Научная статья на тему 'ЛИСТАЯ ПИСЕМ СТРАНИЦЫ... (ВСПОМИНАЯ Г. И. КОЗЛОВУ)'

ЛИСТАЯ ПИСЕМ СТРАНИЦЫ... (ВСПОМИНАЯ Г. И. КОЗЛОВУ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЛИНА КОЗЛОВА / ГОРЬКИЙ / ПИСЬМО / ТРАДИЦИЯ / ОРГАН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бочкова Татьяна Рудольфовна

В статье контурно воссоздается профессиональный и человеческий абрис замечательной органистки, профессора, заслуженной артистки РФ Галины Ивановны Козловой сквозь строки писем к ней и от нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURNING OVER THE PAGES OF LETTERS... (REMEMBERING G. I. KOZLOVA)

The article depicts the professional and human image of a remarkable organist, professor, honoured artist of Russia, Galina I. Kozlova through the lines of letters, both to and from her.

Текст научной работы на тему «ЛИСТАЯ ПИСЕМ СТРАНИЦЫ... (ВСПОМИНАЯ Г. И. КОЗЛОВУ)»

Бочкова Т. Р.

ЛИСТАЯ ПИСЕМ СТРАНИЦЫ... (ВСПОМИНАЯ Г. И. КОЗЛОВУ)

В статье контурно воссоздается профессиональный и человеческий абрис замечательной органистки, профессора, заслуженной артистки РФ Галины Ивановны Козловой сквозь строки писем к ней и от нее.

Ключевые слова: Галина Козлова, Горький, консерватория, письмо, традиция, орган

История Горьковской-Нижегородской консерватории, как, впрочем, и история самого музыкального Нижнего 60-90-х годов ХХ века, немыслима без упоминания имени основателя и бессменного, в течение 37 лет, руководителя органного класса, заслуженной артистки РФ, профессора Галины Ивановны Козловой. Она вышла из замечательной плеяды музыкантов уже уходившего в прошлое послевоенного времени. В 1960 году окончив Московскую консерваторию по двум специальностям — фортепиано (у профессора В. А. Натансона) и органа (в классе профессора Л. И. Ройз-мана), юная, хрупкая, голубоглазая девушка из глубинки почти сразу вошла в органную элиту того времени.

Попробуем бегло взглянуть на траекторию ее жизненного пути через «увеличительное стекло» писем. К счастью, тог-

да — в 60-80-е и даже 90-е еще не было пресловутых гаджетов, и люди писали друг другу письма — по делу и не только, чтобы поделиться знаниями, попросить совета, справиться о делах, поддержать в сложную пору невзгод. Переписка Г. И. Козловой — это неоценимый источник информации не только о ней — ее характере, интересах, увлечениях, друзьях, работе, но погружение в эпоху, воспоминания о тех взаимоотношениях, которые уже не случатся, о людях того времени, их чувствах и эмоциях, которые кажутся совсем несовременными, почти книжными в своей уважительности, теплоте, искреннем небезразличии к собеседнику, подчеркнутой вежливости в делах как будто обыденных.

Галина Ивановна выросла в Кунгу-ре — небольшом городке Пермского края, там же окончила музыкальное училище. Ее родители оставались в Кунгуре еще долгое время, и именно туда она, уже будучи авторитетным педагогом, известной не только в России, но и за границей исполнительницей, любила возвращаться. Из письма к Н. Малиной1 (18.08.1984, Горький): «Очень быстро пролетел отпуск, хоть он и немалый. Повозилась в земле, с зеленью, это, конечно, всегда приятно <...> я люблю этот край, этот дом и такое времяпрепровождение» [1, 278].

Дальнейшая география ее жизни крепкими нитями связана с двумя городами — Москвой и Горьким, что определило творческую судьбу Гали Козловой, ее человеческий и профессиональный круг. Так совпало во времени и пространстве, что она оказалась в Горьком в тот счастливый

t "

> л

момент, когда Г. С. Домбаеву — ректору консерватории — предложили установить орган немецкой фирмы «Alexander Schuke». Инструмент не подошел по акустическим параметрам Музыкальному институту имени Гнесиных (ныне — Российская академия музыки имени Гнесиных), которому он предназначался, но волею судеб и благодаря настойчивости Г. С. Дом-баева оказался в Большом концертном зале Горьковской консерватории.

Ректор хотел получить в свой вуз высококвалифицированную органистку, поэтому живо интересовался профессиональными делами Г. Козловой, а она после окончания Московской консерватории продолжила совершенствование органного исполнительства у Л. И. Ройзмана в аспирантуре. «О Вашем успешном выступлении на экзамене по специальности в тот же день узнал у Леонида Исааковича. Очень радуюсь за Вас и от души желаю Вам успехов до конца и до полной победы. Уверен, что все будет хорошо <...> Словом, ждем Вас с аспирантскими и концертными успехами» (из письма Г. Домбаева Г. Козловой, 05.10.1960, Горький) [1, 291].

