Научная статья на тему 'Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк'

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Избрание Александрийских патриархов в XVIII и XIX веке: исторический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1915. № 7-8. С. 931-952.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Избраніе александрійскихъ патріарховъ въ ХМ и

XIX в.

Историческій очеркъ *).

Жг АЛѢЕ, изложенный византійскій питтакій устанавливаетъ ЖХа правильное отношеніе константинопольскаго патріаршаго уг' престола къ дѣлу избранія александрійскихъ патріарховъ. 5 Оказывается, что для участія константинопольской патріар-у хіи въ этомъ избраніи не только необходимо приглашеніе со стороны духовенства и народа Александрійской церкви, но и требуется предварительное соглашеніе константинопольскаго патріарха съ другими восточными патріархами, нужно совмѣстное и равночестное ихъ участіе въ патріаршихъ выборахъ для Александріи. Константинопольскій патріархъ не единолично и не при содѣйствіи только своего священнаго синода совершалъ избраніе александрійскаго патріарха, но имѣлъ долгъ пригласить къ участію въ этомъ дѣлѣ и патріарховъ іерусалимскаго и антіохійскаго и совмѣстно съ ними произвести избраніе. Такое соборное избраніе александрійскаго патріарха, происходившее при участіи всѣхъ остальныхъ восточныхъ патріарховъ, основывалось на существенномъ взаимоотношеніи автокефальныхъ церквей православнаго Востока, каждая изъ которыхъ, сохраняя самостоятельность, въ тоже время пребываетъ въ тѣсномъ союзѣ и общеніи съ прочими церквами и составляетъ вмѣстѣ съ ними одно цѣлое, одинъ живой организмъ. Объединяющимъ и связующимъ ихъ началомъ служитъ вселенское православіе, какъ единство догматовъ и основ-

Продолженіе. См. іюнь.

ного каноническаго кодекса. Непрестаннымъ же мотивомъ для братскаго союза и единенія церквей является 3-е правило Сардикійскаго собора, предписывающее епископамъ «не затворяти двери любви» и допускающее ихъ взаимообщеніе при условіи—«развѣ такмо [епископъ одной области] будетъ позванъ отъ братій, находящихся [въ иной области]» 38°). И обращаясь, въ частности, къ той исторической эпохѣ, къ которой относится изложенный питтакій константинопольскаго патріарха Антонія IV, можно представить нѣкоторыя иллюстраціи каноническаго взаимообщеыія между восточными патріаршими престолами, которыя освѣщаютъ и правильное отношеніе константинопольской патріархіи къ избранію патріарховъ для Александріи. Такъ, въ 1315 г. на византійскій патріаршій престолъ былъ избранъ логоѳетъ дрома Іоаннъ XIII Гликисъ. Одновременно и александрійскій престолъ занялъ патріархъ Григорій II 381), избраніе котораго состоялось въ Египтѣ, при участіи мѣстнаго духовенства и народа. По господствующему въ церкви обычаю, Григорій II отправилъ патріарху Іоанну свое исповѣданіе вѣры, во свидѣтельство духовнаго общенія и братства. Документъ, имѣющій важное значеніе, былъ представленъ патріархомъ Григоріемъ въ слѣдующемъ составѣ.

Такъ какъ по судьбамъ, которыя вѣдаетъ Богъ, я, — говоритъ патріархъ Григорій,—былъ возведенъ въ высокое до? стоинство патріаршества и почтенъ быть патріархомъ Александріи, то излагаю свитокъ нашего исповѣданія вѣры и посылаю его къ державному и святому моему императору, котораго и прошу сдѣлать распоряженіе объявить святѣйшему и вселенскому патріарху и находищемуся при немъ божественному и священному синоду, ибо такимъ способомъ содержаніе моего истиннаго и непоколебимаго исповѣданія можетъ распространиться и среди всѣхъ другихъ 382).

«Вѣрую во единаго Бога Отца, Вседержителя... Чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка. Аминь. Кромѣ

38°) Р d X /, y] g -ак\ П о т X % і. 26ѵта7[А<х, ІИ, 234. См. толкованія Ѳеодора Вальсамона—ibid., a. 237, 242, 255, 147—150.

381) Le Quien, Oriens ehristianus, II, 497.

38a.) Византійскій царскій престолъ въ это время занималъ Андроникъ II Палеологѣ (1282—1328 г.). Патріархъ Григорій, вслѣдствіе господства въ Египтѣ мамелюковъ, отправилъ свое исповѣданіе, въ интересахъ сохранности и безопасности, непосредственно императору.

того, исповѣдую Бога Отпа, Бога Сына, Бога Духа Святаго, въ трехъ совершенныхъ ѵпостасяхъ единаго Бога всесовершеннаго, въ единомъ существѣ и Божествѣ три ѵпостаси, существующія сами въ себѣ, во [имя] которыхъ я и крещенъ и усовершенъ и духовно возрожденъ. [Исповѣдую] же Сына Божія, превѣчное Слово, Господа нашего Іисуса Христа, ради благоутробія щедротъ и безмѣрнаго и несравнимаго человѣколюбія, по благоволенію Отца вѣчнаго и содѣйствіемъ Всесвятаго Духа, сошедшаго для спасенія рода нашего и принявшаго плоть безъ хотѣнія и сѣмени мужа отъ совершенно чистыхъ и священныхъ кровей всенепорочной Богородицы и Приснодѣвы Маріи, и исповѣдую, что Онъ явился изъ чрева ея двойственно—Богъ вмѣстѣ и человѣкъ, совершенный всецѣло по Божеству, ибо не было измѣнено то, что и было, совершенный тотъ же самый по человѣчеству, ибо не было измѣнено то, что онъ сверхъ того воспринялъ, тотъ же самый единый по ѵпостаси въ двухъ естествахъ, познаваемый въ дѣйствіяхъ и воляхъ, въ которыхъ дѣйствуетъ соотвѣтственно божественное и человѣческое. Еще же исповѣдую, что всесвятый Духъ, неизреченно исходящій отъ Отца, почиваетъ въ Сынѣ и есть и называется Духъ Его, какъ сродный по природѣ и равночестный Ему и Отцу. Послѣдуя святымъ и вселенскимъ семи соборамъ, * поклоняюсь относительно божественнымъ и священнымъ иконамъ и почитаю, именно, икону Господа и Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, пречистой Его Матери и Богородицы, апостоловъ, пророковъ и мучениковъ и всѣхъ отъ вѣка благоугодившихъ Ему, прося, чтобы Богъ по молитвамъ ихъ былъ милостивъ ко мнѣ и управлялъ во всемъ. Иокланясь съ вѣрою и со страхомъ лобызаю и святыя мощи ихъ, какъ исполненныя божественной благодати. Всякую боговдохновенную книгу Ветхаго Завѣта и Новаго принимаю и почитаю, еще также и житія и творенія божественныхъ отцовъ и учителей и подвижниковъ. Кромѣ же божественнаго крещенія, исповѣдую, что и монашескій образъ есть высокъ, возвышенъ, поистинѣ ангельскій и очистительный отъ всякаго грѣха ради совершеннаго жительства. И чтобы кратко сказать,—апостолы, какъ научили, мученики, какъ исповѣдали, пророки, какъ прововѣстили, учители, какъ опредѣлили, православная вѣра, какъ утверждена, Святая и Живоначальная Троица, какъ восторжествовала,—такъ вѣрую, исповѣдую, такъ проповѣдую, принимая и признавая и при-

вѣтствуя изъ глубины души семь святыхъ и вселенскихъ соборовъ, а еще и помѣстные (соборы), православно состоявшіеся, равно и то, что приняли на нихъ и признали святые отцы наши и учители, движимые Божественнымъ Духомъ,—отвергая и подвергая анаѳемѣ и все, что они отвергли и анаѳематствовали, а кромѣ того—и всякое еретическое общеніе и заблужденіе, слѣдуя самимъ святымъ и богоноснымъ отцамъ нашимъ. Съ такимъ исповѣданіемъ я жилъ, съ нимъ и буду жить по человѣколюбію Божію и благодати, съ нимъ же я—хорошо знаю—и отойду, имѣя предстать нелицепріятному и божественному оному суду, чрезъ него надѣюсь достигнуть и вѣчныхъ благъ, получить которыя да будетъ дано всѣмъ, молитвами преблагословенной Госпожи нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи и богоподобныхъ ангеловъ и всѣхъ святыхъ. Аминь».

