УДК 78.071 DOI 10.36945/2658-3852-2021-2-46-51
А. В. Хмыров
О МОЕМ ПЕДАГОГЕ, ИЗВЕСТНОМ ЗВУКОРЕЖИССЕРЕ, МУЗЫКАНТЕ ВИТАЛИИ НИКОЛАЕВИЧЕ ГУЩИНЕ
Виталий Николаевич Гущин родился 28 августа 1947 г. в Фергане [Интервью с Гущиным В. Н., 2021]. Его отец - кадровый военнослужащий Николай Степанович Гущин, и мать - Лариса Антоновна Строян - преподаватель русского языка в узбекских классах - поощряли интерес сына к музыке, который часто после занятий в школе бежал в зал Дома офицеров (место работы его отца), где стоял рояль, и одним пальцем набирал на клавишах знакомые мелодии.
Но однажды у мальчика появилось свое фортепиано Schmidt-Faber Berlin -красивое, черное. Это был подарок его любящих родителей.
Переезжая в связи со службой главы семейства из города в город, Гущины оказались на Украине, затем в Ташкенте, где остались уже надолго. Естественно, что и инструмент проделал тот же нелегкий путь, что требовало настройки и ремонта.
Виталий часами сидел за пианино, играя на память различные мелодии, хотя сам не мог понять, как у него это получалось. Видя способности мальчика и его увлеченность звуками, родители отдают его в музыкальную школу при Ташкентском доме офицеров. Тогда, уже одиннадцатилетний, он легко осваивает технику игры на фортепиано и другие специальные предметы.
В 1967-1969-е гг. молодой Гущин проходит армейскую службу - сначала в Термезе и Ашхабаде в качестве сержанта, затем в Ташкенте, получив звание старшего сержанта за отличные успехи в боевой и политической подготовке. По завершении воинских обязанностей, он некоторое время работает на заводе «Ташсельмаш» в качестве технолога отдела электроники по ремонту и настройке станков.
В 1972 г. В. Н. Гущин - ассистент звукорежиссера в Республиканском доме радиовещания и звукозаписи, где он с помощью своего первого учителя А. И. Ти-мохина осваивает «секреты» профессии. Ему всегда везло со старшими коллегами, известными специалистами, мастерами своего дела. В их числе звукорежиссер -ветеран Окил Валиев (рис. 1), мэтры звукозаписи Наби Хасанов, Михаил Прокофьев, Юрий Сальников, Тухташ Умурзаков, Геннадий Ким, Анвар Таджиев, Раисходжа Умарходжаев, каждый из которых наиболее ярко проявил свой талант и умения в
© Хмыров А. В., 2021.
той или иной сфере звукозаписи - эстрадной, академической, традиционной (ансамбли узбекских народных инструментов, ансамбли дутористов, макомов).
Рис. 1. Ветеран звукорежиссуры - О. Валиев, звукорежиссер В. Н. Гущин
На радио В. Н. Гущин осваивает целый ряд систем звукозаписи, за что получает высшую (первую) категорию тогда, когда ее давали не только за отличное знание и владение звуковой техникой, процессами записи различных жанров музыки и профессиональное создание музыкальной картины, но и после прохождения курсов повышения квалификации в Государственном комитете СССР по телевидению и радиовещанию в Москве, куда В. Н. Гущин и был впоследствии направлен руководством.
Виталий Николаевич стал третьим в истории Узбекского радио после Наби Хасанова и Михаила Прокофьева.
За минувшее время многое изменилось в звукорежиссуре Узбекистана. Если до 1971 г. в республике все записи производились только в моноформате, то в дальнейшем появляется оборудование в формате стерео, которое установлено первоначально в студии № 13 Дома радио. Здесь им в формате стерео записывались различные музыкальные коллективы, спектакли и массовые мероприятия. Вскоре эта техника распространяется по всем звукозаписывающим студиям на территории Центральной Азии.
