Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 7-8. С. 803-830.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ XVIII и XIX столѣтіяхъ.

»СТОРІЯ православной Александрійской церкви въ науч-‘ номъ отношеніи разработана весьма мало какъ въ русской, такъ и . въ иностранной, въ частности греческой, S' литературѣ. Не говоря уже о древнемъ и особенно о

• I средневѣковомъ періодѣ этой исторіи, въ научно-исторической литературѣ сообщаются лишь самыя общія и краткія свѣдѣнія и о новѣйшей эпохѣ въ судьбѣ Александрійской церкви. Причина такой скудости научныхъ свѣдѣній заключается, между прочимъ, въ недостаткѣ источниковъ, при помощи которыхъ возможно съ успѣхомъ восполнить отмѣченный существенный пробѣлъ въ церковной исторіографіи православнаго Востока. Идя на встрѣчу научной потребности, настоящій очеркъ и имѣетъ задачею сообщить—по руководству вновь опубликованныхъ оффиціальныхъ документовъ—историческія свѣдѣнія о порядкѣ избранія патріарховъ Александрійской церкви отъ начала XVIII до конца XIX вѣка. 20

20 января 1710 года добровольно принесъ каноническое отреченіе отъ власти александрійскій патріархъ Герасимъ II Паллада, занимавшій престолъ апостола Марка съ 23 іюля 1688 года. Сохранился и документъ отреченія Герасима, собственноручно имъ написанный и проливающій свѣтъ на фактъ избранія его преемника по престолу, патріарха Самуила I Капасули (1710—1723 г.).

Историческій очеркъ,

Всѣ человѣческія дѣла настоящей жизни,—говорится въ этомъ документѣ,—старѣютъ вмѣстѣ съ временемъ и уничтожаются, ни одно изъ нихъ не пребываетъ вѣчно и не сохраняется, но исчезаетъ какъ сонъ.—всѣ дѣла преходятъ и прекращаются, такъ какъ по самой природѣ своей подлежатъ тлѣнію, какъ это всѣмп ясно сознается,—и слава, и богатство, и достоинство, и самая жизнь очевиднѣйшимъ образомъ свидѣтельствуются какъ непостоянныя, измѣнчивыя и скоропреходящія, потому что смерть одинаково всѣхъ людей губитъ. Мѣрность наша,—говоритъ о себѣ патріархъ Герасимъ,—отъ Бога получившая въ жребій управленіе духовнымъ кормиломъ святѣйшаго и апостольскаго престола великаго города Александріи и затѣмъ, по милости Божіей и неизрѳченнымъ щедротамъ, въ теченіе двадцати двухъ лѣтъ заботившаяся, въ мѣру силъ, о благосостояніи его и устройствѣ, во славу и честь и благодареніе великолѣпнаго имени Вседержителя нашего Бога, не погрѣшила въ своей задачѣ. Однако, удрученный уже старостью и подвергнутый страданіямъ болѣзни, патріархъ увидѣлъ, что тѣлесныя силы постепенно оставляютъ его, а имѣя память о концѣ жизни и о неизбѣжности, неизвѣстности и внезапности смерти, онъ рѣшилъ проститься со всѣми и возлюбить одну только добродѣтель уединенія, какъ угодную Богу и содѣйствующую спасенію души. Но въ то же время, не считая возможнымъ пренебрегать лучшимъ благоустройствомъ святѣйшей и патріаршей каѳедры александрійской, хотя всемогущій Богъ, въ путеводительствѣ и просвѣщеніи всесвятаго Духа промышляетъ объ управленіи и устроеніи всего,—патріархъ не по принужденію, но по своему мнѣнію и желанію рѣшилъ совершенно отречься отъ патріаршаго престола и опредѣлилъ предоставить его другому.

И вотъ, былъ составленъ чрезвычайный (у-гртгЬ^) соборъ честнѣйшихъ клириковъ, благочестивѣйшихъ іереевъ, почетнѣйшихъ купцовъ и представителей ремесленныхъ цеховъ и всѣхъ христіанъ, живущихъ въ Египтѣ, туземцевъ и иностранцевъ, ромеевъ и арабовъ, въ присутствіи преосвященнаго митрополита Ливіи—киръ Самуила, какъ принадлежащаго къ ■александрійскому святѣйшему престолу, и преподобнѣйшихъ остальныхъ отцовъ въ священномъ санѣ и монаховъ. На этомъ «соборѣ патріархъ Герасимъ рѣшительно объявилъ о своемъ свободномъ мнѣніи и желаніи. Но всѣ присутствовавшіе были объяты печалью и съ горячими слезами и сокрушеннымъ ду-

хомъ не соглашались съ такимъ рѣшеніемъ, но просили патріарха отказаться отъ своего намѣренія и отъ дѣла, причиняющаго всѣмъ неожиданное сиротство. Однако, въ отвѣтъ имъ было сказано, что патріархъ склонился къ своему рѣшенію вовсе не вслѣдствіе обиды, или огорченія, или какого-либо безпокойства со стороны отцовъ или христіанъ. Различными способами и словами убѣжденія патріархъ Герасимъ увѣрилъ всѣхъ, что отреченіе отъ власти происходитъ исключительно для его успокоенія и спасенія души. И вотъ, съ трудомъ всѣ согласились съ его намѣреніемъ ради имени великаго Бога. Посему всѣхъ, принадлежащихъ къ святѣйшему александрійскому престолу, какъ присутствовавшихъ на соборѣ, такъ и отсутствующихъ, патріархъ Герасимъ пригласилъ указать достойное и соотвѣтствующее лицо, которое съ успѣхомъ могло бы принять на себя управленіе его паствою. И былъ избранъ и всѣмъ предпочтенъ по общему голосу и согласію преосвященный митрополитъ Ливіи киръ Самуилъ, какъ старѣйшій изъ остальныхъ, уважаемый за архіерейское достоинство и другій - преимущества.

отДосему; (Мѣрность наща,—говоритъ далѣе патріархъ Гера-еимъ^-гло собственному мнѣнію и рѣшенію, безъ принужденія и добровольно, преимущественно же въ просвѣщеніи, разумѣ ,и озареніи всесвятаго и совершителя таинствъ Духа, съ молитвою и отеческимъ благословеніемъ отрекается отъ святѣйшаго и апостольскаго престола и всякаго управленія святѣйшею Христовою Александрійскою церковью въ пользу сего преосвященнаго митрополита Ливіи, во святомъ Духѣ возлюбленнаго брата и сослужителя своего киръ Самуила, какъ преемника законнаго и каноническаго, по Божественному благоволенію и опредѣленію и по общей любви и избранію одобреннаго, избраннаго и объявленнаго со стороны нашей мѣрности и соприсутствовавшаго преосвященнаго митрополита Ѳиваиды киръ Арсенія, также подчиненнаго святѣйшему александрійскому престолу, и со стороны всего общества священнаго и гражданскаго, управляемаго пастырскою властью святѣйшаго престола. А въ доказательство и для безспорности этого добровольнаго отреченія патріарха Герасима отъ престола,—кромѣ іерархической дѣятельности,—и было составлено настоящее собственноручное удостовѣреніе и передано преосвященному Самуилу въ молитву и благословеніе и въ присутствіи всѣхъ. Подлинникъ же ого включенъ въ священный

кодексъ святѣйшаго Александрійскаго престола, на вѣчную память и для достовѣрности.—Въ Египтѣ, въ 1710 году января 20-го, индиктіона 3-го. Бывшій патріархъ Александрію Герасимъ *).

Представленный документъ имѣетъ очень важное значеніе для уясненія вопроса объ избраніи александрійскихъ патріарховъ разсматриваемой эпохи и вводитъ изслѣдователя въ самый процессъ этого сложнаго акта.

Прежде всего, письменное отреченіе патріарха Герасима сообщаетъ объ александрійской практикѣ указанія преемника правящему патріарху изъ наличнаго состава іерарховъ православной церкви въ Египтѣ. Починъ въ этомъ дѣлѣ принадлежалъ самому патріарху Герасиму, который былъ удрученъ болѣзнью и старостью и рѣшилъ удалиться на покой. Предвидя затрудненія для церкви, которыя могли возникнуть въ связи съ зозведеніемъ на престолъ новаго патріарха, блаженнѣйшій Герасимъ пожелалъ при своей жизни обезпечитъ церкви благополучіе п миръ путемъ избранія достойнаго преемника себѣ. Такимъ діадохомъ онъ намѣтилъ ливійскаго митрополита Самуила. Фактъ этотъ былъ отмѣченъ, между прочимъ, въ одномъ «Патріаршемъ каталогѣ александрійскихъ патріарховъ»,—хотя и съ ошибками въ другихъ отношеніяхъ * 2).

Самуилъ Капасули былъ однимъ изъ выдающихся современныхъ греческихъ іерарховъ, о которомъ имѣются и достаточныя историческія свѣдѣнія. Онъ родился 1 августа 1661 года на островѣ. Хіосѣ, въ семьѣ священника3), 1 января 1677 года былъ назначенъ анагностомъ къ церкви св. Василія на этомъ островѣ, по волѣ и распоряженію мѣстнаго митрополита Григорія,—17 сентября 1679 года былъ вызванъ съ Хіоса въ Александрію блаженнѣйшимъ патріархомъ ГІарѳеніемъ, 9 ноября

’) ’А. Пжпа56"оиІ ос-Херссцей?, 2у)р.еій>з£>.^ ~&р\ той латріархсо ’AXsJjavöpeia; Sotp.ooY]X КяттхаойАт] (Д s X т і о ѵ tt); taTopivivjg тсаі ЮѵоАоуіХ'?)? етссі-piac TYjc 'EXAdSps, тоао; III, a. 507:—509. ’ADrjvai 1889).

