Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 11. С. 1255-1271.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ XVIII и XIX столѣтіяхъ.

Историческій очеркъ *).

?Ъ ПРЕДСТАВЛЕННЫХЪ матеріалахъ вполнѣ отчетливо излагается процессъ избранія александрійскаго патріарха киръ Кипріана, имѣющій пѣкоторыя особенности сравни-$ тельно съ аналогичными фактами выборовъ другихъ пред-I стоятелей Александрійской церкви.

Прежде всего, матеріалы говорятъ о добровольномъ отреченіи бывшаго александрійскаго патріарха Матѳея въ пользу намѣченнаго имъ кандидата патріаршества, архимандрита Кипріана. Этотъ фактъ, въ свою очередь, былъ обставленъ любопытными историческими подробностями. Патріархъ Матѳей, по дѣламъ Александрійской церкви, проживалъ въ Константинополѣ. Отсутствіе духовнаго отца сильно удручало осиротѣвшую его паству. Въ трогательномъ посланіи,—которое, къ сожалѣнію, намъ неизвѣстно въ подлинномъ текстѣ,—клирики и міряне Александрійской церкви излили свою горячую скорбь по отсутствовавшемъ любимомъ патріархѣ и умоляли его возможно скорѣе прибыть въ Египетъ и стать во главѣ бѣдствующей и страдающей паствы. Письмо изъ Александріи произвело на патріарха Матѳея сильное впечатлѣніе. Онъ и самъ былъ проникнутъ горячею любовью къ своей паствѣ, живо интересовался ея положеніемъ, радовался ея радостями и скорбѣлъ по поводу лишеній и бѣдствій народа. Изъ первыхъ строкъ отвѣтнаго посланія патріарха Матѳея видно, ка-

Продолженіе. См. октябрь.

кая тѣсная духовная связь Зыла заложена въ основу его отношеній къ паствѣ, какъ высоко онъ цѣнилъ благоговѣйное къ нему расположеніе ея, какъ глубоко тронули его слезы сиротствовавшаго народа. Вотъ—одна изъ иллюстрацій взаимоотношеній архипастырей и паствъ на православномъ Востокѣ., объединенныхъ началами любви, благоговѣнія, отеческаго попеченія, сыновней преданности—до сознанія бѣдственности своего положенія и до пролитія слезъ включительно, когда архипастырь оставлялъ свою паству въ сиротствѣ...

Но патріархъ Матѳей и на чужбинѣ жилъ заботами и думами о своей любимой паствѣ: будучи вдали отъ нея пространственно, онъ духовно былъ въ единеніи съ нею и обдумывалъ способы и мѣры, при посредствѣ которыхъ возможно было паилучшимъ образомъ благоустроить положеніе Александрійской церкви и создать наиболѣе благопріятныя условія для духовнаго преуспѣянія паствы. Дѣло въ томъ, что физическія силы александрійскаго патріарха постепенно слабѣли и падали, а вмѣстѣ съ тѣмъ ослабѣвали и его энергія и дѣятельность. Поэтому призывъ изъ Египта, обращенный къ нему, былъ вызванъ вовсе не случайнымъ и безотчетнымъ промедленіемъ патріарха въ Константинополѣ, но его серьезною болѣзнью, побуждавшею киръ Матѳея къ болѣе рѣшительному и неожиданному для его паствы дѣлу. Горячее письмо ивъ Египта, пропитанное слезами и проникнутое любовью и благоговѣніемъ, съ одной стороны, глубоко обрадовало патріарха, а съ другой—заставило его ускорить намѣченное дѣло, дать рѣшительный отвѣтъ и александрійскому духовенству и народу, и архимандриту Мелетію, настойчиво просившимъ его о возвращеніи къ паствѣ, и поспѣшить съ интимнымъ намѣреніемъ— отречься отъ александрійскаго патріаршаго престола въ пользу другого лица, достойнаго предстоятельства въ Александрійской церкви.

Патріархъ Матѳей давно уже думалъ о своемъ преемникѣ, и письмо александрійской паствы отъ 1766 года не застало его врасплохъ. Онъ все продрѣшилъ и многое уже подготовилъ для того, чтобы осуществить свой планъ—добровольно отречься отъ александрійскаго патріаршаго престола и ввѣг рить его нредстоятельству намѣченнаго имъ діадоха, архимандрита Кипріана, отличавшагося многими моральными достоинствами и хорошо извѣстнаго и александрійской паствѣ. О такомъ своемъ намѣреніи патріархъ Матѳей сообщилъ вселсп-

скому патріарху Самуилу и получилъ отъ него одобреніе относительно намѣченнаго кандидата. Съ планомъ блаженнѣйшаго Матѳея были знакомы и члены священнаго константинопольскаго синода и проживавшіе въ Константинополѣ архіереи и также изъявили со своей стороны согласіе относительно предстоящей іерархической перемѣны. Характерно сообщеніе историка Сергія Макрея объ обмѣнѣ мнѣній между предстоятелями Александрійской и Константинопольской церквей въ связи съ отреченіемъ перваго отъ своего престола и съ воз-молшымъ избраніемъ намѣченнаго имъ преемника. Этотъ обмѣнъ говоритъ въ пользу братскихъ отношеній иервоіерар-ховъ двухъ церквей п является выраженіемъ, съ одной стороны, довѣрія и просьбы о помощи, а съ другой—готовности оказать эту помощь и вывести изъ затруднительнаго положенія. Къ тому же, въ дѣлѣ были заинтересованы и члены священнаго константинопольскаго синода и своимъ участіемъ придавали соборный характеръ помощи александрійскому престолу, о которой просилъ самъ предстоятель послѣдняго.

