Составление тестов, адекватных поставленной задаче — процесс сложный, многоуровневый, вытекающий из многих принципов [1]:
— соответствие содержания теста целям тестирования,
— определение значимости проверяемых знаний,
— взаимосвязь содержания и формы,
— содержательная правильность тестовых заданий,
— репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста,
— соответствие содержания теста уровню современного состояния науки,
— комплексность и сбалансированность содержания теста,
— системность содержания,
— вариативность содержания.
Только их соблюдение может сделать тест эффективным инструментом оценки знаний. Таким образом, разработчик тестов должен быть не только высококвалифицированным специалистом по своему предмету, но и грамотным педагогом и в совершенстве владеть методикой составления тестов.
Все вышеизложенное говорит о неоднозначности и сложности процесса унифицирования оценки знаний студентов и трудности реализации данной задачи в настоящее время. Поэтому пока преждевременно делать тестирование основным элементом педагогического контроля, а рационально использовать одновременно и тестирование, и устный ответ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов В.С. Композиция тестовых зада- ний. — М.: Центр тестирования, 2002. — 239 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра патологии с курсом клинической иммунологии и аллергологи, e-mail: [email protected] Семинский Игорь Жанович — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.
Гуцол Людмила Олеговна — ассистент, к.б.н.;
Гузовская Евгения Владимировна — доцент, к.м.н.
Непомнящих Светлана Фёдоровна — ст. преподаватель, к.м.н.
Серебренникова Светлана Николаевна — аспирант,
Зюзюн Лада Павловна — ассистент.
© СОНГОЛОВ Г.И., ГАЛЕЕВА О.П. — 2010
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ И ПРЕПОДАВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В ВУЗЕ: РОЛЬ, МЕСТО, ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Г.И. Сонголов, О.П. Галеева (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Содержание и методическое сопровождение клинической анатомии серьёзно эволюционируют. Это связано, прежде всего, с современными достижениями в области информационных технологий. Утверждающие себя в образовательном пространстве компьютерные модели предмета формируют меняющиеся ракурсы анатомической первоосновы для интеллектуальных и мануальных тренинговых упражнений. В сознании врачей вековые предпочтения клинической анатомии дополняются виртуальными образами, которые укрепляют её практическую направленность. Клиническая анатомия — настоящее, высшее и полезное познание здорового и больного человека; её основная роль — подготовка компетентного специалиста.
Ключевые слова: клиническая анатомия, современные образовательные технологии, конверсия оперативных приемов, виртуальная анатомическая среда, компетентность.
INFORMATION TECHNOLOGIES OF MODERN MEDICINE AND TEACHING OF CLINICAL ANATOMY IN UNIVERSITY. ROLE, PLACE, MARK AND PROSPECT
G.I. Songolov, O.P. Galeeva (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. The maintenance and methodical support of clinical anatomy are seriously evolves. It’s first of all connected with achievements in information technologies area. Confirming in the educational space computer models of a subject form varying foreshortenings of an anatomic fundamental principle for intellectual and hands training exercises. In doctors consciousness the century preferences of the clinical anatomy are supplemented with the virtual images which strengthen its practical orientation. Clinical anatomy — it’s the present, higher and useful knowledge of the healthy and sick persons: its dominant role — preparation of the competent expert.
Key words: clinical anatomy, modern educational technologies, conversion of operative receptions, virtual anatomic environment, competence.
Наша цель — не сладкие грёзы о прекрасном будущем, а злободневные размышления о насущных проблемах клинической анатомии. Её история складывалась тысячелетиями, сейчас она динамично развивается, являясь востребованным вектором подготовки врачей.
В первой половине XIX века Н.И.Пирогов пришел к мысли, что высшее медицинское образование в России должно быть реформировано в сторону дидактически неразрывной связи теоретических и клинических дисциплин. Гениальный врач и педагог добился изменения учебного плана и основал кафедру, оправдавшую себя
и спедалировавшую всю систему подготовки врачей. Кафедра имеет анатомические предпочтения и, что важно, клиническую направленность. Её основная роль — подготовка компетентного специалиста.
