Научная статья на тему 'Пищевые добавки как фактор рискадля здоровья студенто и спортсменов'

Пищевые добавки как фактор рискадля здоровья студенто и спортсменов Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
517
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ / ADDITIVES / СПОРТСМЕНЫ / SPORTSMEN / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH RISK

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Ротарь Людмила Алексеевна, Спивак Илона Анатольевна

В статье рассмотрены основные понятия пищевых добавок, их классификации, а также влияние на организм. Проведено анкетирование со студентами ПГУ им.Т.Г. Шевченко, с целью выявления часто употребляемых продуктов питания в рационе дня и на изучение состава продукции при приобретении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nutritional supplements as a risk factor for the health of students and sportsmen

The article considers the basic concepts of food additives, their classification, and also the effect on the body. A survey was conducted with the students of the PSU named after T.G. Shevchenko, in order to identify frequently consumed food products in the daily ration and to study the composition of the product upon purchase.

Текст научной работы на тему «Пищевые добавки как фактор рискадля здоровья студенто и спортсменов»

Педагогика

УДК: 613.2

доцент Ротарь Людмила Алексеевна

Приднестроский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь); старший преподаватель Спивак Илона Анатольевна

Приднестроский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь)

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ КАК ФАКТОР РИСКАДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТО И СПОРТСМЕНОВ

Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия пищевых добавок, их классификации, а также влияние на организм. Проведено анкетирование со студентами ПГУ им.Т.Г. Шевченко, с целью выявления часто употребляемых продуктов питания в рационе дня и на изучение состава продукции при приобретении.

Ключевые слова: пищевые добавки, спортсмены, студенты, риск для здоровья.

Annotation. The article considers the basic concepts of food additives, their classification, and also the effect on the body. A survey was conducted with the students of the PSU named after T.G. Shevchenko, in order to identify frequently consumed food products in the daily ration and to study the composition of the product upon purchase.

Keywords: additives, sportsmen, students, health risk.

Введение. В настоящее время применение пищевых добавок - это необходимое условие промышленного изготовления продуктов. Это природные или синтезированные вещества или их соединения, преднамеренно вводимые в пищевые продукты или продовольственное сырье для достижения различных технологических целей. В пищевой промышленности в составе пищевых рецептур используются пищевые кислоты, консерванты, ароматизаторы и красители [3]. Пищевыми добавками являются натуральные или синтетические химические вещества, которые добавляют к пищевым продуктам для того, чтоб улучшить их органолептический показатель (вкус, цвет, запах, устойчивость) или продлить их срок годности. Присутствие пищевых добавок должно быть указано на этикетке коммерческого продукта, будучи обозначены буквой «Е» - «ЕВРОПА». Буква «Е» обозначает, что пищевая добавка была проверена и тестирована минимум на 6 лет, для этого она проходит сертификацию на европейском уровне. Чтобы противостоять негативной информации в связи с наличием определенных добавок, некоторые фирмы могут избежать кодифицированние добавки на этикетке продукта. К сожалению, даже потребители не придают большое значение этикетке, иногда забывают не только о присутствии пищевых добавок, но и о сроки годности продукта. Данная ситуация возникает в результате того, что у потребителя отсутствуют необходимы навыки при выборе товара. Обучение и информирование людей об опасности пищевых добавок для здоровья - задачи семьи, врачей, учителей и тренеров. Наиболее чувствительны к присутствию пищевых добавок в продуктах питания больные, беременные женщины, дети и спортсмены. Дети особенно чувствительны к токсинам находящимся в продуктах питания, потому что у них снижена сопротивляемость организма к заболеваниям, часто встречаются аллергические реакции. Спортсмены употребляют гораздо больше пищи ежедневно по сравнению с людьми, которые не занимаются спортом. Мы могли бы предположить, что суточная доза потребления ими пищевых добавок может превышать максимально допустимое значение, поэтому бесконтрольное потребление пищи становится фактором риска для здоровья.

Уместно говорить об опасности некоторых пищевых добавок для жизни и работы студентов и спортсменов, что означает не только отсутствие определенных симптомов острой интоксикации, но и отдаленные последствия этого воздействия, в том числе проявления эффектов канцерогенных, мутагенных и других биологических эффектов.

