Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 12. С. 1391-1409.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

■ 4]ЦІ.—..„«..AfUlulfo.ігіМмі'ІЬ,... іПіиЙцІІІІ............

9+ WWW ff» fM WVW W

m*ÜL-4*,A

~w

...Mrtütfl

9M ѴЧ

Избраніе алешндрійешъ патріарховъ въ XVIII и XIX столѣтіяхъ.

Историческій очеркъ*).

МЗБРАНІЕ киръ Герасима состоялось на соборѣ въ Константинополѣ, подъ предсѣдательствомъ вселенскаго па-Sg тріарха Гавріила ІУ, въ присутствіи архіереевъ вселен-j скаго престола, находившихся въ городѣ, епитроповъ I александрійскаго престола и свѣтскихъ архонтовъ. Епи-тропы и архонты присутствовали только на первыхъ двухъ засѣданіяхъ собора, когда происходили указанія кандидатовъ патріаршества, оцѣнка ихъ достоинствъ и выборъ изъ ихъ среды лишь трехъ, наиболѣе достойныхъ власти. Избранными оказались мѳтрскій епископъ Герасимъ и два другихъ духовныхъ лица—Парѳеній и Мелетій, о санѣ которыхъ протоколъ даже не упоминаетъ.

Третье засѣданіе избирательнаго собора состоялось въ константинопольскомъ приходскомъ храмѣ Безплотныхъ Силъ въ Великомъ Потокѣ, гдѣ совершено было избраніе и патріарха Кипріана. На этомъ засѣданіи присутствовали только митрополиты Константинопольской церкви—-въ числѣ девяти, причемъ одинъ изъ нихъ, ефесскій митрополитъ Самуилъ, имѣлъ за собою и голосъ отсутствовавшаго члена, неокесарійскаго митрополита Игнатія. Каноническіе голоса членовъ собора, состоявшагося съ разрѣшенія и одобренія патріарха Гавріила, были поданы въ пользу метрскаго епископа Герасима, который былъ поставленъ первымъ изъ трехъ кандидатовъ па-

*) Продолженіе. См. ноябрь.

92

тріаршества и поэтому и объявленъ законнымъ и каноническимъ предстоятелемъ Александрійской церкви.

Патріархъ Герасимъ, подобно своимъ предшественникамъ, получилъ отъ современнаго турецкаго султана Абдѵлъ-Га-мида I (1774—1789 г.) бератъ, въ которомъ были опредѣлены его права и преимущества. Бератъ, данный Герасиму спустя уже нѣкоторое время послѣ избранія его на александрійскій престолъ, имѣетъ важное научное значеніе, поэтому изданіе его, какъ документа, связаннаго съ процессомъ избранія александрійскихъ патріарховъ, въ смыслѣ одного изъ завершительныхъ его актовъ, является полезнымъ и умѣстнымъ.

Патріархъ ромеевъ города [Константинополя] и находящійся въ немъ синодъ митрополитовъ,—говорится въ бератѣ патріарха Герасима,—представивъ въ высокій мой диванъ прошеніе, снабженное печатью, и сообщивъ, что [утвержденный] высокимъ бёратомъ патріархъ Мисири (Каира) и Александріи и подчиненныхъ ей каза, нахій и селъ, по имени Кипріанъ, жившій йотомъ въ Константинополѣ, недавно скончался, и осталась та (александрійская) патріархія вдовствующей и должность та свободною, они же, патріархъ ромеевъ и синодъ митрополитовъ, собравшись вмѣстѣ и нашедши, по общему своему избранію, способнымъ и пригоднымъ для названной патріархіи имѣющаго настоящее царское мое опредѣленіе бывшаго епископа Метръ, избраннаго отъ народа Мессіи, по имени Герасима (да будутъ дѣла его успѣшны), какъ извѣстнаго и испытаннаго, дѣятельнаго и достойнаго къ исполненію (дѣлъ) ихъ религіи и для управленія дѣлами райи,—ходатайствовали о царской моей милости, обратившись.съ просьбою, чтобы указанная патріархія, послѣ того какъ въ царское мое казначейство будетъ представленъ обычный пескезій, была ввѣрена упомянутому Герасиму, т. е. перешла къ нему отъ названнаго Кипріана, и чтобы въ руки его былъ данъ высокій мой бератъ съ. изложеніемъ древнихъ его правъ и прономій. Посему, послѣ того какъ разсмотрѣны были сохраняющіеся въ моемъ казнохранилищѣ кодексы епископскихъ взносовъ и изъ нихъ было узнано, что названная патріархія Мисири и Александріи съ подчиненными ей [мѣстностями], входящая въ область патріарха ромеевъ города [Константинополя], была за упомянутымъ Кипріаномъ съ годовымъ пескезіемъ (илрі -го^гаі) въ три тысячи семьсотъ сорокъ аспръ,—состоялось царское мое пове-лѣніе, чтобы она была ввѣрена указанному Герасиму со всѣми

ея правами, а когда чрезъ кассировъ былъ, прежде всего, представленъ установленный годовой пескезій и этотъ песке-зій былъ переданъ въ царское мое казначейство, согласію уже выданному удостовѣренію этого учрежденія, то мы признали указанную вакантную патріархію за упомянутымъ Герасимомъ съ четвертаго сабана (2 ноября) мѣсяца тысяча сто девяносто седьмого года [= 1786 г.], вручили ему настоящій царскій счастливый бератъ мой и повелѣваемъ—

1. Названный Герасимъ (дѣла его да будутъ запечатлѣны ко благу) долженъ отправиться въ свою патріархію и быть на мѣстѣ умершаго Кипріана патріархомъ Мисири, Александріи и подчиненныхъ ему каза и селъ, и его должны признавать патріархомъ всѣ ромеи, живущіе и находящіеся въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ издавна они принадлежали къ этой патріархіи, малые и большіе, митрополиты и епископы, священники, монахи, монахини и игумены, не нарушая праваго слова его въ дѣлахъ, относящихся къ ихъ вѣрѣ, но сохраняя каждый разъ повиновеніе ему, какъ требуетъ ихъ вѣра, и обращаясь къ нему по предметамъ своей дѣятельности.

2. Находящіеся подъ властью этой патріархіи митрополиты и епископы, признавая названнаго Герасима своимъ патріархомъ, должны назначаться и увольняться только имъ самимъ, причемъ никто другой не вмѣшивается въ назначеніе и увольненіе митрополитовъ и епископовъ.

