Научная статья на тему 'ПЕТР КОНДРАШИН - ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ'

ПЕТР КОНДРАШИН - ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
236
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П. К. КОНДРАШИН / ЗВУКОРЕЖИССЕР / ФИРМА "МЕЛОДИЯ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ежов Константин Анатольевич

В статье дается оценка роли Петра Кирилловича Кондрашина в становлении звукорежиссерского образования в современной России в целом и в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки в частности. В нескольких эпизодах автор статьи описывает свое творческое и педагогическое сотрудничество с выдающимся Педагогом и Звукорежиссером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PETER KONDRASHIN - THE FIRST PROFESSOR OF THE SOUND ENGINEERING DEPARTMENT

The article estimates the role of Peter K. Kondrashin in establishing sound engineering education in modern Russia as a whole, and in Nizhny Novgorod state Glinka conservatoire in particular. In some paragraphs of the article the author describes his creative and pedagogical collaboration with a remarkable Teacer and Sound Engineer.

Текст научной работы на тему «ПЕТР КОНДРАШИН - ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ»

^ —-з с-

Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016

11 Илья Зиновьевич Фридман — пианист, руководил кафедрой специального фортепиано Нижегородской консерватории после смерти Б. С. Маранц, в настоящее время живет в Германии.

12 Берта Соломоновна Маранц (19071998) — легендарная пианистка, выпускница Московской консерватории, ученица Г. Г. Нейгауза, долгое время руководила единственной кафедрой специального фортепиано в Горьковской консерватории.

»

Литература

1. Галина Козлова: музыкальное приношение. Воспоминания, статьи, материалы. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. 334 с.

2. Козлова Г. О моем Учителе (Л. И. Рой-зман в зеркале своих писем) // Галина Козлова: музыкальное приношение. Воспоминания. Статьи. Материалы. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. С. 212-215.

© Бочкова Т. Р., 2016

Ежов К. А.

ПЕТР КОНДРАШИН — ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ

В статье дается оценка роли Петра Кирилловича Кондрашина в становлении звукорежиссерского образования в современной России в целом и в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки в частности. В нескольких эпизодах автор статьи описывает свое творческое и педагогическое сотрудничество с выдающимся Педагогом и Звукорежиссером.

Ключевые слова: П. К. Кондрашин, звукорежиссер, «КопС^ес», фирма «Мелодия», кафедра музыкальной звукорежиссуры

Отец-основатель кафедры музыкальной звукорежиссуры в Нижегородской консерватории, первый и единственный ее профессор, прививший основные правила преподавания профессии, — Петр Кириллович Кондрашин (1945-2010). Кафедра музыкальной звукорежиссуры начиналась как курсы переподготовки факультета до-

полнительного образования, возглавляемого Тамарой Яковлевной Железновой. В конце 1990-х годов Петр Кириллович уже был заведующим кафедрой звукорежиссуры в РАМ им. Гнесиных и разработчиком основных образовательных стандартов и рабочих программ по специальности. Кстати, основная структура и порядок тем современного цикла полностью совпадает с теми первыми стандартами.

В консерватории в то время еще не было технической базы для обучения звукорежиссеров, поэтому основные практические занятия велись на телерадиоцентре в студии С-150 и, конечно, тогда, когда приезжал Кондрашин. Он привозил с собой звуковую аппаратуру, о которой тогда можно было мечтать. И каждый раз появлялось что-то новое — то микрофон «Neumann KM 184», то «Диск Джеклина», то комплект сурраунд-звука... И каждый раз это было откровение, волшебство, чудо и сожаление, что раньше ты этого не знал или не использовал.

9 "

> л

Будучи музыковедом по образованию, Петр Кириллович всегда ставил на первое место Музыку и Музыканта, и лишь потом — технологии. Это всегда потрясало — как просто и понятно можно объяснить вчерашним выпускникам музыкальных училищ сложные физические и акустические понятия, легко и дипломатично общаться с музыкантами в студии, легко ориентироваться в музыковедческих и технических терминах!

Анализ фонограмм... Основным инструментом звукорежиссера является не микрофон и не компьютер, как часто думают студенты первых курсов, а чуткий тренированный и воспитанный слух. Именно этому и учил наших студентов, да и, что скрывать, педагогов, Петр Кириллович Кондрашин. Как должен звучать тот или иной состав музыкантов, что из звучания заложено в партитуре композитором и, самое главное, почему именно так. Такая индивидуальная сфера, как субъективное восприятие звучания фонограммы, подвергалась строгому аргументированному звукорежиссерскому анализу, завершаемому четкими и понятными рекомендациями для достижения нужных результатов.

Колоссальная звукорежиссерская практика всегда позволяла Кондрашину иллюстрировать те или иные решения звуковой картины примерами из своей богатой творческой жизни, причем он не стеснялся показывать неудачные, по его мнению, записи. Поражала его способность помнить все подробности, как технические, так и творческие, любой из приводимых звукозаписей, говоря студентам: «Каждая твоя запись как твой ребенок — ты помнишь его день рождения, чем болел, в какой школе учился. Так же и с фонограммами — когда и где писал, на что и как, чем монтировал и обрабатывал, даже где была электрическая розетка в зале».

Так получилось, что первые несколько лет существования кафедры мне пришлось преподавать совершенно новый и непонятный тогда для меня предмет — «Слуховой анализ звукозаписи». Как его преподавать, что слушать, где брать материал для прослушивания? Надо сказать, что в те годы Интернет был

с-'

явлением редким, медленным и дорогим, поэтому ни о каком поиске во всемирной Инфосети нужной фонограммы не шла и речь. И когда мы делились проблемами обучения студентов правильному «слышанию» и хорошему музыкальному вкусу, Петр Кириллович с улыбкой говорил: «Знаю такую проблему, сам с этого начинал! Подкину вам пару дисков — на полгода хватит». И, действительно, эти диски для слухового анализа фонограмм для меня до сих пор являются эталоном музыкального и звукорежиссерского вкуса, своеобразной точной отсчета в профессии.

Мое первое знакомство с Петром Кирилловичем состоялось на одном из первых Сахаровских фестивалей в первой половине 90-х годов. Работая тогда на областном радио и записывая концерты фестиваля помощью передвижной студии звукозаписи, я узнал, что их уже записывает великий Кондрашин! Чтобы не ставить на сцене двойной комплект микрофонов и не составлять неудобства и «конкуренцию» Петру Кирилловичу, я решил с ним познакомиться и попросить так называемую «низкую» — то есть записывать по одному кабелю, идущему с пульта Маэстро, уже готовую фонограмму. Набравшись смелости, я постучался в двери дирижерской комнаты на втором этаже филармонии, где разместилась временная аппаратная звукозаписи. Шла репетиция перед концертом, за пультом священнодействовал Звукорежиссер — сам Петр Кириллович! Познакомились и договорились о сотрудничестве мы очень просто: доброжелательность и посвященность в типичные «радийные» проблемы меня очень подкупили. Поговорили о своем, о «звукорежиссерском» — какие микрофоны, сколько их, где стоят, что за контроль и какая обработка, в каком формате и на что пишется. Оказалось, что комплект очень хороший, просто замечательный, но совершенно понятный и стандартный. Но получавшийся звук. Было ощущение, что буквально «видишь» ушами каждую ноту, каждое дыхание и даже движение руки дирижера. При этом звучание словно дышало, висело в пространстве,

К юбилею Нижегородской консерватории

<3

поражая своей широтой и прозрачностью. Надо пояснить, что в начале 90-х было очень мало технических возможностей записать концерт на выезде в виде многодорожечный сессии с последующим сведением в стационарных условиях базовой студии. Записывалась сразу «сумма» — то есть практически сразу готовая фонограмма, степень изменения которой была очень незначительной. Монтаж, обработка динамического диапазона, тембровая коррекция, иногда добавление пространственной обработки. Петр Кириллович, имея огромный опыт в фирме «Мелодия» и в своей студии «KonClaRec», справлялся с этой задачей с внешней легкостью и изяществом, работая за пультом экономными и точными движениями, в основном слушая и оценивая услышанное.

Петр Кириллович Кондрашин 25 лет был одним из ведущих звукорежиссеров Всесоюзной студии грамзаписи. Он записывал С. Рихтера, Н. Гутман, Н. Деми-денко, О. Кагана, Р. Керера, Е. Кисина, В. Крайнева, В. Спивакова; солистов Большого театра; многие постановки Камерного музыкального театра п/у Б. Покровского. Работал с композиторами Дм. Шостаковичем, А. Волконским, С. Губайдулиной, Э. Денисовым, В. Сильвестровым, А. Тер-теряном, Р. Щедриным, А. Шнитке.

Во второй раз мне даже пришлось поработать с Петром Кирилловичем, правда

заочно. В 1996 году в Нижегородской филармонии состоялась премьера Четвертой симфонии Сергея Беринского «Памяти ушедших друзей» с «Московским трио». Вдова композитора заказала Кондрашину запись, но он не мог тогда приехать и попросил сделать концертную запись меня, чтобы потом подготовить уже в Москве ее последующую обработку. Для того чтобы исполнить просьбу Маэстро, пришлось проявить чудеса технической смекалки, ибо на областном радио передвижная звуковая студия к этому времени была уже уничтожена, а комплекта выездной звуковой аппаратуры еще не было. Запись все-таки состоялась и DAT-кассета отправилась в Москву на суд самому Кондрашину!

Существуют педагоги, а есть Педагоги с большой буквы! Просто педагоги дают нам определенное количество знаний умений и навыков, которые мы либо успешно забываем, либо подстраиваем под свои потребности. А есть Педагоги, с которыми каждый день ведешь незримый диалог, советуешься не только по профессиональным, но и по жизненным вопросам. Именно таким был профессор кафедры музыкальной звукорежиссуры Петр Кириллович Кондрашин — замечательный человек, тонкий музыкант, гениальный звукорежиссер и Педагог с большой буквы!

© Ежов К. А, 2016

Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016

Птушко Л. А.

«Я ОСТАВЛЮ СВОЙ ГОЛОС...» (О М. Ю. МЕТЕЛЕВОЙ)

Статья посвящена памяти талантливого радиожурналиста, педагога и замечательного человека — Марины Юрьевны Метелевой. Представлена панорама ее интенсивной творческой и педагогической деятельности, оставившей заметный след в нижегородской журналистике.

Ключевые слова: Марина Метелева, журналистика, радио, Нижегородская консерватория

Красивая, талантливая, женственная и обаятельная Марина Метелева — блистательный радиожурналист, светлый и радостный человек! Ее любили коллеги и обожали студенты, радиослушатели заваливали письмами благодарности. Сколько

тепла, нежности и доброты дарила нам Марина! Приветливой улыбкой и умным ласковым взглядом, своей солнечной душой она могла растопить лед любых преград.

Ее энтузиазм захватывал, рядом с ней все были талантливы. А какие худо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.