Влияние на потребителей услуг здравоохранения с использованием пищевых добавок еще недостаточно известны, особенно, что касается изменений с течением времени (мутагенные, канцерогенные и т.д.). Только долгосрочные исследования могли бы обеспечить точные данные в этом отношении.

Тем не менее, в настоящее время некоторые данные имеются о воздействие пищевых добавок на здоровье человека.

Цель статьи: обобщение литературы, раскрытие свойств некоторых пищевых добавок и их биологическое воздействие на здоровье студентов и спортсменов.

Основные задачи:

1. Выбор пищевых добавок, обычно используемых в питании студентов и спортсменов.

2. Установление спектра пищевых добавок в этих продуктах.

Изложение основного материала статьи. На базе ПГУ им. Т.Г. Шевченко было проведено анкетирование с целью выявления часто применяемых продуктов питания в повседневной жизни студентов (Приложение).

Приложение

АНКЕТА

Уважаемые студенты просим вас ответить на предложенные вопросы, с целью выявления часто применяемых продуктов питания в повседневной жизни и обращения внимания на наличие пищевых добавок в приобретаемых продуктах.

1. Укажите, пожалуйста, курс.

2. Ваш возраст?

3. Знаете ли вы, что такое пищевые добавки?

а) да;

б) нет

4. Знаете ли вы как влияют пищевые добавки на здоровье человека?

а) да;

б) нет.

5. При покупке продукции встречали ли вы на упаковке значок Е и знаете ли вы его значение?

а) да;

б) нет.

6. Слышали ли вы о таких понятиях как эмульгаторы, стабилизаторы, консерванты?

а) да;

б) нет.

7. Обращаете ли вы внимание на состав продуктов при их приобретении?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

8. Как часто вы употребляете горячие блюда?

а) 3 раза в день;

б)2 раза в день;

в) 1 раза в день.

9. Перечислите часто употребляемые продукты в вашем рационе в течение дня?_

10. Употребляете ли вы в своем рационе сухарики, чипсы, жевательные резинки, сладкую воду?

а) да;

б) нет;

в) иногда. Спасибо!

В эксперименте участвовали 87 студентов факультета физической культуры и спорта с 1по 4 курс. Данный опрос показал, что только 8% опрошенных обращают внимание на состав продукции и наличие в них пищевых добавок, а остальные 92% не знают как расшифровывается и классифицируется индекс Е и не задумываются о влиянии их на организм. По результатам анкетирования были выявлены следующие самые распространенные продукты питания, приобретаемые в продовольственных магазинах г. Тирасполя «Шериф», некоторые из них оппоненты употребляются часто (ежедневно). В их числе: чипсы «Lay's», жевательные резинки «Дирол», конфеты «M&M», лимонад « VIVA», майонез «Мечта хозяйки», сухарики. В каждом из этих продуктов установлен широкий спектр пищевых добавок содержащихся в них.

Чипсы «Lay's» состоят из большого спектра пищевых добавок, которые, согласно литературе [1], повышает риски заболевания для потребителей:

• E 621 - (глютамат натрия) - это пищевая добавка, которая улучшает вкусовые качества продукта, вызывает большой риск для здоровья человека (рак).

В настоящее время несколько организационных структур работают над продовольственной безопасностью. Европейский союз ведет кампанию о запрете пищевых добавок в пищу. Глутамат натрия является одним из основных факторов риска развития болезни Альцгеймера, нейротоксические эффекты, несет ответственность за мигрени (головные боли) и судороги (непроизвольное сокращение мышц).

• E 631 - (инозинат натрия) улучшает вкус. Суточная доза - не ограничена. Потребление вызывает аллергию, заболевания кишечника и печени, нервную патологию, повышает уровень холестерина в крови.

• E 627 - (гуанилат натрия) также используется в качестве усилителя вкуса. Потребление этой добавки может вызвать аллергию, заболевания печени и гормональный дисбаланс. Жевательная резинка "Дирол" содержит гораздо больше пищевых добавок, чем чипсы, в том числе:

• Е 420 - (сорбит) является стабилизатором, но может быть использован в качестве подсластителя в качестве эмульгатора и в качестве агента, связывающего воду в пище.

• E 951 - (аспартам) представляет собой искусственный подсластитель, часто используемый в кондитерских изделиях и газированных напитках. Это может привести к более чем 70 болезям, включая рак. Е 951 часто используется в качестве пищевой добавки в США.

