Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1915. № 3. С. 358-378.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Избраніе алекеандрійекихъ патріарховъ въ XIX вѣкѣ.

Историческій очеркъ*).

?Ъ то время какъ вселенская патріархія энергично поддерживала архимандрита Евгенія Ксиропотамскаго въ званіи «опекуна» блаженнѣйшаго Никанора, патріарха % александрійскаго, и «мѣстоблюстителя патріаршаго пре-( стола» въ Египтѣ, а самъ Евгеній вступилъ въ упорную борьбу съ патріархомъ Никаноромъ изъ-за иредстоятель-ства въ Александрійской церкви, на защиту этой послѣдней, во главѣ съ законнымъ первоіерархомъ александрійскаго престола, блаженнѣйшимъ Никаноромъ, выступили церкви Антіохійская и Іерусалимская.

Патріархъ Никаноръ, по окончаніи засѣданій помѣстнаго александрійскаго собора 1867 г., отправилъ его дѣянія патріархамъ Іероѳею антіохійскому и Кириллу II іерусалимскому и въ особыхъ своихъ посланіяхъ просилъ ихъ высказать свои сужденія по поводу соблазновъ, возникшихъ по винѣ архимандрита Евгенія въ нѣдрахъ Александрійской церкви, и относительно постановленій александрійскаго собора, въ виду на-реканій на его дѣятельность какъ въ одной части патріаршей паствы въ Египтѣ, такъ особенно въ Константинополѣ, гдѣ противники патріарха Никанора и находили главную для себя поддержку и откуда они вдохновлялись къ страстной и настойчивой борьбѣ съ нимъ, ко вреду для автокефальной Александрійской церкви. Отвѣты со стороны двухъ восточныхъ патріарховъ не замедлили своимъ прибытіемъ и явились для патріарха Никанора весьма важнымъ и авторитет-

*_) Продолженіе. См. Февраль.

нымъ свидѣтельствомъ правоты всего дѣла, которое онъ защищалъ—даже при содѣйствіи помѣстнаго собора Александрійской церкви.

Посланіе антіохійскаго патріарха Іероѳея было отправлено изъ Бейрута 26 августа 1867 года. Любопытно самое начало этого посланія, всѣмъ составомъ своего содержанія и типичнымъ формулированіемъ обращенія къ патріарху Никанору показывающее, что блаженнѣйшій Іероѳей стоялъ всецѣло на сторонѣ послѣдняго, какъ каноническаго предстоятеля Александрійской церкви. «Блаженнѣйшій и святѣйшій 318 319) папа и патріархъ великаго города Александріи и всей земли Египетской, во Христѣ Богѣ весьма возлюбленный братъ и сослужитель нашей мѣрности киръ Никаноръ»,—такъ патріархъ Іероѳей привѣтствовалъ изъ Бейрута своего александрійскаго собрата:—«братски о Господѣ лобызая любезное намъ и достопочтенное ваше блаженство, мы всерадостно привѣтствуемъ» *19). Затѣмъ въ посланіи заявлено, что патріархъ Іероѳей изъ письма блаженнѣйшаго Никанора отъ 4 августа узналъ о «весьма печальныхъ и сокрушающихъ сердце» событіяхъ, происшедшихъ изъ-за вторженія проживающаго въ Египтѣ архимандрита Евгенія Ксиропотатскаго, какъ мѣстоблюстителя александрійскаго патріаршаго престола. «Блаженнѣйшій,—продолжалъ свое посланіе патріархъ Іероѳей:—мы никогда и не думали, что святая Христова Великая церковь, эта общая для всѣхъ православныхъ мать и учительница мира и любви, одобряетъ подобныя незаконныя и противоканоническія дѣйствія и тиранническія насилія упомянутаго Евгенія, а съ другой стороны, мы заявляемъ, что заключающіяся чгь печатной брошюрѣ дѣянія собора клириковъ святѣйшаго вашего апостольскаго и патріаршаго престола, номѣстно созваннаго подъ

318) „Атг1“**1-®* въ отличіе отъ термина „-аѵаукитатг“ [всесвятѣйшій]. характеризующаго титулъ лишь вселенскаго патріарха.

319) КаАА Ісрршѵ, А', II, 134.—Титулы восточныхъ патріарховъ представляютъ большой научный интересъ въ своемъ генееисѣ и послѣдовательныхъ измѣненіяхъ, но еще не служили предметомъ спеціальнаго изслѣдованія (см. РаААт|{ хаі П о т А J, Ебѵтаща, V, 497—512; П a х р t л р-'/•»]{ 'I г р о в о Ай и>ч Хр6<заѵ9ос, Аюѵта^ратіоѵ, а. 6Ѳ—73. Еѵ ТгруоЗбзтір тг(; OÜYYpoßAaxtag 17І4, и др.). Въ частности, предложенный титулъ александрійскаго патріарха формулированъ иначе, чѣмъ тииосъ его былъ установленъ въ византійскую эпоху (MiJclosich et Müller, Acta patriarcha-tus Constantinopolitani, I, 22 (отъ 1315 г.), 129 (отъ 1324 г.). Vindobo-nae 1860).

предсѣдательствомъ вашего блаженства, представляются намъ прекрасно совершенными, такъ какъ они твердымъ основаніемъ своимъ имѣютъ неприкосновенную и изначальную прономію автономности вашего патріаршаго престола и согласны съ божественными и священными канонами». Для полнаго же прекращенія соблазновъ было, по мнѣнію патріарха Іероѳея, необходимо, чтобы возможно скорѣе въ Египетъ прибылъ одобренный соборомъ архимандритъ Нилъ Есфигменскій, объявленный мѣстоблюстителемъ и діадохомъ патріаршаго александрійскаго престола, такъ какъ личное пребываніе этого клирика, отличающагося образованіемъ и способностью, будетъ полезнымъ для возстановленія въ Египтѣ общаго мира и порядка.

Что касается посланія іерусалимскаго патріарха Кирилла, отправленнаго изъ св. града (21 сентября) «блаженнѣйшему и достопочтеннѣйшему папѣ и патріарху великаго города Александріи и всей земли Египетской» киръ Никанору, въ отвѣтъ на два письма послѣдняго (отъ I и 13 августа), то въ немъ, послѣ выраженнаго пожеланія о сохраненіи здоровья и силъ его блаженства среди многихъ несчастій и гоненій и о ниспосланіи ему утѣшенія свыше, относительно изверженія архимандрита Евгенія изъ сана было заявлено, что при томъ плачевномъ состояніи, въ какомъ оказалась Александрійская церковь, патріарху Никанору было безусловно необходимо принять соотвѣтствующія мѣры для устраненія представившейся опасности. Будучи хорошо знакомъ съ положеніемъ александрійскаго престола и всегда призывая помощь свыше для спасенія обуреваемаго волнами духовнаго его ковчега, патріархъ Кириллъ былъ очень обрадованъ и изъ глубины сердца воздалъ славу Спасителю Богу, когда узналъ, что киръ Никаноръ, по вдохновенію отъ Бога, созвалъ помѣстный соборъ изъ клириковъ и канонически и справедливо осудилъ архимандрита Евгенія, какъ виновника безпорядковъ, на изверженіе изъ сана. «Это соборное рѣшеніе вашего достопочтеннѣйшаго блаженства,—писалъ патріархъ Кириллъ,—и мы вмѣстѣ съ нашимъ священнымъ синодомъ признаемъ полнымъ, справедливымъ, законнымъ и каноническимъ и, радуясь этому, горячо просимъ милостиваго Бога, чтобы Онъ положилъ конецъ скорбямъ и испытаніямъ вашей братской главы и вновь даровалъ вамъ прежнюю радость, Евгенію же послалъ раскаяніе въ грѣхахъ и душевное спасеніе, христо-

