Научная статья на тему 'Агрессивность и формирование спортивной толерантности'

Агрессивность и формирование спортивной толерантности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1077
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ФРУСТРАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / AGGRESSION / AGGRESSIVENESS / FRUSTRATION / PSYCHOLOGICAL ACCOMPANYING / PSYCHOTHERAPY / TOLERATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юров Игорь Александрович

В статье анализируются механизмы преодоления агрессивности фрустрации и формирования спортивной толерантности в процессе спортивного сопровождения спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggressiveness and forming of sporting tolerance

The article analyses the coping mechanisms of aggressiveness is frustration and a tolerance in sport sports track athletes.

Текст научной работы на тему «Агрессивность и формирование спортивной толерантности»

УДК 159.9:796

Юров Игорь Александрович

Сочинский государственный университет sov36@mail.ru

АГРЕССИВНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В статье анализируются механизмы преодоления агрессивности — фрустрации и формирования спортивной толерантности в процессе спортивного сопровождения спортсменов.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, фрустрация, психологическое сопровождение, психотерапия, толерантность, социально-психологический тренинг.

Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Ребер под агрессивностью понимают любой вид поведения или действия, направленные на нанесение оскорбления или повреждения другому живому существу, которые мотивированы на избежание подобного обращения; как стремление к доминированию, контроль над действиями и убеждениями других людей, а агрессивность возникает тогда, когда агрессивное поведение является либо способом достижения объекта-цели, либо способом отдаления от объекта, обладающего негативной эмоциональностью [1; 3; 4].

Ключевой теорией, объясняющей причины проявления агрессивности, является теория фрустрации. Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, О. Маурер, Р. Сирс, Дж. Нюттен, А. Ребер под фрустрацией понимают любую помеху на пути к достижению объекта-цели. Авторы считают, что любая фрустрация создает внутреннее побуждение, или мотив, к агрессии. Сама агрессия понимается как такое действие, которое может принимать различные формы, но цель которой всегда состоит в том, чтобы причинить вред какому-то индивиду или тому, кто с ним отождествляется. Они отмечали, что агрессивное поведение всегда предполагает фрустрацию и, наоборот, фрустрация ведет к какой-либо агрессии [4; 5; 10]. Р. Сирс, Р. Баркер, Т. Дембо, К. Левин установили, что сила агрессивного поведения возрастает с интенсивностью мотивации, связанной с фрустрацией [5].

Гипотеза фрустрации - агрессии (Ф-А) основана на четырех основных понятиях: агрессии, фрустрации, торможения и замещения:

1. Сила побуждения к агрессии прямо пропорциональна величине фрустрации. 2. Самое сильное побуждение, вызываемое фрустрацией, связано с актами агрессии, направленными против человека, воспринимаемого как источник фрустрации. 3. Торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. 4. Торможение прямых актов агрессии есть дополнительная фрустрация, вызывающая агрессию против человека, воспринимаемого как виновника этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии. Следовательно, существует тенденция направлять сдерживаемую агрессию в иной форме на другие объекты (Дж. Доллард и др.) [10].

Реакция фрустрации принимает два основных направления: импульсивность или толерантность (устойчивость). Согласно С. Розенцвейгу, фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия, или обструкции, на пути к удовлетворению каких-либо жизненных потребностей, а всякая реакция на фрустрацию направлена на поддержание равновесия внутри организма. Человек в некоторых случаях при встрече даже с непреодолимыми препятствиями может сохранить объективную оценку сложившейся ситуации и принять правильное решение, т.е. под действием каких-либо сильных раздражителей у человека не наступает состояние фрустрации. Такое состояние обозначается как толерантность, т.е. терпимость, выносливость по отношению к фрустрирующим ситуациям [11]. Толерантность показывает возможность человека справляться с фрустрирующими ситуациями. Дж. Калугер и У Ункович считают, для того чтобы быть здоровым, от индивидуума требуется управлять фрустрациями путем построения моделей поведения. Толерантность можно сформировать (Н.Д. Левитов, М. Кэйстер и К. Эпрейгреф) [5]. Невозможность достичь объекта-цели потребности и вытекающая отсюда блокада активности не всегда приводит к фрустрации. Замещающие объект или действие могут служить компенсацией первоначальной цели. В таких случаях говорят о смещении и замещении - процессах, которые рассматривают как механизмы разрядки напряжения с помощью обходных путей.

