Научная статья на тему 'Размышления у парадного подъезда обители анатомических знаний'

Размышления у парадного подъезда обители анатомических знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / АНАТОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНАТОМИЧЕСКИЙ ТЕАТР / Н.И. ПИРОГОВ / ИРКУТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / N.I. PIROGOV / CLINICAL ANATOMY / ANATOMICAL EDUCATION / ANATOMICAL THEATER / IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сонголов Геннадий Игнатьевич, Галеева Ольга Павловна, Зайцев Александр Петрович

Представлен очерк прошлого, настоящего и будущего клинической анатомии в связи с юбилейной датой анатомического образования в Иркутском государственном медицинском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сонголов Геннадий Игнатьевич, Галеева Ольга Павловна, Зайцев Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reflections about past, present and future of anatomical knowledge

There is a presentation of an assay of past, present and future of clinical anatomy in view of anniversary of anatomical education in Irkutsk State Medical University.

Текст научной работы на тему «Размышления у парадного подъезда обители анатомических знаний»

© СОНГОЛОВ Г.И., ГАЛЕЕВА О.П., ЗАЙЦЕВ А.П. - 2014 УДК: 611. 9

РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА ОБИТЕЛИ АНАТОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Геннадий Игнатьевич Cонголов, Ольга Павловна Галеева, Александр Петрович Зайцев (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии, зав. - к.м.н., доц. Г.И. Сонголов)

Резюме. Представлен очерк прошлого, настоящего и будущего клинической анатомии в связи с юбилейной датой анатомического образования в Иркутском государственном медицинском университете.

Ключевые слова: клиническая анатомия, анатомическое образование, анатомический театр, Н.И. Пирогов, Иркутский государственный медицинский университет.

THE REFLECTIONS ABOUT PAST, PRESENT AND FUTURE OF ANATOMICAL KNOWLEDGE

G.I. Songolov, O.P. Galeeva, A.P. Zaycev (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. There is a presentation of an assay of past, present and future of clinical anatomy in view of anniversary of anatomical education in Irkutsk State Medical University.

Key words: clinical anatomy, anatomical education, anatomical theater, N.I. Pirogov, Irkutsk State Medical University.

Клиническая анатомия - непрерывно развивающаяся наука, изучающая тело человека и дарящая нам значимые и привлекательные знания. Русская Пироговская школа топографической анатомии и оперативной хирургии заложила новое направление в отечественной медицине и никогда не уступала зарубежным школам, особенно в инновационном русле. Приоритетные научные и педагогические приемы наших Учителей убедительно демонстрировали взаимосвязь региональных анатомических особенностей и определяемых ими предпосылок и инициаций возникновения и развития патологических процессов. Обучение стало максимально приближено к запросам практической медицины. Так, в предисловии к третьему изданию «Очерков гнойной хирургии» (1956) академики А.Н. Бакулев и П.А. Куприянов писали: «До выхода в свет труда В.Ф. Войно-Ясенецкого, пожалуй, никому не удалось провести с такой последовательностью анатомо-топографический принцип в изучении нагноительных процессов, то есть тот принцип, который был впервые выдвинут великим Н.И. Пироговым» [3]. Сам автор писал о сформулированной им концепции: «... Я поставил себе целью, прежде всего, показать молодым врачам, что топографическая анатомия является важнейшей основой для диагностики гнойных заболеваний и выработки плана оперативного лечения, которое в большинстве случаев бывает атипическим.» [2].

Овладение клинической анатомией является одной из наиболее трудных задач для студентов, интернов, ординаторов, аспирантов и практикующих врачей. Клиническая анатомия - многоплановая область знаний и улавливается в сознании обучающихся сложнейшим движением мысли. Она - формула познания пространственно-структурной организации здорового или больного индивида через оптимальные образовательные векторы, способствующие ускоренному вызреванию блистательного клинического опыта.

Мир сотворен и познаваем. Человек во Вселенной -уникальная реальность. К сожалению, он - смертен, тем самым запрограммирован в пространстве и во времени. Анатомические представления были в числе первых восприятий человеком окружающего мира. Наскальные изображения древних людей можно отнести к первым иллюстрациям человеческого тела. Так проявлялась потребность познания окружающего мира и места человека в нем. Организм человека у наших предков было предметом особого интереса и поклонения к своему «Я». Доминировала мысль описать и понять своё тело, то есть самого себя. Развитие анатомии человека бесконечно. Время изменило её парадигму: от непознанного и нераскрытого хранилища души до лишенного таинственности объекта повседневной деятельности. Современные врачи все меньше притрагиваются при обследовании и лечении к телу пациента. Но зато профессиональная рецепция и экспозиция проблемных анатомических областей, органов и тканей человека осуществляется специальным инструментарием по всему реестру современных инновационных технологий: сканирование, эхография, эндоскопия, контрастирование, моделирование, реконструирование и т.д. Используются принципиально новые методы исследования, но и традиционные способы не обречены.