XXI век обозначил себя и переменами в высшей школе. Россия интегрировалась в Европейское образовательное пространство. Переход к модульно-рейтинговой системе предполагает ротацию содержания и сопровождения образовательных программ, академическую мобильность, взаимное признание дипломов, трудоустройство и сохранение национальной компоненты в
образовании [3]. Анонсирование соглашения показало, что удержание собственных традиций в России проблематично. Это проблемное поле может затронуть и нашу уникальную кафедру. Заявлено, что в Европе такой дисциплины нет, и поэтому нужно: 1) либо объединиться с нормальной анатомией, отдав оперативную хирургию на кафедру хирургических болезней, 2) либо, сохранив суверенность, преподавать на 2 курсе. На младших курсах студенты не имеют представления о клинической практике и лишены мотивации освоения трудоёмкого предмета. Смысл двуединой дисциплины заключается именно в том, что основами оперативной хирургии овладевают на базе топографической анатомии. Попытки изменить исконные традиции были и раньше, но не достигали цели, так как ощутимо не хватало синтезирующей компоненты. Как писал знаменитый анатом и клиницист Я.М. Брускин: «... клинической и топографической анатомии уделяется особое внимание, так как она является фундаментом общеклинической подготовки врачей. С удовлетворением констатируем, что порочный эксперимент прекращён: устранен разрыв неотделимых и дополняющих друг друга топографической анатомии и оперативной хирургии. Это «наследие недавнего прошлого» должно быть изжито и топографическая анатомия в единстве с клиникой должна воплотиться в клиническую и хирургическую анатомию в полном смысле слова». Слияние разновекторных дисциплин ради формального соответствия реестру стандарта ущербно. Известно, что в зарубежных университетах преподают сходную науку — practical anatomy [1]. Надеемся, что эксперты аннулируют искусственно созданную проблему. Таким образом, и по содержанию дисциплины, и по формальным признакам кафедра будет занимать своё востребованное и легитимное место в образовательной иерархии.
Современные лечебно-диагностические технологии радикально изменили характер зрительного и позиционного восприятия врачом заинтересованной анатомической среды. Новые методики отображения тела человека стали прологом зарождения компьютерной анатомии, дополняющей вековые предпочтения виртуальными образами. Изменение анатомо-клинических констант требует и модернизации образовательного стандарта. Так, педагоги и врачи аттестовались по топографической анатомии в связи с внедрением в клиническую практику новых рентгенологических методик и ультразвуковых исследований [2]. Интравизионные маршруты высветили альтернативу диагностики и лечения манифестирующих коллизий. Видеохирургические комплексы внедряются внутрь тела через локальные порты и обслуживают санацию регрессивной анатомической среды. Телекоммуникации дают возможность выполнить закрытую операцию на основе обратной сенсорной связи. В трёхмерном виртуальном фантоме обучающийся составляет навигационную карту анатомического позиционирования. Робот-оператор транслирует внутреннюю сферу человека для экстракорпоральной анатомической экспертизы. Компьютерная томография ни на йоту не принизила роль клинической анатомии, а, наоборот, она укрепила её позиции как метода выбора диагностики и лечения клинической ситуации. Трёхмерные изображения исходного анатомического альянса вычерчивают приоритетные траектории решения традиционных проблем. Но, компьютерная анатомия не всегда однозначна, она привносит свои специфические ошибки и артефакты. Так обозначилась проблема ложноанатомических изображений и структурных девиаций. Стержневым направлением методологических усилий кафедры является формирование в сознании студента алгоритмов анатомической визуализации клинических симптомов и синдромов. Практика обогащает клиническую анатомию, так же как она корректирует траекторию восхождения врача к высотам его искусства. Клиническая анатомия, как система фундаментальных и прикладных знаний ис-
черпаемых ресурсов человеческого тела, взвешенно отвечает на вызовы реального мира. Лучевая диагностика стала приоритетным пользователем знаний по топографической анатомии. Многовариантность и лабильность скиалогического отображения анатомической нормы или патологии, непредсказуемость их проекционных сочетаний на визуалограммах не позволяют пока решить проблему их автоматической дифференциации. Пульсация артерий является причиной неинформативных томографических исследований. Выявленная сопричастность анатомической мишени к сверхномен-клатурному видеообъекту или её особая конфигурация являются ключом к диагнозу. Если новообразование окружено клетчаткой и граничит с одним органом, диагноз ставится легко. Труднее, когда зона интереса ассоциируется с двумя и более контурами.
Образование инерционно по своей природе, оно периодически отстаёт от реалий времени. Чтобы кафедра оставалась востребованной познавательной лабораторией, нужно держать руку на пульсе цифровых технологий. Информационный бум требует синхронного переформатирования преподавания. Иначе мы упустим свой шанс поддержки инноваций, требующих великолепных знаний клинической анатомии. По принципу сообщающихся сосудов при этом теряют и авторы идей, и клинические анатомы. Творческий симбиоз важен для всех нас.
