Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕНЕДЖЕРСКИЕ НАВЫКИ / КРЕАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волченко Владимир Васильевич, Александрова Татьяна Николаевна, Терентьев Юрий Юрьевич

Статья посвящена основным направлениям формирования параллельных компетенций в процессе обучения профессии звукорежиссера. В соединении разнообразных компетенций, затрагивающие смежные и далекие научные области, и состоит основная задача при обучении и формировании полноценного специалиста по специализации «Музыкальная звукорежиссура» в Краснодарском государственном институте культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF FORMATION OF PARALLEL COMPETENCES IN THE PROCESS OF TRAINING OF SOUND ENGINEERS

The article is devoted to the main directions of the formation of parallel competencies in the process of teaching the profession of a sound engineer. The main task of training and forming a full-fledged specialist in the specialization "Musical Sound Engineering" at the Krasnodar State Institute of Culture is to combine a variety of competencies that affect related and distant scientific fields.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ»

9. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - Москва: Просвещение, 1995. - 183 с.

10. Кудрявцева, Н.А. Единство интеллекта: научный отчет / Н.А. Кудрявцева. - Санкт-Петербург: СПбГУ,

1995. - 222 с.

11. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение /

B.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып. 1. - Ч. 1. - Санкт-Петербург, 1995. - C. 48-61.

12. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Лужбина Наталья Анатольевна. - Барнаул, 2002. - 22 с.

13. Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию / Е.С. Михайлова (Алешина). - Санкт-Петербург: ГП «ИМАТОН»,

1996. - 56 с.

14. Ушаков, Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д.В. Ушаков. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - 264 с.

15. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования: сб. ст. / [под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова]. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. -

C. 11-28.

16. Чеснокова, О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О.Б. Чеснокова // Познание. Общество. Развитие. - Москва: ИП РАН,1996. - С. 54-76.

17. Южанинова, А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А.Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии. - Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1984. - С. 63-67.

18. Ford, M.E. A further search for social intelligence / M.E. Ford, M.S. Tisak // Journal of Educational Psychology. - 1983. -V. 75, № 2. - P. 196-206.

19. Gardenfors, P. Slicing the «Theory of mind» / P. Gardenfors // Danish Yearbook for Philosophy - 2001. - № 36. - P. 7-34.

20. Gardner, H. Frames of Mind: The Theory of multiple intelligences / H. Gardner. - New York: Basic Books, 1983. - 440 p.

21. Hendricks, M. Measuring creative social intelligence / M. Hendricks, J.P. Guilford, R. Hoepfner // Reports from the Psychological Laboratory, University of Southern California. - 1969. - № 42. - 37 p.

22. Kosmitzki, C. The implicit use of explicit conceptions of social intelligence / C. Kosmitzki, O.P. John // Personality & Individual Differences. - 1993. - Vol. 15. - Is. 1. - P. 11-23.

23. Ross, L. The Intuitive Psychologist and his Shortcomings : Distortion in the Attribution Process / L. Ross // Advances in Experimental Social Psychology. - New York, Academic Press, 1977. - Vol. 10. - P. 173-220.

24. Sternberg, R.J. The triarchic mind. A new theory of human intelligence / R.J. Sternberg. - New York: Viking Penguin, 1988. - 354 p.

25. Thorndike, E.L. Intelligence and its uses / E.L. Thorndike // Harper's Magazine. - 1920. - Vol. 140. - P. 227-235.

Педагогика

УДК 37.013

доцент Волченко Владимир Васильевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); доцент Александрова Татьяна Николаевна Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ

Аннотация. Статья посвящена основным направлениям формирования параллельных компетенций в процессе обучения профессии звукорежиссера. В соединении разнообразных компетенций, затрагивающие смежные и далекие научные области, и состоит основная задача при обучении и формировании полноценного специалиста по специализации «Музыкальная звукорежиссура» в Краснодарском государственном институте культуры.

Ключевые слова: профессия звукорежиссер, профессиональные компетенции, менеджерские навыки, креативность мышления.

An^tatton. The article is devoted to the main directions of the formation of parallel competencies in the process of teaching the profession of a sound engineer. The main task of training and forming a full-fledged specialist in the specialization "Musical Sound Engineering" at the Krasnodar State Institute of Culture is to combine a variety of competencies that affect related and distant scientific fields.

Keywords: profession sound engineer, professional competencies, managerial skills, creative thinking.