2) Герааіио? 6 ß' — QvYjaxcov (sic) Se айто; x a t s X i тс s S i d о о •/ о v т by A'.ßör;; 2ааоог(Х тф 1669 (?) Itsi (Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія. Сборникъ матеріаловъ, изслѣдованій и записокъ, относящихся до исторіи александрійской патріархіи. Томъ I. Изданіе Императорской Академіи Наукъ подъ редакцію Хр. М. Лопарева, стр. 14. СПБ. 1898).

3) Епископъ Порфирій Успенскій называетъ Самуила „племянникомъ“ патріарха Герасима („Александрійская патріархія“, стр. 35), но намъ неизвѣстно, изъ какого источника взято это свѣдѣніе.

того же года рукоположенъ имъ въ санъ діакона, въ 1682— 1683 годахъ путешествовалъ въ Москву по дѣламъ православной Александрійской церкви, 30 января 1687 года былъ рукоположенъ во священника, а 2 февраля того же года былъ назначенъ протосиикелломъ александрійскаго патріаршаго престола* 20 яЕГваря 1697 года Самуилъ былъ хиротонисанъ въ митрополита Ливіи въ храмѣ св. Николая въ Каирѣ, причемъ хиротонію совершали патріархъ Герасимъ, архіепископъ Синайской горы Іоанникій и митрополитъ Газы Христодулъ 4). Въ званіи ливійскаго митрополита Самуилъ Капасули оказалъ Александрійской церкви разнообразныя услуги. По свидѣтельству историка Кесарія Дапонте, Самуилъ былъ человѣкъ ученый (сгофос) 5). Другой писатель—Димитрій Прокопіу, современникъ Самуила, характеризуетъ его слѣдующимъ образомъ: «Самуилъ, патріархъ Александріи, хіосецъ, мужъ, съ юныхъ лѣтъ воспитанный въ благочестіи и богоугодной жизни, просвѣщенный и многоученый, проповѣдникъ, образованный въ области науки свѣтской и богословской, способный изслѣдовать глубину Священнаго Писанія, которое онъ трудолюбиво и непрерывно—днемъ и ночью—и изучалъ и изъ котораго заимствовалъ духовныя поученія, руководя христоименный народъ къ благочестію и къ жизни праведной и богоугодной; впрочемъ, ученостью и многозианіемъ несравненно превосходитъ Самуила его предшественникъ, патріархъ Александріи киръ Герасимъ» 6 7). Самуилъ извѣстенъ и различными сочиненіями, изъ которыхъ одно—«Сокращенное руководство къ риторическому искусству» было имъ составлено еще въ 1686 году ,).

Не смотря на выдающіяся личныя достоинства Самуила Капасули, патріахъ Герасимъ Паллада съ осторожностью приступилъ къ избранію его и объявленію своимъ преемникомъ по престолу. Въ январѣ 1710 г. онъ устроилъ экстренный со-

4) А. Пятгяо&тсоиХо; — К s р а р. е ü A.6~oß'.o'ipxyi‘/.a\ GYjptstfbast? -гой -a-rpiäpxou ’AXegavSpeiac SauouyjX КоптааобЛѵ] (А £ X - t о ѵ -г)<; іаторгл?^ хаі ’sОѵоХо-V1 STcttpiocs ’EXXdSo;, III, 504—505) Срав. Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 35.

5) К а і а а р і о $ Датіоѵтз;, Чоторгло; хятйХоуос ’avSpöv етаауіркоѵ (X х-öa& MsoaeamxTj Biß?лоЦщ, - III, о. 87. ’Еѵ Bevsxia 1872).

в) А У F- Ч т р 1 о S ГІ р о 7, о z і о о, ’Е7і,.т£ту.ѵ)и.еѵт] ётіар'.9р.г;аі5 тшѵ %атй хоѵ кареХОоѵ-са alma Хоуішѵ Граслшѵ ѵ.тХ. (2 а 9 а g, ibid. 494—495).

7) А ПатгаоопооХо; — К s р а р. е 6 stcbaets яері той г.атріаруоо

’AXegavSpeh; Sap.oor(X Ка-ззобХ/; (Д s Л т t о ѵ..., Ill, 506).

боръ, довольно многолюдный по своему составу. На соборѣ, состоявшемся въ Каирѣ подъ предсѣдательствомъ блаженнѣйшаго Герасима, присутствовали не только всѣ священники, іеромонахи и монахи Александрійской церкви, во главѣ съ ливійскимъ митрополитомъ Самуиломъ, но и міряне въ полномъ своемъ составѣ, какъ греки, такъ и арабы, составлявшіе паству патріарха, во главѣ съ представителями православной общины—купцами и ремесленниками. Возможность собора въ составѣ всей наличной паствы Александрійской церкви вполнѣ допустима, такъ какъ эта паства была немногочисленна 8). Важно при этомъ отмѣтить особое указаніе анализируемаго документа на участіе въ соборѣ почетныхъ и болѣе состоятельныхъ мірянъ, занимавшіяся торговлею и ремеслами, бывшихъ представителями отдѣльныхъ греческихъ обществъ и организацій. Такія корпораціи—торговыя, ремесленныя и иныя—возникли среди грековъ еще въ византійскую эпоху и особенно окрѣпли въ своемъ устройствѣ и возрасли въ турецкую эпоху греческой исторіи, когда православная церковь на Востокѣ получила отъ турецкихъ султановъ привилегію самоуправленія и, по руководству своихъ патріарховъ и епархіальныхъ архіереевъ, развила это право не только въ отношеніи административнаго строя всей церкви, но и въ епархіяхъ, кинотахъ и приходахъ. Наибольшаго благоустройства греческія корпораціи и цехи достигли въ предѣлахъ Константинопольской церкви, но они принимали видное участіе въ церковной жизни и александрійскаго патріархата, гдѣ,—какъ видно изъ акта отреченія патріарха Герасима II,—ихъ представители стояли во главѣ александрійской паствы, приглашенной на соборъ. Затѣмъ, на соборѣ присутствовали не только ромеи или греки, но и арабы, входившіе въ составъ паствы александрійскаго патріарха, при чемъ церковная власть съ одинаковымъ вниманіемъ относилась къ тѣмъ и другимъ, не смотря на различіе въ языкѣ между ними, и не находила возможнымъ принижать арабовъ сравнительно съ греками въ правѣ участвовать въ дѣлахъ общецерковнаго значенія. Такое же равенство всей разноязычной паствы предъ лицомъ александрійскаго патріарха сохранилось въ Египтѣ и

8) Еаископъ Порфирій Успенскій сообщаетъ, чтобъ 1845 году йодъ властью александрійскаго патріарха состояли: одинъ митрополитъ (Кал-листратъ ливійскій), пятнадцать клириковъ и 1750 мірянъ—въ предѣлахъ всего патріархата („Александрійская патріархія“ и пр., стр. 380—382).

до настоящаго времени. Кромѣ того, трогательное впечатлѣніе производитъ та живая духовная связь, которая существовала между патріархомъ Герасимомъ II и подчиненнымъ ему духовенствомъ и народомъ: когда патріархъ объявилъ о своемъ намѣреніи отречься отъ александрійскаго престола, эта вѣсть вызвала непритворное сокрушеніе среди клириковъ и христіанъ и горячія слезы, какъ потому, что во его лицѣ всѣ лишались мудраго администратора и любящаго отца, такъ и потому, что духовенство и народъ усматривали въ его отреченіи собственную вину—въ видѣ огорченія, оскорбленія и вообще какого-либо вреда, причиненнаго доброму архипастырю. Послѣдняя мысль особенно угнетала клириковъ, монаховъ и мірянъ и они только тогда успокоились и примирились съ отреченіемъ патріарха Герасима отъ власти, когда увидѣли, что въ этомъ фактѣ, дѣйствительно, нѣтъ ихъ вины, а любимый архипастырь стремился найти вдали отъ престола любезный ему покой и благопріятныя для исихіи и спасенія души условія. Наконецъ, патріархъ Герасимъ, получивъ отъ своей паствы согласіе на удалена ,$тъ уласти, обратился ко всѣмъ членамъ Александрійской цедови» присутствовавшимъ на соборѣ и отсутствовавшимъ, съ цр^гдашвніемъ объ отысканіи (eupsoic) достойнаго и компетентнаго лица, которое могло бы сдѣлаться его преемникомъ по патріаршеству и позаботиться о лучшемъ управленіи престола и его благоустройствѣ. Послѣднее попеченіе всегда было присуще и самому патріарху Герасиму, а рѣшивши отречься отъ власти, онъ и теперь имѣлъ въ виду, прежде всего и главнымъ образомъ, благо святой Александрійской церкви. Хотя вполнѣ достойнымъ преемникомъ патріаршей власти являлся, по мнѣнію Герасима, ливійскій митрополитъ Самуилъ Капасули, тѣмъ не менѣе патріархъ рѣшилъ этотъ вопросъ не единолично, но при участіи собора изъ лицъ духовныхъ и мірянъ,—которымъ онъ и предложилъ найти компетентнаго діадоха для занятія александрійскаго патріаршаго престола.

