Научная статья на тему 'Physical culture phenomenon as one leading factors of self-upbringing of student's personality'

Physical culture phenomenon as one leading factors of self-upbringing of student's personality Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL UPBRINGING / SELF-UPBRINGING / SELF-PERFECTION / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Baranov Andrey N.

Physical culture phenomenon as one leading factors of self-upbringing of student's personality is examined in the article. Attention is accented on this question's psychological-pedagogic aspect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Physical culture phenomenon as one leading factors of self-upbringing of student's personality»

во-вторых, служит важным инструментом познания объекта профессиональной деятельности;

в-третьих, является важным ориентиром в исследовательской работе;

в-четвертых, является методологической основой при разработке частных методик.

Библиографический список

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 118 с.

2. Бондаренко Г. И. Инвалид как понятие в историко-философском контексте // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 15-18.

3. Иванова Н.Л. Физическая реабилитация детей с бронхиальной астмой в возрасте 7-12 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 144 с.

4. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких. - Л.: Медицина, 1987. - 144 с.

5. Кокорина Е.В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -

Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006. - 24 с.

6. Лебедева О.П. Комплексная учебно-оздоровительная программа физического воспитания школьников 11-14 лет специальной медицинской группы с элементами тренировочной направленности в условиях Крайнего Севера: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 172 с.

7. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 384 с.

8. Хрущев С.В., Симонова О.И. Физическая культура для детей с заболеваниями органов дыхания: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2006. - 304 с.

9. Хуббиев Х.З. Принципы диалектики: методология развития взглядов на физическую культуру личности и ее формирование // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 9-14.

10. Пономарев Н.А. Принципы использования философских методов в науках о физической культуре // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта: Сб. науч. тр. - Л.: ГДОИФК, 1981. - С. 36-37.

УДК 378

Баранов Андрей Николаевич

Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород

[email protected]

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ФАКТОРОВ САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается феномен физической культуры как один из ведущих факторов самовоспитания личности студента. Акцентируется внимание на психолого-педагогическом аспекте данного вопроса.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, самовоспитание, самосовершенствование, развитие личности.

Реформы современной системы высшего образования, актуализировали проблему физического воспитания молодежи. Однако его совершенствование на основе старых концептуальных положений, когда в процессе физкультурно-спортивной деятельности решались задачи преимущественно двигательного характера, не приносит положительных результатов в формировании физической культуры студентов. Все это, по мнению Н.Н. Визатея, М.Я. Виленского, В.И. Столярова, является следствием недостаточной разработанности культурологического аспекта физического воспитания, его односторонней ориентацией на телесное развитие при игнорировании интеллектуальной и духовной сфер человека.

Физическая культура представляет собой сложное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, самовоспитания, этики. В личностном плане физическая культура мера и способ всестороннего физического развития человека. Основопо-

лагающим принципом культуры студента, является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов, обуславливающих образовательную, методическую и деятельно-практическую направленность воспитательного процесса.

Неслучайно в Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащегося, физическая культура, как отмечают Ю.Л. Кислицын и Н.В. Решетников, обязательный компонент гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирования таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [7].

Термин физическая культура (иногда ее называют телесная культура) был впервые употреблен в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России

184

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Баранов А.Н., 2012

термин физическая культура стал употребляться в печати практически в это же время. Под физической культурой понималась деятельность человека и общества, направленная на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Феномен физическая культура возникает как закономерное явление, обусловленное потребностями общества в таких качествах и свойствах, которые необходимы человеку, но не могут быть сформированы в процессе естественного физического развития и труда, либо формируются этими путями крайне недостаточно. Поэтому, как справедливо отмечает М.С. Каган: «Физическая культура по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности [4]. Физическую культуру следует рассматривать как фундаментальную ценность личности, поскольку она обеспечивает ее социально-биологический жизнедеятельностный потенциал, создает предпосылки для гармоничного развития, содействует проявлению высокого уровня социальной активности.

Результаты социологических исследований ученых [О.А. Аяшева, В.А. Пономарчук, В.П. Моченова, В.И. Столярова, А.Г Щедриной] показывают, что в процессе преобразования общества произошли изменения в ценностном восприятии физической культуры. Динамика ценностных ориентаций значительной части современной молодежи характеризуется сдвигом в сторону материальных интересов, ослаблением серьезных культурных запросов, терпимостью к негативным социальным явлениям, ростом авторитета физической силы, агрессивности. В то же время за последние годы повысился интерес к социальным аспектам здоровья и здорового образа жизни, которые непосредственно связаны с развитием физической культуры. Большинство исследователей считают, что повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью.

Наряду с этим, по мнению И.М. Быховской возрастающая ценность человеческой индивидуальности, расширение ориентаций на самореализацию личности сопровождается активностью «работы над собой», в том числе в физическом самосовершенствованием [3].

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет рассматривать физическую культуру как ведущий фактор самовоспитания студента, который способствует полноценному гармоничному развитию личности. При этом следует учитывать, что не только физическая культура развивает человека, но и человек является необходимым условием развития. Нельзя не согласиться с К.А. Абульхановой-Славской, которая считает: «личность, как субъекта жизни, независимо от условий социальной сфе-

ры, характеризует потребность в собственном развитии, направленность на развивающие, более оптимальные сферы жизни» [1].