Все периоды своего развития анатомия объективно отражала закономерную эволюцию естественнонаучных знаний. Эстетика топографической анатомии проявляется в чудной вязи её тканей, фиксируемых глазом и препарируемых мыслью и руками.

На протяжении многих веков действовал строжайший запрет на вскрытия и исследования кадаверов, исключавший учебные анатомические занятия и препятствовавший развитию научной анатомии человека. Римская церковь выступала цензором университетских правил и под угрозой наказаний, вплоть до смертной казни, не допускала учебных экспозиций внутренних органов умерших. В ХГУ-ХУ веках в уставы некоторых европейских университетов всё же были внесены долгожданные параграфы, разрешающие секционные занятия в специальных зданиях, названных анатомическими театрами.

Программная учебная дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия» в Российской высшей медицинской школе преподается более 300 лет. По приказу императора Петра I в 1705 году в Москве Н.А. Бидлоо (выпускник Лейденского университета) начал проводить занятия в анатомическом театре по хирургии с обучающимися лекарскому делу. Первый отечественный учебник «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре» написан им и издан в 1710 году.

Высшее медицинское образование в Сибири начало обустраиваться только к концу XIX века. В 1878 году открыт императорский университет в Томске. Он стал девятым в России вузом и первым за Уралом. Востребованность университета в Сибири витала в воздухе ещё во времена царствования Екатерины II. Солидные пожертвования, предпринятые братьями Демидовыми и другими богатыми сибирскими промышленниками и купцами, благоприятствовали реализации намечаемого проекта. Но, тем не менее, окончательное решение вопроса затягивалось, так как некоторые высокие правительственные чины России проявляли негативный подход. Оппоненты высказывали свои серьёзные опасения: оправдают ли себя огромные инвестиции, наберутся ли в достаточном числе желающие обучаться, а, главное, захотят ли квалифицированные специалисты из центра империи ехать за тридевять земель, чтобы зажечь факел Гиппократа в суровой российской провинции. Развернулась активная полемика в обществе, обсуждались приоритеты других заявленных городов - претендентов: Иркутска и Омска. Альтернативные предложения продолжали поступать и после подписания императором Александром II Указа о начале строительства высшего учебного заведения в Томске. Будировался злободневный для того времени контраргумент: не станет ли новорожденный университет ещё одним очагом революционных антиправительственных выступлений студентов на востоке страны. В итоге уже императором Александром III было принято высочайшее решение об учреждении Томского университета с медицинским факультетом. Щедрые и безвозмездные вклады меценатов позволили выстроить прекрасно оборудованные учебные и научные лаборатории, библиотеку и ботанический сад. Однако, как и прогнозировалось, затянулось

комплектование штата профессорско-преподавательского коллектива. Он формировался преимущественно из выпускников медицинского факультета Императорского Казанского университета, который успешно функционировал с 1804 года и длительное время был самым восточным ВУЗом в России. Однако, кандидатура Иркутска на статус университетского города не снималась с повестки дня. Более того, пуск в эксплуатацию в конце XIX века Транссибирской железной дороги, русско-японская и 1-я мировая войны в начале XX века, продолжающееся активное освоение сибирского Севера, Дальнего Востока и Камчатки, бурно развивающиеся торговые связи с Китаем стимулировали неизбежность положительного решения по этому жизненно важному проекту. И оно свершилось. В 1919 году, несмотря на неистово полыхавшую в Прибайкалье гражданскую войну, организован физико-математический факультет Иркутского государственного университета с медицинским отделением. 15 ведущих профессоров Казанского университета, среди которых были авторитетные анатомы, прибыли в конце трудного, долгого и опасного пути в столицу Восточной Сибири и составили элитное преподавательское ядро учебного заведения. Научно-педагогический десант с берегов Волги, преисполненный дерзких планов и опираясь более чем на вековой опыт Аlma mater, энергично принялся формировать учебный план и обустраивать учебные кафедры. В их числе - национальная особенность России - кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии. Обучение студентов-медиков ИГУ по нашей уникальной и трудоемкой учебной дисциплине было начато весной 1920 г. Возглавил кафедру профессор, будущий академик РАН и РАМН Алексей Дмитриевич Сперанский. За 95 лет существования кафедры ею руководили 4 профессора и 4 доцента (А.Д. Сперанский, И.С. Малиновский, С.Н. Синакевич, Б.С. Станкевич, Л.В. Сакович, С.Н. Захаров, В.П. Швецов). С 1999 года структурное подразделение возглавляет Г.И. Сонголов. Были учителями и окормляли иркутскую школу клинических анатомов знаменитые ученые Ленинградской военно-медицинской академии (академик В.Н. Шевкуненко - С.Н. Синакевич), 1-го Московского (академик В.В. Кованов, проф. А.А. Травин - О.П. Галеева, А.В. Таевский), 2-го Московского (академик В.В. Куприянов - Л.В. Сакович, В.П. Швецов), Казанского (профессор В.Х. Фраучи - Г.И. Сонголов), Томского (профессор Ф.Ф. Сакс - В.Н. Зеленин) медицинских институтов. Коллектив кафедры, как и университет в целом, достойно прошел через все неимоверные трудности революционных потрясений, гражданской и Великой отечественной войн, смену общественно-экономической и политической формации в стране, её реверсию. Кафедра участвовала в подготовке остро востребованных врачей разных специальностей для интенсивно развивающихся восточных регионов страны, вместе со всем советским народом ковала Великую Победу над немецким нацизмом и японским милитаризмом, добивалась других успехов на своём поприще. Приоритетным направлением научно-исследовательской деятельности кафедры была разработка топографо-анатомических основ хирургического лечения заболеваний органов и систем человеческого тела.