3. Церкви и монастыри, издавна находящіеся подъ его властью и расположенные въ мѣстахъ, подчиненныхъ этой патріархіи, никто не можетъ отторгнуть отъ владѣнія ихъ [митрополитовъ, епископовъ и т. д.] безъ особаго хатти-шерифа.

4. Когда, согласно древнему опредѣленію и обычаю, будутъ возстановляться и ремонтироваться ихъ церкви, примѣнительно къ старому ихъ положенію, съ разрѣшенія суда, то никто не можетъ препятствовать имъ въ этомъ.

5. Сборщики и гражданскіе чиновники не могутъ, безъ священнаго моего повелѣнія, безпокоить и наносить имъ ущербъ вопреки священному суду, требуя и настаивая, по одному только своему письменному распоряженію, чтобы взимались налоги и съ церквей ихъ и монастырей.

6. Когда кто-либо изъ ромеевъ намѣренъ вступить въ бракъ съ женщиною или развестись съ своею женою, то, кромѣ названнаго патріарха и митрополитовъ его и со стороны его назначенныхъ епитроповъ его, никто другой не долженъ ни

92*

вмѣшиваться, ни вторгаться въ дѣло, [возникающее] между ними.

7. То, что завѣщаютъ и посвящаютъ умирающіе митрополиты и монахи и остальные ромеи, согласно обычаю ихъ вѣры, въ пользу патріарха и митрополитовъ его. должно приниматься и заслушиваться на священномъ судѣ по свидѣтельству объ этомъ свидѣтелей-ромеевъ.

8. Когда погрѣшаютъ и совершаютъ проступки противъ своей религіи находящіеся подъ властью названнаго патріарха митрополиты, епископы, монахи, священники, монахини и игѵ-мени, а патріархъ за эти поступки удалитъ ихъ отъ должности и. вмѣсто нихъ, поставить другихъ достойныхъ, или прикажетъ отрѣзать волосы такимъ нарушителямъ порядка и накажетъ ихъ, то никто не долженъ противиться и возставать и причинять ему безпокойство относительно этого.

9. Корда кто-либо—священники или антипросопы его— безъ разрѣшенія и согласія названнаго патріарха совершитъ бракъ незаконный и запрещенный вѣрою ихъ, то пусть онъ свободно подвергаетъ такового соотвѣтствующему наказанію.

10. Когда случится, что названный патріархъ, или митрополиты его, илп епитропы и прочіе его люди имѣютъ какое-либо судебное дѣло, относящееся къ священному суду, или они вызываются [на судъ] другими по какому-либо дѣлу, то таковой судебный процессъ и развѣдованіе не должны разсматриваться въ другомъ мѣстѣ, но должно быть постановленіе о разсмотрѣніи его предъ царскимъ моимъ диваномъ, въ присутствіи великихъ моихъ визирей и казаскеровъ.

11. То обстоятельство, что христіане, осѣненные тѣнью крыльевъ благодѣтельнаго моего царства, подданные [его] и платящіе хараджъ, переходятъ въ вѣру враждебныхъ людей, т. е. франковъ,—имѣетъ многія подозрѣваемыя и скрытныя вредныя послѣдствія и бѣдствія, какъ это ясно записано въ кодексахъ царскаго моего казнохранилища. Вслѣдствіе этого, когда кто-либо изъ истинныхъ ромеевъ, принадлежащихъ къ райѣ, пожелаетъ исполнить дѣла вѣры франковъ, будетъ взятъ и уличенъ въ этомъ, таковымъ онъ (патріархъ) долженъ препятствовать въ этомъ, строго наказывая ихъ и повергая ихъ въ заключеніе, соотвѣтственно вручаемому ему высокому моему опредѣленію.

12. Тѣ, которые побуждаютъ п склоняютъ ромеевъ изъ райи къ вѣрѣ франковъ, и тѣ, которые рѣшаются воспитывать

дѣтей ромеевъ—подданныхъ и посылать ихъ въ земли враговъ (франковъ), должны преслѣдоваться и безпрепятственно изгоняться.

13. Тѣ священники франковъ и католическіе монахи, которые въ перемѣненный одеждѣ входятъ въ церкви ромеевъ и въ дома ромеевъ-подданныхъ,—таковые должны задерживаться и изгоняться.

14. Когда патріархъ изгонитъ и удалитъ кого-либо изъ митрополитовъ своихъ и священниковъ и на мѣсто его назначить другого, то никто другой не долженъ ни вмѣшиваться въ это, ни противиться, ни причинять ему безпокойство, ни при-нулсдать его какимъ-либо способомъ — путемъ посредничества и просьбъ, говоря ему: «удали того священника и отдай церковь его этому священнику».

15. Когда кто-либо изъ оставившихъ міръ, т. е. монахи и священники, странствуя и переходя изъ одного квартала города въ другой, становятся виновниками безпорядка и смуты, таковые не могутъ странствовать, гдѣ хотятъ, такъ какъ это противно вѣрѣ ихъ, но должны наказываться по распоряженію названнаго патріарха и отсылаться въ монастыри, гдѣ они прежде жили.

16. Всякій разъ какъ священники и нѣкоторые изъ монаховъ, съ разрѣшенія названнаго патріарха, являются въ дома подданныхъ ромеевъ и исполняютъ дѣла ихъ вѣры, то въ этомъ не должно быть никакого препятствія и противодѣйствія со стороны различныхъ служителей мусульманской религіи (кади, наибовъ и пр.) и гражданскихъ чиновниковъ.

17. Когда названный патріархъ и священники его читаютъ евангеліе въ домахъ своихъ, не возвышая голоса, то никто не долженъ препятствовать имъ въ этомъ.

18. Когда названный патріархъ и епитропы его путешествуютъ въ мѣстахъ, подчиненныхъ его патріархіи, то какъ ему, такъ и людямъ его должны даваться проводники, а когда опп перемѣняютъ свои одежды, для того, чтобы безопасно проходить по тѣмъ мѣстамъ, гдѣ они находятся,—какъ патріархъ, такъ и люди его,—и носятъ военное оружіе, чтобы охранить его самого и себя отъ злыхъ людей, то имъ не должны причиняться безпокойства и затрудненія на перевозахъ, мостахъ и въ остальныхъ мѣстахъ со стороны различныхъ гражданскихъ чиновниковъ, вопреки обычаю и предписаніямъ этого берата.

