Научная статья на тему '"Я ОСТАВЛЮ СВОЙ ГОЛОС..." (О М. Ю. МЕТЕЛЕВОЙ)'

"Я ОСТАВЛЮ СВОЙ ГОЛОС..." (О М. Ю. МЕТЕЛЕВОЙ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИНА МЕТЕЛЕВА / ЖУРНАЛИСТИКА / РАДИО / НИЖЕГОРОДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / MUSICAL RADIO-JOURNALISM / RADIOFILM / MUSICAL RADIO-JOURNEY / INTERNET-ALMANAC "MUSIC SCORE"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Птушко Лидия Александровна

Статья посвящена памяти талантливого радиожурналиста, педагога и замечательного человека - Марины Юрьевны Метелевой. Представлена панорама ее интенсивной творческой и педагогической деятельности, оставившей заметный след в нижегородской журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Птушко Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"I WILL LEAVE MY VOICE..." (ABOUT M. YU. METELEVA)

The reminiscence-sketch is devoted to an outstanding journalist, member of three creative Unions of Russia (writers, theatricologists, journalists) - Marina Yu. Meteleva. She was the head of the editorial office of Nizhny Novgorod regional radio, actress, theatricologist and born teacher. She created thousands of unique radio programmes about music and art and warmed many of her pupils, listeners and colleagues with the light of her soul, kindness and talent.

Текст научной работы на тему «"Я ОСТАВЛЮ СВОЙ ГОЛОС..." (О М. Ю. МЕТЕЛЕВОЙ)»

<3

поражая своей широтой и прозрачностью. Надо пояснить, что в начале 90-х было очень мало технических возможностей записать концерт на выезде в виде многодорожечный сессии с последующим сведением в стационарных условиях базовой студии. Записывалась сразу «сумма» — то есть практически сразу готовая фонограмма, степень изменения которой была очень незначительной. Монтаж, обработка динамического диапазона, тембровая коррекция, иногда добавление пространственной обработки. Петр Кириллович, имея огромный опыт в фирме «Мелодия» и в своей студии «KonClaRec», справлялся с этой задачей с внешней легкостью и изяществом, работая за пультом экономными и точными движениями, в основном слушая и оценивая услышанное.

Петр Кириллович Кондрашин 25 лет был одним из ведущих звукорежиссеров Всесоюзной студии грамзаписи. Он записывал С. Рихтера, Н. Гутман, Н. Деми-денко, О. Кагана, Р. Керера, Е. Кисина, В. Крайнева, В. Спивакова; солистов Большого театра; многие постановки Камерного музыкального театра п/у Б. Покровского. Работал с композиторами Дм. Шостаковичем, А. Волконским, С. Губайдулиной, Э. Денисовым, В. Сильвестровым, А. Тер-теряном, Р. Щедриным, А. Шнитке.

Во второй раз мне даже пришлось поработать с Петром Кирилловичем, правда

заочно. В 1996 году в Нижегородской филармонии состоялась премьера Четвертой симфонии Сергея Беринского «Памяти ушедших друзей» с «Московским трио». Вдова композитора заказала Кондрашину запись, но он не мог тогда приехать и попросил сделать концертную запись меня, чтобы потом подготовить уже в Москве ее последующую обработку. Для того чтобы исполнить просьбу Маэстро, пришлось проявить чудеса технической смекалки, ибо на областном радио передвижная звуковая студия к этому времени была уже уничтожена, а комплекта выездной звуковой аппаратуры еще не было. Запись все-таки состоялась и DAT-кассета отправилась в Москву на суд самому Кондрашину!

Существуют педагоги, а есть Педагоги с большой буквы! Просто педагоги дают нам определенное количество знаний умений и навыков, которые мы либо успешно забываем, либо подстраиваем под свои потребности. А есть Педагоги, с которыми каждый день ведешь незримый диалог, советуешься не только по профессиональным, но и по жизненным вопросам. Именно таким был профессор кафедры музыкальной звукорежиссуры Петр Кириллович Кондрашин — замечательный человек, тонкий музыкант, гениальный звукорежиссер и Педагог с большой буквы!