Введение. Стремительное развитие современного общества по многим направлениям определяет и его новые потребности в подготовке специалистов. Для их успешной профессиональной деятельности мало сформировать только профессиональные компетенции, дать сильную теоретическую базу, практические навыки, как основу развития профессии. Сегодня перед педагогами стоят более актуальные задачи. Важным является формирование параллельных компетенция уже в процессе обучения студента на всех его этапах.

Изложение основного материала статьи. Профессиональные компетенции предполагают несколько параллельных моделей развития. С одной стороны необходимые навыки и знания в инженерии, понимание того, как устроена используемая аппаратура, ее назначение и правила пользования, процесс подключения и настройки, с другой стороны знания особенностей практической звукорежиссуры в разных областях (концертная, студийная, звук в кино и на телевидении, радио и интернет звучание). Культурно-художественная коммуникация, предполагающая профессиональную личность, ее модель формирования в области музыкального вкуса и общего художественного, эстетического развития. Ключевая компетенция - обеспечивающая формирование и устойчивое развитие совокупности конкурентных преимуществ (менеджерские компетенции). Одно из современных направлений развития профессии это фрилансеры - творческие личности «в свободном полете» работающие в различных проектах в составе команды или в качестве самостоятельных организаторов. Сложность и многогранность процесса требует от звукорежиссера уже на этапе подготовки выполнения стандартных задач по звукозаписи и озвучиванию с учетом разных акустических особенностей.