19. Никто изъ правительственныхъ чиновниковъ не можетъ

причинять безпокойство и подвергать принужденію и насилію кого-либо изъ подданныхъ ромеевъ, говоря ему—«сдѣлайся туркомъ», коль скоро тотъ добровольно не желаетъ этого.

20. Всякій разъ, какъ названный патріархъ приноситъ въ домъ свой плоды виноградниковъ своихъ и все то, что, по древне господствующему обычаю, получаетъ, подъ видомъ милостыни, отъ подданныхъ ромеевъ, т. о. масло, сыръ, медъ и другіе подобные припасы для своего пропитанія, равно и вещи свои, то таможенные чиновники и сборщики налоговъ не должны требовать пошлины, и вообще въ этомъ не должно быть никакого безпокойства—относительно бакшиша, пескезія и подобнаго сбора.

21. Никто иной никоимъ образомъ не можетъ безпокоить и препятствовать названному патріарху въ томъ, чтобы онъ свободно владѣлъ и пользовался всѣми предметами и имуществами, посвященными церквамъ и монастырямъ, находящимся въ подчиненныхъ ему мѣстахъ, т. е. виноградниками, посѣвами, участками земли, полями, нивами, мельницами, торговыми площадями, азіасмами, домами, мастерскими, усадьбами, вещами, кустарниками, деньгами, животными, плодоносными и неплодоносными деревьями и тому подобнымъ.

22. Если бы кто-либо пожелалъ получить отъ пашей, кади и наибовъ жалобы и обвиненія для свидѣтельствованія противъ названнаго патріарха и даже прошеніе съ цѣлью изгнанія его, и такія лица явились бы [на судъ] и стали жаловаться на него, то такіе документы и такое прошеніе не дол-жны выслушиваться; и если бы былъ выданъ, при посредствѣ какой-либо хитрости и пронырства, и высокій фирманъ, то и онъ не долженъ имѣть никакой силы и значенія; даже, еслибы было выдано священное приказаніе раньше подобной жалобы [противъ патріарха] или позже, то и оно должно быть задержано, чтобы не получило примѣненія и не вошло въ дѣйствіе на мѣстѣ.

23. Когда нѣкоторые изъ ромеевъ—подданныхъ еще при жизни своей сдѣлаютъ распоряженіе и назначатъ указанному патріарху и подчиненнымъ ему митрополитамъ, епископамъ и церквамъ его часть изъ своего имущества, а потомъ умрутъ, то таковыя распоряженія, по опредѣленію суда, должны быть обезпечены отъ [другихъ] ихъ наслѣдниковъ.

24. Никто не долженъ препятствовать милостынямъ и платѣ за церковыя освященія, которыя обыкновенно издавна даются подданными изъ ромеевъ.

25. Завѣщанія и приношенія умирающихъ ромеевъ—мужнинъ и женщинъ — должны обезпечиваться по опредѣленію суда.

26. Никто изъ турецкихъ чиновниковъ не можетъ оказывать противодѣйствіе или препятствовать названному патріарху, когда онъ пожелаетъ исполнить свой законъ въ отношеніи къ подданнымъ, находящимся въ ихъ владѣніяхъ и усадьбахъ,—подъ предлогомъ, что эти христіане—работники и слу-Лѵители ихъ.

27. Кади и гражданскіе чиновники не должны допускать никакого вмѣшательства, когда будетъ заключенъ или расторгнутъ какой-либо бракъ.

28. Когда два ромея изъ райи, имѣя какой-либо споръ другъ съ другомъ, отправятся по собственному ліеланію къ названному патріарху и его епитропамъ, при чемъ подобныя дѣла будутъ потомъ устроены патріархомъ и его епитропами и приведены къ соглашенію, а въ случаѣ необходимости примѣнена будетъ а клятва со стороны находящихся въ спорѣ, согласно священному закону и въ церкви ихъ, и даже они будутъ наказаны отлученіемъ, то кади и наибы не должны допускать никакой угрозы по поводу этого и безпокойства.

29. Отлучительиыя грамоты, издаваемыя патріархомъ для наказанія и вразумленія кого-либо изъ ромеевъ, не должны встрѣчать отъ кого-либо противодѣйствіе.

30. Священники, находящіеся подъ властью названнаго патріарха, не должны безъ разрѣшенія патріарха совершать запрещенные и недозволенные ихъ священнымъ закономъ браки.

31. Когда умретъ кто-либо изъ митрополитовъ, священниковъ, монаховъ и монахинь, находящихся подъ властью патріарха, и послѣдній,—или епитропы, назначенные съ его стороны,—получитъ оставленное имущество, т. е, деньги, вещи, животныхъ, недвижимыя владѣнія и другое, принадлежащее церкви ихъ, хотя бы умершій и пользовался этимъ, то правительственные чиновники и помощники ихъ не должны налагать руку на имущество умершаго, ссылаясь на то, что есть имущество общее и частное, назначенное для нихъ.

32. Когда кто-либо изъ подданныхъ ремеевъ будетъ находиться въ какомъ либо противозаконномъ сожительствѣ, взявши, напримѣръ, жену, недозволенную ему по священному ихъ закону, такъ что и входъ его въ церковь окажется песогласнымъ и противорѣчащимъ ихъ священному закону, и если случится.

что онъ умретъ, находясь въ упомянутомъ беззаконіи, то кади, наибы, заптіи и прочіе чиновники не должны принуждать священниковъ, чтобы они похоронили тѣло его по христіанскому обряду.

33. Турецкіе чиновники не могутъ принуждать патріарха и подчиненныхъ ему священниковъ, говоря имъ: «эту женщину повѣнчайте вотъ съ этимъ ромеемъ».

34. Когда, по требованію необходимости, надлежитъ задержать и, съ разрѣшенія суда, заключить въ тюрьму кого-либо изъ священниковъ я монаховъ, то такового задерживаетъ и подвергаетъ заключенію п4тріархъ.

35. Издавна принадлежавшія ромеямъ церкви, находящіеся въ нихъ церковные сосуды и все, что здѣсь имѣется,—должны остаться во владѣніи названнаго патріарха, и не должно причиняться никакое безпокойство этому патріарху со стороны

''тйСтоликовъ и остальныхъ вѣроисповѣданій—относительно пользованія упомянутыми церквами и ихъ предметами.

36. Когда названный патріархъ и его свита совершаютъ путь на коняхъ и мулахъ, то и чиновники Норты не должны причинять имъ какія либо затрудненія.

37. Когда патріархъ не пожелаетъ, по собственному расположенію, пользоваться услугами своего ясакчія, то чиновники Порты не должны принуждать его относительно этого и безпокоить его, говоря ему: «мы противъ воли состоимъ твоими ясакчіями».

