Научная статья на тему 'Музыкальная звукорежиссура - новое направление в искусстве'

Музыкальная звукорежиссура - новое направление в искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКА / ТЕХНОГЕННОЕ ИСКУССТВО / СПЕЦИАЛИСТ / ЗВУКОРЕЖИССЕР / УЧРЕЖДЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / ОЗВУЧИВАНИЕ / CULTURE / MUSIC / TECHNOGENIC ART / SPECIALIST / SOUND ENGINEER / INSTITUTION / DIRECTION / PROJECT / SCORING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирзаев Акбаржон Абдурахимович

Всем нам хорошо известно, что стремительно развивающаяся эпоха оказывает своё влияние и на искусство нашего времени. В результате, начиная со второй половины ХХ века, появились новые виды современного искусства. Одним из них является музыкальная звукорежиссура. Исторически музыкальная звукорежиссура развивалась поэтапно, со времен организации телевидения и радио Узбекистана, а также в системах звукозаписи грампластинок. В вышеназванных учреждениях осуществляли аудиои видеозапись уникальных образцов узбекского и мирового музыкального искусства такие опытные звукорежиссёры, как А.И. Тимохин, Ю. Сальников, Ю. Селютин, Н.Г. Хасанов, М.И. Прокофьев, Т. Умурзаков, Г.С. Ким, О.В. Валиев, Р.С. Умарходжаев, А. Тожиев, В.Н. Гущин, Р.Ё. Нугманов, К. Кушжанов, С.Н. Хасанов, Р.Рахматиллаев, и внесли достойный вклад широкомасштабному росту культуры Узбекистана.We are all well aware that the rapidly developing era is also having an impact on the art of our time. As a result, starting from the second half of the 20th century, new types of contemporary art appeared. One of them is Musical sound engineering. Historically, musical sound engineering has evolved in stages, since the organization of television and radio in Uzbekistan, as well as in recording systems of phonograph records. In the above institutions, audio and video recording of unique samples of Uzbek and world musical art was carried out, by such experienced sound engineers as A.I. Timokhin, Yu.Salnikov, Yu.Selyutin, N.G. Khasanov, M.I.Prokofiev, T .Umurzakov, G.S. Kim, O.V.Valiev, R.S. Umarkhodzhaev, A.Tozhiev, V.N. Gushchin, R.E. Nugmanov, K.Kushzhanov, S.N. Khasanov, R. Rakhmatillaev , and made a worthy contribution to the large-scale growth of the culture of Uzbekistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная звукорежиссура - новое направление в искусстве»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА - НОВОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ Мирзаев А.А. Email: Mirzaev17151@scientifictext.ru

Мирзаев Акбаржон Абдурахимович - и.о. доцента, кафедра музыкальной звукорежиссуры и информатики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: всем нам хорошо известно, что стремительно развивающаяся эпоха оказывает своё влияние и на искусство нашего времени. В результате, начиная со второй половины ХХ века, появились новые виды современного искусства. Одним из них является музыкальная звукорежиссура.

Исторически музыкальная звукорежиссура развивалась поэтапно, со времен организации телевидения и радио Узбекистана, а также в системах звукозаписи грампластинок. В вышеназванных учреждениях осуществляли аудио- и видеозапись уникальных образцов узбекского и мирового музыкального искусства такие опытные звукорежиссёры, как - А.И. Тимохин, Ю. Сальников, Ю. Селютин, Н.Г. Хасанов, М.И. Прокофьев, Т. Умурзаков, Г.С. Ким, О.В. Валиев, Р.С. Умарходжаев, А. Тожиев, В.Н. Гущин, Р.Ё. Нугманов, К. Кушжанов, С.Н. Хасанов, Р.Рахматиллаев, и внесли достойный вклад широкомасштабному росту культуры Узбекистана. Ключевые слова: культуры, музыка, техногенное искусство, специалист, звукорежиссер, учреждение, направление, проект, озвучивание.