имен ному тамошнему православному обществу—духовный миръ и единодушную преданность вамъ, какъ доброму, законному и отъ Бога ему дарованному пастыреначальнику. Мы усердно молимся объ этомъ,—писалъ патріархъ Кириллъ въ заключеніи своего посланія,—и горячо желаемъ этого во всецѣлой братской любви о Христѣ» 32°).

Такимъ образомъ, блаженнѣйшіе патріархи Антіохіи и Іерусалима категорически и со всею опредѣленностью высказались относительно дѣяній александрійскаго собора 1867 г. и признали ихъ законными и каноническими, а изверженіе архимандрита Евгенія—вполнѣ правильнымъ и дѣйствительнымъ. Въ посланіяхъ патріарховъ Іероѳея и Кирилла содержался весьма цѣнный матеріалъ для общаго сужденія о положеніи церковныхъ дѣлъ въ Египтѣ, особенно желательный и своевременный при томъ общемъ ихъ разстройствѣ, которое создалось по винѣ властолюбиваго архимандрита Евгенія. Поэтому патріархъ Никаноръ поспѣшилъ ознакомить свою паству съ этими важными документами предстоятелей двухъ автокефальныхъ церквей православнаго Востока. 25 сентября ] 867 г. онъ обратился съ окружнымъ посланіемъ къ клиру и христіанамъ александрійскаго патріаршаго престола. Сообщивъ о томъ, что дѣянія александрійскаго собора, по рѣшенію послѣдняго, были отправлены «святѣйшимъ патріархамъ и прочимъ независимымъ церквамъ», блаженнѣйшій Никаноръ полностью привелъ въ своемъ энкикліи отвѣтныя посланія патріарховъ Іероѳея антіохійскаго и Кирилла іерусалимскаго, полученныя имъ въ отвѣтъ на свои посланія, а затѣмъ и заявилъ, что, въ виду дополнительнаго признанія постановленій александрійскаго собора противъ Евгенія, которое засвидѣтельствовано грамотами патріарховъ Антіохіи и Іерусалима, рѣшенія послѣдняго получаютъ авторитетную силу и значеніе, какъ исходящія отъ православной Церкви; всякое же мнѣніе объ этомъ и рѣшеніе церкви въ столицѣ (т. е. въ Константинополѣ) и представителей ея должно быть отвергнуто, какъ пристрастное и одностороннее и не облеченное никакимъ церковнымъ авторитетомъ. Оповѣстивъ объ этомъ свою паству въ Египтѣ, патріархъ Никаноръ побуждалъ и отечески наставлялъ, чтобы всѣ удалялись отъ виновника смутъ, какъ чуждаго всякаго священнаго сана, хранили, какъ зеницу ока, заповѣди Господни и

пребывали вѣрными Церкви, которая вскормила ихъ, и священнымъ ея повелѣніямъ, дабы имѣть жизнь вѣчную. Тѣ же довольно многочисленные члены священнаго клира, которые, забывши священный свой долгъ и присягу, безъ страха предъ Богомъ и безъ всякой совѣсти отложились отъ законнаго и каноническаго своего киріарха и отца и, примкнувши къ святотатцу и разрушителю, сдѣлались достойными самыхъ тяжкихъ наказаній, а равно и весьма немногіе міряне, которые уклонились съ праваго пути, нечестиво вступили на Путь нововведеній, огорчили и опечалили Церковь,—всѣ они, по слову патріарха, проникнутому сердечнымъ состраданіемъ, евангельскимъ незлобіемъ и прощеніемъ, приглашались отречься, наконецъ, сатаны, съ сокрушеннымъ сердцемъ покаяться й въ непрестанной молитвѣ и слезахъ просить у Бога прощенія въ грѣхахъ своихъ и заблужденіяхъ. Въ заключеніи посланія патріархъ выражалъ увѣренность, что правда восторжествуетъ и священный престолъ Аѳанасіевъ и Кирилловъ вновь пріобрѣтетъ прежній свой блескъ и величіе 321).

Одновременно съ распространеніемъ изложеннаго посланія патріарха Никанора въ греческихъ газетахъ были помѣщены различныя сообщенія, направленныя въ защиту его блаженства и исходившія отъ разныхъ лицъ. Такъ, со словъ іерусалимскаго патріарха Кирилла, выраженныхъ въ письмѣ къ г. Константиниди, предсѣдателю греческо-египетской епитро-піи, было оповѣщено, что «истинно дѣятельная добродѣтель и евангельская простота» блаженнѣйшаго Никанора признаются его противниками, какъ «глупость и безуміе». А въ газетѣ «Византія» отъ имени графа Цициніа было засвидѣтельствовано о вполнѣ благополучномъ состояніи здоровья его блаженства, не дающаго никакого основанія допускать разстройство умственныхъ его способностей, и объ уваженіи къ патріарху со стороны его паствы. Патріархъ жилъ въ Рамліи, въ домѣ при церкви св. Стефана, гдѣ его посѣтилъ, на пути изъ Іерусалима, русскій исторіографъ-археологъ, извѣстный профессоръ М. ГІ. Погодинъ, который, узнавши о постигшихъ его блаженство несчастьяхъ, выразилъ горячее ему сочувствіе, блаженнѣйшій же отслужилъ въ храмѣ св. Стефана напутственный для русскаго паломника молебенъ. 23 октября патріархъ Никаноръ совершилъ божественную ли-

тургію и молебенъ въ храмѣ- св. Стефана въ Рамліи, по случаю бракосочетанія греческаго короля Георгія I съ вел. кн. Ольгою Константиновною, въ сослуженіи триполійскаго митрополита Ѳеофана и въ присутствіи оффиціальныхъ представителей греческаго королевства и избраннаго александрійскаго общества. Литургія и молебенъ были совершены со всею торжественностью и произвели на всѣхъ присутствующихъ проникновенное и удивительное впечатлѣніе, какъ въ силу уваженія, какое внушалось возрастомъ патріарха, особенно при воспоминані о жестокомъ его гоненіи со стороны безчеловѣчныхъ враговъ, такъ и по самому богослужебному чину 322).

