Санкт-Петербургская православная духовная академия
Лрхив журнала «Христиапское чтепие»
И.И. Соколов
Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк
Опубликовано;
Христиапское чтепие, 1914. № 12. С. 1475-1493.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ XIX вѣкѣ.
Историческій очеркъ*).
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ церковь, получивши изъ Египта извѣщеніе о состоявшемся избраніи мѣстоблюстителя мѣстнаго патріаршаго престола, полшлала достовѣрно £ узнать, дѣйствительно ли патріархъ Никаноръ совершенно I неспособенъ къ управленію, вслѣдствіе болѣзни и старости, и рѣшила отправить туда своего экзарха для непосредственнаго пріобрѣтенія необходимыхъ свѣдѣній, въ зависимости отъ которыхъ п должно было опредѣлиться ея отношеніе къ ходатайству христіанъ Александріи и Каира о признаніи избраннаго ими мѣстоблюстителя, архимандрита Евгенія. Патріаршимъ экзархомъ былъ избранъ великій архимандритъ Григорій, который 7 марта 1867 г. и отправился въ Александрію. И чрезъ посредство своего экзарха Великая церковь удостовѣрилась въ психическомъ недомоганіи патріарха Никанора и въ неспособности его къ управленію. Въ виду этого, вселенскій патріархъ Григорій VI и священный синодъ склонились на просьбу христіанъ Александріи и Каира и признали правильнымъ и законнымъ произведенное ими избраніе архимандрита Евгенія мѣстоблюстителемъ и діадохомъ александрійскаго патріаршаго престола. Въ мартѣ 1867 г. изъ Константинополя были посланы въ Египетъ двѣ патріаршія грамоты, одна изъ которыхъ была обращена къ клиру и народу александрійскаго патріаршаго престола, а другая—къ проедру и епи-троиамъ православнаго кинота въ Каирѣ.
Что касается перваго посланія—патріаршаго и синодальнаго, то въ документѣ, послѣ характеристики высшей церков-
Продолженіе. См. ноябрь.
ной власти, какъ совершенно необходимой для благоустройства и процвѣтанія церковнаго общества, говорится, что александрійскій патріархъ Никаноръ, недавно поставленный по общему избранію мѣстнаго клира и народа, пораженъ тяжкою болѣзнію н уже достаточное время страдаетъ не только физически, по и психически, такъ что оказывается совершенно неспособенъ къ исполненію патріаршихъ обязанностей и къ управленію патріаршимъ престоломъ, церковныя и духовныя дѣла котораго, вслѣдствіе болѣзненнаго состоянія его блаженства, пришли въ крайній упадокъ и разстройство, а въ связи съ этимъ нѣкоторые своекорыстные люди стали совершать иро-тивоканонйческія злоупотребленія и другія душевредныя дѣла, прикрываясь психическимъ недомоганіемъ патріарха. Въ виду такого положенія, клирики и представители народа въ александрійскомъ патріархатѣ, воодушевленные истинною христіанской ревностію и искренно стремящіеся къ славѣ александрійскаго престола, обратились къ Великой Христовой церкви съ посланіемъ, въ которомъ съ глубокою печалью описали бѣдственное состояніе тамошнихъ церковныхъ дѣлъ, сообщили объ избраніи временного попечителя и мѣстоблюстителя страждущаго патріарха, въ лицѣ архимандрита Евгенія, извѣстнаго своимъ умомъ, добродѣтелью и способностью и прежде съ успѣхомъ исполнявшаго обязанности епитропа александрійскаго престола, и, съ цѣлью устраненія дальнѣйшаго упадка церковной жизни въ Египтѣ и для возможнаго ея уврачеванія, горячо просили высокаго покровительства общей матери благочестивыхъ, Великой Христовой церкви, ходатайствуя и о разрѣшеніи архимандриту Евгенію, находившемуся въ Константинополѣ, прибыть въ Египетъ и взять на себя обязанности попечителя и временное управленіе находившимся въ опасности духовнымъ александрійскимъ кораблемъ. Патріархъ Григорій YI и священный синодъ, не только побуждался неизбѣжнымъ долгомъ заботы о спасеніи повсюду находящагося православнаго общества, но и имѣя въ виду древнюю' прономію вселенскаго престола содѣйствовать и помогать въ нуждахъ прочихъ Церквей и патріаршихъ престоловъ, приняли, по общему синодальному рѣшенію, это общее ходатайство и обращеніе,—тѣмъ болѣе, что дѣло касалось благоустройства и достоинства нуждавшагося александрійскаго престола, а спеціально отправленный въ Египетъ церковный экзархъ удостовѣрилъ опасное умственное состояніе блаженнѣйшаго Ника-
нора,—и синодально рѣшили назначить архимандрита Евгенія для указанной духовной миссіи, не только необходимой въ виду современнаго положенія церковныхъ дѣлъ въ Египтѣ, но и канонически оправдываемой и согласной съ священными законами, равно и утвержденной со стороны гражданской власти и признанной, по ходатайству египетскаго вице-короля, изданнымъ высокимъ указомъ державнаго турецкаго царства. Сообщая затѣмъ о предстоящемъ пріѣздѣ архимандрита Евгенія въ Египетъ, патріархъ Григорій и священный синодъ побуждали всѣхъ тамошнихъ христіанъ принять его съ должнымъ уваженіемъ и любовью, такъ какъ архимандритъ Евгеній, по званію попечителя и мѣстоблюстителя, долженъ принять на себя завѣдываніе и управленіе дѣлами александрійскаго патріаршаго престола, покровительство и руководство подчиненными ему церковными и духовными вопросами, неусыпно работая и ревностно стараясь обо всемъ, что относится къ славѣ престола, къ соблюденію его владѣній и установленій, къ исправленію нарушенныхъ древнихъ обычаевъ, прономій и чиновъ, согласно священнымъ канонамъ и преданіямъ православной Церкви, путеводя по спасительнымъ пажитямъ разумную свою паству посредствомъ отеческихъ наставленій и безукоризненной своей жизни. Наконецъ, всѣ христіане Египта должны оказывать архимандриту Евгенію надлежащую честь, послушаніе и расположеніе къ духовнымъ его совѣтамъ н съ готовностью содѣйствовать его полезнымъ предложеніямъ и дѣйствіямъ въ пользу общихъ духовныхъ и другихъ интересовъ православной паствы 280J.
