъ патріаршемъ престолѣ. Страсти въ этой борьбѣ разыгрались до того, что окружныя посланія Нила, разсылавшіяся по Египту, торжественно сожигались въ церквахъ для протеста и оппозиціи. Большая часть египетскаго православнаго клира также отложилась отъ патріарха, послѣ того какъ митрополиты Кирины и Пилусія, участвовавшіе въ избраніи и поставленіи Нила на патріаршій престолъ, откололись отъ него и вступили иъ сношенія съ константинопольской патріархіей. Въ виду нѣкоторыхъ признаковъ побѣды, противники Нила стали даже составлять планы объ избраніи его діадоха, дабы совсѣмъ устранить его отъ власти и возвести на александрійскій престолъ новаго патріарха. Съ другой стороны, и единомышленники Нила защищались съ большою энергіей и страстностью. Изъ среды этой партіи получила происхожденіе брошюра, направленная противъ акта изверженія Нила, состоявшагося въ Константинополѣ, и написанная въ такомъ рѣзкомъ тонѣ, что и самъ Нилъ въ особомъ окружномъ посланіи осудилъ ее азэ).

Но партія противниковъ Нила была сильнѣе группы его сторонниковъ. Это обнаружилось и во время погребенія многострадальнаго бывшаго александрійскаго патріарха Никанора, который скончался въ перый день Рождества Христова—25 декабря 1869 г. Противники Нила, узнавши о томъ, что погребеніе почившаго патріарха предположено было совершить въ александрійскомъ монастырѣ св. Саввы, гдѣ проживалъ и Нилъ, собрали толпу народа и, во главѣ съ киринскимъ митрополитомъ Спиридоніемъ, вторглись въ патріархію и перенесли тѣло блаженно скончавшагося киръ Никанора въ церковь Благовѣщенія, принадлежащую греческо-египетскому киноту. Послѣ отпѣванія въ этомъ храмѣ, прахъ почившаго былъ перевезенъ 33

33*) ’Op. (löSogc; "Е~ t 9* «ор т, с ! f. JSÖ9, № 5. п. 37.

въ Каиръ, гдѣ и состоялось его погребеніе на кладбищѣ александрійскихъ патріарховъ. Этотъ фактъ спора около гроба почившаго патріарха произвелъ среди греческаго общества крайне неблагопріятное и грустное впечатлѣніе 34°).

Что же касается Нила, то онъ продолжалъ бороться съ своими противниками и занималъ патріаршій престолъ и въ началѣ 1870 г. Эта борьба имѣла и принципіальный характеръ и была направлена къ защитѣ правъ независимости александрійскаго патріаршаго престола. Нилъ соглашался оставить этотъ престолъ, но при условіи фактическаго обезпеченія за послѣднимъ автокефальнаго достоинства * 341). Наконецъ, въ дѣло вмѣшалось египетское правительство. 5 февраля 1870 г. состоялось правительственное распоряженіе о томъ, чтобы въ гражданскихъ управленіяхъ Александріи, Каира и прочихъ городовъ было произведено христіанами общее голосованіе относительно того, кого именно они желали имѣть своимъ патріархомъ—нареченнаго въ это достоинство Нила Есфиг-менскаго, или кого-либо иного. Правительство имѣло въ виду путемъ такой мѣры прекратить волненія и споры въ Египтѣ. Но распоряженіе было сдѣлано нецѣлесообразно. Прежде всего, къ голосованію были приглашены только одни православные арабы. Когда же и греки заявили о своемъ правѣ голосованія, то правительственное распоряженіе было распространено и на нихъ. Затѣмъ, правительство явно наклоняло свои симпатіи въ сторону Нила. Это еще болѣе возстановило противниковъ послѣдняго, которые, не предвидя отъ намѣченнаго общаго голосованія ничего для себя хрро-шаго, чрезъ посредство особой епитропіи извѣстили сторонниковъ своей партіи, чтобы они уклонялись отъ голосованія въ правительственныхъ учрежденіяхъ, а подавали свой голосъ отдѣльно — въ церквахъ, гдѣ ими было организовано особое голосованіе. И вотъ, по всему Египту открылось двойное голосованіе. Тогда какъ въ правительственныхъ учрежденіяхъ бюллетени подавались въ пользу Нила, голосованіе въ церквахъ намѣтило другого кандидата на александрійскій патріаршій престолъ — дерконскаго митрополита Неофита.. іерарха образованнаго и энергичнаго (f 5 августа 1875 г.) 342). Ра-

34°) ’О p9ödo;o{ ’Е тг t 9 г м р ѵ) о і ] 869, № 7, а. 56.

