Научная статья на тему 'Пироговские традиции формирования элементов профессиональной компетенции в процессе преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии'

Пироговские традиции формирования элементов профессиональной компетенции в процессе преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.И. ПИРОГОВ / ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / N.I. PIROGOV / TOPOGRAPHICAL ANATOMY / CLINICAL ANATOMY / OPERATIVE SURGERY / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE HIGHERMEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сонголов Геннадий Игнатьевич, Галеева Ольга Павловна

Признанный историей приоритет Н.И. Пирогова – основание уникальной интегрированной учебной дисциплины оперативной хирургии и топографической анатомии. Она гармонично базируется на двух ведущих векторах обучения студентов: фундаментальный компонент и прикладной компонент. Каким образом реформируемые организационные и методологические основы учебной дисциплины должны отвечать современной образовательной доктрине – воспитанию у студентов профессиональной компетенции? Какова миссия кафедры в грядущих изменениях?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сонголов Геннадий Игнатьевич, Галеева Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pirogov''s traditions of elements formation of the professional competence in the course of teaching topographical anatomy and operative surgery

The priority of N.I. Pirogov recognised as history – the basis of the unique integrated educational discipline of operative surgery and topographical anatomy. It is harmoniously based on two leading vectors of students training: a fundamental component and an applied component. How reformed organizational and methodological bases of an educational discipline should respond the modern educational doctrine to foster among the students professional competence? What mission of department in future changes?

Текст научной работы на тему «Пироговские традиции формирования элементов профессиональной компетенции в процессе преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии»

онкогенеза // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 12. Роберт Л., Ньюссбаум и др. Медицинская генетика. -

2013. - Т. 116. №1. - С.134-138. Пер. с англ. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

11. Мушкамбаров Е.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная био- 13. Фогель В., Мотульски А. Генетика человека. - Пер. с

логия. - М.: МИА, 2007. - 536 с. англ. - М.: Мир, 1989. - Т. 1. - 312 с.

Информация об авторе: Майборода Аскольд Александрович - заведующий кафедрой, профессор, д.б.н.,

664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, дом 1.

ПЕДАГОГИКА

© СОНГОЛОВ Г.И., ГАЛЕЕВА О.П. - 2013 УДК: 617-057.4

ПИРОГОВСКИЕ ТРАДИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ

Геннадий Игнатьевич Сонголов, Ольга Павловна Галеева (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии, зав. - к.м.н., доц. Г.И. Сонголов)

Резюме. Признанный историей приоритет Н.И. Пирогова - основание уникальной интегрированной учебной дисциплины оперативной хирургии и топографической анатомии. Она гармонично базируется на двух ведущих векторах обучения студентов: фундаментальный компонент и прикладной компонент. Каким образом реформируемые организационные и методологические основы учебной дисциплины должны отвечать современной образовательной доктрине - воспитанию у студентов профессиональной компетенции? Какова миссия кафедры в грядущих изменениях?

Ключевые слова: Н.И. Пирогов, топографическая анатомия, клиническая анатомия, оперативная хирургия, профессиональные компетенции, высшее медицинское образование.

PIROGOV'S TRADITIONS OF ELEMENTS FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE COURSE OF TEACHING TOPOGRAPHICAL ANATOMY AND OPERATIVE SURGERY

G.I. Songolov, O.P. Galeyeva (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The priority of N.I. Pirogov recognised as history - the basis of the unique integrated educational discipline of operative surgery and topographical anatomy. It is harmoniously based on two leading vectors of students training: a fundamental component and an applied component. How reformed organizational and methodological bases of an educational discipline should respond the modern educational doctrine - to foster among the students professional competence? What mission of department in future changes?

Key words: N.I. Pirogov, topographical anatomy, clinical anatomy, operative surgery, professional competence, the higher medical education.