Специалисты подчеркивают, что, кроме агрессии, существуют другие реакции на фрустрацию, как способы разрядки напряжения - более активные: смещение, замещение, перемещение, идентификация, подавление, компенсация, рационализация; и менее активные: проецирование, фантазия, регрессия, апатия, фиксация [5; 10].

Отечественные психологи под фрустрацией понимают состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее тогда, когда вследствие каких-либо препятствий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а данный феномен следует понимать как феномен психологии, характеризующий состояние личности, а не организма (Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев) [2; 5].

© Юров И.А., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

169

Тип реакции на фрустрацию может быть различным. Он зависит от степени фрустрации, типа темперамента, личной натуры индивида, его развития, познаний, возраста, жизненного опыта, уровня притязаний, согласия с социальными нормами поведения, идейной направленности личности (Ю.С. Аргентов, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, К. Обуховский). В.С. Мерлин следующим образом классифицирует реакции на фрустрацию: 1- досада на себя; 2 - злость на других; 3 - обесценивание предъявляемой задачи («задача неразрешимая, никто не может придумать ответа»); 4 - тревожность («мне теперь не будет покоя из-за этой задачи»); 5 - депрессия [2; 5].

Все представленные в общетеоретических концепциях характеристики структуры деятельности имеют отношение и к спортивной деятельности, которая включает в себя и потребности, и цель, и мотив, и программу, и средства, и условия, и управление, и результат, и оценку [2]. Вполне возможно появление агрессивности и фрустрации на любом из этих этапов спортивной деятельности. В работах спортивных психологов были установлены причины, формы проявления агрессивности-фрустрации и их последствия, чаще негативные, в спортивной деятельности [6; 7; 8; 9].

Спорт по определению имеет соревновательный характер, а само соревнование потенциально может стать источником фрустрации. Практически во всех ситуациях состязания между соревнующимися возникает определенная степень агрессивности (С. Фешбах, Р. Мартенс) [7].

Р. Мартенс описывает несколько гипотез с точки зрения концепции Ф-А: 1) фрустрация усиливается, если спортсмен проигрывает примерно равному по силам сопернику. Человек, не видящий возможности для победы, меньше расстроен, чем человек, который, уже почти побеждая, проиграл; 2) чем больше победа, тем сильнее фрустрация у побежденного. Значит, вероятность агрессии выше, если силы соперников примерно одинаковы и победа оценивается очень высоко [7].

В спорте соревнование между двумя людьми предполагает не только агрессию с одной стороны, но и ответную агрессию. Многие агрессивные акты являются «ответом на удар». Дж. Шортел, С. Эпш-тейн, С. Тейлор установили, что поражение вызывало фрустрацию, а интенсивность ответной агрессии была непосредственно связана с восприятием агрессивного намерения соперника. Усиление расплаты за агрессию стимулировалось повышенными агрессивными намерениями в ходе соревнования. Мужчины реагировали агрессивно на провокацию со стороны противников-мужчин, но не агрессивно на провокацию противников-женщин. С другой стороны, женщины вели себя неагрессивно по отношению к противникам-женщинам, но крайне агрессивно по отношению к противникам-мужчинам [7].

Дж. Гебелейн и С. Тейлор обнаружили, что различные уровни соревнования при контролируемых уровнях нападения не влияют на агрессию. Вместо этого, полагают они, соревнование, как фрустрация, только повышает готовность человека к агрессивному реагированию. Чтобы спровоцировать человека на агрессию, нужны другие ситуационные факторы или раздражители, например, преднамеренное агрессивное нападение [7]. Р. Уэйнберг и Д. Гоулд считают, что взаимосвязь между агрессивностью и физической активностью носит весьма сложный характер. Спортсмены находятся в состоянии фрустрации, когда: а) проигрывают, б) воспринимают судейство как несправедливое, в) испытывают беспокойство, г) испытывают физическую боль, д) выступают ниже своих возможностей [7].

К сожалению, специалисты не всегда могут контролировать эти ситуации. Однако, следя за спортсменами, они могут «извлекать» их из определенной ситуации при первых признаках агрессивности. Или, что намного лучше, научить спортсменов контролировать свои эмоции и реакции на фрустрацию.