Спустя четверть века, когда Григорий Савельевич отошел от ректорских дел, жил в Москве, он внимательно и пристрастно наблюдал за профессиональными успехами Г. Козловой и «жизнью» своего детища — органа. «Я Вам очень благодарен за подробное письмо о юбилее нашего органа2. Мне все это было очень интересно. Большой фотоснимок органа постоянно висит перед моим письменным столом, и вещественно это самое дорогое, что я оставил в Горьком» (из письма Г. Домбаева Г. Козловой, 09.11.1985, Москва) [1, 291-292].

Особый сюжет в эпистолярном наследии Галины Ивановны — это ее переписка с любимым учителем Л. И. Ройзманом, перед которым она в юности благоговела, а в зрелые годы безмерно уважала и трепетно берегла тот уровень доверительности, который сложился между ними за десятилетия общения. Переписка носит характер живого диалога и поражает неподдельной интонацией заинтересованного участия в профес-

с-'

сиональной и человеческой судьбе друг друга. Сначала, в первые годы отъезда Г. Козловой из Москвы в Горький, она выдержана в духе педагогического наставничества со стороны Л. Ройзмана, который вникает во все проблемы одной из любимых учениц. Но наставничества не назойливого, а очень внимательного и заботливого. Однако в своих рекомендациях Ройзман не «миндальничает» с совсем еще юным и «неоперившимся» педагогом, его советы отличает достаточно жесткий подход. «С интересом читаю Ваши строки об учениках. Мальчикам надо доказывать свою правоту, главным образом, садясь за орган и хватая его "за рога"» (из письма Л. И. Ройзмана Г. Козловой, 13.01.1961, Москва) [1, 247].

С другой стороны, его письма пронизаны словами поддержки и обаянием доброты опытного наставника: «Милая Галя, спасибо за приглашение на Ваш первый классный вечер. Вы понимаете, конечно, что не так просто им воспользоваться... Всей душой желаю Вам успеха и удовлетворения. Обязательно напишите фамилии участников. Кто как играл. Научили Вы их выходить, кланяться, уходить? Как ведут себя на сцене ассистенты? Это все важно» (из письма 1961 года) [1, 248].

По прошествии немногих лет эмоциональная окраска переписки изменилась. Они стали коллегами и друзьями, но никогда, ни с одной, ни с другой стороны, не было даже намека на панибратство или фамильярность, представить себе подобное в их отношениях решительно невозможно. Неизменным было обращение на «Вы» не только со стороны Г. Козловой, что вполне понятно, но предельно уважительное и со стороны ее профессора. Это тот стиль, который без всякой иронии можно обозначить как «высокие отношения». Степень доверительности этих строк потрясает: «Милая Галя! Написал Вам открытку, а тут пришло от Вас письмо. Раньше всего о настроении. Ну, не стыдно ли Вам писать, что Вы "стареете" и "органчик Ваш стареет"! А что прикажете мне делать? Когда уже под 60, сердце работает на 1/3 (другие 2/3 — зарубцевавшиеся раны); ког-

К юбилею Нижегородской консерватории

<3

да я оставлю жену с максимальной пенсией в 60 рублей — одну как перст на свете?! Никогда никому об этих своих мыслях не писал, — а Вам пишу, чтобы стало стыдно. Пока хоть как-то дышим, — должны учиться, узнавать что-то новое, должны не терять интереса ни к жизни, ни к любимому делу» (из письма Л. Ройзмана Г. Козловой, 13.03.1973, Москва) [1, 250]. В семье Леонида Исааковича и Ларисы Васильевны Ройзман не было детей, и смею предположить, что до определенной степени они воспринимали Галю Козлову как дочь. «Я что-то очень соскучился по вестям от Вас, Лариса Васильевна передавала мне о каждом Вашем звонке. А теперь Вы что-то замолчали. Черкните хоть пару слов, как поживаете» (письмо Л. И. Ройзмана Г. Козловой, 02.09.1971, Москва)3 [1, 250].

Тема Л. И. Ройзмана — одного из ведущих органистов Советского Союза, профессора, доктора искусствоведения, исследователя органной культуры России — осталась для Галины Ивановны одной из ведущих на протяжении всей ее жизни. Она никогда не забывала о Леониде Исааковиче. После его смерти появилась статья «О моем Учителе», на «Радио России» в 1997 году о нем вышла радиопередача, его памяти были сыграны концерты, в том числе и в Горьком. «В 1957 году, будучи студенткой Московской консерватории, я начала заниматься в классе органа у Леонида Исааковича Ройзмана. С тех пор, в течение почти трех десятилетий, Леонид Исаакович был со мной рядом: учил меня, помогал, советовал, сердился, очень сердился, хвалил... — словом, был моим Учителем в самом глубоком и драгоценном значении этого слова» [2, 212].