MUSICAL SOUND ENGINEERING - A NEW DIRECTION IN ART

Mirzaev А.А.

Mirzaev Akbarjon Abdurakhimovich - acting Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSICAL SOUND ENGINEERING AND COMPUTER SCIENCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: we are all well aware that the rapidly developing era is also having an impact on the art of our time. As a result, starting from the second half of the 20th century, new types of contemporary art appeared. One of them is - Musical sound engineering. Historically, musical sound engineering has evolved in stages, since the organization of television and radio in Uzbekistan, as well as in recording systems of phonograph records. In the above institutions, audio and video recording of unique samples of Uzbek and world musical art was carried out, by such experienced sound engineers as A.I. Timokhin, Yu.Salnikov, Yu.Selyutin, N.G. Khasanov, M.I.Prokofiev, T .Umurzakov, G.S. Kim, O.V.Valiev, R.S. Umarkhodzhaev, A.Tozhiev, V.N. Gushchin, R.E. Nugmanov, K.Kushzhanov, S.N. Khasanov, R. Rakhmatillaev , and made a worthy contribution to the large-scale growth of the culture of Uzbekistan.

Keywords: culture, music, technogenic art, specialist, sound engineer, institution, direction, project, scoring.

ХХ век характеризуется стремлением композиторов к экспериментам с новыми композиционными и языковыми средствами. В основе всех изысков ХХ века, как представляется, лежали эксперименты со звуком, отдельно взятыми тоном, новое понимание звука. Попытаемся вкратце осветить общую панораму музыклаьной «мозаики» [1, 67].

Подготовка специалистов по направлению музыкальной звукорежиссуры началась после обретения независимости нашей Республики. Первоначально, начиная с 19911992 учебного года по инициативе главного звукорежиссёра Узбекского телевидения тех лет, Заслуженным работником культуры Узбекистана Р.С.Умарходжаевым в

Ташкентской консерватории началась образовательная работа по направлению «Музыкальная звукорежиссура». В эти годы звукорежиссёры Р.С.Умарходжаев, А.Таджиев и В.Н.Гущин, одновременно записывая тысячами новых произведений, которые приняты в «золотой фонд» Национальной телерадиокомпании Узбекистана, взялись и за подготовку молодых специалистов, и стали нашими наставниками.

16 апреля 2002 года Указом ПФ-3052 Президента Ислама Каримова Ташкентская государственная консерватория преобразована в Государственную консерваторию Узбекистана. Постановлением же Кабинета Министров Республики Узбекистан за №343 от 5 сентября 2002 года открылось направление бакалавриата «Техногенное искусство (кино-телеоператорство, звукорежиссура кино, телевидения, радио и театрально-сценических представлений, музыкальная звукорежиссура, фотография и другие)». В Государственной консерватории Узбекистана организовался «Факультет эстрадного искусства», в структуру которого ввелась и «Кафедра музыкальной звукорежиссуры и информатики». Начиная с 2002/2003 учебного года, по 2007 год этой новой кафедрой руководил доцент М.З. Насиров.

«Техногенное искусство», это направление образование, которое вбирает в себя запись звука, совокупность всех методов и стилей, видов носителей звука в области искусства и культуры. Специалисты этой профессии ведут деятельность на телевидении и радио, студиях звукозаписи, театрально-концертных залах, кинематографических студиях, изучая содержание, понимая художественную концепцию программ массовых праздничных представлений, формы и виды музыкальных произведений. Ведут педагогическую работу, воспитывая новое поколение в образовательных учреждениях. В настоящее время в Государственной консерватории Узбекистана разработана образовательная система по подготовке специалистов с академической степенью «бакалавр» (5151400) и «магистр» (5А151401). Здесь студентам преподают ведущие специалисты такие учебные дисциплины, как «Специальность (музыкальная звукорежиссура), «Основы акустики звукорежиссуры», «Психоакустика», «Оборудования студий звукозаписи и система звукозаписи», «Электронная и компьютерная музыка», «Анализ прослушанного» и т.п.