© Ежов К. А, 2016

Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016

Птушко Л. А.

«Я ОСТАВЛЮ СВОЙ ГОЛОС...» (О М. Ю. МЕТЕЛЕВОЙ)

Статья посвящена памяти талантливого радиожурналиста, педагога и замечательного человека — Марины Юрьевны Метелевой. Представлена панорама ее интенсивной творческой и педагогической деятельности, оставившей заметный след в нижегородской журналистике.

Ключевые слова: Марина Метелева, журналистика, радио, Нижегородская консерватория

Красивая, талантливая, женственная и обаятельная Марина Метелева — блистательный радиожурналист, светлый и радостный человек! Ее любили коллеги и обожали студенты, радиослушатели заваливали письмами благодарности. Сколько

тепла, нежности и доброты дарила нам Марина! Приветливой улыбкой и умным ласковым взглядом, своей солнечной душой она могла растопить лед любых преград.

Ее энтузиазм захватывал, рядом с ней все были талантливы. А какие худо-

К юбилею Нижегородской консерватории

жественные программы она создавала, работая без устали днями и ночами, со студентами факультета дополнительного образования (!) в уникальном жанре радиотеатра: радиодрама «Прокофьев и Мейерхольд» и радиосказка о стране «Оркестрландии», радиопамфлет «Осторожно! Умная собака!» (сатирическое осмысление телевизионных ток-шоу) и радиофильм о «Дон Жуане» Моцарта по мотивам новелл Эрнста Теодора Амадея Гофмана и «Гофманианы» Андрея Тарковского. Названия ее работ говорят сами за себя: «Граффити — видеть мир ярче...», «Радиопутешествие в эпоху Моцарта», радиофестиваль «Навстречу синей птице» (о детских театрах), циклы программ «Игра в бисер» и «Цветик-семицветик» (радиожурнал о театре для детей), радиоревю о Нижегородском камерном музыкальном театре им. В. Т. Степанова «Все-все-все, кроме скучного», радиобылина «Сказание о Деместве», радионовелла «Я помню чудное мгновенье».

Студенческие программы, представленные в качестве дипломных работ, «Вчерашний мир. Воспоминания европейца» (заметки на полях времени по произведениям И. Стравинского, О. Мессиана и Д. Мийо) Т. Хуторцовой и «Вселенная Джорджа Крама» Д. Ларионовой — составили «золотой фонд» музыкальной журналистики консерватории и нижегородского радио. Две последние программы получили дипломы на Международном конкурсе в Москве (2009, 2010). Кроме того, были и лауреаты, дипломанты регионального конкурса «Я — Мегаполис» — О. Ка-пустян, Н. Ишкирейкина, О. Платонова, И. Корнишина, Е. Кондюрина, Т. Осипова, Т. Годованец. Более сорока дипломных радиоработ подготовлено Мариной и каждая из них — неповторима, как неповторимы индивидуальности студентов, бережно и чутко выявленные педагогом — другом, любимой Мариной Юрьевной.

Общение с Мариной Юрьевной воспринималось как подарок, как праздник. Студентам хотелось приносить ей цветы и сладости, возникали дружеские чаепития, как-то спонтанно сложился «Клуб журнали-

¡>

стов», появился кафедральный сайт музыкальных журналистов «КонсАрт» и журнал «Партитура». Невозможно было расстаться, всем хотелось общаться, делиться впечатлениями, встречаться и радовать удивительную наставницу собственными «шагами» в творчестве. В уютном сорок третьем классе дружно и самокритично обсуждалось все сделанное, рождались идеи, замыслы новых программ.