Но дѣло не ограничилось совмѣстнымъ обсужденіемъ ого въ тѣсномъ іерархическомъ кругу, при участіи двухъ патріарховъ и сонма архіереевъ. Къ обсужденію вопроса объ отреченіи кпръ Матѳея и избраніи его діадоха была привлечена и паства Александрійской церкви. Въ немъ приняли участіе, прежде всего, архонты и епитропы православныхъ христіанъ александрійскаго престола,—какъ сообщаетъ историкъ Макрей,—т. е. различные свѣтскіе представители народа и особенно представители ремесленныхъ цеховъ Египта, пролсивавшіе въ Константинополѣ, живо интересовавшіеся церковно-общественными дѣлами и обыкновенно принимавшіе очень большое участіе въ избраніи патріарховъ. Киръ Матѳеи склонилъ im свою сторону п этихъ совѣтниковъ, которые также признали выборъ діадоха, архимандрита Кипріана, вполнѣ удачнымъ.

Что касается александрійскаго духовенства и народа, то разъясненію предъ ипми разсматриваемаго вопроса и было посвящено посланіе киръ Матѳея отъ 1766 года. Въ этомъ посланіи патріархъ, указавъ на свою полную любви погіочи-телыюсть объ александрійской паствѣ и на постоянныя заботы о благосостояніи александрійскаго престола, заявилъ духовенству и народу, что и самое рѣшеніе его отречься отъ престола въ пользу другого лица было вызвано духовными и матеріальными интересами Александрійской церкви. Его

преемникъ, архимандритъ Кипріанъ, украшенный различными доблестями, будетъ съ большею плодотворностью трудиться въ званіи первоіерарха Алоксандрійск й церкви и избавитъ александрійскую паству отъ различныхъ духовныхъ лишеній и невзгодъ, которыя создались въ силу историческихъ обстоятельствъ прежняго времени. А затѣмъ, предстоящая смѣна на александрійскомъ престолѣ, при условіи вступленія на него именно киръ Кипріана, не повлечетъ за собою никакихъ матеріальныхъ расходовъ и не обременитъ патріаршую каѳедру новыми долгами и денежными обязательствами. Послѣдній аргументъ имѣлъ громадное для всѣхъ значеніе, потому что александрійскій патріаршій престолъ, дѣйствительно, былъ обремененъ долгами, а съ другой стороны, избраніе новага патріарха въ лицѣ посторонняго и неизвѣстнаго Александрійской церкви кандидата неизбѣжно должно было повлечь за собою новые расходы, неизбѣжно связанные и съ актомъ избранія, и съ хиротоніей, и съ полученіемъ султанскаго бе-рата, и съ путешествіемъ • въ Александрію и т. д. Все это хорошо было извѣстно александрійскому духовенству и народу по многимъ примѣрамъ (таково, напримѣръ, притязаніе на александрійскій престолъ клавдіапольскаго архіепископа Кось-мы 93а), стоившее патріарху Самуилу Капасули большихъ денегъ п обременившее Александрійскую церковь громадными долгами),—поэтому заявленіе киръ Матѳея о томъ, что вступленіе на патріаршую каѳедру намѣченнаго имъ кандидата Кипріана не будетъ сопровождаться ни новыми долгами, ни экстренными расходами, тогда какъ другой претендентъ патріаршей власти возложитъ и на престолъ, и на паству новое бремя долговъ и расходовъ,— такое заявленіе заранѣе обезпечило предъ александрійскимъ духовенствомъ и народомъ успѣхъ избраннаго патріархомъ діадоха. Къ тому же киръ Матоей въ заключеніи посланія рѣшительно заявилъ, что, въ случаѣ несогласія парода относительно киръ Кипріана, онъ можетъ от-речься отъ престола и въ пользу другого лица, чужого для Александрійской церкви и неизвѣстнаго паствѣ, но онъ тогда не будетъ отвѣчать за послѣдствія и не можетъ гарантировать престолу свободу отъ новаго бремени долговъ. И патріархъ

**а) См. о иемъ также: 'Ap/ipi. Xpuada-ojioc Пат:а80яоеХос, Ilspi той KXaoStoouöXaooc (ЕіѵаГои, КшѵатаѵтіѵоіжоХзоі;, ’АХ*$аѵ8реіхс) Коацй (N'eta Eiwv, 1905, И, 894—899).

Матѳей сдержалъ свое обѣщаніе о томъ, что избранный имъ кандидатъ не умножитъ долговъ Александрійской церкви при вступленіи па престолъ: историкъ Сергій Макрей свидѣтельствуетъ, что всѣ расходы, соединенные съ этимъ важнымъ актомъ, киръ Матѳей покрылъ изъ собственныхъ средствъ. Но, разумѣется, предложенная имъ альтернатива не лишала александрійскую паству свободы и не налагала veto на то или другое ея рѣшеніе,—тѣмъ болѣе, что киръ Кипріанъ былъ, по общему мнѣнію, достойнѣйшимъ по своимъ моральнымъ качествамъ претендентомъ патріаршей власти и объединялъ въ своемъ лицѣ требованія и стремленія различныхъ представителей современнаго церковнаго общества. Однако, для патріарха было важно, чтобы всѣ клирики и міряне оказались единомышленными и согласными въ оцѣнкѣ указаннаго имъ кандидата, —во избѣжаніе гибельнаго раскола на мѣстѣ и въ интересахъ дѣйствій патріарха Матѳея въ Константинополѣ— предъ вселенскимъ патріархомъ и синодомъ и предъ турецкимъ правительствомъ. Для формальнаго обезпеченія такого общаго соглашенія киръ Матѳей и предложилъ клирикамъ и мірянамъ Александріи подписать двѣ препровожденныя имъ копіи, одна изъ которыхъ касалась, конечно, добровольнаго отреченія патріарха отъ александрійской каѳедры, а другая— избранія его діадохомъ киръ Кипріана. И такое соглашеніе александрійской паствы было достигнуто, какъ видно изъ другихъ, изложенныхъ выше, документовъ, при чемъ истолкователемъ рѣшенія киръ Матѳея, для пользы александрійскаго престола и въ интересахъ мѣстнаго духовенства и народа, явился командированный изъ Константинополя въ Египетъ архимандритъ Мелетій, который сначала былъ на сторонѣ александрійской паствы и вмѣстѣ съ другими побуждалъ патріарха возвратиться къ осиротѣвшимъ духовенству и народу, а потомъ, узнавши о болѣзненномъ его состояніи, согласился съ рѣшеніемъ киръ Матѳея, какъ относительно его отставки, 'такъ и по поводу избранія діадоха въ лицѣ архимандрита Кипріана. А какъ именно духовенство и народъ Александрійской церкви оцѣнили голосъ своего первоіерарха относительно предстоящей смѣны на патріаршемъ престолѣ,—это видно изъ ихъ посланія киръ Матѳею отъ 1766 года.