Однако, противники патріарха Никанора въ Египтѣ, руководимые изверженнымъ изъ сана Евгеніемъ Ксиропотамскимъ. несклонны были, къ уступкамъ въ воздвигнутой ими борьбѣ съ его блаженствомъ. Въ октябрѣ 1867 г. они, въ числѣ 28 человѣкъ, обратились съ прошеніемъ къ вселенскому патріарху Григорію YI и ходатайствовали предъ нимъ о созваніи особаго патріаршаго собранія для окончательнаго рѣшенія сложнаго и важнаго александрійскаго вопроса.

Въ этомъ прошеніи заявлялось, что послѣ опубликованія патріаршаго и синодальнаго посланія изъ Константинополя отъ 14 августа, которымъ александрійскій соборъ въ Рамліи былъ объявленъ недѣйствительнымъ, противозаконнымъ и антиканоническимъ, а его постановленіе объ изверженіи мѣстоблюстителя Евгенія не имѣющимъ силы и авторитета, въ Египтѣ наступило относительное спокойствіе и можно было надѣяться на близкое завершеніе длительнаго процесса. Къ насчастью (ато/ш;), неожиданно были изданы въ печати письма блаженнѣйшаго патріарховъ Антіохіи и Іерусалима, въ которыхъ, наоборотъ, соборъ былъ объявленъ законнымъ и правильнымъ,—и опять готово было возгррѣться раздѣленіе средіі александрійской паствы. Но, къ счастью (го-си/уЬ;). упомянутыя письма, вопреки разсчету сторонниковъ патріарха, не принесли предполагаемаго результата, или потому, что они носили жесткій и пристрастный оттѣнокъ, или потому, что христіане всегда имѣютъ свой взоръ обращеннымъ къ Великой Христовой церкви и ея именно рѣшеніямъ придаютъ авторитетъ. Тѣмъ не менѣе эти письма являются новымъ пово-

за2) К а X X і ср р со ч, А', И, 140—141.

домъ къ пререканіямъ «и, слѣдовательно, могутъ побудить несчастнаго патріарха къ болѣе соблазнительнымъ дѣйствіямъ и возстановить противъ него народъ».

«Мы нисколько не боимся вмѣшательства блаженнѣйшихъ патріарховъ, — писали составители прошенія, — потому что истина и право—за насъ, мы только сожалѣемъ, что они вмѣшались, прежде чѣмъ были ознакомлены съ истиннымъ состояніемъ дѣлъ» въ Египтѣ. Патріархами Антіохіи и Іерусалима не были приняты во вниманіе оффиціальные протоколы и документы относительно психическаго состоянія его блаженства, «который, находясь подъ опекою, былъ неспособенъ созывать и руководить соборомъ, требующимъ большого ума и опытности». Они основывались только на дѣяніяхъ александрійскаго собора, но изъ послѣднихъ видно, что и самъ патріархъ внушилъ сомнѣніе относительно своего здоровья, коль скоро допустилъ на соборѣ обсужденіе соотвѣтствующаго вопроса, а затѣмъ дѣянія, засвидѣтельствовавши полную способность его блаженства къ управленію престоломъ, непосредственно и заявляютъ, что корабль александрійскаго патріаршаго престола нуждается въ твердой рукѣ,—и члены собора немедленно приступили къ избранію не только мѣстоблюстителя, но и преемника, вопреки священнымъ канонамъ. И далѣе, вмѣсто того, чтобы при посредствѣ своихъ уполномоченныхъ удостовѣриться въ дѣйствительномъ состояніи церковныхъ дѣлъ въ. Египтѣ и изслѣдоватъ каноническіе, историческіе и юридическіе аргументы, представленные Великою Христовою церковью и мѣстоблюстителемъ Евгеніемъ противъ недѣйствительнаго и противозаконнаго александрійскаго собора, вмѣсто того, чтобы и указать каноны и основанія, на которомъ утверждается противоположное мнѣніе объ этомъ соборѣ,—патріархи Антіохіи и Іерусалима просто и какъ бы по вдохновенію заявили, что дѣянія собора правильны и согласны съ священными канонами... Однако, такое заявленіе не уничтожило, а только усилило сомнѣнія многихъ христіанъ.

Противники патріарха Никанора порицались за то, что они обращались къ Великой Христовой церкви. Но, кромѣ 9-го правила Хадкидонскаго собора 323), въ силу котораго апелляціонныя жалобы (аі sxxXijostc) обвиняемыхъ направляются

къ патріарху Константинополя, противъ такихъ заявленій свидѣтельствуютъ и многочисленные фактическіе примѣры. Такъ, престолъ Антіохіи, всякій разъ какъ былъ лишенъ архипастыря, или имѣлъ разногласія съ своей паствой, не обращался ни къ александрійскому, ни къ іерусалимскому престоламъ, но къ патріархіи вселенской, какъ общей матери; и кодексы александрійскаго престола говорятъ о томъ же въ отношеніи этого престола: они содержатъ свидѣтельства о многихъ патріархахъ Александріи, которые были присланы со стороны вселенскаго престола, и не заключаютъ указаній ни объ одномъ александрійскомъ патріархѣ, который прибылъ бы изъ Антіохіи и Іерусалима. Какъ же можно лишать вселенскій престолъ первороднаго ‘права (irpsoßo-feve« Зіхаі'шрл), которое, въ свою очередь, стремятся усвоить себѣ блаженнѣйшіе па-тріахи, хотя не имѣютъ для этого основаній?..

Нѣкоторые и говорятъ, что рѣшенія патріарховъ не подлежатъ апелляціи. Но, не касаясь опять 9-го правила четвертаго вселенскаго собора, слѣдуетъ лишь отмѣтить, что въ то время, когда были составлены законы о свободѣ патріаршихъ рѣшеній отъ апелляцій, престолъ Александріи имѣлъ примѣрно (em itapaSsiypaxt) болѣе 150 епископовъ, и слѣдовательно, прелсде чѣмъ судебное дѣло получало патріаршее утвержденіе, оно должно было пройти и подвергнуться разсмотрѣнію различныхъ соборовъ. Нынѣ же, когда александрійскій престолъ имѣетъ только трехъ епископовъ, которые къ тому же не могутъ составить никакого собора, когда изъ этихъ трехъ епископовъ двое не только не были приглашены и не принимали участія въ созванномъ патріархомъ Никаноромъ соборѣ, но, напротивъ, вмѣстѣ со всѣмъ остальнымъ клиромъ осудили его дѣянія, какъ противозаконныя и недѣйствительныя, нынѣ, наконецъ, когда соборъ былъ составленъ изъ «искателей счастья» и изъ священниковъ, принадлежащихъ къ другихъ парикіямъ,—можетъ ли его блаженство законно признавать, что его рѣшенія не подлежатъ апелляціи? Нѣтъ! И вотъ, въ виду необходимости апелляціи, она и состоялась предъ Великою Христовою церковью въ Константинополѣ, которая только и можетъ законно рѣшить все дѣло. Константинопольская церковь, дѣйствительно, и рѣшила его, при томъ не просто, а на основаніи священныхъ каноновъ, поэтому ея рѣшеніе и имѣетъ всецѣлый авторитетъ.

