<3
поражая своей широтой и прозрачностью. Надо пояснить, что в начале 90-х было очень мало технических возможностей записать концерт на выезде в виде многодорожечный сессии с последующим сведением в стационарных условиях базовой студии. Записывалась сразу «сумма» — то есть практически сразу готовая фонограмма, степень изменения которой была очень незначительной. Монтаж, обработка динамического диапазона, тембровая коррекция, иногда добавление пространственной обработки. Петр Кириллович, имея огромный опыт в фирме «Мелодия» и в своей студии «KonClaRec», справлялся с этой задачей с внешней легкостью и изяществом, работая за пультом экономными и точными движениями, в основном слушая и оценивая услышанное.
Петр Кириллович Кондрашин 25 лет был одним из ведущих звукорежиссеров Всесоюзной студии грамзаписи. Он записывал С. Рихтера, Н. Гутман, Н. Деми-денко, О. Кагана, Р. Керера, Е. Кисина, В. Крайнева, В. Спивакова; солистов Большого театра; многие постановки Камерного музыкального театра п/у Б. Покровского. Работал с композиторами Дм. Шостаковичем, А. Волконским, С. Губайдулиной, Э. Денисовым, В. Сильвестровым, А. Тер-теряном, Р. Щедриным, А. Шнитке.
Во второй раз мне даже пришлось поработать с Петром Кирилловичем, правда
заочно. В 1996 году в Нижегородской филармонии состоялась премьера Четвертой симфонии Сергея Беринского «Памяти ушедших друзей» с «Московским трио». Вдова композитора заказала Кондрашину запись, но он не мог тогда приехать и попросил сделать концертную запись меня, чтобы потом подготовить уже в Москве ее последующую обработку. Для того чтобы исполнить просьбу Маэстро, пришлось проявить чудеса технической смекалки, ибо на областном радио передвижная звуковая студия к этому времени была уже уничтожена, а комплекта выездной звуковой аппаратуры еще не было. Запись все-таки состоялась и DAT-кассета отправилась в Москву на суд самому Кондрашину!
Существуют педагоги, а есть Педагоги с большой буквы! Просто педагоги дают нам определенное количество знаний умений и навыков, которые мы либо успешно забываем, либо подстраиваем под свои потребности. А есть Педагоги, с которыми каждый день ведешь незримый диалог, советуешься не только по профессиональным, но и по жизненным вопросам. Именно таким был профессор кафедры музыкальной звукорежиссуры Петр Кириллович Кондрашин — замечательный человек, тонкий музыкант, гениальный звукорежиссер и Педагог с большой буквы!
© Ежов К. А, 2016
Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016
Птушко Л. А.
«Я ОСТАВЛЮ СВОЙ ГОЛОС...» (О М. Ю. МЕТЕЛЕВОЙ)
Статья посвящена памяти талантливого радиожурналиста, педагога и замечательного человека — Марины Юрьевны Метелевой. Представлена панорама ее интенсивной творческой и педагогической деятельности, оставившей заметный след в нижегородской журналистике.
Ключевые слова: Марина Метелева, журналистика, радио, Нижегородская консерватория
Красивая, талантливая, женственная и обаятельная Марина Метелева — блистательный радиожурналист, светлый и радостный человек! Ее любили коллеги и обожали студенты, радиослушатели заваливали письмами благодарности. Сколько
тепла, нежности и доброты дарила нам Марина! Приветливой улыбкой и умным ласковым взглядом, своей солнечной душой она могла растопить лед любых преград.
Ее энтузиазм захватывал, рядом с ней все были талантливы. А какие худо-
К юбилею Нижегородской консерватории
жественные программы она создавала, работая без устали днями и ночами, со студентами факультета дополнительного образования (!) в уникальном жанре радиотеатра: радиодрама «Прокофьев и Мейерхольд» и радиосказка о стране «Оркестрландии», радиопамфлет «Осторожно! Умная собака!» (сатирическое осмысление телевизионных ток-шоу) и радиофильм о «Дон Жуане» Моцарта по мотивам новелл Эрнста Теодора Амадея Гофмана и «Гофманианы» Андрея Тарковского. Названия ее работ говорят сами за себя: «Граффити — видеть мир ярче...», «Радиопутешествие в эпоху Моцарта», радиофестиваль «Навстречу синей птице» (о детских театрах), циклы программ «Игра в бисер» и «Цветик-семицветик» (радиожурнал о театре для детей), радиоревю о Нижегородском камерном музыкальном театре им. В. Т. Степанова «Все-все-все, кроме скучного», радиобылина «Сказание о Деместве», радионовелла «Я помню чудное мгновенье».
Студенческие программы, представленные в качестве дипломных работ, «Вчерашний мир. Воспоминания европейца» (заметки на полях времени по произведениям И. Стравинского, О. Мессиана и Д. Мийо) Т. Хуторцовой и «Вселенная Джорджа Крама» Д. Ларионовой — составили «золотой фонд» музыкальной журналистики консерватории и нижегородского радио. Две последние программы получили дипломы на Международном конкурсе в Москве (2009, 2010). Кроме того, были и лауреаты, дипломанты регионального конкурса «Я — Мегаполис» — О. Ка-пустян, Н. Ишкирейкина, О. Платонова, И. Корнишина, Е. Кондюрина, Т. Осипова, Т. Годованец. Более сорока дипломных радиоработ подготовлено Мариной и каждая из них — неповторима, как неповторимы индивидуальности студентов, бережно и чутко выявленные педагогом — другом, любимой Мариной Юрьевной.