38. Когда кто-либо изъ ромеевъ сдѣлаетъ распоряженіе и посвятитъ третью часть имущества своего на церкви и монастыри ихъ и въ пользу названнаго патріарха, то такое распоряженіе должно быть принято со стороны суда при посредствѣ свидѣтелей ромеевъ.

39. Когда названный патріархъ потребуетъ отчетъ отъ епи-троповъ церквей и монастырей, подчиненныхъ его патріархіи, и отъ монаховъ и прочихъ христіанъ изъ райи и. такъ какъ они расхищаютъ доходы патріархіи, изгонитъ ихъ и замѣнитъ другими, то никто иной не долженъ вмѣшиваться въ это, ни противодѣйствовать.

40. Когда названный патріархъ, по древнему обычаю, исполняетъ свой священный законъ, то никто изъ чиновниковъ не долженъ безпокоить его и тревожить, вопреки суду и закону, съ единственною цѣлью корысти и выгоды.

41. Если патріархъ не обязанъ въ отношеніи къ кому-либо

безспорнымъ и доказаннымъ долгомъ и не имѣетъ поручительства за другого, то никто не можетъ безпокоить его и тревожить вызовомъ на судъ, съ единственною цѣлью получить выгоду, говоря въ оправданіе: «мы дали въ долгъ», или—«ты былъ поручителемъ», или—«ты былъ причиною того, что мы израсходовали столько аспръ».

42. Названный патріархъ не долженъ подвергаться безпокойству со стороны чиновниковъ относительно дома, въ которомъ онъ живетъ,—если бы они стали домогаться устроить здѣсь свой постой.

43. Если патріархъ держитъ въ рукахъ назначенный ему жезлъ или хазрани, то не долженъ встрѣчать препятствіе въ этомъ и безпокойство со стороны турецкихъ чиновниковъ— отъ пашей до заптіевъ селъ и прочихъ людей Порты.

И вообще, -- говорится въ заключеніи берата патріарха Герасима,—соотвѣтственно предписаніямъ и главамъ настоящаго высокого моего берата, вы, представители власти, ни подъ какимъ предлогомъ и ни по какой причинѣ не должны допускать, чтобы названный патріархъ встрѣтилъ безпокойство и препятствіе со стороны кого-либо въ управленіи патріархіи и въ назначеніи здѣсь заптія. Такъ всѣ знайте и подчиняйтесь этому священному моему предписанію 1(Ѵ7).

Такимъ образомъ, бератъ султана Абдулъ-Гамида I, данный патріарху Герасиму III, довольно полно знакомитъ съ правами и преимуществами александрійской патріархіи. По своему содержанію онъ сходенъ съ бератомъ, даннымъ султаномъ Муста-ѳою III александрійскому патріарху Матѳею въ 1757 году107 108) и вмѣстѣ съ послѣднимъ долженъ имѣть важное значеніе для уясненія правъ александрійскаго патріарха въ эпоху турецкаго владычества въ Египтѣ и вообще для характеристики положенія здѣсь православной церкви. Въ частности, по вопросу объ избраніи александрійскаго патріарха Герасима бератъ сообщаетъ, что этотъ актъ былъ совершенъ въ Константинополѣ мѣстнымъ патріархомъ ромеевъ и синодомъ митрополитовъ 109). Для ту-

107) „X (U X 7] р“. МчріаТоѵ -sptoStxöv айуурсср.р.а, auvxaoaop-s.vov ünä ßiacpöpwv

X&ylouv. Töp-o; £ѵатoq (1883), xeöxos ö', oeX. 269—276. bv AÖvjvatg.

108j Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 39—50.

109) . . . аиѵеШѵте? eig Іѵ о хг тсатрпр'/ѵ); тшѵ Ршр-аішѵ хаі rj а6ѵо8о; тсоѵ р.7]трогсоХітшѵ хаі E’jpövTEg хахі х о і ѵ г, ѵ а 6 т <й ѵ г х А о у г, ѵ тгроасророѵ хтХ.—

Ьг^р, IX (1883). 269.

рецкаго правительства въ такомъ актѣ избранія не было ничего ненормальнаго. Мало того, вселенскій патріархъ и синодъ митрополитовъ, избравши Герасима, какъ вполнѣ достойнаго по своимъ моральнымъ качествамъ кандидата патріаршества, вошли къ турецкому султану съ просьбою, чтобы александрійская патріаршая каѳедра была закрѣплена именно за ихъ избранникомъ, путемъ врученія ему необходимаго султанскаго берата, утверждающаго за александрійскою патріархіею древнія ея права и преимущества. Такъ велика была материнская попечительность Константинопольской церкви относительно александрійскаго престола, оказавшагося въ нуждѣ и искавшаго посторонней помощи!.. А съ другой стороны, такая заботливость великой Христовой церкви вытекала изъ ея традиціональной прономіи въ отношеніи къ прочимъ патріаршимъ престоламъ Востока, чуждой по самому существу какихъ-либо папистическихъ притязаній,—хотя въ изложенномъ бератѣ патріарха Герасима и содержится одна подробность, могущая вызвать двусмысленное толкованіе такста. Именно, въ предисловіи берата, между прочимъ, сказано, что «патріархія Мисири и Александріи съ подчиненными ей [мѣстностями] входитъ въ область патріарха ромеевъ города [Константинополя]» и0). Но въ данномъ мѣстѣ берата рѣчь идетъ не о церковной, а о политической области или власти константинопольскаго патріарха, который былъ этнархомъ всѣхъ ромеевъ или православныхъ христіанъ, гдѣ бы въ предѣлахъ Турецкой имперіи они ни жили и къ какой бы національности ни принадлежали, и являлся предъ Иортою представителемъ всего православнаго духовенства, не исключая и патріарховъ александрійскаго, антіохійского и іерусалимскаго, и всей ромейской райи, равно былъ и отвѣтственнымъ предъ турецкимъ правительствомъ лицомъ за гражданско-политическое состояніе всѣхъ православныхъ христіанъ имперіи. Съ этой точки зрѣнія и возможно распространять область или власть константинопольскаго патріарха и на александрійскій престолъ, какъ это и выражено въ султанскомъ бератѣ патріарху Герасиму.