Впоследствии эти слова ученики уже самой Галины Ивановны могли адресовать ей. Ведь она вела обширнейшую переписку практически со всеми своими органными выпускниками, которые, так уж сложилось, разлетелись по всем городам и весям, и в большинстве своем не отечественным. Она с пристальным и заинтересованным вниманием наблюдала за их профессиональной и человеческой жизнью, советовала, поддерживала, знала семьи своих воспитанников,

в которых ее уважали, любили и принимали как своего человека, ездила в гости, иногда совмещая с концертными поездками, иногда — просто в отпуск, чтобы увидеться, поговорить, обменяться новыми — профессиональными и культурными — впечатлениями. «Сегодня после концерта долго общалась с мужем своей ученицы (Марины Загорской. — прим. Т. Б.), она сейчас в Горьком, а он здесь поведал о ее трудностях. Признаться, основное, что я при этом испытала, — это радость за них, за то, что он так близок всем ее трудностям и так хочет ей чем-то помочь»4 (из письма И. Худяковой, декабрь 1989, Кишинев) [1, 310].

Галина Ивановна всю жизнь училась, не останавливаясь никогда, с потрясающей честностью и самоотдачей, пытаясь добраться до самой сердцевины профессии, она много читала и переводила с немецкого специальную литературу. Она вдохновляла своих учеников, до последних дней жизни ездила на мастер-классы, старалась докопаться до глубин, «поймать фокус», была увлечена открывшейся российским органистам в 80-е годы прошлого столетия аутентичной манерой исполнения и «заражала» этим весь свой класс. «Сейчас начались мои неофициальные каникулы, и мы с Н. Трофимовой5 <...> двинулись в Лейпциг, хоть недельку погулять там и вдохнуть немецкой культуры» (из письма И. Худяковой, 28.01.1990, Москва) [1, 310].

Галина Ивановна всегда оставалась максималисткой в профессии, от всех и всегда добиваясь предельно возможного результата. Студентам часто казалось, что она сурова и категорична по отношению к ним. Но это касалось не только учеников. А как она была придирчива к себе, не прощала малейших неточностей. «Пишу из Кишинева, отыграла 2 концерта и завтра лечу домой. <...> Все труднее стало играть на эстраде. Правда, вероятно, и требования повышаются — и это хорошо, но и удовлетворить их становится все трудней. И все-таки самый трудный орешек — Бах. Романтика и легче воспринимается, и легче выстраивается. А с Бахом, сколько ни учишь, все проблемы <...>. Как трудно попасть в фокус! Требуется какое-то уди-

Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016

9 "

> л

вительное чувство меры и самоконтроля. Но — увы — никто не даст никаких рецептов, и вновь надо садиться за инструмент <...>. Извините за такое самоизлияние — невольные мысли после концерта» (из письма И. Худяковой, декабрь 1989, Кишинев) [1, 308]. Признайтесь себе — кто из нас, нынешних, всерьез задает себе такие вопросы после выступления?

Строки писем Г. Козловой буквально пульсируют ее попечением и переживанием за судьбу ставшей для нее родной консерватории, о безупречности ее «профессионального лица». «Что здесь? Консерватория на старом месте, но очень многое изменилось, начиная от начальства и кончая педагогическим составом. Отъезды из страны не миновали и нас. Уехали все лучшие, все сливки — Кац6, Островский7, Гантман8, Ярошевич9, Сорочкина10 и, наконец, совсем недавно — Фридман11 в Германию. Б. С. Маранц12 уже очень старенькая и больная и не работает. Так что, как видите, консерватория сильно обеднела» (из письма И. Худяковой, 27.08.1997, Нижний Новгород) [1, 312].

Будоражила и беспокоила ее музыкальная жизнь города, ведь она хорошо представляла себе интенсивность культурной атмосферы Москвы, куда она до последних дней ездила с гастролями, прежде всего в Концертный зал им. П. И. Чайковского, да и европейские реалии были ей известны, поскольку в последние лет двадцать жизни ей счастливо удавалось выезжать во многие европейские страны — Германию, Италию, Францию. «Музыкальная жизнь в городе тоже стала скромнее. Хотя Вы, наверное, слышите о сахаровских фестивалях и пр. Но ведь фестиваль — это явление преходящее, праздник длится недолго» (из письма И. Худяковой, 27.08.1997, Нижний Новгород) [1, 313].