Профессия звукорежиссер - одна из наиболее ярких представителей, на которую в современном мире оказывается мощное влияние. Это и скачек технического прогресса в области цифровизации, доступности новых технологий; и развитие коммуникативных процессов, обеспечивающих обмен информацией, возможность получения современных знаний; и многообразие творческих составляющих, помогающих воспитать музыкальный слух и вкус, важных для комплексного развития и обучения. В профессиональном смысле, звукорежиссер один во многих лицах. Практика подготовки (обучения) профессиональных звукорежиссеров традиционно основывается на теоретическом и практическом материале. Обе части, конечно, имеют огромное значение в воспитании профессиональных навыков у студента, они работают только во взаимосвязи, дополняя, и подкрепляя друг друга в процессе изучения материала. Однако если теоретическая часть во многом определена, изменения касаются тонких структур нюансировки, разных подходов к изучаемому вопросу, глубины полученных знаний и их интерпретации. Практика же более подвижна, зависима от ситуации, времени, от личностных качеств самого звукорежиссера, его организаторских способностей. Управленческая деятельность и современные компетенции в области практической звукорежиссуры становится сегодня одним из наиболее актуальных вопросов в подготовке студентов. Ведь именно от того, как организована запись в студии, концерт, телевизионная или радийная передача практикующим звукорежиссером, а в рамках вуза, студентом, зависит конечный результат работы. Первое с чем сталкивается студент после окончания вуза на новом месте работы - это не пульт и его технические особенности, а подготовка к процессу записи концерта, коллектива, телевизионной или радио-программы. Необходимость найти информацию об исполнителе, созвониться и определить время работы, побывать на репетиции, или организовать ее (технический прогон материала). Это первичная и наиболее важная часть основы многогранного процесса работы звукорежиссера. Далее необходимо сделать анализ звука, прогноз вариантов его изменений во временном контексте, согласовать свои возможности и дальнейшие действия с руководителем коллектива, режиссером концерта, выбрать технику и технологию звукозаписи, учесть продвижение материала. Это и еще многое другое, что непосредственно зависит от личности звукорежиссера, его организаторских способностей, умения работать в команде, брать на себя груз ответственности. Именно по этому, вопрос организации и продюсирования звукорежиссерских работ в период обучения студентов необходимо рассматривать несколько шире. Профессиональный звукорежиссер в современном мире не просто творческая единица, способная создать качественный продукт, и даже, продукт конкурентно способный. Однако необходимо ещё и быть организатором процесса, его идейным вдохновителем, управлять, и процессом, и коллективом на всех этапах создания звукового материала, отвечать за качество и продвигать свой труд на рынке, напрямую, продюсируя, рекламируя его. Необходимость в развитии и обучении (выявление, направление) организаторских и управленческих способностей у студента обусловлена и самим изменением технологии записи и обработки звука. Если раньше при аналоговой технологии упор делался на качество естественной акустики, записывали в профессиональных студиях или залах, то сегодня с приходом цифровых технологий, необходимость записи в зале не столь уже актуальна. С одной стороны, это стало роскошью (дорогая аренда), с другой стороны перестало быть жизненной необходимостью. Особенно это касается небольших составов: рок, поп-вокала, электронной музыки и части других проектов. Возможности домашних студий расширили свои границы, а доступность программного обеспечения и различных вариантов обработки звука - сильно продвинуло качество полученных записей. В недалеком прошлом, коллектив (исполнитель) приходил к звукорежиссеру, и это даже не определялось профессионализмом конкретного специалиста, шли в основном за качеством акустики или размерами зала, а организаторские способности звукорежиссера сводились лишь к общению с исполнителем и некоторой подготовке технической стороны (определение технического задания инженерным работникам). Сегодня же, звукорежиссер зачастую сам должен найти коллектив или проект (теле или радио вариант), выдержать конкуренцию качества, рекламировать и продвигать свою студию, владея при этом не одной специализацией, находиться в постоянном процессе обучения, изменения, движения, если хотите, и это касается практически всех, кто трудится на поприще современной звукорежиссуры. Однако, проблема формирования организаторских, управленческих компетенций сталкивается сегодня со слабым словарным запасом большой части студентов, с неумением строить предложения устной речи, используя профессиональные термины, при этом понимать, ведется ли разговор с музыкантом (исполнителем) или это работник инженерного цеха. Конечно, сказывается влияние интернета, где общение происходит в основном письменно в рамках определенного сообщества, но есть люди другого круга, по возрасту, профессионализму, психотипу. Часто это сообщество вызывает проблемы в общении у молодых людей, к этому добавляется неуверенность и собственных возможностях. А ведь, как важно не только донести информацию, но при этом не потерять престиж профессии, да и собственный вес в коллективе или перед работодателем. И именно в звукорежиссуре этот вопрос стоит особенно остро, в силу закрытости основ профессии, не понимания ее сложности обывателем. В этом контексте время обучения студента в учебном заведении, это самое благодатное время, когда можно и нужно пробовать и совершенствовать свои организаторские способности и навыки. Если что-то не получилось, то можно попробовать еще раз, попросить помочь, научиться у других. В рамках этого вопроса практика подготовки звукорежиссеров должна состоять не только из подготовленных преподавателем практических занятий по звукозаписи, но и организации самими студентами таких практик, состоящих из поиска коллектива, определении места и времени записи, работа с исполнителем во время репетиции и сама звукозапись. Конечный продукт, после предварительной оценки преподавателем, отдается непосредственно исполнителю (заказчику), который в отчете указывает свои замечания и пожелания. Сегодня нужны люди, умеющие не только генерировать идеи, но и находить и организовывать профессионалов вокруг себя, решать управленческие задачи, заниматься рекламой, маркетингом, продюсированием проектов. Специалист узконаправленный, мало коммуникабельный (а именно у звукорежиссеров это часто встречается в силу особенности профессии), сегодня незаметен и рискует быть не конкурентно способным на рынке труда. Вопрос встал особенно остро с резким развитием цифровых технологий и всеобщей доступности программного продукта в области звукорежиссуры. Известное в творческих кругах крылатое выражение: «Сначала человек работает на Имя, а потом Имя работает на него» сегодня не может определяться только сухим качеством профессионального труда. Если интерпретировать это выражение на звукорежиссуру, то безусловно, многие могут создать у себя студию звукозаписи и собственно прилично работать в ней. Но сегодня каждый звукорежиссер должен еще и показать и доказать свои преимущества перед другими, обладать организаторско-управленческими знаниями и способностями, развивать вкус, следить за модой в профессии, создавать вокруг себя приятную благожелательную обстановку!

Однако в процессе обучения важно уделять внимание еще одному, очень важному направлению: формированию научно-исследовательских компетенций.