Методология и содержание анатомо-клинического образования выстраивались многими поколениями ученых. Кафедра придерживается педагогических традиций и приоритетов, которые заложены во времена становления института. Эпиграф докторской диссертации первого ректора и первого заведующего кафедрой анатомии человека Н.Д. Бушмакина "Памяти тех безвестных, на трупах которых мы учимся и учим" стал для нас педагогическим девизом и нравственным ориентиром [1].

Более консервативной сферы деятельности человека, чем образование, трудно найти. Но и исключительно полезной, так как оно непрерывно воспроизводит и приумножает интеллектуальный потенциал социума. Безупречное знание клинической анатомии - ключ к диагностической точности и хирургическому успеху. Мышление врача меняется в результате использования высоких образовательных технологий. Новые средства приобретения, обработки, хранения и передачи информации и знаний предоставляют новые возможности преподавания анатомии. Настало время использовать потенциал современных технологий отрисовки графики тела человека в образовательных целях. Студенты предпочитают визуальное восприятие учебного материала, который они усваивают. Топографическая анатомия и оперативная хирур-

гия нуждается сейчас в компьютерной поддержке не меньше, если не больше остальных обучающих дисциплин.

Изучение столь трудоемкого предмета, как клиническая анатомия, требует от обучающихся серьезных усилий, чтобы ассоциировать в сознании обширную информацию из первоисточников. Сегодня на помощь обучающим и обучающимся пришла виртуальная анатомия человека - искусственный интеллектуальный авторский проект. Но она - только приложение, хотя и с явно с позитивными аспектами. Изучение анатомии на человеческом трупе не всегда дает возможность идентифицировать объект интегрировано со всеми вариантами внутренних связей и реальными переходами одного уровня пространственно-структурной организации в другой, и, кроме того, там нет дефиниций структур частей тела, которые так необходимы изучающим. Программа клинической компьютерной анатомии, на наш взгляд, единственная в своем роде, которая экспонирует человеческое тело без преград и извлечений.

В новейших виртуальных обучающих пособиях по топографической анатомии детально визуализируются в трехмерной модели высокого разрешения внутреннее строение и взаимоотношение областей тела человека, его системы и органы, фасции и клетчаточные пространства.

Есть топографическая анатомия как часть морфологии и как область человеческого знания. Это наука. Есть топографическая анатомия, интегрированная с оперативной хирургией в формате учебного плана. Это учебная дисциплина. Интенсивно развиваясь благодаря запросам современной практической медицины и сохраняя при этом, безусловно, достойное из прошлого и приумножая настоящее, она служит незыблемой основой и, как флагман, ведет за собой образовательный процесс на додипломном и постдипломном уровнях подготовки в медицинских вузах. Приоритетной её целью, как науки, является достижение высокоинформативного и полезного содержания результатов исследования. Целью анатомо-клинического образования является изменение мировоззрения и приобретение обучающимися прикладных знаний [6]. То, что делают мотивированно сами студенты, а не то, чего добиваются от них педагоги, определяет, какие существенные изменения происходят в их сознании. Диагностировать пробелы в знаниях, умениях и навыках воспитанника и побудить ликвидировать их самостоятельно - наипервейшая задача преподавателя. По-прежнему выдающуюся роль в обучении анатомии играет личность талантливого педагога. Обучающийся, погружаясь под его руководством в аналитику предложенных анатомо-клинических ситуационных проблем, выстраивает алгоритм практического приложения собственных теоретических знаний и умений, закладывая в себе основы компетентного врача-исследователя.