• E 950 - (ацесульфат калия), искусственный подсластитель и усилитель вкуса. Он слаще сахара в 130200 раз и не имеет калорий. Не метаболизируется и не сохраняется в организме. Суточная доза составляет 15 мг/кг от массы тела. При исследование лабораторных животных, которые систематически потребляли эту пищевую добавку, были обнаружены патологии щитовидной железы. Не рекомендуется употребление в пищу детям, спортсменам, беременным женщинам и пожилым людям.

• E 414 - (акакий) способен стимулировать аллергию и раздражение слизистой оболочки.

• E 955 - (сукралоза), искусственный подсластитель, синтезированный из сахарозы, который имеет в 600 раз больше мощности в подслащении продукта. В составе структуры имеет хлор, который представляет канцерогенный риск для человека.

• Е 170 - (карбонат кальция) используется в качестве стабилизатора, является красителем, наполнителем. Безвредный.

Конфеты «M&M'S» красочные, очень привлекательны для студентов, они отличаются наличием нескольких добавок, в том числе:

• E 104 - (хинолиновый желтый) представляет собой желтый краситель, растворимый в воде. Суточная доза потребления составляет 10 мг/кг массы тела. Он извлекается из смолы, может вызывать проявление дерматита (воспаление кожи тела), запрещен в Австрии, США, Норвегии.

• Е 120 - (кармин), красный пищевой краситель, растворимый в воде. Кармин извлекается из насекомых, которые живут на кактусах в Африке и Южной Америке. Этот краситель является стабильным и не изменяет цвет в окружающей среде.

• E 133 - (синий - блестящий) представляет собой синтетический пищевой краситель, растворимый в воде. Используется в пищевых продуктах, а также в косметике. Может вызвать аллергию.

• E 160 - ф-апо-8-каротина) представляет собой краситель желтого цвета (оранжевый), который улучшает внешний вид конфет.

Майонез "Мечта хозяйки" содержит следующие пищевые добавки:

• E 1414- (ацетат крахмала) представляет собой эмульгатор липида. Рекомендуется для образования коллоидного раствора, эмульсии липида и воды, или жира и воды.

• E 415 - (камелия ксантановая) производится бактериями Хантамонус Компресус. Это желтый порошок, особенно устойчив в окружающей среде. Это стабилизатор, при использовании которого консистенция и плотность продукта возрастает, что дает улучшение качества. Но это инородное тело для организма человека.

• E 440 - (пектин) является эмульгатором, природного происхождения, который не имеет калорий, но высокие дозы могут вызвать аллергию и ускоряют кишечный транзит. Было установлено, что пектин

обладает свойством ликвидировать тяжелые металлы из организма (Zn, Pb, Co), токсинов, отходов производства.

• E 202 - (сорбат калия) является консервантом природного происхождения, разрешенным во всех странах.

• Е 385 - (кальций динатрий этилендиамин тетра-ацетат) представляет собой антиоксидант. Он используется для сохранения майонеза.

Доза майонезом мала, чтобы оказать негативное влияние на организм, но при систематическом употреблении может повлиять на микрофлору кишечника и потерю некоторых полезных бактерий для человека.

• E 211 - (бензуат натрия) используется в качестве антисептического компонента, пищевой консервант -маскирует вкус пищи низкого качества. Он присутствует во многих лекарственных препаратах (Tylenol, Phenergan). Его употребление приводит к бронхиальной астме и крапивнице. Европейский Союз потребителей и Институт онкологии в Германии считают этот препарат канцерогенным. А в США он запрещен [1].

Добавление пищевых добавок в мясо и мясные пищевые продукты. Фосфаты останавливают крепление кальция и вызывают некоторые отрицательные воздействия на развитие детей. Женщины, лояльные к потреблению этих продуктов, будут страдать от остеосклероза даже в 20 лет, а мужчины начинают поправляться, во многих случаях будут страдать ожирением и половой дисфункцией. Исследования Голубева В.Н. [2] показали, что добавки в этих продуктах не являются благоприятными для желудочно-кишечного тракта, их потребление на протяжении десяти лет дает непосредственный эффект, проявляется гастрит и язвы трубки пищеварения, возможен рак кишечника.