Будущие врачи учатся визуализировать взаимовлияние органов, ориентироваться в тканях и клетчаточных пространствах. Расшифровка Пироговских срезов является предтечей достоверной интерпретации томо- и ангиограмм. И хотя эти направления были и остаются краеугольными камнями обучения, сегодня приходится изучать несравненно больше, потому что выпускникам нужно подтверждать право заниматься практикой на мировом уровне. Педагогический процесс состоит из тысячи составляющих, выстраивающихся, в конце концов, в один результатирующий вектор — компетентность. Педагоги берут на вооружение компьютерную анатомию и используют её для учебно-методических приложений и развивающих проектов. Компьютерная анатомия аккумулирует новые возможности, не пренебрегая опытом традиционного анализа анатомического ландшафта.
Она использует и структурно-физиологическую компоненту диагностической версии. Виртуальные модули воссоздают зрительные, слуховые и позиционные ощущения, существующие в их естественной морфофункциональной конфигурации. В противном случае возникает конфликт восприятий и интуитивные рефлексы замещаются подсознательными действиями. Так создаётся образовательная программа компьютерной анатомии [6]. Её память содержит архитектонику аномалий и пороков развития, заболеваний и травм. В совокупности формируется архив дискредитированного человеческого тела (альтернатива учебникам) на основе современных методов визуализации. Этим снимается техногенная анатомо-клиническая дезориентация врачей. Клиническая анатомия предсказывает вероятность рисков будущего, а компьютерная анатомия определяет с математической точностью статус-кво настоящего.
Методическое сопровождение программы входит в сферу исключительной прерогативы кафедры. Лучший способ обучения: learning by doing (обучение в процессе выполнения) — как нельзя лучше отражает суть клинической анатомии. Обучение без педагогических коррекций сути инновационных возможностей на до-дипломном этапе и узкая постдипломная специализация приводят к разночтению ситуационной анатомии. Ангиолог видит одно, уролог — другое, проктолог — третье, а гинеколог — четвёртое и т.д. В итоге уролог «конфликтует» с маточной артерией, а гинеколог пересекает мочеточник, флеболог удаляет вместо вены артерию. Чтобы застраховаться от трагических прецедентов, нужны полипотентный взгляд и компетентная
топографо-анатомическая экспертиза поля действия. Вместе с тем, мы должны избежать соблазна поспешной ревизии традиционных предпочтений, сложившихся в умах врачей. Коренная ломка преподавания предмета недопустима. Будущие врачи осваивают клиническую анатомию и начала оперативной хирургии в объёме, регламентированном учебным планом.
Приведем пример конверсии оперативного пособия. При эндоскопической герниорафии хирург выполняет маневры в глубоком створе пахового канала. Вне его маршрута остаются анатомические слои, имевшие приоритетное значение при классических герниотомиях. И, как показали собственные исследования, эндоскопическая реконструкция грыжегенной зоны таит риск «конфликта» с 19-ю (!) субперитонеальными сосудистонервными структурами. Мы упреждаем осложнения перезагрузкой обучающей матрицы, исключающей дис-сонансные волны в процессе освоения новых технологий.
Следует прогнозировать перспективы и нанотехнологий, когда будут применяться новые способы записи и считывания анатомической информации.
Возрастает роль кафедры как учебного полигона доклинических апробаций инновационных технологий. Внедрение новых оперативных приёмов идёт параллельно с углублением анатомических знаний, разработкой нового инструментария, совершенствованием узлов, гемостаза и т.д. При этом классические каноны претерпевают разумную конверсию, отвечающую требованиям XXI века. Академические труды по топографической анатомии, кое-где сданные в архив, стали вновь востребованными. Пироговские срезы легли в основу матриц микропроцессоров. То, что изучалось на неживом биоматериале, теперь исследуется in vivo в режиме реального времени. Вот доказательство верности изречения: «всё течёт, всё меняется по спирали». Очередной виток технологических прорывов совершается на новой орбите интеллектуальной и клиникоанатомической поддержки. Мы указали координаты безопасного погружения в анатомические сферы посредством мини-доступов и портов. Так, получило новое содержание учение о проекционной и ориентирной анатомии. Малоинвазивные технологии изменили идеологию клинической анатомии. Она стала доказательным базисом органосберегающих операций. А плацдармом инновационных преобразований остаётся незыблемо клиническая анатомия.