Какой он клинический анатом на заре третьего тысячелетия и какая она прикладная анатомия XXI века? Итак, выбор судьбы сделан. Как ни трудна миссия клинического анатома, а она наполняет его душу красотой и совершенством природы человеческого тела, подпитывает теплом и светом педагогических чувств и открытий. Парадигма анатомического образования на сегодня претерпела и продолжает претерпевать серьёзные изменения. Она реализуется через интегрированный подход, при котором нормальное строение и физиология человеческого тела анализируются одновременно с патологическими дискурсами и клинической реабилитацией. Это связано главным образом с новейшими достижениями в области информационных технологий, которые оперируют многомерными компьютерными моделями для познания хирургической анатомии, для конструирования и последующего тренинга классических и инновационных врачебных манипуляций.

Анатомический театр (лат. theatrum anatomicum) - учебный корпус для широкого спектра образовательной деятельности обучающих и обучающихся в рамках реализации образовательного стандарта: бальзамирования, препарирования и экспозиции трупов, приготовления и хранения ор-ганокомплексов и Пироговских срезов, учебных и музейных препаратов, проведения научных исследований и практических занятий, включая учебные операции на симуляционных и биологических объектах, чтения лекций, тренинга врачебных манипуляций, работы НОМУСа, проведения экзаменов и конкурсных состязаний (олимпиад) по клинической анатомии и оперативной хирургии и т.д. Наш Учитель Н.И. Пирогов сетовал в своих воспоминаниях, что ему совершен-

но некогда было посещать с женой художественный театр. Всё оставшееся время после напряженных утренних операций в клиниках военно-хирургической академии, обходов и консультаций пациентов в городских больницах уходило на занятия до глубокой ночи в анатомическом театре с врачами, студентами и научную работу по своему индивидуальному плану. Он выдерживал в своей педагогической сокровищнице нужный баланс между анатомией живого человека и собственно анатомией, то есть не отвергал вскрытия, не считал её затерявшейся в веках архаичным методом.

Исторически анатомический театр представляет собой специфическое явление культуры эпохи барокко: публичное вскрытие трупов прозекторами выполнялось в парадных костюмах. Впервые такое заведение было открыто в Падуе (Италия, 1594 г). В России анатомические театры появились после «Великого посольства» Петра I в Лейдене (Голландия, 1698 г.).

В годы учебы в целевой аспирантуре на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Казанского медицинского института, руководимого известным профессором В.Х. Фраучи, одному из авторов посчастливилось много препарировать и представлять уважаемым в научном мире коллегам результаты своих научных изысканий под сводами величественного Анатомического Театра, являющегося уникальным памятником русского классицизма XIX века (1837 г., архитектор - академик М.П. Коринфский). Он предназначен для изучения анатомии и распространения анатомических знаний. По плану здание заявленного анатомического храма представляет четырехугольник, средняя часть которого является полуротондой с восемью ионическими колоннами. В центре здания располагается зал - двухсветная ротонда. Внутренний полукруг аудитории 2-го этажа образован красивой колоннадой со стильной решеткой, замыкающей хоры, покрытые высоким куполом. На фризе здания высечено изречение на латинском языке «Шс loots est, ubi mors gaudet succurrere vitae» - «Здесь место, где смерть рада помочь жизни». Так прослеживается еще одна нить исторических образовательных и научных связей двух прекрасных российских городов - тысячелетней Казани и 353-летнего Иркутска.

Компьютерные программы и симуляционные модули не могут адекватно заменить реальные трупы студентам, которым нужно долго и много учиться препарировать и приобретать мануальные навыки на бесчувственном, но натуральном биологическом материале, прежде чем начать ассистировать в перевязочной или операционной.

Современный анатомический театр - учебно-методический и научный комплекс, профессиональная площадка клинических анатомов, оборудованная техническими средствами и их программным обеспечением, где идёт аккумуляция Знаний и приобретение Компетенций на путях поиска Истины. Лучший анатомический учебник или атлас для студента - природный биологический материал - кадавер. Допустим, анатом конструирует вместе с программистом компьютерную стереометрическую модель среднестатистической тонкой или толстой кишки, возможно близкий к натуральному. Воссозданный виртуальный образ используется для тест-верификаций анатомо-клинических ситуаций, складывающихся реально в стенке или в просвете кишки (инвагинации, дивертикулез, завороты, опухоли, копроли-ты, жидкости, газы и т.д. и т.п.). В повседневной работе анатом опирается на все свои органы чувств и пользуется всей гаммой обратной сенсорной рецепции. Его зрительные, слуховые, тактильные и позиционные ощущения должны быть задействованы и при использовании виртуальной модели.

