Научная статья на тему 'ПЕСТИЦИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ'

ПЕСТИЦИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
149
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕСТИЦИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ»

УДК 614.7:615.285.7:632.95].099

ПЕСТИЦИДЫ И ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНЫ1

Проф. И. М. Трахтенберг, проф. Ю. С. Каган, доктор мед. наук Г. А. Бе-

лоножко, кандидаты мед. наук Е. А. Антонович, и В. И. Польченко

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс Министерства здравоохранения СССР, Киевский медицинский институт

В настоящем сообщении рассмотрены некоторые актуальные гигиенические аспекты углубленной научной разработки проблемы пестицидов. Необходимость в такой разработке диктуется, с одной стороны, все возрастающими масштабами применения ядохимикатов во всех отраслях современного сельскохозяйственного производства, с другой — ростом числа случаев отравлений. Так, если в 1945—1949 гг., по данным зарубежной литературы, зарегистрировано 1700 случаев отравлений пестицидами, то в 1950—1954 гг. число таких случаев составляло уже 7300, а в 1955— - 1959 гг.—более 15 000. Только по опубликованным данным (отнюдь не отражающим в полной мере фактическое положение дела) в настоящее время насчитывается свыше 45 тыс. отравлений пестицидами, получившими распространение в 69 странах мира. Более 14 тыс. отравлений приходится на США и 13 тыс.— на Японию. В отечественной литературе описано около 7 тыс. отравлений.

В настоящее время в мире ежегодно применяется свыше 1 млн. т пестицидов. В состав пестицидных препаратов входит около 900 различных химических соединений. Более 100 наименований препаратов находит применение в СССР. Мировое производство пестицидов в экономически развитых странах ежегодно возрастает, расширяется также их импорт в развивающиеся страны.

Многие из применяемых препаратов весьма стойки и сохраняются в естественных условиях до 10 и более лет. Из года в год происходит их накопление во внешней среде, в результате чего циркуляция остатков стойких пестицидов приняла глобальный характер. По оценке американских ученых (и^оос1\\'е11 и соавт.), влияние пестицидов, содержащихся во внешней среде, на здоровье населения приравнивается к воздействию радиоактивных веществ. Какие же в связи с этим гигиенические проблемы, подлежащие дальнейшей научной разработке, выдвигаются сейчас на первый план?

Отметим прежде всего способность пестицидов мигрировать в природных условиях.

Известно, что пестициды, попадая на поверхность почвы,, могут накапливаться в поверхностном слое и проникать вглубь. Такое накопление препарата в поверхностном слое почвы может привести к загрязнению водоемов и вторичному загрязнению воздуха. Особенно опасно загрязнение корне- и клубнеплодов.

Особый интерес представляют данные Л. Г. Моложановой о переходе севина из почвы в воду и растения. Имеются основания полагать, что происходит и обратная миграция препарата из растений в почву.

Установлено, что интенсивность этого круговорота в значительной степени зависит от свойств почвы — ее структуры, поглотительной способности и влагоемкости, а также от возраста и ферментативного состава растений, мощности корневой системы, количества выпадающих осадков,

1 Сокращенный вариант доклада на выездной сессии АМН СССР, правления Всесоюзного научного общества гигиенистов и Министерства здравоохранения Украинской ССР по проблеме «Научные основы гигиены села», состоявшейся в сентябре 1969 г. в Виннице.

глубины залегания грунтовых вод. Эти свойства, в значительной мере определяющие в последующем уровень пестицидов в выращиваемых культурах, подлежат всестороннему и дифференцированному изучению.

Установлено, что пищевые продукты могут содержать остаточные количества ДДТ, гексахлорана, тиофоса., метафоса, севина и других пестицидов, при этом в пищевых продуктах обнаруживают не только исходные соединения (действующее начало пестицидов), но й продукты их превращения, которые в ряде случаев по своим токсическим свойствам могут быть еще более опасными. Другим гигиеническим аспектом потенциальной опасности загрязнения пестицидами пищевых продуктов является изучение химического взаимодействия пестицидов с отдельными веществами, входящими в состав пищевых продуктов (белками, жирами, витаминами), вследствие чего могут снижаться как их питательная ценность, так и технологические качества. Хлорпикрин, например, реагирует с ненасыщенными жирными кислотами и липопротеидами зерна, окисляя непредельное связи. Кроме того, в зерне, фумигированном хлорпикрином,% снижается содержание сульфгидрильных групп, что уменьшает активность ряда ферментов. Фумигация зерна бромистым метилом сопровождается связыванием его в значительном количестве белками. По данным японских исследователей, с белком связывается 44% адсорбированного зерном бромистого метила. В результате в зерне снижается содержание ценных аминокислот. Фумигация зерна окисью этилена приводит к снижению уровня тиамина.

Загрязнению водоемов, почвы, растений ядохимикатами способствует распространение их с потоком воздуха на значительное расстояние. Так, Г. А. Белоножко и соавт. обнаружили при некоторых способах применения хлорорганические и фосфорорганические пестициды на расстоянии до 1—5 км от мест работы с ними, а Атчесон и Ноте — на расстоянии до 20 км. О значительном распространении ртутноорганических пестицидов от мест их непосредственного применения сообщили Н. Ф. Борисенко (1967), А. Р. Уваренко (1968), А. П. Нестеренко (1969).