С целью построения оптимальных моделей поведения и формирования сопротивляемости агрессии-фрустрации в спортивной деятельности необходимо психологическое сопровождение спортсменов, которое начинается с отбора в группы начального спортивного совершенствования и заканчивается с прекращением спортсменом занятиями в «большом» спорте. В периоде спортивного совершенствования и повышения спортивного мастерства доминирует психологическая подготовка (формирование значимых качеств личности и оптимального эмоционального состояния). Уже на этапе начального спортивного совершенствования начинается процедура психологического мониторинга, который состоит из психодиагностики психических процессов, состояний и свойств личности спортсмена. В процессе мониторинга вносятся, если необходимо, коррективы в комплексную подготовку спортсменов.

В периоде психологической подготовки спортсменов кроме собственно педагогических методов используются активные методы психотерапии. Технические приемы первого этапа патогенетической психотерапии предусматривают поиск общих неблагоприятных особенностей у спортсменов, имевших аналогичную симптоматику, но сумевших выйти из неблагоприятного состояния («психотерапевтическое зеркало»). Второй этап включает в себя мотивированное внушение (индивидуально или в группе), уверенности в своих силах. Третьим этапом этой терапии является коррекция отдельных неблагоприятных или неразвитых качеств и свойств (психопедагогика). Четвертым этапом патогенетической психотерапии считается реадаптация (все виды активного отдыха и релаксации).

170

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Симптоматическая психотерапия имеет своей целью ликвидацию или смягчение отдельных симптомов или воздействие на психические компоненты других переменных. Задача седативной (успокаивающей) психотерапии - снизить возбудимость спортсменов в период «ударных» тренировок и ответственных соревнований, уменьшить вегетативно-эмоциональные колебания. Задача отвлекающей психотерапии - переключить внимание с негативных факторов (как внешних, так и внутренних), ослабить фиксацию отрицательных состояний. Задачей рациональной психотерапии является разъяснение сущности проявления тревожности, напряженности, беспокойства, причин их возникновения, физиологической основы, динамики проявления и благоприятных прогностических возможностей. Кроме того, различают психотерапию при утомлении и переутомлении, при чрезмерной нервно-психической активности, при состоянии эмоционального выгорания.

В рамках психологической подготовки применяется социально-психологический тренинг спортсменов (СПТ), к которому относятся методы игрового моделирования. Первый и второй из них представлены в виде деловых и педагогических игр, цель которых состоит в усовершенствовании тех или иных профессиональных качеств в различных условиях принятия решения и адаптации к стрессовым условиям спортсменов и тренеров. Третий метод - групповая психотерапия, включающая в себя ауто- и гетеротренинг и элементы гипноза. Четвертый и пятый методы - спортивный игровой модельный метод и инсценировка, целью которых является адаптация участников игры к возможным неожиданностям и препятствиям в условиях соревнований.

В случае неудачи в спортивной деятельности меняются форма и структура психологической подготовки, которая сочетается с методами психологической защиты и психологической поддержки (ликвидации последствий травмы, снятие эмоционально-вегетативного напряжения, оптимизации уровня притязаний, нивелирование фрустрацион-ных механизмов, формирование мотивации достижения успеха).

Психологический прессинг имеет место в условиях подготовки спортсменов к наиболее ответственным соревнованиям и, как правило, проходит в двух формах - «марафон» и «карантин». Марафонские группы формируются в целях диагностики, терапии и активной подготовки спортсменов. «Карантин» организуется для того, чтобы поставить под контроль поведение спортсменов, поместив их в рамки довольно строгого режима.

Психологическое секундирование - это мероприятия по управлению предсоревновательным и соревновательным состоянием спортсмена. Оно может быть прямым и опосредованным, жестко зап-

рограммированным (ритуальный характер) и вариативным (верифицированный характер). Для выбора методов и алгоритма секундирования необходимо знать психоэмоциональное состояние спортсмена. Высококвалифицированные спортсмены в своей подготовке к старту применяют разнообразные компоненты секундирования, в том числе: элементы аутогенной, психомышечной, ментальной, идеомоторной тренировок, гипноз и самогипноз, самоприказы, различные способы отвлечения, самовнушение - самоубеждение, положительные образы, специальные сигналы во время соревнований.

