ПЕДАГОГИКА
© СОНГОЛОВ Г.И., ГАЛЕЕВА О.П., ЮДИН А.А. - 2013 УДК: 617.057.4
ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ПИРОГОВА
Геннадий Игнатьевич Сонголов, Ольга Павловна Галеева, Андрей Андреевич Юдин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии, зав. - к.м.н., доц. Г.И. Сонголов)
Резюме. Творческая Вселенная Н.И. Пирогова вобрала в себя кроме изначальных и главных занятий его жизни - анатомии и хирургии - приоритетную и методологически продуманную программу воспитания и образования молодого поколения «Быть человеком». Педагогическая парадигма скрепляла идеи гения до последних мгновений его чудотворной жизни.
Ключевые слова: Н.И. Пирогов, образование и воспитание молодого поколения, клиническая анатомия, хирургия, педагогика, приоритеты жизни.
FROM THE PEDAGOGICAL TREASURY OF PIROGOV
G.I. Songolov, O.P. Galeeva, A.A. Yudin (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. Creative universe of N.I. Pirogov comprises not only his works on anatomy and surgery (his main interests in life), but also a well thought-out and organized program on education of young generation “to be a human being”. Pedagogical ideas were higher-priority during all his life.
Key words: N.I. Pirogov, education and upbringing of young generation, clinical anatomy, surgery, pedagogic, life priorities.
«Жизнь, ты с целью мне дана!», - воскликнул однажды Н.И. Пирогов. Пророческими оказались эти сентенции. В Дерпте молодой профессор открыл для себя, что для процветания России нет более важной стратегической задачи, чем приоритетное развитие науки и образования. И он посвятил этому всю свою жизнь. Наше общество многим обязано исключительно Н.И. Пирогову. Слава его была общепризнанной. Его влияние на общественное мнение было огромным. Он страстно боролся за будущее детей, за будущее страны. Он ратовал за равный доступ для всех к образованию, за равные возможности самореализации граждан. Он сам прошел сложнейший и созидательный путь духовного развития. Деятельность его ума и таланта перманентно конверсировались в воспитательные концепции. По его убеждению, школа должна формировать демократические условия объективного восприятия себя и социума.
Великое преобразование России, одним из зачинателей которого в 19 веке являлся Николай Пирогов, триумфально продолжено в 20 веке Сергеем Королевым и его соратниками. Совершил первый в мире пилотируемый космический полёт гражданин Советского Союза Юрий Гагарин. Президент США Эдвард Кеннеди вынужден был признать: что русские убедительно победили американцев в историческом соревновании за Космос за школьной партой, создав лучшую в мире систему образования.
Накопив богатый жизненный, научный и педагогический опыт, Пирогов стал хранителем и проповедником высокой духовной мудрости. Естественная эволюция веры избранного Богом человека. Удивительно его восхождение к высотам человеческих возможностей. Главным приоритетом его размышлений и практики был человек в биологическом и социально-философском ракурсе. Педагогическая сокровищница Н.И. Пирогова - сложный внутренний мир развивающегося индивидуума и коллективная созидательная система воспитания. Не совсем объективно мнение об особом взлете его педагогической мысли лишь в тот период, когда он подал прошение об отставке с Санкт-Петербургской военнохирургической академии и был назначен руководителем последовательно Одесского и Киевского учебных округов. Его педагогическая система формировалась и совершенствовалась в течение всей жизни как полнокровная, сердцевинная часть его многогранного творчества. Квинтэссенция педагогического наследия Пирогова - концепция непрерывности и преемственности общего базового и специализированного
профессионального обучения и воспитания «Быть человеком».
Преподавательскую, а позднее и административную чиновничью должности он сумел сделать успешной творческой лабораторией научно-педагогической мысли.
