Научная статья на тему 'О МОЕМ ПЕДАГОГЕ, ИЗВЕСТНОМ ЗВУКОРЕЖИССЕРЕ, МУЗЫКАНТЕ ВИТАЛИИ НИКОЛАЕВИЧЕ ГУЩИНЕ'

О МОЕМ ПЕДАГОГЕ, ИЗВЕСТНОМ ЗВУКОРЕЖИССЕРЕ, МУЗЫКАНТЕ ВИТАЛИИ НИКОЛАЕВИЧЕ ГУЩИНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ / ПЕДАГОГИКА / ЗВУКОЗАПИСЬ / ЗВУКОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хмыров Алексей Владимирович

В настоящей статье речь идёт об известном звукорежиссере, талантливом музыканте и педагоге - Виталии Николаевиче Гущине, внесшем неоценимый вклад в развитие в Узбекистане различных областей звукорежиссуры, включая музыкальную, аудиовизуальную, радийную. Он один из тех, кто осуществил высокопрофессиональную звукозапись классических, народных, эстрадных произведений, которые составили богатейший фонд национальной культуры и пользуются огромным потребительским спросом. В. Н. Гущин воспитал несколько поколений специалистов, успешно работающих во многих сферах звукорежиссерской деятельности в республике и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MY TEACHER, FAMOUS SOUND DIRECTOR AND MUSICIAN VITALY NIKOLAEVICH GUSHCHIN

This article is about the famous sound engineer, talented musician and teacher Vitaly Nikolayevich Gushchin, who made an invaluable contribution to the development of various areas of sound engineering in Uzbekistan, including music, audiovisual and radio ones. He is one of those who carried out highly professional sound recording of classical, folk and pop music works, which made up the richest fund of national culture and are in great consumer demand. V. N. Gushchin trained several generations of specialists who successfully work in many areas of sound engineering in the republic and abroad.

Текст научной работы на тему «О МОЕМ ПЕДАГОГЕ, ИЗВЕСТНОМ ЗВУКОРЕЖИССЕРЕ, МУЗЫКАНТЕ ВИТАЛИИ НИКОЛАЕВИЧЕ ГУЩИНЕ»

УДК 78.071 DOI 10.36945/2658-3852-2021-2-46-51

А. В. Хмыров

О МОЕМ ПЕДАГОГЕ, ИЗВЕСТНОМ ЗВУКОРЕЖИССЕРЕ, МУЗЫКАНТЕ ВИТАЛИИ НИКОЛАЕВИЧЕ ГУЩИНЕ

Виталий Николаевич Гущин родился 28 августа 1947 г. в Фергане [Интервью с Гущиным В. Н., 2021]. Его отец - кадровый военнослужащий Николай Степанович Гущин, и мать - Лариса Антоновна Строян - преподаватель русского языка в узбекских классах - поощряли интерес сына к музыке, который часто после занятий в школе бежал в зал Дома офицеров (место работы его отца), где стоял рояль, и одним пальцем набирал на клавишах знакомые мелодии.

Но однажды у мальчика появилось свое фортепиано Schmidt-Faber Berlin -красивое, черное. Это был подарок его любящих родителей.

Переезжая в связи со службой главы семейства из города в город, Гущины оказались на Украине, затем в Ташкенте, где остались уже надолго. Естественно, что и инструмент проделал тот же нелегкий путь, что требовало настройки и ремонта.

Виталий часами сидел за пианино, играя на память различные мелодии, хотя сам не мог понять, как у него это получалось. Видя способности мальчика и его увлеченность звуками, родители отдают его в музыкальную школу при Ташкентском доме офицеров. Тогда, уже одиннадцатилетний, он легко осваивает технику игры на фортепиано и другие специальные предметы.

В 1967-1969-е гг. молодой Гущин проходит армейскую службу - сначала в Термезе и Ашхабаде в качестве сержанта, затем в Ташкенте, получив звание старшего сержанта за отличные успехи в боевой и политической подготовке. По завершении воинских обязанностей, он некоторое время работает на заводе «Ташсельмаш» в качестве технолога отдела электроники по ремонту и настройке станков.

В 1972 г. В. Н. Гущин - ассистент звукорежиссера в Республиканском доме радиовещания и звукозаписи, где он с помощью своего первого учителя А. И. Ти-мохина осваивает «секреты» профессии. Ему всегда везло со старшими коллегами, известными специалистами, мастерами своего дела. В их числе звукорежиссер -ветеран Окил Валиев (рис. 1), мэтры звукозаписи Наби Хасанов, Михаил Прокофьев, Юрий Сальников, Тухташ Умурзаков, Геннадий Ким, Анвар Таджиев, Раисходжа Умарходжаев, каждый из которых наиболее ярко проявил свой талант и умения в

© Хмыров А. В., 2021.

той или иной сфере звукозаписи - эстрадной, академической, традиционной (ансамбли узбекских народных инструментов, ансамбли дутористов, макомов).

Рис. 1. Ветеран звукорежиссуры - О. Валиев, звукорежиссер В. Н. Гущин

На радио В. Н. Гущин осваивает целый ряд систем звукозаписи, за что получает высшую (первую) категорию тогда, когда ее давали не только за отличное знание и владение звуковой техникой, процессами записи различных жанров музыки и профессиональное создание музыкальной картины, но и после прохождения курсов повышения квалификации в Государственном комитете СССР по телевидению и радиовещанию в Москве, куда В. Н. Гущин и был впоследствии направлен руководством.

Виталий Николаевич стал третьим в истории Узбекского радио после Наби Хасанова и Михаила Прокофьева.

За минувшее время многое изменилось в звукорежиссуре Узбекистана. Если до 1971 г. в республике все записи производились только в моноформате, то в дальнейшем появляется оборудование в формате стерео, которое установлено первоначально в студии № 13 Дома радио. Здесь им в формате стерео записывались различные музыкальные коллективы, спектакли и массовые мероприятия. Вскоре эта техника распространяется по всем звукозаписывающим студиям на территории Центральной Азии.

Виталий Николаевич быстро осваивает звуковое оборудование, устанавливая, изучая, ремонтируя и настраивая весь этот комплекс, как это делал Наби Ха-санов. За возможность быстро и профессионально решать творческие задачи, осваивать новые, постоянно модифицирующиеся технологии, которые проходили с первого раза через ОТК (отдел технического контроля), музыкальные коллективы обращались именно к нему, уверенные в качестве конечного результата. Таким образом зафиксированы многие премьерные передачи, спектакли, музыкальные композиции.

Первая программа ВИА «Ялла» с участием Шахбоза Низаметдинова, Дмитрия Цырина, пианиста Эдуарда Мендельсона, композитора Евгения Ширяева, солистки Ларисы Кандаловой, записана Виталием Гущиным на большом студийном комплексе (БСК) №13. Ему также поручается запись передач литературно-драматического вещания, фондовых передач Республиканского и Всесоюзного радио.

Рис. 2. Студия звукозаписи № 14 Дома радио. За микшерным пультом -

В. Н. Гущин

В характеристике от 1975 г., данной В. Н. Гущину накануне присвоения ему II категории, отмечено его умение использовать разнообразные технические возможности аппаратуры, находить наиболее яркие, выразительные средства в музыкальном и шумовом оформлении радиоспектаклей «Курмайин босдим ти-конни», «Котил», «Его величество человек», «Сокровища Улугбека», «Тилла узук», «Борса кельмес», «Записки красного конника», «Джумагуль», «Судьба Мунаввар», «Гранит» и другие. И это очевидно.

Стереозапись вдохновила В. Н. Гущина на ряд экспериментов, связанных с эстрадными коллективами. Широкая стереобаза создавала объемность и вызывала интерес в части локации инструментов. «Я делал расширенную стере-обазу, потому что не жалел и левый и правый каналы. Левый - так левый, правый - так правый. Так, чтобы экстремально слышалась хорошая локализация. Я не боялся ... Стояли гониометры, по котором я видел..., если я "застеривал", то исправлял», - говорит он.

Применение звуковых эффектов также служило отдельным процессом в звукозаписи на радио. Реверберация шла посредством направления звукового материала через специальную комнату, в которой имели место воспроизведение материала и его запись с эффектом естественной реверберации за счет расстояния микрофона от колонок, чем часто пользовались звукорежиссеры.

Эксперименты связаны и со звуковым оборудованием, расстановкой и использованием стереомикрофонов. Вся поставляемая техника применялась в процессе записи камерных и народных ансамблей, симфонических оркестров. (Тогда в комплекте были микрофоны AKG-С 414, Neumann SM 2-стерео, микшерный пульт Tesla и другие).

Массовые мероприятия, проходившие в стране на открытых площадках, не обходились без участия В. Н. Гущина. Им осуществлялась запись фонограммы к празднованию «Дня Независимости Узбекистана», «2500-летию города Бухары», к различным спортивным и культурным мероприятиям. Сложность в данном случае заключалась в постоянном корректировании фонограммы за счет добавления инструментов, изменения стиля музыки, перезаписи материала на магнитную ленту.

В одном из своих воспоминаний Виталий Николаевич пишет: «В подготовке празднования города Бухары пришлось несколько раз перезаписывать фонограмму за счет дополнения в нее инструментов (карная, сурная, нагора), перестановки очередности номеров, трансформирования песенных форм в танцевальные. Таким образом, фонограмма менялась, дополнялась несколько раз, вплоть до главного показа».

Работу на радио В. Гущин нередко сочетал с игрой на клавишных инструментах. Это началось после армии, когда он вместе с единомышленниками организует инструментальный ансамбль. За весь период своего существовния (это более 20 лет) группа выступала в ресторанах «Дилором», «Шарк», «Интурист», «Добро пожаловать», а также гостиницы «Узбекистан», исполняя классические, эстрадные и джазовые композиции. Любовь к музыке заставила В. Гущина учиться дальше, получить профильное образование. И все его соратники по ансамблю поступают в Эстрадно-цирковое училище, которое привлекло тем, что четырехлетней программе можно обучиться за два года. И действительно, в 1972 г., по истечении двух лет учебы, они разом получают дипломы об окончании училища.

Рис. 3. В.Н. Гущин в учебной студии № 3-10 Государственной консерватории Узбекистана

За время работы в этой группе Виталий Гущин удостоен многих номинаций и грамот. В одной из производственных характеристик на артиста оркестра ресторана «Узбекистан», данной руководством Гостуризма, написано: «Товарищ Гущин Виталий Николаевич, клавишные инструменты, работает в коллективе с 1 января 1978 г. Пианист хорошего класса с хорошим вкусом и техникой. Много занимается над совершенствованием мастерства. Аранжировщик, дисциплинирован, морально устойчив. Пользуется авторитетом товарищей».

В 2002 г., по истечении 30 лет работы на радио, В. Н. Гущин принял решение заниматься преподавательской деятельностью. Это совпало с переездом Государственной консерватории Узбекистана в новое здание и открытием кафедры «Музыкальной звукорежиссуры и информатики». Туда и был приглашен в качестве педагога известный звукорежиссер, музыкант Виталий Николаевич Гущин.

Как человек активный, деятельный, многогранный в своих творческих возможностях, он первым в Узбекистане опубликовал учебные пособия по зву-корежиссуре для студентов высших учебных заведений культуры и искусства.

Его труды «Оборудование студий и системы звукозаписи» (2 части) [Гущин, Насыров, 2004; Гущин, Насыров, 2008а], «Акустические основы звукорежиссуры» [Гущин, Насыров, 2008б] стали поистине настольными книгами как для абитуриентов, так и будущих звукорежиссеров [Государственная консерватория...].

За время работы в консерватории В. Н. Гущин выпустил много специалистов-звукорежиссеров, которые нашли свое призвание и в Узбекистане, и за рубежом. Активность, заинтересованность, преданность своему призванию, огромный багаж знаний и профессиональных навыков всегда привлекали и заинтересовывали студентов. Касаясь профессиональной звукозаписи, Виталий Николаевич неустанно напоминал студентам, что главнейшая задача звукорежиссера -поддержание правильных уровней, особенно в современных жанрах; исключительно в многоканальной системе звукозаписи. Здесь надо иметь «хорошие» уши, правильно настраивать аппаратуру, создавать музыкальный баланс. Обязательно нужно советоваться с исполнителями и заранее просматривать партитуру.

В. И. Гущин и сейчас полон сил, энтузиазма, вдохновения. Рядом с ним всегда надежно, спокойно, интересно. И самое главное - у него всегда есть чему поучиться: и жизненному опыту, и неиссякаемому умению, и таланту воспринимать жизнь радостно, с надеждой и благодарностью за каждую минуту творчества, общения с коллегами, учениками, друзьями.

Библиография

Интервью с Гущиным В. Н. - Ташкент, 2021. - Февраль.

Государственная консерватория Узбекистана: [сайт]. - Ташкент, 2020. -URL: http://konservatoriya.uz/en/musiqiy-ovoz-rejissyorligi-kafedrasi/ (дата обращения 15.02.2020).

Гущин, В. Н., Насыров, М. З. Оборудование студий и системы звукозаписи. Учебно-методическое пособие. Ч. 1. - Ташкент: Мусина, 2004. - 104 с.

Гущин, В. Н., Насыров, М. З. Оборудование студий и системы звукозаписи. Учебно-методическое пособие. Ч. 2. - Ташкент: Мусина, 2008а. - 94 с.

Гущин В. Н., Насыров М. З. Акустические основы звукорежиссуры. - Ташкент: Мусина, 2008б. - 79 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.