Итак, психологическое сопровождение спортсменов в спортивной деятельности включает в себя и психологический мониторинг, и психологическую подготовку, и психологическую защиту, и психологическое моделирование, и психологическое секун-дирование, которые доминируют на определенном этапе спортивной карьеры и заканчивается социально-психологической поддержкой спортсмена в период спортивной инволюции. Адекватно проведенные этапы и методы психологического сопровождения в спорте значительно снижают воздействия стрессогенных и экстремальных условий соревновательной деятельности, повышают спортивную толерантность [8].

Анализ литературных и наших экспериментальных данных позволяет сделать следующие выводы [8; 9]:

1. Агрессивность в спорте - это физические и психические действия, выходящие за рамки спортивных норм и правил и направленные на деструкцию психических процессов, состояний и свойств личности спортсмена (спортсменов), на нарушение их психофизиологического внутреннего гомеостаза, приводящие к неадекватности спортивной деятельности и наносящие физический и психический ущерб спортсмену (спортсменам).

2. Толерантность - это, во-первых, сформированные, прежде всего активные, защитные механизмы на воздействия различных неблагоприятных факторов или препятствий в спорте, во-вторых, наличие у спортсменов адекватного уровня притязаний совпадающего с уровнем ожидания; в-третьих, не подменяемая моралью и идеологией оптимальная внутренняя и внешняя мотивация.

3. Построение оптимальных моделей поведения и формирование сопротивляемости агрессивности-фрустрации осуществляется в процессе квалифицированного психологического сопровождения спортсменов, которое необходимо осуществлять с учетом спортивной и гендерной дифференциации спортсменов.

4. Часто повторяющиеся экстрапунитивные реакции в спортивной деятельности могут проявляться в виде агрессии и спортивной неудачи, которые провоцируют флюктуации уровней эмоционально-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

171

го состояния и притязаний. Агрессивность может трансформироваться в черты личности. Поведение агрессивной личности может проявляться в неадекватном поведении, что приводит к неврозоподроб-ным состояниям и невротическому поведению.

5. Анализ агрессивности-фрустрации показывает, что в одном возрасте и при одинаковом спортивном стаже у мастеров спорта международного класса сформированы активные формы защитных механизмов, а у спортсменов низших разрядов преобладают пассивные защитные механизмы на воздействия стресс-факторов или воздействий в спортивной деятельности.

Библиографический список

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 330 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Ев-рознак, 2003. - 672 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 352 с.

4. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече-АСТ, 2003. - Т. 1. - 592 с.; Т. 2. - 600 с.

5. Психология состояний: Хрестоматия / под ред. А.О. Прохорова. - М.; СПб.: ПЕР СЭ; Речь, 2004. -608 с.

6. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / под ред. И.П. Волкова, Н.С. Цикуновой. - М.: Советский спорт, 2005. - 286 с.

7. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.

8. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. - М.: Советский спорт, 2006. - 163 с.

9. Юров И.А. Психология успешности спортсмена-пловца. - Саарбрюккен (Германия), 2011. - 239 с.

10. Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer O., Sears R. Frustration and aggression. New Haven, 1939. - 209 p.

11. Rosenzweig S. Psychodiagnosis. - New York, 1969. - 141 p.

УДК 796.078

Матвеева Наталья Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

natascha.matveeva@yandex.ru

ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье проведено исследование процесса институционализации адаптивной физической культуры в Костромской области как социального института; рассмотрены проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями здоровья, инсти-туционализация, кадры, потребности, программы, спортивные сооружения.

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» к 2020 году планируется увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 2,5 миллионов человек, что составит 20% от общего количества инвалидов в Российской Федерации [9]. По данным годовой формы федерального статистического наблюдения № 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» в Костромской области в 2013 г. систематически занимались физической культурой и спортом - 4,6% людей с ограниченными возможностями здоровья [8].

Недостаточный охват средствами физической культуры данной категории людей во многом связан с незавершенностью процесса институциона-лизации адаптивной физической культуры в Костромской области.

Институционализация - это процесс упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений, в результате, которого формируется социальный институт. Основой социального института выступают общественные отношения и формы деятельности людей, направленные на удовлетворение жизненно важных потребностей (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Веблен и др.). Институты влияют на поведение людей посредством установленных правил.

Институционализация социального института предполагает ряд последовательных этапов [2; 5]:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, то есть их принятие, практическое применение.

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Матвеева Н.Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.