Исповѣданіе имѣло и подпись: Григорій Божіей милостію папа и патріархъ Александріи, Египта, Ливіи, Пентаполя и всей Эѳіопіи 383).

На ряду съ представленнымъ исповѣданіемъ умѣстно отмѣтить и другой документъ, относящійся къ изслѣдуемому историческому процессу—хотя и въ болѣе поздній періодъ его развитія. Именно, извѣстно и исповѣданіе вѣры, которое читалось нареченнымъ (отсоб^сріо;) патріархомъ Александріи при хиротоніи. Оно принадлежитъ Герасиму I. преемнику Кирилла Лукариоа, избранному въ Константинополѣ 30 ноября 1620 года. Любопытно, что это исповѣданіе вѣры было утверждено константинопольскимъ патріархомъ Кирилломъ, при чемъ слова «f 'О Tratpiap/Tjc ßeßaioi» находятся въ началѣ омологіи, а слово «Кй)ѵатаѵтіѵ<юкбАг(о;»—въ концѣ ея. Документъ имѣетъ и надписаніе—«f Герасимъ, Божіей милостію нареченный [патріархъ] святѣйшаго и апостольскаго престола великаго города Александріи своею рукою предначерталъ (тсроета£а)». А затѣмъ слѣдуетъ: «-]- Вѣрую во единаго Бога Отца, Вседержателя, Творца небу и земли... Чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка. Аминь. Къ сему признаю и принимаю семь святыхъ и вселенскихъ соборовъ, которые были собраны для охраненія правыхъ догматовъ, исповѣдуя принимать и хра-

383) MiMosich et Müller, Acta, I, 20—22. Cp. текстъ исповѣданія византійскихъ патріарховъ Антонія IV (1389 г.) п Каллиста II (1393 г.): И. И. Соколовъ, Избраніе патріарховъ въ Византіи, стр. 146—149.

нить опредѣленные ими каноны и святыя повелѣнія, которыя священными нашими отцами въ различныя времена и лѣта были установлены, принимая всѣхъ, кого они принимаютъ, и отвращаясь тѣхъ, кого они отвращаются. Еще и дерновый імиръ исповѣдую хранить и никакимъ способомъ не мыслить противное ему въ теченіе всей жизни, обѣщаясь въ страхѣ Божіемъ и боголюбезномъ настроеніи руководить ввѣренную мнѣ паству, соблюдая себя чистымъ отъ всякаго лукаваго помысла, насколько есть у меня силы.

«t Герасимъ, Божіей милостію нареченный [патріархъ] святѣйшаго и апостольскаго престола великаго города Александріи своею рукою подписалъ (Ьчееурда}«}* 384).

Въ отношеніи же къ византійской эпохѣ предстоитъ сообщить, что константинопольскій патріархъ Іоаннъ Гликисъ, получивши исповѣданіе вѣры александрійскаго патріарха Григорія, каять свидѣтельство каноническаго его общенія со вселенскою Церковью, отправилъ ему въ отвѣтъ свой питтакій, начавши едо слѣдующимъ привѣтствіемъ: «Святѣйшій (аушѵате) владыка, папа и патріархъ Александріи, Пентаполя, Египта, Ливіи и всей Эѳіопіи, во Святомъ Духѣ возлюбленный братъ и сослужитель». Какъ хорошъ обычай и прекрасенъ законъ, издавна и до нынѣ господствовавшій въ нашихъ и первыхъ Божіихъ церквахъ, утвержденный прежнимъ и настоящимъ временемъ и осуществленіемъ и переданный и цамъ. Древность закона и почтенность обычая свидѣтельствуютъ о дѣйствительной ихъ пользѣ для Божіихъ церквей, а польза въ продолженіе долгаго времени сообщила имъ силу, такъ что необходимо ихъ соблюдать, цѣнить и на дѣлѣ доказывать ихъ важность. Какой же это законъ и какой обычай выражается въ посланіяхъ и отъ древности перешелъ ко времени настоящему?—Тѣ самые, которые хорошо извѣстны александрійскому патріарху, такъ какъ онъ уже исполнилъ ихъ въ отношеніи къ константинопольскому патріарху. Именно, онъ прислалъ патріарху и со-

ш) 'А. К а X X [ ѵ і х о s Д е X і ч d ѵ YjЦ, 6—7. Въ этомъ изданіи избраніе какъ Герасима I, такъ и константинопольскаго патріарха Кирилла Лукарис-а неправильно относится къ „1621“ году. Въ дѣйствительности оба патріарха были избраны въ 1620 году,—Герасимъ александрійскій 30 ноября, а Кириллъ I константинопольскій 4 ноября. Cp. Legrand Bibliographie helleüique au dix-septieme sielce, t. IV, p. 340—343. Paris 1896; ’А. II я - а о 6 г. о у X о $ K а p а p. г 6 ’ІерозоХиріііхѵ] B'.ßXioOrjXY), IV, 10. Пехрпб--oXt; 1899.

стоящему при немъ братству архіереевъ свитокъ, въ которомъ отчетливо и ясно изложилъ имъ, а чрезъ нихъ и всѣмъ вообще свое чистое, подлинное и исполненное всецѣлаго православія ученіе о Богѣ. Прочитавши этотъ свитокъ, съ надлежащимъ братскимъ и духовнымъ расположеніемъ принявши его и признавши, что патріархъ Григорій все излагаетъ въ своемъ исповѣданіи благочестиво, богоугодно и православно, патріархъ Іоаннъ и члены священнаго синода воздали хвалу и благодареніе Богу, какъ въ единеніи устроящему церковь Свою, объединяющему ученіе вѣры и упраздняющему всѣ козни и раздѣленія лукаваго. Вмѣстѣ съ тѣмъ, патріархъ Іоаннъ и священный синодъ исполнили должное братское и іерархическое общеніе въ отношеніи къ александрійскому патріарху, братски допустивши, по церковному обычаю, поминовеніе его имени въ священныхъ патріаршихъ службахъ и распорядившись, чтобы оно возглашалось вмѣстѣ съ прочимъ патріаршимъ братствомъ 385).