Газированный напиток «Лимонад VIVA» имеет широкий спектр пищевых добавок, включая:

• E 951 - (аспартам), систематическое долгосрочное употребление приводит к потере устойчивости организма к болезням, воздействия гриппа, системных заболеваний органов дыхания, мочеполовой и пищеварительной систем. Со временем образуется недостаток кальция. Употребление продукта имеет другие неблагоприятные воздействия на здоровье: головная боль, бессонница, потеря зрения, слуха и памяти, усталость, склонность к ожирению. Добавка играет важную роль в развитии опухолей головного мозга, рассеянного склероза и диабета.

• E 950 - (ачесульфат калия), это добавка оказывает канцерогенное действие на организм человека.

• E 110 - (закат желтый) - «закат солнца», эта добавка имеет канцерогенный эффект. Отвечает за развитие опухолей почек, но есть и другие эффекты: заложенность носа, аллергии, гиперактивность, боль в животе, рвота, расстройство желудка. В настоящее время запрещен в Норвегии.

Самый распростроненный быстрый перекус на переменах составили сухари:

- Сухарики "Флинт" содержат такие добавки: Е 621 - глутамат натрия однозамещенный, Е 551 - диоксид кремния (усилитель вкуса). Производитель - ООО "Фактор".

- Сухарики "3 корочки" со вкусом семги, сыра содержат добавки: Е 621 - глутамат натрия однозамещенный, Е 527 - гидроксид аммония, Е 631 - инозинат натрия двузамещенный. Производитель -Бриджтаунт Фудс.

Сухарики "3 корочки" со вкусом томата, зелени - Е 621 - глутамат натрия однозамещенный, Е 627 -гуанилат натрия двузамещенный, Е 631 - инозинат натрия двузамещенный, Е 160 - Этиловый эфир Ь-апо-8-каротиновой кислоты (С30). Производитель - Бриджтаунт Фудс.

К запрещенным или повышенной вредности пищевым добавкам в данном случае отнесены - Е621, Е627, Е631. К вредным пищевым добавкам или имеющим нежелательные побочные эффекты - Е160, Е527.

Все пищевые добавки подразделяются на некоторые группы [4]:

- красители (служат для окраски пищевых продуктов): Е 100-Е182. Часто встречаются вредные добавки среди красителей. В частности, запрещены: Е121 (цитрусовый красный краситель) и Е123 (краситель амарант). Они обычно содержатся в сладкой газированной воде, сладостях, цветном мороженом. Уже научно доказано, что все три добавки могут способствовать образованию злокачественных опухолей;

- консерванты (удлиняют срок годности): Е200-Е299. В среде, в которой присутствует такой препарат жизнь становиться невозможна и бактерии погибают, что дольше сохраняет продукт от порчи. Человек, состоит из огромного числа самых различных клеток и обладает большой массой (по сравнению с одноклеточным организмом), поэтому в отличие от одноклеточных организмов не погибает от употребления консерванта (в некоторых случаях, ещё и потому, что соляная кислота, содержащаяся в желудке, частично разрушает консервант). Так, консервант Е240 (формальдегид) может присутствовать в консервах (грибы, компоты, варенья, соки и т.д.). Консерванты и стабилизаторы действуют как антибиотики.

- антиокислители (замедляют окисление, предохраняя от порчи продукт): Е300-Е399;

- стабилизаторы (сохранят нужную консистенцию продукции): Е400-Е499;

- эмульгаторы (держат определенную структуру продуктов): Е500-Е599. Чаще представлены минеральными веществами, например: Е500 - сода (гидрокарбонат натрия); Е507 - соляная кислота; Е513 -серная кислота.

Без этих добавок невозможно представить себе колбасные изделия. В процессе обработки колбасный фарш теряет свой нежно-розовый цвет, превращаясь в серо-бурую массу. Нитродобавки содержатся не только в колбасных изделиях, но и в копченной рыбе, шпротах, консервированной сельди. Добавляют их и в твердые сыры, для предупреждения вспучивания.

Людям, страдающим заболеваниями печени, кишечника, дисбактериозом, холециститом рекомендуется исключить из рациона продукты, содержащие эти добавки.

- Усилители вкуса и аромата: Е600-Е699;

- Антифламинги и др.: Е900-Е999.

Выводы. Пищевые продукты с пищевыми добавками представляют собой серьезную опасность для здоровья человека, особенно для студентов, спортсменов, детей и беременных женщин. Исходя из этого предлагаются некоторые рекомендации:

- перед тем как приобретать продукт, следует тщательно изучить данные на упаковке, необходимо отдать предпочтение свежим продуктам, природного происхождения.