При всемъ томъ, клиръ православной церкви въ Египтѣ

постоянно угнетается печалью, видя продолжающееся неустройство церковно-общественныхъ дѣлъ, и скорбитъ по поводу' совершающихся въ патріархіи раздѣленій и споровъ, къ общему вреду для православія. И такъ какъ главною причиною этого является болѣзненное состояніе блаженнѣйшаго патріарха Никанора, котораго эксплоатируютъ люди пристрастные и своекорыстные, держащіе его въ заключеніи и недоступности для большинства и выдающіе за совершенно здороваго человѣка, то авторы анализируемаго прошенія ходатайствовали продъ патріархомъ Григоріемъ и священнымъ при немъ синодомъ, чтобы они, войдя въ соглашеніе съ прочими патріаршими престолами, составили общее собраніе (xoivöv ooveSpwv), куда долженъ быть приглашенъ патріархъ Никаноръ и дать отчетъ въ своихъ дѣйствіяхъ. Тогда истина, по мнѣнію' составителей ходатайства, будетъ разслѣдована и выведена на свѣтъ, а его блаженство будетъ спасенъ отъ тѣхъ мученій, въ которыхъ держитъ его злая воля окружающихъ лицъ. Если же его блаженство откажется присутствовать въ этомъ собраніи подъ предлогомъ болѣзни или старости, тогда его можно устроить въ Александріи изъ представителей всѣхъ патріархій. Такимъ способомъ зло будетъ уничтожено въ самомъ корнѣ, истина восторжествуетъ и наступитъ полный и вожделѣнный миръ. Въ заключеніи прошенія была выражена увѣренность составителей въ томъ, что ихъ ходатайство будетъ исполнено, такъ какъ лишь общимъ разслѣдованіемъ дѣла при участіи анти-просоповъ всѣхъ церквей истина можетъ быть установлена ради общаго мира И любви во Христѣ.

Прошеніе подписали: «мѣстоблюститель александрійскаго престола» архимандритъ Евгеній, митрополитъ ІІилусія Амфи-лохій со всѣмъ подчиненымъ ему клиромъ, митрополитъ Кирины Спиридоній, архимандриты Григорій, Иларіонъ, Гавріилъ, Константій, Агаѳангелъ, Н. Морантаки, киѳигуменъ монастыря св. Георгія архимандритъ Митрофанъ, духовникъ Георгій, протоіерей Маркъ, іереи Христофоръ, Евстаѳій съ Лимноса, Микесъ, Василій и Діонисій Касимати, іеромонахи Савва, Софроній, Симеонъ, Никодимъ и Іосифъ, іеродіаконы Григорій, Іеремія, Григорій, Стефанъ, Григорій и второй діаконъ Іоанникій Зі4).

Такимъ образомъ, Евгеній Ксиропотамскій и его сторон-

ники нимало не были смущены осужденіемъ ихъ дѣятельности со стороны еще двухъ патріарховъ— Іероѳея антіохійскаго и Кирилла іерусалимскаго, которъіе признали правильными какъ всѣ дѣянія александрійскаго собора 1867 года, такъ и, въ частности, изверженіе Евгеніи изъ сана,—и первый продолжалъ именовать себя «мѣстоблюстителемъ» александрійскаго патріаршаго престола, а остальные поддерживали его . во всѣхъ дѣяніяхъ мѣстоблюстятельства, хотя они и были направлены только ко вреду православной церкви въ Египтѣ. Мало того,—они въ дроженномъ прошеніи къ Великой Христовой церкви подвергли критикѣ,—правда, поверхностной и слабой,—посланія датріарховъ Іероѳея и Кирилла, отправленныя блаженнѣйшему Циканору въ защиту автокефаліи Александрійской nepjpp, еще разъ попытались обосно • вать свой старый тезисъ 0 болѣзненномъ состояніи законнаго киріарха Александрійской иеркви и даже осмѣлились предложить Великой Христовой церкви наилучшій, по ихъ мнѣнію, и единственный способъ возстановить въ Египтѣ нарушенные ими миръ и любовь о Христѣ — путемъ приглашенія патріарха Никанора къ отвѣту на особомъ междуцерковномъ синедріонѣ *25)...

Но не такъ ;отнеслась къ александрійскому церковному вопросу вселенская патріархія. Въ Константинополѣ было постановлено рѣшеніе, какого, конечно, совсѣмъ не ожидали архимандритъ Евгеній и его сторонники. Въ виду того, что соблазны въ Египтѣ умножались, а миръ и любовь, при 'всемъ желаніи «мѣстоблюстителя» александрійскаго престола, не возстановдялись, въ виду и рѣшительнаго заявленія патріарховъ Іероѳея и Кирилла о неправильности ‘дѣйствій вселенской патріархіи въ отношеніи къ блаженнѣйшему Никанору, святѣйшій Григорій VI и священный при немъ синодъ постановили отозвать архимандрита Евгенія изъ Египта и этимъ актомъ положить конецъ опаснымъ и вреднымъ смутамъ и нестроеніямъ въ нѣдрахъ православной Александрійской церкви. 9 ноября 1867 г. изъ Константинополя были отправлены двѣ соотвѣствующія патріаршія и синодальныя грамоты, одна—на имя архимандрита и мѣстоблюстителя киръ 325

325) nTJ3--r(aYjTS r.otvdv c’jvsäp'.cv, si; 3 -poJx?.ir)Q$ij xotl yj A. M. i тгатрсгір-'/■/]{ •/.. N 1 /. j v ш p Зшоу] X 0 f o'/ jijto; onto; t »V - pafsiv too (K я X X i ф p ш V, A', III, 6).

Евгенія и почтеннаго клира александрійскаго патріаршаго престола, а другая — представителямъ православныхъ греческихъ кинотовъ въ Александріи и Каирѣ.

Оба посланія представляютъ большой интересъ по своему содержанію, такъ намъ излагаютъ и оцѣниваютъ, съ точки зрѣнія вселенскій патріархіи, все александрійское церковное дѣло, возникшее въ связи съ избраніемъ патріарха Никанора и мѣстоблюстителя архимандрита Евгенія.