Виталий Николаевич быстро осваивает звуковое оборудование, устанавливая, изучая, ремонтируя и настраивая весь этот комплекс, как это делал Наби Ха-санов. За возможность быстро и профессионально решать творческие задачи, осваивать новые, постоянно модифицирующиеся технологии, которые проходили с первого раза через ОТК (отдел технического контроля), музыкальные коллективы обращались именно к нему, уверенные в качестве конечного результата. Таким образом зафиксированы многие премьерные передачи, спектакли, музыкальные композиции.
Первая программа ВИА «Ялла» с участием Шахбоза Низаметдинова, Дмитрия Цырина, пианиста Эдуарда Мендельсона, композитора Евгения Ширяева, солистки Ларисы Кандаловой, записана Виталием Гущиным на большом студийном комплексе (БСК) №13. Ему также поручается запись передач литературно-драматического вещания, фондовых передач Республиканского и Всесоюзного радио.
Рис. 2. Студия звукозаписи № 14 Дома радио. За микшерным пультом -
В. Н. Гущин
В характеристике от 1975 г., данной В. Н. Гущину накануне присвоения ему II категории, отмечено его умение использовать разнообразные технические возможности аппаратуры, находить наиболее яркие, выразительные средства в музыкальном и шумовом оформлении радиоспектаклей «Курмайин босдим ти-конни», «Котил», «Его величество человек», «Сокровища Улугбека», «Тилла узук», «Борса кельмес», «Записки красного конника», «Джумагуль», «Судьба Мунаввар», «Гранит» и другие. И это очевидно.
Стереозапись вдохновила В. Н. Гущина на ряд экспериментов, связанных с эстрадными коллективами. Широкая стереобаза создавала объемность и вызывала интерес в части локации инструментов. «Я делал расширенную стере-обазу, потому что не жалел и левый и правый каналы. Левый - так левый, правый - так правый. Так, чтобы экстремально слышалась хорошая локализация. Я не боялся ... Стояли гониометры, по котором я видел..., если я "застеривал", то исправлял», - говорит он.
Применение звуковых эффектов также служило отдельным процессом в звукозаписи на радио. Реверберация шла посредством направления звукового материала через специальную комнату, в которой имели место воспроизведение материала и его запись с эффектом естественной реверберации за счет расстояния микрофона от колонок, чем часто пользовались звукорежиссеры.
Эксперименты связаны и со звуковым оборудованием, расстановкой и использованием стереомикрофонов. Вся поставляемая техника применялась в процессе записи камерных и народных ансамблей, симфонических оркестров. (Тогда в комплекте были микрофоны AKG-С 414, Neumann SM 2-стерео, микшерный пульт Tesla и другие).
Массовые мероприятия, проходившие в стране на открытых площадках, не обходились без участия В. Н. Гущина. Им осуществлялась запись фонограммы к празднованию «Дня Независимости Узбекистана», «2500-летию города Бухары», к различным спортивным и культурным мероприятиям. Сложность в данном случае заключалась в постоянном корректировании фонограммы за счет добавления инструментов, изменения стиля музыки, перезаписи материала на магнитную ленту.
В одном из своих воспоминаний Виталий Николаевич пишет: «В подготовке празднования города Бухары пришлось несколько раз перезаписывать фонограмму за счет дополнения в нее инструментов (карная, сурная, нагора), перестановки очередности номеров, трансформирования песенных форм в танцевальные. Таким образом, фонограмма менялась, дополнялась несколько раз, вплоть до главного показа».
Работу на радио В. Гущин нередко сочетал с игрой на клавишных инструментах. Это началось после армии, когда он вместе с единомышленниками организует инструментальный ансамбль. За весь период своего существовния (это более 20 лет) группа выступала в ресторанах «Дилором», «Шарк», «Интурист», «Добро пожаловать», а также гостиницы «Узбекистан», исполняя классические, эстрадные и джазовые композиции. Любовь к музыке заставила В. Гущина учиться дальше, получить профильное образование. И все его соратники по ансамблю поступают в Эстрадно-цирковое училище, которое привлекло тем, что четырехлетней программе можно обучиться за два года. И действительно, в 1972 г., по истечении двух лет учебы, они разом получают дипломы об окончании училища.