В современной музыкальной коммуникации электронная музыка формируется как баланс импровизации, звуковой режиссуры, цифровых технологий и прямой коммуникации с реципиентом музыки. Музыка, созданная с применением информационных технологий — требование современной музыкальной коммуникации. Профессия звукорежиссера и программиста существенно изменили современную музыку, раскрыли ее возможности и сделали ее доступной широким массам. Это дает большие возможности для нового наполнения, направления и методов процесса создания оригинальных творческих решений [2, 77].

Как и все другие сферы и музыкальная звукорежиссура развивается в ногу с компьютерными технологиями, день за днем поднимается уровень. Как в столице, так и в городах вилоятов организовались студии звукозаписи, радио каналы ЕМ, и многочисленные новые телеканалы. В результате с одной стороны увеличился спрос на аудио и видео продукции, с другой на квалифицированных специалистов для этой сферы.

Можно привести пример такой проект, как "Олтин микрофон", авторский музыкальный проект Национальной телерадиокомпании Узбекистана телеканала «Ёшлар».

Идея проекта состоит в том, что певец (солист) вместе с музыкальным ансамблем должен исполнять свой музыкальный репертуар, который состоит примерно из десяти песен в профессиональной звукозаписывающей студии. Полный рабочий процесс снимается на видео и после лёгкого монтажа, уже транслируется в эфире. Интерес телезрителя заключается в том, чтобы увидеть и услышать не просто готовые и обработанные песни, но и наблюдать за процессом работы как самого артиста с музыкантами, но и работу звукорежиссёра. Роль звукорежиссёра очень важна в этом проекте, так как именно от него зависит качество звучания.

В музыкальном теле-проекте "Олтин микрофон" сложной задачей звукорежиссёра является быстрое реагирование и умение запоминать в деталях все произведение, потому что запись происходит на сложной полуаналоговой микшерной станции SSL 4000 G+, где практически заранее нужно предугадывать манеру и динамику исполнения каждого музыканта, и где балансовый (громкость звука) контроль выполняется микшерами в ручную для дальнейшего предотвращения конфликта звуков в общем звучание. Благодаря возможностям SSL 4000 G+ каждый звук имеет возможность индивидуального озвучивания. В этой звукозаписывающей станции сразу можно обработать 32 трека отдельно, причем в реальном времени.

Процесс записи происходит следующим образом:

Каждый индивидуально - выставленный микрофон записывает своего исполнителя, производимый звук приходит на отдельный микшер где можно его обработать до желаемого результата, затем звук поступает на конвертационную платформу (интерфейс) APOGEE DA/AD где входящий аналоговый звук преобразовывается в цифровой сигнал и в этом виде записывается в компьютерную звуковую программу PRO TOOLS HD. Пункт HD - это дополнительная звуковая платформа, состоящая из 8, 16, 24 и 32-х самостоятельных каналов, производящие IN (вход) и OUT (выход) на отдельные дорожки цифровых и аналоговых микшерных консолей. С цифровым сигналом работать намного удобнее и безопаснее, и после легкой редакции музыкальное произведение суммируется в один стерео файл, в WAVE или AIFF формат.

Музыкальному ансамблю разрешается исполнять каждое произведение по два дубля, это необходимо для создания детального видеоряда, чтобы телезритель смог увидеть и прочувствовать всю атмосферу происходящего на студии. Далее звукорежиссёр производит процесс мастеринга (финальный этап работы со звуком), где он должен свести звучание всех готовых произведений в один уровень. Важно, учитывать, что звук телевизионного вещания происходит в моно режиме, а запись на студии производилась в стерео формате. Поэтому звукорежиссёр должен учитывать и эту немаловажную деталь.

Музыкальный теле-проект "Олтин микрофон" раскрывает занавес между зрителем и исполнителем, тем самым показывая важность профессионализма и культуру исполнения музыкантов и звукорежиссёра в "рабочей обстановке". Что и является огромным испытанием для многих профессиональных музыкантов.

Теперь встаёт и новый актуальный вопрос - перенос аналоговых продукций и модификаций техники на цифровые аудио-видео продукциям и технологиям.

На сегодняшний день при кафедре музыкальной звукорежиссуры и информатики действуют 3 учебные студии звукозаписи, оборудованные новыми компьютерными технологиями, из них одна оборудована по безвозмездному гранту Японского Правительства. Кроме этого, наши студенты проходят практические занятия на различных студиях звукозаписи, на телеканалах Национальной телерадиокомпании и к учебному процессу привлечены ведущие специалисты этой компании.

Учитывая нехватку в новой учебной литературе на узбекском языке для сферы музыкальной звукорежиссуры, на нашей кафедре ведётся научно-методическая работа по созданию литературы именно на узбекском языке.

Для нас - профессоров и преподавателей кафедры, непосредственно связанной с техникой, ответственным долгом является - подготовка квалифицированных специалистов по новому направлению в нашем искусстве и культуре - «Техногенное искусство», которые наряду с другими сферами преданно служили бы на благо Независимого Узбекистана.

Список литературы /References

1. Габитова А. Музыкальнее техники и направления ХХ века и творчество композиторов Республики // Узбекская музыка на стыке столетий (ХХ - XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.

2. Гафурова Ш. К проблеме методических аспектов звукорежиссуры в контексте электронного музыкального творчества. Международный журнал «Проблемы современной науки и образования». Москва, 2019. № 2 (135).

ОДИН ИЗ ВИДНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Шукуров Ж.Т. Email: Shukurov17151@scientifictext.ru

Шукуров Журакул Тилаувович - заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан,

и.о. профессора,

кафедра национального пения, факультет народного творчества, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Мухаммад Юсуф Девон зода, по советским документам Матюсуф Харратов (1887-1952) - старший сын Матякуба Харрата. Он получил добротное образование в медресе. А основы музыкальной науки и практики усвоил у своего отца. Еще в юности он прославился как поэт, и его стихи до настоящего времени не выходят из репертуара народных и профессиональных певцов. Литературный псевдоним «Чокар» («Слуга»), обозначенный еще самим Ферузом, поэт скрывал всю жизнь, опасаясь гнева со стороны властей. Даже в середине ХХ века многие не знали, что « Чокар» и Матюсуф Харратов одно лицо.

Ключевые слова: музыка, музыкант, жизнь, поэт, медресе, танбур, культура, развитие, история.

ONE OF SEEN FIGURES OF THE UZBEK MUSIC CULTURE OF THE FIRST HALF XX AGE Shukurov Zh.T.

Shukurov Zhurakul Tilavovich - Honored Artist of the Republic of Uzbekistan, Acting Professor, DEPARTMENT OF NATIONAL SINGING, FACULTY OF FOLK ART, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Muhammad Yusuf Devon Zoda, according to Soviet documents Matyusuf Harratov (1887-1952) - the eldest son of Matyakub Harrat. He received a sound education in a madrassah. And he learned the basics of music science and practice from his father. Even in his youth, he became famous as a poet, and his poems so far do not leave the repertoire of folk and professional singers. The literary pseudonym "Chokar", designated by Feruz himself, hid the poet all his life, fearing anger from the authorities. Even in the middle of the twentieth century, many did not know that Chokar and Matyusuf Harratov were one person. Keywords: music, musician, life, poet, madrassas, tanbur, culture, development, history.

УДК 078

В 1928 году Матюсуф Харратов был приглашен в качестве учителя-мастера (в некоторых документах значиться «профессор») по музыке Хорезма в Самаркандский научно исследовательский институт музыки и хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.