Умеренное пользование выразительными средствами - признак хорошего вкуса и профессионализма. Оптимизация же соотношений технических возможностей с творческими задачами ведет к появлению профессионального технического дизайна звука. Предпосылки появления высокого уровня профессионализма кроются и в научно-исследовательских компетенциях. Творчество воспитывается методом проб и ошибок, исследований и синтеза вариантов. Возможность попробовать, исследовать - приоритет именно студенческого времени жизни. Эти компетенции могут быть получены непосредственно в ВУЗе или как курсы дистанционного обучения, в том числе и путем обмена между профильными

учебными заведениями. Сегодняшняя ограниченность в финансах и передвижении по стране, а так же правовой аспект, частично снимаются при помощи интернет пространства. Информационные компетенции определяют быстроту, оперативность и доступность видео - и аудио - информации, ее ситуационную ценность, мобильность и простоту получения и передачи, делают компетенцию незаменимой, особенно для профессии звукорежиссер. Изучая вопросы об особенностях научно-исследовательской деятельности студентов звукорежиссерского профиля на современном этапе обучения, необходимо отметить, что именно она является важным составным элементом и главным связующим звеном между теоретической и практической частью курса, причем на всех уровнях. С момента накопления знаний на начальном этапе, до систематизации их и глубокого понимания профессии в целом на выпускных курсах, или обучения уровня магистратуры. Всегда возникает необходимость более глубоко изучить вопрос, перейти к практике, попробовать варианты, получить статистику и провести анализ. Участие в научных конференциях (причем не только студенческих) направлено на обеспечение последовательности овладения студентами профессиональных знаний, формирование исследовательского мышления, а так же на развитие систем художественной коммуникации между участниками творческого процесса (композитор, исполнитель, музыковед, звукорежиссер). Практические разработки вопросов звукорежиссуры в рамках курсового и дополнительного исследования целых тем, или отдельных направлений: активизируют интерес студента, формируют собственное мнение, оттачивают профессиональные навыки и умения, воспитывают уверенность в самооценке. Для студентов звукорежиссерского направления обучения именно практические исследования приобретают особенно важный аспект. Вопросы, которые подвергаются исследованиям, как правило, многогранны, следовательно, результаты не идентичны. Сложность еще и в нестатичности (постоянных изменениях) условий проведения таких исследований, и в подходах к оценке результатов, который носит объективный (визуальный) и субъективный (слуховой) аспект. Многослойность, зависимость одновременно от технических возможностей и условий, эмоциональных и чувственных решений требуют отдельного разговора и осмысления. Однако проведение научно-исследовательской практики может выявить направление процесса, характер изменения, возможность влияния на различные показатели. В качестве такой характеристики может выступать корреляционная функция (вероятность), которая выявляет средний по времени результат анализируемого процесса и дает возможность определить или предположить (спрогнозировать) процесс во времени. Именно для звукорежиссеров это важное направление. В помощь этому на современном этапе развития звукорежиссуры создано много виртуальных программ, моделирующих, например, акустику зала, параметры и расположение оборудования, виртуальные пульты и т.д. Возможности классической звукорежиссуры исчерпываются исследованиями звучания коллектива и расположения его составляющих относительно микрофонов, применение приборов обработки, так же ограничено их наличием. Особенности современных научных исследований в области практического обучения студентов звукорежиссерского профиля много шире, если не сказать безграничны. Программное обеспечение позволяет одновременно использовать несколько микрофонов, получить несколько их комбинации, применив различные варианты обработки. Возможность зафиксировать результат работы на каждом этапе и сохранить его во времени. Все это позволяет выработать у обучающихся многообразие практических навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Современное развитие информационных технологий открывает новые возможности и для педагогов в организации процесса обучения, особенно это касается дисциплин, практический опыт в которых является и техническим и творческим одновременно. Звукорежиссура является таким направлением, где даже профессионал должен постоянно находиться в процессе постоянного обучения, получения опыта работы, генерируя творческие идеи, объединяя их с накопленными научными знаниями и исследованиями.

Задачи студента в результате такой практики получить универсальные практические навыки самостоятельной работы, опробовать методику на различных стадиях процесса (например: технику и технологию звукозаписи), применяя современную диагностику, оценить качество и сделать практические выводы. Особого внимания достойна современная диагностика. Наличие плагинов анализаторов с визуальным отражением процесса (графическим или цветовым) объективно подтверждает субъективные слуховые ощущения. Систематизация таких показателей, передача их на расстояние, дистанционный контроль и консультации педагога или внешнего специалиста, явно улучшают качество и научно-исследовательской деятельности и результата обучения студента в целом.