Воспитательные и философские взгляды Пирогова рождались, прежде всего, на базе его фундаментального медицинского образования, из повседневной теории и практики анатома, врача, ученого, гражданина. Хотя он, как академик прикладной анатомии и хирургии, прицельно изучал, объяснял и лечил структуру и функцию материальной оболочки человека, привычка думать совершеннейшим образом, аккумулировать в себя общественную энергию и действовать во всеобщее благо закономерно ввели его в мир социальной и духовной функции Homo sapiens. Его научные взгляды, педагогическая интуиция и эволюционирующая мысль перманентно зондировали пласты социальной действительности и горизонты общественного сознания, обнажая злободневные «Вопросы жизни», которую можно считать автобиографией ученого и биографией его творческих и духовных открытий. Страстные тексты фундаментальных трудов, пропущенные через надежные внутренние ориентиры личности автора, открывали неведомые доселе педагогические мотивы социальной жизни. Во всех его трудах незримо обозначена педагогическая цель: векторы репродукции открытий ученого для потомков и их роль в духовно-нравственном воспитании учеников. Его клиническая анатомия - продукт приоритетной и совершенной научной методологии и новой образовательной концепции. Пироговские срезы, ледяная и скульптурная анатомия стали прологом и катализатором конверсии хирургии из многовекового ремесленнического прозябания в статус высокого искусства и академической науки, способного успешно конкурировать с основами других ведущих медицинских дисциплин. Он признан как автор идеи, ставшей инновационной составляющей врачебной практики новейшей истории. Его научные труды стали безупречной анатомической матрицей прижизненной компьютерной визуализации, которая принесла в 1979 г. американцу Аллану Кормак (Cormack, 1924-1998) и англичанину Годфри Хаунсфилд (Hounsfield, 1919-2004) заслуженную Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
В 2010 г. общественность России и многих зарубежных стран достойно отметила 200-летие со дня рождения Н.И. Пирогова. В древнем и прекрасном русском городе Ярославле
состоялся X конгресс Международной ассоциации морфологов, посвященный этому юбилею. Президент ассоциации клинических анатомов России профессор И.И. Каган в своем выступления отметил: «... Н.И. Пирогов является одной из ключевых фигур отечественной и мировой медицины 19 века, оказавшей значительное влияние на её дальнейшее развитие. Научная, практическая и общественная деятельность Н.И. Пирогова, его капитальные труды создали ему славу величайшего ученого, хирурга, анатома, патолога, педагога, общественного деятеля, патриота России. По той значимости и авторитету, которым пользовался ученый при жизни, по той нравственной и гражданской позиции, которую он занимал и отстаивал, Н.И. Пирогов может быть отнесен к числу таких знаменитых людей России 19 века, как Л.Н. Толстой, А.И. Герцен, В.Г. Короленко, А.Ф. Кони, которых принято называть совестью нации. Вот почему отмечаемый в 2010 г. 200-летний юбилей Николая Ивановича Пирогова является событием общегосударственного и мирового значения».
Поучителен объект исповеди самого автора - «Записки старого врача». Завораживающе интересно наблюдать, как в одном лице сочетаются любовь к материалистическому пониманию мира, психологии человека и подчеркнутая приверженность богоискательства.
Содержание и масштаб утверждения его жизни, пульс его творчества и диалектика души осознаются и сейчас, спустя века. Нам - ученикам его учеников - остается только скрупулезно, шаг за шагом, открывать для себя уникальную ткань жизни и деяний Учителя учителей. В широком историческом амплуа его жизнь - бескорыстное и безупречное служение Отечеству. Он оставил неизгладимый след в педагогике. Он осуществлял тончайшую педагогическую рецепцию социальных коллизий. Главное дело его жизни - уникальные формулы познания многомерной жизни человека, его духовное, нравственное, социальное развитие. В парадигме русского гения скрепой его учения в зрелые годы стала педагогика. В ходе эволюции ученого первоначальное частное анатомо-хирургическое мировоззрение плавно переросло в общее человековедение. Время даёт ответы на вопросы жизни Пирогова. С кого делать жизнь? С него! Связи Учителя и учеников не прерываются никогда, даже после завершения земного биологического пути. То разумное, что он посеял в середине 19 века, прорастает и сейчас, принося огромную пользу образованию. Научная педагогическая школа Пирогова с преемственностью ее бесценного опыта живет и саморазвивается.
В программной статье «Вопросы жизни» он ясно обозначил свое философско-педагогическое кредо: «Живя в обществе и для общества, человек живет еще с самим собой и в самом себе» [4]. Н.И. Пирогов подчеркнул мысль о приоритетном внимании к человеку «внутреннему», формирование которого должно предшествовать формированию социально востребованного гражданина. Подлинное воспитание должно определять, прежде всего, сущностное развитие глубинных свойств человека, его природу, его внутреннее «Я». Человеку необходимо обеспечить устойчивое нравственное содержание, обратить его внимание, прежде всего, на самого себя, помочь наполнить себя внутренним богатством. К сожалению, констатировал Н.И. Пирогов, школа пока не способна научить своего воспитанника быть человеком, и учит только казаться им [5].