Клиническая анатомия стала для нас образом и смыслом жизни нашей, любовью нашей, творчеством нашим. Посредником между природой человеческого тела и обучающимися обязательно должен быть квалифицированный педагог-методист, который регулирует и управляет потоком полезной информации и тренингом.

Известно, что анатомия многим обязана прошлому. Мы стремились следовать совету мемуаристов - не вставлять себя в прошлое, но смотреть на него с позиций сегодняшнего дня. Это оказалось непростым делом, но мы старались.

Любые анатомические тексты (изображения), какие мы пишем (читаем, рисуем) в настоящем, имеют прошлое (живительные истоки, доказательные базы, учебные и академические традиции, генезис, фактологию, логику, азбуку, архив, артефакты, реальность опыта, аналитику, линии интонаций), которые время, акцентируя и переосмысливая, наследует

или отвергает.

Любые анатомические тексты (изображения), какие мы пишем (читаем, рисуем) в настоящем, имеют будущее (целе-полагание, перспективы, линии развития, концепции, алгоритмы, предпочтения, альтернативы, реализацию), которые время пытается интуитивно уловить, выбрать, спрогнозировать, доказать, утвердить или отвергнуть и забыть.

На грани анализа и синтеза, конвергенции и дивергенции прошлого и будущего зародилась и развивается непростая история и доказательная жизнь клинической анатомии. На этой грани, представляющей настоящее, идет погружение, знакомство, приобретение, переосмысление его, чтобы стать нашим мировоззрением, нашей концепцией, нашим будущим. Обозримым и предсказуемым. Но живительные анатомические тексты и безупречные иллюстрации уже живут своей самостоятельной жизнью. Живут в пространстве и во времени отведенной нам земной цивилизации. Против нас или за нас тысячи анатомических текстов, написанных до нас. Исследовательская мысль описала первый докомпьютерный эволюционный круг развития анатомической компетенции более чем за две тысячи лет. Второй круг, начавшийся с гениальных посмертных срезов и реконструкций Пирогова предварительно замороженного тела человека (ледяная и скульптурная анатомии) в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и завершившийся его прижизненной визуализацией, длился немногим более 100 лет. И он стал олицетворением нового качественного этапа развития - рождения эры компьютерной анатомии. Анатомия будущего будет манифестировать себя, по-видимому, новым выдающимся прорывом в пока весьма трудно прогнозируемом, фантастическом направлении. Но ничто не возникает на пустом месте. Без глубоких и подробных знаний топографической анатомии в медицине делать особенно нечего. Она всегда была базовым компонентом образования. Анатомы тысячелетиями не только собирали факты и раскладывали их по полочкам, но и пытались их объяснить и обобщить, а на основе толкований - прогнозировать другие факты. Прошлое выступает как мера движения, как пролог и базис будущего.

Наши размышления - попытка проанализировать сегодняшний день анатомии и, заглянув во вчерашний день, спрогнозировать завтрашний. Завтра точно непредсказуемо, но иногда случайно угадывается вибрация её интонации. Развитие анатомии осуществляется талантливыми анатомами. Каждый большой анатом - явление, стержень, мост, который соединяет прошлое с будущим, обеспечивает беспрерывный и полнокровный переток накопленных ценных знаний от учителя к ученику, из былого в настоящее, зарождая мысль будущего. Нашему университету везло на таких ученых. Много замечательных звёзд зажглось на иркутском анатомическом небосклоне. В этом ряду и Апполинарий Иннокентьевич Казанцев [8]. Он родился в поселке Мальта Иркутской губернии, где прошло его детство. В начале ХХ века в Приангарье не было высшей медицинской школы, и поэтому он учился в Томском университете. В сентябре 1913 года ему присваивают звание врача и вручают диплом с отличием. Он возвращается в Иркутск, здесь проводит свои первые хирургические операции в должности ординатора губернской больницы. После открытия Иркутского университета в 1919 году он избирается прозектором кафедры анатомии, возглавляемой тогда профессором Н.Д. Бушмакиным [4]. Молодой преподаватель плодотворно совмещает учебную и исследовательскую деятельности, его научные пристрастия скоро сосредоточились на антропологии. Неоднократные научные экспедиции позволили ему и его коллегам провести приоритетные исследования аборигенов Сибири, которые он обобщал в своих печатных трудах. Он - автор около 90 научных работ. Публикации принесли ему широкую известность в научном мире. Вскоре были защищены кандидатская и докторская диссертации. Его учениками выполнено 3 докторских и 12 кандидатских диссертаций. А какие изумительные лекции он читал, которые собирали полные аудитории слушателей. А.И. Казанцев проработал 22 года (1946-1968 гг.) в должности заведующего кафедрой нормальной анатомии человека ИГМИ.