• Патріархъ Іоаннъ, по полученіи грамоты блаженнѣйшаго Григорія, намѣренъ былъ воздать ему равное (аѵтекіѲеТѵаі та Ъа) и немедленно отвѣтить ему соотвѣтствующимъ посланіемъ, но время не позволило ему исполнить свое намѣреніе. Теперь же патріархъ Іоаннъ пишетъ и извѣщаетъ киръ Григорія, что и онъ держится одинаковаго ученія и вполнѣ согласенъ, по милости Божіей, съ его свиткомъ, въ которомъ содержится самое правое пониманіе догматовъ св. отцовъ, почитаемыхъ и константинопольскимъ патріархомъ. Да будетъ же благословенъ Богъ и Спаситель нашъ, человѣколюбецъ Господь, приведшій іерарховъ, по многой Своей милости, въ столь великую благость братскаго единомыслія. «Мы,—писалъ патріархъ Іоанннъ,—радуемся и веселимся братскому съ тобою согласію и тождеству воззрѣнія, святѣйшій владыка, такъ что и желаемъ съ этого времени и проникнуты весьма большимъ стремленіемъ быть близко другъ къ другу Какъ духомъ, такъ и по физическому и территоріальному присутствію, пребывать въ одномъ мѣстѣ и совершать Богу общее и необходимое для насъ богослуженіе и тайноводство». Прибытія александрій-

36ъ) то |j,VYj[j.öoovov- aÖTYj; [ayioTTj-o; ооо] ‘/.оста то £хчХѵ)оіаатіч6ѵ sQo; еѵ touj •/.<х(Г 7)u.ag tspoTeXeariais äSeXtpixös os?ap.svoi ааі ävotxYjpÖTTeoÖai (лета xrj; Хоітгг); fjjiöv iraTpiap^txYjg äSsXcpÖTYftog ct7:oTdt$avTsg (M. et M., I, 23).—Здѣсь содержится важное свидѣтельство о братскомъ общеніи и единеніи восточныхъ патріарховъ, выражавшемся во взаимномъ ихъ поминовеніи во время богослуженій.

скаго патріарха въ Константинополь желалъ не только Іоаннъ Гликисъ, но и императоръ Андроникъ ІІалеологъ, «пламенный любитель вбего прекраснаго, неутомимый защитникъ, попечитель, ревнитель и охранитель церквей», который отправилъ съ особыми послами свое письмо патріарху и указъ относительно пріѣзда его въ Византію. Патріархъ Іоаннъ не сомнѣвается, что александрійскій патріархъ поспѣшитъ прибыть въ Константиноноль и проситъ его, въ свою очередь, не медлить. Его пріѣздъ будетъ причиною величайшей для патріарха радости о Богѣ, пріятенъ будетъ и императору, отъ котораго киръ Григорій и встрѣтитъ достойный пріемъ, а главное—прибытіе александрійскаго патріарха послужитъ къ славѣ благочестивыхъ и всего христіанскаго народа. Вѣдь когда церкви Божіи пребываютъ въ единомысліи и мирѣ и имѣющіе въ нихъ отъ Бога первенство пастырской власти находятся въ согласіи и общеніи во всемъ, тогда и врагъ христіанскаго рода, противоборствующій сатана, низвергается, подвергается ударамъ, удаляется отъ соблазновъ и изгоняется, а благо мира и единомыслія сіяетъ, все христіанское общество радуется и веселится и какъ бы однимъ хоромъ возсылаетъ Богу славословіе, чрезъ посредство котораго и патріархи, какъ корифеи и началовожди столь великаго блага и архипастыри, пріобрѣтаютъ отъ Бога по благодати Его великія награды. Да будетъ же даровано достигнуть ихъ и намъ,— говорится въ заключеніи грамоты патріарха Іоанна,—и сорадоваться духовно, нынѣ—въ этомъ пребываніи по тѣлу и въ совмѣстномъ съ твоимъ святительствомъ совершеніи таинственныхъ даровъ и вмѣстѣ въ радости отъ взаимнаго созерцанія и бесѣды, впослѣдствіи же—въ удостоеніи вѣчныхъ сіяній отъ единосущной Троицы... 386).

Изложенные документы свидѣтельствуютъ о братскихъ отношеніяхъ между константинопольскимъ и александрійскимъ патріархами и о проникнутыхъ чувствомъ любви единеніи и общеніи предстоятеля Византійской церкви съ первоіерархомъ Египта. Для характеристики вопроса имѣютъ значеніе и другіе питтакіи патріарха Іоанна Гликиса, обращенные къ патріархамъ Антіохіи и Іерусалима и показывающіе, что тѣсное общеніе и единеніе константинопольскаго патріарха Іоанна XIII съ александрійскимъ патріархомъ Григоріемъ II не было явле-

386) М. et М., I, 22-25.

ніемъ единичнымъ и исключительнымъ, а отражало цѣлую систему отношеній между константинопольскимъ патріаршимъ престоломъ съ одной стороны и прочими патріаршими престолами съ другой.

ІІиттакій константинопольскаго патріарха Іоанна XIII, отправленный въ 1315 г. іерусалимскому патріарху Софронію III, начинается слѣдующимъ титулярнымъ обращеніемъ: «Святѣйшій («уіштате) владыка, архипастырь божественнаго Іерусалима, патріархъ святого Сіона, во Святомъ Духѣ возлюбленный братъ и сослужитель». Затѣмъ въ посланіи сообщается о вступленіи Іоанна на патріаршій престолъ Византіи. Однако, случилось такъ, что оба патріарха еще не обмѣнялись мирными грамотами. Препятствіемъ для нихъ была, конечно, дальность разстоянія, которое и разъединяло ихъ физически. Духомъ же и въ отношеніи общенія въ Богѣ они, по благодати Божіей, нисколько и ни въ чемъ не раздѣлены. Посему, прежде чѣмъ была получена мирная грамота изъ Іерусалима, патріархъ Іоаннъ признавалъ себя въ духовномъ союзѣ съ патріархомъ Софроніемъ и въ неразрывномъ единеніи, такъ какъ ни мѣсто, ни время не могутъ разлучить и раздѣлить ихъ. пребывающихъ въ любви по Богѣ. Далѣе патріархъ Іоаннъ сообщаетъ, какую радость и духовное утѣшеніе доставило ему недавнее пребываніе патріарха Софронія въ Византіи, когда онъ имѣлъ возможность быть въ непосредственномъ съ нимъ общеніи, видѣть его и бесѣдовать по вопросамъ о Богѣ 387). По вступленіи же на патріаршій престолъ, онъ стремился написать ему, но встрѣтилъ указанное препятствіе. А теперь, воспользовавшись отправленіемъ въ Палестину царскихъ пословъ, онъ посылаетъ киръ Софронію свою мирную грамоту и извѣщаетъ, что о состояніи Византійской церкви патріархъ все узнаетъ отъ этихъ пословъ. Вѣдь для высокихъ и совершенныхъ, подобно киръ Софронію, пастырей Божіихъ и іерарховъ какое иное извѣстіе можетъ быть пріятнѣе и радостнѣе, какъ сообщеніе о положеніи и благо-’ состояніи церквей Божіихъ? Съ другой стороны, патріархъ Іоаннъ проситъ блаженнѣйшаго Софронія, чтобы онъ отвѣтилъ ему равною но* содержанію грамотою (*са Ъа ураіірдта), т. е. сообщилъ ему о> состояніи Іерусалимской церкви и о положе-

38‘) Іоаннъ Гликисъ былъ въ то время въ свѣтскомъ званіи и исполнялъ обязанности министра, именно—логоѳета дрома.

ніи тамошнихъ христіанъ. Сердцевѣдъ Богъ—свидѣтель тому, какимъ искреннимъ желаніемъ проникнутъ патріархъ Іоаннъ въ отношеніи своего запроса и съ какимъ большимъ удовольствіемъ и духовною радостью онъ стремится узнать о благополучномъ состояніи церковныхъ дѣлъ въ Палестинѣ. Онъ проситъ іерусалимскаго иатріарха и впредь сообщать ему о церковной жизни въ Святой Землѣ, къ. духовной его радости и утѣшенію и въ свидѣтельство расположенія и общенія съ предстоятелемъ Константинопольской церкви, доказывая это не только своими письмами, но и при посредствѣ дѣлъ, а патріархъ Іоаннъ, въ свою очередь, уже пребываетъ въ обычномъ съ нимъ -общеніи—при посредствѣ церковныхъ послѣдованій и тайноводствъ, гдѣ совершается возношеніе имени іерусалимскаго патріарха въ доказательство единомыслія въ догматахъ, общенія, въ благочестіи и вѣрѣ и православныхъ, по человѣколюбію и благости Божіей, воззрѣній во всемъ 388).