Въ посланіи духовенства и народа къ патріарху Матѳею, послѣ выраженія глубокаго ихъ унынія и скорби по поводу добровольной отставки его блаженства, изложена горячая и

общая просьба о томъ, чтобы патріаршій престолъ былъ ввѣ-ренъ не чужому и неизвѣстному иретеденту, но своему и знакомому кандидату, именно архимандриту Кипріану. И у паствы мотивъ для такого рѣшенія былъ двоякаго рода—моральный и матеріальный. Первый заключался въ высокихъ личныхъ достоинствахъ архимандрита Кипріана, въ его прежней забот-ливости объ александрійскомъ престолѣ, которая и сдѣлала его извѣстнымъ всѣмъ, и въ общемъ его ознакомленіи съ состояніемъ и дѣлами .Александрійской церкви; на основаніи этихъ данныхъ духовенство и народъ были увѣрены, что киръ Кипріанъ окажется вполнѣ достойнымъ предстоятелемъ церкви. По этому на общемъ собранія, которое было устроено въ Александріи, Кипріанъ былъ всѣми одобренъ, предпочтенъ и избранъ изъ среды прочихъ претедентовъ патріаршей власти (irpo£xptört улі irposTipL^ÖT) хаі £^£Л£уг] т.щ’ 7)р.&ѵ то>ѵ а/.Лшѵ аідос хаі ар;х68іос) 94'ь Моральный именно мотивъ имѣлъ первенствующее для духо-вѳпства и народа значеніе и предрѣшилъ избраніе Кипріана. Л вмѣстѣ съ тѣмъ онъ говоритъ въ пользу свободы дѣйствій александрійской паствы, которая могла остановить свой выборъ и на другомъ претендентѣ съ аналогичными моральными свойствами,—при тождествѣ другого мотива—матеріальнаго. Этотъ, послѣдній заключался въ задолженности александрійскаго престола и вообще въ бѣдственномъ матеріальномъ его состояніи. Долги престола были такъ обременительны, что всякое увеличеніе ихъ грозило Александрійской церкви большими затрудненіями и лишеніями. Невзгоды духовенства и народа, связанныя съ матеріальнымъ паденіемъ престола, были такъ велики, что паства не остановилась даже предъ рѣшительнымъ заявленіемъ, что она не приметъ патріарха, избраннаго въ Константинополѣ изъ среды постороннихъ для Александрійской церкви лицъ, а согласна признать своимъ предстоятелемъ только Кипріана, который на общемъ собраніи духовенства и народа былъ какъ бы предъизбранъ на престолъ, въ силу, главнымъ образомъ, моральныхъ своихъ достоинствъ, а за тѣмъ и на основаніи заявленія патріарха Матѳея о томъ, что его избраніе не вызоветъ никакихъ дополнительныхъ расходовъ со стороны александрійской паствы. Такимъ образомъ, духовенство и народъ приняли предложеніе патріарха Матѳея о его діадохѣ и, сов-

11 Епископъ Порфирій Успенскій- Александрійская патріархія, I, HZ

мѣстно обсудивши вопросъ, даже сами просили патріарха обезпечить имъ избраніе Кипріана иа александрійскій престолъ.

Посланіе александрійскаго духовенства и народа къ константинопольскому патріарху Самуилу имѣло особый смыслъ. Извѣстно, что въ XVIII вѣкѣ было нѣсколько примѣровъ избранія александрійскихъ нартіарховъ въ Константинополѣ, при участіи мѣстнаго патріарха и синода. Такая практика создалась какъ въ силу просьбы со стороны бѣдствующаго александрійскаго престола о помощи, такъ и на основѣ правовыхъ привилегій великой Христовой церкви. Послѣднія, конечно, сохраняли свою силу и значеніе и въ моментъ избранія діадоха для отказавшагося отъ александрійской каѳедры патріарха Матѳея. Сохранило свою дѣйствительность и жизненность и бѣдственное

г.ъ разныхъ отношеніяхъ состояніе Александрійской церкви. Но интересы этой послѣдней, какъ ихъ понимала александрійская паства, требовали, чтобы помощь и содѣйствіе Константинопольской церкви въ данномъ случаѣ проявились съ нѣкоторымъ отклоненіемъ отъ традиціонныхъ примѣровъ: избраніе новаго патріарха должно было состояться въ Константинополѣ, при участіи мѣстнаго патріарха и синода, но выборъ кандидатовъ патріаршества долженъ быть ограниченъ лицами, близкими къ александрійскому престолу и знакомыми александрійскому патріарху, духовенству и народу, даже болѣе—духовенство и народъ, во главѣ съ киръ Матѳеемъ, прямо и рѣшительно указали на архимандрита Кипріана, какъ наиболѣе угоднаго имъ и удовлетворяющаго каноническимъ требованіямъ претендента патріаршей власти. Это заявленіе александрійской паствы характерно въ томъ смыслѣ, что устраняетъ мысль о какихъ-либо наиистичѳскихъ отношеніяхъ константинопольскаго патріарха къ александрійскому престолу: напротивъ, духовенство и народъ Александрійской церкви категорически заявили, что новый патріархъ, избранный въ Константинополѣ изъ среды мѣстныхъ іерарховъ, помимо александрійскаго кандидата, безусловно не будетъ ими принятъ и признанъ и вынужденъ будетъ возвратиться туда, оттуда прибылъ. Разумѣется, еслибы не только de jure, но и de facto существовало папистическое главенство вселенскаго патріарха на православномъ Востокѣ, то оно сознавалось бы обѣими сторонами и осуществлялось бы съ абсолютнымъ властительствомъ Константинополя и съ безусловнымъ повиновеніемъ Александріи. Но фактически этого не было, какъ свидѣтельствуетъ довѣрчивое и полное распо-