Въ посланіи же, отправленномъ (19 марта) патріархомъ Григоріемъ предсѣдателю и епитропамъ каирскаго кинота, сообщалось, что Великая Христова Церковь, которую православныя общины Каира и Александріи горячо просили о помощи, не могла явиться безразличною созерцательницею печальнаго состоянія почтеннаго александрійскаго престола и, будучи глубоко поражена полученными извѣстіями какъ отъ тамошнихъ христіанъ, такъ и отъ спеціальнаго своего церковнаго экзарха, признала необходимымъ вновь, какъ и прежде, придти на помощь этому престолу, руководясь и каноническими основаніями. И вотъ, патріархъ и священный синодъ
......>
■8и) В. KaXXi'f рмѵ, ’Еѵсх/чГ^зсазті'лі, ’Е-лхХ^о'.аотг/.оѵ ДеХт'.с.ѵ, А', т. ІІ,
с. 84—87. К. 1869. '
приступили къ исполненію общей просьбы египетскихъ христіанъ и нынѣ посылаютъ въ Александрію избраннаго ими архимандрита Евгенія, какъ попечителя и мѣстоблюстителя больного патріарха Никанора. Сообщивъ объ этомъ каирскому киноту и указавъ обязанности патріаршаго мѣстоблюстителя, святѣйшій Григорій въ заключеніи посланія обѣщалъ имъ и впредь свою помощь въ благословныхъ и законныхъ дѣлахъ и не сомнѣвался, что проедръ и епитропы каирскаго кинота облегчатъ совмѣстно съ архимандритомъ Евгеніемъ положеніе больного патріарха и обезпечатъ дальнѣйшую славу и блескъ святѣйшаго александрійскаго патріаршаго престола 281).
Архимандритъ Евгеній прибылъ въ Александрію 28 марта 1867 г. и, по сообщенію одного греческаго источника, былъ торжественно встрѣченъ здѣсь вице-королемъ Египта и православнымъ греческимъ кинотомъ. Предсѣдатель съ членами епи-тропіи александрійскаго кинота прибыли на пароходъ для привѣтствія архимандрита Евгенія, который потомъ и былъ на присланной по распоряженію правительства лодкѣ перевезенъ на пристань, гдѣ его ожидалъ экипажъ отъ вице-короля. Въ сопровожденіи правительственныхъ чиновниковъ, архимандритъ Евгеній отправился съ визитомъ къ вице-королю и былъ принятъ имъ съ большою торжественностью, причемъ привѣтствовалъ его рѣчью на французскомъ языкѣ. Затѣмъ съ тою же свитою архимандритъ Евгеній отправился къ престарѣлому патріарху Никанору, котораго и завѣрялъ, что «будетъ утѣ-шать и охранять его, какъ сынъ отца» ).
Но не такъ происходило дѣло по сообщенію самого патріарха Никанора, изложившаго въ своемъ письмѣ къ А. Н. Муравьеву отъ 26 іюня 1867 г. всѣ «тѣ ужасы, озлобленія и мученія», которымъ патріархъ подвергся отъ Евгенія Дан-коса, ксиропотамскаго архимандрита. Послѣдній, «подстрекаемый демономъ честолюбія и тщеславія», еще послѣ отреченія александрійскаго патріарха Каллиника пытался запять его престолъ, но «съ презрѣніемъ и негодованіемъ» былъ отвергнутъ клиромъ и всѣмъ народомъ Египта. Продолжая «мечтать о патріаршествѣ», онъ потомъ привлекъ на свою сторону, нѣкоторыхъ «своекорыстныхъ и ищущихъ только своей пользы
-Б1) Ibid., 87—89.
-м) Ibid., 89.
лицъ», и «они-то съ помощью золота и обѣщаній успѣли увѣрить Великую церковь Константинополя», что у патріарха Никанора «нездоровъ мозгъ» и будто бы онъ неспособенъ къ управленію. «Великая церковь, безъ всякаго права и безъ справки съ канонами св. апостоловъ и священныхъ соборовъ, равно и съ нерушимыми и неоспоримыми преимуществами александрійскаго престола и съ султанскими фирманами, кои издавно признаны всѣми правительствами, посягнула на вмѣшательство, и безъ предварительнаго истребованія удостовѣреній, отправила въ Александрію великаго архимандрита своего Григорія, человѣка своекорыстнаго и сребролюбиваго» 283). Но этотъ церковный экзархъ даже и не былъ у патріарха Никанора и представилъ свой докладъ Церкви на основаніи заявленій «малочисленныхъ сторонниковъ Евгенія». Однако, Великая церковь, «признавъ Евгенія, снабдила его предписаніями и приказала немедленно отправиться въ Александрію въ качествѣ попечителя и преемника» патріарха Никанора. Въ свою очередь, сторонники архимандрита Евгенія расположили въ его пользу египетское правительство и русскаго консула Лекса,—хотя клиръ и народъ усиливались разстроить ихъ планы и составили прошенія, съ многочисленными подписями, противъ архимандрита Евгенія и въ защиту патріарха. Но «мѣстная власть, ободряемая генеральнымъ консуломъ Россіи, вооруженною рукою разогнала все собраніе христіанъ, и даже выгнала ихъ изъ храма». Наконецъ, Евгеній пріѣхалъ въ Александрію и направился въ патріархію св. Саввы, «сопровождаемый стройнымъ отрядомъ конницы и множествомъ вооруженныхъ безумцевъ, среди негодующаго народа, и со всѣмъ безстыдствомъ и безстрашіемъ» явился къ патріарху. «Мы,—пишетъ блаженнѣйшій Никаноръ,—не ожидавшіе такого появленія, спросили его: кто призвалъ тебя? кто призвалъ тебя на престолъ нашъ, и какъ ты пришелъ? Дерзкій, онъ отвѣчалъ намъ не краснѣя, что онъ пришелъ съ тѣмъ же титуломъ, съ какимъ пришли и мы, и что пришелъ, какъ мѣстоблюститель и преемникъ нашъ, дабы сыновнимъ образомъ успокоить насъ въ старости». Патріархъ возразилъ, что не имѣетъ нужды въ такомъ сынѣ, или мѣстоблюстителѣ, или преемникѣ, такъ какъ его синодальные архіереи и клиръ по-
2t!3) Архимандритъ Григорій 20 декабря 1867 г. былъ хиротонисанъ на митрополичью каѳедру Кассандріи (К а X X <р р со ѵ, А', II, 83).
