Научная статья на тему 'Мотивация спортсменов: гендерный и квалификационный аспекты'

Мотивация спортсменов: гендерный и квалификационный аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1417
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СПОРТСМЕНЫ-ПЛОВЦЫ / ПОТРЕБНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ / ГЕНДЕР / КВАЛИФИКАЦИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ / MOTIVATION / ATHLETES-SWIMMERS / REQUIREMENT OF ACHIEVEMENT / GENDER / QUALIFICATION / STATISTICAL DISTINCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юров Игорь Александрович

В статье анализируются гендерные и квалификационные особенности спортсменов-пловцов в оптимальном возрасте для достижения высоких спортивных результатов (17-20 лет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация спортсменов: гендерный и квалификационный аспекты»

и эстетического воспитания личности, где основными задачами физической культуры в вузе являются: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Образовательная задача, формируя мировоззрение, содействует становлению культуры личности, человека способного воспринимать и воспроизводить духовные и материальные ценности, развивает стремление к успеху, умение работать на высокий результат. Выполняя физические упражнения, студенты учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.

Сегодня, когда наблюдается значительное ослабление воспитательной функции высшей школы, физическая культура и спорт остаются одними из немногих направлений жизнедеятельности вузов, по которым осуществляется реальная воспитательная работа со студентами. Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся молодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.

Оздоровительная задача состоит в гармоничном развитии форм и функций организма, направленной на укрепления здоровья. Здоровый человек -это физическая выносливость, высокая работоспособность, психическая устойчивость и социальная устремленность к выполнению профессиональных результатов.

Таким образом, решение этих задач в процессе физической культуры способствует самовоспитанию личности студента, формированию здорового образа жизни и профессиональному становлению.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.

2. Аяшев О.А., ПономарчукВ.А. Физическая культура и становление личности. - М., 1991. - 123 с.

3. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве времени: (очерки социальной и культурной антропологии). - М.: ФОН, 1997. - 209 с.

4. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997. - 240 с.

5. Моченов В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994.

6. Пуни А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 6. - С. 11-12.

7. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Мастерство, 2002. - 152 с.

8. Столяров В.И. Проект «СпАрт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России: (основные идеи и первые итоги реализации) // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С. 10-14.

9. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 4. - С. 5-7.

УДК 615.851:796

Юров Игорь Александрович

Сочинский государственный университет sov36@mail.ru

МОТИВАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ: ГЕНДЕРНЫЙ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ

В статье анализируются гендерные и квалификационные особенности спортсменов-пловцов в оптимальном возрасте для достижения высоких спортивных результатов (17—20 лет).

Ключевые слова: мотивация, спортсмены-пловцы, потребность достижения, гендер, квалификация, статистические различия.

По мнению Р. Уэйнберга и Д. Гоулда, существует три теории, объясняющие мотивирование (побуждение) людей к действию: а) теория потребности достижения; б) теория атрибуции; в) теория достижении цели. Теория потребности достижения (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон) представляет собой комбинированную модель, учитывающую как личностные, так и ситуативные факторы в качестве важнейших показателей поведения, образующие пять компонентов: 1) личностные факторы или мотивы; 2) ситуативные факторы; 3) результирующие тенденции;

4) эмоциональные реакции; 5) поведение, связанное с достижением [4].

Первые исследования мотивации к достижению успеха и мотивации к избеганию неудачи показали, что мотивы достижения у женщин не позволяют предсказать их поведения, связанного с достижением, в отличие от мотивов мужчин [4]. М. Хорнер рассматривала половые различия в мотиве избегания успеха, или так называемую боязнь успеха. По ее мнению, боязнь успеха влияет на поведение достижения. Она считает, что женщинам присущ более высокий уровень боязни успеха, чем

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Юров И.А., 2012

мужчинам, поскольку достижение успеха женщиной имеет для нее отрицательные последствия, особенно в ситуациях, ориентированных на достижение [цит. по 4]. По мнению Р. Уэйнберга и Д. Гоулда, для женщин не характерен более высокий уровень боязни успеха по сравнению с мужчинами. Они считают, что на реакции женщин повлияла боязнь поведения, не соответствующая половой роли, низкий уровень достижений у женщин обусловлен боязнью несоответствия половой роли поведения, а не боязнью успеха [4]. С помощью методики ТАТ С. Вейтсенкорн показано, что по показателям мотивации можно предсказать поведение мужчин, но затруднительно у женщин [цит. по 3].

В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода [3, с. 160-167] в своей классификации развития мотивационных структур без дифференциации спортсменов различают четыре стадии: первичную генерализацию, дальнейшую дифференциацию, стабилизацию и инволюцию мотивационной структуры спортсмена.