341) Ibid., № 9, з. 72.

342( //. И. Соколовъ. Іерусалимскій патріархъ Кириллъ II и ѳго отношеніе къ болгарской церковной схизмѣ, стр. 54 и сл. II. 1915. ’ЕхкХк)-

о і а о т і х •») ’Ei:i4e(ipijeig 1Ѵ, III, 155—160.

зумѣется, правительство не могло признать правильнымъ голосованіе. происходившее въ церквахъ, такъ какъ оно состоялось безъ его разрѣшенія, а съ другой стороны, не достигло своей цѣли п голосованіе, организованное въ административныхъ учрежденіяхъ, такъ какъ оно не обнимало всего состава паствы александрійскаго патріархата. Такимъ образомъ, основная цѣль общаго голосованія не была осуществлена въ своемъ назначеніи, однако голосованіе опредѣлило, что на сторонѣ Нила была довольно значительная часть православнаго населенія въ Египтѣ: въ Александріи въ его пользу было подано 1900 голосовъ и въ Каирѣ 1000 голосовъ ЗІЗ>. Но не менѣе значителенъ былъ составъ сторонниковъ и другого канди-дата-н-дерконскаго митрополита Неофита. Приверженцы этого послѣдняго, еъ цѣлью совершенно парализовать притязанія на патріаршій престолъ со стороны Нила, рѣшили даже произвести формальное избраніе митрополита Неофита діадохомъ александрійскаго патріаршаго престола. Они и исполнили это намѣреніе, составили по этому поводу особый актъ, а потомъ обратились къ вселенскому патріарху Григорію VI и священному синоду съ просьбой санкціонировать это избраніе, если митрополитъ Неофитъ согласится на избраніе, въ противномъ же случаѣ ходатайствовали предъ вселенской патріархіей избрать другого кандидата на патріаршество въ Александріи, кого она признаетъ пригоднымъ для этого высокаго назначенія зи).

Вслѣдъ за тѣмъ александрійскій патріаршій вопросъ вступилъ въ новую фазу. Хотя египетское правительство и поддерживало избраннаго въ патріаршество Нила и съ цѣлью оказать болѣе реальное содѣйствіе даже устроило общее голосованіе въ интересахъ его кандидатуры, тѣмъ не менѣе дѣйствительность показала безнадежность сдѣланныхъ усилій и невозможность возстановить Нила на престолѣ, въ виду сильнаго противодѣйствія вселенской патріархіи и энергичнаго протеста значительной части православнаго населенія въ Египтѣ, сосредоточившейся около новаго кандидата на патріаршество — митрополита Неофита. Поэтому хедивъ Египта, не видя выхода изъ создавшагося положенія, призналъ необходимымъ обратиться къ высокой Портѣ съ просьбою взяті на

34ä) ’ОрЧоЗоёо; ’Е те і 9 s со р V) st.1870, № 10, э. 79.

544) 'Л. К я л ). іѵіхог Д е X с х я ѵ т) {. II, 151 —152.

себя разрѣшеніе пресловутаго александрійскаго церковнаго вопроса, такъ какъ онъ пріобрѣлъ такую сложность и трудность, что всѣ мѣстныя усилія къ возстановленію порядка оказались нецѣлесообразными. ІІовидимому, хедивъ разсчитывалъ и на то, что Порта сдѣлаетъ давленіе на вселенскую патріархію въ пользу избранія патріархомъ Нила. Но результатъ оказался не тотъ, на какой разсчитывали въ Египтѣ. Въ маѣ 1870 г. вселенскій патріархъ Григорій VI и священный синодъ Константинопольской церкви избрали на александрійскій патріаршій престолъ бывшаго константинопольскаго патріарха Софронія III. Это избраніе было одобрено и другими восточными патріархами, а - равно сочувственно было встрѣчено и въ Египтѣ. Избраніе Софронія и положило конецъ той смутѣ, которая возникла въ нѣдрахъ Александрійской церкви въ свяэи съ избраніемъ патріарха Никанора 345 346).