Въ частности, въ первомъ посланіи, прежде всего, заявляется, что патріархъ Григорій и священный синодъ тщательно разсмотрѣли сообщеніе архимандрита Евгенія и Александрійскаго клира о продолжающемся нестроеніи церковныхъ дѣлъ въ Египтѣ и о постепенномъ ихъ ухудшеніи. Въ отвѣтъ на это они извѣщаютъ всѣхъ, что святая и великая Христова церковь,—какъ всѣмъ извѣстно и общепризнано,—не переставала каждый разъ оказывать соотвѣтствующую защиту прочимъ почтеннымъ патріаршимъ престоламъ, когда послѣдніе просили братскаго ея содѣйствія, справедливо полагая, что братолюбезная ея помощь, свободная отъ всякой мысли о вмѣшательствѣ въ священныя ихъ прономіи, содѣйствуетъ, насколько возможно, облегченію, или возвышенію положенія этихъ почтенныхъ престоловъ и утвержденію древнихъ ихъ прономій и правъ, для духовной и нравственной пользы православнаго въ нихъ народа. И вотъ, исходя изъ такого братскаго расположенія, она совершенно не могла оставить безъ вниманія ходатайства двухъ египетскихъ епитропій, трагически изобразившихъ печальное состояніе дѣлъ александрійскаго патріаршаго престола, вслѣдствіе болѣзни его блаженства, александрійскаго патріара кира Никанора, и горячо просившихъ о быстромъ его уврачеваніи—посредствомъ отпуска и отправленія мѣстоблюстителя, котораго онѣ отъ себя (оіхойеѵ) и по собственному побужденію избрали, заранѣе указывая на многія бѣдствія изъ-за возможной въ Константинополѣ отсрочки въ исполненіи ихъ ходатайствъ. Посему Великая Христова церковь, признавая священною своею обязанностью принять продолжавшіяся въ теченіе четырехъ мѣсяцевъ ходатайства, отпустила, наконецъ, въ Египетъ- прежде ими избраннаго мѣстоблюстителя, будучи проникнута добрыми надеждами относительно желательнаго возстановленія тамошнихъ церковныхъ дѣлъ. Но такъ какъ отпускъ и отправленіе архимандрита Евгенія, какъ мѣстоблюстителя александрійскаго престола, не

привели,—по судьбамъ, которыя вѣдаетъ Господь,—къ благополучному результату, согласно желаніямъ и ожиданіямъ вселенской патріархіи и соотвѣтственно заявленіямъ его избирателей объ улучшеніи дѣлъ, а напротивъ, вызвали совершенно не предвидѣнные споры и раздѣленія среди тамошнихъ христіанъ и создали болѣе сильные соблазны, угрожающіе состоянію александрійскаго патріаршаго престола; то Великая Христова церковь, считая своимъ долгомъ и вмѣстѣ дѣломъ духовной предусмотрительности предупреждать направленіе дѣлъ къ худшему и устранять душевредные споры и раздѣленія, о которыхъ еще неизвѣстно, какъ они, въ случаѣ своего продолженія, могутъ закончиться, рѣшила по достодолжной попе-чительности отправить архимандриту Евгенію и клирикамъ Александрійской церкви излагаемое патріаршее и синодальное посланіе. И вотъ, патріархъ и священный синодъ церковно побуждали и отечески увѣщевали архимандрита Евгенія, чтобы онъ, отказавшись отъ званія мѣстоблюстителя александрійскаго престола, удалился изъ Египта, нисколько не принимая на себя обвиненіе въ томъ, будто онъ является виновникомъ соблазновъ, и хорошо зная, что онъ, поступая такимъ образомъ, лишь привлечетъ къ себѣ общую похвалу и одобренія отъ всѣхъ, такъ какъ на дѣлѣ докажетъ смиренное свое настроеніе и христіанскій характеръ; въ виду такого примѣра, и египетскіе киноты, находящіеся нынѣ въ раздорахъ, прекратятъ взаимныя пререканія и вредные споры, войдутъ въ соглашеніе другъ съ другомъ и, пребывая въ мирѣ и любви, несомнѣнно, будутъ совмѣстно содѣйствовать вожделѣнному благоустройству церковныхъ дѣлъ въ патріархатѣ, къ чему собственно стремится и Великая Христова церковь, которая, послѣ общаго и зрѣлаго обсужденія, и рѣшила склонить архимандрита Евгенія къ почетному (sücpij|j.ov) отреченію и удаленію изъ александрійскаго патріархата. И патріархія нисколько не сомнѣвается въ томъ, что архимандритъ Евгеній съ готовностью будетъ сообразоваться съ этимъ церковнымъ побужденіемъ и спасительнымъ наставленіемъ. Въ противномъ же случаѣ патріархъ и священный синодъ не будутъ обращать и самаго малаго вниманія на участниковъ александрійскаго дѣла и совершенно не станутъ вмѣшиваться въ душевредныя тамошнія раздѣленія, но будутъ находиться въ сторонѣ отъ нихъ, горячо лишь молясь о томъ, чтобы Господь послалъ всѣмъ Божественный миръ, единомысліе и любовь, для до-

стиженія общаго спокойствія и для спасенія недостойно сгра-дающато александрійскаго патріаршаго престола.—Посланіе подпясалй—паріархъ Григорій УІ и митрополиты: Никодимъ кизикскій, Герасимъ халкидонскій, Неофитъ дерконскій, Ага-ѳангелъ драмскій, Паисій видинскій, Хрисанѳъ гано-хорскій, Григорій хіосскій, Никодимъ видинскій и Неофитъ корицкій 32в).

Что касается второго патріаршаго и синодальнаго посланія, отправленнаго С. Константиниди, предсѣдателю епитропіи греко-египетскаго кинота въ Александріи, и С. ІІантелиди, вице-предсѣдателю кинота православныхъ въ Каирѣ, то оно явилось отвѣтомъ на два письма, полученныя въ патріархіи отъ этихъ представителей православныхъ общинъ въ Египтѣ и содержавшихъ ихъ просьбу о церковномъ содѣйствіи и помощи, въ виду продолжающагося ухудшенія церковныхъ дѣлъ въ александрійскомъ патріархатѣ. И въ этомъ посланіи въ тождественной формѣ излагается александрійскій церковный вопросъ и оцѣнивается отношеніе къ нему Великой Христовой церкви, при чемъ и отмѣчается, это участіе вселенской патріархіи въ отправленіи изъ Константинополя архимандрита Евгенія, избраннаго въ Египтѣ мѣстоблюстителемъ александрійскаго престола, состоялось въ виду усиленныхъ просьбъ александрійской и каирской епитропій, съ цѣлью братской помощи находившейся въ опасности Александрійской церкви и въ надеждѣ па благоустройство и улучшеніе мѣстныхъ церковныхъ дѣлъ. Но эта надежда не оправдалась, и патріархія рѣшила отозвать архимандрита Евгенія изъ Египта, разсчитывая этою именно мѣрою возстановить порядокъ и миръ въ александрійскомъ патріархатѣ. Остальныя подробности анализируемаго посланія совпадаютъ съ содержаніемъ патріаршей и, синодальной грамоты къ архимандриту Евгенію и его сторонникамъ изъ священнаго клира въ Египтѣ. И это посланіе было подписано патріаромъ Григоріемъ и девятью митрополитами—членами святаго и священнаго синода Константинопольской церкви * 327).