Анатомия - мир визуализированной и осмысленной, бесконечно сложной и удивительно красивой плоти человека. Леонардо Да Винчи открыл таинство безупречного графического изображения материальной оболочки человеческого тела интуитивным путем для всеобщего обозрения и поклонения. Его анатомия - это гениальное покорение многомер-

ного пространства человеческого тела, раскрывающее чудесную гармонию внешней формы, внутреннего содержания и напряженно вибрирующей функции. К сожалению, сейчас нередко формируют рафинированную, бесчувственную, гламурную анатомию. Не лежит душа к ней.

H.И. Пирогов поставил прикладную анатомию на научную основу. Пироговские срезы, ледяная и скульптурная анатомия - стали прологом и катализатором конверсии хирургии из многовекового ремесленнического прозябания в статус высокого искусства и академической науки, способных успешно конкурировать с основами других ведущих медицинских дисциплин. Он признан как автор идеи, ставшей инновационной составляющей врачебной практики новейшей истории. Главное дело его жизни - уникальные формулы познания структурной основы многомерной жизни человека. Спустя сто с лишним лет его научные труды стали безупречной анатомической матрицей прижизненной компьютерной визуализации, которая принесла в 1979 году американцу Аллану Кормак (Согтаск, 1924-1998) и англичанину Годфри Хаунсфилд (Hounsfield, 1919-2004) заслуженную Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Титаны мысли и творчества Пирогов и Леонардо да Винчи в своей жизни открыли многое: метаморфозы формы, антагонизм и синергизм пластики тканей, геометрию напряжения анатомического пространства: конвергенцию и дивергенцию каналов плоскостей деформации. Они оба безупречно и плодотворно поработали в стиле литографии. Оба вошли в историю антропологии благодаря огромному таланту, фанатической трудоспособности и безмерной настойчивости в достижении поставленной цели. Оба оказали и продолжают оказывать огромное влияние на развитие современной анатомии. Их творчество - чудотворное провидение, тончайшее наблюдение, безупречная визуализация и компетентное приложение к практике. Клиническая анатомия Пирогова современность будущего или современность минувшего? Это чудо не уходящее, не былое, а восходящее, вечное. Мы поддерживаем его через собственные решения и поступки. Клинической анатомии предстоит укрепить свои позиции в XXI веке в грядущем мире новейших нобелевских технологий. Она по-прежнему занимает положенное ей ключевое место в структуре и содержании образовательного процесса, создает верное чувство архитектурной композиции, тонкое сенсорное ощущение физиологических ритмов, индуцируемых анатомической средой. Она возвышается над привычной фиксацией и сепарацией повседневных наблюдений и опытов. У неё свое место и свое видение будущего: консервация положительных традиций, реабилитация утраченного и продуктивный прорыв в будущее. Клиническая

ЛИТЕРАТУРА

I. Бушмакин Николай Дмитриевич // Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1929. - Т. 1. - С.426-427.

2. Войно-Ясенецкий В.Ф. Очерки гнойной хирургии.- 3-е изд. - Ленинград: Медгиз, 1956. - 630 с.

3. Бакулев А. Н., Куприянов П.А. Предисловие // Войно-Ясенецкий В.Ф. - Очерки гнойной хирургии. - 3-е издание. - Ленинград: Медгиз, 1956. - С.1.

4. Зобнин Ю.В., Калягин А.Н., Майборода А.А. Служение науке. О Н.Д. Бушмакине - первом декане медицинского факультета Иркутского государственного университета // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2012. - Т. 109. №2. - С.132.

5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача // Собрание сочинений в восьми томах. - М.: Госиздатмедлит, 1962. - Т.8. - С.69-352.

6. Сонголов Г.И., Галеева О.П. Пироговские традиции формирования элементов профессиональной компетенции в процессе преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2013. - Т. 118. №3. - С.135-137.

7. Сонголов Г.И., Галеева О.П., Зайцев А.П. Н.И. Пирогов и великие женщины России // Альманах сестринского дела. -2012. - Т. 5. №3-4. - С.4-13.