Обсужденіемъ вопроса о добровольномъ п свободномъ отреченіи патріарха Герасима отъ власти и его предложеніемъ духовенству и народу найти достойнаго ему преемника и закончилось—надо полагать—первое засѣданіе собора, о которомъ сообщаетъ анализируемый документъ. Правда, въ этомъ документѣ нѣтъ разграниченій между отдѣльными засѣданіями собора и его рѣчь, послѣ сообщенія объ отставкѣ патріарха 1 ерасима, прямо переходить къ избранію Самуила Капасули,

но фактически эти два акта неизбѣжно должны были разграничиваться временнымъ промежуткомъ. Самый способъ указать достойнаго и соотвѣтствующаго кандидата—еореоі$ (нахожденіе, отыскиваніе) предполагаетъ болѣе или менѣе продолжительный процессъ, состоявшій въ оцѣнкѣ достоинствъ кандидатовъ патріаршества и сравненіи ихъ. Это уже извѣстный изъ византійской практики предварительный актъ сложнаго дѣла избранія патріарховъ 9), имѣвшій мѣсто и при избраніи греческихъ патріарховъ турецкой эпохи и требовавшій того или иного времени. Затѣмъ, обращеніе патріарха Герасима относительно указанія достойнаго ему преемника было сдѣлано ко всѣмъ членамъ Александрійской церкви, какъ присутствовавшимъ на соборѣ, такъ и отсутствовавшимъ 10). Ясно, что для полученія отвѣта духовенства п народа на это предложеніе патріарха Герасима надо было назнатить второе засѣданіе собора. Далѣе, въ документѣ имѣются прямыя данныя о томъ, что въ качествѣ кандидатовъ на патріаршій александрійскій престолъ, послѣ отреченія Герасима II, были указаны и другія лица, кромѣ Самуила Капасѵли, намѣченнаго къ избранію самимъ патріархомъ Герасимомъ. Въ актѣ отреченія этого патріарха сказано и слѣдующее: «и былъ избранъ и всѣмъ предпочтенъ... митрополитъ Ливіи киръ Самуилъ» и). Но для того, чтобы придти къ извѣстному соглашенію о кандидатахъ патріаршества, для александрійской паствы необходимо было произвести предварительную оцѣнку (хр-слс) ихъ качествъ и достоинствъ, также требовавшую извѣстнаго срока. Наконецъ, въ анализируемомъ документѣ различается составъ собора въ моментъ отреченія патріарха Герасима отъ того состава, при которомъ происходило избраніе его преемника: въ первомъ случаѣ присутствовалъ и ливійскій митрополитъ Самуилъ, а во второмъ—ѳиваидскій митрополитъ Арсеній, объ участія котораго въ первомъ засѣданіи документъ совсѣмъ не говоритъ. Ясно, что избраніе Самуила Капасули на алексан-

я) И. И. Соколовъ, Избраніе патріарховъ въ Византіи съ половины IX до половины XV вѣка (843—1453 г.). Историческій очеркъ, стр. 11 и д. Спб. 1907.

10) "Odsv апаѵтос; тоод бтсоиеіи.ёѵои£ та) ауіа>татф тоуто) Орбѵш ха~х\вІ~іи.вчоі, еіте тзарбѵтзс;, е(т£ а ~ 6 ѵ т а вія е урЕЗіѵ а£іоу -леи ctpu.oSiou гроошяои хтА. А £ X - і о ѵ, III, 508.

n) -ла’. -роу.ёхрітос! язѵтшѵ... 6 іерштато; р.іг^тро-оХітг)с Лф6т]С

хур XapLouYjX. Ibid., 509.

дрійскій патріаршій престолъ произошло во второмъ засѣданіи собора, которое состоялось 20 января 1710 года, какъ это и отмѣчено въ разсматриваемомъ документѣ.

Въ какомъ же порядкѣ 20 января 1710 года происходило въ Каирѣ второе засѣданіе собора, созваннаго патріархомъ Герасимомъ для избранія преемника ему на александрійскомъ престолѣ?

Историкъ Аоанасій Комнинъ Ипсиланти объ избраніи Самуила говзритъ слѣдующее: «Патріархъ Александріи Герасимъ Паллада, послѣ патріаршества въ теченіе двѣнадцати лѣтъ, отрекся въ пользу Самуила, митрополита Ливіи, родомъ хіосца, по прозванію Капасули» 12). Въ другомъ мѣстѣ своего историческаго труда онъ говоритъ о Герасимѣ: «Послѣ патріаршества въ теченіе двадцати двухъ лѣтъ, онъ отрекается въ пользу Самуила, митрополита Ливіи, родомъ хіосца, по прозванію Капасули, въ 1699 году» 13). Хронологія Комнина Ипсиланти несправедлива, но фактъ отреченія патріарха Герасима въ пользу именно Самуила Капасули вѣренъ. Такое отреченіе нужно понимать въ томъ смыслѣ, что какъ по мнѣнію патріарха Герасима, такъ и по рѣшенію каирскаго собора 171Ö года Самуилъ Капасули былъ наиболѣе достойнымъ кандидатомъ на патріаршій престолъ. Однако, избраніе его діадо-хомъ александрійскаго престола, принадлежавшее патріарху Герасиму, не имѣло абсолютнаго значенія: соборъ изъ лицъ духовныхъ и мірянъ могъ его или принять, или отвергпѵть. Въ данномъ случаѣ произошло первое, т. е. соборъ согласился съ оцѣнкой намѣченнаго кандидата и предпочелъ его всѣмъ остальнымъ претендентамъ патріаршей власти. На второмъ засѣданіи каирскаго собора, состоявшемся 20 января 1710 года, и происходило именно избраніе (ехлоутгр) новаго патріарха. На соборѣ присутствовали: патріархъ Герасимъ, какъ предсѣдатель, ѳиваидскій митрополитъ Арсеній, подчиненный юрисдикціи александрійскаго престола, весъ священническій и монашескій чинъ, присутствовавшій и на первомъ засѣданіи, и чинъ гражданскій (хаталоуос ттолітиб;) или мірской, т. е. представители общинъ, цеховъ и весь вообще народъ, составлявшій паству Александрійской церкви. Участники собора высказывали на

) AQocvaaioc; К о u ѵ yj ѵ о g yj /. de ѵ т yj с. Та [агті -yjv бсХсоа'Ѵ, а. 231 КшѵзтаѵиѵоОяоАі; 1870.

13) Ibid., 264.

засѣданіи свое мнѣніе (уѵш^г,) и подавали свой голосъ (^rjcpoc), причемъ «былъ избранъ и всѣмъ предпочтенъ по общему голосу и согласію преосвященный митрополитъ Ливіи киръ С-амѵилъ, какъ старѣйшій изъ остальныхъ, уважаемый за архіерейское достоинство и другія преимущества». И лишь послѣ того, какъ весь соборъ высказался въ пользу діадоха, намѣченнаго патріархомъ Герасимомъ, этотъ послѣдній призналъ свое рѣшеніе справедливымъ и основательнымъ и «съ молитвой и благословеніемъ отеческимъ» отрекся отъ александрійскаго престола въ пользу возлюбленнаго своего брата во Святомъ Духѣ и сослужителя, митрополита Самуила.

Поэтому только въ заключеніи акта отреченія, составленнаго послѣ соборнаго разсмотрѣнія вопроса о наслѣдникѣ патріаршаго александрійскаго престола, блаженнѣйшій Герасимъ вполнѣ рѣшительно и категорически высказывается относительно митрополита Самуила. Онъ называлъ его «діадохомъ законнымъ и каноническимъ, одобреннымъ, избраннымъ и объявленнымъ по Божественному благословенію и опредѣленію и по общей любви и избранію». Иначе сказать, при избраніи Самуила были соблюдены церковные законы и каноны—въ смыслѣ соборнаго, свободнаго и согласнаго его избранія, послѣ предварительнаго разсмотрѣнія его достоинствъ и сравненія намѣченнаго кандидата съ другими, на основаніи безпристрастнаго къ нему отношенія избирателей, которые и подавали свой голосъ безъ всякаго посторонняго вліянія и давленія, по внушенію своей совѣсти, по любви къ церкви и ея устаиовле-леніямъ. Въ свободномъ и разумномъ голосѣ всего церковнаго собора, склонившагося въ пользу митрополита Самуила, и выразилось Божественное благословеніе и опредѣленіе. Усматривая въ такомъ избраніи волю Божію, патріархъ Герасимъ, въ присутствіи всего собора, и вручилъ актъ своего отреченія избранному его преемнику, митрополиту Самуилу, съ благожеланіемъ ему и благословеніемъ. Этимъ актомъ и закончилось второе засѣданіе каирскаго собора 1710 года, занимавшагося избраніемъ новаго патріарха въ связи съ отреченіемъ блаженнѣйшаго Герасима отъ александрійскаго престола.

Но процессъ избранія Самуила Капасули этимъ засѣда-даніемъ не завершился. 22 января 1710 года въ Каирѣ состоялось третье и послѣднее засѣданіе собора, на которомъ окончательно и былъ рѣшенъ вопросъ объ избраніи Самуила на александрійскій престолъ. Бъ виду временной смежности

событій, это засѣданіе лучше разсматривать именно какъ завершительный актъ соборной дѣятельности, касавшейся избранія Самуила, — хотя въ новомъ документѣ, подлежащемъ теперь нашему разсмотрѣнію, оно и представляется до извѣстной степени самостоятельнымъ и независимымъ. Такимъ документомъ является протоколъ избранія Самуила, собственноручно имъ записанный въ оффиціальномъ кодексѣ александрійской патріархіи. Протоколъ гласитъ слѣдующее.