Одновременно вселенская патріархія отправила такрирій турецкому правительству, въ которомъ собщила Портѣ, что по соображеніямъ церковнаго характера она рѣшила отозвать изъ Египта мѣстоблюстителя александрійскаго патріаршаго

**) К а >. X t р «> ѵ, А', III, 7—9; Mansi, XIЛІ, 279- 282.

327) КаХ Хісрршѵ, А', ІИ, 9-11; Mansi, XLII, 281-234.

престола архимандрита Евгенія, о чемъ уже ею и сдѣланы были соотвѣтствующія распоряженія.

Два посланія патріарха Григорія и священнаго синода Константинопольской церкви, отправленныя въ Египетъ, произвели здѣсь весьма сильное впечатлѣніе и вызвали большое волненіе среди сторонниковъ и почитателей архимандрита Евгенія. Самъ Евгеній былъ огорченъ и пораженъ до глубины души, такъ какъ совсѣмъ не ожидалъ того оборота къ своей дѣятельности «опекуна» и «мѣстоблюстителя», какой былъ данъ ей въ оцѣнкѣ и по распоряженію Великой Христовой церкви. Однако, онъ несклоненъ былъ безпрекословно и немедленно подчиниться рѣшенію вселенской патріархіи, не смотря на его опредѣленность и категорическій тонъ. Съ другой стороны, ему затруднительно было выступить съ личнымъ протестомъ по поводу рѣшительнаго предписанія изъ Константинополя. Дипломатическій тактъ внушилъ ему иной образъ дѣйствій. И вотъ, православные киноты Александріи и Египта, получивши патріаршую № синодальную грамоту отъ 9 ноября, немедленно отправили. во вселенскую патріархію свои коллективныя прошенія, въ которыхъ ходатайствовали не приводить въ исполненіе состоявшееся рѣшеніе Великой церкви объ отозваній архимандрита Евгенія изъ Египта, или, по крайней мѣрѣ, отсрочить его осуществленіе на неопредѣленное время. Но изъ Константинополя былъ отправленъ оффиціальный отвѣтъ съ категорическимъ отказомъ по поводу такого ходатайства, при чемъ и было заявлено, что рѣшеніе церкви неизмѣнно и всѣ обязаны ему подчиниться, во избѣжаніе дальнѣйшихъ неблагопріятныхъ послѣдствій. Но и послѣ вторичнаго требованія со стороны вселенской патріархіи архимандритъ Евгеній продолжалъ дѣйствовать крайне медленно и неохотно, еще разсчитывая на благопріятный для себя исходъ неожиданно возникшаго конфликта 328).

Между тѣмъ, постановленіе Константинопольской церкви объ отозваніи архимандрита Евгенія изъ Египта и о лишеніи его званія мѣстоблюстителя александрійскаго патріаршаго престола огласилось по всему православному Востоку и вызвало искреннюю радость ио поводу прекращенія соблазновъ и возстановленія автономнаго достоинства александрійской патріархіи. Выразителемъ общаго настроенія, въ связи съ 2

S2SJ К я А а ! 9 р со ѵ, А', Ш, 12.

благополучнымъ разрѣшеніемъ печальныхъ событій въ Египтѣ, явился священный синодъ церкви королевства Греческаго, который 27 ноября отправилъ блаженнѣйшему и святѣйшему патріарху Александріи и всего Египта киръ-Никанору свое привѣтственное посланіе. Въ документѣ сообщалось, что священный синодъ своевременно получилъ посланія его блаженства отъ 29 марта, 8 августа и 10 октября 1867 г., съ приложеніемъ ко второму изъ нихъ и актовъ александрійскаго собора, и съ душевной болью и сокрушеніемъ узналъ о несчастьяхъ, выпавшихъ, по винѣ лукаваго, на долю александрійскаго престола, патріарха и христіанскаго общества и выразившихся въ томъ, что Евгеній Ксиропотамскій, пользуясь содѣйствіемъ свѣтскихъ властей, вторгся въ область патріаршей юрисдикціи и стремился ниспровергнуть древнія прономіи и самоуправленіе патріаршаго александрійскаго престола. Тотчасъ по полученіи отъ патріарха посланія отъ 29 марта съ просьбою о содѣйствіи александрійскому престолу греческій священный синодъ, въ виду важности событій и неизбѣжности большихъ раздѣленій, смутъ и соблазновъ, угрожавшихъ всей православной Церкви, призналъ необходимымъ сообщить копію этого посланія правительству Греціи. И правительство, дѣйствительно, приняло свои мѣры къ прекращенію возникшихъ въ Египтѣ столкновеній и къ 'утвержденію древнѣйшихъ про-номій Александрійской церкви. Поэтому священный синодъ н отложилъ свой отвѣтъ патріарху до того времени, когда дѣйствія греческаго правительства увѣнчаются успѣхомъ. Такой благопріятный результатъ теперь и наступилъ,—какъ видно изъ оффиціальнаго правительственнаго сообщенія отъ 22 ноября о томъ, что вселенскій патріархъ отозвалъ изъ Египта Евгенія Ксиропотамскаго, главнаго виновника антиканоническихъ дѣяній въ Алесандрійской церкви. Возрадовавшись духомъ и воздавъ славу Всевышнему, разсѣявшему надвигавшуюся опасность, мы,—писали греческіе іерархи,—нынѣ отвѣтствуемъ вашему блаженству, что ничего не имѣемъ возразить относительно основывающихся на священныхъ канонахъ дѣйствій независимой и автокефальной церкви, которая цо долгу своему соборно объявила рѣшеніе о наказаніи столь много нашумѣвшаго клирика Евгенія Ксиропотамскаго, нарушившаго порядокъ и миръ Александрійской церкви». Поздравивъ его блаженство «съ благополучнымъ разрѣшеніемъ событій, столь много его угнетавшихъ», греческіе іерархи въ заклю-

ченіе синодальнаго своего посланія выразили пожеланіе о водвореніи въ Египтѣ, по милости Божіей, мира и любви и о совершенномъ исчезновеніи холодности—и въ самой малой степени—въ отношеніяхъ между Александрійскою церковью и вселенскимъ патріархомъ, который и на порогѣ старости столь много борется въ пользу неразрывнаго единенія о Христѣ и благосостоянія святой каѳолической православной Церкви. Посланіе подписали: аѳинскій митрополитъ Ѳеофилъ, какъ предсѣдатель священнаго синода церкви королевства Греческаго, и епископы—Гавріилъ итакскій, Досиѳей ѳивскій и лева-дійскій, Іосифъ гиѳійскій и Захарія ѳирскій 329).