Рис. 3. В.Н. Гущин в учебной студии № 3-10 Государственной консерватории Узбекистана
За время работы в этой группе Виталий Гущин удостоен многих номинаций и грамот. В одной из производственных характеристик на артиста оркестра ресторана «Узбекистан», данной руководством Гостуризма, написано: «Товарищ Гущин Виталий Николаевич, клавишные инструменты, работает в коллективе с 1 января 1978 г. Пианист хорошего класса с хорошим вкусом и техникой. Много занимается над совершенствованием мастерства. Аранжировщик, дисциплинирован, морально устойчив. Пользуется авторитетом товарищей».
В 2002 г., по истечении 30 лет работы на радио, В. Н. Гущин принял решение заниматься преподавательской деятельностью. Это совпало с переездом Государственной консерватории Узбекистана в новое здание и открытием кафедры «Музыкальной звукорежиссуры и информатики». Туда и был приглашен в качестве педагога известный звукорежиссер, музыкант Виталий Николаевич Гущин.
Как человек активный, деятельный, многогранный в своих творческих возможностях, он первым в Узбекистане опубликовал учебные пособия по зву-корежиссуре для студентов высших учебных заведений культуры и искусства.
Его труды «Оборудование студий и системы звукозаписи» (2 части) [Гущин, Насыров, 2004; Гущин, Насыров, 2008а], «Акустические основы звукорежиссуры» [Гущин, Насыров, 2008б] стали поистине настольными книгами как для абитуриентов, так и будущих звукорежиссеров [Государственная консерватория...].
За время работы в консерватории В. Н. Гущин выпустил много специалистов-звукорежиссеров, которые нашли свое призвание и в Узбекистане, и за рубежом. Активность, заинтересованность, преданность своему призванию, огромный багаж знаний и профессиональных навыков всегда привлекали и заинтересовывали студентов. Касаясь профессиональной звукозаписи, Виталий Николаевич неустанно напоминал студентам, что главнейшая задача звукорежиссера -поддержание правильных уровней, особенно в современных жанрах; исключительно в многоканальной системе звукозаписи. Здесь надо иметь «хорошие» уши, правильно настраивать аппаратуру, создавать музыкальный баланс. Обязательно нужно советоваться с исполнителями и заранее просматривать партитуру.
В. И. Гущин и сейчас полон сил, энтузиазма, вдохновения. Рядом с ним всегда надежно, спокойно, интересно. И самое главное - у него всегда есть чему поучиться: и жизненному опыту, и неиссякаемому умению, и таланту воспринимать жизнь радостно, с надеждой и благодарностью за каждую минуту творчества, общения с коллегами, учениками, друзьями.
Библиография
Интервью с Гущиным В. Н. - Ташкент, 2021. - Февраль.
Государственная консерватория Узбекистана: [сайт]. - Ташкент, 2020. -URL: http://konservatoriya.uz/en/musiqiy-ovoz-rejissyorligi-kafedrasi/ (дата обращения 15.02.2020).
Гущин, В. Н., Насыров, М. З. Оборудование студий и системы звукозаписи. Учебно-методическое пособие. Ч. 1. - Ташкент: Мусина, 2004. - 104 с.
Гущин, В. Н., Насыров, М. З. Оборудование студий и системы звукозаписи. Учебно-методическое пособие. Ч. 2. - Ташкент: Мусина, 2008а. - 94 с.
Гущин В. Н., Насыров М. З. Акустические основы звукорежиссуры. - Ташкент: Мусина, 2008б. - 79 с.