в психике, то это, безусловно, отображается на всех гранях, которые и составляют соматическое здоровье человека, и в первую очередь - на его душевном здоровье, так как оно зависит не столько от происходящих событий (даже самых неблагоприятных), сколько от реакции на них. Люди, пережившие тяжелую, психологическую травму, часто одерживают победу над болью, страхом и одиночеством благодаря установке, которую они сами задают себе. Открытая, активная, оптимистичная позиция зачастую помогает превозмогать социальную и бытовую неустроенность, беды. По наблюдениям Е.С. Михайловой, которая протестировала ряд людей разных возрастных, профессиональных и т.п. категорий, лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации, они обычно легко уживаются в коллективах, способствуют поддерживанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса [6, с. 22].
Если попытаться интегрировать описанные подходы к пониманию соматически воспитанной личности, то в качестве основных показателей психологического здоровья можно назвать способность к развитию, открытость новому опыту, гибкость в отношениях с окружающим миром, живость чувств (в отличие от их ригидности и омертвелости), ответственность за свое здоровье. При этом ответ на этот вопрос, в какой мере и каким обра-
зом эти характеристики личностного функционирования связаны с телесными процессами, с двигательной активностью субъекта, является ключом к целостному анализу физического, психического и этического развития как факторов, обусловливающих соматическое воспитание личности.
Библиографический список
1. Висковатова Т.П. Влияние применения средств физической культуры на развитие высших психических функций // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: Материалы межд. науч.-практ. конф. -Минск: В 4-х т. Т. 3. Ч. 1 / под ред. М.Е. Кобринс-кого и др. - Мн.: БГУФК, 2009. - С. 23-26.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
3. Леонтьев В. Экономические эссе. - М.: Политиздат, 1990. - 416 с.
4. МаслоуА. Психология бытия. - М., К.: 1997. -304 с.
5. Мерфи М. Будущее тела: исследование дальнейшей эволюции человека. - М.: РИПОЛ классик; М.: Открытый мир, 2010. - 908 с.
6. Михайлова Е. С. Социальный интеллект: концепция, модели, диагностика. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 117 с.
7. Фейербах Л. Избранные произведения. Т. 2. -М., 1955. - 685 с.
8. Хакимов Р.К. Влияние осознанного и неосознанного поведения на формирование характера личности // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 9. - С. 272-277.
УДК 796.072.2.+371.3
Кокорина Елена Владимировна
кандидат педагогических наук Восточно-Сибирская государственная академия образования, г. Иркутск
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются философские аспекты оздоровительных занятий физической культурой. Впервые рассматривается диалектический подход к оздоровительным занятиям ослабленных школьников в условиях школьного обучения. Автор отмечает, что в процессе физического воспитания развитие двигательных качеств строится по принципу от низшего к высшему, от простого к сложному не только в физической, но и оздоровительной физической культуре. Решая педагогические задачи, раскрываются опорные концепции оздоровительно-философских категорий.
Ключевые слова: оздоровительные занятия, развитие школьников, инструменты познания объекта профессиональной деятельности.
В современной философии оздоровительная физическая культура рассматривается как технология человеческой деятельности, направленная, главным образом, на профилактику и коррекцию заболеваний, а также на стабилизацию функционального состояния, физического развития и физической подготовленности.
Изучая различные программы по физической культуре для школьников, мы видим, что программ для детей специальной медицинской группы мало, а программ специализированных, для конкретных диагнозов, почти нет.
Физическая культура и оздоровительная физическая культура являются продуктом историческо-
© Кокорина Е.В., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
181
го и философского развития общества. В этом контексте физическая культура рассматривается не только как культура тела, но и как совокупность материальных и духовных ценностей, а оздоровительная физическая культура - как совокупность профилактических мероприятий, психологического настроя школьников и их физической активности.
Для понимания аксиологической компоненты в теории и практике оздоровительной физической культуры следует учитывать ее специфику. Специфическое в этом смысле то, что объектом исследования является процесс физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а предметом -оздоровительно-коррекционная направленность уроков физического воспитания для детей с конкретной патологией. Причем школьник рассматривается не просто как субъект познания, а как индивид, желающий быть здоровым, физически развитым и стремящийся реализовать свои способности.
В учебнике «Оздоровительная гимнастика: теория и методика» впервые представлены теоретико-методологические основы оздоровительной гимнастики, имеющей многочисленные организационные формы. Рассматриваются урочные и неурочные формы. К урочным относятся уроки физической культуры или дополнительные оздоровительно-тренировочные занятия. Неурочные формы делятся на «малые» - утренняя гимнастика, физкуль-тпауза, физкультминутка и «крупные» - домашние задания, занятия физическими упражнениями на удлиненных переменах, в час здоровья. Различают виды оздоровительной гимнастики: 1) оздоровительно-кондиционный - гигиеническая, профессионально-прикладная, корригирующая, лечебная гимнастика; 2) оздоровительно-спортивный - акробатика, художественная и спортивная гимнастика, спортивный фитнес. Рекомендуются группы эффективных оздоровительных средств: лечебные физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, - и оригинальные методы их применения [7].