заботятся объ этомъ, «но только тогда, когда патріархъ сойдетъ въ могилу». Теперь же патріархъ, зная всѣ «продѣлки» архимандрита Евгенія и «аитиканоническое избраніе и пришествіе его», не принимаетъ его, потому что «не продаетъ Церкви Христовой и правъ александрійскаго престола». «Къ сему присовокупили мы,—продолжаетъ писать патріархъ.—что тѣ, которые избрали его и привели, могутъ принять его въ свои домы, а мы отлучаемъ его отъ церкви, проклинаемъ, воспрещаемъ ему всякое священнодѣйствіе и объявляемъ достойнымъ низложенія отъ Отца, Сына и Св. Духа за то, что не дверью вошелъ во дворъ овчій, но отъинуду, какъ тать и разбойникъ». Послѣ этого архимандритъ Евгеній и - его сторонники «со стыдомъ» ушли въ Благовѣщенскій храмъ, при которомъ первый потомъ и поселился и «воздвигъ оттуда брань на церковь и престолъ александрійскій, пользуясь всѣми сатанинскими средствами, пренебрегая и отлученіемъ отъ церкви и запрещеніемъ». Когда же блаженнѣйшій Никаноръ уѣхалъ въ Каиръ, то покровители архимандрита Евгенія распорядились отправить въ ссылку двухъ видныхъ сторонниковъ патріарха, митрополитовъ Аѳанасія ливійскаго и Мелетія ѳиваидскаго, а самъ Евгеній овладѣлъ патріархіей въ Александріи. 19 іюня онъ съ своими сторонниками пріѣхалъ и въ Каиръ и, при поддерлжѣ правительства и въ сопровожденіи «многихъ злодѣевъ-головорѣзовъ», рѣшился и здѣсь захватить зданіе патріархіи и выгнать блаженнѣйшаго Никанора. Но послѣдній не хотѣлъ уступить, а собравшіеся на его защиту христіане рѣшились силою отстаивать свободу и независимость александрійскаго престола и готовы были умереть «за гонимую несправедливо вѣру и за патріарха своего». Бъ патріархію явились градоначальникъ и полиціймейстеръ съ отрядомъ солдатъ до 400 человѣкъ. По приказу градоначальника—«вуруну», т. е. бейте, «солдаты съ бѣшеною яростью напали на безоружныхъ христіанъ съ палками, дубинами и оружіемъ». «И въ эту минуту, увы! -патріархія и дворъ храма стали театромъ достоплачевнаго по боища, жалкимъ зрѣлищемъ, трагическою и кровавою сценою, которая производила ужасъ и трепетъ во всякомъ чувствительномъ и богобоязненномъ человѣкѣ». Патріархъ Никаноръ, триполійскій митрополитъ Ѳеофанъ и два монаха-послушника «потерпѣли ужасные и нестерпимые палочные удары, постыдныя укоризны, обиды и мученія отъ фанатичныхъ и бѣшенныхъ солдатъ и головорѣзовъ». Во время дикой свалки нѣкоторые
христіане, бросившись въ средину побоища, успѣли вырвать патріарха изъ рукъ разъяренныхъ солдатъ, отнесли его въ сосѣднее зданіе школы и такимъ образомъ спасли ему жизнь. Но архимандритъ Евгеній торжествовалъ побѣду надъ беззащитнымъ своимъ «отцомъ», патріархомъ Никаноромъ, и послѣ кроваваго побоища спокойно водворился въ разоренной патріархіи. Патріархъ же на другой день уѣхалъ въ Александрію. гдѣ встрѣтилъ горячее сочувствіе со стороны христіанъ и консуловъ элладскаго, бельгійскаго, французскаго и итальянскаго, занялся леченіемъ израпеннаго въ бѣшеной свалкѣ лѣваго своего плеча и заявилъ въ генеральныя консульства покровительствующихъ державъ свой горячій протестъ по поводу нанесеннаго ему оскорбленія и насилія. Блаженнѣйшій Никаноръ въ изложенномъ письмѣ просилъ и А. Н. Муравьева представить «изложенныя трагическія событія» вниманію Св. Синода и Императорскаго правительства, «требуя, во имя обиженнаго и злѣ пострадавшаго престарѣлаго патріарха, заступленія и удовлетворенія поруганной восточной православной Церкви и апостольскому и патріаршему автокефальному александрійскому престолу» 284).
Нельзя безъ крайняго волненія и горькаго смущенія читать искреннее и правдивое письмо блаженнѣйшаго патріарха Никанора, подвергшагося незаслуженному и весьма грубому оскорбленію лишь за то, что онъ, избранный клиромъ и народомъ Египта на патріаршее предстоятѳльство, по принадлежащему ему праву защищалъ свободу и независимость александрійскаго патріаршаго престола отъ посторонняго вмѣшательства и внѣшнихъ притязаній. Архимандритъ Евгеній, выступившій «попечителемъ» якобы больного патріарха и «мѣстоблюстителемъ» замѣщеннаго александрійскаго патріаршаго престола, далеко не «сыновнимъ образомъ» старался «успокоить» блаженнѣйшаго Никанора въ старости и крайне грубо и безтактно стремился осуществить свои честолюбивыя и властолюбивыя притязанія—на счетъ автокефальнаго достоинства александрійскаго патріаршаго престола. Какъ первый его пріемъ со стороны патріарха Никанора, такъ и дальнѣйшія церковныя событія, связанныя съ его мѣстоблюстительствомъ и засвидѣтельствованныя другими оффиціальными документами, показываютъ, что архимандритъ Евгеній не стоялъ на высотѣ
2ЪІ) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 282-288.
У7
назначенія и не сумѣлъ надлежащимъ образомъ учесть современныя обстоятельства, дабы съ достоинствомъ выдти изъ тѣхъ затрудненій, которыя возникли въ Египтѣ въ связи съ избраніемъ на мѣстный патріаршій престолъ блаженнѣйшаго Никанора.
Патріархъ Никаноръ, руководясь органическимъ закономъ Александрійской церкви отъ 1866 года, вскорѣ послѣ вступленія своего на престолъ учредилъ священный синодъ, въ составъ котораго вошли, подъ его предсѣдательствомъ, митрополиты: Аѳанасій ливійскій, Мелетій ѳиваидскій, Спиридоній киринскій и Ѳеофанъ триполійскій. Объ этомъ патріархъ оффиціально извѣстилъ духовенство и народъ особымъ окружнымъ посланіемъ. Но египетское правительство, поддерживая избраніе мѣстоблюстителя архимандрита Евгенія, распорядилось удалить въ изгнаніе двухъ сильныхъ его противниковъ, митрополитовъ Аѳанасія и Мелетія, обвинивши ихъ въ возбужденіи мятежа среди народа,—тогда какъ, въ дѣйствительности, эти іерархи лишь поддерживали и защищали своего законнаго предстоятеля, патріарха Никанора. Что же касается патріарха Никанора, то онъ, опираясь на помощь своей паствы, совершенно игнорировалъ архимандрита Евгенія, не признавалъ его ни своимъ попечителемъ, ни мѣстоблюстителемъ престола и не входилъ съ нимъ ни въ какія сношенія. Мало того, 8 іюня 1867 г. патріархъ Никаноръ окрѵжныйъ посланіемъ къ клирикамъ, епитропамъ православныхъ приходовъ и прочимъ христіанамъ александрійскаго престола объявилъ объ избраніи законнаго своего діодоха и мѣстоблюстителя въ лицѣ архимандрита Нила изъ Есфигменскаго монастыря на Аѳонѣ.