ложенія обращеніе александрійскаго духовенства и народа къ вселенскому патріарху Самуилу, на ряду съ нѣкоторымъ возможнымъ протестомъ въ томъ случаѣ, если довѣріе не будетъ оправдано въ дѣйствительныхъ интересахъ Александрійской церкви.

Чго касается правовой оцѣнки разсматриваемаго факта, то она содержится въ ясномъ заявленіи александрійской паствы относительно права великой Христовой церкви идти на помощь нуждающимся патріаршимъ престоламъ, примѣнительно къ ихъ нуждамъ и въ согласіи съ ихъ запросами. «Мы просимъ,— писали, между прочимъ, александрійцы, —чтобы оказана была милость этому бѣдному престолу по разумѣнію [вашему] и по божественной ревности, которую вы имѣете по всѣмъ епархіямъ вселенскаго престола и особенно къ оказавшимся въ несчастій патріаршимъ престоламъ» и пр. 95). Значить, и александрійская паства признавала за великою Христовою церковью право участія^ въ дѣлахъ мѣстнаго престола, но лишь тогда, когда послѣдній находился въ бѣдственномъ состояніи и нуждался въ посторонней помощи, когда эта помощь исходила изъ божественной ревности вселенскаго патріарха о благѣ православія и о благосостояніи всей православной церкви, когда она шла на встрѣчу дѣйствительной потребности и прямому обращенію бѣдствовавшей стороны. Въ данномъ случаѣ въ наличности были всѣ отмѣченные факторы, поэтому участіе константинопольскаго престола въ дѣлахъ Александрійской церкви съ правовой точки зрѣнія представлялось правильнымъ, хотя александрійская паства признала необходимымъ внести ограниченіе въ этомъ участіи Константинополя. Оно мотивировалось не только предварительнымъ общимъ избраніемъ архимандрита Кипріана со стороны александрійскаго духовенства и народа, въ силу выдающихся личныхъ его достоинствъ, но и грозными признаками экономическаго упадка александрійскаго престола. О послѣднемъ въ разсматриваемомъ документѣ имѣются характерныя строки, находящія, впрочемъ, въ содержаніи своемъ подтвержденіе со стороны другихъ источниковъ 90). Наконецъ, слѣ-

9І) ПараяаХ.ой;-і.гѵ va £^еоs sEg тоѵ xoöxov 9роѵоѵ хата хг,ѵ оііѵеоіѵ

%а\ тоѵ öelov £і)Хоѵ окоу ё-^ете si? oXaz xag той оіхоор-еѵіхой ilpövou v-xi

і;зир jTti); e!; aOxob; тоі); оиіти](к)3«|іёѵой5 “атріарх£*оив • pövoug (Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 61 м-м).

вв) Подробности можно читать въ книгѣ Д. ІГасхали—„Матвоіос $ ѴАѵ?рю£ ХТА....О, 1Г> 20...

дуетъ отмѣтить предусмотрительность александрійской паствы и заботливость ея о сохраненіи послушанія въ отношеніи къ вселенскому престолу: въ виду нѣкотораго уклоненія отъ установившейся практики избранія новаго александрійскаго патріарха, въ смыслѣ категорическаго указанія на одно опредѣленное лицо, близкое александрійскому престолу, клирики и міряне Александрійской церкви просятъ патріарха Самуила и членовъ константинопольскаго синода не ставить имъ въ вину возможное съ ихъ стороны непослушаніе, еслибы былъ избранъ чуждый и незнакомый имъ кандидатъ, способный внести новыя нестроенія въ экономическое положеніе престола. И въ этой предусмотрительности выражается желаніе александрійцевъ рѣшить возникшій вопросъ о новомъ патріархѣ не только въ интересахъ мѣстнаго престола, но и для общаго блага православной каѳолической церкви.

Что касается самаго процесса избранія патріарха Кипріана, го онъ происходилъ въ такой послѣдовательности. Его предшественникъ, блаженнѣйшій Матѳей, подготовивъ почву для избранія Кипріана, въ іюлѣ 1766 года (а не въ маѣ 1767 года,— какъ говоритъ Накрой) принесъ каноническое отреченіе отъ престола, назвавши въ документѣ и своего діадоха—въ лицѣ архимандрита Кипріана, уже одобреннаго его наствою, во главѣ съ епитропами и архонтами, и признаннаго достойнымъ патріаршества со стороны патріарховъ—Самуила вселенскаго и временно находившихся въ Константинополѣ Филимона антіохійскаго и ІІароенія іерусалимскаго, а также со стороны членовъ константинопольскаго священнаго синода. Къ сожалѣнію, документъ отреченія киръ Матѳея въ печати неизвѣстенъ. Когда актъ отреченія блаженнѣйшаго Матѳея былъ совершенъ и сталъ извѣстенъ великой Христовой церкви, то послѣдняя приступила къ избранію новаго патріарха. Въ правѣ великой церкви произвести это избраніе никто не сомнѣвался и никто не оспаривалъ его: и практика прежняго времени и особенно—-непосредственное къ ней обращеніе со стороны блаженнѣйшаго Матѳея вмѣстѣ съ просьбою всего духовенства и народа александрійскаго престола твердо обосновали это право. По почину святѣйшаго киръ-Самуила, въ Константинополѣ состоялся соборъ, подъ предсѣдательствомъ этого патріарха, при участіи патріарховъ антіохійскаго Филимона и іерусалимскаго Парѳенія и ирисутствовшихъ въ столицѣ митрополитовъ вселеннаго престола. Въ виду того, что кандидатъ патріаршества былъ уже