Въ такомъ же родѣ патріархъ Іоаннъ отправилъ въ 1315 г. питтакій и «святѣйшему господину, патріарху Божія великой Антіохіи и всего Востока, во Святомъ Духѣ возлюбленному брату и сослужителю» [Діонисію] 389 *). Антіохійскому патріарху извѣстно, что патріаршій престолъ столицы имперіи нѣсколько времени тому назадъ былъ лишенъ архіерея и патріарха, а теперь святѣйшій Іоаннъ сообщаетъ ему, что по благоволенію и милости Божіей, по великому совѣту и домостроительству судебъ Божіихъ онъ именно былъ призванъ для служенія Богу на патріаршемъ престолѣ Константинополя. Равнымъ образомъ и патріаршій престолъ Антіохіи въ недавнее время не имѣлъ законнаго архіерея и патріарха и Господь по благоволенію Своему призвалъ [киръ Діонисія] 39°). Однако, послѣдній еще не успѣлъ прибыть въ предѣлы византійской имперіи и вступить въ братское общеніе съ Константинопольскою церковью, поэтому императоръ (Андроникъ II Старшій), покровитель отъ Бога и сильный защитникъ, сотрудникъ во всемъ, пламенный помощникъ и непрестанный попечитель Божіихъ церквей,

388) Miklosich et Müller, I, 25—26.

389) Епископъ Порфирій Успенскіщ Востокъ христіанскій. Сирія. Списокъ антіохійскихъ патріарховъ, стр. 87. Кіевъ 1876.

39°) Зд^рь содержится свидѣтельство объ избраніи антіохійскаго патріарха въ предѣлахъ его престола, а не въ Византіи, какъ иногда бывало. Патріархъ Пахомій также былъ избранъ въ Антіохіи соборомъ мѣстныхъ архипастырей (Miklosich et Müller, I, 463—465, 415—416).

имѣя въ виду и нѣкоторыя другія необходимыя нужды и причины, отправилъ свою царскую грамоту, приглашая антіохійскаго патріарха прибыть въ Византію. Патріархъ Іоаннъ, въ свою очередь, выразилъ горячее желаніе видѣть антіохійскаго патріарха въ Византіи и не сомнѣвается, что ни дальность разстоянія, ни трудность путешествія не воспрепятствуютъ ему прибыть въ столицу имперіи. ІІо истинѣ справедливо и вполнѣ правильно слово пророка Давида—«се что добро или что красно, по еже житіи братіи вкупѣ», особенно же тѣмъ, которые неразрывно пребываютъ въ единствѣ правыхъ догматовъ и воззрѣній и которымъ надлежитъ, по возможности, находиться совмѣстно и бесѣдовать лицомъ къ лицу, такъ какъ нужды церквей должны устранять и всѣ трудности разстоянія. Въ заключеніи посланія патріархъ Іоаннъ выразилъ увѣренность, что антіохійскій патріархъ не замедлитъ пріѣхать въ Византію 391).

Такимъ образомъ, питтакій византійскаго патріарха Іоанна Гликиса проливаетъ яркій свѣтъ на характеръ патріаршей власти въ Византіи и на отношенія вселенскаго патріарха къ остальнымъ. Въ нихъ нѣтъ ни малѣйшаго намека на господство и превосходство въ какомъ бы то ни было отношеніи, нѣтъ никакихъ оттѣнковъ властолюбивой и притязательной рѣчи подлиннаго папства. Византійскій патріархъ проникнутъ чувствами истиннаго ко всѣмъ братства, дружескаго расположенія, стремится къ духовному съ патріархами общенію, приглашаетъ ихъ въ Константинополь для совмѣстнаго совершенія богослуженія и обсужденія общѳцерковныхъ дѣлъ 392). Онъ много разъ упоминаетъ въ своихъ питтакіяхъ о единомысліи и общеніи, которыя соединяютъ патріарховъ, заявляетъ, что ихъ духовнаго союза не могутъ порвать ни дальность раздѣляющаго ихъ пространства, ни неудобства и медленность сообщенія. Идеаломъ взаимоотношенія патріарховъ служитъ, по его воззрѣнію, то цѣлокупное и братское житіе, которое восхваляется псалмопѣвцемъ Давидомъ. И это не есть союзъ вре-

зэ1) Miklosich et Müller, I, 2—3.

392) Въ частности, предстояло довести до конца разрѣшеніе такъ называемаго арсѳніанскаго движенія въ Византіи, упорядочить отношенія между патріархіей и епархіями въ Малой Азіи, подвергавшимися постепенному завоеванію со стороны турокъ, выяснить уніональную съ Римомъ проблему, назрѣвавшую въ связи съ успѣхами турецкаго оружія, и пр.

менный и случайный, нѣтъ,—братство между восточными патріархами является выраженіемъ древняго обычая и господствующаго въ церкви закона, покоится на общеніи ихъ въ вѣрѣ во Христа и любви въ Богѣ,—значитъ, есть фактъ устойчивый и постоянный, характеризующій природу патріаршихъ въ Византіи полномочій. Братское между патріархами взаимообщеніе выражается въ молитвенномъ всѣхъ поминовеніи за богослуженіемъ. Примѣчательными нужно признать нѣкоторыя выраженія въ питтакіяхъ Іоанна Гликиса, опредѣленно разъясняющія и разсматриваемый нами вопросъ Такъ, византійскій патріархъ говоритъ объ—aSeXcpixifj хаі Upapyixr] xoivama между патріархами, Шщ тгатріар^іхт] aosXcpoTTj;, aosX-cptxif] аиилгѵоіа и таі>тот7]<; срроѵ^рлтос, называетъ всѣхъ вообще патріарховъ, безъ всякаго обособленія и себя, xopucpaiot хаі «РУЛУ0'-- ap/nroipivs; Ѳео5, грамоты взаимообщенія между ними называетъ та іса ура;хр.ата и т. п. Всѣ эти и подобныя выраженія, согрѣтыя чувствами дѣйствительнаго братства, духовнаго союза и любви, совершенно несвойственны были надменнымъ и претенціознымъ папскимъ энцикликамъ и полагаютъ широкую между ними грань, такъ что сопоставлять между собою энциклики папы и питтакіи византійскихъ патріарховъ съ цѣлью найдти въ нихъ единство духа, тождество настроенія и чувства, аналогію тона,—такое сопоставленіе будетъ празднымъ занятіемъ, такъ какъ между папизмомъ и церковнымъ византинизмомъ въ воззрѣніяхъ на характеръ и полномочія патріаршей власти лежитъ цѣлая пропасть.