«Когда блаженнѣйшій киръ Парѳеній воздалъ въ Смирнѣ общій долгъ и пересилился ко Господу (у 1638), то законнымъ преемникомъ патріаршества по праву и канонически сдѣлался блаженнѣйшій и мудрѣйшій киръ Герасимъ Паллада съ острова Крита, перемѣщенный въ Константинополѣ съ архіерейскаго престола Касторіи на патріаршій этотъ тронъ. А послѣ того какъ онъ въ теченіе двадцати двухъ лѣтъ хорошо и благополучно правилъ и достигъ глубокой старости, то непринужденно и добровольно рѣшилъ принести отреченіе. И вотъ состоялось собраніе (ооѵеХеооіс) всѣхъ мѣстныхъ христіанъ, и посредствомъ всеобщаго и единогласнаго избранія, по Божественному призванію .и благословенію, мы были призваны къ наслѣдованію патріаршаго управленія. А когда произошла каноническая подача голосовъ въ великой церкви святого Николая, при чемъ самъ блаженнѣйшій геронтъ (патріархъ Герасимъ) подавалъ голосъ совмѣстно съ архіепископомъ Синайской горы киръ Аѳанасіемъ, святыми отцами престола и всѣмъ клиромъ и народомъ, то, по Божественной милости и соотвѣтственно всей законной и канонической акривіи церкви, мы были перемѣщены съ архіерейскаго престола ливійской митрополіи на этотъ святѣйшій патріаршій и апостольскій престолъ.—Въ Египтѣ, въ 1710 году, января 22, въ день воскресный. Патріархъ Александріи Самуилъ 14).

Представленный протоколъ еще болѣе разъясняетъ вопросъ объ избраніи Самуила Капасули на александрійскій патріаршій престолъ. Изъ него съ несомнѣнностью вытекаетъ, что соборъ (oövo8oc)r- какъ говорится въ актѣ отреченія Герасима,— или собраніе (ооѵсХгоаіе), — какъ онъ именуется въ изложенномъ протоколѣ,—прежде всего призналъ отреченіе патріарха Герасима, добровольно и безъ принужденія имъ принесенное,

14) А. П ос тс а fj 6 ~ о ’J X о ; - К г р st ц е 6 g Xrusiwas'.g у.~Х. А s X - [ о ѵ ITT, 506—507.

а затѣмъ занимался дѣломъ избранія преемника ему. И это дѣло было сложнымъ. Первый его актъ заключался въ томъ, что соборъ, согласившись принять отреченіе блаженнѣйшаго патріарха Герасима, но предложенію послѣдняго, взялъ на себя задачу найти достойнаго преемника патріаршей власти. Затѣмъ, второе дѣяніе каирскаго собора состояло въ томъ, что всѣ участники, всѣ мѣстные христіане, присутствовавшіе на собраніи (aovs/.soaic тйѵ ’гѵтаоОа уркзтіаѵшѵ аттаѵтшѵ), посредствомъ всеобщаго и единогласнаго избранія (51 г/лоу^с тгаухоіѵоо хаі оаосршѵоо). признали достойнымъ патріаршества митрополита Самуила. Объ этомъ именно актѣ болѣе подробно говоритъ патріархъ Герасимъ въ своемъ отреченіи отъ престола, во второй части документа, гдѣ указаны п участники собранія. Этотъ актъ происходилъ именно 20 января 1710 года, вѣроятно, въ помѣщеніи патріархіи въ Кипрѣ. Третій же и заключительный актъ происходилъ въ патріаршемъ храмѣ св. Николая и состоялъ въ окончательномъ избраніи новаго патріарха. Въ этомъ дѣлѣ участвовали: блаженнѣйшій патріархъ Герасимъ, синайскій архіепископъ Аѳанасій, святые отцы престола, т. е. духовныя лица, состоявшія при патріархіи, весь клиръ (приходскій) И народъ (тгаѵті тсЪ хЦрсо хаі тш Хаш). Всѣ они совершили каноническое голосованіе (бтузшѵ хаѵоѵіхйѵ угѵо-|А£ѵсоѵ), при чемъ была соблюдена вся точность церковныхъ законовъ II каноновъ (хоста тгаааѵ тг(ѵ vop.iii.ov хаі хаѵоѵіхтцѵ r/j<; ёxxbjoiac axpißeiav), касающихся избранія новыхъ предстоятелей церкви, т. е. было примѣнено соборное начало вмѣстѣ съ свободнымъ и проникнутымъ любовью къ церкви и расположеніемъ къ ея дѣятелямъ голосованіемъ въ пользу предварительно намѣченнаго кандидата. И въ этомъ избраніи проявилась милость Божія къ церкви и ея новому предстоятелю, который послѣ соборнаго засѣданія 22 января 1710 года и былъ оффиціально провозглашенъ патріархомъ Александріи, Ливій, Пентаноля, Эѳіопіи и всей земли Египетской.

Съ изложеннымъ порядкомъ избранія Самуила Капасѵли согласно и позднѣйшее свидѣтельство этого патріарха, заключающееся въ его посланіи русскому императору Петру I, отправленномъ изъ Бухареста въ маѣ 1717 года. «Мы,—говоритъ здѣсь Самуилъ,—по милости Божіей законно и канонически принявши патріаршее предстоятелъство святѣйшей и апостольской александрійской каѳедры святого апостола и евангелиста Марка, подвергшись многимъ затрудненіямъ и

бѣдствіямъ», признали необходимымъ обратиться за помощью къ державѣ вашего величества. «Приснопамятный киръ Герасимъ,—продолжаетъ Самуилъ,—занималъ патріаршій престолъ почти двадцать два года и, достигнувъ весьма глубокой старости п совершенно лишившись силъ, рѣшилъ добровольно отречься отъ предстоятельства патріаршаго престола и ввѣрить его преемнику. И когда были устроены три собранія всего клира и народа и состоялись каноническія голосованія (хяі auvsÄc’jasoöv хоішѵ ooy/poxrjOstaüv тгаѵхос xoö x/.r^poo xat xoö Aaoö xa't бту^соѵ хяѵоѵіхшѵ угѵоіхгѵшѵ^ какъ (это) представляетъ и письменное отреченіе (патріарха Герасима), то бремя патріаршества пало на мое недостоинство, и въ 7218 (1710) году января 28, Божіей милостью и въ присутствіи самого геронта киръ Герасима, я законно и канонически былъ въ великой церкви Египетской перемѣщенъ (<asx£xsGy)v) съ архіерейскаго престола ливійской митрополіи на святѣйшую апостольскую и патрір-шую каѳедру великаго города Александріи, при чемъ это перемѣщеніе было объявлено повсюду и было благоугодно прочимъ святѣйшимъ патріархамъ и всему архіерейскому собору всѣхъ епархій, равно и всѣмъ благочестивымъ христіанамъ, какъ потому, что состоялось законно, такъ и потому, что я съ юныхъ лѣтъ былъ питомцемъ и вѣрнымъ слугою этого святѣйшаго престола» 15).

Подтверждая каноническій порядокъ избранія Самуила Ка-пасули, представленное извлеченіе изъ документа не только свидѣтельствуетъ о трехъ собраніяхъ или о трехъ засѣданіяхъ каирскаго собора, занимавшагося избраніемъ преемника патріарху Герасиму, но и отмѣчаетъ новую подробность въ этомъ сложномъ процессѣ. Если справедлива 16) указанная въ посланіи дата—28 января 1710 года, какъ время фактическаго перемѣщенія (p.£xaösai;) Самуила Капасули съ ливійской митрополичьей каѳедры на александрійскій патріаршій престолъ, состоявшагося въ великой церкви Египетской, т. е. въ патріаршемъ храмѣ св. Николая въ Каирѣ, то подъ этимъ актомъ нужно разумѣть, конечно, обрядъ интронизаціи (svOpöviat;), или

15) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 23Д—236, 237. Сравн. тамъ же, стр. 297 зо—:и.

1Й) Считаемъ необходимымъ сдѣлать эту оговорку,—потому что въ книгѣ епископа Порфирія Успенскаго эта дата представлена сомнительной [lavo'jotpiou -/Л] (?) 9г>ф ИЛг\. у.-/..], а другихъ данныхъ для оцѣнки въ документахъ нѣтъ.

торжественнаго посажденія Самуила на патріаршемъ тронѣ, составлявшаго одинъ изъ послѣднихъ актовъ сложнаго процесса избранія патріарха въ Александрійской церкви.

Значитъ, въ началѣ января 1710 года александрійскій патріахъ Герасимъ, созвавши въ Каирѣ соборъ въ составѣ духовенства и мірянъ и въ присутствіи ливійскаго митрополита Самуила Капасули, принесъ предъ нимъ каноническое отреченіе отъ патріаршаго престола н затѣмъ предложилъ собору избрать иремника изъ среды наиболѣе достойныхъ лицъ, при чемъ самъ имѣлъ въ виду, какъ своего діадоха, ливійскаго митрополита Самуила. На засѣданіи собора 20 января того же года, подъ предсѣдательствомъ патріарха Герасима и въ присутствіи ѳиваидскаго митрополита Арсенія, ливійскій митрополитъ Самуилъ былъ избранъ законнымъ и каноническимъ преемникомъ патріарха Герасима. На засѣданіи собора 22 января того же гота, состоявшемся въ патріаршемъ храмѣ св. Николая въ Каирѣ подъ предсѣдательствомъ патріарха Герасима и при участіи синайскаго архіепископа Аѳанасія, Самуилъ Капасули, послѣ новаго каноническаго избранія, былъ провозглашенъ патріархомъ александрійскимъ. Наконецъ, 28 января 1710 года была совершена интронизація патріарха Самуила.