Н.И. Пирогов называет два важнейших условия воспитания, соблюдение которых совершенно обязательно для успешного развития в ребенке гуманных качеств. Первое -это своевременное начало воспитания ребенка: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества. Второе - усиление воспитательного влияния учебных дисциплин на учащихся. «В науке кроется такой нравственно-воспитательный элемент, который никогда не пропадает, какие бы ни были ее представители. Наука берет свое, и, действуя на ум, действует и на нравы»[6].
В целом система Н.И. Пирогова может быть представлена в виде схемы, в которой нравственный выбор личности рассматривается как система общечеловеческих культурных ценностей. Идеи Пирогова раскрывают специфику становления гуманистических основ «истинного» человека не только через успешную адаптацию личности в социуме, но и в контексте самоактуализации, саморазвития, самовоспитания.
По мнению Пирогова, чтобы быть «истинным» человеком, необходимо видеть пороки общества и бороться как с ними, так и «с самим собой», избавиться от «наружного» показного образа жизни, постоянно стремиться к уровню «быть», а не «казаться», гармонически сочетать в своей жизни материальное и духовное, избавиться от оков «грубого материализма», формировать в себе гуманистически целесообразные убеждения.
Когда Н.И. Пирогов приступил к профессорской деятельности в Петербургской хирургической академии, его блистательная педагогическая сокровищница в числе первых пополнилась идеей научной организации, программноцелевого обеспечения и учебно-методического сопровождения интегрированного преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии. Концептуально безупречно выверенная, двуединая образовательная дисциплина стала национальной особенностью профессиональной подготовки врачей в России. Новый учебная дисциплина и новая наука, разработанные исключительно лично Пироговым, расширили диапазон профессиональных знаний, умений и навыков студентов, вскрыли новые сущностные междисциплинарные связи, очертили внятно методологический контур переходного этапа обучения - конверсии теории в практику. Это стало открытием приоритетной формулы базовой подготовки и формирования ключевых компетенций по фундаментальной клинической анатомии, весьма востребованной в дальнейшем на госпитальных кафедрах и в самостоятельной врачебной практике. Пирогов неутомимо внедрял инновационную струю в образование, объективно улавливая её на каждом новом витке развития науки и медицины. Но при этом бережно сохранял золотые стандарты и ценные традиции прошлого. Через педагогику он отдавал себя будущему. Своими успехами в науке и образовании он инвестировал будущее. История подтвердила это [8].
При стартовом знакомстве с модулем Пирогова - клинической анатомией - будущий врач обдумывает перспективы изучения этой исключительно трудоёмкой учебной дисциплины для достижения личностно значимого результата, место её в системе профессионального образования, форматы приобретения и закрепления общекультурных и профессиональных компетенций. Высшая беспрецедентная компетенция самого педагога-новатора заключалась в его абсолютной профессиональной, гражданской и нравственной состоятельности. Совсем еще молодой профессор повел бескомпромиссную борьбу со сложившейся ко времени перехода его в Санкт-Петербургскую военно-хирургическую академию системой корпоративной ограниченности и несовершенства. Он возглавил, несмотря на жесткое сопротивление коллег-ретроградов и их влиятельных покровителей во властных структурах, давно назревшее реформирование ВУЗа.
Н.И. Пирогову при совершенствовании педагогического процесса пришлось испытать на себе, что приходится больше заниматься разрушением рутинного, отжившего, чем живым творчеством и внедрением нового. Он на своем житейском пути осуществляет завет Сенеки: «Vivere est militare» (жизнь - это борьба - лат.). Именно таким характером обладал Н.И. Пирогов. Он сам в «Вопросах жизни» декларирует: «Без вдохновения - нет воли, без воли - нет борьбы, а без борьбы - ничтожество и произвол».
Он чутко улавливал парадигмы назревших преобразований в любой своей деятельности. Педагогические наблюдения всей жизни стали основой «Вопросы жизни. Дневник старого врача». Накопив серьезный научный и интеллектуальный потенциал в своей специальности, ученые часто перемещаются в смежные области. Именно этим объясняется то в высшей степени достойное внимание, которое проявили к нему выдающиеся русские педагоги. Непредубежденный сторонний взгляд новоявленного исследователя с иным базовым образованием оказался проницательным и плодотворным. У него сложилась целостная система взглядов на воспитание, своя совокупность педагогических знаний, свой педагогический такт.