8. Они были первыми (из мемуаров профессора А.И. Казанцева) // Медик. - 2008. - №1-2. - С.8.

анатомия функционирует в пространстве естественной человеческой архитектуры и мысли: многослойные и мульти-векторные анатомические пласты, конденсаты и разрежения, дифференциации и интеграции мезодермы, эктодермы и энтодермы, плюс культурный слой эволюции человеческого материала и его продукта разума.

У студента этого прошлого нет. Пока нет. Будет прекрасное будущее лауреатов. Дай руку, друг. Познакомимся и в добрый путь. «Любите клиническую анатомию, студенты!» Время не ждёт. Поспешим: гастропанкреатодуоденальная зона, большой дуоденальный сосок, мезоректум - эпицентры профессиональных сражений за значимую анатомию, за выживаемость и долголетие пациентов, за торжество современных анатомических идей и их исполнений. «Любите живопись, анатомы!» Умение свести воедино внешнюю и внутреннюю красоту тела человека - несомненное достоинство топографо-анатомов. Клиническая анатомия обобщает и обогащает наше представление о том, чего не хватает нам, чтобы стать совершеннее, последовательнее. Она имеет огромное влияние на реальную профессиональную жизнь врача. Сделать успешную карьеру клинического анатома не просто, скорее наоборот. Почему? Ответ на этот вопрос объясняет, что делает топографическую анатомию прекрасным занятием рода человеческого. Шедевры анатомических открытий - все они между откровением и истиной. В них есть чудотворные озарения с нежным пламенем вдохновения, раскрывающие нам сакральные интонации. Клиническая анатомия постоянно развивается, что требует исключительной эластичности и собранности мышления. Оперативный хирург должен обладать глубокими теоретическими анатомическими знаниями, безупречными мануальными навыками, хорошим трехмерным восприятием, прекрасно ориентироваться в тончайших аспектах лечебного дела. Его компетентность как раз и является плодом того самого ключевого сочетания знаний и озарений. Клиническая компетенция в нашей специальности имеет столь же большое значение, как и высококвалифицированная научно-исследовательская подготовка. Топографо-анатомические нюансы при выполнении манипуляций, которые проводит врач в своей ежедневной практике, и ситуационные задачи, которые он решает во время их выполнения - основа успешной профессиональной деятельности.

«Анатомия, - писал Н. И. Пирогов, - не составляет, как многие думают, одну только азбуку медицины, которую можно без вреда и забыть, когда мы научимся кое-как читать по слогам; изучение её также необходимо для начинающего учиться, как и для тех, которым доверяется жизнь и здоровье других» [5].

REFERENCES

1. Bushmakin Nikolay Dmitrievich // Siberian Soviet encyclopedy. Novosibirsk, 1929. Vol. 1. - P.426-427. (in Russian)

2. Voino-Yasenetskiy V.F. The essay of purulent surgery. - Ed. 3th. - Leningrad: Medgiz, 1956. - 630 p. (in Russian)

3. Bakulev A.N., Kupriyanov P.A. Foreword // Voino-Yasenetskiy V.F. - Ed. 3th. - Leningrad: Medgiz, 1956. - P.1. (in Russian)

4. Zobnin Y.V., Kalyagin A.N., Majboroda A.A. Service to science. About N. D. Bushmakin - first dean of medical faculty in Irkutsk state medical university // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2012. - Vol. 109. №2. - P.132. (in Russian)

5. Pirogov N.I. Questions of life. Diary of an Old Doctor // Collected works in eight volumes. - Moscow: Gosizdatmedlit, 1962. - Vol. 8. - P.69-352. (in Russian)

6. Songolov G.I., Galeeva O.P. Pirogovs* traditions of elements formationsof the professional competence in the course of teaching topographical anatomy and operative surgery // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2013. - Vol. 118. №3. - P.135-137. (in Russian)

7. Songolov G.I., Galeeva O.P., Zaitsev A.P. N.I. Pirogov and great women Russia // Almanah sestrinskogo dela. - 2012. - Vol. 5. №3-4. - P. 4-13.

8. They were the first (from the memoirs of Professor Alexander Kazantsev) // Medik. - 2008. - №1-2. - P. 8. (in Russian)

Информация об авторах:

Сонголов Геннадий Игнатьевич - заведующий кафедрой, доцент, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1; Галеева Ольга Павловна - доцент, к.м.н.; Зайцев Александр Петрович - к.м.н.; начальник Иркутского областного

бюро судебно-медицинской экспертизы.