По мнению В. Дойля, развитие мотивов происходит в результате различных влияний и зависит от следующих требований: а) овладения нормативами поведения, их знания и понимания (познавательный аспект); б) признания важности этих норм (аспект отношения); в) желания их выполнить и признать действительными для собственного поведения (аспект мотивации); г) умения их выполнить (аспект способности) [1].

П. Кунат считает, что мотивация спортсмена формируется под влиянием социальных, традиционных, моральных и других норм, присущих данному обществу, а также национальных особенностей спортсмена и его окружения [3, с. 99-103]. Б. Огилви, Т. Таткоу, отмечают, что в содержание мотива спортсмена входят: 1) стремление к победе, 2) эмоциональный фактор, 3) способность бороться до конца [цит. по 4].

Б. Кретти описал мотивации, стимулирующие спортсмена: 1. Стремление к стрессу и его преодоление. 2. Стремление к совершенству. 3. Социальный статус. 4. Потребность быть частью коллектива. 5. Различные виды материальных поощрений. 6. Стремление быть мужественным. 7. Формирование характера. Автор считает, что некоторые мотивы возникают из внешних по отношению к индивиду или задаче источников. К ним относятся различные формы явного и косвенного социального поощрения (одобрение, похвала), а также более ощутимые признаки успеха (подарки, призы). Другими источниками мотивации могут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении с другими и т.п., а также особенности самой двигательной задачи (новизна, техническая или физическая сложность упражнений) [3, с. 130-144].

Р. Мартенс и Р. Сингер считают, что побудительный стимул может иметь форму внутреннего по-

буждения преуспеть, самоутвердиться или как-то по-другому реализовать свои возможности. Без должной мотивации спортсмен не будет тренироваться совсем или будет тренироваться плохо. Без тренировки нельзя достичь высокого уровня мастерства, а без мастерства невозможно хорошее выступление на соревнованиях [3, с. 84-92, 126-130].

Г. Сейдж, С. Эймс, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд выделяют три общие ориентации мотивации: а) ориентация, основанная на характерных особенностях спортсмена; б) ориентация, обусловленная ситуацией; в) комбинированная ориентация, согласно которой мотивация не является следствием только таких индивидуальных характеристик, как особенности личности, потребности, интересы или цели, или только таких ситуационных факторов, как стиль тренера или преподавателя [4].

Е.П. Ильин считает, что мотивация спортивной деятельности, не указывая дифференциацию спортсменов, определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры [2]. А.В. Шаболтас установила, что на предпочтительность и структурирование мотивов оказывает фактор пола спортсменов. Для девушек более значимы мотивы: социально-эмоциональный, и эмоционального удовольствия; для юношей - социально-моральный и социального самоутверждения. Незначимыми для юношей и девушек оказались мотивы физического развития и подготовки к профессиональной деятельности [5].

Итак, представленные в литературе данные по мотивации спортсменов характеризуются большой разбросанностью. Исследования, проведенные в рамках модели выбора Дж. Аткинсона, ограниченные только двумя тенденциями - добиваться успеха и избегать неудачи, что, на наш взгляд, суживает проблему мотивации в спорте. Спортсмены одного возраста, тренируясь по одним и тем программам у одного и того же тренера, достигают разных результатов. Причиной этого являются различные факторы, в том числе и мотивация спортсменов. Между тем мотивация спортсменов исследуется, как правило, без четкой возрастной, спортивной и гендерной дифференциации и на представителях разных видов спорта без учета их специфики. В литературе недостаточно данных о мотивации спорт-сменов-пловцов, их взаимосвязи с эффективностью спортивной деятельности.

Методика. Нами были обследованы особенности мотивации 70 спортсменов - пловцов высокой спортивной квалификации в возрасте 17-20 лет (наиболее благоприятном для достижения высокого спортивного результата в плавании), из них 35 мужчин (17 мастеров спорта и мастеров спорта международного класса - «мастера» (более успешные); 18 - перворазрядников и кандидатов в мастера спорта - «немастера» (менее успешные) и 35 женщин (18 «мастеров» и 17 «немастеров»).

Экспериментальная часть. Для исследования мотивации был использован модифицированнй нами опросник Б. Кретти [6]. Испытуемые должны были дать оценку по 18 пунктам. Минимальная оценка каждого пункта равна 1 баллу (данное положение мало помогает в достижении высокого результата в спорте), максимальная оценка каждого пункта равна 10 баллам (данное положение много помогает в достижении высокого результата в спорте). Полученные данные были подвержены математической обработке с помощью критерия Стьюдента и линейной корреляции Пирсона.

Результаты и их обсуждение. В таблице 1 представлены величины мотивов по всем группам испытуемых.