Одним из приоритетных достоинств отечественной высшей медицинской школы является преподавание двуединой дисциплины оперативной хирургии и топографической анатомии, концептология которой разработана и внедрена лично Н.И. Пироговым в образовательный процесс в XIX веке. Его проект - не два разрозненных луча, а один цельный вектор оплодотворяющего и дополняющего друг друга, как спирали ДНК, тандема, синтезирующего непрерывно развивающуюся цепь анатомо-клинического мировоззрения врачей.

Стратегической задачей ВУЗов обозначена подготовка специалистов с достаточным ресурсом знаний, умений, навыков и компетенций, определяющих их повседневную конкурентоспособную практическую деятельность. В конце ХХ века в теории и практике образовательного процесса утвердилось понятие о компетентности как совокупности знаний и способностей специалиста. В государственном образовательном стандарте нового поколения искомый термин звучит как готовность и способность «применять знания, умения, навыки и личностные качества для плодотворной деятельности в конкретной области». Таким образом, критерием верификации компетенции является достижение специалистом положительного для себя и для социума результата. Термин «компетентностный подход» укоренился в результате дискуссий по направлениям модернизации рос-

сийского образования. Его понятийный аппарат ещё окончательно не устоялся. В частности, исследовательская мысль разрабатывает такие структурно-функциональные парадигмы как производство знаний, способностей и генерация интеллекта. Коренное изменение в обществе, влияющее на сферу образования, - ускорение темпов её развития. В результате вуз должен готовить своих питомцев к перманентно меняющейся профессиональной деятельности в будущем, о котором мы сами мало что знаем. Первокурсники, которые заполнили учебные аудитории в 2013 году, будут продолжать свою активную трудовую деятельность примерно до 2060 года. Но сегодня часть из них недостаточно готова к усвоению учебного материала в полном объеме, отчего может страдать качество подготовки специалистов. Каким будет здравоохранение в середине XXI века, трудно себе представить не только нам, но и футурологам. Поэтому кафедра готовит студентов к грядущим переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность, универсальность. Мы считаем, что студенты должны активно корректировать собственное обучение.

Компетенции можно разделить на два вида: 1) универсальные, надпрофессиональные, 2) предметноспециализированные, профессиональные. Они включают реестр навыков, компетенций, способностей, которые долж-

ны приобрести выпускники. Проводится ранжирование по уровням усвоения на основе фонда оценочных средств.

Проект паспорта компетенций врача РФ по ФГОС-3 предполагает овладение 8 общекультурными и 32 профессиональными компетенциями [2]. В целом суть компетентностно-ориентированного образования - умение анализировать информацию, самостоятельно принимать решения и действовать функционально грамотно.

Основоположник кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии (ОХиТА) Н.И. Пирогов предвосхитил: «Нет медицины без хирургии, также нет и хирургии без анатомии». Истоки преподавания ОХиТА также глубоки, как и становление всего медицинского образования России. Проект организации её в Петербургской медикохирургической академии был утвержден приказом военного министра 30 июля 1865 года. Выборы заведующего кафедрой затянулись почти на 2 года, и только 29 ноября 1867 г. она начала функционировать под руководством утвержденного Конференцией экстраординарного профессора Евстафия Ивановича Богдановского [1]. Компетентностный подход всегда присутствовал при изучении ОХиТА. Ибо в этом её суть, её специфическая функция как уникальной учебной дисциплины.

Концепцией преподавания реализуемой только в России методологии двуединой дисциплины было воспитание у студентов сознания осмысливать содержание топографической анатомии умом, глазами и руками практикующего врача. То есть родоначальником необычно структурированной ОХиТА Н.И. Пироговым был заложен в учебный процесс действенный вектор преобразования прежнего пассивного образовательного континуума «знание-информация» в активный концептуальный статус «понимание-способность-действие». Уже в начале своей педагогической деятельности профессор Н.И. Пирогов коренным образом меняет основы преподавания хирургии и вводит анатомо-физиологическое направление. В своей автобиографии, адресованной к И.В. Бертенсону, он пишет: «В медицине я как врач и начальник с первого же моего вступления на учебно-практическое поприще поставил в основание анатомию и физиологию...» [5]. В этом проекте он подчеркивает необходимость уже в академии прививать слушателям практические навыки: «. Преждевременно вышедшие из академии врачи, вступив в госпитали и перевязочные пункты армии, должны к стыду своему заимствовать их дальнейшее практическое образование не у матадоров науки, а от грубой эмпирии фельдшеров» [4]. Это мудрое наблюдение Н.И. Пирогова приоткрывает корни и направление приоритетного развития профессиональных компетенций у студентов медицинских университетов. О том, какое большое значение Н.И. Пирогов придавал мануальному тренингу по оперативной хирургии, свидетельствует его письмо в Университет от 9 января 1859 г. «... разрешить прозектору анатомии Университета в виде опыта практические упражнения студентов в делании на трупах хирургических операций в течение настоящего полугодия» [1].

Н.И. Пирогов убеждал своих коллег о приобретении и совершенствовании студентами практических навыков не только по хирургии, но и по другим специальностям. Например, он писал «. желательно, чтобы студентам была дана возможность получить в университетах все нужные теоретические и практические сведения». Наконец, он, как известно, учредил первый в мире Институт практической анатомии, где обучающийся препарировал биологический материал и запоминал чудную архитектуру человеческого тела, самостоятельно делал учебные операции и постигал науку лечить людей. Это было приближённое к реальности профессиональное образование. Обучение скрупулезному клиническому анализу симптомов заболеваний и повреждений, а также мануальной технике диагностических процедур и оперативных приемов было поставлено очень высоко на его лекциях по хирургической анатомии.

После возвращения из заграничной командировки, еще до начала работы на кафедре в Дерпте, Н.И. Пирогов читал курс хирургической анатомии для врачей в Петербурге. «Наука эта, - пишет он, - у нас и в Германии была еще так нова, что многие из врачей не знали даже ее названия. Я днем изготовлял препараты, обыкновенно на нескольких трупах, демонстрировал на них положение частей какой-либо области и тут же делал на другом трупе все операции,

производящиеся на этой области с соблюдением требуемых хирургической анатомией правил» [6]. Завоевавшие всемирное признание его классические труды «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», «Полный курс прикладной анатомии» и «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело», отражают этапы его феноменальной творческой биографии. Перечисленная триада научных трудов легла в основу учебной дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия». Н.И. Пирогов, учитель всех учителей, продолжает и сейчас успешно развивать клиническую анатомию, учит нас “мыслью и опытом приобретенных убеждений” и через рубежи веков помогает золотыми стандартами заложенных им научных, врачебных и педагогических традиций. Реестр его достижений неповторим как по глубине замыслов, так и по результатам реального их воплощения в практическую деятельность врачей. Гениальный Н.И. Пирогов посвятил в своей карьере топографической анатомии около 50 лет и сделал эту науку и учебную дисциплину одной из самых востребованных в России [5].

Никто не оспаривает факт, что топографическая анатомия и оперативная хирургия как учебная дисциплина и наука создана в полном объёме одним человеком. Идеи Пирогова не умерли. Они материализовались в плодотворные результаты образовательного процесса в России, в сознание практикующих врачей, врачей-педагогов. Пирогов и сейчас помогает изменять окружающий мир в лучшую сторону.

Цель дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» (так переименовано в ФГОС-3): анатомоклиническая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах, овладение базовыми навыками лечебных приемов, необходимых в практике каждого врача. Формирование и реализация дисциплинарного «портфеля компетенций» гарантирует последующую эффективную профессиональную деятельность адептов. Самым важным отличием компетенции от традиционной триады «знания - умения - навыки (ЗУН)» является концепция, что она проявляет себя эффективным действием. В ФГОС-3 впервые в директивной форме определены требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных в форме компетенций. Как известно, обязательные минимальные (пороговые) уровни сформирован-ности компетенций устанавливаются вузом самостоятельно.

Уровень владения профессиональными знаниями, способность к общению и умение критически оценивать личные качества лежат в основе учебно-воспитательной работы кафедры. Благодаря Н.И. Пирогову национальной особенностью медицинских вузов России стало преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии, которая стала важным звеном формирования у студентов клинического мышления, глубокой мотивации самостоятельно думать, всестороннего анализа анатомо-клинической ситуации. Ведущие медицинские факультеты университетов Северной Америки и Старого Света признали целесообразность этой концепции лишь на рубеже ХХ и XXI веков. У них в учебном плане отсутствует кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии, однако эту образовательную нишу заполняют разные кафедры, для которых учебная программа этой дисциплины побочный продукт и у них нет квалифицированных педагогов. Матрица дисциплины рассеяна по образовательному пространству клинических кафедр. Преподаватели, обучающие ОХиТА, зачислены в штатное расписание различных структурных подразделений. За рубежом подготовка врачей в России на интегрированной кафедре вызывает явное одобрение и желание перенять этот ценный опыт. Для двуединой учебной дисциплины, выпестованной гениальным анатомом и хирургом Н.И. Пироговым, был характерен с момента её зарождения профессиональноориентированный алгоритм обучения, который акцентировал внимание на качестве образования, на прикладном аспекте. В качестве результата обучения рассматривается способность врача действовать самостоятельно и эффективно в различных ситуациях, а не только совокупность переработанной информации. Это была по проекту, по содержанию, по результату приоритетная отечественная концепция формирования у будущих врачей клинического мышления,

блестяще выдержавшая испытание временем. Ведущая цель практических занятий - качественное овладение на основе безупречного знания топографической анатомии мануальными навыками, пониманиями и способностями выполнения неотложных и плановых диагностических и лечебных приемов (ПХО, трахеостомия, остановка кровотечения, пункция и катетеризация вен, торакоцентез, лапароцентез, пункций перикарда, плевральной полости и др.) [3].

Также важна анатомо-клиническая верификация симптомов, выявляемых при классическом обследовании пациентов и при использовании современных визуализирующих технологий. Учебная программа курса раскрывает структуру и суть хирургической операции, её анатомическую обоснованность, физиологическую дозволенность, доказательную целесообразность. На достижение этих параметров и направлена дидактическая поддержка учебной дисциплины. Мотивационный контекст незримо присутствует в проекте любого практического занятия и управляет действиями студентов. Заинтересованность к погружению в топографоанатомический мир здорового или больного человека обеспечивается не изнурительной зубрежкой, а складывающимися потребностями саморазвивающегося творческого потенциала будущего специалиста. При этом описательная анатомия перерастает в полнокровную клиническую анатомию, в энциклопедию практикующего врача, так как субъект обучения уже многое понимает, он самостоятельно конструирует и отстаивает заявленные диагностические и лечебные проекты. Так завершается очередной круг интеллектуальной спирали развития обучающихся.

Базовой основой обучения на кафедре, безусловно, является самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя на анатомическом, симуляционном и экспериментальном материале. Муляжи, фантомы и виртуальная хирургия не могут формировать адекватные сенсорнотактильные ощущения врача, но они закрепляют целеполагающие манипуляционные стереотипы. Занятия в учебной операционной, в прозекторской позволяют реально оценить форму и содержание природных анатомических моделей. При такой методике преподавания у студентов не возникает негативного барьера, конфликта между нативными и имитационными ресурсами обучения. Преподаватель добивается активного участия каждого студента в освоении умений, навыков и пониманий, всего того, что в итоге позволяет вынести вердикт «способен и готов».

Уровни дисциплинарной компетенции:

а) по топографической анатомии - способен и готов использовать в лечебно-диагностической деятельности знания клинической анатомии клетчаточных пространств, проекции магистральных сосудов и нервов, коллатеральном кровообращении при нарушении проходимости магистральных кровеносных сосудов; органов, их скелетопию и синтопию для выбора хирургических доступов и видов оперативных вмешательств, предупреждения ятрогенных ошибок;

б) по оперативной хирургии - способен и готов использовать в лечебно-диагностической деятельности знания о видах, способах и технике хирургических операций, хирургических аппаратах и инструментах, пользоваться хирургическим инструментарием общего назначения; выполнять на тренажерах, биологических объектах и экспериментальных

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков О.П. Место и роль топографической анатомии и клинической анатомии в современной системе высшего медицинского образования // Морфология. - 2008. - №1.

- С.7-19.

2. Дыдыкин С.С. Перспективы развития хирургии в XXI веке и роль оперативной хирургии и топографической анатомии // Вопросы реконструктивной и пластической хирургии.

- 2007. - №3. - С.97-98.

3. Каган И.И. Клиническая анатомия в современной морфологии и медицине // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2011. - №2. - С.27-35.

4. Коренев С.В., Изранов В.А. Инновационные технологии

животных основные оперативные приемы (разрез тканей, разрезы для вскрытия панарициев, флегмон кисти и стопы, хирургический доступ, вязание узлов, наложение и снятие швов, пункция плевральной полости) и операции (конико-томия, трахеостомия, венесекция, экспозиция и лигатура магистральных артерий и др.).

Учебно-воспитательный процесс включает и общекультурную компетенцию: способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы естественнонаучных, медикобиологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Воспитание у студентов начальной профессиональной компетенции осуществляется при должном обеспечении современными тренажерами и аппаратами.

Клиническая анатомия - это ответственное профессиональное путешествие в глубь человеческого тела, продолжающееся у врача всю жизнь. Оно позволяет понять бесконечную сложность, удивительную красоту и мудрое величие человеческого тела. При оценке перспектив изучения топографической анатомии иногда смешивают два понятия: содержание предмета и знание его. Не может быть дискредитирована учебная дисциплина только потому, что не все врачи безупречно освоили методологию прикладной анатомии и не все приобретенные компетенции используют в повседневной практической работе. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие объективно оценить их компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются кафедрой самостоятельно[2].

Широкое использование в учебном процессе компьютерных технологий, ситуационных задач, мануальных тренингов предполагает разработку новых рабочих программ, их методическое сопровождение. Еще больших усилий, чем внедрение быстро развивающейся компьютерной томографии и её приложений, требует процесс практического освоения её будущими врачами. Обучение сегодня направлено на безупречное знание клинической анатомии современных визуализирующих технологий. Это целеполагающая задача остается краеугольным камнем современного компетент-ностного обучения. Сегодня приходится изучать и осваивать гораздо больше, чем вчера, а завтра нужно будет уметь делать намного больше, чем сегодня. Топографическая анатомия и оперативная хирургия нужна всем обучающимся, чтобы заниматься практикой на высоком конкурентоспособном уровне. Образовательный процесс по нашей дисциплине должен быть настолько эффективным, насколько это возможно, т.к. никто не будет отрицать, что клиницисты не могут обойтись в своей профессиональной деятельности без заявленных компетенций по клинической анатомии. Проводимая модернизация здравоохранения предъявляет новые требования к деятельности врачей-специалистов, подразумевает максимальное овладение ими практических навыков во время обучения. Благоприятные перспективы для этого имеются на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии, бережно сохраняющей и приумножающей традиции Н.И. Пирогова.

преподавания анатомии человека //Медицинское образование. - Сборник тезисов. - 2013. - С.244-245.

5. Пирогов Н.И. Автобиографические произведения // Пирогов Н.И. Собрание сочинений. - М.: Госиздатмедлит, 1962. - В 8 т.: Т.8. - С.69-413.

6. Сонголов Г.И. Клиническая анатомия Пирогова - выдающееся научное свершение и приоритет России // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2011. - Т. 107. №8. - С.112-118.

7. Сонголов Г.И., Галеева О.П., Зайцев А.П. Н.И. Пирогов и его вклад в клиническую анатомию: взгляд через рубежи веков // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2011. - №4 (80). Ч.2. - С.303-309.

Информация об авторах: Сонголов Геннадий Игнатьевич - заведующий кафедрой, доцент, к.м.н.; Галеева Ольга Павловна - доцент, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.