Такимъ образомъ, документы, касающіеся избранія патріарха Самуила Капасули, въ достаточной степени освѣщаютъ этотъ историческій фактъ. Они съ несомнѣнностью подтверждаютъ соборный порядокъ избранія, выражавшійся въ совмѣстномъ участіи и свободной дѣятельности не только высшей іерархіи Александрійской церкви, приходскаго духовенства и монашества, но и мірянъ, народа, который въ полномъ своемъ составѣ, преимущественно же чрезъ посредство представителей корпорацій и цеховъ, подавалъ свой голосъ въ пользу угоднаго ему кандидата. Правда, въ изложенныхъ документахъ отдѣльные акты патріаршихъ выборовъ не выступаютъ съ тою отчетливостью, какая характеризуетъ сложный избирательный процессъ, напримѣръ, въ Византіи съ половины IX до половины ХУ вѣка 11 ), но и здѣсь отчасти можно различать и приготовленія къ избранію патріарха Самуила—въ формѣ пригла-

п) Подробности—въ нашемъ историческомъ очеркѣ „Избраніе патріарховъ въ Византіи съ половины IX до половины XV вѣка (843 —1453)“. Спб. 1907.

шенія его предшественника Герасима къ указанію кандидатовъ патріаршества, обращеннаго къ духовенству и народу, а также оцѣнки моральныхъ ихъ качествъ, съ предпочтеніемъ одного кандидата всѣмъ остальнымъ, и избраніе одного посредствомъ голосованія (^csoc), санкціонированное согласіемъ и рѣшеніемъ патріарха Герасима, и извѣщенія или нареченія (малое и великое), несомнѣнно, состоявшіяся предъ лицомъ намѣченнаго и избраннаго претендента патріаршей власти Самуила, и т. д. Вообще, аналогія патріаршаго избранія въ Александріи и традиціоннаго византійско-костантинопольскаго порядка патрір-шихъ выборовъ — несомнѣнна, хотя нѣкоторыя подробности процесса не выступаютъ въ изложенныхъ нами документахъ съ надлежащей рельефностью.

Хотя Самуилъ Капасули былъ избранъ на патріаршій престолъ вполнѣ законно и канонически, тѣмъ не менѣе его правленіе прошло въ большихъ смутахъ, возникшихъ именно въ связи съ его избраніемъ , и вскорѣ послѣ вступленія на александрійскій престолъ. У Самуила явился соперникъ, претендовавшій занять александрійскій престолъ инымъ путемъ. Это былъ Косьма, архіепископъ клавдіоиольскій (кланозопольскій), пытавшійся устранить Самуила отъ патріаршей власти при содѣйствіи турецкаго правительства. Объ этомъ Самуилъ въ посланіи русскому императору Петру I писалъ въ маѣ 1717 г. слѣдующее: «Не знаю, какъ возникла постыдная зависть, очерняющая все прекрасное, и въ восьмой мѣсяцъ моего священнаго управленія одинъ архіерей, по имени Косьма изъ Кланозополя, проживавшій въ Константинополѣ и располо-живій къ себѣ внѣшнихъ (турокъ) посредствомъ даренія многихъ денегъ, разбойнически и насильственно вторгся (въ чужую область) и былъ провозглашенъ патріархомъ Александріи, хотя ни одинъ изъ святѣйшихъ патріарховъ или архіереевъ предварительно не получилъ никакого объ этомъ свѣдѣнія, но представители (турецкой) власти совершили противозаконное его перемѣщеніе насиліемъ, принужденіемъ и угрозами. Немедленно въ Египетъ были посланы весьма грозное повелѣніѳ и (турецкіе) чиновники для моего изгнанія и для другихъ бѣдствій и оскорбленій. Но тамошніе благочестивые люди и весь клиръ вмѣстѣ и съ блаженнѣйшимъ старцемъ киръ Герасимомъ, прибѣгнувъ къ правителямъ и сановникамъ Египта, воспрепятствовали противозаконному дѣлу,—хотя мы и были опечалены весьма большимъ расходованіемъ денегъ». Однако

бѣдствіе Александрійской церкви продолжалось, и патріахъ Самуилъ въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ вынужденъ былъ бороться и подвергаться матеріальнымъ лишеніямъ, потому что его «соперникъ, оставаясь въ Константинополѣ, ежедневно ратовалъ для уничтоженія святѣйшей бѣдной церкви и для моей гибели, а (пзъ Константинополя) непрерывно посылались по-велѣнія власти и люди весьма суровые и сильные съ тѣмъ, чтобы удалить въ изгнаніе меня, законнаго патріарха, а того возвести на патріаршій престолъ». Борьба крайне неблагопріятно отразилась на церковномъ управленіи въ Египтѣ и на экономическомъ положеніи александрійской патріархіи, которая впала въ неоплатные долги 18).

О затрудненіяхъ и бѣдствіяхъ Александрійской церкви, возникшихъ вслѣдствіе властолюбивыхъ притязаній архіепископа Косьмы, патріархъ Самуилъ писалъ въ 1712 г. и англійской королевѣ Аннѣ Стюартъ (1702 —171-1 г.), которая и на Востокѣ была извѣстна своею добротою и готовностью придти на помощь нуждающимся 19).

Значитъ, и законное и каноническое избраніе Самуила Ка-пасули на патріаршій престолъ не обезпечило ему мира въ управленіи и спокойнаго руководительства церковными дѣлами. Конечно, доля вины въ этихъ нестроеніяхъ падаетъ на властолюбиваго и честолюбиваго архіепископа клавдіопольскаго Косьму, который хотѣлъ силою захватить патріаршій александрійскій престолъ и удалить законно избраннаго представителя церкви. Но патріархъ Самуилъ, сообщая императору Петру I объ этомъ посягательствѣ на чужую власть, преимущественную вину въ александрійскихъ церковныхъ нестроеніяхъ его времени возлагаетъ на корыстолюбивыхъ и беззаконныхъ турецкихъ чиновниковъ, которые за деньги пошли на явно несправедливое дѣло, чуждое ихъ компетенціи, и путемъ насилія и угрозъ стремились поколебать законы, нарушить церковные каноны и обидѣть совершенно неповиннаго предстоятеля православной церкви въ Египтѣ. Къ благополучію послѣдней, среди

18) Епископъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, I, 237 — 239. Ср. А. К о ч. ѵ 7j ѵ о ; 'Г yj dt ѵ х y] s, Га р.=ті ~гр аАша'.ѵ, а. 264, 277 — 278.

19) S. Л а jjL - р о £, ‘О ттатріаругло; Opövo? ’AAsäjavgpstag ’ало Sap-oorjA то9 КаттааобХт, р-еур:. хзі МатИзаои. А е). х і о ѵ [атсрг/.т,? ха\ іЧѵоЛоуіѵа^ l-atpiocg xffi 'ЕХЫЬоі, Ill, о. 562— 567; Епископъ Порфирій Успенскій -Александрійская патріархія, I, 260—300.

вельможъ и сановниковъ Египта оказались сторонники патріарха Самуила, которые, по просьбѣ бывшаго патріарха Герасима, всего клира и народа, оказали противодѣйствіе, правда, не безкорыстное, насилію и произволу, исходившимъ изъ Константинополя, и помогли законному патріарху удержаться на престолѣ. Вообще, разсказанный эпизодъ, одинъ изъ громадной группы аналогичныхъ фактовъ изъ исторіи православной грековосточной церкви турецкой эпохи, проливаетъ нѣкоторый свѣтъ на отношеніе турецкаго правительства къ александрійскимъ патріархамъ, de jure совершенно свободнымъ въ своей власти и независимымъ отъ всякаго посторонняго вмѣшательства въ подлежащія исключительной ихъ компетенціи церковныя дѣла, а de facto нерѣдко подвергавшимся самому грубому произволу и насилію со стороны Порты.

Впрочемъ, борьба между патріархомъ Самуиломъ и архіепископомъ Косьмою изъ-за александрійскаго престола, постепенно усиливаясь и разгораясь, въ 1713 году привлекла къ себѣ вниманіе и константинопольской патріархіи. Современный все-Пвйскій патріархъ Кириллъ IV* (1711 —1713 г.) даже сталъ йа сторону архіепископа Косьмы и призналъ за нимъ право &а занятіе александрійскаго престола. Къ сожалѣнію, пока остаются неизвѣстными константинопольскіе документы, относящіеся къ вопросу о домогательствѣ александрійскаго престола со стороны архіепископа Косьмы. Несомнѣнно, это важное дѣло не могло состояться безъ того или иного участія константинопольской патріархіи. Дальнѣйшее наше изслѣдованіе вопроса покажетъ, что нерѣдко александрійскіе патріархи избирались въ Константинополѣ, на соборахъ мѣстныхъ іерарховъ, подъ предсѣдательствомъ вселенскихъ патріарховъ. ГІо-видимому, вслѣдствіе какихъ-то недоразумѣній, возникшихъ относительно избранія Самуила Капасули на александрійскій престолъ, въ Константинополѣ явилось сомнѣніе въ законности и каноничности этого избранія, а на этой почвѣ потомъ создалось и расположеніе константинопольской патріархіи къ новому претенденту патріаршаго престола въ Александріи—клавдіополь-скому архіепископу Косьмѣ. Можно даже предполагать, что въ Константинополѣ состоялось формальное изданіе Косьмы на александрійскій престолъ, хотя протоколъ этого акта неизвѣстенъ, да и едвали когда-либо сдѣлается извѣстнымъ въ наукѣ, потому что онъ, вѣроятно, былъ потомъ уничтоженъ, когда въ Константинополѣ точно опредѣлилась законность и