Въ этомъ посланіи патріархъ говоритъ, что вмѣшательство Великой Христовой церкви въ дѣло александрійскаго престола, «вопреки всякому закону и канону священной нашей вѣры», и противоканоническое вторженіе архимандрита Евгенія, въ связи съ изгнаніемъ двухъ синодальныхъ членовъ—архіереевъ, привели Александрійскую церковь въ большое неустройство, создали раздѣленіе среди мѣстнаго христіанскаго общества и нарушили духовный среди него миръ. Блаженнѣйшій Никаноръ, желая, какъ законный киріархъ престола, уврачевать внутреннія его нестроенія и заботясь о славѣ и благосостояніи церкви, рѣшилъ избрать каноническаго мѣстоблюстителя и діадоха александрійскаго патріаршаго престола, въ лицѣ мужа достойнаго уваженія и почтенія, отличающагося
безукоризненной жизнію и образованіемъ и способнаго управлять кораблемъ церкви. Выборъ патріарха, въ силу киріар-хальнаго его права, палъ на архимандрита Нила Есфигме-нита, какъ соотвѣтствующаго по своимъ моральнымъ качествамъ указанному назначенію и вполнѣ внушающаго блаженнѣйшему Никанору увѣренность въ томъ, что онъ прославитъ и возвеличить церковь и народъ своими дѣяніями. Сообщивъ всѣмъ христіанамъ о состоявшемся избраніи законнаго мѣстоблюстителя и діодоха престола, патріархъ Никаноръ выразилъ въ посланіи и увѣренность, что это избраніе встрѣтитъ всеобщее одобреніе 285).
J о іюня 1867 г. патріархъ Никаноръ обратился изъ Каира съ посланіемъ къ клирикамъ, прокритамъ и прочимъ христіанамъ Александріи но поводу избранія своего антипросопа или намѣстника для этого города. И въ этомъ посланіи рѣчь идетъ о противоканоническомъ и незаконномъ вторженіи архимандрита Евгенія въ предѣлы александрійскаго патріаршаго престола, вызвавшемъ здѣсь соблазны и лишившемъ Александрію каноническаго патріаршаго епитропа, ко вреду мѣстныхъ христіанъ и къ упадку церковныхъ здѣсь дѣлъ. Какъ законный киріархъ престола, патріархъ Никаноръ, заботясь о благосостояніи своей паствы, рѣшилъ объявить ей, что всякое дѣяніе архимандрита Евгенія, какъ проникшаго въ патріархатъ вопреки желанію киріарха. является недѣйствительнымъ, непріемлемымъ и неимѣющимъ въ церковномъ отношеніи силы. Въ качествѣ же своего антипросопа въ Александріи патріархъ назначилъ архимандрита Григорія Агаѳовула, къ которому всѣ и должны обращаться въ случаѣ необходимости, какъ къ законному представителю церковной власти 2Ь6).
Въ то время какъ патріархъ Никаноръ, путемъ, законныхъ мѣропріятій, стремился утвердить за собою власть и фактически удержать іерархическое нредстоятельство въ Александрійской церкви, архимандритъ Евгеній, въ свою очер,едь старался сохранить мѣсто рядомъ съ патріархомъ и, вопреки желанію послѣдняго, остаться его попечителемъ, а вмѣстѣ и мѣстоблюстителемъ патріаршаго александрійскаго престола. Подобно, цатріарху, и архимандритъ Евгеній, «мѣстоблюститель александрійскаго престола», 24 іюня 1867 г. обратился въ Каирѣ съ окружнымъ посланіемъ «ко всѣмъ православнымъ
"8й) К а X а ср р:ш •/, А', II, 90—91.
281!) КаЦіэршѵ, А', II, 91—92.
въ Египтѣ», именно—къ митрополитамъ, іереямъ, іеромонахамъ, прокритамъ и всѣмъ остальнымъ благословеннымъ христіанамъ, именуя ихъ «чадами о Господѣ возлюбленными его божественнаго блаженства, отца и патріарха ихъ киръ Никанора». Въ этомъ любопытномъ посланіи заявляется, что патріархъ Никаноръ, какъ всѣмъ извѣстно изъ оффиціальныхъ церковныхъ и гражданскихъ документовъ и актовъ, впалъ въ состояніе, которое болѣе не позволяетъ ему непосредственно управлять александрійскимъ патріаршимъ престоломъ безъ значительнаго вреда для дѣлъ его и интересовъ, и поэтому возникла необходимость назначить попечителя для его блаженства й мѣстоблюстителя для престола; таковымъ и былъ назначенъ архимандритъ Евгеній, хотя и слабый для несенія указаннаго бремени, но уже вступившій въ отправленіе этого священнаго назначенія. Призвавши помощь свыше, дабы вести ввѣренную ему паству ііо пажитямъ прямымъ и путямъ гладкимъ, архимандритъ Евгеній призналъ своей обязанностью и увѣрить всѣхъ, что желаетъ уважать, почитать и успокои-вать патріарха Никанора, какъ возлюбленный сынъ заботится и успокоиваетъ любимаго отца, а вмѣстѣ съ тѣмъ побуждаетъ всѣхъ и призываетъ, чтобы никто впредь не переставалъ ува+ жать и почитать его блаженство, потому что патріархъ, хотя и освобожденъ по указанной причинѣ отъ заботъ и попеченій, въ которыхъ обыкновенно нуждается его патріаршій престолъ* особенно въ томъ случаѣ, когда находится въ безпорядочномъ и печальномъ состояніи, тѣмъ не менѣе санъ и положеніе патріарха остаются неприкосновенными, и слѣдовательно онъ имѣетъ право на пользованіе всецѣлою любовью и всякимъ уваженіемъ со стороны своей паствы. Затѣмъ, архимандритъ Евгеній извѣщалъ всѣхъ, что съ самоотреченіемъ посвящаетъ себя благоустройству и улучшенію состоянія нѣкогда знаменитаго александрійскаго престола, возлагая на клиръ точное исполненіе высокихъ его обязанностей, братолюбезно относясь къ нему и ожидая искренняго содѣйствія, а христоимен-ному обществу онъ благовѣствовалъ любовь и миръ, надѣясь по возможности уврачевать человѣческія его слабости, признавая всѣхъ безъ исключенія возлюбленными своими чадами и имѣя въ виду лишь одну цѣль—возстановить миръ, согласіе и любовь, дабы потомъ онъ, какъ исполнившій свою миссію, могъ сказать: «вотъ я и дѣти, которыхъ мнѣ далъ Богъ». Въ заключеніи посланія архимандритъ Евгеній патетически
призывалъ. всѣхъ, какъ истинныхъ христіанъ и полеаныхъ гражданъ, сплотиться вокругъ него для блага церкви и престола, стать выше страстей, дать другъ другу сердечное лобзаніе истиннаго христіанина и протянуть руку добраго гражданина, дабы изъ ихъ среды совершенно исчезли разногласія и споры, вызвавшіе какъ внѣшнія столкновенія, такъ и внутреннія нестроенія 2%1).
