УДК 796.072.2.+371.3
Е. В. Кокорина
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются философские аспекты оздоровительных занятий физической культурой. Цель статьи - рассмотреть оздоровительную физическую культуру с философской точки зрения. Впервые рассматривается диалектический подход к оздоровительным занятиям ослабленных школьников в условиях школьного обучения. Оздоровительно-кор-рекционная направленность представлена через законы: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и закона отрицания. Автор отмечает, что в процессе физического воспитания развитие двигательных качеств строится по принципу от низшего к высшему, от простого к сложному не только в физической, но и оздоровительной физической культуре. При решении педагогических задач раскрываются опорные концепции оздоровительно-философских категорий.
The article considers the philosophical aspects of the healthy physical culture of schoolchildren. In this article for the first time the dialectal approach to the healthy training of the weak schoolchildren is exposed. The healthy correction trend is represented by the laws: the unity and the struggle of the opposites; the transition from quantity to quality; the law of negation. The author mentions that the development of the moving abilities is built from simple to complicated in the healthy physical culture. Solving pedagogical problems, the main healthy philosophical conception is exposed.
Ключевые слова: оздоровительные занятия, развитие школьников, инструменты познания объекта профессиональной деятельности.
Keywords: healthy training, schoolchildren's development, instruments of cognition of the object of professional activities.
В современной философии оздоровительная физическая культура рассматривается как технология человеческой деятельности, направленная, главным образом, на профилактику и коррекцию заболеваний, а также на стабилизацию функционального состояния, физического развития и физической подготовленности.
Изучая различные программы по физической культуре для школьников, мы видим, что программ для детей специальной медицинской группы мало, а программ специализированных, для конкретных диагнозов, почти нет.
Физическая культура и оздоровительная физическая культура являются продуктом исторического и философского развития общества. В этом контексте физическая культура рассматри-
© Кокорина Е. В., 2011
вается не только как культура тела, но и как совокупность материальных и духовных ценностей, а оздоровительная физическая культура -как совокупность профилактических мероприятий, психологического настроя школьников и их физической активности.
Для понимания аксиологического компонента в теории и практике оздоровительной физической культуры следует учитывать ее специфику. Специфическое в этом смысле то, что объектом исследования является процесс физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а предметом - оздоровительно-коррекционная направленность уроков физического воспитания для детей с конкретной патологией. При этом школьник рассматривается не просто как субъект познания, а как индивид, желающий быть здоровым, физически развитым и стремящийся реализовать свои способности.
В учебнике «Оздоровительная гимнастика: теория и методика» впервые представлены теоретико-методологические основы оздоровительной гимнастики, имеющей многочисленные организационные формы. Рассматриваются урочные и неурочные формы. К урочным относятся уроки физической культуры или дополнительные оздоровительно-тренировочные занятия. Неурочные формы делятся на «малые» - утренняя гимнастика, физ-культпауза, физкультминутка - и «крупные» -домашние задания, занятия физическими упражнениями на удлиненных переменах, в час здоровья. Различают виды оздоровительной гимнастики: 1) оздоровительно-кондиционный - гигиеническая, профессионально-прикладная, корригирующая, лечебная гимнастика; 2) оздоровительно-спортивный - акробатика, художественная и спортивная гимнастика, спортивный фитнес. Рекомендуются группы эффективных оздоровительных средств: лечебные физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы - и оригинальные методы их применения [1].
Развитие теории оздоровительной физической культуры началось с исследования многочисленных проблем здоровья и физического отставания ослабленных школьников от здоровых сверстников [2].
Важнейшей философско-методологической проблемой является разработка категорий, принципов, критериев и показателей, с помощью которых философские положения трансформируются в практику оздоровительной физической культуры, что способствует всестороннему использованию философской методологии в конкретном учебном процессе и в практической деятельности [3].
На протяжении многих столетий к физически ослабленным детям отношение практически не менялось, и только в век прогресса и новых техно-
Е. В. Кокорина. Философские аспекты оздоровительной физической культуры школьников
логий появилась возможность заниматься физической культурой с ослабленными школьниками.