Как видно из таблицы, оценок меньше пяти не оказалось ни в одной группе испытуемых, т.е. все суждения помогают в спортивной деятельности. Среднее значение оценок у мужчин-мастеров, жен-щин-мастеров, мужчин - 6,67 и мастеров - 6,79 составило больше, чем соответственно у мужчин-немастеров, женщин-немастеров, женщин - 6,37, немастеров - 6,25. Это свидетельствует о том, что набор мотиваций в тесте значим для испытуемых в нашей выборке пловцов высокой спортивной квалификации. Анализ оценок показывает, что у мастеров 10 оценок превышает, 4 равны и 4 меньше оценок немастеров. Восемь оценок мужчин превышают оценки женщин, 6 оценок равны, 4 меньше, чем у женщин. Следовательно, перечисленные в тесте мотивы имеют более важное значение для мастеров - мужчин и женщин, а также для мужчин по сравнению с немастерами - мужчинами и женщинами, а также женщинами.

Из таблицы видно, что между мужчинами-мас-терами и немастерами обнаружено 5 статистически достоверных различий на 5% уровне значимости по 6, 13, 9, 4, 5 пунктам. Т.е. потребность иметь красивую фигуру, рельефные мышцы больше характеризует мужчин-мастеров, у них более выражены потребности в общении, установлении личных контактов, удовлетворении эстетических потребностей, желании соревноваться с товарищами по команде, с самим собой, но менее - в желании укрепить свое здоровье, развить физические качества, чем мужчинам-немастерам.

Между женщинами - мастерами и немастера-ми обнаружено 4 статистически достоверные различия на 5% уровне значимости по 13, 6, 5, 4 вопросам теста. Основное, что отличает женщин-мас-теров - это более выраженная потребность в общении, установлении личных контактов, иметь красивую фигуру, рельефные мышцы, соревноваться с товарищами по команде, с самим собой, но менее выраженная - потребность укрепить свое здоровье, развить физические качества, чем женщин-немастеров.

По значимости в порядке предпочтения у мужчин оказались пункты 6, 13, 9, 4, 5, у женщин - 13, 6, 5, 4.

В работе установлено, что наибольшее количество интракорреляционных связей обнаружено у женщин-немастеров, затем у женщин-мастеров, у мужчин-немастеров, наименьшее - у мужчин-мастеров. В центре корреляционных плеяд у мужчин-мастеров оказался показатель 10 (потребность в повышении и сохранении статуса), у мужчин-немас-теров - показатели 9 и 10, у женщин-мастеров -

Таблица1

Характеристика мотивации спортсменов-пловцов

№ Мастера Немастера Достоверность различий

М Ж М Ж М Ж

M ст M ст M ст M ст t P t P

1 6,0 0,79 5,0 2,65 7,0 1,45 6,0 2,03 - - - -

2 7,0 0,86 6,0 2,08 7,8 1,1 7,0 1,87 - - - -

3 8,0 1,06 7,0 1,88 7,0 2,12 6,0 2,74 - - - -

4 8,0 1,12 7,0 1,84 6,0 2,3 5,0 2,34 2,16 0,05 2,25 0,05

5 5,0 1,9 5,0 1,88 7,0 1,7 7,0 1,9 2,1 0,05 2,35 0,05

6 8,0 1,06 8,0 1,24 6,1 2,14 6,0 1,92 2,33 0,05 2,42 0,05

7 7,0 1,62 7,0 1,88 6,1 2,0 6,0 2,15 - - - -

8 5,0 1,9 6,0 2,3 5,0 1,6 6,0 2,34 - - - -

9 8,0 1,06 8,0 1,4 6,0 1,97 7,0 2,23 2,2 0,05 - -

10 7,0 1,46 6,0 2,3 6,0 1,97 5,0 2,32 - - - -

11 8,0 1,27 7,0 0,84 7,0 1,16 5,0 2,23 - - - -

12 5,0 2,03 6,0 0,88 5,0 1,97 6,0 1,06 - - - -

13 8,0 1,41 8,0 0,97 6,0 2,4 6,0 2,0 2,28 0,05 2,5 0,05

14 7,0 1,46 6,0 0,84 7,0 1,95 6,0 2,37 - - - -

15 8,0 1,27 8,0 0,92 7,0 2,06 7,0 2,55 - - - -

16 8,0 1,27 8,0 1,03 7,0 0,84 7,0 1,27 - - - -

17 5,0 2,34 5,0 2,65 6,0 2,49 6,0 2,87 - - - -

18 7,0 1,87 7,0 2,11 6,5 1,76 6,5 1,94 - - - -

Ср 6,93 6,66 6,41 6,09

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

показатели 2 (потребность в физическом самоусовершенствовании), 7 (потребность в самоутверждении, самовыражении) и 8 (удовлетворение познавательных потребностей), у женщин-немастеров - показатели 6, 7 и 11 (потребность в положительных эмоциях, получаемых от занятий спортом и участия в соревнованиях). Характер и структура корреляционных связей отражают спортивную подготовленность пловцов с учетом их половых различий.