Обращаясь съ изложеннымъ посланіемъ къ митрополитамъ, клиру и народу Александрійской церкви, архимандритъ Евгеній, титуловавшій себя мѣстоблюстителемъ александрійскаго патріаршаго престола, забылъ объ одномъ, именно—о томъ, что его опека и мѣстоблюстительство были объявлены помимо всякаго желанія патріарха Никанора, санъ котораго и положеніе онъ и самъ признавалъ неприкосновенными. А затѣмъ, посланіе было опубликовано послѣ 19 іюня 1867 г., когда патріарху Никанору было нанесено грубое и дерзкое оскорбленіе, подорвавшее его авторитетъ среди паствы и доказавшее, что онъ не пользовался отъ архимандрита Евгенія ни уваженіемъ, ни любовью. И послѣ возмутительнаго нападенія на больного старца-патріарха, страннымъ представляется благовѣстіе любви и мира со стороны того, кто самъ былъ виновникомъ дикой свалки въ стѣнахъ каирской патріархіи и небывалаго въ новѣйшихъ лѣтописяхъ александрійскаго престола униженія патріаршаго достоинства.
Однако, у архимандрита Евгенія было и не мало сторонниковъ. Того же 24 іюня 1867 г. въ кодексѣ патріархіи въ Каирѣ былъ записанъ актъ мѣстнаго православнаго клира, съ заявленіемъ, что архимандритъ Евгеній признается попечителемъ патріарха Никанора и мѣстоблюстителемъ александрійскаго престола, назначеннымъ законно и канонически, пріемлемымъ какъ въ церковномъ, такъ и въ гражданскомъ отношеніи, поставленнымъ для управленія патріаршими дѣлами. «Къ этому и добавляется, -говорится въ актѣ,—что всѣ мы желаемъ почитать престарѣлаго нашего патріарха киръ Никанора и ѵспокоивать, какъ общаго нашего отца, а мѣстоблюстителю съ готовностью и братолюбезно желаемъ помогать словомъ и дѣломъ въ успѣшномъ, насколько возможно, управленіи этимъ священнымъ патріаршимъ престоломъ» 288).
Кромѣ этого акта, 30 іюня былъ составленъ и другой
Ibid., 93—94.
-*к) К aUiepav, А', II, 94.
актъ—отъ имени каирскаго и александрійскаго клира, вмѣстѣ съ архимандритомъ Евгеніемъ. Въ этомъ документѣ было заявлено, что нѣтъ основанія безпокоиться по поводу отношеній архимандрита Евгенія къ патріарху Никанору, такъ какъ все говоритъ въ пользу заботы и попѳчителыюсти о патріархѣ. Что же касается окружнаго посланія патріарха отъ 26 іюня, въ которомъ описывается грубое и дерзкое обращеніе архимандрита Евгенія и его приспѣшниковъ съ блаженнѣйшимъ Никаноромъ, происшедшее въ каирской патріархіи и выразительно описанное патріархомъ и въ извѣстномъ его письмѣ къ А. Н. Муравьеву, то это посланіе будто бы не соотвѣтствуетъ по своему содержанію дѣйствительности, не принадлежитъ непосредственно патріарху и составлено окружающими патріарха злонамѣренными лицами. Поэтому клиръ, стремясь къ порядку и миру, заявилъ свой протестъ по поводу отмѣченнаго окружнаго посланія блаженнѣйшаго Никанора. Протестъ подписали: архимандритъ Евгеній, митрополиты Амфи-лохій пилусійскій и Спиридоній киринскій, клирики въ Каирѣ— великій архимандритъ Мелетій, архимандритъ Митрофанъ, іеромонахъ Іеремія, священники Василій и ЧІетръ, архидіаконъ Стефанъ и второй діаконъ Іоанникіи, клирики въ Александріи—архимандриты Григорій и Н. Мораитаки, іеромонахи Савва, Софроній, Аверкій и Симеонъ, іереи Евстаѳій, Георгій и Христофоръ и іеродіаконъ Григорій 289).—Таковъ былъ общій составъ сторонниковъ архимандрита Евгенія изъ среды египетскаго православнаго клира.
Между тѣмъ борьба партій въ Египтѣ усиливалась и раздѣленіе между духовенствомъ и народомъ возрастало. Нѣкоторые изъ мѣстныхъ кинотовъ обращались съ посланіями къ константинопольскому патріарху Григорію YI и священному синоду и горячо просили ихъ взять на себя радикальное уврачеваніе церковныхъ нестроеній въ Египтѣ, въ виду полной неспособности блаженнѣйшаго Никанора къ управленію дѣлами Александрійской церкви, а другіе киноты, напротивъ, обвиняли Константинопольскую церковь въ томъ, что она своимъ вмѣшательствомъ во внутреннія церковныя дѣла въ Египтѣ еще болѣе обострила отношенія между мѣстными двумя партіями, группировавшимися около патріарха Никанора и мѣстоблюстителя архимандрита Евгенія, и ходатайствовали предъ нею въ защиту автокефальныхъ правъ Александрійской церкви. ***)