Въ отношеніи же къ избранію того или иного изъ восточныхъ патріарховъ, въ частности—александрійскаго, должно было соблюдаться равночестное участіе всѣхъ предстоятелей церквей, при чемъ константинопольскій патріархъ пользовался лишь первенствомъ чести, а не единолично или самостоятельно могъ производить такое избраніе. Питтакій вселенскаго патріарха Антонія, обращенный въ 1397 г. къ іерусалимскому патріарху Дороѳею по поводу предстоящаго избранія александрійскаго патріарха, и имѣлъ своею цѣлью образовать коалицію для завершенія этого дѣла, дабы соборнымъ порядкомъ, при участіи и другихъ восточныхъ патріарховъ, произвести замѣщеніе вакантнаго патріаршаго престола въ Александріи. Вообще, равночестное участіе всѣхъ патріарховъ, подъ предсѣдательствомъ константинопольскаго, какъ первенствующаго по чести. — вотъ нормальный типъ патріаршаго

избранія и для Александріи, когда мѣстная церковь лишена была возможности самостоятельно произвести установившимся здѣсь порядкомъ избраніе своего предстоятеля и когда мѣстное духовенство и народъ коллективно обращались съ соотвѣтствующею просьбою именно къ византійскому патріарху, какъ первенствующему по чести, а не власти. И патріархъ Антоній IV въ своемъ посланіи отъ 1397 г. разумѣлъ обращеніе къ нему александрійской паствы, какъ conditio sine qua non предстоящаго его участія въ выборахъ, именно по мотиву первенства чести среди прочихъ патріарховъ, а не силы и властитель-ства. По этой же причинѣ, т. ѳ. какъ равночестный прочимъ патріархамъ, Антоній IV и стремился привлечь іерусалимскаго патріарха Дороѳея къ участію въ избраніи новаго александрійскаго патріарха, стремясь создать соборность въ этомъ дѣлѣ и совмѣстное рѣшеніе общаго церковнаго вопроса. Эта іерархическая коалиція достигла цѣли, и на александрійскій патріаршій престолъ въ томъ же 1397 г. былъ избранъ Григорій IV 303).

XX.

Обращаясь же къ тѣмъ семнадцати патріаршимъ выборамъ, которые были совершены въ продолженіе XVIII и XIX вѣковъ, надлежитъ констатировать, что большая ихъ часть состоялась въ согласіи съ господствовавшей «непоколебимой, священной, древней прономіей» Александрійской церкви въ избраніи своихъ патріарховъ. Эта прономія,—какъ уже подробно раскрыто было выше,—объединяла въ своемъ содержаніи слѣдующіе элементы: 1) SiaSo^ т. ѳ. указаніе правящимъ патріархомъ своего преемника или наслѣдника но престолу изъ среды іерарховъ или вообще клириковъ преимущественно Александрійской церкви, а равно— и другихъ патріаршихъ престоловъ, и 2) ѲеЦоіс, или хоіѵт) 7ѵш[ліг), или же ехХоуг) клира и христіанъ Александрійской церкви, т. е. заявленіе духовенствомъ и народомъ александрійскаго патріархата своей воли относительно того кандидата, котораго правящій патріархъ избралъ своимъ преемникомъ, а равно и относительно иного, угоднаго клиру и христіанамъ, претен-^ дента патріаршей власти въ Египтѣ, выраженіе ими общаго своего мнѣнія и сужденія о томъ или иномъ кандидатѣ, за-

явленное устно или письменно предстоятелю Александрійской церкви или вообще избирательному собранію, и, наконецъ, непосредственное производство самаго избранія патріарха, при участіи духовенства и выборныхъ представителей народа, которые и подаютъ свой голосъ о будущемъ предстоятелѣ Александрійской церкви совмѣстно съ остальными участниками собранія. Послѣдняя особенность въ составѣ «непоколебимой, священной и древней прономіи» Александрійской церкви въ отношеніи избранія патріарховъ, именно участіе народа въ избирательномъ процессѣ, закрѣплена была и въ церковныхъ чинахъ хиротоніи и интронизаціи Александрійской церкви отъ ХУІ вѣка и ранѣе, является характерною подробностью патріаршаго избирательнаго процесса въ Египтѣ и находится въ связи съ общимъ отличительнымъ строемъ церковнаго управленія и жизни въ александрійскомъ патріархатѣ, опредѣлившимся въ періодъ вселенскихъ соборовъ. Въ соотвѣтствіи съ тѣмъ, что александрійскій патріархатъ но церковно-іерархическому своему строю былъ лишь громадною митрополіей, а мѣстный патріархъ долгое время сохранялъ одно только номинальное достоинство 394), въ его избраніи было предоставлено участіе и народу, какъ непосредственной паствѣ этого предстоятеля церкви. Въ эпоху же арабскаго ига, поразившаго Александрійскую церковь еще въ срединѣ VII вѣка и значительно сократившаго впослѣдствіи составъ православной его паствы, народъ обезпечилъ за собою участіе въ избраніи патріарховъ и въ силу того, что іерархическая православная среда была въ Египтѣ немногочисленна и не въ силахъ оказалась выполнить сложное» дѣло патріаршихъ выборовъ безъ содѣйствія болѣе видныхъ представителей населенія. Въ XIV и XV вѣкахъ право народа участвовать въ патріаршихъ выборахъ опиралось на покровительство новыхъ завоевателей Египта—мамелюковъ, которые оказывали ему поддержку съ цѣлью парализовать сношенія Александріи съ Константинополемъ и порвать церковное общеніе мѣстныхъ христіанъ съ самостоятельнымъ византійскимъ царствомъ. Поэтому и патріаршіе выборы въ Египтѣ происходили въ это время пре-

394) В. В. Болотовъ, Лекціи по исторіи древней церкви, III, 241. П. 1913; Никодимъ, епископъ далматинско-истрійскій, Правила православной Церкви съ толкованіями, переводъ съ сербскаго, т. I, стр. 194— 204. П. 1911.

имущественно при участіи и помощи внутреннихъ церковнообщественныхъ силъ. Наконецъ, участіе православнаго насе ленія Египта въ избраніи своихъ первоіерарховъ находило аналогію въ патріаршихъ выборахъ у коптовъ 395). Являясь уставнымъ достояніемъ патріаршей избирательной практики, «непоколебимая, священная и древняя прономія» Александрійской церкви фактически проявлялась въ своеобразныхъ подробностяхъ, характеризовавшихъ почти каждое по руководству ея избраніе новаго александрійскаго патріарха.

Такъ, первый патріархъ нашей эпохи Самуилъ Капасули былъ избранъ въ Александріи, соборомъ духовенства и народа, подъ предсѣдательствомъ патріарха Герасима II Паллада, который предварительно и объявилъ его своимъ діадохомъ, при участіи еиваидскаго митрополита Арсенія , и синайскаго архіепископа Аѳанасія, по желанію клита и христіанъ Александрійской церкви. Въ избраніи патріарха Самуила вполнѣ отчетливо и раздѣльно и проявилась традиціонная александій-ская прономія, такъ что этотъ актъ можно признавать типичнымъ примѣромъ патріаршихъ выборовъ въ Александріи, вполнѣ соотвѣтствующимъ условіямъ древней и священной прономіи.

Въ дополненіе къ сообщеннымъ уже свѣдѣніямъ о порядкѣ избранія Самуила на александрійскій патріаршій престолъ представляется возможнымъ отмѣтить, что патріархъ Герасимъ II, рѣшившись отказаться отъ власти, согласился избрать Самуила своимъ діадохомъ не безъ участія іерусалимскаго патріарха Хрисанѳа, который весьма благосклонно относился къ Самуилу и съ которымъ какъ Герасимъ, такъ и Самуилъ находились въ перепискѣ. Извѣстно и письмо патріарха Герасима, отправленное патріарху Хрисанѳу 27 января 1710 года. т. е. послѣ того, какъ александрійскимъ патріархомъ былъ уже избранъ Самуилъ Капасули. Здѣсь сообщается, что патріархъ, размышляя, вслѣдствіе глубокой старости и различныхъ болѣзней, о кончинѣ и о внезапности смерти и опасаясь, чтобы отъ этого не произошелъ вредъ для благословеннаго дома, т. е. Александрійской церкви,—такъ какъ дни лукавы,—рѣшилъ по божественному внушенію принести отреченіе отъ престола и еще при своей жизни руками своими поставить, по милости

39fl) Le Quien, Oriens christianus, II, 485—436 и др.; еішскопъ Порфирій Успенскій, Александрійская патріархія, 1, 304—312, 398—299.