Самовоспитание личности - это сложный разносторонний процесс самосознания и самосовершенствования. Поэтому в исследованиях современных ученых А.Я. Арет, А.В. Барабанщикова, И.А. Донцова, С.Б. Елканова, А.Г. Ковалева, С.М. Ковалева, А.И. Кочетова, Ю.М. Орлова, П.Н. Осипова, Л.И. Рувинского, Г.К. Селевко представлены различные подходы к проблеме самовоспитания. Каждый исследователь развивает свою точку зрения, высказывает свою позицию, на решение данной проблемы. Однако в целом все считают, что стремление человека к совершенствованию может осуществляться путем самовоспитания духовного облика, развития или коррекции преимущественно его характера, воли, поведения и др. Все исследователи справедливо связывают самовоспитание с самосознанием личности. Учитывая, что самовоспитание это единство знаний человека о себе самом и отношений к себе же самому в связи с условиями его реальной жизни и деятельности, мы рассматриваем самовоспитание как процесс постоянной работы человека над собой, над своими собственным физическим и духовном совершенствованием, основанный на познании самого себя в многообразных отношениях с условиями жизни, деятельности и общения с другими людьми. В этом сложном и многогранном процессе самопознания и самосовершенствования человек выступает как субъект и как объект своей собственной деятельности. Как субъект деятельности он является наблюдателем, изучающим путем самонаблюдения и оценивающим самого себя, свои действия, поступки, поведение, мысли, чувства, волю, здоровье, внешность, физическое развитие и подготовленность, свое положение в обществе и отношения с ним, свою квалификацию. Словом, он создает образ своего «я» и понятие о себе самом как личности, стремящейся к гармоническому развитию своих физических и духовных сил.

По мнению А.Ц. Пуни, овладение самопознанием и самосовершенствованием «лучше всего достигается в процессе занятий физической культурой и спортом в силу того, что здесь всегда предусматривается конкретная и эмоционально привлекательная цель, связанная то ли с укреплением здоровья, повышения работоспособности, улучшением общего самочувствия, то ли с достижением все более высокого спортивного мастерства и тем более - с развитием специальных спортивных способностей и повышением спортивного мастерства [6].

Во время занятий физической культурой происходит не только телесное формирование студента и развитие физических качеств, а также формирование нравственного, умственного, трудового

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

185

и эстетического воспитания личности, где основными задачами физической культуры в вузе являются: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Образовательная задача, формируя мировоззрение, содействует становлению культуры личности, человека способного воспринимать и воспроизводить духовные и материальные ценности, развивает стремление к успеху, умение работать на высокий результат. Выполняя физические упражнения, студенты учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.

Сегодня, когда наблюдается значительное ослабление воспитательной функции высшей школы, физическая культура и спорт остаются одними из немногих направлений жизнедеятельности вузов, по которым осуществляется реальная воспитательная работа со студентами. Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся молодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.

Оздоровительная задача состоит в гармоничном развитии форм и функций организма, направленной на укрепления здоровья. Здоровый человек -это физическая выносливость, высокая работоспособность, психическая устойчивость и социальная устремленность к выполнению профессиональных результатов.

Таким образом, решение этих задач в процессе физической культуры способствует самовоспитанию личности студента, формированию здорового образа жизни и профессиональному становлению.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.

2. Аяшев О.А., ПономарчукВ.А. Физическая культура и становление личности. - М., 1991. - 123 с.

3. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве времени: (очерки социальной и культурной антропологии). - М.: ФОН, 1997. - 209 с.

4. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997. - 240 с.

5. Моченов В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1994.

6. Пуни А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 6. - С. 11-12.

7. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Мастерство, 2002. - 152 с.

8. Столяров В.И. Проект «СпАрт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России: (основные идеи и первые итоги реализации) // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 10-14.

9. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 4. - С. 5-7.

УДК 615.851:796

Юров Игорь Александрович

Сочинский государственный университет [email protected]

МОТИВАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ: ГЕНДЕРНЫЙ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ

В статье анализируются гендерные и квалификационные особенности спортсменов-пловцов в оптимальном возрасте для достижения высоких спортивных результатов (17—20 лет).

Ключевые слова: мотивация, спортсмены-пловцы, потребность достижения, гендер, квалификация, статистические различия.

По мнению Р. Уэйнберга и Д. Гоулда, существует три теории, объясняющие мотивирование (побуждение) людей к действию: а) теория потребности достижения; б) теория атрибуции; в) теория достижении цели. Теория потребности достижения (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон) представляет собой комбинированную модель, учитывающую как личностные, так и ситуативные факторы в качестве важнейших показателей поведения, образующие пять компонентов: 1) личностные факторы или мотивы; 2) ситуативные факторы; 3) результирующие тенденции;

4) эмоциональные реакции; 5) поведение, связанное с достижением [4].

Первые исследования мотивации к достижению успеха и мотивации к избеганию неудачи показали, что мотивы достижения у женщин не позволяют предсказать их поведения, связанного с достижением, в отличие от мотивов мужчин [4]. М. Хорнер рассматривала половые различия в мотиве избегания успеха, или так называемую боязнь успеха. По ее мнению, боязнь успеха влияет на поведение достижения. Она считает, что женщинам присущ более высокий уровень боязни успеха, чем

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Юров И.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.