***) Ibid., 95—96.
22 іюля 1867 г. вселенскій патріархъ Григорій УІ отправилъ нѣкоторымъ членамъ каирскаго кинота свое посланіе, проливающее свѣтъ на положеніе церковныхъ дѣлъ въ Египтѣ въ этотъ моментъ. Посланіе было отвѣтомъ на письмо изъ Каира отъ 10 іюля, въ которомъ описывалось ненормальное и бѣдственное положеніе церкви въ Египтѣ и указывалась вина въ этомъ со стороны Великой Христовой Церкви, которая будто. бы (Srjöev) нарушила автономію александрійскаго патріаршаго престола. Хотя и самыя дѣла свидѣтельствуютъ объ истинѣ, — заявляется въ посланіи иатріарха, — тѣмъ не менѣе святѣйшій Григорій не нашелъ возможнымъ оставить безъ обличенія несправедливость обвиненій противъ Константинопольской церкви, которая совершенно и не помышляла о вмѣшательствѣ въ дѣла александрійскаго патріаршаго престола съ цѣлью нарушенія его автономіи. Обвинителямъ вселенскаго престола, повидимому, неизвѣстно, что когда въ Египтѣ возникли споры и неудовольствія изъ-за физическаго и умственнаго состоянія патріарха Никанора. Великая Христова Церковь, дабы не дать поводъ къ обвиненію во вмѣшательствѣ въ дѣла александрійскаго престола, совершенно воздерживалась отъ всякаго дѣйствія въ теченіе продолжительнаго времени, иѣенно—въ послѣдніе мѣсяцы патріаршества Софронія III. въ трехмѣсячный періодъ междунатріаршества и въ начальные мѣсяцы патріаршества самаго Григорія УІ,—хотя киноты въ Александріи и Египтѣ и другіе тамошніе христіане, клирики и міряне, въ своихъ непрерывно слѣдовавшихъ прошеніяхъ и горячихъ ходатайствахъ выражали горькое свое сожалѣніе по поводу того, что блаженнѣйшій Никаноръ, вслѣдствіе болѣзни, не можетъ управлять дѣлами престола къ духовной его пользѣ. Но и послѣ того какъ въ Константинополѣ было получено удостовѣреніе о болѣзненномъ состояніи блаженнѣйшаго Никанора и о неспособности его къ управленію, а дѣла, александрійскаго престола продолжали ухудшаться, — о чемъ не переставали согласно заявлять мѣстные православные киноты, настойчиво прося Константинопольскую церковь о помощи и о разрѣшеніи архимандриту Евгенію, какъ ея клирику, прибыть въ Египетъ и взять на себя предстоятельство находившагося въ затруднительномъ положеніи престола и указывая при этомъ на гибельныя для спасенія мѣстныхъ христіанъ послѣдствія отъ такого отказа, — Великая Христова Церковь, однако, первоначально вовсе не желала дать архимандриту
Евгенію свое разрѣшеніе и согласилась па это лишь тогда, когда, во-первыхъ, она, въ виду протестовъ на ея безразличное отношеніе къ положенію александрійскаго престола, увидѣла въ своемъ отказѣ о помощи бѣдствующей церкви нарушеніе священной своей обязанности, тѣмъ болѣе, что дѣло касалось разрѣшенія лишь для одного клирика, и во-вторыхъ, избранное лицо уже было признано правительственною властью— мѣстною и турецкою. Этимъ доказывается,—говорится въ анализируемомъ патріаршемъ посланіи.—насколько несправедливо и самое малое обвиненіе Константинопольской церкви въ указанномъ отношеніи. Оно тѣмъ болѣе странно, что члены египетскихъ православныхъ кинотовъ, съ одной стороны, обвиняютъ Константинопольскую церковь за разрѣшеніе архимандриту Евгенію, согласно просьбѣ тѣхъ же кинотовъ, прибыть въ Египетъ, а съ другой—просятъ вселенскую патріархію прислать другое лицо для упорядоченія мѣстныхъ церковныхъ дѣлъ: вѣдь если разрѣшеніе, данное архимандриту Евгенію, разсматривается какъ вмѣшательство Константинопольской церкви во внутреннія дѣла Александрійскаго патріаршаго престола, то какъ можетъ быть свободно отъ такого обвиненія отправленіе въ Египетъ другого лица, да притомъ не какъ мѣстоблюстителя, а какъ діадоха престола, вопреки священнымъ канонамъ?—И это указываетъ на неосновательность и несправедливость обвиненій противъ Великой Христовой Церкви. Что же касается настоящаго бѣдственнаго состоянія александрійскаго престола, то Константинопольская церковь, въ материнскомъ своемъ сочувствіи, скорбитъ по этому поводу и искренно желаетъ уврачеванія и исправленія внутреннихъ дѣлъ престола, а средствомъ для этого она признаетъ единомысліе во Христѣ всѣхъ тамошнихъ православныхъ христіанъ и въ особенности тѣхъ изъ нихъ, которые близко стоятъ къ церковнымъ дѣламъ и имѣютъ первенство въ общественномъ отношеніи. Искреннее единодушіе всѣхъ, взаимная помощь, братская христіанская любовь, устраненіе соревнованія, раздоровъ и другихъ страстей—вотъ что можетъ обезпечить порядокъ въ александрійскомъ патріархатѣ, возвратить мѣстному престолу прежнюю .славу и возстановить миръ среди духовной паствы Египта. Объ этомъ патріархъ Григорій и молился подателю мира Господу Іисусу Христу 29°).
2#0) К з X X ' ф р to ѵ, А', II, 9И —99.
Однако, церковныя дѣла въ Египтѣ продолжали постепенно приходить въ худшее состояніе, миръ среди паствы не наступалъ. а сторонники патріарха Никанора и «мѣстоблюстителя» архимандрита Евгенія попрежнему находились въ самой ожесточенной взаимной борьбѣ. Около патріарха Никанора сгруппировались трииолійскій митрополитъ Ѳеофанъ, дикей и иноки братства Синайскаго монастыря, клирики — оффикіалы александрійскаго престола. При ихъ участіи патріархъ Никаноръ устроилъ въ Александріи соборъ для суда и изверженія архимандрита Евгенія Данкоса. Соборъ происходилъ 24—27 іюля 1867 года п имѣлъ четыре засѣданія. Сохранились и протоколы (~а -рахтіха) этого собора, дающіе возможность въ точности установить порядокъ и результаты его засѣданій.