опредѣленъ мнѣніемъ, рѣшеніемъ и избраніемъ (т хосі іхЛоуіЦ) патріарха Матѳея, мнѣніемъ (т71^) патріарховъ Фи* лимона и Парѳенія, равно и Самуила, согласившагося съ мнѣ^* ніемъ (ouvaivoövto; zrj умру) блаженнѣйшаго Матѳея 9,)ч актъ оцѣнки кандидатовъ и выборъ троихъ изъ нихъ не могъ быть продолжителенъ; но изъ протокола ибранія киръ Кипріана все таки видно, что результатъ этого общаго перво-второго засѣданія собора выразился и въ привлеченіи къ избранію, наряду съ Кипріаномъ, и александрійскихъ іеромонаховъ Аверкія и Мелетія. Наконецъ, для завершенія избранія іерархи собрались не въ патріаршемъ храмѣ св. Георгія, какъ обычно было, но въ приходскомъ храмѣ Безплотныхъ Силъ въ Великомъ Потокѣ 98), гдѣ проживалъ блаженнѣйшій Матѳей. Въ этомъ засѣданіи собора присутствовали только одни митрополиты Константинопольской церкви, подписавшіе протоколъ объ избраніи Кипріана. Совершивши обычное молитвословіе съ призываніемъ Святаго Духа, митрополиты, посредствомъ подачи голосовъ, первенство въ ряду трехъ кандидатовъ патріаршества предоставили архимандриту Кипріану, который и былъ объявленъ, предстоятелемъ Александрійской церкви. Этотъ актъ избранія Кипріана состоялся 9 Іюля 1766 года, какъ видно изъ его перваго извѣстительнаго посланія къ духовенству и народу александрійскаго престола.

Вскорѣ состоялась и хиротонія Кипріана во епископа, съ возведеніемъ его въ санъ патріарха, совершенная въ томъ же храмѣ Безплотныхъ Силъ самимъ патріархомъ Матѳеемъ (Макрей), а всесенскій патріархъ Самуилъ внесъ его имя въ диптихи великой Христовой церкви для возглашенія во время богослуженій, на ряду съ именами остальныхъ патріарховъ :,аі.

Совершивъ каноническое избраніе блаженнѣйшаго Кипріана и провозглашеніе его законнымъ патріархомъ Александрійской церкви, участники избранія признали необходимымъ обратиться къ александрійскому духовенству и народу съ рекомендатель-

91) ’ Аруір. К а X X і ѵ і у. о £ А г X і х і ѵ т; II, 41.

U8) Храмъ Безплотныхъ Силъ въ приходѣ Великаго Потока ил•/ Арнаутъ—кьой находится на европейскомъ берегу Босфора. О немъ говорятъ: 2. В u С я ѵ т '• о £, 'Н КитхаѵтіѵоитмАіх, х. II, а. 115—116. ’АЦаі 1862: М. Г е 8 е <о ѵ, ’EvotArjaiai ß’j£avxivai äga*ptßo6p.evat, о. 85 ѵс. §;. Ktovax tzoXis 1900; ‘А. M о 5 т х х ( о nj Newrdxvjc sy.-xXyjat.aoxix^': Ізт optac oeAt?. 'H p. e p о X 6 f c ^ x?is ’AvaxcAfft, 1886 (V), a. 171-179. Kcovox-zoAij 1885.

991 А. Г1 а о у öl X ч] 79.

ііымъ—въ пользу новаго патріарха—посланіемъ. Оно еще разъ подтверждаетъ каноническій порядокъ избранія киръ-Киііріана. достигнутый и предварительнымъ соглашеніемъ между предстоятелями восточныхъ автокефальныхъ церквей. Отмѣчая достоинства новаго патріарха, патріаршее и синодальное посланіе отъ 14 іюля 1766 года указываетъ, между прочимъ, на способность его къ учительству на различныхъ языкахъ (тай; аХХо-“'Хмтхоц оіоаахамаіс)—греческомъ, арабскомъ... Киръ-Кнпріанъ,— по суду патріаршаго и синодальнаго документа,—есть каноническій патріархъ (хаѵоѵіхбс чтахрісхр'/т]-) Александрійскаго престола, законный духовный предстоятель и пастырь (ѵѵ^оюс тсѵги-хха-іѵМ тірозта-т^ xoti iroijiTjv), попечитель (срроѵхіот^) о спасеніи всѣхъ, блаженнѣйшій и святѣйшій папа и патріархъ (рахофіѣхо-хо-xai ä-fukaxoc; тгатгос; хаі х:ахріар-/т(г:) великаго города Александріи. Его каноническое патріаршее имя должно поминаться во всѣхъ священныхъ службахъ и чипоиослѣдованіяхъ, согласно уставу. При встрѣчѣ ему слѣдуетъ оказывать надлежащій привѣтъ, внимательность и честь, соотвѣтствующую патріаршему сану. Ему принадлежитъ духовное наблюденіе за принадлежащею ему паствою. Онъ, но праву патріарха, благословляетъ п освящаетъ народъ, духовно надзираетъ, руководитъ ко спасенію и благо-ѵстрояетъ, за всѣхъ молится и т. д.

