Научная статья на тему 'Пищевое отравление, вызванное Proteus vulgaris'

Пищевое отравление, вызванное Proteus vulgaris Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
480
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пищевое отравление, вызванное Proteus vulgaris»

но отведенных местах. Так как ведра должны использоваться только по прямому назначению, то целесообразно их окрасить в особый цвет в отличие от другого инвентаря. Баки с кипяченой водой должны быть размещены в хорошо освещенном месте. Чистоте и внешнему виду баков и чехлам на них должно быть уделено значительно больше внимания. Баки ежедневно должны освобождаться от остатков воды и промываться перед их наполнением. От общих кружек необходимо перейти к фонтанчикам, как это уже сделано на заводе им. III Интернационала. Следующий этап улучшения — пользование индивидуальными бумажными стаканчиками.

Кроме наличия установок, технически обеспечивающих получение доброкачественной кипяченой литьевой воды, основным мероприятием является внедрение основ личной гигиены среди обслуживающего персонала.

^ С. Я. ВОРОНОВА и М. В. ГОРБАЧЕВА (г. Орджоникидзе)

Пищевое отравление, вызванное Proteus

vulgaris

Из Горского цнститута эпидемиологии и санитарии

В одном из детских домов г. Орджоникидзе 24—28.IX.1936 г. 38% числящихся детей подверглись острому заболеванию, возникшему и протекавшему почти идентично. •

Заболевание протекало с головной болью, болью в области живота, с рвотой и поносом. У заболевших в последние 3 дня клиническая картина была выражена значительно слабее, рвота наблюдалась только у половины заболевших, у остальных наблюдались тошнота, боль в животе и жидкий стул. Температура колебалась от 36,1 и до 37,4°; у некоторых из заболевших на 3—4-й день возникли рецидивы: общая слабость, боли в животе, тошнота. Заболевание продолжалось в большинстве случаев от нескольких часо$ до 2—3 дней, и только у одной из пострадавших, хронического малярика, заболевание длилось 1 месяц и 6 дней.

Питание в детском доме за последее время было несколько однообразным, хотя его калорийность, по данным Горского института, была удовлетворительна (2 500—2 900 кал/сутки).

В день заболевания 24.IX в 7 часов утра на завтрак было подано холодное мясо с только что приготовленным картофельным пюре. В 12 4atoB часть детей, работающих в поле, получила хлеб с повидлом. Обед был приготовлен к часу дня и состоял из двух блюд: супа из фасоли со сливовым маслом и перловой каши с кусочками того же мяса, что и на завтрак. Обед начался для большинства детей в 2 часа.

В связи с тем, что работающие в поле подходили в разное время, обед затянулся до 8 часов вечера; все это время он стоял на плите и подогревался. По вкусовым свойствам обед признан удовлетворительным, даже кушавшие в 7—8 часов вечера никакого привкуса или окисания не отмечают. В 8 часов вечера был подан ужин —чай с хлебом. Воду пили сырую из водопровода зданий, находящихся вблизи городского хозяйства; в последней некоторые отмечали ржавый привкус. Работающие в поле ели много »зелени.

При проверке употребляемых в пищу продуктов установлено, что картофель-и фасоль доставлялись в детский дом со своего пригородного хозяйства. Крупа и масло были получены из государственного магазина и употреблялись в пищу с 14.IX. Повидло было закуплено в Союзплодоовощи и выдавалось в первый раз. Мясо в количестве 68 кг было получено из Мясокомбината 21.IX.

Так как стояли теплые дни, то во избежание порчи 22.IX мясо было разрублено на куски весом в 1—2 кг, все сразу сварено, сложено в кастрюлю и поставлено на хранение в подвал. По мере надобности мясо приносилось, резалось на порции, подогревалось или в холодном виде давалось к столу. Ели его-22, 23 и 24.IX. 25.IX на продукты, имеющиеся в детском саду, было наложено запрещение, и до 1.Х все продукты покупались на базаре.

На анализ были направлены вода из кранов водопровода, все продукты, находившиеся в кладовой, кусочки сырого и вареного мяса, найденные на полке в подвале. Остатков обеда, приготовленного 24.IX, не оказалось.

Взяты рвотные массы и кал заболевших. Котлы и вся посуда проверены на месте, и только в одной глиняной чашке реакция на свинец дала положительный результат. Все анализы производились Горским институтом. При двукратном исследовании в водопроводной воде детского дома и студенческих общежитий нитритов и нитратов не обнаружено. Солевой состав обычный. Кишечной палочки нет. Бактерийность от 25 до 100.

Все пищевые продукты вполне доброкачественны, тяжелых металлов и мышьяка не обнаружено. Из обоих кусков мяса выделен Proteus vulgaris.

Произведено 19 бактериологических исследований: 4 анализа крови, 5 — рвотных масс, 10 — кала. В 5 случаях из кала и в 2 случаях из рвотных масс выделен Proteus vulgaris.

Внезапность возникновения, значительный процент заболевших и продолжительность вспышки характерны для пищевого отравления. Клиническая картина и результаты исследования продуктов и посуды исключают предположение о возможности отравления тяжелыми металлами. Водопроводная вода, употреблявшаяся детьми, признана вполне удовлетворительной и причиной заболеваний быть не могла. Все пищевые продукты при осмотре и по данным анализа оказались доброкачественными, употреблялись в пищу с -J0.IX и никаких неприятных последствий не вызывали. Повидло было выдано первый раз 24.IX в день вспышки, но заболели >и дети, не евшие его. Да и анализ из повидла не вызывал никаких сомнений. Останавливает на себе внимание мясо, полученное с бойни 21.IX, сваренное 22.IX и хранившееся до 24.IX в подвале.

В течение второй половины сентября стояла теплая, почти жаркая погода. В мясе, естественно, могло развиться много микроорганизмов. 24.IX часов через 5 после завтрака, за которым давалось это мясо, трое из работавших в поле почувствовали себя плохо. Возможно, что вспышка ограничилась бы несколькими заболеваниями, но, повидимому,Тюльшую роль сыграла повторная выдача мяса на обед,, который проходил в не совсем обычных условиях. Все -приготовленное к 1 часу дня до 8 часов вечера стояло на плите, подогреваясь. Это создало исключительно благоприятные условия для роста микроорганизмов, и чем позднее обед съедался, тем больше увеличивалась возможность заболевания. В изоляторе обед был получен ровно в час и у находившихся там заболеваний не было. Из обедавших в 2—3 часа заболели 14%, а из работавших в поле и обедавших между 4 и 8 часами — 58%. Легкость заболевания, несколько затянувшееся начало (последние случаи были на 5-й день), наличие рецидивов указывают на то, что в организм был введен мало вирулентный микроб, требующий довольно продолжительного времени для развития и накопления, прежде чем вызвать заболевание.

Бактериологическое исследование мяса, а также кала и рвотных масс заболевших в качестве этиологического момента на первое место выдвигает Proteus vulgaris.

В последние годы вопрос о вульгарных отравителях стал со всей остротой. В литературе все чаще и чаще описываются случаи массовых отравлений, вызванных этими микробами. Ос<?бое внимание при-

влекают золотистый стафилококк и протей. Отравления стафилококком обычно возникают при употреблении сладкомолочных продуктов — мороженого, тортов и пирожных с кремом.

Отравления, вызванные протеем, связаны главным образом с мясом и рыбой. В здоровых продуктах протей — обычно редкая находка. В начальной стадии порчи мяса на смену микрококкам появляется кишечная палочка, а затем протей. При этом в первой фазе аэробного брожения может и не быть изменения вкусовых свойств и внешнего вида мяса.

В Пруссии в 1924/25 г. на 61 отравление мясом на Proteus vulgaris падало •5 случаев (6,2%)i

По Штандфусу и Углову, на долю протея приходится 3,ö°/o всех мясных ■отравлений.

Соловьев говорит о протее как хорошо выявленном отравителе; он указывает на то, что в литературе отмечено 32 случая отравлений протеем. Им! же описана вспышка острых гастроэнтеритов в Мариуполе в 1925 г., вызванная употреблением копченой рыбы-пузанка, зараженной Proteus vulgaris.

Из кусочков пузанка, взятых у пострадавших, а также при проверке рыбы на складах и в торговых точках был выделен протей.

Уничтожение всех .запасов рыбы, пораженной протеем, повлекло за собой немедленное прекращение эпидемии.

Влияние высокой температуры на протея нельзя считать установленным. Мауер, Вассенбург и Гофф считают, что для уничтожения протея достаточно «агревания до 60—70° в течение короткого времени. Берзелин находит, что только кипячение в течение 45 минут освобождает продукт от протея; 30-минутное кипячение безрезультатно.

Нагревание бульонной культуры выделенного в мариупольскую вспышку протея при 30—52° в течение 5 минут не оказало никакого действия. При 65' погибли не все штаммы, в то время как жара в 90° уничтожила все.

Вопрос о вульгарных отравлениях требует еще большой разработки. Санитарно-профилактическая работа в этой области должна быть направлена к изучению и предупреждению микрофлоры при хранении и обработке скоропортящихся продуктов.

Д-р ХОВАНСКИЙ (Феодосия)

Удачный опыт борьбы с крысами в условиях

торгового порта

Для торговых портов вопросы крысоистребления настолько актуальны, что все время приходится искать новые и лучшие методы. Санитарная охрана морских границ СССР требует^, между прочим, м повседневной плановой борьбы с крысами, которые путешествуют на судах по всем портам мира. 8 портах и на судах в трюмах всегда имеется разнообразный ассортимент продуктов питания; территория порта плотно застроена складочными помещениями, подземная часть •складочных помещений почти всегда изрыта крысиными ходами, в которых эти животные устраивают себе жилье. Нами не используются все как биологические, так и механические, химические и бактериологические методы борьбы с крысами. В новых и в капитально реконструируемых постройках применяется принцип крысонепроницае-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.