В дохристианских общинах, за исключением Древней Индии и Древнего Египта, где к людям с отклонениями в развитии проявляли милосердие, детей с явными физическими недостатками либо убивали, либо ущемляли в правах. У кочевых народов правом на жизнь обладал лишь трудоспособный член общины [4].
Современной философией физическая культура понимается как технология человеческой деятельности, накопление и передача человеческого опыта, а также его оценка и осмысление. При этом рассматриваются физическое развитие, физическая подготовленность и личностный аспект человека, т. е. повышение его потенциальных возможностей. В человеке природа достигла высшей сложности и совершенства: именно в нем возникло диалектическое единство биологического и социального, материального и духовного. Но в этом проявляется и противоречивый феномен человека.
Центральное место в системе законов диалектики занимает закон диалектической противоположности. Противоположность - философская категория, отражающая стороны, свойства, тенденции, процессы в предметах и явлениях, взаи-мообусловливающих и взаимоисключающих друг друга (например, учебный процесс предусматривает наличие учителя и школьника) [5].
Оздоровительная физическая культура представляет собой комплекс дисциплин преимущественно естественнонаучного профиля, вместе с тем оздо-ровительно-коррекционная направленность гуманна по своей сути: имея дело с человеком, она требует, соответственно, внимания к здоровью, духовным аспектам человеческого бытия и социальной среде.
В действительности окружающая среда, как экологическая, так и психологическая, может привести к ухудшению здоровья человека (холодная вода - к простудным заболеваниям; инфекция гриппа - к осложнениям со всеми вытекающими последствиями; аллергическая реакция - к приступу астмы).
В оздоровительных группах - а в школах это специальные медицинские группы - у некоторых детей идет внутренняя психологическая борьба между осознанием того, что их по приказу директора определили по медицинским показаниям в более слабую группу, и тем, что они могут показаться своим сверстникам более слабыми.
Изучая различные оздоровительные методики по дыхательной гимнастике, находим, что все они направлены на тренировку дыхательной системы, отличие же заключается в основе каждой из них:
1. Поверхностное дыхание. Методика волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД). Метод ВЛГД Бутейко заключается в ограничении общей венти-
ляции легких. Этот способ осуществляется в виде «дыхательных упражнений» и не является «физиологичным», натуральным, так как в природе нет ситуации, при которой естественным образом происходило бы ограничение общей вентиляции легких. Ликвидация глубокого дыхания при бронхиальной астме должна способствовать снятию брон-хоспазма, т. е. ликвидации приступа удушья [6].
2. Частое и количественное дыхание с произвольным выдохом. Гимнастика А. Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
В процессе выполнения упражнений автор предлагает:
1) сосредоточить внимание только на вдохе и строго следить за одновременным выполнением вдоха и движений руками и туловищем;
2) вдох должен быть обязательно шумным, коротким, активным - как бы принюхиваясь, чем пахнет;
3) вдох должен быть неглубоким;
4) на выдохе губы не сжимать, не фиксировать внимание на выдохе [7].
3. Физиологичное дыхание - это естественное дыхание человека. Обычный вдох и продолжительный выдох. Акцент в физиологичном дыхании делается на удлиненный выдох. Применение у школьников дыхательных упражнений обеспечивает нормализацию и совершенствование механизмов дыхания; укрепляет основные и вспомогательные мышцы; предотвращает и корректирует деформацию грудной клетки; предупреждает и ликвидирует застойные явления в бронхах и легких; удаляет мокроту из бронхов [8]. Если рассматривать организм как единое целое, при тренировке различных органов мы можем добиться их изменений, т. е. некоторого противоречия в развитии организма от физиологической нормы (тренируя дыхательный аппарат, мы можем увеличить объем легких, а укрепление мышц рук приведет к увеличению показателей динамометрии).