Первое засѣданіе помѣстнаго собора въ Египтѣ (т% еѵ Alyoic-tp т о - і х т( с а и ѵ 6 о о и), состоявшагося ВЪ 1 867 Г. при патріархѣ Никанорѣ, происходило 24 іюля въ храмѣ св. великомученика и архидіакона Стефана въ Рамліи въ Александріи. На засѣданіе, бывшее подъ предсѣдательствомъ папы и патріарха Никанора, прибыли члены собора: триполійскій митрополитъ Ѳеофанъ, дикей царскаго монастыря на Синаѣ Кириллъ съ находившимися вмѣстѣ съ нимъ отцами — прото-еннкелломъ Корниліемъ и іеромонахомъ Порфиріемъ, архимандритъ и каѳигѵменъ монастыря св. Георгія въ Мемфисѣ Мелетій, архимандритъ Хрисанѳъ, великій экономъ Михаилъ, великій протосинкеллъ Ѳеодулъ (священникъ въ Мансурѣ), егінкеллъ Агамій, экономъ Христодулъ и другой экономъ Хри-етодѵлъ кипрянинъ (ефимеріи при патріархіи), сакелларій Анастасій, великій протопресвитеръ Іоаннъ, хартофилаксъ Петръ іефимерій Танты), сакелліонъ Петръ (патріаршій ефи-мерій), іеромонахи Макарій, Іоаннъ, Авраамій (ефимерій Суэца), и Поликарпъ, великій архидіаконъ его блаженства Аѳанасій и великій ипомниматографъ-анагностъ Георгій кипрянинъ, при чемъ обязанности секретаря были возложены на великаго архидіакона Аѳанасія, а архимандритъ Агаѳангелъ и священники Іаковъ и Абдала посредствомъ своихъ удостовѣрительныхъ грамотъ заявили о желаніи присутствовать на соборѣ.
Когда всѣ участники собора заняли по чину свои мѣста, блаженнѣйшій патріархъ Никаноръ, послѣ того какъ было воспѣто обычное славословіе, объявилъ засѣданіе собора открытымъ и прибавилъ, что задачею созваннаго помѣстнаго собора служатъ обезпеченіе поколебленныхъ автокефальныхъ
прономій и правъ патріаршаго александрійскаго престола, возстановленіе вожделѣннаго мира среди Александрійской церкви, нарушеннаго антиканоническимъ и противозаконнымъ вторженіемъ нѣкоего архимандрита Евгенія, и наказаніе виновниковъ этого согласно божественнымъ и священнымъ канонамъ.
Вслѣдъ затѣмъ слово было предоставлено великому архидіакону Аѳанасію. Ораторъ заявилъ, что обязанность участниковъ собора заключается въ разслѣдованіи причинъ, вызвавшихъ въ Александрійской церкви жестокую бурю, которая угрожаетъ потопить духовный ея корабль въ пучинѣ безпорядка и нечестія, и въ опредѣленіи мѣръ, при помощи которыхъ соборъ вмѣстѣ съ каноническимъ и законнымъ своимъ кормчимъ долженъ устранить надвинувшуюся опасность. Право соборнаго рѣшенія вопросовъ крупнаго церковнаго значенія даровано святыми отцами, по подражанію которымъ и блаженнѣйшій патріархъ Никаноръ, съ душевною скорбью увидѣвъ, что архимандритъ Евгеній, по наущенію діавола, давно уже и неудержимо стремится на александрійскій патріаршій престолъ, къ явному вреду для паствы, созвалъ помѣстный каноническій соборъ, пользуясь киріархальнымъ своимъ правомъ 291), чтобы соборно разслѣдовать источникъ зла и соборно сдѣлать постановленіе объ устраненіи опасности. Кто такой Евгеній и какова была прошлая его жизнь, —объ этомъ нѣтъ необходимости разсуждать, а достаточно только имѣть въ виду, что онъ отвнѣ вторгся на престолъ Аѳанасіевъ и Кирилловъ и не дверью вошелъ, а какъ разбойникъ вознамѣрился лишить его всего духовнаго богатства, предсталъ какъ прелюбодѣй ({юіуо?) и оскорбитель престола. Богатство же свое Александрійская церковь пріобрѣла отъ апостольскихъ временъ, когда она именемъ Господа была основана апостоломъ и евангелистомъ Маркомъ, дабы до скончанія вѣка пребывать автокефальной и самоуправляемой, имѣя своимъ началовождемъ патріарха, котораго отцы третьяго вселенскаго
291) Д о о і 9 г о -axptapyrp 'IepoaoXup-wv, '[j:o ріа тгері хшѵ £ѵ IepoaoXu;j.osg -ахр'.аруеоааѵхш'' (ёѵ Воихоиреатіш 1715), ßißXlov і, ріро? у'. xecpäXatov /, зеА. 1014—1016: „"Oxt Y] айѵобо? Хёувтхі хетрауш?, хаі гсрйтоѵ тгері у ш р і */. г, ;. хаі zocayujg övop-dc£exat атсХш; ттаза £7п.ачотту), хаі бхі ~ааа auvoSo; sirіахотшѵ. ;і.г,хро-хоАітшѵ хаі гахріарушѵ цеха цбѵои гбЗѵ і8;.соѵ xA-qptxcuv еѵ xrj Ехаахоо гѵоріа уіѵоцёѵу), у] сшту] еатс ххЛ.
собора назвали и папою 292). Но это богатство было украдено и сокровище—увы!—было расхищено по винѣ архимандрита Евгенія, который, пользуясь содѣйствіемъ свѣтскихъ правителей, обманулъ святую и великую Христову церковь и, получивши отъ нея утвержденіе, антиканонически вторгся на александрійскій престолъ и нарушилъ въ основаніяхъ вѣчныя и неизмѣнныя его прономіи. Поэтому совмѣстно и поднялись пастыреначальникъ и паства, взяли въ руки пращу Святаго Духа и преподобно и священноприлично вступили въ борьбу, какъ мужественные воины и защитники, противъ такого противозаконнаго вторженія, но архимандритъ Евгеній, воспользовавшись самыми постыдными средствами противъ защиты, вооруженно напалъ на церковь и, дерзко дѣйствуя вопреки всѣмъ канонамъ, направилъ свое копье противъ блаженнѣйшаго владыки и господина, поразилъ клиръ, разсѣялъ православныхъ и сдѣлался властителемъ святилища.