Прошелъ уже цѣлый мѣсяцъ, съ того времени, какъ вселенскій патріархъ Григорій YI и священный синодъ сдѣлали распоряженіе объ отреченіи архимандрита Евгенія отъ мѣсто-.блюстительства и объ отъѣздѣ его изъ Египта, но послѣдній еще медлилъ въ формальномъ исполненіи этого требованія и не представлялъ вселенской патріархій необходимаго письменнаго акта. А 12 декабря 1867 г. архимандритъ Евгеній, продолжавшій именоваться и подписываться «мѣстоблюстителемъ александрійскаго престола», послалъ патріарху пйеьмо въ отвѣтъ на патріаршее и синодальное посланіе отъ 9 ноября. Въ этомъ письмѣ архимандритъ Евгеній извѣщалъ патріарха, что съ глубочайшимъ почтеніемъ получилъ и весьма внимательно прочиталъ указанное посланіе, въ которомъ его святѣйшество, склонившись, невидимому, на сторону тѣхъ противниковъ мѣстоблюстителя, которые повсюду распространяютъ неосновательныя и несправедливыя о немъ сужденія, и повѣривъ, что дѣйствительно Александрійская церковь постепенно клонится къ большому упадку, призналъ, въ качествѣ спасительнаго средства и основанія для мира, добровольное отреченіе его, Евгенія, отъ званія мѣстоблюстителя и удаленіе его изъ Египта. Евгеній сообщилъ о рѣшеніи патріархіи находившимся при немъ клирикамъ, «и всѣ мы,—писалъ онъ,— невѣроятно были изумлены и смертельно поражены въ самое сердце». И положеніе, дѣйствительно, достойно слезъ, такъ какъ надлежитъ, но его мнѣнію, оплакивать—новые безпорядки, которымъ будетъ подвержена несчастная Александрійская церковь, и несправедливое отклоненіе просьбы клира и кинотовъ Египта, ниспроверженіе правды и утвержденіе обмана

«въ священной оградѣ святого синода», уравненіе законныхъ представителей народа съ частными лицами, хотя бы многочисленными, но нравственно небезупречными, которымъ, однако, вѣрятъ, а ему, Евгенію, вмѣстѣ съ клиромъ и кинотами Египта нѣтъ довѣрія, и вотъ—въ одно мгновеніе было до основанія разрушено все то, что съ большими трудами, усиліемъ и выдержкой созидалось всѣми ими сообща, при томъ— тогда, когда они были уже подъ кровлею построеннаго зданія. Что касается отреченія, то оно нимало не смущало Евгенія въ отношеніи личнаго его состоянія, но оно внушало тревогу въ отношеніи народа, клира и правительства, такъ какъ его отказъ отъ мѣстоблюстительства можетъ подать поводъ къ новымъ базпорядкамъ и волненіямъ. И отвѣтственность за дальнѣйшія нестроенія должна падать непосредственно на Евгенія, а посредственно—на патріарха, какъ побудившаго, его къ отреченію. Да и будетъ ли достигнутъ этимъ способомъ миръ, къ которому патріархъ стремится?—Если патріархъ въ этомъ увѣренъ, то пусть онъ только прикажетъ, Евгеній же мгновенно представитъ отреченіе, «которое онъ уже приготовилъ»,—но подъ отвѣтственностью его святѣйшества, такъ какъ въ этомъ случаѣ нужно принять во вниманіе серьезность и затруднительность положенія Евгенія предъ лицомъ его избирателей, народа, который его любитъ, клира, много отъ него ожидающаго, и правительства, ему покровительствующаго. II только слово духовнаго началовождя можетъ оправдать Евгенія предъ указанными его сторонниками... Въ заключеніи же письма архимандритъ Евгеній и заявилъ, что ожидаетъ отвѣта отъ патріарха Григорія.

Такой отвѣтъ послѣдовалъ изъ Константинополя лишь 5 февраля 1868 г. Въ немъ сообщалось, что письмо архимандрита Евгенія отъ 12 декабря не соотвѣтствовало ожиданіямъ патріарха и священнаго синода Константинопольской церкви, которые и были этимъ изумлены, ясно увидѣвъ, что Евгеній и не чтитъ достаточнымъ образомъ церковныя увѣщанія и постановленія, и не понимаетъ собственной выгоды,— такъ какъ онъ, отказавшись отъ мѣстоблюстительства и удалившись изъ Египта, лишь избавитъ себя отъ болѣе непріятныхъ послѣдствій. И въ виду того, что Евгеній, признавая себя клирикомъ Великой Христовой церкви, не подчиняется, однако, ея рѣшенію и медлитъ прибыть въ Константинополь, патріархъ и священный синодъ приказывали ему и повелѣвали, чтобы

оііъ, вмѣстѣ съ полученіемъ настоящаго патріаршаго и синодальнаго посланія, отказался отъ всякаго завѣдыванія церковными и патріаршими дѣлами въ предѣлахъ александрійскаго престола, званія мѣстоблюстителя и попечителя и удалился изъ Египта. «Увѣренные въ томъ, что ты,—писали Евгенію патріархъ и священный синодъ,—должнымъ образомъ будешь уважать и свое положеніе, и это послѣднее попечительное о тебѣ повелѣніе церкви, мы ожидаемъ безъ всякой отсрочки, что ты, въ теченіе пятнадцати дней отъ настоящаго числа, по телеграфу сообщишь церкви о полученіи этого посланія и о точномъ его исполненіи. Въ противномъ же случаѣ знай, что будешь подлежать наказаніямъ, которыя божественными канонами опредѣлены для неповинующихся».—Кромѣ патріарха Григорія, посланіе подписали митрополиты: Никодимъ кизик> скій, Герасимъ халкидонскій, Неофитъ дерконскій, Агаѳангелъ драмскій, Паисій видинскій, Хрисанѳъ гано-хорскій, Григорій хіосскій и Никодимъ воденскій 33°).

Изложенное посланіе патріарха Григорія и священнаго синода заставило, наконецъ, архимандрита Евгенія подчиниться церковному рѣшенію. Въ февралѣ 1868 г. онъ принесъ отреченіе отъ звапія мѣстоблюстителя александрійскаго патріаршаго престола. Впрочемъ, это отреченіе было уже ранѣе приготовлено архимандритомъ Евгеніемъ,—какъ онъ и писалъ патріарху Григорію,—именно 27 ноября 1867 г., въ Каирѣ, по крайней мѣрѣ такую именно дату имѣетъ этотъ документъ въ собраніи оффиціальныхъ по разсматриваемому вопросу актовъ. Отреченіе (тгараі-^аі:;) было, однако, принесено архимандритомъ «Евгеніемъ цредъ «почтенною епитропіей кинота православныхъ въ Каирѣ», а потомъ—предѣ вице-королемъ Египта. Къ епитропіи Каира «бывшій мѣстоблюститель александрійскаго престола архимандритъ Евгеній» обратился 25 января 1868 года съ письмомъ слѣдующаго содержанія: «Господа! Представляя вамъ при семъ отреченіе мое отъ должности мѣстоблюстителя, которое я, какъ видите, давно уже приготовилъ, но откладывалъ до настоящаго времени по основаніямъ, полезнымъ для церкви въ Египтѣ и для общаго мира, прошу васъ указать мнѣ, кому именно я могу передать то, что получилъ, равно и нѣкоторыя небольшія имущества умершихъ православныхъ христіанъ» и пр.