За десять счастливых лет работы в стенах Нижегородской консерватории творчество Марины Метелевой достигло некой вершины — более 2000 радиопрограмм об искусстве прозвучали в эфире областного радио. Среди них — множество очерков о музыке, о нижегородских музыкантах, о консерватории. Как же пострадала наша культура, потеряв такого Журналиста — знатока поэзии, литературы, театра! Ее профессиональный взгляд на художественные события стал «метрономом» для многих нижегородцев, ей доверяли, ее программ ждали. Мягкий и приветливый голос — голос души Марины — точнее всего отражал ее сердечность, искренность и честность. Она мгновенно откликалась на призывы о помощи, старалась защитить от несправедливости и боли, утешить красотой, подарить «воздух» искусства. Ее передачи наполнены красотой и добротой — личностные, неожиданные, вдохновенные. С какой радостью она бралась за каждый новый проект и как «вкусно» готовила эфир! С какой заботой и материнской трепетностью вела своих «детей» в таин-

<3

ственный мир радиожурналистики — каждый экзамен по риторике и журналистике превращался в незабываемое откровение! Это была школа подлинного мастерства педагога-художника.

Сделано Мариной было много, а запланировано еще больше: интереснейшие шекспировские проекты для журналистов и актеров, создание радио консерватории, новые циклы передач... Но, увы, болезнь, свалившаяся на нее, заставила пройти через ад физических мучений, которые она переносила с невероятным мужеством, терпением и оставалась в педагогическом строю, в творчестве до последнего дня.

Из последнего отчета Марины Юрьевны Метелевой мы узнаем, что ею были созданы: цикл радиопрограмм «Акцент» (беседы о культуре и искусстве в прямом эфире); детские культурно-просветительские программы «Что было до меня», «Карета времени», «Радиотеатр — детям»; программа «Музыкальный гид», освещающая музыкальные фестивали, концерты, персоналии; радиоантология поэзии и прозы «Мой тайный театр»; портреты исполнителей прошлых лет представлены в программах «Семьдесят восемь оборотов»; детское вокальное творчество — «Поющие капельки» и «Голоса XXI века»; театральная жизнь — «Кресло в партере»; для семейного прослушивания — «В кругу семьи» и «Маленькая страна». Особый интерес вызывал ее цикл авторских программ «Игра в бисер» о культурных событиях и людях искусства.

Она смело открывала в отечественном радиоэфире малоизвестные литературные произведения, например, в цикле «Гении и музы» по пьесам П. Хакса, радиопостановки «Дневники Лизы Садовской» (авторский сценарий по архивным материалам) и «Кравчий» Б. Садовского. С невероятной самоотдачей вела свои программы «Заметки на полях времени», «Музыкальный гид», «Фотография голоса», «Фестиваль на радио», объединяя огромное количество слушателей, любящих и знающих искусство.

Ей удавались не только авторские развернутые программы, но и небольшие сюжеты, например, для программы «Культурный багаж» (Радио России, Москва). Емко и интересно она освещала значимые события в культурной жизни Нижнего Новгорода: всероссийские фестивали «Реальный театр», «Вперед за Синей птицей», «Болдинская осень», «Баян и аккордеон в Нижнем Новгороде», Всероссийский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах им. А. А. Нестерова, Международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки».

Марина Метелева с неподдельным интересом осуществляла руководство детской и молодежной редакцией радио (с участием студентов консерватории), выпускающими экспресс-газету «Перо Синей Птицы». Свидетельством тому может служить проведенная ею театрально-критическая дискуссия «Каким должен быть сегодня театр для детей и молодежи» (с участием представителей центральных СМИ и студентов консерватории, обучающихся арт-журналистике). Было организовано обсуждение спектаклей театра студентами разработан проект радиожурнала «Цветик-семицветик», посвященного театру для детей, и подготовлен первый полуторачасовой выпуск.

Помимо колоссальной работы в консерватории и на радио она успевала публиковаться в журналах «Страстной бульвар», «Любовь моя, театр», редактировать юбилейные буклеты Академического театра кукол, театра «Комедiя», театра «Вера», работать в жюри конкурса чтецов на студенческом фестивале «Болдинская осень», участвовать в секции театральных критиков и составлении рейтинга театральных событий в Нижнем Новгороде.

И еще многое и многое.. Но главное осталось не на бумаге — ее талант творить добро и красоту коснулся и осчастливил всех, с кем общалась Марина, он продолжает вдохновлять ее учеников — журналистов.

© Птушко Л. А., 2016

Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.