И такъ какъ отъ этого происходитъ великая опасностъ и предстоятъ многія религіозныя нестроенія, то члены помѣстнаго собора и явились на общее засѣданіе и, имѣя предъ собою свѣтъ Евангелія и свидѣтельство божественныхъ каноновъ, которыми руководится святая Церковь, этотъ духовный корабль Спасителя, должны при ихъ посредствѣ найги утерянное сокровище. Прежде всего, члены собора, основываясь на священномъ Пидаліонѣ, должны изслѣдовать, во-первыхъ, нарушаетъ ли автокефалію Александрійской церкви вторженіе Евгенія, утвержденное и Великою Христовою церковью, 'состоявшееся вопреки мнѣнію блаженнѣйшаго Никанора и безъ согласія клира и народа, и уничтожаетъ ли оно духовное богатство александрійскаго престола, и во-вторыхъ, въ случаѣ доказанности перваго положенія, какія мѣры долженъ принять соборъ для обезпеченія прономій и для утвержденія паствы, находящейся въ опасности. Этими двумя вопросами и должны предварительно заняться члены собора и, въ частности, дикей и отцы Синайскаго монастыря, которые также заинтересованы точнымъ соблюденіемъ священныхъ постановленій относительно александрійскаго патріаршаго престола. Въ заключеніи своей рѣчи великій архидіаконъ Аѳанасій горячо убѣждалъ всѣхъ вполнѣ свободно и откровенно высказать свои сужденія въ 2
2і'2) Ораторъ ііри этомъ сослался на трактатъ Ѳеодора Вальсамона о патріаршихъ прономіяхъ (ер. Р і >. X vj с; *.аі П а т л ?j ;. IV,
552. АЦѵаі 1854).
пользу справедливости, безъ всякаго страха, предубѣжденія, лицепріятія и частнаго интереса обличить беззаконія, осудить насиліе и защитить священные каноны, такъ какъ всѣмъ придется отдать за это отвѣтъ въ день судный.
По окончаніи рѣчи великаго архидіакона, къ собору обратился съ краткимъ словомъ великій архимандритъ и каѳигу-менъ монастыря св. Георгія въ Мемфисѣ киръ Мелетій и заявилъ, что соборъ, прежде чѣмъ приступить къ рѣшенію вопроса объ избраніи архимандрита Евгенія на мѣстоблюсти-тельство въ Египтѣ и о «прискорбномъ вмѣшательствѣ» Великой Христовой церкви въ дѣла александрійскаго престола, долженъ разсмотрѣть другой вопросъ, предварительное рѣшеніе котораго сдѣлаетъ дальнѣйшія постановленія собора болѣе легкими и цѣлесообразными. Именно, однимъ изъ величайшихъ соблазновъ, которымъ многіе безсовѣстно воспользовались для достиженія своихъ честолюбивыхъ и своекорыстныхъ цѣлей, служитъ клевета на блаженнѣйшаго патріарха Никанора, будто онъ боленъ физически и умственно. Опираясь на это. враги Александрійской церкви и тщеславные нарушители порядка предприняли противъ нея борьбу, печальныя послѣдствія которой съ душевною скорбію видитъ все христіанское общество, а вмѣстѣ съ тѣмъ тѣ же противники александрійскаго престола, введя въ заблужденіе (а^агат^оаѵте;) и Великую Христову церковь, исхлопотали отправленіе въ Египетъ архимандрита Евгенія. Соборъ компетентенъ разслѣдовать и это дѣло и долженъ раскрыть истину, для торжества Александрійской церкви и для посрамленія обвинителей.
Выслушавъ эту рѣчь, соборъ предложилъ блаженнѣйшему Никанору удалиться въ алтарь, затѣмъ, подъ предсѣдательствомъ триполійскаго митрополита Ѳеофана, продолжалъ свои совѣщанія. На вопросъ же предсѣдательствующаго—«какое мнѣніе имѣетъ святой и священный соборъ по этому вопросу и что именно онъ постановляетъ, всѣ отцы, совмѣстно вставши, растерзали свои одежды (оіеррг^ѵооѵ -Л 'tjxaxia) и, упрекая хѵль-ныя, или лучше—нечестивыя оныя уста, единогласно повелѣли секретарю записать буквально слѣдующее:
«Мы, отцы созваннаго въ Египтѣ помѣстнаго собора, во имя единосущной, животворящей и нераздѣльной Троицы и во священствѣ нашемъ удостовѣряемъ, что его блаженство, достопочтенный нашъ отецъ и владыка, киръ-киръ Никаноръ имѣетъ разсудокъ здравый и неповрежденный, и что въ его
блаженствѣ не замѣчается ничего указывающаго на неспособность его къ тому высокому положенію, которое онь занимаетъ, и мы анаѳематствуемъ, предавая во огнь кромѣшній такія хулы, объявляя ихъ позорными, беззаконными и гнусными».
Когда всѣ единогласно заявили это, великій архидіаконъ, какъ членъ собора, доложилъ, что въ документахъ, которые были составлены въ пользу архимандрита Евгенія, имѣются подписи и нѣкоторыхъ отцовъ, присутствующихъ на настоящемъ соборѣ, но райьше удостовѣрившихъ мнѣніе, что блаженнѣйшій Никаноръ дѣйствительно боленъ: какъ же примирить это съ единогласнымъ постановленіемъ на соборѣ?
Тогда предсѣдательствующій предложилъ такимъ лидамъ оправдаться предъ соборомъ. Всѣ они, вставши, единогласно засвидѣтельствовали истину и заявили, что, «подчиняясь больше оружію, изгнаніямъ и террору, чѣмъ истинной природѣ дѣлъ, они были принуждены подписать противъ своей совѣсти упомянутыя удостовѣренія, но теперь раскаиваются, въ чемъ согрѣшили, и, исповѣдуясь въ своемъ заблужденіи на соборѣ предъ святыми иконами, просятъ прощенія и, ана-ѳематствуя названныя удостовѣренія, предаютъ ихъ огню геенны, соглашаются со всѣмъ соборомъ, съ радостью принимаютъ и подписываютъ единогласное дѣяніе собора и рѣшеніе».
Соборъ, выслушавши такое заявленіе, удовлетворился исповѣдью раскаявшихся его членовъ и этимъ завершилъ первое свое засѣданіе. А затѣмъ, всѣ изложенныя рѣчи и постановленія были записаны въ особомъ соборномъ дѣяніи, которое' и подписали всѣ его члены 293).
Такимъ образомъ, помѣстный соборъ Александрійской церкви 1867 г. поставилъ на очередь вопросъ объ автокефальномъ ея достоинствѣ, въ связи съ избраніемъ блаженнѣйшаго патріарха Никанора, и въ первомъ своемъ засѣданіи намѣтилъ путь для каноническаго рѣшенія этого важнаго вопроса.
293) К '1 X X і ’f Г; Ы V А', II, 94--------10').
И. Соколовъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки