Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ В ПЕДАГОГИКЕ'

К ВОПРОСУ О ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ В ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гагиева Зарина Ароновна, Кусова Диана Олеговна

Авторы в статье раскрывают понятие гуманизма, его возникновение и развитие в разные периоды жизни от эпохи Возрождения до наших дней. Затрагиваются такие темы, как марксистский, теистический, атеистический, классический и современный гуманизм, проблема гуманизма, как всего человечества, необходимость решения которой актуальна и по сей день. Также исследуются особенности трудов разных гуманистов-педагогов относительно проблем гуманизма в педагогике, приведены их точки зрения. Авторами особо подчеркивается важность гуманизма для развития любой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF HUMANISTIC PROBLEMS IN PEDAGOGY

The authors in the article reveal the concept of humanism, its origin and development in different periods of life from the Renaissance to the present day. Such topics as Marxist, atheist, atheist, classical and modern humanism, the problem of humanism as the whole of humanity, the need to solve which is still relevant today, are touched upon. The article also examines the features of the works of various humanist teachers on the problems of humanism in pedagogy, and presents their points of view. The authors emphasize the importance of humanism for the development of any science.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ В ПЕДАГОГИКЕ»

избежать возникновения «земляных петель» и возникающих при этом шумов, избежать формирования паразитных индуктивностей, ведущих к перегреву и возгоранию питающего кабеля. Также электротехнические компетенции помогут правильно согласовать усилители мощности с нагрузкой (акустическими системами). Внутри инженерных компетенций важную область играет радиотехника. Качество эксплуатации радио-микрофонов и инструментальных радио-систем выходит на совершенно новый уровень, позволяя грамотно осуществлять радиочастотный менеджмент. Понимание специфики модуляции и демодуляции сигналов при передаче в эфир в аналоговом и цифровом виде, а также, знание диаграмм направленности антенн различной конструкции позволит значительно повысить стабильность работы всего беспроводного оборудования, минимизировать взаимные помехи нескольких радио-систем. Компетенции в области электроники и схемотехники позволяют более эффективно эксплуатировать оборудование, используя его возможности на сто процентов, а также устранять мелкие сбои в работе всего комплекта звукоусиления. В студии звукозаписи на первый план выходит борьба с шумами и электрическими наводками. Эти проблемы также решаются через осмысление процессов записи и обработки звука в инженерной парадигме. Не менее важно понимание стыковки уровней сигнала при прохождении по цепочке приборов и согласование сопротивлений при коммутации оборудования. Отдельной сферой является формирование гитарного звука, как в студии, так и на концерте. Тут основной процесс, требующий понимания с точки зрения электроники, нелинейные искажения, являющиеся краеугольным камнем в процессах преобразования спектра сигнала электрогитары. Нелинейные искажения можно получить как внутри приборов обработки (Overdrive, Distortion, Fuzz) так и с помощью перегрузки по уровню входных каскадов какого-либо прибора в тракте. Знания схемотехники звукового оборудования позволяют сделать данный процесс максимально творческим, эффективным и безопасным. Знания диаграмм направленности и физических принципов работы микрофонов позволят получить максимальное отношение сигнал-шум в студии и максимально уменьшить вероятность самовозбуждения звукового тракта на концерте.

Музыкальная сфера знаний не менее важна для звукорежиссера, так как ему зачастую приходится активно сотрудничать с творческими коллективами в процессе аранжировки музыки на компьютере или разработке технического райдера для работы на концертах. Звукорежиссеру просто необходимо обладать мелодическим и гармоническим слухом, ведь коррекция фальшивых нот и ритмических ошибок исполнителя является неотъемлемой частью студийной работы. А в концертной практике именно звукорежиссер влияет на музыкальный баланс и от его работы зависит читаемость в миксе наиболее важных партий музыкального произведения.

Выводы. Все направления творческого развития студента, формирование компетенций во время обучения должны развиваться параллельно, дополняя, и взаимно обогащая друг друга. В основе такого развития должны стоять активные формы обучения профессиональным компетенциям: семинары, дискуссии. Также в области обучения профессии «Звукорежиссер» помогают воспитать общекультурный уровень креативность мышления, музыкальный слух и вкус, общая и музыкальная грамотность. Эстетические категории повышают творческий потенциал. Использование мультимедийных возможностей позволяет качественно изменить процесс общения и обучения, используя не только зрительную информацию, но и звуковую и ассоциативную, эмоциональные категории (то есть задействовать эмоциональную память). Используя блоги и видео-уроки можно профессионально дискутировать, высказывать свою позицию, повышать собственную компетенцию, как студента, так и преподавателя. Компетенции личностного совершенствования, постоянного движения вперед, развития параллельно с развитием общества - главный результат педагогического процесса.

Литература:

1. Адаменко М.В. Приставки к электрогитаре секреты ретро-звучания, Издательство «ДМК Пресс», 2016. - 345 с.

2. Алдошина И.А. Приттс Р. Музыкальная акустика, Учебник. - СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2006. - 254 с.

3. Васенина С.А. Феномен музыкального пространства в концертной практике и звукозаписи. Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. к. иск. Нижний Новгород., 2012. - 27 с.

4. Зеленина А. Творческие направления в звукорежиссуре. Веб-ресурс. Режим доступа: http://prosound.ixbt.com/recording/styles-recording.shtml

5. Леонтьев В. Обработка музыки и звука на компьютере, М. - Олма-Пресс, 2005. - 245 с.

6. Медведев Е., Трусова В. Cubase 5 и Nuendo 4. Наиболее полное руководство. - ДМК Пресс, 2010. - 543 с.

7. Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий». - М., 1996. - 354 с.

8. Павлов. В. Электронная аппаратура в творчестве звукорежиссера. - СПбГУП, 2011. - 324 с.

9. Петелин Р. Петелин Ю. «Музыкальный компьютер секреты мастерства», БХВ-Петербург; Арлит, 2001. - 365 с.

10. Петелин Р. Петелин Ю. Учебное пособие «Виртуальная звуковая студия MAGIX Samplitude Pro X», БХВ-Петербург 2012. - 254 с.

11. Радзишевский А. Основы аналогового и цифрового звука. - М.: «Вильямс», 2009. - 235 с.

12. Рахманова Н.Н. Звукорежиссура джазовой музыка как стилевой феномен. Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. к. иск. Нижний Новгород., 2016. - 29 с.

16. Севашко А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм. - М.: Изд. «НТ Пресс», 2005. - 453 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры и спортивных игр Гагиева Зарина Ароновна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); кандидат исторических наук, доцент кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры и спортивных игр Кусова Диана Олеговна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

К ВОПРОСУ О ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ В ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. Авторы в статье раскрывают понятие гуманизма, его возникновение и развитие в разные периоды жизни от эпохи Возрождения до наших дней. Затрагиваются такие темы, как марксистский, теистический, атеистический, классический и современный гуманизм, проблема гуманизма, как всего человечества, необходимость решения которой актуальна и по сей день. Также исследуются особенности трудов разных гуманистов-педагогов относительно проблем гуманизма в педагогике, приведены их точки зрения. Авторами особо подчеркивается важность гуманизма для развития любой науки.

Ключевые слова: гуманизм, педагогический процесс, человечность, педагогическое воздействие, социальная личность.

Annotation. The authors in the article reveal the concept of humanism, its origin and development in different periods of life from the Renaissance to the present day. Such topics as Marxist, atheist, atheist, classical and modern humanism, the problem of humanism as the whole of humanity, the need to solve which is still relevant today, are touched upon. The article also examines the features of the works of various humanist teachers on the problems of humanism in pedagogy, and presents their points of view. The authors emphasize the importance of humanism for the development of any science.

Keywords: humanism, pedagogical process, humanity, pedagogical impact, social personality.

Введение. Россия, как и любая другая высокоразвитая страна, уделяет особое внимание развитию образования и науки. Осознавая всю важность качественного образования, как залога успешного будущего, наша страна рассматривает данную проблему во многих ракурсах. Педагогика, как наука, также стремится к непрерывному развитию, вследствие чего выявляются ее насущные проблемы, требующие разрешения.

Педагогический процесс - это целая система с рядом функций (образовательной, воспитательной, социальной и т.д.), которая призвана помочь в становлении самодостаточной, образованной и социально адаптированной личности [1]. Не обладая объективными научными знаниями, невозможно оказание эффективного педагогического воздействия на обучаемого. Только педагог, имеющий большой опыт способен ставить реальные цели, выбирать эффективные методы и приемы для решения учебных проблем, способен решить проблемы современной педагогики. К сожалению, сейчас педагогика, именно российская, переживает кризис. Это обусловлено падением статуса педагогики, как самостоятельной науки[2]. Из множества существующих проблем педагогики хотелось бы выделить проблему гуманизма, она, по нашему мнению, является весьма актуальной.

Изложение основного материала статьи. Гуманизм - это, прежде всего, «человечность» [3]. Это система, где ценностью является жизнь человека, где все ресурсы призваны сделать существование человека комфортным, безопасным. В данном контексте хотелось бы привести главную составляющую часть гуманизма, согласно которой любой человек имеет право определять смысл своей жизни посредством этики, расставлять приоритеты. Термин «гуманизм» впервые введен в оборот в 1808 году немецким философом Ф. Нитхаммером [4]. Гуманный - значит человечный, человеколюбивый. Некоторые гуманисты, в частности Томас Мор, поддерживали идею всеобщего равенства и ликвидации частной собственности.

Гуманистические идеи зародились еще в XIV-XV вв., в период эпохи Возрождения, получили большое распространение и развитие. Развитие гуманистических идей продолжилось с появлением марксистского гуманизма, где теории и идеи опираются на произведения Карла Маркса [5].

Венгерский философ-неомарксист Дьердь Лукач и немецкий философ-марксист Карл Корш предлагали марксизм, подчеркивающий гегелевскую основу мысли Карла Маркса. Лукач вводит такое понятие, как «овеществление». Согласно этой теории, человеком управляют созданные им же вещи, становясь независимыми. Они же управляют его жизнью. Было очень много представителей марксистского гуманизма: Вальтер Беньямин, Сальвадор Альенде, Франц Фанон и многие другие [6].

Гуманизм в разные времена трактовался по-разному и ставил соответственно времени свои цели и задачи. Они постоянно менялись в зависимости от исторической эпохи. Все же, во все времена, гуманизм означал именно человечность. Эпоха Возрождения ставила в качестве высших ценностей права, интересы, творческие способности самого человека. Великие гуманисты того времени (Петрарка, Бокаччо, Мор) во главу угла ставили равенство, патриотизм, свободу.

В книге «Государь» Н. Макиавелли приводит нас к мысли, что все политические деятели, тем или иным образом, составляя свой успех, служа государству, использовали все методы, включая коварство, обман и хитрость [7].

По мнению Томаса Мора, самое идеальное государство основано на равном дележе богатства, на общности имущества граждан. Все сказанное позволяет нам утверждать, что гуманизм имел разные направления. Но, кто бы ни стоял за очередным исследованием, опытом, мнением, все философы-гуманисты сходились в одном: гуманизм - это особое мировоззрение, где в центре всего стоит человек, как высшая ценность.

В демократическом обществе, гуманизм играет тоже не последнюю роль. Гуманизация обучения включает в себя сотрудничество участников учебного процесса. Уоррен Ален Смит, американский исследователь, в 1949 году классифицировал гуманистические мировоззрения:

- древний гуманизм;

- классический гуманизм;

- теистический гуманизм;

- атеистический гуманизм.

До XX века большинство ученых склонялись к мнению, что гуманизм является естественным прогрессом человечества [8]. Но век войн, катаклизмов и катастроф показал, что человек может быть очень жесток. Это вынудило философов начать поиски иных трактовок гуманизма. Жан-Поль Сартр в своем труде «Экзистенциализм - это гуманизм» утверждает, что человек сам по себе ничего не представляет. Он именно такой, каким создал себя сам.

Классический гуманизм характеризуется пониманием человека как частью не Бога, а Природы. Следовательно, все идет к тому, что на первом месте человек и его интересы.

Существует такое течение в науке - педология, являющаяся симбиозом педагогики и психологии, возникшее в России в начале XX века [9]. Педология изучает человека в разных направлениях. Это и физиология, и психология, и педагогика. Например, Макаренко предлагал наиболее гуманистичную систему воспитания, где тесно переплетены различные принципы:

- личность, воспитанная в коллективе;

- привитие чувства веры в собственные силы и возможности;

- подход к человеку с знаниями возрастной психологии.

В годы существования СССР присутствовал несколько иной гуманизм - революционный. Он привел нас к мнению, что личность уже не индивидуальна, а находится в контексте с политическими приоритетами и отбросило общество на несколько шагов назад. Отрицательным моментом в подобном обществе является то, что уже не особо учитывались личностные интересы. Общество и его приоритеты важнее, они всегда на первом месте.

Изменения относительно взглядов на личностные интересы начали возникать преимущественно в период политической оттепели, в 50-60-е годы XX века. В.А. Сухомлинский уже тогда внес в педагогику гуманизм иного понимания [10]. В данном случае, на первый план выходили опять же интересы и права личности, его индивидуальность, духовность, которые никто не вправе был переступать. Это общество, в котором педагог должен учитывать особенности обучаемого, действовать с ним в тандеме в процессе воспитания и обучения. Он только ненавязчиво направляет, без выделения своих интересов. В результате, человек становился полноправным хозяином своей жизни, но в то же время человек должен быть готов к проявлению ответственности за свои поступки.

Светский гуманизм - это самостоятельное движение, получающее развитие в разных странах мира. Оно приводит нас к мысли, что человечность достигается не только усилиями отдельно взятого индивидуума, но и с помощью гуманистических организаций. Гуманизм берет на себя такую задачу, как обучение человека способности жить в мире с обществом и с самим собой, чтобы мужество, свобода, толерантность, чувство долга, радость, творчество были неизменными спутниками современного человека.

В 1973 году вышел в свет «Гуманистический манифест 2». В нем были затронуты такие темы, как:

- борьба с фашизмом;

- создание ООН;

- развитие демократии;

- расизм;

- классовые антагонизмы;

- холодная война.

Этот Манифест оставлял право на существование как за теистическим, так и за атеистическим гуманизмами.

Позднее создается «Гуманистический манифест 2000», который провозглашал, гуманизм является философским, научным и этическим мировоззрением, которое сумело изменить весь мир.

В Манифесте заявлялось, что они безмерно верят в то, что идеи гуманизма способны спасти весь мир настоящий и будущий. Гуманизм воспринимался создателями Манифеста как новое сознание, идея создания нового мирового сообщества и они все способны ответить на вызовы времени с помощью идей нового гуманизма.

Теистический и атеистический гуманизмы как бы противопоставлены друг другу [11]. Но диалог между религиозным и светским гуманизмом необходим. Нужно прийти к общему знаменателю: «нет» нищете и насилию и «да» мирным отношениям. Представители обоих видов гуманизма сходятся во мнении, что при разном понимании происхождения человека все должны жить в мире и согласии с остальными людьми во имя создания культурного, милосердного, здорового общества, в котором немаловажную роль играет институт семьи, материнства и детства.

В современном обществе, к сожалению, гуманизм претерпел изменения. У людей на первый план вышли не человеческие или нравственные ценности, а культ денег, идеи собственничества. Доброта не в моде, соответственно, добрый человек создает у многих впечатление слабохарактерного человека, в котором нет таких приветствуемых обществом черт характера, как эгоизм, умение «ходить по головам». И это, по моему мнению, очень печально. Это оборотная сторона технического прогресса. Но, к счастью, существуют в современном обществе люди, которые все еще придерживаются принципа гуманизма. И это дает надежду, что все может измениться к лучшему.

По мнению В.А. Сухомлинского, который внес свой вклад в развитие идей гуманизма, нужно учить совершать правильные поступки, относится к людям как к самому себе. И это, наверное, правильно. Ведь ни один здравомыслящий человек не пожелает самому себе ничего плохого. Ученые 20 века, такие как С.Л. Соловейчик, утверждали, что роль преподавателя заключается в том, что он не только обучает, но и помогает учиться. Причем без всякого насилия и оскорблений личности.

Вопрос принадлежности Л.Н. Толстого к гуманистам до сих пор является спорным. Н.А. Бердяев не относил его к гуманистам, так как утверждал, что Толстой не чувствовал личности даже отрицал саму личность.

Сам Л.Н. Толстой считал, что человек - ничто, хотя он сам думает, что он что-то и в этом вся его ошибка. Сознание личности человека - не жизнь, но тот предел, с которого начинается его жизнь. Это перенесение своего «я» из отдельного в нераздельное. Разумное сознание есть свойство человека. Он считал, что человек ни зверь, ни ангел, но ангел, рождающийся из зверя.

Выводы. Таким образом, мы видим, чти идеи гуманизма в современном обществе приоритетные. Без гуманизма невозможно создание психологически здорового, культурного общества. Моральные ценности, потерявшие актуальность, должны выйти на первый план. Гуманизм может приблизить счастье и свободу человека, обеспечить достойную жизнь для всего человечества. Он опирается на разум и позитивное мировоззрение. Гуманизм придерживается золотого правила: «Не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы с тобой поступали». Пожалуй, эта фраза в полной мере озвучивает всё то, что несет в себе гуманизм и каким он должен проявляться всегда.

Безусловно, каждый согласится с тем, что мир не должен существовать под угрозой терроризма, когда человеческая жизнь не представляет какой-либо ценности, когда человек убивает ради наживы. К сожалению, сейчас идет пропаганда красивой жизни без всяких усилий, где все достигнуто путем обмана, преступных махинаций. А гуманизм, толерантность настолько невостребованные понятия, что человек, обладающий такими качествами, подвергается насмешкам, считается «белой вороной». И здесь приходит понимание того, что проблема гуманизма приоритетна в современном обществе, и она требует незамедлительного принятия решений во имя восстановления гуманного общества.

Литература:

1. Дорофеева О.А. К вопросу о концептуализации термина «гуманизм» в эпоху античности и Ренессанса. // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 5. - С. 100-102.

2. Скатерщикова А.В. Идейные источники и сущность итальянского гуманизма. // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2013. - № 9 (63). - С. 52-57.

3. Ревко-Линардато П.С. Византийский гуманизм и его влияние на итальянский гуманизм эпохи Возрождения. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 2. - С. 24-28.

4. Гордиенко Т.Е., Плеханова Е.М. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. - 2011. - № 1. - С. 17.

5. Пивнева Н.В. Генезис представлений о гуманизме в Российской педагогике. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 3. - С. 41-46.

6. Кувандикова Г.Г., Чориев И.Р. Идеи гуманизма как основа современной педагогики. // European Research. - 2016. -№ 2. - С. 92-94.

7. Коротаева Е.В. Образование гуманизма и гуманизм образования. // Русский язык в школе. - 2008. - № 9. - С. 23-28.

8. Миллер В.И. Становление гуманизма как ценностного ориентира. // Система ценностей современного общества. -2010. - № 16. - С. 51-56.

9. Кутателадзе С.С. Гуманизм, наука и образование. // Вестник Владикавказского научного центра. - 2014. - Т. 14. -№ 3. - С. 70-71.

10. Шаталов А.А. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Педагогика и психология. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 23-28.

11. Володина О.В. Гуманизм как личностно-ориентированный идеал мироустройства. // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 5. - С. 174-178.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры и спортивных игр Гагиева Зарина Ароновна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Хамикоев Артур Ахсарович

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы методики проведения семинарских занятий, излагаются функции, технологии, методы проведения семинарских занятий в высшей школе. Семинары помогают студентам плавно перейти от теоретического обучения к самостоятельной практической деятельности, развивая при этом логическое мышление, приобрести навыки в поиске альтернативных вариантов решения. Групповое мышление студентов, углубление и расширение знаний, закрепление их, активная самостоятельная деятельность - всего этого можно достичь с помощью семинарского занятия - одного из основных методов образования и обучения в ВУЗе.

Ключевые слова: модуль, рейтинг, студент, проектное обучение, семинарские занятия, методика.

Annotation. The article deals with the actual problems of the methodology of conducting seminars, describes the functions, technologies, methods of conducting seminars in higher education. Seminars help students to smoothly move from theoretical training to independent practical activity, while developing logical thinking, acquire skills in finding alternative solutions. Group thinking of students, deepening and expanding knowledge, consolidating it, active independent activity - all this can be achieved with the help of a seminar class - one of the main methods of education and training at the university.

Keywords: module, rating, student, project training, seminars, methodology

Введение. Семинарские занятия - важнейшая часть учебного процесса в ВУЗе. Готовясь к его проведению, прежде всего, необходимо четко определить его тему и цели. Далее, составляя план занятия, следует подготовить вопросы, подлежащие обсуждению. Еще один немаловажный пункт - отбор литературы, где обязательно должны быть учтены объем, актуальность, доступность материала к восприятию.

Создание деловых игр, задач, использование рефератов способствуют проведению качественных занятий, где основная задача- удержание интереса студентов. Включая их в деловые игры, подталкивать их к размышлению, нахождению различных путей разрешения.

На семинарах используются несколько видов понятийных диктантов: диктант - сравнение; экспресс- опрос; диктант-персонализация.

В процессе самостоятельной работы студент вооружается знаниями, способствующими решению задачи по своей специальности, будь то теоретические или практические.

Преподаватель может использовать в работе различные технологии, мультимедийные материалы. В процессе работы с аудиторией разрушаются психологические барьеры, вследствие чего студенты более открыто, активно усваивают знания, приобретают навыки общения. А это помогает преподавателю лучше понять студентов, увидеть их ошибки, свои недоработки, дающие в совокупности возможность их своевременного исправления.

Для того, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, конкурентоспособных, с высоким уровнем подготовки, нужно применять различные педагогические технологии. Это: технология модульно-рейтингового обучения; технология тестирования; технология проектного обучения; технология группового взаимодействия и др.

Изложение основного материала статьи. В высшей школе получило широкое распространение модульно-рейтинговое обучение. Прежде всего, необходимо внести ясность: что такое модуль, и что такое рейтинг?

Модуль - это определенный блок информации с программой действий и методическим руководством.

Рейтинг - это накопительный показатель работы. Он у каждого студента индивидуальный, определяется баллами. Рейтинг демонстрирует успехи в освоении дисциплин студентом за определенный период.

Модульно-рейтинговая система включает в себя ряд методических указаний. Она организовывает учебный процесс, неся в себе и информацию, и методическое руководство. Рейтинговая оценка знаний контролирует, воспитывает и стимулирует студента.

Тестирование в высшей школе необходимо для того, чтобы проверить знания, навыки студентов, а также определить качество образования. Но у технологии тестирования, как и у любой другой технологии, есть свои достоинства и недостатки. К достоинствам без всяких колебаний можно отнести тот факт, что появляется возможность проверить уровень знаний одновременно у всей группы, что снимает с преподавателя изнурительную работу по проверке [1]. Но справедливости ради необходимо озвучить и недостатки. Это отсутствие специальных учебных и методических материалов, недостаток специалистов по тестированию, необходимость создания шкалы оценки результатов тестирования.

Проектное обучение - это отдельная, специально организованная деятельность студентов. Оно ограничено во времени и имеет конечный продукт деятельности. Проектное обучение ставит перед собой цель раскрыть личность обучаемого, развивать интеллектуальные и творческие способности.

На первых курсах применимы проекты на получение навыков и закрепление знаний. А более сложные проекты, которые предполагают коммерциализацию результатов, выполняются студентами старших курсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполняя проектную работу, студент учится работать в команде, получая в итоге материальный продукт. В ходе работы над проектом совершенствуется опыт общения с заказчиками проектов, растет их профессиональная компетентность. Благодаря проектной технологии обучения, ВУЗ имеет возможность выпускать конкурентоспособных выпускников, востребованных на российском и международном рынках труда.

Говоря о технологических подходах, стоит обратиться и к истории их возникновения. Еще Ян Амос Коменский называл процесс обучения «дидактической машиной», где существует схема:

- цель;

- средства;

- правила;

- конечный результат.

Не обошли вниманием данный подход и такие педагоги, как М.В. Кларина и В.П. Беспалько. По их мнению, для семинарских занятий, помимо отбора учебного материала, нужно умение и передачи его с применением технологических способов. Здесь применимы «круглый стол», дискуссии, конференции. Довольно успешно проходят семинары такого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.