Даже из этих фрагментов писем Г. И. Козловой видно — каким большим и значительным и в то же время скромным и внимательным человеком она была. Финалом этой небольшой статьи должны стать слова еще одного письма Галины Ивановны: «Что до сентиментальности, то у меня сохранилась огромная пачка писем от Л. И. Ройз-

с-'

мана, и сейчас я благодарна судьбе, что у меня не было телефона, и Л. И. писал мне письма. Какой мудрый и добрый был мой Учитель!» (из письма И. Худяковой, 27.08.1997, Нижний Новгород) [1, 313].

У меня не осталось писем Галины Ивановны, потому что и у нее, и у меня уже были телефоны. Но память сохранила ее облик, ощущение ее особых, очень чутких пальцев на клавиатуре органа, слова, советы, поступки. И я, и все мы, кто учился у Галины Ивановны, тоже можем сказать: «Какой мудрый и добрый был наш Учитель!»

Примечания

1 Наталья Владимировна Малина — органистка, органный мастер, заведующая Органной мастерской Московской консерватории, подруга Г. Козловой.

2 В 1985 году праздновалось двадцатипятилетие установки концертного органа «Alexander Schuke» в Большом зале Горь-ковской консерватории.

3 Это строки из письма, написанного Л. И. Ройзманом после возвращения из больницы.

4 Марина Загорская — ученица Г. И. Козловой, в те годы жила и работала в Кишиневе, училась на заочном отделении.

5 Наталья Трофимова — выпускница Г. И. Козловой.

6 Исаак Иосифович Кац (19222009) — профессор Нижегородской консерватории, заведующий кафедрой специального фортепиано, на которой долгое время работала Г. Козлова.

7 Валерий Яковлевич Островский — пианист, ансамблист, некоторое время руководил кафедрой камерного ансамбля Горьковской консерватории, в настоящее время живет в США.

8 Лазарь Абрамович Гантман — скрипач, работал в Горьковской-Нижегородской консерватории, в настоящее время живет в Израиле.

9 Семен Львович Ярошевич — скрипач, руководил кафедрой струнных инструментов, в настоящее время живет в Израиле.

10 Любовь Ароновна Сорочкина — пианистка, долгое время работавшая в Горь-ковской консерватории. Живет в США.

К юбилею Нижегородской консерватории

^ —-з с-

Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016

11 Илья Зиновьевич Фридман — пианист, руководил кафедрой специального фортепиано Нижегородской консерватории после смерти Б. С. Маранц, в настоящее время живет в Германии.

12 Берта Соломоновна Маранц (19071998) — легендарная пианистка, выпускница Московской консерватории, ученица Г. Г. Нейгауза, долгое время руководила единственной кафедрой специального фортепиано в Горьковской консерватории.

»

Литература

1. Галина Козлова: музыкальное приношение. Воспоминания, статьи, материалы. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. 334 с.

2. Козлова Г. О моем Учителе (Л. И. Рой-зман в зеркале своих писем) // Галина Козлова: музыкальное приношение. Воспоминания. Статьи. Материалы. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. С. 212-215.

© Бочкова Т. Р., 2016

Ежов К. А.

ПЕТР КОНДРАШИН — ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ

В статье дается оценка роли Петра Кирилловича Кондрашина в становлении звукорежиссерского образования в современной России в целом и в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки в частности. В нескольких эпизодах автор статьи описывает свое творческое и педагогическое сотрудничество с выдающимся Педагогом и Звукорежиссером.

Ключевые слова: П. К. Кондрашин, звукорежиссер, «КопС^ес», фирма «Мелодия», кафедра музыкальной звукорежиссуры

Отец-основатель кафедры музыкальной звукорежиссуры в Нижегородской консерватории, первый и единственный ее профессор, прививший основные правила преподавания профессии, — Петр Кириллович Кондрашин (1945-2010). Кафедра музыкальной звукорежиссуры начиналась как курсы переподготовки факультета до-

полнительного образования, возглавляемого Тамарой Яковлевной Железновой. В конце 1990-х годов Петр Кириллович уже был заведующим кафедрой звукорежиссуры в РАМ им. Гнесиных и разработчиком основных образовательных стандартов и рабочих программ по специальности. Кстати, основная структура и порядок тем современного цикла полностью совпадает с теми первыми стандартами.

В консерватории в то время еще не было технической базы для обучения звукорежиссеров, поэтому основные практические занятия велись на телерадиоцентре в студии С-150 и, конечно, тогда, когда приезжал Кондрашин. Он привозил с собой звуковую аппаратуру, о которой тогда можно было мечтать. И каждый раз появлялось что-то новое — то микрофон «Neumann KM 184», то «Диск Джеклина», то комплект сурраунд-звука... И каждый раз это было откровение, волшебство, чудо и сожаление, что раньше ты этого не знал или не использовал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.