каноничность избранія Самуила, состоявшагося въ Александріи. Поддержка Косьмы въ Константинополѣ ясно обнаружилась уже «въ восьмой мѣсяцъ» управленія Самуила,—какъ онъ самъ писалъ въ посланіи къ императору Петру I,—т. е. при константинопольскомъ патріархѣ Аѳанасіи У (1709 — 1711 г.). Правда, выступленіе Косьмы въ званіи претендента на александрійскій престолъ состоялось,—по словамъ патріарха Самуила,—безъ предварительнаго объ этомъ вѣдѣнія всѣхъ святѣйшихъ патріарховъ и архіереевъ, но изъ другихъ источниковъ извѣстно, что потомъ въ Константинополѣ оказались сторонники Косьмы и въ средѣ іерарховъ, которые и поддерживали его въ стремленіи занять александрійскій патріаршій престолъ. Какъ относился къ притязаніямъ Косьмы вселенскій патріархъ Аѳанасій,—пока неизвѣстно, но его преемникъ по престолу, патріархъ Кириллъ IY, считалъ Косьму законнымъ патріархомъ и такъ настойчиво и энергично защищалъ его право на предстоятельство въ церкви Александрійской; что даже подвергъ патріарха Самуила Капасули «изверженію» изъ сана. Это обстоятельство и даетъ намъ основаніе полагать, что въ Константинополѣ было произведено формальное избраніе Косьмы на александрійскій патріаршій престолъ. Не могъ же вселенскій патріархъ признавать законнымъ притязаніе Косьмы на александрійскій престолъ лишь потому, что послѣдній подкупилъ турецкихъ чиновниковъ и при помощи насилія и угрозъ хотѣлъ вторгнуться въ предѣлы чужой канонической власти! А съ другой стороны, «изверженіе» патріарха Самуила, законно и канонически избраннаго въ Александріи, могло быть допущено вселенскимъ патріархомъ Кирилломъ лишь при томъ условіи, если акту александрійскаго избранія былъ противопоставленъ столь же авторитетный актъ, происшедшій въ Константинополѣ. Возможно даже предполагать, что въ борьбѣ между Косьмою, архіепископомъ клавдіопольскимъ, и Самуиломъ Капасули. патріархомъ александрійскимъ, продоллсавшейся до 1714 года и встрѣтившей нѣкоторую поддержку—въ интересахъ Косьмы—со стороны вселенскаго патріарха Кириллъ ІУ, проявилось и стремленіе этого послѣдняго сохранить и утвердить за константинопольскою патріархіею право избранія александрійскихъ патріарховъ. Притязаніе архіепископа Косьмы на александрійскій престолъ могло быть какъ бы протестомъ изъ Константинополя противъ факта избранія Самуила Капасули въ Александріи и выраженіемъ стремленія сосредоточить во все-

ленской патріархіи избраніе не только антіохійскихъ и іерусалимскихъ патріарховъ, но и александрійскихъ. Правда, въ этомъ стремленіи Константинопольской церкви вовсе не проявлялся вообще несвойственный православному Востоку духъ папизма, властолюбія и гордыни,—такъ какъ отношеніе этой церкви къ остальнымъ православнымъ автокефальнымъ церквамъ имѣло совершенно иной смыслъ,—но идея о принципіальномъ, а не случайномъ значеніи столкновенія клавдіопольскаго архіепископа съ александрійскимъ патріархомъ неизбѣжно возникаетъ въ связи съ нѣкоторыми подробностями указанной іерархической борьбы.

Но обратится къ документамъ, касающимся этого интереснаго историческаго факта.

Первый изъ документовъ представляетъ синодальное опредѣленіе константинопольскаго патріарха Кирилла ІУ о томъ, что «александрійскому патріарху Косьмѣ», находившемуся въ бѣдственномъ положеніи, изъ патріархальной казны назначается ежегодное содержаніе въ одну тысячу гросіевъ до того Щ)одеци, когда ему будетъ дана соотвѣтствующая свободная .едодаія въ предѣлахъ константинопольскаго патріархата. Синодальное. опредѣленіе относится къ 1713 году 20).

- Документъ начинается введеніемъ общаго содержанія. Въ ряду прочихъ церковныхъ дѣлъ,—говорится здѣсь,—о которыхъ необходимо имѣть заботу духовнымъ предстоятелямъ и особенно каждому вселенскому патріарху, какъ общему покровителю, духовному отцу и руководителю православнаго общества, безъ сомнѣнія, не внѣ размышленія и попеченія находится и братское вспомоществованіе нуждающимся архіереямъ, впавшимъ, по какимъ-либо обстоятельствамъ, въ нищету и оказавшимся въ затруднительномъ пололсеніи, а равно— содѣйствіе имъ, соотвѣтствующимъ способомъ, въ необходимыхъ для нихъ потребностяхъ и доставленіе имъ возможнаго

20) Въ изданіи архимандрита Каллинша Деликани означенный документъ приписывается или патріарху Кириллу IV, или патріарху Кипріану, занимавшему вселенскій престолъ съ 7 ноября 1713 года. Но, по нашему мнѣнію, онъ принадлежитъ патріарху Кириллу IV, который заявилъ о своей преданности „александрійскому патріарху Косьмѣ“ и тѣмъ, что подвергъ изверженію законнаго предстоятеля Александрійской Церкви, блаженнѣйшій Самуила Канасули,—между тѣмъ, какъ патріархъ Кипріанъ потомъ оправдалъ Самуила и издалъ оффиціальную грамоту 0 возстановленіи его въ санѣ и правахъ.

врачеванія и руководительства, такъ какъ всѣмъ этимъ исполняются евангельское повелѣніе и апостольская заповѣдь: «будьте милосерды, какъ и Отецъ вашъ милосердъ» (Лук. УІ, 36) и—«научитесь отъ Меня дѣлать добро»; кромѣ того, повелѣвается искать сосудъ избранія не только среди своихъ, но и среди близкихъ, ибо сказано: «принимайте другъ друга (и утѣшайте), какъ и Христосъ принялъ васъ» (Римл. XV, 7) и—«носите бремена другъ друга и такимъ образомъ исполните законъ Христовъ» (Гал. УІ, 2).

Такъ какъ и блаженнѣйшій патріархъ Александріи, во Святомъ Духѣ возлюбленный братъ нашъ и сослулштель киръ Косьма, оказавшись въ затруднительныхъ обстоятельствахъ и не имѣя возможности вступить на патріаршій престолъ Александріи, находится въ нуждѣ и безпокойствѣ и, обремененный многочисленнымъ долгомъ, угнетается большою бѣдностью и несчастьемъ, оставаясь совершенно безпомощнымъ, то мѣрность наша вмѣстѣ съ находящимся при ней священнымъ соборомъ собратьевъ архіереевъ, хотя сама и подвергается смѣняющимъ другъ друга треволненіямъ изобильныхъ долговъ и прочихъ бѣдствій, однако, движимая милостью и побуждаемая братскою любовью, признала необходимымъ изыскать и назначить какое-либо пособіе для помощи и облегченія положенія его блаженства, киръ Косьмы. Посему, общимъ и синодальнымъ постановленіемъ было рѣшено выдавать его блаженству, въ силу братолюбія и человѣколюбія, по тысячѣ грасіевъ въ годъ изъ поступленій главной казны великой Христовой церкви, до тѣхч поръ, пока ему будетъ предоставлена и соотвѣтствующая епархія по благосклонному мнѣнію и рѣшенію нашего священнаго синода: тогда выдача тысячи гросіевъ должна быть прекращена. А ту епархію, которая по синодальному рѣшенію будетъ назначена (патріарху Косьмѣ), его блаженство получаетъ безъ ущерба для великой Христовой церкви, т. е. соотвѣтственно состоянію епархіи его блаженство даетъ казнѣ великой церкви обычный филотимонъ, а самъ получаетъ епархію. Конечно, его блаженство, получая ежегодно тысячу гросіевъ, или когда получитъ назначенную ему, по сужденію и рѣшенію священнаго синода, епархію, долженъ въ теченіе всего времени съ признательностью относиться и цѣнить милость этого церковнаго великодушія и благодѣянія, по экономіи оказаннаго его блаженству, не долженъ когда-либо ни причинять нашему патріаршему вселенскому престолу какой-

u или ущербъ, или вообще безпокойство, ни оби-

тать или наносить ущербъ кому-либо изъ архіереевъ, пи злоумышлять какимъ-либо способомъ противъ его епархіи. Если же впослѣдствіи онъ будетъ уличенъ въ томъ, что совершилъ какимъ бы то ни было образомъ, непосредственно или посредственно, какое-либо подобное дѣло, то не только будетъ лишенъ ежегодно выдаваемой тысячи гросіевъ и со временемъ данной ему, какъ сказано, епархіи, но и помимо того, что является отвѣтственнымъ и подлежитъ суду самыхъ страшныхъ клятвъ и подвергается суровымъ церковнымъ епи-тиміямъ, онъ еще и наказывается безъ снисхожденія нашимъ кинотомъ, изгоняется и совершенно отвергается. Въ удостовѣреніе этого благодѣянія къ его блаженству и милосердія со стороны вселенскаго патріарха и его священнаго синода и была составлена настоящая синодальная грамота и передана для безопасности его блаженству, въ 1713 году 21).