Самъ новоизбранный патріархъ вступилъ въ общеніе съ своею паствою посредствомъ особаго посланія отъ 12 іюля 1766 года, гдѣ указалъ и на каноническій порядокъ вступленія своего на Александрійскій престолъ — посредствомъ, съ одной стороны, отреченія въ его пользу бывшаго патріарха Матѳея, а съ другой—общаго и единогласнаго избранія цѣлаго собора іерарховъ. Въ этомъ избраніи, по сужденію блаженнѣйшаго Кипріана, выразилось божественное соизволеніе и помощь, а съ другой стороны, здѣсь проявились разсудительность и предусмотрительность геронта Матѳея, который, заранѣе поставивъ себѣ цѣлью освободить александрійскій престолъ отъ новыхъ долговъ и всякихъ затрудненій, вполнѣ осуществилъ свой планъ. Блаженнѣйшій Кипріанъ не сомнѣвается, что его извѣщеніе будетъ съ радостью всѣми встрѣчено, и повелѣваетъ возносить его имя, по каноническому порядку, во всѣхъ церковныхъ службахъ и чинопослѣдованіяхъ.

Всѣ матеріальные расходы, соединенные съ вступленіемъ киръ-Кипріана на патріаршій александрійскій престолъ, были произведены изъ средствъ попечительнаго его геронта, па-

тріарха Матѳея. Въ частности, валено отвѣтить, что и полученіе султанскаго берата (та тои гератіоо), въ которомъ указывались права и привилегіи новаго представителя александрійской церкви, сопровождалось денежными расходами—въ пользу турецкихъ чиновниковъ, отъ которыхъ зависѣло выполненіе различныхъ формальностей, связанныхъ съ этимъ важнымъ дѣломъ 10°).

Получивши султанскій бератъ, патріархъ Кипріанъ отправился въ Александрію, гдѣ должна была совершиться его интронизація.

Наконецъ, нужно отмѣтить ошибочность свѣдѣній въ нѣкоторыхъ дополнительныхъ источникахъ по разсматриваемому вопросу: Сергій Макрей неправильно относитъ избраніе и хиротонію Кипріана къ мѣсяцу маю 1767 года, а Комнинъ Ипсиланти невѣрно называетъ Кипріана «діакономъ» въ моментъ избранія его на александрійскій престолъ. Но два каталога александрійскихъ патріарховъ, опубликованные въ трудѣ епископа Порфирія Успенскаго, правильно говорятъ о разсматриваемомъ церковно-историческомъ предметѣ.

Итакъ, въ фактѣ избранія александрійскаго патріарха Кипріана особенностью является отреченіе отъ престола въ его пользу со стороны бывшаго патріарха Матѳея, совершенное по предварительному соглашенію съ паствою и съ вселенскою патріархіею, а вмѣстѣ съ тѣмъ—признаніе и осуществленіе порядка «наслѣдованія—біаЗорр патріаршаго престола. Фактъ вноситъ новый—сравнительно съ другими конкретными примѣрами—элементъ въ процессъ патріаршихъ выборовъ—волю правящаго первоіерарха Александрійской церкви, на ряду съ волей духовенства и народа и съ участіемъ въ выборахъ, по ихъ просьбѣ, константинопольскаго патріарха и его священнаго синода.

YI.

Объ избраніи діадоха блаженнѣйшаго Кипріана, патріарха Герасима III Каклика (1783 — 1788 г.), въ исторической литературѣ сохранились не вполнѣ согласныя данныя.

Такъ, «Патріаршій каталогъ александрійскихъ патріарховъ» сообщаетъ, что Кипріанъ, «отказавшись [отъ престола], из-

l0w) ’А. К о (.». ѵ т] ѵ 6 с Г 6 Y] X & ѵ т г( ;, 186 (’А. II а п а о 6 тг о о X о ; — К з-р о (а е 6;, ГЕ'.ATjviy.-x xeiiAsvot r.-X. ’Еѵ Вои-лоореатіср 1909).

бралъ Герасима въ 1783 году», а самъ скончался въ Египтѣ въ 1786 году» 101). Греческій ученый Константинъ Саѳа, вслѣдъ за своимъ руководителемъ Завира, говоритъ, что Кипріанъ, послѣ семнадцатилѣтняго управленія александрійскимъ престоломъ, «отказался въ 1783 году въ пользу Парѳенія (sic) и, отправившись въ Константинополь, скончался здѣсь въ 1787 году»102). Русскій ученый X. М. Лопаревъ также сообщаетъ, что Кипріанъ «отрекся отъ престола и умеръ въ Египтѣ въ 1786 году» 103).

Съ другой стороны, «Діонисіевскій каталогъ александрійскихъ патріарховъ» говоритъ о патріархѣ Герасимѣ лишь слѣдующее: «Герасимъ Каклика, съ острова Лероса, епископъ Метръ Ира-клійскихъ, былъ перемѣщенъ на престолъ Александріи въ 1783 спасительномъ году, патріаршествовалъ восемь лѣтъ» 104). Болѣе подробно разсказываетъ объ избраніи Герасима историкъ Сергій Макрей. «Двадцатаго іюня мѣсяца того же f 17]83 года, послѣ того какъ блаженнѣйшій папа и патріархъ Александріи киръ-Кипріанъ переселился къ Господу, по избранію и рѣшенію и соглашенію вселенскаго патріарха, святыхъ архіереевъ, находившихся въ Константинополѣ, благороднѣйшихъ епитроповъ апостольскаго престола Александріи и всего сонма архонтовъ, на святѣйшій апостольскій престолъ Александріи былъ возведенъ епископъ Метръ киръ Герасимъ, при чемъ перемѣщеніе состоялось въ храмѣ Безплотныхъ Силъ, расположенномъ въ Великомъ Потокѣ» 10Г>).

Но сохранившійся протоколъ избранія блаженнѣйшаго Герасима даетъ возможность съ всею историческою правильностью освѣтить этотъ фактъ.