Главным препятствием прогрессивных преобразований в России было крепостничество, борьба с которым, так или иначе, составила содержание всего столетия. Естественно, существовавший общественный строй нашел негативное выражение и в образовании. Хотя в 19 веке сложилась система государственного образования, однако в ней сохранялись со-
словные ограничения. Сложились две полярные тенденции. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в культуру на мировом уровне. Наряду с этим, однако, основная масса народа оставалась бесправной и в области образования.
По справедливости и единодушному признанию соотечественников Н.И. Пирогов вошел в историю русской культуры не только как гениальный ученый анатом и талантливейший врач-хирург, но и как классик русской педагогической мысли. Н.И. Пирогов ратовал за новые педагогические идеи и приемы, направленные на развитие созидательного потенциала обучающейся молодежи. К преподаванию в высшей школе предложил активнее привлекать талантливых молодых ученых, поощрять их стажировки в зарубежные научные центры. Успешным профессорам рекомендовал чаще самим проводить практические занятия, уделяя больше времени индивидуальной работе со студентами, всячески развивать у них мотивацию к саморазвитию [3]. Непременным условием национальной модели образования, предложенной им, была её адекватная воспитывающая функция путем внедрения в содержание обучения духовно-нравственных и культурных ценностей. Он доказал, что наука как особая форма общественного сознания является ключевым источником оптимальной перезагрузки содержания образования и повышения его качества.
Светлым лучом в детских воспоминаниях И.В. Лучицкого (1845-1918) стал приезд в Каменец-Подольскую гимназию попечителя Киевского учебного округа Н.И. Пирогова. Об этом визите осенью 1859 года известный историк много лет спустя вспоминал не без волнения. До Н.И. Пирогова гимназистам высшее начальство представлялось суровым чиновником, который приходил к ним раз или два в год, кричал на них, называл дураками, размахивал палкой и, наведя надолго ужас, шел прочь. Н.И. Пирогов вошел в класс в поношенном камзоле, подошел к гимназистам и стал ласково и непринужденно разговаривать с ними, расспрашивать их. Ребята оживились и вступали активно в диалог, а когда занятие закончилось, все дружно окружили его, ловя приветливые слова и добрый взгляд. «Для меня стало ясно, каким должен быть педагог», - писал впоследствии И.В. Лучицкий [7].
Вот еще одна ремарка его заслуг. В старинной русской азбуке 17 века был напечатан любопытный стишок: «Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте! Та суть безвинна, тех не проклинайте! Розга ум острит, память возбуждает. И волю злую в благу прилагает». Слова все учили наизусть: и те, кто наказывал, и те, кто должен был целовать бич. На том жизнь стояла столетиями. Свистели над Россией розги, кнуты, шпицрутены. Пороли повсеместно: в деревне, в армии, в школе. Публичная порка была обязательным атрибутом господствующей системы. Власть предержащим казалось немыслимым существование государства без порки. В Одессе Н.И. Пирогов не отменял розги. Он выступил со статьей против такой практики и запретил сечь провинившихся в присутствии других детей. Одесское общество было податливо на пироговские начинания. Пирогов переломил один прутик - распорядился не сечь при посторонних, а перестали сечь вовсе. Получалось неожиданно легко. И снова в «Современнике» Добролюбов энергично поддержал Пирогова. В Киеве Пирогов действовал радикальнее - решил отменить применение розг административно, приказом. Но это только казалось, что ломает весь пучок. На самом деле опять по прутику. Определил комитет для обсуждения и утверждения «Правил о проступках и наказаниях». В комитет, кроме «пироговцев», попали и те, что считали невозможным не сечь, те, что привыкли сечь, те, что боялись не сечь. Большинством голосов розги сохранили.
Он разрабатывал проекты университетской реформы,
предлагал уничтожить мундир, устранить полицейский надзор за студентами, а главное - сделать свободным вход в университет. Н.И. Пирогов рекомендовал крестьян принимать в университет без экзаменов. Царь, узнав о проекте, вспыхнул, долго не мог успокоиться. За обедом с гневом швырнул салфетку: «Тогда будет столько же университетов, сколько кабаков!» Приближенные кивали головами: ох, уж этот Пирогов! Гудел в Лондоне «Колокол» Герцена. «Отставка
Н.И. Пирогова - одно из мерзейших дел России дураков против Руси развивающейся» [1].