Божіей, патріарха, а потомъ удалиться въ уединенное мѣсто и закончить остатокъ жизни въ безмолвіи и покаяніи. О своей цѣли патріархъ сообщилъ всѣмъ, а равно и заявилъ, что добровольно, безъ всякаго принужденія, безъ всякаго недобраго чувства, но по желанію своему и со всецѣлою любовью души своей онъ желаетъ принести отреченіе отъ престола. И наконецъ, въ патріархіи въ Каирѣ собрались архіереи престола— Ливійскій и Ѳиваидскій и прочіе отцы и всѣ христіане—ромеи и арабы, и по общему избранію и рѣшенію, любви и радости, былъ предпочтенъ, съ призываніемъ Святаго Духа, киръ Самуилъ, достойный и соотвѣтствующій для того, чтобы принять честь и этотъ санъ. И когда въ церкви были поданы каноническіе голоса, при чемъ вмѣстѣ съ патріархомъ находились архіепископъ Синая и митрополитъ Ѳиваиды, а предварительно былъ прочитанъ проектъ его непринужденнаго отреченія, то патріархъ среди церкви и всего народа своими руками возвелъ Самуила на престолъ и передалъ всѣмъ христіанамъ, какъ пастыря ихъ и патріарха, какъ истиннаго, законнаго и каноническаго патріарха Александріи. И была великая для всѣхъ радость и торжество. «Возрадовалась и душа моя,— писалъ патріархъ Герасимъ,—и я прославилъ Бога, такъ какъ онъ удостоилъ меня поставить для столь бѣднаго дома столь достойнаго правителя». Остатокъ жизни своей патріархъ намѣренъ былъ провести на Аѳонѣ, чтобы молиться здѣсь на покоѣ о. спасеніи души своей и объ утвержденіи православія и всей святой Церкви и бѣднаго александрійскаго престола. Въ заключеніи письма патріархъ Герасимъ просилъ блаженнѣйшаго Хрисанѳа молиться о немъ и о возлюбленномъ собратѣ, блаженнѣйшемъ папѣ и патріархѣ Александріи Самуилѣ 396).

Патріархъ Самуилъ, въ свою очередь, подробно разсказалъ объ избраніи на престолъ въ письмѣ къ іерусалимскому патріарху Хрисанѳу отъ 1 февраля 1710 года. По прибытіи своемъ изъ Константинополя въ Каиръ въ концѣ декабря 1709 г., Самуилъ нашелъ своего геронта, патріарха Герасима, въ постоянныхъ заботахъ о предстоящемъ отреченіи отъ престола вслѣдствіе старости и болѣзней, при чемъ онъ принуждалъ его (’осѵаухаСотас fie) быть преемникомъ, просилъ и необходимую для дѣла сумму денегъ. Самуилъ уклонялся,

Э96) ’Арх.. Xpooöcxojios Пзстга^отгоиАо;, ’AAs£av§ptva ау)[іеіи>и.ата. ’ExxXirjoiaaTixog Ф d р о g, 1911 (VIII), 327—328.

боясь обвиненій въ томъ, будто бы онъ пріѣхалъ въ Каиръ безпокоить патріарха и злоумышлять противъ него, затрудняясь найти необходимыя деньги, опасаясь новаго правителя Египта, о которомъ* ходили недобрые слухи, а больше всего— сознавая свое недостоинство. Но патріархъ уже рѣшилъ и написалъ отреченіе, призвалъ всѣхъ христіанъ, заявилъ о своемъ мнѣніи и сказалъ, чтобы было произведено избраніе. И всѣ—отцы и міряне—сообща и единогласно подали голосъ и одобрили митрополита Ливіи. Послѣдній поцѣловалъ руку геронта, а всѣ прочіе облобызали руку Самуила и стали готовиться къ перемѣщенію (jiexaoeöi«) послѣдняго на патріаршую каѳедру. Самуилъ просилъ отсрочки, чтобы пригласить того или другого архіерея, дабы было трое подающихъ голосъ (архіепископъ Синая былъ въ Каирѣ), но патріархъ не л;елалъ, чтобы дѣло замедлилось. И вотъ, 18 января они совмѣстно литургисали и трое хиротонисали архимандрита и епископа Арсенія въ санъ митрополита Ѳиваиды, при чемъ было каноническое голосованіе и онъ былъ предпочтенъ остальнымъ отцамъ престола и хиротонисанъ по всецѣлому церковному уставу «И 22 [января], въ день воскресный, было произведено тремя [іерархами] мое перемѣщеніе,—писалъ патріархъ Самуилъ,—при чемъ предварительно было прочитано отреченіе [патріарха Герасима] и были поданы каноническіе голоса. Потомъ, когда было провозглашено нареченіеи дано оправданіе391), взялъ меня геронтъ за 'руку и возвелъ на патріаршій тронъ, и одинъ только далъ мнѣ жезлъ, и было многолѣтствованіе» 397 398). Спустя три дня Самуилъ представлялся правителю Египта, въ присутствіи патріарха Герасима, всѣхъ отцовъ и многихъ христіанъ, явившихся въ диванъ, гдѣ также находились турецкіе чиновники. Паша разспрашивалъ объ отреченіи, не было ли оно вынужденнымъ и нѣтъ ли другого болѣе достойнаго и старшаго по возрасту, въ пользу котораго могло бы состояться отреченіе. ІІагаа спросилъ отцовъ и райю, всѣ ли они желаютъ имѣть Самуила своимъ патріархомъ, и когда былъ данъ положительный отвѣтъ, состоялся оффиціальный пріемъ

397) Т.-е. прочитано было исповѣданіе вѣры.

398) Kai rfj xß' Yj|jipqf xuptaxyj eytvev yj p.£tä9eai? jj.oo ür.ö хйѵ тр'.йѵ, ту}; xapatxyjascos т:роаѵауѵша9Е'.аГ|? -/.at хйѵ хаѵоѵг/.йѵ <lrjcpcov гроу^уоѵінйѵ. vEx£txa xou p.7jv6[iaxo; excpu>vy)'.pevxos xij; x£ ’artoi.ofta; SoQeigyjs IXaßE p.e 6 ГІршѵха; ä-o xö /eps xai ävißaoE p.£ eig xov raxptapxtxov Ѳрбѵоѵ. xai p-ovo; pA Ёоша? xy/v paßoov TYjv -oip.a4xtxyjv, xai ey'.vsv у) сру]р.у].—Ibid. 405.

новаго патріарха, онъ былъ одѣтъ въ широкую златотканную одежду, спускавшуюся до пояса (xaßäSi), получилъ отъ паши фирмйнъ и возвратился въ патріархію. Патріархъ Герасимъ намѣренъ былъ отправиться въ Даміету, а потомъ на Аѳонъ, холѣ Самуилъ и христіане удерживали его. «Владыка мой блаженнѣйшій,—писалъ Самуилъ киръ Хрисанѳу, — имѣй бѣд-нйіс Самуила въ благорасположенной и искренней любви о Госйодѣ, какъ ты и прежде его имѣлъ». И далѣе Самуилъ жаловался на свое бѣдственное въ матеріальномъ отношеніи положеніе, на затруднительность достать денегъ, вслѣдствіе общей бѣдности, тогда какъ его обременяютъ долги, сдѣланные и во время минувшихъ выборовъ 3").

Изъ дальнѣйшихъ писемъ патріарха Самуила видно, что при содѣйствіи константинопольской патріархіи онъ въ сентябрѣ 1710 г. получилъ отъ турецкаго султана бератъ, при чемъ объ этомъ не мало хлопотали патріархъ Хрисаноъ и ираклійскій митрополитъ Каллиникъ 400). Патріархъ Самуилъ вступилъ и въ каноническое общеніе съ патріархами—Аѳанасіемъ Y константинопольскимъ, Хрисанѳомъ іерусалимскимъ и Аѳанасіемъ антіохійскимъ, со стороны которыхъ и было сдѣлано распоряженіе о церковномъ поминовеніи его имени 401). Но долги и бѣдность удручали новаго предстоятеля Александрійской церкви. Зданіе патріархіи въ Каирѣ грозило паденіемъ и для его ремонта патріархъ назначилъ всѣ денежныя поступленія отъ христіанъ въ теченіе пяти лѣтъ. Храмъ въ Рахити, находившійся въ ханѣ, который, какъ вакуфъ, принадлежалъ мусульманскимъ мечетямъ Медины, нуждался въ капитальномъ ремонтѣ, и патріархъ сдѣлалъ денежный заемъ на этотъ ремонтъ. Доходы въ Даміеттѣ принадлежали бывшему патріарху Герасиму, какъ проедрѵ 402). Монастырь св. Саввы въ Александріи не имѣлъ абсолютно никакихъ доходовъ. Между тѣмъ въ Египетъ пріѣзжалъ новый паша, которому нужно было поднести дорогіе подарки, поэтому патріархъ Самуилъ спѣшилъ отправиться въ Константинополь, чтобы «не попасть въ когти»

3") ’Е ч ч X у} а і х о т і ч ö g Ф яро;. 1911 (VIII), 405—406.

400) ’Е ч ч л. Фаро; 1911 (VIII), 412 (письмо отъ 7 сентября).

401) Ibid., 409—411 (письма отъ 4 и 24 іюля 1710 г.).

402) Патріархъ Герасимъ оставался въ 'Даміетѣ до мая 1712 г., а

потомъ удалился на Аеонъ, гдѣ и скончался въ Ватопедскомъ монастырѣ въ январѣ 1714 г. (А. ІІа~а50т:оиХо£ — Керареб;, Маироуор-idzsioz [іфХіоЧг}у.іj, а. 122. К. 1885). #

новаго турецкаго правителя 403). Но внезапно разразилось большое несчастье, вызвавшее сильную и продолжительную смуту въ Александрійской церкви. Въ Египетъ прибылъ, какъ патріархъ александрійскій, бывшій клавдіопольскій архіепископъ Косьма, избранный въ Константинополѣ и уже получившій султанскій бератъ. Въ письмахъ, предварительно отправленныхъ въ Египетъ, Косьма писалъ, что уже два года тому назадъ онъ предназначенъ быть преемникомъ Герасима, послѣ будущаго отреченія послѣдняго, а Самуилъ — человѣкъ необразованный и, слѣдовательно, недостойный патріаршаго престола, что патріархъ Герасимъ былъ введенъ въ заблужденіе Самуиломъ и раскаялся въ его избраніи, поэтому послѣднее недѣйствительно. Самъ же Косьма, какъ законный будто бы патріархъ, до прибытія своего въ Египетъ назначилъ бывшаго патріарха Герасима своимъ епитропомъ. Однако Герасимъ, прибывши изъ Даміеты въ Каиръ, заявилъ правительству, что онъ отказался отъ престола по своей волѣ и вполнѣ непринужденно и признаетъ Самуила каноническимъ патріархомъ, какъ это было засвидѣтельствовано и многими христіанами. Не ограничившись оффиціальнымъ удостовѣреніемъ предъ правительствомъ, Герасимъ въ ноябрѣ 1710 г. отправилъ христіанамъ окружное посланіе, въ которомъ засвидѣтельствовалъ правильность избранія Самуила александрійскимъ патріархомъ. Это посланіе было доведено до свѣдѣнія и іерусалимскаго патріарха Хрисанѳа. Въ немъ заявляется, что Герасимъ, двадцать два года управлявшій александрійскимъ престоломъ, предполагалъ завѣдывать имъ до конца своей жизни, но большая слабость, старость и болѣзни заставили его отказаться отъ власти, такъ какъ онѣ препятствовали ему оказывать необходимую духовную защиту паствѣ и налагали на него отвѣтственность предъ судомъ Божіимъ. Позаботившись найти себѣ діа-доха, патріархъ остановилъ свой выборъ на питомцѣ ц вѣрномъ слугѣ александрійскаго престола киръ Самуилѣ, который всѣми здѣшними христіанами былъ признанъ достойнымъ діа-дохіи и, съ призываніемъ Святаго- Духа, былъ избранъ и объявленъ и призванъ на это служеніе, какъ это было удостовѣрено и въ грамотѣ собственноручнаго отреченія киръ Герасима. «Посему, и каноническими голосами, и общимъ рѣшеніемъ и со всею церковною акривіей, правильно и кано-

вически онъ былъ перемѣщенъ законнымъ патріархомъ Александріи. Въ законномъ перемѣщеніи я именно,—писалъ патріархъ Герасимъ,—совмѣстно съ двумя другими архіереями и со всѣмъ клиромъ подалъ за него свой голосъ и душею, сердцемъ и словомъ содѣйствовалъ и, взявши своими руками, возвелъ на престолъ и всѣмъ ясно объявилъ его патріархомъ, передавши собственной паствѣ, какъ законнаго пастыря, и непосредственно вручивъ съ Богомъ паству своему пастырю по Богѣ, какъ повелѣваютъ божественные законы, каноны и уставъ церкви». Патріархъ Герасимъ о непринужденномъ своемъ отреченіи заявилъ и правительству, а духовенство и народъ, въ свою очередь, засвидѣтельствовали это. Между тѣмъ, по кознямъ лукаваго, всѣхъ ихъ подвергъ обвиненіямъ вновь объявившійся претендентъ патріаршей власти Косьма, который въ письмахъ своихъ писалъ, что уже два года тому назадъ на него палъ жребій наслѣдованія александрійскаго престола въ случаѣ отреченія Герасима. Откуда же этотъ жребій и кто его вручилъ Косьмѣ? Кто открылъ ему тайну, которая была извѣстна только патріарху Герасиму?—Косьма обвиняетъ Самуила въ необразованности, но Самуилъ извѣстенъ всѣмъ (тгаѵті хоорсо) и вполнѣ одобренъ Великою Церковью. Косьма несправедливо утверждаетъ, что Самуилъ ввелъ Герасима въ заблужденіе и что послѣдній уже раскаялся въ его избраніи: для этого у новаго претендента патріаршества нѣтъ никакихъ основаній. Лицемѣріе и стремленіе ввести всѣхъ въ заблужденіе было у Косьмы такъ велики, что онъ объявилъ своимъ епитроиомъ патріарха Герасима, который нѣкогда былъ (да и теперь по любочестію Самуила состоитъ) владыкою во всемъ и самостоятеленъ по чести и церковному праву. Вообще, Косьма все извратилъ въ своей оцѣнкѣ и судитъ вопреки законамъ и канонамъ. Однако, Герасимъ призналъ необходимымъ вторично предстать предъ правительственною властью и засвидѣтельствовать о непринужденномъ своемъ отреченіи отъ власти и о законности избранія Самуила, котораго и всѣ христіане опять признали своимъ архипастыремъ и патріархомъ. Къ изложенному посланію, написанному другою рукою, Герасимъ собственноручно сдѣлалъ лишь слѣдующую приписку: «Вслѣдствіе невозможности для меня

своею рукою написать все въ настоящемъ (посланіи), я въ этихъ двухъ строкахъ своимъ письмомъ подтверждаю, что всѣ находящіяся здѣсь слова — мои». Приложена была печать

и; помѣшена подпись: «Герасимъ бывшій патріархъ Але-ксандріи» ).

Однако, энкиклика патріарха Герасима не обуздала архіепископа Косьму въ его властолюбивомъ притязаніи на александрійскій патріаршій престолъ. Въ началѣ декабря 1710 г. онъ отправилъ въ Египетъ своего епитропа, снабдивъ его и султанскимъ фирманомъ. Законному патріарху Самуилу, при установившихся въ Турціи обычаяхъ, не оставалось ничего иного, какъ обезцѣнить силу этого фирмана надежнымъ средствомъ—подкупомъ египетскаго паши. Но для этого ему пришлось сдѣлать новый долгъ и заложить подсвѣчники храма св. Николая. А 17 декабря 1710 г. Самуилъ писалъ патріарху Хрисанѳу, что, не смотря на всѣ жертвы и лишенія, онъ не уступитъ Косьмѣ престола и сохранитъ за собою власть. Вслѣдъ затѣмъ онъ отправилъ въ Константинополь антипро-соповъ для защиты своихъ интересовъ и просилъ блалсеннѣй-шаго Хрисанѳа оказать ему свою помощь. И Самуилъ не ошибся въ своихъ надеждахъ: какъ Хрисанѳъ, такъ и Ирак-лійскій митрополитъ Каллиникъ и другіе обѣщали ему свое содѣйствіе и увѣряли въ благополучномъ для него исходѣ борьбы съ Косьмою. Но 12 августа 1711 г. Косьма неожиданно пріѣхалъ въ Александрію, явился къ новому правителю Египта Вели-пашѣ и, представивъ султанскій бератъ и пообѣщавъ денежные подарки ему и турецкимъ чиновникамъ, просилъ устроить его интронизацію и торжественный пріемѣ въ диванѣ. Но христіане, недовольные властолюбивыми притязаніями Косьмы, не только не допустили его въ монастырь св. Саввы, но и подвергли оскорбленіямъ, такъ что онъ въ сопровожденіи новаго правителя Египта вынужденъ былъ уѣхать въ Рахити. Здѣсь утромъ одного воскреснаго дня онъ въ мантіи и съ патерицею внезапно вошелъ въ храмъ и сталъ на патріаршемъ тронѣ. Христіане, находившіеся въ храмѣ, немедленно разбѣжались и сообщили обо всемъ властямъ, которые силою и удалили Косьму изъ церкви. Однако, онъ, нисколько не отказавшись отъ достиженія своей цѣли, уѣхалъ въ Каиръ, гдѣ также находился и правитель Египта. Но пятьсотъ христіанъ, съ вѣдома турецкихъ чиновниковъ, которые были на сторонѣ Самуила, подстерегали Косьму и намѣрены были избить его; узнавши объ этомъ, Косьма переодѣлся и 404

404) Ibid., 328—330.

скрылся въ домѣ одного мусульманина, а потомъ былъ удаленъ изъ города солдатами. Тогда правитель Египта, въ виду сдѣланныхъ ему новыхъ заявленій и ходатайствъ, оффиціально призналъ Самуила каноническимъ патріархомъ, выдалъ ему фирманъ и устроилъ оффиціальный пріемъ въ диванѣ, а Кириллъ вынужденъ былъ уѣхать изъ Египта въ Константинополь. Здѣсь послѣ отреченія (4 декабря 1711 г.) отъ престола вселенскаго патріарха Аѳанасія У, его преемникомъ была» избранъ Кириллъ ІУ, дружески расположенный къ Косьмѣ. Кириллъ, поддерживая Косьму, какъ законнаго александрійскаго патріарха, даже подвергъ Самуила грозному церковному наказанію—изверженію изъ сана, а Косьму обезпечилъ содержаніемъ изъ патріаршей казны. Однако Самуилъ не уступалъ въ защитѣ своихъ законныхъ правъ на александрійскій престолъ и своей энергіей поколебалъ настойчивость Еосьмы. Въ концѣ 1712 г., когда Самуилъ, перенесши тяжкую болѣзнь, находился въ Рахити, ему были доставлены письма изъ Константинополя съ извѣщеніемъ, что представители столичной корпораціи мѣховіциковъ и другія лица предлагаютъ свое посредничество для примиренія Самуила съ Косьмою, который былъ склоненъ отказаться отъ притязаній на александрійскій престолъ, если только получитъ деньги,на покрытіе сдѣланныхъ имъ въ связи съ этимъ домогательствомъ долговъ. 13 декабря 1712 г. Самуилъ изъ Рахити писалъ патріарху Хрисанѳу, что онъ согласенъ на предлолсенное Косьмою условіе, тѣмъ болѣе, что христіане Каира обѣщали произвести необходимый для этого денежный заемъ, но необходимо, чтобы обязательство Косьмы было заявлено письменно и обезпечено въ своемъ осуществленіи, такъ какъ его дѣйствія причиняютъ большой соблазнъ и много вредятъ престолу. Однако почти весь 1713 г. прошелъ въ заботахъ и хлопотахъ о такомъ займѣ, пока въ октябрѣ этого года покровитель Косьмы, патріархъ Кириллъ IV, не отказался отъ вселенскаго престола. 7 ноября 1713 г. константинопольскимъ патріархомъ былъ избранъ Кипріанъ II, который въ январѣ слѣдующаго года оправдалъ Самуила и объявилъ состоявшееся при Кириллѣ ІУ изверженіе его изъ сана неосновательнымъ и совершенно антиканоническимъ. Это постановленіе послужило залогомъ дальнѣйшаго мира въ предѣлахъ Александрійской церкви, какъ это видно изъ писемъ патріарха Самуила,

отправленныхъ блаженнѣйшему патріарху Хрисанѳу 405). Въ мартѣ 1713 г. Самуилъ получилъ отъ султана новый бератъ, который окончательно и упрочилъ его на александрійскомъ престолѣ 406). Косьма же 7 марта 1714 г. былъ избранъ на константинопольскій патріаршій престолъ 407). Будучи вселенскимъ патріархомъ, онъ обнаружилъ большое благородство характера и незлопамятность въ отношеніи къ Самуилу Ка-паісули, вступивъ съ нимъ въ обычное каноническое общеніе и съ большою предупредительностью оказывалъ ему вниманіе, когда Самуилъ въ концѣ 1714 г. пріѣхалъ въ Константинополь 408) *).

И. Соколовъ.

405) ’ExxXijJnjTtxö? Ф і р о1911 (VIII), 413—414; 1912 (IX), 49—54.

4W) 'Е ѵ.ѵ.'к Фіро'. 1912 (IX) 55; епископъ Порфирій Успенскій< Проповѣдники въ патріархатѣ александрійскомъ (Труды Кіевской Духовной Академіи, 1879, III, 137—168, 171—188).

4®7) М. Параѵіхя;, Пврі тшѵ zatpiap^öv КооѵатаѵтіѵоотгоХЕак (Е X X т] ѵ і-■л о s Ф і X о X о 7 х Ь г S и ХХоу о z, XIX, 15. К. 1888).

4в8) Ibid., 55—57.

”) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.