Что же касается «отреченія», то и оно начинается обращеніемъ архимандрита Евгенія къ «господамъ» членамъ каирской епитропіи и содержитъ нѣкоторыя любопытныя подробности относительно его мѣстоблюстительства. Послѣднее продолжалось почти годъ, при чемъ Евгеній,—по его заявленію,— былъ избранъ, какъ попечитель патріарха Никонора и мѣстоблюститель престола, «кинотами и частію священнаго клира въ Египтѣ». Онъ по опыту зналъ трудность своего положенія, такъ какъ и раньше исполнялъ эту должность, и согласился принять избраніе только тогда, когда киноты Александріи и Каира въ теченіе трехъ мѣсяцевъ обращались къ нему и къ Великой Христовой церкви съ соотвѣтствующими просьбами и ставили ему на видъ неизбѣжную съ ого стороны отвѣтственность за равнодушіе къ происходящимъ въ Египтѣ церковнымъ нестроеніямъ,—когда мѣстное правительство одобрило это избраніе и получило султанскій для него фирманъ,—когда Константинопольская церковь, вынужденная, вслѣдствіе непрерывныхъ ходатайствъ, придти на помощь страдающей сестрѣ-церкви Александрійской, прислала въ Египетъ спеціальнаго экзарха, который убѣдился въ болѣзненномъ состояніи патріарха Никанора, а церковь послѣ этого рѣшила отправить архимандрита Евгенія въ Египетъ,—когда, наконецъ, никто изъ тѣхъ, кто потомъ протестовалъ противъ его избраніи, не возвышалъ своего голоса,—и Евгеній, какъ клирикъ, призналъ долгомъ совѣсти подчиниться этому призыву, согласился самоотверженно потрудиться на пользу Александрійской церкви и прибылъ въ Египетъ. Здѣсь онъ былъ благожелательно всѣми встрѣченъ и немедленно приступилъ къ исполненію своихъ обязанностей. Къ сожалѣнію, блаженнѣйшій патріархъ Никаноръ, вмѣсто того, чтобы одобрить это назначеніе, какъ освобождающее его отъ всякой отвѣтственности и заботъ и обезпечивающее достоприличное его положеніе, отказался признать Евгенія, явившись въ этомъ дѣлѣ орудіемъ своекорыстныхъ людей. Отсюда и возникла борьба сторонниковъ порядка съ виновниками безпорядка. Противъ Евгенія выступили многія лица, частью по партійнымъ разсчетамъ, частью по личнымъ соображеніямъ и интересамъ и, опираясь на вынужденное и пассивное сопротивленіе патріарха, развили борьбу не только въ предѣлахъ Египта, но и въ другихъ патріарха-тахъ, при чемъ пользовались всѣми средствами... Съ другой стороны, преданность Евгенія александрійскому преотому и

борьба его съ злоупотребленіями, особенно по имущественнымъ дѣламъ нѣкоторыхъ умершихъ православныхъ христіанъ, возстановили противъ него и другихъ лицъ, которыя прибѣт гали къ противоканоническимъ и неизвинительнымъ дѣйствіямъ и пріемамъ, направленнымъ противъ мѣстоблюстительетва. И такъ какъ Евгеній занялъ мѣстоблюстительство съ цѣлью принести александрійскому престолу только пользу, а не вредъ, то теперь, когда обнаружилось, что всякая его жертва, доброе расположеніе и самоотверженность разсматриваются, какъ незаслуживающія оправданія преступленія, ему не остается ничего иного, какъ представить новое доказательство своей искренней преданности александрійскому патріаршему престолу, т. е. отказаться отъ мѣстоблюстительетва, съ выраженіемъ и пожеланія, чтобы эта жертва была вѣстникомъ мира и залогомъ искренняго между всѣми соглашенія. Отрекаясь подъ этимъ условіемъ отъ званія мѣстоблюстителя александрійскаго престола, архимандритъ Евгеній и молился подателю мира Богу, чтобы Онъ воздвигъ для управленія церковью въ Египтѣ такого мужа, который могъ бы возвысить пришедшій въ упадокъ патріаршій престолъ; въ заключеніи отреченія онъ выразилъ благодарность египетскому правительству, честному клирѵ, своимъ избирателямъ и паствѣ Александрійской церкви 331).

Таково было письменное отреченіе архимандрита Евгенія отъ мѣстоблюстительетва, являющееся вмѣстѣ съ тѣмъ и его исповѣдью, имѣющею значеніе для уясненія подлинныхъ мотивовъ той продолжительной внутренней борьбы, которая развернулась въ предѣлахъ александрійскаго патріархата въ связи съ избраніемъ блаженнѣйшаго патріарха Никанора и назначеніемъ для'.него особаго попечителя. А затѣмъ, архимандритъ Евгеній не ограничился заявленіемъ предъ каирскимъ кинотомъ о своемъ отказѣ отъ званія патріаршаго попечителя и мѣстоблюстителя, но представилъ аналогичное отреченіе и вице-королю Египта. II въ этомъ документѣ архимандритъ Евгеній указалъ, что со времени своего назначенія мѣстоблюстителемъ патріарха Никанора онъ подвергался систематическому злословію по партійнымъ и личнымъ разсчетамъ, враждебному преслѣдованію и противодѣйствію въ своемъ руководительствѣ дѣлами александрійскаго престола, а равно не

пользовался и достаточнымъ благоволеніемъ со стороны нѣкоторыхъ представителей правительства. Все это и побуждаетъ его отказаться отъ званія мѣстоблюстителя, такъ какъ ни честь его. ни санъ не позволяютъ сохранить это положеніе при столь неблагопріятныхъ условіяхъ. Отказываясь отъ своего назначенія, архимандритъ Евгеній благодарилъ вице-короля за высокое къ нему благоволеніе и просилъ его покровительства. «Это будетъ для вашего покорнѣйшаго слуги,—писалъ въ заключеніе архимандритъ Евгеній, — болѣе значительною изъ наградъ за скорби и уязвленія, которыя я переносилъ около года вслѣдствіе преслѣдованій враговъ, которымъ да проститъ Богъ» 332).

' Послѣдній документъ датированъ 27 января (8 февраля) ]S68 г. Значитъ, «отреченіе» архимандрита Евгенія отъ мѣсто-блюстительства представляло длительный процессъ. Очевидно, архимандритъ Евгеній не спѣшилъ съ своимъ отреченіемъ и довольно долго ожидалъ отвѣта изъ Константинополя на свое письмо патріарху Григорію VI отъ 12 декабря 1867 года, разсчитывая, повидимому, и на иной исходъ неожиданно возникшаго конфликта * *).

И. Соколовъ.

*“) КаХХ tf р ш ѵ, А', III, 21—22; Mansi, XLII, 289—290.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.