Изъ добрыхъ и богоугодныхъ дѣлъ,—говорится въ этомъ протоколѣ,—одни помогаютъ только совершающимъ [ихъ], доставляя пользу душевную или тѣлесную, а другіе (помогаютъ) не только самимъ [совершающимъ], но и другимт, для которыхъ они совершаются. Посему, насколько вторыя превосхо-

101) Еішсконъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 14 и-«.

10*) К. £ і 0 а 5. NeoeXXYjvcxrj f СкоХора, 513. ’AOfjvat 1868.

10s) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійскаая патріархія, I, стр. СѴЧ.

10і) Тамъ же, 11 *-т.

10і) Хёру і о £ Махраіос, ’ЕчяХлріаатіхі) іоторіа, а. 334 (S і 0 а Ms* eaweviXYj BtßXio9y)XT), III. ’Ev* ßsvexta 1872).

дятъ первыя въ отношеніи пользы, доставляя ее въ двойномъ направленіи, настолько болѣе они являются похвальными и необходимыми для жизни. Вѣдь если -бы не было лицъ, разрѣшающихъ затрудненія тѣхъ, кто находится въ нуждѣ и проситъ (о помощи), по каждый, дѣлая все только для самаго себя, не обращалъ вниманія на остальныхъ, то было бы естественно, какой отъ этого происходилъ безпорядокъ въ жизни п вредъ... Вслѣдствіе этого и помощь, оказываемая нуждающимся соотвѣственно просьбѣ, удостоивается у всѣхъ величайшей похвалы.

Итакъ, если такова бываетъ помощь нуждающимся и она свойственна всѣмъ людямъ, которымъ и естественно заботиться (о другихъ), то тѣмъ болѣе издавна и съ самаго начала призналъ это дѣло своимъ патріаршій, апостольскій п вселенскій престолъ, который не удовлетворяется только тѣмъ, что управляетъ своими собственными дѣлами и не оставляетъ въ не-брелсеніи остальные святѣйшіе патріаршіе и апостольскіе престолы, но вполнѣ великодушно желаетъ, чтобы и ихъ дѣла управлялись насколько возможно лучше, и обыкновенно съ готовностью относится къ ихъ нуледамъ.

И вотъ, когда святѣйшій патріаршій и апостольскій престолъ Александріи и всего Египта. Пентаполя, Ливіи и Эѳіопіи остался теперь безъ предстоятеля, такъ какъ предстоятель его патріархъ киръ киръ Кипріанъ окончилъ свою жизнь и переселился въ вѣчной обители, то мы, пребывающее [въ Константинополѣ] архіереи, по побужденію и съ разрѣшенія святѣйшаго и досточтимѣйшаго владыки и господина вселенскаго патріарха киръ киръ Гавріила [IV], по горячей просьбѣ онаго, [нынѣ] въ блаженной кончинѣ пребывающаго, собравшись въ пречестномъ храмѣ Безплотныхъ Архистратиговъ Великаго Потока и предлолшвши каноническіе голоса для отысканія и избранія достойнаго и соотвѣтствующаго лица, имѣющаго принять патріаршій жезлъ и духовное предстоятельство святѣйшаго патріаршаго александрійскаго престола, первымъ поставили боголюбезнѣйшаго собрата нашего, возлюбленнаго епископа Метръ киръ Герасима, вторымъ—ІІарѳеиія и третьимъ— Мелетія, имена которыхъ записаны въ настоящемъ протоколѣ, дабы быть заиечатлѣннымті въ священномъ кодексѣ великой Христовой церкви для всегдашняго удостовѣренія. — Въ іюнѣ мѣсяцѣ 1783 года.

Протоколъ подписали митрополиты Константинопольской

церкви: Самуилъ ефесскій, имѣвшій голосъ и Игнатія неокесарійскаго, Меѳодій ираклійскШ, Агапій кизякскій, Герасимъ ни-комидійскій, Парееній халкидонскій, Ананія дерконскій, Кал-лйникъ торповскій, Гавріилъ драмскій и Іеронимъ софійскій 10°).

Такимъ образомъ, протоколъ избранія блаженнѣйшаго Герасима показываетъ, что оно было совершено въ Константинополѣ. при участіи вселенскаго патріарха Гавріила IV и собора мѣстныхъ митрополитовъ. Фактъ избранія состоялся въ іюнѣ 178*3 года. Въ протоколѣ не указанъ день мѣсяца, въ который произошли выборы. Но Сергій Макрей датировалъ этотъ фактъ 20 іюня. Нельзя думать, что въ этотъ день произошла кончина киръ Кипріана, а не выборы его преемника: если къ 20 іюня относить именно кончину патріарха Кипріана, то никакъ невозможно допустить, что въ теченіе лишь десяти дней этого мѣсяца произошелъ сложный процессъ избранія его діадоха, патріарха Герасима, тѣмъ болѣе, что Макрей отмѣтилъ п участіе въ этомъ дѣлѣ не только вселенскаго патріарха Гавріила IV и проживавшихъ въ Константинополѣ архіереевъ, но и благороднѣйшихъ епитроповъ александрійскаго патріаршаго престола и всего собранія свѣтскихъ архонтовъ; несомнѣнно, требовалось немалое время для обсужденія, въ такомъ многочисленномъ составѣ участниковъ избирательнаго собранія, сложнаго вопроса о преемникѣ скончавшемуся патріарху Кипріану. Итакъ, избраніе блаженнѣйшаго Герасима состоялось 20 іюня 1783 года.

Что касается патріарха Кипріана, что онъ скончался не задолго до избранія своего преемника, вѣроятно, даже раньше іюня мѣсяца 1783 года. Но, несомнѣнно, онъ скончался въ званіи правящаго александрійскаго патріарха. Поэтому ошибочно утверждаютъ ученіе Завира, Саѳа и X. М. Лопаревъ, а равно п отмѣченный выше «Патріаршій каталогъ»,—будто патріархъ Кипріанъ отрскся отъ престола, избралъ своимъ преемникомъ Герасима, а самъ удалился на покой и скончался «ъ 1786 или даже въ 1787 году. Достовѣрно извѣстно, что Кипріанъ скончался въ 1783 году, находясь на александрійскомъ патріаршемъ престолѣ, и отъ послѣдняго не отрекался.

