Научная статья на тему 'ПРОФЕССИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРА - ИНТЕРЕСНО, СОВРЕМЕННО, ПЕРСПЕКТИВНО'

ПРОФЕССИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРА - ИНТЕРЕСНО, СОВРЕМЕННО, ПЕРСПЕКТИВНО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ / СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ / ПРОФЕССИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРА / АУДИО- И ВИДЕОПРОДУКЦИЯ / ПРАКТИКА ЗВУКОЗАПИСИ / КОНЦЕРТНЫЕ ПЛОЩАДКИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ежов Константин Анатольевич

В статье дается описание целей и задач обучения современной музыкальной звукорежиссуре в Нижегородской консерватории. Приводится спектр технических возможностей учебной базы для успешного овладения профессией звукорежиссера и для дальнейшего продолжения профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PROFESSION OF A SOUND ENGINEER - INTERESTING, MODERN, PROMISING

The article gives the description of aims and objectives of studying modern music sound engineering in the Nizhny Novgorod state Glinka conservatoire. It outlines the variety of technical resources of a training facility for successful learning the profession of a sound engineer at a corresponding department and for proceeding further professional activity after graduating.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРА - ИНТЕРЕСНО, СОВРЕМЕННО, ПЕРСПЕКТИВНО»

всероссийский семинар-совещание руководителей учреждений культуры и искусства: проблемы, решения, итоги

Профессия звукорежиссера — интересно, современно, перспективно

Ежов Константин Анатольевич

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой музыкальной звукорежиссуры Нижегородской

государственной консерватории им. М. И. Глинки, доцент E-mail: Yezhov_Kosta@mail.ru

В статье дается описание целей и задач обучения современной 26 музыкальной звукорежиссуре в Нижегородской консерватории. Приводится спектр технических возможностей учебной базы для успешного овладения профессией звукорежиссера и для дальнейшего продолжения профессиональной деятельности. Ключевые слова: кафедра музыкальной звукорежиссуры, студия звукозаписи, профессия звукорежиссера, аудио- и видеопродукция, практика звукозаписи, концертные площадки Нижнего Новгорода

Музыкальная звукорежиссура по сравнению с другими видами человеческой деятельности очень молода, существуя лишь около ста лет. Вследствие своей специфичности она не получила до настоящего времени адекватной оценки в современном

музыкальном сообществе, возможно, потому что результаты деятельности звукорежиссера остаются мало заметными для окружающих. Если фонограмма звучит естественно, как в жизни — все воспринимают ее как должное, совершенно не отдавая себе отчета в том, чего стоило звукорежиссеру заставить разно-

образное «железо» звучать так, как слышат человеческие уши. И наоборот, любое искажение звучания знакомого инструмента или голоса тотчас же становится объектом беспощадной критики со стороны слушателей.

Не вполне осознается, что разнообразнейшие явления, которые окружают нас, — результаты деятельности звукорежиссера. Во-первых, это различная музыкальная продукция в виде готовых носителей — архаичных виниловых дисков, уже отмирающих на сегодняшний день компакт-дисков, файлов во всемирной информационной сети. Во-вторых, это многочисленная

аудиопродукция на всевозможных радио (эфирных и интернет) и каналах телевидения, а также в киноиндустрии. В-третьих, мобильная связь и те широкие возможности коммуникаций, которые предоставляются современными смартфонами. В-четвертых, звукоусиление многочисленных концертов и различного рода торжественных мероприятий, как в концертных залах, так и на городских площадях и стадионах. А также в-пятых, в-шестых и далее...

В Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки вот уже более десяти лет существует кафедра музыкальной звукорежиссу-ры. Ее выпускники работают в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саранске, Орле, Чебоксарах и многих других городах России. Местом их творческой деятельности становятся теле- и радиокомпании федерального и регионального подчинения, звукозаписывающие студии, театры, концертные компании, торговые центры и караоке-клубы.