Задачи педагога собрать материал с первого курса до последнего по двум направлениям: профессиональный рост обучающегося, особенно по оценке результатов творческой активности и научно-практической деятельности (сделанным выводам) - это дает понимание роста профессиональной пригодности обучающегося. Второе - это выработать шаблоны для быстрых решений в определенных ситуациях, объяснить их научную основу, выявить проблемы и дать возможные прогнозы по развитию процесса. Помочь в этом аспекте может такое направление, как блоггинг. Главная цель блога - это накопление знаний и получение личного практического опыта в условиях реального места работы, возможность по средствам интернета контактировать с разными концертными площадками (студиями), имея свободный обмен идеями или записывая видео-блог, обозначить собственные идеи для дальнейшего обсуждения группой. Блоггинг может выступать и как курс дистанционного обучения, а также курс обмена между профильными вузами. Процесс создания блогов студентами (представление видео-отчета) решает и задачу публичных выступления, презентаций. Заставляет осуществлять поиск информации, формирует навыки анализа, оттачивает умение структурировать материал. Такие проекты предполагают аргументацию и актуальность выбранной темы, ориентированность на современные направления развития процессов в профессиональной области, в данном случае это звукорежиссура и связанные с ней акустика, оборудование, исполнительство.

Научно-исследовательская деятельность, как теоретическая, так и практическая дополняет объем знаний их качественный потенциал, осуществляет непрерывность цикла обучения и становления конкурентно способного выпускника. Воспитывает самосознание, профессиональную этику поведения, способность работать в коллективе. Мотивирует к постоянному повышению квалификационного уровня, планированию, принятию нестандартных решений и дисциплине.

Немаловажный аспект представляет формирование у будущих звукорежиссеров компетенций в области инженерных знаний и технологии компьютерной аранжировки музыки. Мышление звукорежиссера в инженерной парадигме позволяет более точно осознавать процессы, которыми он управляет при работе на концертной площадке или в студии звукозаписи.

Две указанные области деятельности имеют множество общих моментов, но и множество различий. В работе на концертной площадке на первый план выходит техника безопасности при использовании мощных систем звукоусиления, так как любая ошибка может привести к самовозбуждению микрофонов с порталами или мониторными акустическими системами, что неизбежно травмирует слух всех присутствующих на площадке. Так же не следует забывать о правильной работе с оборудованием с точки зрения опасности поражения электрическим током. Данные компетенции формируются при изучении теоретических основ электротехники (ТОЭ), радиотехники, основ электроники и схемотехники звукового оборудования.

Знания в области электротехники помогут грамотно распределить нагрузку при трехфазном подключении электроэнергии на площадке, а так же минимизировать взаимные помехи между звуковым и световым оборудованием,

избежать возникновения «земляных петель» и возникающих при этом шумов, избежать формирования паразитных индуктивностей, ведущих к перегреву и возгоранию питающего кабеля. Также электротехнические компетенции помогут правильно согласовать усилители мощности с нагрузкой (акустическими системами). Внутри инженерных компетенций важную область играет радиотехника. Качество эксплуатации радио-микрофонов и инструментальных радио-систем выходит на совершенно новый уровень, позволяя грамотно осуществлять радиочастотный менеджмент. Понимание специфики модуляции и демодуляции сигналов при передаче в эфир в аналоговом и цифровом виде, а также, знание диаграмм направленности антенн различной конструкции позволит значительно повысить стабильность работы всего беспроводного оборудования, минимизировать взаимные помехи нескольких радио-систем. Компетенции в области электроники и схемотехники позволяют более эффективно эксплуатировать оборудование, используя его возможности на сто процентов, а также устранять мелкие сбои в работе всего комплекта звукоусиления. В студии звукозаписи на первый план выходит борьба с шумами и электрическими наводками. Эти проблемы также решаются через осмысление процессов записи и обработки звука в инженерной парадигме. Не менее важно понимание стыковки уровней сигнала при прохождении по цепочке приборов и согласование сопротивлений при коммутации оборудования. Отдельной сферой является формирование гитарного звука, как в студии, так и на концерте. Тут основной процесс, требующий понимания с точки зрения электроники, нелинейные искажения, являющиеся краеугольным камнем в процессах преобразования спектра сигнала электрогитары. Нелинейные искажения можно получить как внутри приборов обработки (Overdrive, Distortion, Fuzz) так и с помощью перегрузки по уровню входных каскадов какого-либо прибора в тракте. Знания схемотехники звукового оборудования позволяют сделать данный процесс максимально творческим, эффективным и безопасным. Знания диаграмм направленности и физических принципов работы микрофонов позволят получить максимальное отношение сигнал-шум в студии и максимально уменьшить вероятность самовозбуждения звукового тракта на концерте.