Затѣмъ, важно отмѣтить, что берагь былъ выданъ патріарху Герасиму лишь тогда, когда онъ представилъ въ правительствен-

mJ . . . г} pY)f)siaa ттатріоср^еіа той Мюіріоо *ai xfj; ’АХеі|аѵ8реіа; -лаі тшѵ о7tox.si|j.Eviuv aurg, C’jairepieyojievir] sic тг(ѵ ё^оисіаѵ той тіатріаруси тмѵ Ршілашѵ т^с TtöXswg.—Ibid.. 270.

ную казну пескезій въ 3.740 аспръ, по примѣру своего предшественника киръ Кипріана. Значитъ, и патріархи александрійскіе не были освобождены отъ правительственнаго налога, не смотря на громкія фразы берата объ ихъ правахъ и прономіяхъ. Къ тому же, налогъ былъ довольно значителенъ по размѣру и1), особенно если имѣть въ виду бѣдность и задолженность александрійской патріархіи въ XVIII вѣкѣ. Наконецъ, онъ взыскивался съ александрійскихъ патріарховъ ежегодно иа).

Патріархъ Герасимъ скончался 6 августа 1788 года,—какъ свидѣтельствуетъ Сергій Макреи 113),—и, значитъ, занималъ патріаршій престолъ только пять лѣтъ, а не восемь,—какъ исчисляетъ «Діонисіевскій каталогъ александрійскихъ патріарховъ» 114). Невѣрно также утвержденіе X. М. Лопарева, будто Герасимъ III «отказался отъ престола» 115): онъ занималъ его до самой кончины, вслѣдъ за которой былъ избранъ и его преемникъ. Наконецъ, X. М. Лопаревъ невѣрно датировалъ періодъ патріаршества Герасима III, ограничивъ его 1783 — 1787 годами, тогда какъ въ дѣйствительности оно продолжалось до 6 авгута 1788 года 116).

VII.

Послѣ киръ Герасима александрійскую патріаршую каѳедру занималъ Парѳеній II Пакости (1788—1805 г.).

Объ избраніи ГІарѳенія историкъ Сергій Макрей сообщаетъ слѣдующее. «Когда блаженнѣйшій папа и патріархъ Александріи киръ Герасимъ 6-го [дня] того же августа мѣсяца [1788 года] переселился по Господу, и изъ Египта прибыли грамоты, то по рѣшенію и избранію проживающихъ въ Константинополѣ свя-

т) Аспръ равенъ турецкому піастру или гросію, цѣнность котораго по курсу колеблется между 5 и 8 коп.

т) Налогъ называется въ бератѣ—,pipl rrso/eat“. ..Шсуеві—•кеахвоюѵ— a-eoxsatov“ значитъ вообще даръ или подарокъ (donuml. Для уясненія же „рірі“ пригодно слѣдующее сообщеніе историка А. Комнина Ипсиланти ПОДЪ 1713 ГОДОМЪ: „'О ’етгітрохо? [t7J$ Пбр-aj] оох apxeaQei? ттаря x9j; vsag гсатріар'/еіас [вселенскаго патріарха Кипріана] Söaet (разумѣется

пескезій), Cy]tsi Ёгсірочш; . ETTtcpopTtox’. тф тісетр!.аруіхф 9pövcp xctр’ sxeiva xai Е т y] о i 5 ѵ срброѵ, то тоорхіхштероѵ a t р і Аеубреѵоѵ хтХ . (Tä рета ТГ|Ѵ о. 294J.

113) X. М а х р а Т о ?, ’EaxATjoiaoTixi] іаторіа. 357.

іи) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, 1,11 7.

т) Тамъ же, стр. СѴЧ.

И6) Тамъ же.

тыхъ архіереевъ и благороднѣйшихъ архонтовъ и епитроповъ клира и народа этого апостольскаго престола, по мнѣнію и одобренію святѣйшаго вселенскаго патріарха киръ Прокопія и блаженнѣйшаго [патріарха] Антіохія киръ Даніила и блаженнѣйшаго [патріарха] Іерусалима киръ Прокопія былъ послѣ избранія всѣмъ предпочтенъ великій протосинкеллъ великой Христовой церкви киръ ІІарѳеііій и, хиротонисанный 13 сентября въ храмѣ великомученика Георгія, въ патріархіи, святѣйшимъ вселенскимъ патріархомъ киръ Прокопіемъ во архіерея и митрополита Пилусія, былъ законно возведенъ на святѣйшій апостольскій престолъ Александріи» 11>7).

Сохранился и протоколъ избранія блаженнѣйшаго Парѳенія. Онъ начинается введеніемъ, буквально тождественнымъ съ вступительною частью протокола относительно ибранія патріархѣ Герасима, гдѣ рѣчь идетъ вообще о необходимости и значеніи взаимопомощи и въ частности о прономіи великой Христовой церкви съ готовностью, человѣколюбиво и великодушно простирать руку братской помощи нуждающимся восточнымъ престоламъ. И вотъ,—продолжаетъ протоколъ,—когда святѣйшій патріаршій и апостольскій престолъ Александріи и всего Египта, ГІентаполя. Ливіи и Эѳіопіи остался безъ предстоятеля, потому что киръ Герасимъ, предстоятель его и патріархъ, окончилъ жизнь и переселился въ небесныя обители, мы, находящіеся [въ Константинополѣ] архіереи, по побужденію и съ разрѣшенія святѣйшаго и достойнѣйшаго паіпего владыки и господина вселенскаго патріарха киръ Прокопія, согласно горячимъ мольбамъ и просьбамъ здѣсь и тамъ [въ Египтѣ] находящихся благочестивыхъ христіанъ патріаршаго престола Александры, собравшись во всечестномъ патріаршемъ храмѣ святого славнаго великомученика Георгія Побѣдоносца и предложивъ каноническіе голоса для отысканія и избранія достойнаго и соовѣтствующаго лица, которое должно будетъ при • пять патріаршій жезлъ и духовное предстоятельство святѣйшаго патріаршаго этого престола, первымъ поставили высокопреосвященнаго митрополита ДІилусія и возлюбленнаго собрата нашего киръ Парѳенія, вторымъ—киръ Паисія и третьимъ— киръ ІІанкратія, имена которыхъ записаны въ этомъ священномъ кодексѣ великой Христовой церкви для всегдашняго

m) і!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М зс / р * Г о j.

357—353.

удостовѣренія и для несомнѣнности.—Въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1788 года.

Протоколъ подписали слѣдующіе митрополиты Константинопольской церкви: Григорій кесарійскій, имѣвшій и голосъ Меѳодія ираклійскаго, Самуилъ ефесскій, Герасимъ никомидій-скій, ІІарѳеній халкидонскій, Ананія дерконскій, Каллиникъ тырновскій, Мелетій ларисскій и Макарій артскій 118).