Развитие теории оздоровительной физической культуры, началось при исследовании многочисленных проблем здоровья и физического отставания ослабленных школьников от здоровых сверстников [3; 5; 6].
Важнейшей философско-методологической проблемой является разработка категорий, принципов, критериев и показателей, с помощью которых философские положения трансформируются в практику оздоровительной физической культуры, что способствует всестороннему использованию философской методологии в конкретном учебном процессе и в практической деятельности [10].
На протяжении многих столетий к физически ослабленным детям отношение практически не менялось, и только в век прогресса и новых техно-
логий, появилась возможность заниматься физической культурой с ослабленными школьниками.
В дохристианских общинах, за исключением Древней Индии и Древнего Египта, где к людям с отклонениями в развитии проявляли милосердие, детей с явными физическими недостатками либо убивали, либо ущемляли в правах. У кочевых народов правом на жизнь обладал лишь трудоспособный член общины [2].
Современной философией физическая культура рассматривается как технология человеческой деятельности, накопление и передача человеческого опыта, а также его оценки и осмысления. При этом рассматривается физическое развитие, физическая подготовленность и личностный аспект человека, т.е. повышение его потенциальных возможностей. В человеке природа достигла высшей сложности и совершенства: именно в нем возникло диалектическое единство биологического и социального, материального и духовного. Но в этом проявляется и противоречивый феномен человека.
Центральное место в системе законов диалектики занимает закон диалектической противоположности. Противоположность - философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, взаимообус-ловливающих и взаимоисключающих друг друга (например, учебный процесс предусматривает наличие учителя и школьника) [9].
Оздоровительная физическая культура представляет собой комплекс дисциплин преимущественно естественно-научного профиля, вместе с тем оздоровительно-коррекционная направленность гуманна по своей сути: имея дело с человеком, она требует, соответственно, внимания к здоровью, духовным аспектам человеческого бытия и социальной среде.
В действительности окружающая среда, как экологическая, так и психологическая, может привести к ухудшению здоровья человека (холодная вода -к простудным заболеваниям; инфекция гриппа -к осложнениям со всеми вытекающими последствиями; аллергическая реакция - к приступу астмы).
В оздоровительных группах, а в школах - это специальные медицинские группы, у некоторых детей идет внутренняя психологическая борьба между осознанием того, что их по приказу директора определили по медицинским показаниям в более слабую группу и тем, что они могут показаться своим сверстникам более слабыми.
Изучая различные оздоровительные методики по дыхательной гимнастике, находим, что все они направлены на тренировку дыхательной системы, отличие же заключается в основе каждой из них:
1. Поверхностное дыхание. Методика волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД). Метод ВЛГД Бутейко заключается в ограничении общей вентиляции легких. Этот способ осуществляется
182
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
в виде «дыхательных упражнений» и не является «физиологичным», натуральным, так как в природе нет ситуации, при которой естественным образом происходило бы ограничение общей вентиляции легких. Ликвидация глубокого дыхания при бронхиальной астме должна способствовать снятию бронхоспазма, т. е. ликвидации приступа удушья [8, с. 229].
2. Частое и количественное дыхание с произвольным выдохом. Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
В процессе выполнения упражнений автор предлагает:
1) сосредоточить внимание только на вдохе и строго следить за одновременным выполнением вдоха и движений руками и туловищем;
2) вдох должен быть обязательно шумным, коротким, активным - как бы принюхиваясь, чем пахнет;
3) вдох должен быть неглубоким;
4) на выдохе губы не сжимать, не фиксировать внимание на выдохе [8, с. 234].
3. Физиологичное дыхание - это естественное дыхание человека. Обычный вдох и продолжительный выдох. Акцент в физиологичном дыхании делается на удлиненный выдох. Применение у школьников дыхательных упражнений обеспечивает нормализацию и совершенствование механизмов дыхания; укрепляет основные и вспомогательные мышцы; предотвращает и корректирует деформацию грудной клетки; предупреждает и ликвидирует застойные явления в бронхах и легких; удаляет мокроту из бронхов [4]. Если рассматривать организм как единое целое, при тренировке различных органов мы можем добиться их изменений, т.е. некоторого противоречия в развитии организма от физиологической нормы (тренируя дыхательный аппарат, мы можем увеличить объем легких, а укрепление мышц рук приведет к увеличению показателей динамометрии).