Наш выпускник признался: «Изучать вашу трудоемкую дисциплину не нужно — приборы нарисуют графику объекта и составят алгоритм действий». Второй коллега возразил ему, и заявил о её всё возрастающей роли. Для дилетанта от анатомии компьютерные картинки будут бесполезной «игрой теней». Негативные отзывы оппонентов клинической анатомии не единичны. Кто мало знает, тот немногое видит. Селективная ваготомия
началась с изучения топографии нерва. Нашли особенности, трансформировавшие стволовую ваготомию в избирательную с оптимальным эффектом. Видеорезекции печени ввели в обиход понятие лапароскопический сегмент. Аортокоронарное шунтирование потребовало компетентной селекции аутоартерий. Наилучшими донорами зарекомендовали себя, кроме внутренних грудных, лучевая, правая желудочно-сальниковая, нижняя надчревная артерии, транспозируемые «на ножке» или свободно в рецепиентную зону. Стентирование стеноза артерий сердца зиждется на учении об их сегментарной архитектонике. Кафедра в содружестве с коллегами из госпитальной и детской хирургических клиник проводит исследования анатомо-клинического обоснования современных операций. Интерес к оперативной гепа-тологии, проктологии и герниологии объясняется тем, что здесь наши анатомические концепции находят своё практическое воплощение.
Педагогический мониторинг клинических достижений позволяет вносить разумную коррекцию в информационно-содержательную и мануальнотренинговую блоки обучения на кафедре. Клиническая анатомия —трансформация теоретических знаний в профессиональные умения врача. Она обеспечивает творческий характер усвоения программы. И здесь формируется обратная связь — генерация анатомически обоснованных идей. Клиническое мышление обязано не только и не столько диалогу студента с больным, а клинической «выдрессированностью» процесса познания. Только врачи, имеющие солидную практику в анатомическом театре, могли предложить трансперикардиальный подход к главным бронхам при эмпиеме плевры. Большие резекции печени выявили неизвестный ранее феномен — ротацию элементов регенерирующего билио-портального комплекса [4,5]. Открытие сделано в рамках реализации инновационного проекта «Постреконструктивная анатомия органов грудной и брюшной полостей». Названия лапароскопическая и постреконструктивная анатомия являются пионерными, отражающими взаимовлияние инновационных процессов в клинике и компетентной номенклатурной экспертизы.
Как бы ни сложилась судьба тандемной кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, выпестованной умом и гением Н. И. Пирогова и имеющей более чем 165-ти летнюю историю, её традиции сохранятся; она по-прежнему будет фундаментальной основой клинических образовательных программ; её значение в самоутверждении врача имеет непреходящую ценность.
Есть книги, которые изучают всю жизнь. У врачей — это клиническая анатомия. Анатомия компетентности. Даже улыбка имеет свою анатомию.
Развитие интеллектуального багажа студента при любви к клинической анатомии идёт экспоненциально.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адыширин-Заде Э.А., Гелашвили П.А. Клиническая направленность преподавания анатомии человека. // Формирование клинического мышления на кафедрах оперативной хирургии. — Пермь, 2000. — С. 3-4.
2. Загородний Н.В. Система подготовки клинических ординаторов. // Новые оперативные технологии. — М., 2002. . — С. 71-73.
3. Николаев А.В. Роль и место кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии в высшем медицинском образовании // Вопросы пластической хирургии. — Томск, 2007. —№3. — С. 167-168.
4. Сонголов Г.И., Галеева О.П. Инновационные технологии
в медицине и преподавание оперативной хирургии и клинической анатомии. // Инновационные технологии обучения. — Иркутск, 2006. — С. 10-15.
5. Корнилов Н.Г., Сонголов Г.И., Галеева О.П. Пострезекционная топографо-анатомическая конверсия культи печени и элементов печеночно-двенадцатиперстной связки. // Актуальные вопросы прикладной анатомии и хирургии. — СПб., 2008. — С. 70-74.
6. Шевченко С.И., Ворощук Р.С. Индивидуальная трехмерная анатомия и топография почечных пирамид человека. // Актуальные вопросы прикладной анатомии и хирургии. — СПб., 2007. — С.169-170.
Информация об авторах:
664003, Иркутск, ул. Красного восстания,1 Сонголов Геннадий Игнатьевич — заведующий кафедрой, доцент, к.м.н., Галеева Ольга Павловна — доцент, к.м.н.