Общение с Мариной Юрьевной воспринималось как подарок, как праздник. Студентам хотелось приносить ей цветы и сладости, возникали дружеские чаепития, как-то спонтанно сложился «Клуб журнали-
¡>
стов», появился кафедральный сайт музыкальных журналистов «КонсАрт» и журнал «Партитура». Невозможно было расстаться, всем хотелось общаться, делиться впечатлениями, встречаться и радовать удивительную наставницу собственными «шагами» в творчестве. В уютном сорок третьем классе дружно и самокритично обсуждалось все сделанное, рождались идеи, замыслы новых программ.
За десять счастливых лет работы в стенах Нижегородской консерватории творчество Марины Метелевой достигло некой вершины — более 2000 радиопрограмм об искусстве прозвучали в эфире областного радио. Среди них — множество очерков о музыке, о нижегородских музыкантах, о консерватории. Как же пострадала наша культура, потеряв такого Журналиста — знатока поэзии, литературы, театра! Ее профессиональный взгляд на художественные события стал «метрономом» для многих нижегородцев, ей доверяли, ее программ ждали. Мягкий и приветливый голос — голос души Марины — точнее всего отражал ее сердечность, искренность и честность. Она мгновенно откликалась на призывы о помощи, старалась защитить от несправедливости и боли, утешить красотой, подарить «воздух» искусства. Ее передачи наполнены красотой и добротой — личностные, неожиданные, вдохновенные. С какой радостью она бралась за каждый новый проект и как «вкусно» готовила эфир! С какой заботой и материнской трепетностью вела своих «детей» в таин-
<3
ственный мир радиожурналистики — каждый экзамен по риторике и журналистике превращался в незабываемое откровение! Это была школа подлинного мастерства педагога-художника.
Сделано Мариной было много, а запланировано еще больше: интереснейшие шекспировские проекты для журналистов и актеров, создание радио консерватории, новые циклы передач... Но, увы, болезнь, свалившаяся на нее, заставила пройти через ад физических мучений, которые она переносила с невероятным мужеством, терпением и оставалась в педагогическом строю, в творчестве до последнего дня.
Из последнего отчета Марины Юрьевны Метелевой мы узнаем, что ею были созданы: цикл радиопрограмм «Акцент» (беседы о культуре и искусстве в прямом эфире); детские культурно-просветительские программы «Что было до меня», «Карета времени», «Радиотеатр — детям»; программа «Музыкальный гид», освещающая музыкальные фестивали, концерты, персоналии; радиоантология поэзии и прозы «Мой тайный театр»; портреты исполнителей прошлых лет представлены в программах «Семьдесят восемь оборотов»; детское вокальное творчество — «Поющие капельки» и «Голоса XXI века»; театральная жизнь — «Кресло в партере»; для семейного прослушивания — «В кругу семьи» и «Маленькая страна». Особый интерес вызывал ее цикл авторских программ «Игра в бисер» о культурных событиях и людях искусства.
Она смело открывала в отечественном радиоэфире малоизвестные литературные произведения, например, в цикле «Гении и музы» по пьесам П. Хакса, радиопостановки «Дневники Лизы Садовской» (авторский сценарий по архивным материалам) и «Кравчий» Б. Садовского. С невероятной самоотдачей вела свои программы «Заметки на полях времени», «Музыкальный гид», «Фотография голоса», «Фестиваль на радио», объединяя огромное количество слушателей, любящих и знающих искусство.
Ей удавались не только авторские развернутые программы, но и небольшие сюжеты, например, для программы «Культурный багаж» (Радио России, Москва). Емко и интересно она освещала значимые события в культурной жизни Нижнего Новгорода: всероссийские фестивали «Реальный театр», «Вперед за Синей птицей», «Болдинская осень», «Баян и аккордеон в Нижнем Новгороде», Всероссийский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах им. А. А. Нестерова, Международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки».
Марина Метелева с неподдельным интересом осуществляла руководство детской и молодежной редакцией радио (с участием студентов консерватории), выпускающими экспресс-газету «Перо Синей Птицы». Свидетельством тому может служить проведенная ею театрально-критическая дискуссия «Каким должен быть сегодня театр для детей и молодежи» (с участием представителей центральных СМИ и студентов консерватории, обучающихся арт-журналистике). Было организовано обсуждение спектаклей театра студентами разработан проект радиожурнала «Цветик-семицветик», посвященного театру для детей, и подготовлен первый полуторачасовой выпуск.
Помимо колоссальной работы в консерватории и на радио она успевала публиковаться в журналах «Страстной бульвар», «Любовь моя, театр», редактировать юбилейные буклеты Академического театра кукол, театра «Комедiя», театра «Вера», работать в жюри конкурса чтецов на студенческом фестивале «Болдинская осень», участвовать в секции театральных критиков и составлении рейтинга театральных событий в Нижнем Новгороде.
И еще многое и многое.. Но главное осталось не на бумаге — ее талант творить добро и красоту коснулся и осчастливил всех, с кем общалась Марина, он продолжает вдохновлять ее учеников — журналистов.
© Птушко Л. А., 2016
Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016