В процессе физического воспитания развитие двигательных качеств строится по принципу «от низшего к высшему, от простого к сложному». В младших классах дети проходят простейшие уп-
ражнения, далее меняется интенсивность, сложность проводимых упражнений. На оздоровительных занятиях с каждым разом вводят новые упражнения, которые со временем усложняются. В занятиях физической культурой и спортом отчетливо виден диалектический закон перехода количества в качество (чем больше ребенок занимается физкультурой, тем лучше результат: ходьба на лыжах со временем переходит в бег; при частых тренировках в беговых упражнениях улучшается техника и скорость бега).
Систематические оздоровительные занятия физической культурой могут перейти в качество здоровья населения (уровень соматического здоровья можно определить по методике Г. Л. Апанасенко) [9].
К сожалению, в школах часто страдает материальная база. Нет специального оборудования для школьников с ослабленным здоровьем (спирометр, динамометр, тонометр и т. д.). Исследования по наличию специализированного оборудования, необходимого для проведения занятий: тренажеров, регистрирующей и информационной аппаратуры, -ярко характеризуют междисциплинарные связи в системе наук медицинского и оздоровительного характера.
Не имея необходимого специализированного оборудования, мы можем снизить и качество обучения, так как не сможем определить уровень здоровья школьников, следовательно, и подобрать дифференцированный подход к ним. Значит, наличие необходимого количества оборудования определяет более качественное обучение.
Диалектическое отрицание - это переход от старого качества к новому, при котором определенные стороны, элементы содержания и функции старого качества переходят в измененном виде в новое.
Закон отрицания показывает, что является конечным результатом развития и как этот результат соотносится с результатом на предыдущих ступенях развития. Старое - корень и основание всякого развития.
Во время обучения некоторые упражнения мы изучаем полностью, а другие - только через элементы или подводящие упражнения. Например, наскоки на «мост» и «козла» переходят в прыжок через «козла», стойка на руках - в «колесо», передача мяча из различных положений - в баскетбол, волейбол и т. д.
Результатом развития физической культуры становится отрицание старого качества и утверждение нового, т. е. развитие новых способностей.
Таким образом, привлечение в качестве опорных концепций философско-оздоровительных категорий, раскрывающих общие закономерности функционирования организма с патологическими нарушениями, решает следующие задачи:
во-первых, обогащает профессиональное мышление педагога;
во-вторых, служит важным инструментом познания объекта профессиональной деятельности;
в-третьих, является важным ориентиром в исследовательской работе;
в-четвертых, является методологической основой при разработке частных методик.
Примечания
1. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.
2. Лебедева О. П. Комплексная учебно-оздоровительная программа физического воспитания школьников 11-14 лет специальной медицинской группы с элементами тренировочной направленности в условиях Крайнего Севера : дис. ... канд. пед. наук. Омск: СибГАФК, 2000. 172 с.; Иванова Н. Л. Физическая реабилитация детей с бронхиальной астмой в возрасте 7-12 лет: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 144 с.; Кокорина Е. В. Оздоровительно-коррекционная направленность процесса физического воспитания младших школьников с заболеваниями органов дыхания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006. 24 с.
3. Пономарев Н. А. Принципы использования философских методов в науках о физической культуре // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта: сб. науч. тр. Л.: ГДОИФК, 1981. С. 36-37.
4. Бондаренко Г. И. Инвалид как понятие в историко-философском контексте // Адаптивная физическая культура. 2007. № 2. С. 15-18.
5. Хуббиев X. 3. Принципы диалектики: методология развития взглядов на физическую культуру личности и ее формирование // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 9-14.
6. Хрущев С. В, Симонова О. И. Физическая культура для детей с заболеваниями органов дыхания: учеб. пособие для студ. вузов. М.: «Академия», 2006. С. 229.
7. Там же. С. 234.
8. Кокосов А. Н., Стрельцова Э. В. Лечебная физическая культура в реабилитации больных с заболеваниями легких. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Медицина, 1987. 144 с.
9. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 118. (Сер. «Гиппократ»).