Итакъ, нестроенія въ предѣлахъ александрійскаго патріархата продолжались почти четыре года (апрѣль 1866—1870). Это былъ критическій періодъ въ судьбѣ Александрійской церкви и крайне печальная страница въ ея исторіи. Вина въ этихъ нестроеніяхъ падаетъ, главнымъ образомъ, на честолюбиваго и властолюбиваго Евгенія Данкоса, архимандрита Ксиропотамскаго монастыря на Аѳонѣ, который, опираясь на покровительство египетскаго правительства и на помощь своихъ единомышленниковъ въ средѣ духовенства и мірянъ въ Египтѣ, стремился во что бы то ни стало занять александрійскій патріаршій престолъ. Къ сожалѣнію, ему удалось пріобрѣсти себѣ покровительство и со стороны константинопольской патріархіи, которая допустила несомнѣнную ошибку, оказавши архимандриту Евгенію свою помощь въ достиженіи

345) ’OpdöSogot ’К 7П t 0 е <Ь р 7] а t с, 1870, № 17, а. 133-134;’А. 4 і &-jju rj S */]; Kuptaxöj, 'Еіѵ.Хт)віаоти^ itrropia, III, 55; Хяоріощѵ ’Аутіахо*,. Tot Ttpovopia ту); орЧоЬо&о той Хріатой ’ExxXrjsia«, а. 98. ’А(Н|ѵаі 1901; Митрополитъ Московскій Филаретъ, Собраніе мнѣній и отзывовъ по дѣламъ православной церкви на Востокѣ, стр. 165—166, 168, 174: П. 1886; его же

Письма къ А. Н. Муравьеву, стр. 634—635. Кіевъ 1869: И. И. Соколовъ, Очерки исторіи православной Греко-восточной церкви въ XIX в.. стр. 225— 226. II. 1901 (=Исторія христіанской церкви въ XIX в., подъ редакціей t проф. А. И. Лопухина, т. II. П. 1901). Oscar Schneider, Beiträge zur Ki'imtniss der griechisch—orthodoxen Kirche Aegyptens (Programm der Annen-Jtralschule, S. 26—37. Dresden 1874); проф. А. А. Дмитріевскій, Графъ Н. П. Игнатьевъ, какъ церковно-политическій дѣятель на православномъ Востокѣ (Сообщенія Л. ГІ. Палестинскаго Общества 1909 (XX), 389—391).

мѣстоблюстительства и въ фактическомъ устраненіи отъ власти законнаго александрійскаго патріарха Никанора. Судьба же послѣдняго была глубоко трагична и невольно вызываетъ симпатіи къ этому смиренному и простому старцу, на склонѣ многотрудной своей жизни подъявшему тяжелый подвигъ патріаршества и подвергавшемуся тяжкимъ испытаніямъ за принятое имъ избраніе на александрійскій патріаршій престолъ. Даже у гроба этого блаженно почившаго старца нашли себѣ мѣсто страсти неумѣренныхъ его сторонниковъ и жестокихъ противниковъ. По существу же какъ избраніе блаженнѣйшаго Никанора, такъ и его предстоятельство не должны вызывать никакихъ нареканій и осужденій. Иное дѣло — отношеніе къ нему вселенской патріархіи, которая причинила много огорченій блаженнѣйшему Никанору при посредствѣ хитраго и ловкаго мѣстоблюстителя архимандрита Евгенія, вкравшагося въ довѣріе церковныхъ дѣятелей въ Константинополѣ и явившагося орудіемъ въ проведеніи ихъ политики и въ Александріи. Послѣдняя по существу своему и по установившейся издавна традиціи должна была выражаться лишь въ содѣйствіи и помощи, но ни какъ не во вмѣшательствѣ во внутреннія дѣла и не въ нарушеніи правъ автокефальнаго достоинства Александрійской церкви. И несомнѣнно, вселенская патріархія поступила вполнѣ правильно, сдѣлавши распоряженіе объ отозваніи архимандрита Евгенія изъ Египта, какъ только ея отношенія къ Александрійской церкви стали уклоняться отъ традиціоннаго принципа содѣйствія и помощи, а мѣстоблюстительство архимандрита Евгенія стало приносить мѣстной паствѣ вредъ, вмѣсто пользы. А затѣмъ, дѣйствія вселенской патріархіи по отношенію къ архимандриту Нилу Есфигменскому носятъ всѣ признаки несправедливости; и пристрастія. Этотъ клирикъ былъ избранъ діадохомъ по желанію блаженнѣйшаго Никанора и при участіи большей части египетскаго духовенства. Если бы вселенская патріархія, вслѣдъ за патріархами Антіохіи и Іерусалима, поддержала Нила и оказала ему и Александрійской церкви такую же помощь, какая раньше была оказана Евгенію Ксиропотам-скому, то въ Египтѣ, несомнѣнно, водворился бы миръ и мѣстная паства не перенесла бы тѣхъ опасныхъ и грозныхъ потрясеній, какія выпали на ея долю со времени избранія Нила и до окончательнаго водворенія святѣйшаго Софронія IV на александрійскомъ патріаршемъ престолѣ. Правда, святѣй-