Затѣмъ «Діонисіевскій каталогъ александрійскихъ патріарховъ» сообщаетъ лишь слѣдующее: «Парѳеній Патмосскій [вступилъ на престолъ] въ мѣсяцѣ сентябрѣ 1784 (sic) года, патріаршествовалъ двадцать лѣтъ» 11э).

Наконецъ, «Патріаршій каталогъ» говоритъ по нашему вопросу болѣе подробно. Вслѣдствіе похода, — сообщается здѣсь,—[предпринятаго] тогда (1787 г.—sic) знаменитымъ властителемъ моря Джеззаръ-Хасанъ-пашею противъ мамелюк-скихъ вождей Ибрагима и Мурата, и вслѣдствіе безпорядочнаго состоянія Египта, тогдашній константинопольскій патріархъ Прокопій Пелопонезскій, воспользовавшись смутою въ Египтѣ, какъ удобнымъ случаемъ, и пренебрегши непоколюбимою священною древнею прономіею ("арійшѵ то абіазеіатоѵ tepov аруаТоѵ тгроѵбриоѵ), возвелъ на вдовствующій престолъ великаго про-тосинкелла церкви Парѳенія ІІатмосскаго въ 1787 году. Парѳеній же,—продолжаетъ рѣчь анализируемый источникъ,— заболѣвши въ Египтѣ вслѣдствіе перемѣны воздуха [температуры], отправился на Родосъ, гдѣ и скончался въ 1805 году, оставивъ діадохомъ престола своего племянника, ливійскаго митрополита Ѳеофила, котораго церковь, охраняя прономію (сролат-оиоа тб ттроѵорлоѵ). приняла и возвела [на тронъ] 12°).

Прежде всего, слѣдуетъ установить, что патріархъ Парѳеній II, по фамиліи Иакоста и родомъ съ острова Патмоса, занималъ патріаршій престолъ съ сентября (послѣ 13-го) 1788 до ноября 1805 года, а не въ 1787—1804 годахъ, какъ полагаетъ X. М. Лопаревъ 121). Значитъ, невѣрно опредѣляютъ и исчисляютъ время патріаршества Парѳенія II и два указанные выше каталога александрійскихъ патріарховъ.

П8) Ар'/Ч-1- К а А X і ѵ і х о с A s X і у. а ѵ 7) II, 44—45.

119) Епископъ Порфирій Успенскій. Александрійская патріархія, 1, 11 s—10.

12°) Тамъ же, 14 25—35. Срав. тамъ же, стр. СVI. ш) Тамъ же, стр. СѴІ.

Избраніе киръ Парѳенія произошло въ слѣдующемъ порядкѣ. 6 августа 1788 года скончался александрійскій патріархъ Герасимъ III. Повидимому, предъ кончиной онъ не выразилъ своей воли относительно будущаго предстоятеля Александрійской церкви. Однако, послѣ его смерти изъ Египта въ Константинополь «прибыли грамоты» (хаі ураіілхатсиѵ ax' Аіртстоо аШѵтшѵ),—какъ отмѣчаетъ Сергій Макрей. О чемъ именно была рѣчь въ этихъ грамотахъ или посланіяхъ и кому онѣ принадлежали,—это видно изъ протокола избранія патріарха Парѳенія. Эти грамоты исходили отъ «благочестивыхъ христіанъ патріаршаго александрійскаго престола» и содержали «горячія ихъ МОЛЬбы И просьбы» (хата та; Ѳгріілс оег^азі; хаі іхззіа; тшѵ ’гѵтаиба хаі £Х£t то») гатріар^іхой ~ffi ’ AAs^avSpsia; fjpovoo зорізхоріѵсйѵ suasßüv

^різтіаѵшѵ) относительно избранія новаго. Къ просьбамъ хри-стдстіанъ, находившихся въ Египтѣ, присоединились,—какъ видно изъ того же протокола,—и тѣ члены Александрійской церкви, которые проживали въ Константинополѣ. Это были преимущественно «благороднѣйшіе архонты и епитропы клира и народа апостольскаго александрійскаго престола» (гиуеѵззтатоі

аруоѵтз; хаі гтгітротгоі toö xXnjpoo хаі той Хаой той аттозтоліхой тойтоо Оооѵои),—какъ сообщаетъ Сергій Макрей. Значитъ, въ Константинополѣ,—судя по даннымъ въ «Церковной исторіи» Сергія Макрея и въ протоколѣ избранія патріарха Парѳенія,—было законное представительство отъ духовенства и народа александрійскаго престола, которое и въ прежнее время неоднократно выступало предъ вселенскою патріархіей съ своими полномочіями, когда возникалъ вопросъ объ избраніи новаго патріаріаха, и въ данный моментъ, когда шла рѣчь объ избраніи преемника блаженно-почившему патріарху Герасиму, имѣло въ грамотахъ, прибывшихъ изъ Египта, дополиителное для себя основаніе заявить предъ патріархіей объ общемъ настроеніи и желаніи александрійскихъ христіанъ. А желаніе это выразилось въ томъ, что избраніе новаго александрійскаго патріарха должно быть совершено въ Константинополѣ, на соборѣ мѣстныхъ іерарховъ. Но такъ какъ почившій патріархъ Герасимъ, повидимому, не сдѣлалъ распоряженія относительно своего діадоха. то клиръ и народъ александрійскаго престола, епитропы ихъ и архонты не имѣли въ виду какого-либо опредѣленнаго кандидата для замѣщенія вдовствующаго александрійскаго престола и лишь въ общей формѣ просили вселенскаго патріарха Прокопія I и священный его синодъ придти къ нимъ на помощь въ весьма важномъ церковномъ дѣлѣ.

Константинопольскій патріархъ Прокопій и его священный синодъ охотно пошли на встрѣчу горячей просьбѣ духовенства и народа Александрійской церкви. Но они приступили къ обсужденію и рѣшенію вопроса объ избраніи новаго александрійскаго патріарха не самостоятельно и обособленно, но при помощи и въ союзѣ съ представителями другихъ восточныхъ церквей. Въ Константинополѣ въ данное время находились блаженнѣйшіе патріархи Даніилъ антіохійскій и Прокопій іерусалимскій, а также архонты и епитропы клира и народа александрійскаго престола. Всѣ они, совмѣстно съ архіереями Константинопольской церкви, и были участниками совѣщанія относительно избранія новаго предстоятеля Александрійской церкви, состоявшагося подъ предсѣдательствомъ вселенскаго патріарха Прокопія I. Значитъ, въ этомъ важномъ дѣлѣ принимали участіе представители всѣхъ четырехъ восточныхъ патріаратовъ—въ лицѣ трехъ патріарховъ, многихъ митрополитовъ, клириковъ— еиитроповъ и свѣтскихъ архонтовъ, совѣщаніе которыхъ носило истинно соборный характеръ.