Второй документъ представляетъ актъ оправданія изверженнаго вселенскимъ патріархомъ Кирилломъ IV александрійскаго патріарха Самуила, совершенный преемникомъ перваго, Кипріаномъ (1713—1714). И этотъ документъ начинается введеніемъ общаго характера.

- Опредѣленія и постановленія,—говорится здѣсь,—составленныя таинниками слова и тайновидцами изъ священныхъ отцовъ для общаго благоустройства церкви, и особенно тѣ, которыя посредствомъ духовнаго ихъ наученія богомудро были узаконены и канонически утверждены послѣдующими предстоятелями церкви, повсюду являются совершенно необходимыми. Да иначе и быть не можетъ: праведное должно свято и совершаться, какъ поучаетъ священное слово. А съ другой стороны, что пишется и происходитъ по какому-либо временному обстоятельству, помимо законнаго распоряженія и каноническаго утвержденія, то, какъ совершившееся поспѣшно и неправильно и какъ выходящее за предѣлы нормальнаго своего состоянія, происходитъ неблагославно, является нетвердымъ, безосновательнымъ, некрѣпкимъ и несостоятельнымъ, запрещеннымъ и достойнымъ отверженія, справедливо отмѣ-

, ) ^РХЧ1* KaXXivtxo; Д е X с х ä ѵ yj с, Та sv то!- xu>8:£t too Патр'.яр^іхоЗ

АрХ£іосриХах£іоі) аш^ореѵа errioYjpa ’exxXTjaiaaxtxa еуурафа, та асроршѵта etc хсхс ctj^ectstg toö Otxoup.ev.xo0 Патріар^еіоо Ttpög тя£ ’ExxXirjatag ’АХесаѵ&реіас, ’Аѵтіо/ebs, ероооХйршѵ хаі Киігроо (1574—1863), аеХ. 16.—18. КшѵотаѵтіѵоотгоХід 1904.

няется и упраздняется, потому что никакое временное обстоятельство не можетъ укрѣпить и утвердить то, что несостоятельно по существу, напрасно, ничтожно и неразумно: вѣдь ни время, ни законъ, ни обычай никогда не могутъ утвердить что-либо подобное. Посему и намъ,—говоритъ о себѣ константинопольскій патріархъ Кипріанъ,—получившимъ отъ Бога цорковное предстоятельство и стремящимся, по неизбѣжному долгу, относиться къ божественному—божественно и къ священному — свято, слѣдуетъ отвергать и выставлять для общаго осужденія и необходимо совершенно уничтожать все то, что не соотвѣтствуетъ церковной дисциплинѣ и не согласуется съ священными канонами.

И вотъ недавно, во время нашего предшественника, святѣйшаго патріарха бывшаго константинопольскаго киръ Кирилла. въ силу нѣкотораго случайнаго обстоятельства, которому не было противодѣйствія, было написано и во всеуслышаніе прочитано изверженіе изъ сана (хайаірзсхс) блаженнѣйшаго и святѣйшаго папы и патріарха великаго города Александріи киръ Самуила. Но это изверженіе было совершено по временному и случайному проявленію власти, несогласно съ установленными условіями, внѣ церковнаго узаконенія и порядка, противъ священныхъ каноновъ и божественныхъ за-киновъ и вопреки справедливости и праву, такъ какъ блаженнѣйшій патріархъ Александріи былъ по существу невиновенъ и безукоризненъ. И слѣдовательно, его блаженство и теперь оказывается и состоитъ не подлежащимъ отвѣтственности и обвиненію и совершенно не получилъ никакого оскорбленія или уменьшенія и приниженія патріаршаго своего достоинства и архіерейской благодати подъ воздѣйствіемъ того акта изверженія, которое неправильно было написано и провозглашено по насилію и вопреки священнымъ канонамъ и божественнымъ законамъ. Вѣдь противъ его блаженства не было ни обвиненія, ни законнаго слѣдствія, не было и суда, такъ что его блаженство былъ осужденъ какимъ-то частнымъ образомъ, не были объявлены и вообще доказаны и обвиненія противъ него, но безъ всего этого было только чернилами на бумагѣ написано пустое слово и на воздухъ провозглашенъ праздный звукъ, чуждый и лишенный всякаго практическаго значенія, несостоятельный и, слѣдовательно, напрасный и вмѣняемый въ ничто.

Мѣрность наша,—говоритъ патріархъ Кипріанъ,—лишь не*

давно (арті) по милости и благодати Божіей вступивши на этотъ патріаршій вселенскій престолъ Константинополя 2‘2), оказывая большое вниманіе утвержденнымъ каноническимъ постановленіямъ, касающимся общаго управленія и дисциплины, стараясь о томъ, чтобы законные и каноническіе обычаи неповрежденно и во всемъ соблюдались во всѣхъ святыхъ церквахъ, хорошо зная, что этотъ святѣйшій апостольскій вселенскій престолъ, превосходящій другіе престолы доказательствами искренняго братолюбія и оказывающій искреннее состраданіе отдѣльнымъ общинамъ, въ разныя времена и различными способами заботился давать защиту п, посредствомъ устраненія происходящихъ бѣдствій, постоянно старался обезпечить миръ,—желая также изгладить подозрѣніе, происшед-.щэе иъ глазахъ многихъ въ отношеніи къ его блаженству отъ .указаннаго злонамѣреннаго изверженія, объявить всему союзу братедва о Христѣ и всѣмъ представить невиновность, безу-дюрдавйадщосрь и безпорочность его блаженства, патріарха ^Ш^ШрІнскагр пярФ Сэмуцла,^-наша мѣрность, посредствомъ грамоты, составленной по общему синодальному при вседенсдомъ патріархѣ митропо-(щррдѣдяеть и утверждаетъ, что блаженнѣйшій и свя-„ зФІИН# рана и патріархъ богоспасаемаго великаго города Але-.ааащфіи, а дсей земли Египетской, во Святомъ Духѣ братъ и -Аоадужитель надпей мѣрнроти киръ Самуилъ, будучи нѳвинов-,ЙЫМЪ>; ‘безукоризненнымъ, не подлежащимъ отвѣтственности ПЛИ какому-либо взысканію,—какъ ото и есть въ дѣйствительности,^долженз» быть, называться и всѣми считаться правымъ М ;неповиннымъ, истиннымъ, законнымъ и каноническимъ иа-и патріархомъ Александріи, долженъ признаваться со -стороны всѣхъ, имѣть свойственную патріаршему его достоинству лесть, уваженіе и расположеніе, почтеніе, благоприличіе, іЩРСМъ. и привѣтствіе" со стороны всѣхъ благочестивыхъ и православныхъ христіанъ по достоинству и праву, и долженъ благословлять и освящать, какъ патріархъ и архіерей, ввѣренную ему отъ Бога разумную паству и всѣхъ христіанъ, приходящихъ къ его блаженству ради благоговѣнія, какъ истинный, законный и каноническій патріархъ Александріи; онъ

пачитъ, разсматриваемый документъ относятся къ 1713 году, къ^і7іСВЯГЬЙШ*Й Кипріанъ занялъ (7 ноября) патріаршій престолъ, а не ѣ какъ допускаетъ греческій ученый Каллиникь Деликани.

безпрепятственно совершаетъ и всѣ архіерейскія дѣла съ свойственнымъ его патріаршему достоинству дерзновеніемъ, безпрекословно пользуется и получаетъ принадлежащіе его блаженству доходы и взносы. Въ удостовѣреніе и для всегдашняго и безспорнаго доказательства невиновности и совершенно безукоризненнаго состоянія патріаршаго достоинства его блаженства. александрійскаго патріарха киръ Самуила, и была издана настоящая наша патріаршая и синодальная грамота 23).

Такимъ образомъ, документы подтверждаютъ расположеніе къ претенденту патріаршей власти въ Александріи архіепископу Косьмѣ со стороны вселенскаго патріарха Кирилла IV. Патріархъ склонилъ на свою сторону и весь синодъ, какъ видно изъ синодальнаго опредѣленія 1713 года о матеріальномъ вспомоществованіи Косьмѣ. Послѣдній былъ для Ки-рила IV И его синода «[хахарийтосто; 7гатріар)пг]с 1AXsi-av8petac, гѵ trfup Пѵгй<хаті аттатгГ|То^ aÖeXcpoc ха'і аиХХгітооруос», Т. е. ТИТулО-вался въ той формѣ, какая была принята въ оффиціальныхъ сношеніяхъ вселенскаго патріарха съ законнымъ предстоятелемъ Александрійской церкви. Мало того, въ своей защитѣ права Косьмы на александрійскій престолъ Кириллъ IV пошелъ такъ далеко, что подвергъ патріарха Самуила изверженію изъ сана со всѣми послѣдствіями этого грознаго церковнаго наказанія. Самый актъ изверженія не сохранился, но, судя по грамотѣ патріарха Кипріана, уничтожившаго этотъ неосновательный и незаконный актъ, Онъ былъ прочитанъ въ слухъ народа не только въ Константинополѣ, но и, вѣроятно, въ Александріи. Для того, чтобы произвести столь рѣшительный судъ надъ Самуиломъ Капасули, Кириллъ IV и его синодъ должны были имѣть сильное и вѣское оправданіе. Вотъ почему возникаетъ мысль о фактѣ избранія Косьмы на александрійскій престолъ, состоявшемся въ Константинополѣ. Съ этой точки зрѣнія получаетъ объясненіе и та милость, какая была оказана Косьмѣ патріархомъ Кирилломъ IV и его синодомъ.