В 1856 году июльский номер престижного российского журнала «Морской сборник» предоставил своим читателям возможность познакомиться с первой в творчестве Пирогова педагогической статьей «Вопросы жизни». Свежие и неординарные размышления вызвали огромный резонанс и стали событием в общественной жизни страны. Публикация привлекла к себе внимание не только тем, что мыслитель и практик из «чужой» научной сферы «вторгся» в не курируемую им область человековедения. Она была перепечатана почти во всех периодических изданиях, переведена на иностранные языки. Ни одна педагогическая статья, отмечал Н.А. Добролюбов, «не имела такого блестящего успеха, как «Вопросы жизни» г. Пирогова. Она поразила всех - и светлостью взгляда, и благородным направлением мысли автора, и пламенной, живой диалектикой, и художественным представлением затронутого вопроса» [2]. «Честь и слава г. Пирогову за прекрасное и решительное выражение таких здравых убеждений», - писал Н.Г. Чернышевский [11]. Идеи Пирогова, считал К.Д. Ушинский, «пробудили спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль» [10]. Выдвинутый Пироговым принцип воспитания прежде всего человека в человеке К.Д. Ушинский рассматривал не только как философский принцип, но и как «требование здравой педагогики, основанной на психологии» [10]. Статья вызвала оживленную дискуссию как в среде педагогической общественности, так и в высших властных кругах. Автор сочинения смог донести убедительно свою точку зрения до заинтересованных лиц. Разум ученого пересек границы сугубо медицинской гравитации и проник в необъятные пространства образования и воспитания человека на протяжении всей его жизни. И компетентно доказал, что настало время безотлагательного глубинного реформирования педагогической системы страны в целом. Всем стало ясно, что педагогика Пирогова знаменует собой прогрессивное устремление и борьбу с косностью и отсталостью, за выживание и процветание страны и что в педагогику пришла личность с востребованными идеями. Система образования стала слепым орудием сословно-крепостнической политики правительства. Из школы изгонялась всякая живая мысль. Любовь к детям не только не поощрялась, но и преследовалась. Согласны ли мы видеть своих детей послушными исполнителями, не обученными думать, умеющими только поддакивать? Можем ли мы предотвратить деградацию отечественного образования? Нужна ли нам серьезная педагогическая наука? Эти и другие вопросы выплеснулись на дискуссионное пространство. Это архиважно для будущего страны. Учителя это поняли. В ходе полемики рельефно отмежевывались сторонники и оппоненты педагогических взглядов автора. У одних они вызвали восторг, у других - скепсис, кто-то упрекал в отторжении традиций. Творческие успехи и независимое поведение Н.И. Пирогова способствовали росту престижа педагогической науки и образования в глазах российского общества. Всю жизнь он генерировал научные знания, апробируя их собственноручно на своей педагогической ниве. Н.И. Пирогов открыл для себя и доказал другим, что будущее России - в развитии науки и образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герцен А.И. Н.И. Пирогов // Колокол. - 1862. - 1 янв., л. 118. - С.983-988.
2. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании: (Мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова) // Избранные педагогические произведения. - М., 1952. -С.131-155.
3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
4. Пирогов Н.И. Письма к И.В. Бертенсону // Избранные
педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. - С.429-442.
5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача // Собрание сочинений в восьми томах. - М.: Госиздатмедлит, 1962. - Т. 8. - С.69-352.
6. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. - М., 1950. - 318 с.
7. Погодин С.Н. Иван Васильевич Лучицкий (1845-1918) // Новая и новейшая история. - 2000. - №6. - С.174-192.
8. Сонголов Г.И., Галеева О.П. Пироговские традиции формирования элементов профессиональной компетенции в процессе преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2013. - Т. 118. №3. - С.135-137.
9. Сонголов Г.И., Галеева О.П., Зайцев А.П. По веленью сердца и зову чести. Пирогов и Крестовоздвиженская община сестер милосердия на Крымской войне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2012. - Т. 115. №8. - С.127-132.
10. Сонголов Г.И., Галеева О.П., Зайцев А.П. Н.И. Пирогов и великие женщины России // Альманах сестринского дела. -2012. - Т. 5. №3-4. - С.3-13.
11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Педагогические сочинения. - В 2-х т.: Т. 1. - М., 1974. - С.160-215.
12. Чернышевский Н.Г. Заметки о журналах: Июль 1856 года. [О статье Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», помещенной в «Морском сборнике»] // Полное собрание сочинений.