Въ началѣ сентября 1788 года въ Константинополѣ состоялся соборъ для избранія новаго александрійскаго патріарха. Но установившемуся порядку, онъ долженъ былъ имѣть три засѣданія. Но о первыхъ двухъ засѣданіяхъ имѣются лишь самыя общія свѣдѣнія, сообщаемыя Макреемъ. На основаніи ихъ можно заключить, что на первомъ и второмъ засѣданіяхъ, которыя могли состояться и одно вслѣдъ за другимъ, образовавши какъ бы перво-второе засѣданіе, присутствовали, подъ предсѣдательствомъ вселенскаго патріарха Прокопія, патріархи Даніилъ антіохійскій и Прокопій іерусалимскій, митрополиты вселенскаго престола (не менѣе девяти, подписавшихъ протоколъ избранія патріарха ІІарѳенія), архонты и епитропы александрійскіе. На этихъ засѣданіяхъ намѣчались кандидаты патріаршества, оцѣнивались ихъ достоинства и изъ всего состава названныхъ кандидатовъ были избраны три наиболѣе достойныя лица—великій протосинкеллъ вселенской патріархіи Пар-ѳеній Пакоста, родомъ съ о. Патмоса, Паисій и Панкратій.

Но на первыхъ же засѣданіяхъ ясно опредѣлилось, что первенствующее мѣсто въ ряду трехъ названныхъ кандидатовъ должно принадлежать великому гіротосинкеллу Парѳенію, такъ какъ общее рѣшеніе и избраніе, мнѣніе и одобреніе склонялись въ пользу этого, именно лица. И вотъ, предъ третьимъ засѣданіемъ избирательнаго собора, именно 13 сентября

1788 года, состоялась хиротонія ІІарѳенія въ санъ епископа, а йотомъ возведеніе его въ митрополиты города Пилусія, входящаго въ составъ александрійскаго патріархата. Чинъ хиротоніи и возведеніе совершилъ самъ вселенскій патріархъ Прокопій, въ патріаршемъ храмѣ св. великомученика Георгія. Титулъ митрополита пилусійскаго, данный киръ ГІарѳенію, имѣлъ, конечно, лишь номинальное значеніе. Но онъ причислилъ но-вохиротонисаннаго митрополита къ составу іерархіи Александрійской церкви и, такимъ образомъ, дѣлалъ его какъ бы своимъ кандидатомъ для мѣстнаго клира и народа, просившихъ великую Христову церковь объ избраніи новаго александрійскаго патріарха.

Имѣлъ ли право вселенскій патріархъ Прокопій 1 хиротонисать и возводить киръ Парѳенія на пилусійскую митрополичью каѳедру, подчиненную александрійскому патріаршему престолу?—Въ данномъ случаѣ вопросъ слѣдуетъ рѣшать въ связи съ другимъ, касающимся избранія новаго александрійскаго патріарха, преемника киръ Герасиму. Но не подлежитъ сомнѣнію, что избраніе этого послѣдняго входило въ область прономій вселенскаго патріарха, какъ въ силу старой исторической и правовой традиціи, такъ и вслѣдствіе усиленной просьбы, предъявленной къ вселенскому патріарху со стороны архонтовъ, епитроповъ, клира и народа Александрійской церкви. А коль скоро хиротонія и возведеніе новаго пилусійскаго митрополита Парѳенія не составляли самостоятельнаго и обособленнаго дѣйствія, но находились въ тѣсной и неразрывной связи съ избраніемъ новаго александрійскаго патріарха, и даже болѣе того—являлись необходимымъ актомъ въ сложномъ процессѣ патріаршаго избранія, такъ какъ намѣченный къ избранію кандидатъ состоялъ въ званіи великаго протосин-келла, то—не можетъ быть и сомнѣнья, въ его закономѣрности,— хотя въ безотносительной оцѣнкѣ аналогичный разсматриваемому фактъ, конечно, заслуживалъ бы только осужденія.

Хиротонія и возведеніе новаго пилусійскаго митрополита состоялись 13 сентября 1788 года, а третье засѣданіе избирательнаго собора происходило уже послѣ этого времени. На засѣданіи присутствовали только одни митрополиты Константинопольской церкви, въ числѣ восьми, при чемъ одинъ изъ нихъ, Григорій кесарійскій, имѣлъ голосъ и отсутствовавшаго митрополита Меѳодія ираклійскаго. Засѣданіе состоялось въ патріаршемъ храмѣ св. великомученика Георгія. Общимъ го-

лосованіемъ митрополитовъ опредѣлилось, что изъ трехъ предъ-избранныхъ кандидатовъ достойнѣйшимъ былъ признанъ вновь хиротонисанный пилусійскій митрополитъ Парѳеній, бывшій великій протосинкеллъ великой Христовой церкви.

Послѣ избранія киръ Парѳеній «законно былъ возведенъ» (TrpoeßißäoÖYj на святѣйшій апостольскій престолъ Але-

сандріи, иначе сказать, торжественно посредствомъ акта великаго извѣщенія или нареченія былъ провозглашенъ предстоятелемъ и патріархомъ Александрійской церкви.