шій Софроній былъ достойнѣйшимъ нервоіерархомъ Александрійской церкви и сумѣлъ умиротворить мѣстную паству и обезпечить ей достаточное благосостояніе, но и печальная судьба Нила Пентапольскаго вызываетъ сожалѣніе, такъ какъ и этотъ достойный клирикъ оказался только жертвой неправильной церковной политики и партійной борьбы. Нелегка была участь этого іерарха и послѣ того, какъ въ Константинополѣ на александрійскую каѳедру былъ избранъ святѣйшій Софроній. Нилъ оставилъ Египетъ и удалился въ г. Каллиполь (Галлиполи). Отсюда онъ дважды (10 октября 1871 г. и 26 февраля 1872 г.) посылалъ Великой Христовой церкви свои письма, въ которыхъ просилъ прощенія во всемъ, что согрѣшилъ вольно или невольно, и снятія съ него наложеннаго церковнаго наказанія. Наконецъ, Великая церковь, снисходя къ этимъ ходатайствамъ, въ срединѣ 1872 года синодально, при участіи вселенскаго патріарха Анѳима VI, постановила снять съ него наказаніе и признала іерархомъ православной восточной церкви 34e). 1 іюня 1872 г. патріархъ Анѳимъ VI и священный синодъ отправили «преосвященному митрополиту ГІентаполя, во Святомъ Духѣ возлюбленному брату и сослужителю» его — патріарха — «мѣрности», синодальную грамоту съ извѣщеніемъ, что церковь, убѣдившись изъ писемъ Нила въ искреннемъ его раскаяніи во всемъ томъ, въ чемъ онъ, увлекаемый человѣческою слабостью, въ вѣдѣніи или невѣдѣніи, уклонился отъ прямого и каноническаго пути и за что подвергся справедливому наказанію— изверженію изъ священнаго сана, благоизволила, наконецъ, по неисчерпаемой своей щедрости а милости, снять съ него, но синодальному дѣянію, это наказаніе и оказать ему помощь въ достиженіи душевнаго спасенія. Посему Церковь, принимая его преосвященство въ материнскія свои объятія и любвеобильно обнимая, признаетъ его отнынѣ архіереемъ Бога Вышняго и митрополитомъ Понтаполя, подчиненнымъ вселенскому патріаршему престолу и только къ нему одному имѣющимъ отношеніе и просьбу. Въ заключеніи грамоты патріархъ и священный синодъ поздравили митрополита Нила съ этимъ душеспасительнымъ свидѣтельствомъ церковнаго, расположенія и милости и выразили пожеланіе относительно точнаго исполненія обязанностей архіерейства. Получивъ прощеніе отъ Цер-