В процессе физического воспитания, развитие двигательных качеств строится по принципу «от низшего к высшему, от простого к сложному». В младших классах дети проходят простейшие уп-
ражнения, далее меняется интенсивность, сложность проводимых упражнений. На оздоровительных занятиях с каждым разом вводят новые упражнения, которые со временем усложняются. В занятиях физической культурой и спортом отчетливо виден диалектический закон перехода количества в качество (чем больше ребенок занимается физкультурой, тем лучше результат: ходьба на лыжах со временем переходит в бег; при частых тренировках в беговых упражнениях улучшается техника и скорость бега).
Систематические оздоровительные занятия физической культурой могут перейти в качество здоровья населения (уровень соматического здоровья можно определить по методике ГЛ. Апанасенко) [1, с. 118].
К сожалению, в школах часто страдает материальная база. Нет специального оборудования для школьников с ослабленным здоровьем (спирометр, динамометр, тонометр и т. д.). Исследования по наличию специализированного оборудования, необходимого для проведения занятий: тренажеров, регистрирующей и информационной аппаратуры, - ярко характеризуют междисциплинарные связи в системе наук медицинского и оздоровительного характера.
Не имея необходимого специализированного оборудования, мы можем снизить и качество обучения, т. к. не сможем определить уровень здоровья школьников, следовательно, и подобрать дифференцированный подход к ним. Значит - наличие необходимого количества оборудования определяет более качественное обучение.
Диалектическое отрицание - это переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания и функции старого качества переходят в измененном виде в новое.
Закон отрицания показывает, что является конечным результатом развития и как этот результат соотносится с результатом на предыдущих ступенях развития. Старое - корень и основание всякого развития.
Во время обучения некоторые упражнения мы изучаем полностью, а другие - только через элементы или подводящие упражнения. Например, наскоки на «мост» и «козла» переходят в прыжок через «козла», стойка на руках - в «колесо», передача мяча из различных положений - в баскетбол, волейбол и т.д.
Результатом развития физической культуры становится отрицание старого качества и утверждение нового, т. е. развитие новых способностей.
Таким образом, привлечение в качестве опорных концепций философско-оздоровительных категорий, раскрывающих общие закономерности функционирования организма с патологическими нарушениями, решает следующие задачи:
во-первых, обогащает профессиональное мышление педагога;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
183
во-вторых, служит важным инструментом познания объекта профессиональной деятельности;
в-третьих, является важным ориентиром в исследовательской работе;
в-четвертых, является методологической основой при разработке частных методик.
Библиографический список
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 118 с.
2. Бондаренко Г. И. Инвалид как понятие в историко-философском контексте // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 15-18.
3. Иванова Н.Л. Физическая реабилитация детей с бронхиальной астмой в возрасте 7-12 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 144 с.
4. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких. - Л.: Медицина, 1987. - 144 с.
5. Кокорина Е.В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -
Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006. - 24 с.
6. Лебедева О.П. Комплексная учебно-оздоровительная программа физического воспитания школьников 11-14 лет специальной медицинской группы с элементами тренировочной направленности в условиях Крайнего Севера: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 172 с.
7. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 384 с.
8. Хрущев С.В., Симонова О.И. Физическая культура для детей с заболеваниями органов дыхания: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2006. - 304 с.
9. Хуббиев Х.З. Принципы диалектики: методология развития взглядов на физическую культуру личности и ее формирование // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 9-14.
10. Пономарев Н.А. Принципы использования философских методов в науках о физической культуре // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта: Сб. науч. тр. - Л.: ГДОИФК, 1981. - С. 36-37.
УДК 378
Баранов Андрей Николаевич
Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ФАКТОРОВ САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается феномен физической культуры как один из ведущих факторов самовоспитания личности студента. Акцентируется внимание на психолого-педагогическом аспекте данного вопроса.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, самовоспитание, самосовершенствование, развитие личности.
Реформы современной системы высшего образования, актуализировали проблему физического воспитания молодежи. Однако его совершенствование на основе старых концептуальных положений, когда в процессе физкультурно-спортивной деятельности решались задачи преимущественно двигательного характера, не приносит положительных результатов в формировании физической культуры студентов. Все это, по мнению Н.Н. Визатея, М.Я. Виленского, В.И. Столярова, является следствием недостаточной разработанности культурологического аспекта физического воспитания, его односторонней ориентацией на телесное развитие при игнорировании интеллектуальной и духовной сфер человека.
Физическая культура представляет собой сложное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, самовоспитания, этики. В личностном плане физическая культура мера и способ всестороннего физического развития человека. Основопо-
лагающим принципом культуры студента, является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов, обуславливающих образовательную, методическую и деятельно-практическую направленность воспитательного процесса.
Неслучайно в Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащегося, физическая культура, как отмечают Ю.Л. Кислицын и Н.В. Решетников, обязательный компонент гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирования таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [7].
Термин физическая культура (иногда ее называют телесная культура) был впервые употреблен в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России
184
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Баранов А.Н., 2012