'Крууі. К і к а і ѵ і ■/. о ; А £ /. с г. а ѵ vj z, II, 42 -43. См. также—М т( ѵ & с

X а |х о о 5 6 ~ г, у X о ІІ7~р:аг//і7С(1 кі.ѵз7іоет (’Е 7 7 X п з '. а <з т і 7 г, ’А X у\ У е і і} 1882, TcGyo; 10, а. 252.

Но, съ другой стороны, справедливо, что блаженнѣйшій Кипріанъ еще при жизни намѣтилъ себѣ діадоха въ лицѣ мѳтрскаго епископа Герасима. Къ сожалѣнію, подробности и мотивы такого предъизбранія, за недостаткомъ документовъ, неизвѣстны. Извѣстно только, что блаженнѣйшій Кипріапъ успѣлъ сообщить имя своего преемника константинопольскому патріарху Гавріилу IV и его священному синоду и, предвидя фактъ его избранія именно въ вселенской патріархіи, горячо просилъ (хата т 7] ѵ Ѳ e р ja Y] ѵ а £ (со а і ѵ exetvoo іѵ рахаріа tyj XV):st угѵорг-ѵоо) іерарховъ великой Христовой церкви, чтобы они избрали новымъ предстоятелемъ Александрійской церкви именно метр-скаго епископа Герасима, принадлежащаго къ составу іерархіи Константинопольскаго патріаршаго престола.

Горячая просьба блаженно-почившаго патріарха Кипріана и была первымъ побудительнымъ для вселенскаго патріарха и синода основаніемъ приступить къ выборамъ новаго александрійскаго патріарха, а затѣмъ и избрать на александрійскій патріаршій престолъ именно киръ Герасима, на котораго онъ указалъ, какъ на своего діадоха. Къ предварительному избранію киръ Герасима со стороны блаженнѣйшаго Кипріана йотомъ присоединились и «енитропы апостольскаго престола Александріи и все общество архонтовъ», т. е. духовные представители александрійскаго престола и свѣтскіе антипросопы народа, или натабли,—о которыхъ Сергій Макрей говоритъ, что и они участвовали въ общемъ дѣлѣ своимъ избраніемъ, и рѣшеніемъ, И согласіемъ (sxXoyirj хаі хаі oovaivsasi), наряду съ вселенскимъ патріархомъ и архіереями Константинополя. Значитъ, реальнымъ мотивомъ къ избранію блаженнѣйшаго Герасима именно въ Константинополѣ, на соборѣ мѣстныхъ іерарховъ, служила просьба объ этомъ, обращенная къ патріарху Гавріилу и его синоду со стороны, прежде всего, блаженнѣйшаго Кипріана, а затѣмъ другихъ представителей александрійскаго патріаршаго престола.

Идейнымъ же основаніемъ для избранія киръ Герасима именно въ Константинополѣ слулшла уже извѣстная намъ, опиравшаяся на памятники церковно-гражданскаго права, материнская попечительность великой Христовой церкви о находившихся въ несчастій остальныхъ восточныхъ церквахъ, ея традиціонная привилегія простирать руку помощи тѣмъ церквамъ, которыя ея просятъ и въ ней нуждаются. Въ протоколѣ объ избраніи блаженнѣйшаго Герасима эта привилегія и охарак-

теризована въ двоякомъ направленіи—съ точки зрѣнія обще-моральной и въ отношеніи, въ частности, къ константинопольскому патріаршему престолу. Въ первомъ отношеніи протоколъ вообще указываетъ на нравственную высоту тѣхъ добрыхъ дѣлъ, которыя имѣютъ не только субъективное, но и объективное значеніе и простираются на имѣющихъ нужду въ посторонней помощи: такія дѣла устраняютъ безпорядки и вредъ въ моральномъ отношеніи и содѣйствуютъ торжеству правды и добра въ области духовной и общественной жизни. Указавши на принципіальную важность взаимопомощи, протоколъ далѣе констатируетъ давнюю и изначальную привилегію константинопольскаго патріаршаго престола простирать руку братской помощи остальнымъ патріаршимъ престоламъ, при чемъ не входитъ въ подробности обоснованія этой прономіи, но, признавая ихъ общеизвѣстными, лишь удостовѣряетъ обычную практику отношеній вселенскаго престола къ инымъ церквамъ, выражающуюся въ его готовности неизмѣнно идти на встрѣчу ихъ нуждѣ и заботиться о наилѵчшемъ управленіи ихъ дѣлами, Съ точки зрѣнія анализируемаго протокола, иное—безучастное отношеніе великой Христовой церкви къ нуждамъ и потребностямъ другихъ автокефальныхъ церквей было бы такимъ же ненормальнымъ явленіемъ, какимъ слѣдуетъ признавать и въ жизни обыкновенной беззаботное и невнимательное отношеніе однихъ людей къ нуждамъ другихъ, вносящимъ смуту и нестроенія въ общее теченіе этой жизни. Даже болѣе того,— на вселенскомъ престолѣ лежитъ давній и общепризнанный долгъ предотвращать своею помощью вредъ и безпорядки въ церковныхъ дѣлахъ иныхъ патріаршихъ престоловъ. Вотъ почему великая Христова церковь съ присущими ей готовностью и участіемъ отнеслась къ горячей просьбѣ блаженно-почившаго патріарха Кипріана и другихъ представителей александрійской паствы избрать діадохомъ перваго метрскаго епископа Герасима, на котораго Кипріанъ еще при жизни своей указалъ, какъ на наиболѣе достойнаго своего преемника *).

И. Соколовъ.

*) Продолженіе слѣдуетъ.

S4

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.