Студенты кафедры музыкальной звукорежиссуры регулярно занимают первые места на престижных профессиональных

ежов к. а. профессия звукорежиссера -интересно, современно, перспективно

конкурсах, в частности, Всероссийском конкурсе творческих работ студентов-звукорежиссеров им. Виктора Бабушкина. По его итогам кафедра музыкальной звукорежиссуры несколько раз была признана лучшей в России.

Для успешной подготовки студентов к профессиональной деятельности кафедра обладает современной, специально спроектированной и акустически обработанной учебной студией звукозаписи, оснащенной прекрасным комплектом оборудования преимущественно высшего и среднего класса. Ее педагоги сотрудничают с другими студиями, компаниями и звукорежиссерами, которые предоставляют свое оборудование, что позволяет быть всегда в курсе новой продукции на данном рынке. Кафедра располагает современным набором микрофонов, наиболее часто встречающимся в райдерах. Это такие микрофоны, как Shure SM 57, Shure SM 58, Shure SM 81, Shure Beta 57a, Shure Beta 58a, AKG C414-XLS II, RODE NT2, Neumann TLM 103, DPA 4060, Oktava MK 319, Неватон МК 403 и некоторые другие. Прекрасный акустический контроль обеспечивается мониторами DY-NAUDIO и GENELEC. Студенты имеют возможность записывать концерты, проходящие на сценах Малого и Большого концертных залов Нижегородской консерватории, где тоже существует специальная аппаратная записи.

Практика звукозаписи осуществляется на различных концертных площадках Нижнего Новгорода: в Нижегородской государственной академической

филармонии имени М. Ростро-повича, Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А. С. Пушкина, старом актовом зале Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, зале Усадьбы Рукавишниковых Нижегородского государственного исто-рико-архитектурного музея, в Волго-Вятском филиале государственного центра современного искусства «Арсенал», и многих других. Практика по другим направлениям звукорежиссерской деятельности осуществляется совместно с Нижегородской государственной областной телерадиокомпанией ННТВ, Нижегородским государственным академическим театром драмы имени М. Горького, Нижегородским государственным ордена «Знак Почета» Театром юного зрителя, компанией проката концертного оборудования «Сити Саунд».

Обучение на кафедре музыкальной звукорежиссуры дает выпускнику большие возможности на старте своей профессиональной карьеры. Помимо овладения навыками технической работы с современным звуковым оборудованием, что является базовым, «ремесленным» уровнем звукорежиссера, студенты получают основательные знания по физике и акустике, овладевают умением слышать музыку, понимать замысел композитора, приобретают собственную точку зрения на то или иное звучание фонограммы, то есть вырабатывают навыки и умения именно Режиссера.

За время пятилетнего обучения консерватория дает студен-

там уникальный шанс войти в круг непосредственного общения со студентами других кафедр, что в будущем может дать полезную базу контактов для дальнейшей профессиональной деятельности звукорежиссера. Необходимость постоянно посещать и записывать концерты из произведений различных музыкальных направлений и жанров — от баховского органа до рэпа — обеспечивает обучающимся уникальную возможность расширить свой музыкальный и профессиональный кругозор, что, несомненно, послужит еще одним преимуществом в начале трудового пути. Кроме того, студенты получают такие по- 27 лезные в современной жизни навыки, как владение фото-, видеосъемкой и монтажом, коммутацией сигналов и паянием кабелей и пр.

Представляется, что современный человек, а особенно молодой, огромную долю информации воспринимает посредством электронных устройств разнообразного типа, где, конечно же, помимо картинки, существует и звуковое сопровождение различного качества. Продукт плохого качества никто потреблять не станет, например, мало кто захочет слушать до конца фонограмму пусть любимого музыканта, но плохого качества. Таким образом, современный человек в основном слушает звуки, пропущенные через «фильтр» ума и сердца звукорежиссера, через его глаза и уши, опыт и мастерство. И это, несомненно, делает профессию звукорежиссера привлекательной для молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.