Музыкальная сфера знаний не менее важна для звукорежиссера, так как ему зачастую приходится активно сотрудничать с творческими коллективами в процессе аранжировки музыки на компьютере или разработке технического райдера для работы на концертах. Звукорежиссеру просто необходимо обладать мелодическим и гармоническим слухом, ведь коррекция фальшивых нот и ритмических ошибок исполнителя является неотъемлемой частью студийной работы. А в концертной практике именно звукорежиссер влияет на музыкальный баланс и от его работы зависит читаемость в миксе наиболее важных партий музыкального произведения.

Выводы. Все направления творческого развития студента, формирование компетенций во время обучения должны развиваться параллельно, дополняя, и взаимно обогащая друг друга. В основе такого развития должны стоять активные формы обучения профессиональным компетенциям: семинары, дискуссии. Также в области обучения профессии «Звукорежиссер» помогают воспитать общекультурный уровень креативность мышления, музыкальный слух и вкус, общая и музыкальная грамотность. Эстетические категории повышают творческий потенциал. Использование мультимедийных возможностей позволяет качественно изменить процесс общения и обучения, используя не только зрительную информацию, но и звуковую и ассоциативную, эмоциональные категории (то есть задействовать эмоциональную память). Используя блоги и видео-уроки можно профессионально дискутировать, высказывать свою позицию, повышать собственную компетенцию, как студента, так и преподавателя. Компетенции личностного совершенствования, постоянного движения вперед, развития параллельно с развитием общества - главный результат педагогического процесса.

Литература:

1. Адаменко М.В. Приставки к электрогитаре секреты ретро-звучания, Издательство «ДМК Пресс», 2016. - 345 с.

2. Алдошина И.А. Приттс Р. Музыкальная акустика, Учебник. - СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2006. - 254 с.

3. Васенина С.А. Феномен музыкального пространства в концертной практике и звукозаписи. Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. к. иск. Нижний Новгород., 2012. - 27 с.

4. Зеленина А. Творческие направления в звукорежиссуре. Веб-ресурс. Режим доступа: http://prosound.ixbt.com/recording/styles-recording.shtml

5. Леонтьев В. Обработка музыки и звука на компьютере, М. - Олма-Пресс, 2005. - 245 с.

6. Медведев Е., Трусова В. Cubase 5 и Nuendo 4. Наиболее полное руководство. - ДМК Пресс, 2010. - 543 с.

7. Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий». - М., 1996. - 354 с.

8. Павлов. В. Электронная аппаратура в творчестве звукорежиссера. - СПбГУП, 2011. - 324 с.

9. Петелин Р. Петелин Ю. «Музыкальный компьютер секреты мастерства», БХВ-Петербург; Арлит, 2001. - 365 с.

10. Петелин Р. Петелин Ю. Учебное пособие «Виртуальная звуковая студия MAGIX Samplitude Pro X», БХВ-Петербург 2012. - 254 с.

11. Радзишевский А. Основы аналогового и цифрового звука. - М.: «Вильямс», 2009. - 235 с.

12. Рахманова Н.Н. Звукорежиссура джазовой музыка как стилевой феномен. Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. к. иск. Нижний Новгород., 2016. - 29 с.

16. Севашко А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм. - М.: Изд. «НТ Пресс», 2005. - 453 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры и спортивных игр Гагиева Зарина Ароновна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); кандидат исторических наук, доцент кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры и спортивных игр Кусова Диана Олеговна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

К ВОПРОСУ О ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ В ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. Авторы в статье раскрывают понятие гуманизма, его возникновение и развитие в разные периоды жизни от эпохи Возрождения до наших дней. Затрагиваются такие темы, как марксистский, теистический, атеистический, классический и современный гуманизм, проблема гуманизма, как всего человечества, необходимость решения которой актуальна и по сей день. Также исследуются особенности трудов разных гуманистов-педагогов относительно проблем гуманизма в педагогике, приведены их точки зрения. Авторами особо подчеркивается важность гуманизма для развития любой науки.

Ключевые слова: гуманизм, педагогический процесс, человечность, педагогическое воздействие, социальная личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.