Некоторые добавки вредны только в больших количествах, но некоторые из них имеют свойство -накапливаться в организме. Любая модификация продуктов делает их потенциально опасными для здоровья.

- необходимо проинформировать студентов, спортсменов, детей и беременных женщин о риске употребления продуктов с применением пищевых добавок.

- не покупать продукты с большим сроком хранения, указанным на этикетке - признак того, что там много консервантов.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бану С. Добавки и ингредиенты для пищевой промышленности. - Бухарест: Техническое издательство, 2000.

2. Голубев В.Н., Филатова Л.В., Шлёнская Т.В. Пищевые биологические активные добавки. - М.: 2003.

3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов" Директор института питания РАМН академик В.А.Тутельян http://rudocs.exdat.com/docs/index-171763.html

4. http://www.healthtotem.eom/ru/holistic/conserv_ru.html#8

Педагогика

УДК 378(045)

старший преподаватель кафедры художественного образования Русяев Александр Петрович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); аспирант кафедры педагогики Русяева Юлия Валерьевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Необходимость осуществления проектной деятельности педагогами закреплена законодательно. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) предписывает будущему учителю-логопеду быть готовым к осуществлению данной деятельности. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы позволил нам раскрыть сущность готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности и выделить ее основные компоненты, в том числе - личностный. В статье представлены основные результаты исследования личностного компонента готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности и сделан вывод об исходном уровне его сформированности.

Ключевые слова: проектная деятельность, будущий учитель-логопед, готовность, структура готовности, личностный компонент готовности.

Annotation. The need for teachers to carry out project activities is enshrined in law. Professional standard of the teacher-pathologist (teacher, speech therapist, teacher of the deaf, oligofrenopedagog, surdopedagogs, for the blind) requires the future teacher-speech therapist to be ready to implement this activity. The analysis of scientific-methodical and psychological-pedagogical literature allowed us to reveal the essence of readiness of the future teacher-speech therapist to project activity and to allocate its main components, including - personal. The article presents the main results of the study of the personal component of the readiness of the future teacher-speech therapist for project activities and concludes the initial level of its formation.

Keywords: project activity, future teacher-speech therapist, readiness, readiness structure, personal readiness component.

Введение. В настоящее время научно-исследовательская и проектная виды деятельности в педагогическом образовании приобретают все большую значимость. Это связано с тем что происходят процессы модернизации, касающиеся подготовки мобильных, конкурентоспособных педагогических кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма. В связи с этим к подготовке специалистов педагогического профиля в вузе предъявляются высокие требования, так как осуществление указанных видов деятельности требует от профессионала сформированности трудовых действий, направленных на создание определенного продукта.

Согласно некоторым нормативно-правовым документам, а иименно статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Задачам Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 - приоритетными признаются такие виды профессиональной педагогической деятельности как экспериментальная и инновационная, основной формой которой является реализация проектов. Осуществление проектной деятельности логопедом предписывается проектом Профессионального стандарта педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог), где выделены следующие трудовые действия: планирование процесса, выбор технологий реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи и т. д. [12; 13]. Очевидно, что для осуществления данных трудовых действий логопеду необходимо быть готовым к научно-исследовательской и проектной видам деятельности.

Анализ философской (А. А. Грицанов, М. С. Каган и др.), психолого-педагогической (Б. Г. Ананьев, Б. Г. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Рудик, Д. Н. Узнадзе и др.), социологической (В. Н. Лоскутов, В. С. Торохтий, Т. А. Федорова и др.) литературы показал, что «готовность» имеет многокомпонентный характер, единое определение понятия отсутствует [1; 3; 8; 11]. Несмотря на разнообразие определений, готовность рассматривается с учетом позиции следующих подходов: с точки зрения личностного подхода -это сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая структура качеств, свойств, позволяющая успешно осуществлять профессиональную деятельность (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Л. В. Кондрашова, В. А. Сластенин и др.); в рамках функционального подхода - это определенное функциональное состояние, избирательная активность, психологическая установка (О. А. Абдулина, А. В. Петровский, Л. Ф. Спирин и др.); с точки зрения социокультурного подхода - это социально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.