Для послѣднихъ Косьма являлся законно избраннымъ патріархомъ александрійскимъ. Но, въ силу временныхъ затрудненій, онъ не могъ занять александрійскій престолъ. Однако, это не умаляло его значенія и ставило предъ лицомъ вселенскаго патріарха на ряду съ остальными законными восточ-

23) ’АрхФ- К а X X і ѵ і х о 5 Д е X t •/. d ѵ Yj g, а. 18—21.

ними патріархами. Въ отношеніи же къ послѣднимъ во вселенской патріархіи выработалась опредѣленная система, налагавшая извѣстныя обязанности на константинопольскаго предстоятеля. Онъ есть общій покровитель, духовный отецъ и руководитель всего христіанскаго общества, обязанный оказывать помощь и архіереямъ, находившимся въ нуждѣ и затруднительномъ положеніи. Въ этомъ долгѣ вселенскаго патріарха не было ничего папистическаго. Въ немъ выражалось братство, проявлялась любовь, находили примѣненіе высокіе христіанскіе принципы милосердія, состраданія, взаимопомощи— во исполненіе завѣта Христова. Примѣчательно, что патріархъ Кириллъ IV свою готовность придти на помощь страждущему «патріарху» Косьмѣ мотивировалъ именно евангельскими и апостольскими заповѣдями, а въ синодальномъ опредѣленіи о выдачѣ Косьмѣ матеріальнаго вспомоществованія видѣлъ лишь выраженіе братолюбія и человѣколюбія. Кромѣ денежной помощи, Кириллъ IV и его синодъ нашли возможнымъ примѣнить ;ВЪ отношеніи къ Косьмѣ и традиціонный принципъ «эко-ноддор».1 Этр выразилось въ томъ, что «александрійскому па-тдофззі» была обѣщана опархія въ предѣлахъ константино-

прльскаго патріархата, на правахъ епархіальнаго архіерея. Щра не представляла ничего особеннаго для бывшихъ патріарховъ константинопольскихъ, но для незаконнаго патріарха александрійскаго она была дѣйствительно необычной, даже при тѣхъ ограниченіяхъ, которыми было обставлено со стороны патріархіи полученіе Косьмою каѳедры. Принципъ «экономіи» въ данномъ случаѣ былъ истолкованъ съ большимъ снисхожденіемъ для незаконнаго претендента патріаршей власти. Невидимому, этимъ послабленіемъ патріархъ Кириллъ стремился загладить и свою вину въ дѣлѣ соисканія Косьмою александрійскаго престола. Однако Косьмѣ не пришлось воспользоваться льготою, оказанною ему патріархомъ Кирилломъ, и получить вакантную по его милости архіерейскую каоедру въ церкви Константинопольской, на ряду съ другими епархіальными архіереями. Но за то 7 марта J714 г. Косьма, съ именемъ Третьяго, занялъ вселенскій патріаршій престолъ, на которомъ и оставался до 23 марта 1716 года.

« шибка, допущенная константинопольскимъ патріархомъ ирилломъ IV относительно александрійскаго патріарха Самуила, была исправлена его преемникомъ по престолу Кипріа-номъ, который призналъ избраніе Самуила правильнымъ, снялъ

съ него церковное наказаніе, несправедливо возложенное Кирилломъ, вступилъ въ каноническое съ нимъ общеніе и осудилъ дѣйствіе клавдіопольскаго архіепископа Косьмьт. Патріархъ Кипріанъ въ оцѣнкѣ факта сталъ на каноническую почву, призналъ полное его несогласіе съ требованіями церковныхъ правилъ, увидѣлъ въ актѣ изверженія Самуила личный произволъ и насиліе и возстановилъ Самуила предъ лицемъ всего православнаго міра въ достоинствѣ патріарха. Что касается мотивовъ такого оправданія Самуила, то, помимо долга сохраненія каноновъ во всей ихъ силѣ и значенія, патріархъ Кипріанъ руководится братскою любовью, состраданіемъ къ находившемуся въ затрудненіи собрату, желаніемъ оказать безкорыстную помощь законному предстоятелю автокефальной Александрійской церкви, стремленіемъ водворить повсюду на православномъ Востокѣ миръ и благополучіе. Значитъ, въ фактѣ оправданія вселенскимъ патріархомъ Кипріаномъ его собрата, александрійскаго патріарха Самуила, опять не было никакой папистической тенденціи, никакого стремленія умалить достоинство предстоятеля автокефальной Александрійской церкви, принизить его значеніе или посягнуть на его права. Напротивъ, дѣйствія Кипріана была направлены къ тому, чтобы возвысить положеніе александрійскаго патріарха, возстановить его въ правахъ и всему христіанскому міру показать, что Самуилъ ни въ чемъ неповиненъ, былъ законно избранъ на патріаршій александрійскій престолъ и долженъ сохранить его за собою, какъ истинный и каноническій патріархъ. Такое отношеніе вселенскаго патріарха къ александрійскому могло обусливливаться исключительно мотивами любви, братства, единенія и взаимопомощи. Вселенскій патріархъ сталъ въ данномъ случаѣ на стражѣ церковныхъ каноновъ и обычаевъ но потому, что онъ былъ или признавалъ себя папою для всего православнаго Востока, а потому, что находился въ разсматриваемое время въ болѣо благопріятныхъ условіяхъ, могъ протянуть руку братской помощи и оказать защиту, въ которой нуждался патріархъ александрійскій. Й оказавъ такую необходимую помогрь, вселенскій патріархъ всѣ свой заботы потомъ направилъ къ тому, чтобы александрійскій патріархъ не потерялъ ни одного* изъ свойхъ правъ и не лишился нй одной привилегіи своего достоинства й положенія, а отъ всѣхъ христіанъ, какъ египетскихъ, такъ и ййыхъ, пользовался почетомъ и вниманіемъ наравнѣ и одинаково съ остальными восточными патріархіями.

Все это исключаетъ и малѣйшее папистическое притязаніе со стороны вселенскаго патріарха, который фактически, а тѣмъ болѣе по праву, былъ лишь primus inter pares восточныхъ патріарховъ. Во всякомъ случаѣ, то вмѣшательство въ дѣла Александрійской церкви, которое было допущено вселенскимъ патріархомъ Кирилломъ IV, опротестовавшимъ законное избраніе патріарха Самуила Каиасулп и поддерживавшимъ незаконное притязаніе клавдіопольскаго архіепископа Косьмы, была явленіемъ временнымъ и случайнымъ, несогласнымъ ни съ канонами, ни съ церковными обычаями, противорѣчпвшимъ и правовой, и исторической системѣ отношеній вселенской патріархіи къ остальнымъ восточнымъ патріархамъ. Естественно, поэтому, что отклоненіе отъ системы, допущенное патріархомъ Кирилломъ IV, оказалось весьма кратковременнымъ и было исправлено первымъ же его преемникомъ по престолу, патріархомъ Кипріаномъ, при которомъ канонъ, обычай и традиція восторжествовали надъ временными и случайными отношеніями, создавшимися по мотивамъ личнымъ и въ зависимости отъ насилія и произвола.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношенія къ Самуилу со стороны Косьмы, когда онъ занималъ вселенскій патріаршій престолъ, неизвѣстны, но его преемникъ, святѣйшій патріархъ Іеремія III (1716—1726 г.), съ большою любовью и расположеніемъ относился къ предстоятелю Александрійской церкви, считалъ его достойнымъ и преданнымъ церкви дѣятелемъ и охотно оказывалъ ему свое братское содѣйствіе и помощь. Такъ, въ 1718 году патріархъ Іеремія обратился къ христіанамъ Галаты съ увѣщательною грамотою и побуждалъ ихъ къ пожертвованіямъ въ пользу бѣдствующаго александрійскаго престола, собирать которыя прибылъ самъ патріархъ Самуилъ 24). Въ томъ же году патріархъ Іеремія далъ разрѣшеніе блаженнѣйшему Самуилу произвести сборъ денегъ для нуладъ Александрійской церкви по всему константинопольскому патріархату и обратился ко всѣмъ архіереямъ съ грамотою, повелѣвая имъ съ честью принимать александрійскаго предстоятеля и оказывать ему всякое содѣйствіе въ собираніи полтртвованій 25). Наконецъ, въ августѣ 1718 года патріархъ Іеремія издалъ сигиллій, которымъ пожертвовалъ александрійскому престолу, въ качествѣ метоха,

4) KaXAivixos ДеАіхаѵ-п; 21—24

25) Ibid. 24-29. ’

ставропигіальный храмъ св. Николая Черника въ Угровлахіи со всѣми его имѣніями 26 *).

Патріаршество Самуила Капасули прошло въ большихъ экономическихъ затрудненіяхъ для Александрійской церкви 21), но въ области междуцерковныхъ отношеній оно было ознаменовано интересной и важной попыткой соединенія англійскихъ «нонжуристовъ» съ православною греческою церковью 28).

Патріархъ Самуилъ Капасули скончался въ серединѣ 1723 года *).

И. Соколовъ.

2П) Ibid., 29—33.

~1) £. Л і [х % р о {, Ю uaxptapyixög Qpövo; xrA. A e X. т i о v, III, 560—561.

28) Apyip.. Хриоботор-о; ПатсаббяоиХод, ’А.тотгеіра evwaeto; тшѵ ау^Хшѵ dvcoptÖTcov р.еха хшѵ ор9ойб*;шѵ (1716—1725), а. 7 ххХ. ?Еѵ ’AXeSavopeiq:, 1911.

!) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.