квн, митрополитъ Нилъ горячо благодарилъ патріарха и священный синодъ за благоволеніе и милость и просилъ церковнаго разрѣшенія отправиться на Аѳонъ въ свою метанію— монастырь Есфигмена. Но 20 іюня 1872 г. патріархъ увѣдомилъ его письмомъ, что онъ предварительно долженъ прибыть въ Константинополь и лично принести всѣмъ свою благодарность. 3 іюля Нилъ прибылъ изъ Каллиполя въ Константинополь и немедленно отправился на о. Халки, гдѣ въ то время находились патріархъ и члены священнаго синода, по случаю экзаменовъ въ Богословской школѣ. 24 іюля митрополитъ Нилъ получилъ отъ патріарха и священнаго синода новую грамоту къ «преподобнѣйшимъ отцамъ священнаго синаксиса патріаршихъ и ставропигіальныхъ монастырей на Святой Горѣ» съ извѣщеніемъ^ что церковь признала его архіереемъ Бога Вышняго и митрополитомъ Пентаполя, подчиненнымъ непосредственно константинопольскому патріаршему престолу и имѣющимъ всѣ каноническія права законнаго архіерейства ЯѴ7). Послѣ этого митрополитъ Нилъ намѣренъ былъ отправиться на Аѳонъ. Между тѣмъ въ греческихъ газетахъ появилось сообщеніе* что Церковь не дала ему прощенія и посылаетъ въ изгнаніе на Аѳонъ. Въ виду этого, великій протосинкеллъ въ августѣ напечаталъ, по распоряженію священнаго синода, опроверженіе съ заявленіемъ, что митрополитъ Нилъ добровольно отправляется на Святую Гору. И дѣйствительно, 23 августа онъ уѣхалъ сперва въ Каллиполь, а потомъ на Аѳонъ 347 348). Но этимъ печальная судьба Нила не закончилась. 2 октября 1872 г. новоизбранный александрійскій патріархъ Софроніи представилъ Великой Христовой Церкви свой письменный протестъ по поводу возстановленія Нила въ архіерейскомъ санѣ и признанія его законнымъ митрополитомъ Пентапольскимъ. Патріархъ Софроній и раньше протестовалъ предъ вселенской патріархіей относительно снятія съ Нила церковнаго наказанія, а топерь рѣшилъ перенести этотъ вопросъ на судъ прочихъ автокефальныхъ церквей Востока. Въ письменномъ же докладѣ отъ 2 октября святѣйшій Софроній указалъ, прежде всего, на то, что синодальное дѣяніе Константинопольской церкви даруетъ Нилу не только степень священства, которой лишилъ его патріархъ Григорій VI, но и санъ архіерейства,

347) ’ExxX-rjoiaoTtxf) К п t 9 с сі> р т| о t с;, В'. II [, 161^-164.

348) Ibid., 176.

который Церковь осудила въ отношеніи къ Нилу и никогда за нимъ не признавала, и даже утверждаетъ за нимъ титулъ митрополіи, которая принадлежитъ къ церковной области Александрійской церкви, а между тѣмъ эта послѣдняя дважды осудила Нила за вторженіе въ ея предѣлы и не признала его въ сонмѣ священнаго своего клира. Затѣмъ, патріархъ Софроній заявилъ, что Нилъ, будучи и изверженъ изъ сана, продолжалъ совершать богослуженія и таинства и явно нарушилъ церковныя правила (28 ап., 4 ант.), осуждающія , на совершенное отлученіе отъ церкви такихъ дерзновенныхъ клириковъ 349). Этотъ протестъ оказалъ свое дѣйствіе. Началось перковно-судебное дѣло, тянувшееся весьма долго. Такъ, еще въ іюнѣ 1877 г. Нилъ Есфигменскій былъ вызвавъ съ Аѳона въ Константинополь для предстоящаго надъ цимъ суда 35°). Лишь 13 апрѣля 1878 г. ему было разрѣшено возвратиться на Аѳонъ, съ сохраненіемъ сана и титула митрополита пентапольскаго351). На Аѳонѣ митрополитъ Нилъ и проживалъ до самой своей кончины, при чемъ занимался преиг мущественно перепискою рукописей. Что же. касается его предшественника но мѣстоблюстительству въ Египтѣ, ксирот потамскаго архимандрита Евгенія Данкоса, то онъ скончался 4 мая 1875 г. на островѣ Принкицо, гдѣ преимущественно и жилъ послѣ оставленія мѣстоблюститѳльства. Его погребеніе состоялось о мая цри участіи халкидонскаго митрополита Каллиника и двухъ другихъ іерарховъ—бывшаго созоагаѳо-іюльскаго и аифипольскаго 352) *).

И. Соколовъ.

349) ’ЕчхХ. ’Егс! 0 е <і р у) о t£, В', V, 19—23. К. 1873.

35°) ’Е ххЛ. ’Е я 19 е <в р г] а і«, Г', VI, 143. К. 1877.

351) Ibid., Г', УII, 46. К. 1879.

35S) ’Е х * X. ’Е л і 9 s ш р Tj а і«, Г', IV, 145. К. 1876,

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.