Но фактъ избранія блаженнѣйшаго ІТарѳенія въ Константинополѣ, при участіи вселенскаго патріарха Прокопія I и его священнаго синода, встрѣтилъ и иную оцѣнку—въ «Патріаршемъ каталогѣ александрійскихъ патріарховъ», отчасти принятую и въ русской церковно-исторической литературѣ 122). Эта оцѣнка «Патріаршаго каталога», въ общемъ — маловажнаго въ научномъ отношеніи, любопытна въ смыслѣ современнаго отголоска на конкретный историческій фактъ, представляющій одно изъ звеньевъ въ цѣлой цѣпи аналогичныхъ фактовъ и характеризующій цѣлую систему отношеній великой Христовой церкви къ александрійскому патріаршему престолу, поскольку они касались избранія александрійскихъ па-тріаровъ. Дѣло въ томъ, что анонимный составйтель «Патріаршаго каталога» разсматриваетъ и оцѣниваетъ фактъ избранія Парѳенія II съ иной точки зрѣнія, сравнительно съ историкомъ С. Макреемъ и протоколомъ избирательнаго акта. По его сужденію, константинопольскій патріархъ Прокопій I дѣйствовалъ въ данномъ случаѣ не въ силу просьбы и приглашенія со стороны александрійскаго клира, народа и ихъ епитроповъ, но совершенно самостоятельно, по какому-то властолюбивому притязанію и примѣнительно къ исключительно неблагопріятнымъ условіямъ въ положеніи александрійскаго патріаршаго престола. Въ годъ смерти александрійскаго патріарха Герасима Египетъ былъ объятъ смутою, вслѣдствіе войны турецкаго адмирала Джеззаръ-Хассанъ паши съ вождями мамелюковъ Ибрагимомъ и Муратомъ. Константинопольскій патріаръ Прокопій и воспользовался этою смутою, какъ удобнымъ для себя моментомъ, и, нарушивъ непоколебимую, древнюю и священную прономію, возвелъ на александрійскій патріаршій пре-

122) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская стр. СVI (предисловіе редактора X. М. Лопарева).

патріархія, 1, 93

столъ великаго протосинкелла вселенской патріархіи ГІарѳенія патмосна.

Въ чемъ же заключалась та непоколебимая, священная и древняя прономія (то аЗихагізтоѵ іероѵ аруаіоѵ тгроѵбщоѵ), которая была нарушена вселенскимъ патріархомъ Прокопіемъ путемъ возведенія на александрійскій престолъ великаго протосинкелла константинопольской патріархіи Парѳенія? — Разъясненіе вопроса дается въ томъ же «Патріаршемъ каталогѣ». Составитель его, говоря о преемникѣ Парѳенія, патріархѣ Ѳеофилѣ, сообщаетъ, что самъ Парѳеній оставилъ діадохомъ престола (асртро^ Зийоуоѵ тоо брбѵоо) племянника своего, ливійскаго митрополита Ѳеофила, котораго церковь, охраняя прономію— сроХаттооаа töirpovö juo ѵ, приняла и возвела на* тронъ. Вт. -тажбмъ же смыслѣ составитель «Патріаршаго каталога» понимаетъ «древнюю и священную прономію» александрійскаго престола и въ другихъ своихъ сообщеніяхъ объ избраніи александрійскихъ патріарховъ. Такъ, его каталогъ патріарховъ, занимавшихъ александрійскій престолъ со второй половины XV вѣка, начинается слѣдующимъ общимъ замѣчаніемъ: «Послѣ паденія Константинополя, какъ и прежде, согласно наслѣдованію [престола] и избранію клира въ Египтѣ и христіанъ

(хаѲшс хаі тіротзроѵ, х а т а о t а 8 о у Y] ѵ [хаі] tyjv вхХоуrjv той хХт]роо "еѵ Аіубтгто) хаі урют'.аѵйѵ), въ Александріи состояли патріархами—Іоакимъ Пани» и т. д. 123). Патріархъ Іоакимъ Пани (1486—1565 г.),—продолжаетъ каталогъ,—предъ смертью своею, «по общему желанію клира и христіанъ Египта, оставилъ преемникомъ престола архидіакона своего Сильвестра» (гтсі той Ѳаѵатоо той аср-^хг тт) xoivirj бгХ^агі той xXVjpo’j хаі тйѵ уріатіхѵшѵ rrjs Аіуотстоо Зіаооуоѵ той Ѳроѵоѵ тоѵ аоуіЗіахоѵоѵ той EtXßsaTpov) 124). Патріархъ Сильвестръ (1566—1586 г.), когда умиралъ, «согласно желанію клира въ Египтѣ и христіанъ отрекся отъ престола въ пользу протосинкела престола, ученѣйшаго Мелетія ІІига» 125). Знаменитый Мелетій ІІига (1586—1601 г.), въ силу той же самой прономіи (оіа той аотой rpovojAtou), издавна утвержденной святыми вселенскими соборами, оставилъ своимъ діадохомъ архимандрита престола, просвѣщеннаго мужа Кирилла Лукариса 12к). Кириллъ Лукарисъ (1602—1620 г.), въ свою очередь, сдѣлав-

1~'і) Тамъ же, 13 8-10.

124 j Тамъ же, 13 13-15-

125^ Тамъ же, 13 16-18-

126) Ч'амъ же, 13 19*21.

шись патріархомъ Константинополя, оставилъ діадохомъ, согласно прономіи (хата то тгроѵ6[моѵ), архимандрита престола Герасима 127). И Герасимъ I (1620—1636 г.), предъ смертью своей избралъ, по общему рѣшенію (ту, xotvifj -ршрло), родственника своего и энергичнаго протосинкелла Митрофана Крито-пула (1636—1639 г.). И этотъ оставилъ своимъ діадохомъ Никифора (1639—1645 г.). Послѣдній предъ смертью своей, по избранію ('^ sxXoyöj) своему и христіанъ, оставилъ преемникомъ Іоанникія (1645—1657 г.). Но и этотъ патріархъ предъ смертью своей назначилъ (преемникомъ) своего архимандрита Паисія (1657—1677 г.). Однако, противъ Паисія возсталъ константинопольскій патріархъ Парѳеній и возвелъ на александрійскую патріаршую каѳедру родосскаго митрополита Іоакима, но христіане Египта возстали противъ этого и силою священной прономіи престола (8ovä|xsi тоб Upoö тгроѵорлоо гои брбѵоо) опять возстановили законнаго пастыря. Умирая, Паисій оставилъ своимъ діадохомъ Парѳенія (1677—1688 г.) 128). Парѳеній, съ согласія своей паствы, избралъ преемнй'йомъ просвѣщеннаго архіерея Касторіи Герасима, извѣстнаго ему, и при благодѣтельномъ одобреніи великой церкви, никогда не препятствовавшей священной, древней прономіи и патріаршаго престола Александріи, возвелъ названнаго Герасима на тронъ129). Герасимъ II (1688—1710 г.) оставилъ своимъ діадохомъ ливійскаго митрополита Самуила Капасули 13°) и т. д. *).

И. Соколовъ.

ш) Тамъ же, 13 22-24.

128) Тамъ же, 13 25-32—14 t-s. 12Э) Тамъ же, 14 е-ю.

13°) Тамъ же, 14 и-іг.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.