Information About Authors:

Songolov Gennady I. - Head of Department, Associate Professor, PhD, MD, 664003, Krasnogo Vosstania st., 1; Galeeva Olga P. - Associate Professor, PhD, MD; Zaycev Alexander P. - Head of Irkutsk regional bureau

of forensic medical examination.

ЛЕКЦИИ

© ТИРСКАЯ О.И., МОЛОКОВ В.Д. - 2014 УДК 616.314:615.83

ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕФОРМИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭНДОДОНТИИ

Оксана Игоревна Тирская, Владислав Дмитриевич Молоков (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра терапевтической стоматологии, зав. - д.м.н., проф. В.Д. Молоков)

Резюме. В лекции рассмотрены вопросы применения врачом-стоматологом физических факторов для диагностического и лечебного процесса при эндодонтических манипуляциях. Освещены возможности и нюансы применения ультразвука, лазерного излучения в современной эндодонтии, а также методики апекс-фореза, депофореза, электрофореза используемые в настоящее время в практической стоматологии.

Ключевые слова: эндодонтическое лечение, ультразвук, лазерное излучение, постоянный электрический ток.

THE APPLICATION OF PREFORMED PHYSICAL FACTORS IN MODERN ENDODONTICS

O.I. Tirskaya, V.D. Molokov (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The physical factors for the diagnostic and therapeutic process in endodontic manipulations that dentists use in practice were considered in the lectures. The possibilities and nuances of the application of ultrasound, laser radiation in modern endodontology, as well as methods of apex-phoresis, depothphoresis, electrophoresis, currently used in the practice of dentistry, were also discussed.

Key words: endodontic treatment, ultrasound, laser radiation, a constant electric current.

В эндодонтии физиотерапевтические методы могут успешно применяться как на этапах диагностики, так и лечения. Компетентное применение физиотерапии позволяет ускорить купирование болевых ощущений и воспаления, стимулировать процессы восстановления, снизить риск развития и выраженность симптоматики при возникновении осложнений.

Одним из методов, которым стоматолог может пользоваться уже на этапе постановки диагноза, является электро-одонтометрия. Электроодонтометрия - метод определения порогового возбуждения болевых и тактильных рецепторов пульпы при прохождении через нее импульсного электрического тока. Электроодонтометрия (ЭОД) позволяет оценить состояние нервных элементов пульпы зуба, а значит, косвенно отражает состояние пульпы в целом. Метод ЭОД способен оказать существенную помощь, когда диагноз сомнителен. Например, в случаях дифференциальной диагностики пульпита и невралгии; при выявлении причинного зуба при остром пульпите и большом количестве кариозных полостей или пломб у пациента; оценке эффективности лечения при ушибе зуба и т.д. Необходимо помнить, что диагноз устанавливается с обязательным учетом данных объективного исследования. Поскольку болевой порог у пациентов различен, целесообразно провести определение электровозбудимости интактных зубов у пациента.

Важным методом, широко нашедшим применение в эн-додонтии, является апекслокация. Точность определения локализации apical constriction, т.е. по сути рабочей длины корневого канала - важнейший критерий качественного эндодонтического лечения. Кроме того, применение метода позволяет уменьшить лучевую нагрузку на пациента, вери-

фицировать длину канала в тех ситуациях, когда рентгенологическое исследование крайне нежелательно, например, у беременных.

При апекслокации между металлическим инструментом, расположенным в корневом канале, и загубником, расположенным по переходной складке, пропускается низкоинтенсивный ток или специальная серия импульсов тока. С их помощью замеряют активное или комплексное сопротивление, подвергают анализу, результаты выводятся на экран прибора как информация о местоположении верхушки инструмента относительно физиологического отверстия.

В настоящее время стоматологи работают с аппаратами четвертого, пятого и шестого поколения. Аппараты четвертого поколения имеют достаточно высокую точность определения места нахождения физиологического раствора в канале (свыше 80%), с их помощью можно определить остатки пульпы, латеральные каналы, перфорации. Однако они не могут работать во влажных каналах, при обильном экссудате или кровотечении дают ошибочную информацию.

У апекслокаторов пятого поколения точность определения апикального сужения на несколько процентов выше. Эти аппараты работают хорошо при наличии жидкости в канале, однако наблюдаются существенные затруднения при работе в сухих каналах, и из-за технических особенностей измерений, могут работать только в относительно небольшом диапазоне замера - в зоне около апикального сужения.

Для апекслокаторов шестого поколения характерно, что во время проникновения верхушки эндоинструмента, за тысячные доли секунды производится измерение, математический анализ и определение влажности канала и адаптация метода измерения (для сухого или влажного канала). Они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.