- Т. III. - М., 1947. - С.684-689.
REFERENCES
1. Gertsen A.I. N.I. Pirogov // Kolokol. - 1862. - 1 jan., l. 118.
- P.983-988. (in Russian)
2. Dobroljubov N.A. On the importance of authority in education: (Thoughts on “Questions of Life”, the Pirogov) // Selected pedagogical works. - Moscow, 1952. - P. 131-155. (in Russian)
3. Konstantinov N.A., Medynskiy E.N., Shabaeva M.F. History of Education. - Moscow: Prosveschenie, 1982. - 447 p. (in Russian)
4. Pirogov N.I. Letters to I.V. Bertenson // Selected pedagogical works. - Moscow: Prosveschenie, 1985. - P.429-442. (in Russian)
5. Pirogov N.I. Questions of life. Diary of an Old Doctor // Collected works in eight volumes. - Moscow: Gosizdatmedlit, 1962. - Vol. 8. - P.69-352. (in Russian)
6. Pirogov N.I. Sebastopol letters and memories. - Moscow, 1950. - 318 p. (in Russian)
7. Pogodin S.N. Ivan Luchitsky (1845-1918) // Novaya i novejshaya istoria. - 2000. - №6. - P.174-192. (in Russian)
8. Songolov G.I., Galeeva O.P. Pirogov’s traditions of elements
formation of the professional competence in the course of teaching topographical anatomy and operative surgery // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2013. - Vol. 118. №3. - P.135-137. (in Russian)
9. Songolov G.I., Galeeva O.P., Zaitsev A.P. Following the dictates of the heart and the call of honor: N.I. Pirogov and the sisters of mercy of the Krestovozdvizhenskaya Community at the Crimean war // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2012. -Vol. 115. №8. - P.127-132. (in Russian)
10. Songolov G.I., Galeeva O.P., Zaitsev A.P. N.I. Pirogov and great women Russia // Almanach sestrinskogo dela. - 2012. - Vol.
5. №3-4. - P.3-13. (in Russian)
11. Ushinskij K.D. Pedagogical works of N.I. Pirogov // Pedagogical writings. - In 2 volumes: Volume 1. - Moscow, 1974.
- P.160-215. (in Russian)
12. Chernyshevsky N.G. Notes on magazines in July 1856. [About the article N.I. Pirogov “Life Matters” placed in the “Sea collection”] // Complete Works. - Vol. III. - Moscow, 1947. -P.684-689. (in Russian)
Информация об авторах:
Сонголов Геннадий Игнатьевич - заведующий кафедрой, доцент, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1; Галеева Ольга Павловна - доцент, к.м.н.; Юдин Андрей Андреевич - студент 5 курса лечебного факультета.
Information About the Authors:
Songolov Gennady I. - Head of Department, Associate Professor, PhD, MD, 664003, Krasnogo Vosstania st., 1; Galeeva Olga P - Associate Professor, MD, PhD; Andrei Yudin - 5th year student of the medical faculty.
©ЯНОВСКИЙ Л.М. - 2013 УДК 37.012.6:613.6.01
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ ПО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
Лев Михайлович Яновский (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)
Резюме. В работе приводятся основные составляющие медико-педагогической работы по санитарногигиеническому воспитанию населения. Важными элементами этих мероприятий являются воспитательная работа среди детей, среди слушателей различных курсов при их подготовке и переподготовке, а также при аттестации должностных лиц, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и воды. Все мероприятия разделяются на активные и пассивные виды. Приводятся основные принципы воспитательной работы.
Ключевые слова: население, санитарно-гигиеническое воспитание, виды, принципы.
MEDICO-PEDAGOGICAL BASIS OF WORK ON SANITARY AND HYGIENIC EDUCATION OF THE POPULATION
L.M. Yanovsky (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. In the present work, the main principles of medical and pedagogical work on sanitary and hygienic education of the population are discussed. Among the important elements of these actions are educational work among children, among listeners of various courses during their preparation and retraining, and also in certification of the officials engaged in production, storage, transportation and realization of foodstuff and water. All actions are divided into active and passive types. The basic principles of educational work are given.
Key words: population, sanitary and hygienic education, types, principles.
12 марта 1999 года Государственной думой принят закон питание и обучение граждан обязательны, направлены на
о гигиеническом воспитании и обучении населения страны. повышение их санитарной культуры, профилактику заболеВ статье 36 этого закона говорится: «.гигиеническое вос- ваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.