В результате анализа полученных данных было установлено, что к занятиям плаванием побуждает не один мотив, а целый комплекс одновременно взаимодействующих мотивов. Поэтому, на наш взгляд, модель выбора Дж. Аткинсона, определяемая двумя тенденциями - добиваться успеха и избегать неудачи, не исчерпывает всей информации о мотивах деятельности спортсменов-пловцов. Более того, в исследовании установлено, что большое значение в спортивной деятельности имеют и биологические, и психологические, и социальные мотивы, выделенные в вопросах теста. Они представлены во всех группах испытуемых. Однако степень их выраженности неодинакова. Так, у мужчин-ма-стеров большое значение имеют биологические (3,

4, 6 пункты), психологические (9 и 11 пункты) и социальные мотивы (13, 15 и 16 пункты теста Крет-ти), которые находятся в зоне много помогающих в спортивной деятельности. У женщин-мастеров большее значение имеют биологические (6 пункт), психологические (9 пункт) и социальные мотивы (13, 15 и 16 пункты теста Кретти). У немастеров -мужчин и женщин - нет оценок мотивации, которые много помогают (8-10) в спортивной деятельности, а есть оценки мотивации, которые помогают в средней степени.

В работе нашло подтверждение мнение ряда психологов, в частности Б. Кретти, Р. Мартенса и др., Р. Сингера о том, что наиболее сильной мотивация становится тогда, когда она исходит от самого спортсмена, обусловлена характером выполняемой задачи, биологическими и психологическими детерминантами и социальными поощрениями. В спортивной деятельности важно избегать пресыщения потребностей, ибо пресыщение может привести к снижению спортивных результатов, прекращению спортивной деятельности и преждевременному уходу из спорта. Важно уметь переструк-турировать мотивы или заменять их так, чтобы задачи и пути достижения сформированной цели были адекватны возможностям спортсменов. Полученные в работе факты не противоречат литературным данным, в частности данным В. Гошека, В. Дойля, Е.П. Ильина, П. Куната, Б. Кретти, Р. Уэйнберга и Д. Гоулда, М. Хорнер, А.В. Шабол-тас, но и дополняют установленные данные тем, что в нашем исследовании в отличие от работ вышеназванных специалистов, мотивация изучалась у спортсменов в наиболее оптимальном возрасте

для достижения высокого спортивного результата, с одним спортивным стажем, занимающихся у одного тренера по общей программе, одной спортивной специализации с учетом спортивной квалификации и половой дифференциации. Важно, чтобы мотивы соответствовали классу спортсмена, его возможностям и реальной деятельности. Мотивы могут переплетаться между собой, образуя динамические комплексы. Чем шире комплекс мотивов, действующих в данный период спортивной деятельности, тем более значимой, содержательной становится мотивация.

Выводы. 1. По показателям мотивации установлены различия у спортсменов-пловцов в возрасте 17-20 лет (оптимальном для достижения высокого результата) по критериям спортивной и гендерной дифференциации.

2. Между мужчинами - мастерами и немастера-ми обнаружены статистически достоверные различия по 6, 13, 9, 4, 5; между женщинами - мастерами и немастерами обнаружены статистически достоверные различия по 13, 6, 5, 4 пунктам теста. По значимости в порядке предпочтения у мужчин оказались пункты 6, 13, 9, 4, 5, у женщин - 13, 6, 5, 4.

3. В спортивной деятельности пловцов действует не один мотив, а целый комплекс одновременно взаимодействующих мотивов. Модель выбора Дж. Аткинсона, определяемая двумя тенденциями - добиваться успеха и избегать неудачи, не исчерпывает всей информации о мотивах деятельности спортсменов-пловцов. Большое значение в спортивной деятельности имеют и биологические, и психологические, и социальные мотивы в их тесном взаимодействии. Мотивация будет более полной, адекватной и значимой, если она будет исходить из биологических, психологических и социальных потребностей, сформированных в спортивной деятельности.

Библиографический список

1. Дойль В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена // Психология и современный спорт: Сб. науч. работ психологов соц. стран. - М.: ФиС, 1973. - С. 121-143.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.

3. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. и общая редакция И.П. Волкова, Н.С. Цикуновой. - М.: Советский спорт, 2005. - 286 с.

4. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.

5. ШаболтасА.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 20 с.

6. Юров И.А. Психология успешности спортсме-на-пловца. - Саарбрюккен (Германия): ЛАП, 2011. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.