Научная статья на тему 'Процессы институционализации адаптивной физической культуры в Костромской области'

Процессы институционализации адаптивной физической культуры в Костромской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КАДРЫ / ПОТРЕБНОСТИ / ПРОГРАММЫ / СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / DISABLED PEOPLE / INSTITUTIONALIZATION / STAFF / REQUIREMENTS / PROGRAMS / SPORTS CONSTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Наталья Юрьевна

В статье проведено исследование процесса институционализации адаптивной физической культуры в Костромской области как социального института; рассмотрены проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processes of an institutionalization of adaptive physical culture in Kostroma Region

Research of process of an institutionalization of adaptive physical culture in the Kostroma Region as social institute is conducted in the article; problems and ways of their decision are considered.

Текст научной работы на тему «Процессы институционализации адаптивной физической культуры в Костромской области»

го состояния и притязаний. Агрессивность может трансформироваться в черты личности. Поведение агрессивной личности может проявляться в неадекватном поведении, что приводит к неврозоподроб-ным состояниям и невротическому поведению.

5. Анализ агрессивности-фрустрации показывает, что в одном возрасте и при одинаковом спортивном стаже у мастеров спорта международного класса сформированы активные формы защитных механизмов, а у спортсменов низших разрядов преобладают пассивные защитные механизмы на воздействия стресс-факторов или воздействий в спортивной деятельности.

Библиографический список

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 330 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Ев-рознак, 2003. - 672 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 352 с.

4. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече-АСТ, 2003. - Т. 1. - 592 с.; Т. 2. - 600 с.

5. Психология состояний: Хрестоматия / под ред. А.О. Прохорова. - М.; СПб.: ПЕР СЭ; Речь, 2004. -608 с.

6. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / под ред. И.П. Волкова, Н.С. Цикуновой. - М.: Советский спорт, 2005. - 286 с.

7. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.

8. Юров И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. - М.: Советский спорт, 2006. - 163 с.

9. Юров И.А. Психология успешности спортсмена-пловца. - Саарбрюккен (Германия), 2011. - 239 с.

10. Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer O., Sears R. Frustration and aggression. New Haven, 1939. - 209 p.

11. Rosenzweig S. Psychodiagnosis. - New York, 1969. - 141 p.

УДК 796.078

Матвеева Наталья Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

natascha.matveeva@yandex.ru

ПРОЦЕССЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье проведено исследование процесса институционализации адаптивной физической культуры в Костромской области как социального института; рассмотрены проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями здоровья, инсти-туционализация, кадры, потребности, программы, спортивные сооружения.

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» к 2020 году планируется увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 2,5 миллионов человек, что составит 20% от общего количества инвалидов в Российской Федерации [9]. По данным годовой формы федерального статистического наблюдения № 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» в Костромской области в 2013 г. систематически занимались физической культурой и спортом - 4,6% людей с ограниченными возможностями здоровья [8].

Недостаточный охват средствами физической культуры данной категории людей во многом связан с незавершенностью процесса институциона-лизации адаптивной физической культуры в Костромской области.

Институционализация - это процесс упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений, в результате, которого формируется социальный институт. Основой социального института выступают общественные отношения и формы деятельности людей, направленные на удовлетворение жизненно важных потребностей (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Веблен и др.). Институты влияют на поведение людей посредством установленных правил.

Институционализация социального института предполагает ряд последовательных этапов [2; 5]:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, то есть их принятие, практическое применение.

172

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Матвеева Н.Ю., 2014

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

В последнее десятилетие в институционализации адаптивной физкультуры Костромской области наметились позитивные тенденции, что отражено в следующих моментах.

Во-первых, возникновение потребности в занятиях физкультурой и спортом, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. По данным областного комитета физкультуры и спорта [8] доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физкультурой и спортом увеличилась с 1,4% в 2009 г. до 4,6% в 2013 г.

Среди потребностей людей с ограниченными возможностями следует особо выделить потребности в физической реабилитации; восстановлении утраченных контактов с окружающим миром, создании необходимых условий для интеграции в общество, участия в общественно полезном труде; самоактуализации или личного совершенствования. При этом понятие «удовлетворение потребности инвалидов» рассматривается с двух уровней: личностного уровня инвалида - того, что может преодолеть он сам; и экономического уровня общества - что может предложить государство.

Во-вторых, целевая установка разных социальных групп в сфере адаптивной физической культуры различна и зависит от образованных социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и социальных групп по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Рассмотрим ряд примеров формирования общих целей в адаптивной физической культуре, основываясь на теории иерархии потребностей А. Маслоу. А именно:

- целевая установка спортсменов-инвалидов в достижении высоких спортивных результатов удовлетворяет потребность в самовыражении и признании;

- целевая установка пациентов кабинета ЛФК в лечении и восстановлении утраченных функций организма удовлетворяет потребность в безопасности, т.е. сохранение и (или) укреплении своего здоровья;

- потребность принадлежности к определенной группе удовлетворяется во время участия в спортивно-массовых мероприятиях.

В-третьих, необходимым шагом является появление, определение и закрепление социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения определённых жизненно важных потребностей.

На государственном уровне нормы поведения закреплены в федеральных и региональных нор-

мативно-правовых документах. Например, федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [6], Закон «О физической культуре и спорте в Костромской области» [1] и др. призваны структурировать деятельность в сфере адаптивной физической культуры и гарантировать людям с ограниченными возможностями здоровья получения физкультурно-спортивных и образовательных услуг.

На уровне учреждения Устав организации, правила поведения в учреждении, правила соревнований, а также традиции конкретного учреждения закрепляют нормы поведения, социальные ценности занимающихся, при их принятии определяются образцы поведения, статусы и роли, способствующие удовлетворению определенных жизненно важных потребностей.

На уровне личности нормы поведения формируются под воздействием межличностных отношений, общественного принятия или непринятия. Социальной ценностью адаптивная физическая культура становится, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, находить средства их организации, правильного своевременного контроля, оценки и корректирования своих действий.

В-четвёртых, важнейшим элементом институ-ционализации является организационное оформление социального института, т.е. объединение физических и (или) юридических лиц, имеющих материально-техническую базу и выполняющую определенные социальные функции.

В Костромской области адаптивной физической культурой занимаются два учреждения: ГБОУДОДКО СДЮСШОР имени Олимпийского чемпиона А.В. Голубева - спортивно-тренировочный центр зимних видов спорта и адаптивного спорта и ОГКУ Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области, который охватывает филиалами 28 муниципальных образования и организует физкультурно-спортивную деятельность на местах.

Анализируя сложившуюся в регионе инфраструктуру системы адаптивной физической культуры и спорта можно выделить несколько проблемных направлений не позволяющих завершить процесс институционализации в Костромской области. Среди них: обеспеченность региона соответствующими кадрами; создание материально-технической базы и производства по изготовлению специализированного инвентаря и оборудования; организация медицинского контроля над систематически занимающимися; организация научных исследований проблем физической культуры и спорта инвалидов.

В г. Костроме сформировалась многоуровневая система подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта. Факультет физической культуры Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова готовит бакалавров по на-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

173

правлению «Педагогическое образование», профиль подготовки «физическая культура», а с 2014 г. планируется обучать бакалавров по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», профиль подготовки «Адаптивное физическое воспитание». Кроме того, в КГУ имени Н.А. Некрасова также можно пройти курсы повышения квалификации, переподготовку, получить послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Тем не менее, проблема обеспеченности квалифицированными кадрами сферы физической культуры и спорта актуально. По данным областного спорткомитета [8] в 2012 г. обеспеченность кадрами составила - 20%, из них 8% специалистов - старше 60 лет; 17% - до 30 лет; 75% - от 31 до 60 лет.

Зачастую имеющийся кадровый состав учреждений образования и дополнительного образования не владеет организационно-методическими особенностями работы с людьми, имеющими какие-либо отклонения в состоянии здоровья. Однако в каждом образовательном учреждении имеются учащиеся с какими-либо нарушениями в развитии и требующие к себе индивидуального, дифференцированного подхода. Тем не менее, можно наблюдать иную «картину», когда такие учащиеся не занимаются физкультурой и спортом, а для получения оценки или зачета готовят преподавателю реферат. Парадоксальна и другая ситуация, когда спортсмен-инвалид, выступающий на соревнованиях различного уровня в учреждении, где он обучается, считается «освобожденным» от занятий физической культурой по состоянию здоровья.

Проблема не желания идти работать по специальности во многом связана с социально-экономическими факторами: низким уровнем оплаты труда; не развитостью материально-технической базы спортивных сооружений; социально-бытовой неустроенностью молодого специалиста.

Развитие сети спортивных сооружений и материально-техническая обеспеченность в регионе находится на низком уровне. За последние пять лет данная тенденция изменилась незначительно. Имеющиеся спортивные сооружения покрывают только 25% норматива единовременной пропускной способности спортивного сооружения [8].

Спортивные сооружения региона во многом морально и физически устарели, не соответствуют доступности для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Решением данной проблемы могло бы быть строительство новых спортивных сооружений, отвечающих всем требованиям «доступной среды».

Создание для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов доступной среды жизнедеятельности и условий для социально-педагогической реабилитации является важнейшей частью процесса интеграции людей с ог-

раниченными возможностями в общество [3; 4]. Положительная тенденция наметились при реализации областной программы «Доступная среда». Так, в августе 2012 года было оказано содействие и помощь в проведении паралимпийских игр в регионе; ОГ КУ Романовский реабилитационный центр инвалидов по программе открывает новые филиалы, охватывая физкультурно-спортивными услугами все большее количество людей с ограничения в развитии и создавая условия для занятий физкультурой и спортом в муниципальных образованиях.

Таким образом, адаптивная физическая культура в Костромской области обладает основными признаками социально значимого общественного института:

во-первых, проблему «инвалидности» начинают рассматривать с точки зрения социального подхода, когда инвалид рассматривается не как «больной», а «особый» человек, требующий создания реабилитационной системы, которая бы позволила использовать его сохранный интеллект и телесный потенциал во благо общества;

во-вторых, в ходе институционализации адаптивная физическая культура сформировала собственную инфраструктуру (отделения адаптивного спорта, государственные спортивно-оздоровительные учреждения и т.п.), а также специфическую материально-техническую базу (протезная техника и специальный спортивный инвентарь, особенности строительств, реконструкции и оборудования спортивных сооружений);

в-третьих, адаптивная физкультура выполняет социальные функции по оздоровлению и реабилитации, воспитанию и информированию (достижения и проблемы людей, занимающихся адаптивной физкультурой и спортом периодически освещаются в СМИ), которые ориентированы на конкретную категорию населения;

в-четвёртых, институционализация адаптивной физкультуры предполагает формирование системы подготовки профессиональных кадров в лице медицинских, тренерско-преподавательских, социальных работников.

Цель функционирования социального института адаптивной физической культуры - это придание нормам поведения и мотивации человека с ограниченными возможностями нравственной аргументации и этической основы в процессе реабилитационных мероприятий. Задачами адаптивной физической культуры в этой связи становится достижение каждой отдельной личностью и всей социальной группой лиц с ограниченными возможностями здоровья оптимального уровня компенсации имеющихся функциональных нарушений и качественной социальной адаптации и интеграции в общество.

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Библиографический список

1. Закон от 28 апреля 2010 года № 611-4-ЗКО «О физической культуре и спорте в Костромской области».

2. Новиков С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с.

3. Постановление администрации Костромской области «Об утверждении областной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы» № 269-а от 22.07.2011.

4. Постановление от 6 июня 2013 года № 1125 «Об утверждении муниципальной программы города Костромы «Доступная среда на 20132015 годы».

5. Фролов С.С. Социология. - М.: Наука, 1994. -256 с.

6. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Рос-

сийской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

7. Храмов В.В. Институционализация адаптивной физической культуры // Адаптивная физическая культура. - 2007.- № 4 (32). - С. 16-19.

8. Годовая форма федерального статистического наблюдения № 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://спорт44.рф/ statistika/statistika-4.php (дата обращения 26.02.2014).

9. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/ рага1утрю/(дата обращения: 25.02.2014).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.