Опасность воздействия пестицидов непосредственно в процессе полевых работ и даже случаи массовых отравлений сельскохозяйственных рабочих в последнее время нередко связаны с тем, что недостаточно обоснованы так называемые карантинные сроки, т. е. время между последней обработкой полей пестицидами и очередным выходом работающих на эти поля. Обоснование этих сроков требует строго дифференцированного подхода с учетом ряда факторов, из которых весьма существенными, однако еще недостаточно принимаемыми во внимание, являются особенности климатических условий.

Другим важным гигиеническим аспектом проблемы профилактики интоксикаций пестицидами является предотвращение так называемых вторичных загрязнений в связи с транспортировкой, хранением, выдачей и расфасовкой ядохимикатов в условиях закрытых помещений. Наблюдения гигиенистов в последние годы позволили установить, что многие пестициды могут обнаруживаться в воздухе рабочей зоны закрытых помещений, в частности складов хранения ядохимикатов, даже тогда, когда ядохимикатов в этих складах нет. В подобных случаях наличие токсических веществ в воздухе обусловлено исключительно поступлением их из так называемых источников вторичного загрязнения^, представляющих собой депо токсических веществ на поверхности и в толще строительных конструкций и производственного оборудования.

Очевидно, что в настоящее время необходима разработка специальных мероприятий по профилактике вторичного загрязнения пестицидами закрытых помещений. -

Разработка указанных выше и других актуальных гигиенических вопросов должна сочетаться с экспериментально-токсикологическими исследованиями. Речь идет, в частности, о потенциальной опасности воздействия на организм пестицидов в малых концентрациях.

При этом следует исходить из принципиального положения о том, что пестициды могут изменять специфическую и неспецифическую реактивность организма к различным болезнетворным агентам и к естественным физиологическим раздражителям, превращая их в патологические, например вызывать аллергическую перестройку организма. В условиях эксперимента было показано, что при воздействии малых концентраций некоторых хлорорганических и ртутноорганических пестицидов (ДДТ, хлорофос, гранозан) снижаются показатели иммунобиологической реактивности организма — титр агглютининов, комплементарная а.ктивность сыворотки крови, уровень С-реактивного белка, превентивные свойства сыворотки. В дозах и концентрациях, не вызывающих видимых проявлений интоксикации, эти вещества ведут к нарушению адгезионных свойств лейкоцитов, что, по-видимому, связано с изменениями их фосфатазной и фагоцитарной активности. Исследования, проведенные на модели экспериментальной туберкулиновой аллергии морских свинок, показали, что после введения животным в одних опытах севина, в других — хлорофоса, в третьих — ДДТ до сенсибилизации и в период формирования аллергической перестройки кожно-аллергические реакции сенсибилизированного организма остаются специфическими к гомологическому аллергену. Однако при длительном воздействии ДДТ в ряде случаев обнаружена склонность к появлению парааллергических реакций (Г. Б. Фридман). Изменение динамики и подавление интенсивности кожно-аллергических реакций вплоть до их полного угнетения были отмечены и при кожной аппликации пестицидов .

Исследованиями, проведенными А. М. Луканевой (1967, 1968), показано, что применение питуитрина на фоне хронического воздействия ДДТ и других хлорорганических пестицидов приводит к усилению реакции на коронароспастические агенты. Еще ранее нами было показано, что нарушения коронарного кровообращения под влиянием внутривенного введения питуитрина проявлялись в значительно большей степени у животных, подвергшихся длительному воздействию малых концентраций ртутноорганических пестицидов. Показателен тот факт, что подпороговые дозы питуитрина, не вызывавшие коронарной недостаточности у здоровых животных, приводили к резкому нарушению коронарного кровотока у подопытных животных (И. М. Трахтенберг и соавт.).

Чрезвычайно сложной проблемой, требующей в настоящее время широкой комплексной разработки, является проблема отдаленных последствий действия пестицидов. Так, М. Н. Рыбакова (1966, 1967) установила влияние малых доз ДДТ на гонады. Эти экспериментальные исследования приобретают особое значение в свете данных Л. Ф. Васьковской и Л. И. Комаровой, обнаруживших значительные количества ДДТ в половых железах людей, умерших от различных причин. Те же авторы показали (1968), что у женщин, в грудном молоке которых содержится ДДТ, осложнения в течении беременности и родов и в развитии 'новорожденных наблюдаются чаще, чем у женщин, не являющихся носителями ДДТ. Эти данные наряду с появившимися недавно в печати результатами исследований Р. Тарьян и К. Кемень и Н. Фаур и К. Кемень о лейкозогенном действии ДДТ на 3—6 генерациях мышей являются доказательством возможности серьезных отдаленных последствий действия ДДТ. Нельзя считать окончательно решенным вопрос о способности вызывать подобные эффекты при длительном воздействии малых количеств пестицидов, относящихся к фосфорорга-ническим соединениям, производным карбаминовой, тио-дитиобаминовых кислот, триазинов и некоторых других пестицидов.

Однако для многих из этих пестицидов доказана их способность вызывать в эксперименте на животных ряд патологических эффектов в относительно больших дозах (наличие гонадотоксических свойств у севина, бла-стомогенных, эмбриотоксических и мутагенных у ТМТД, манеба, цирама и цинеба, мутагенная активность производных триазина).

В настоящее время кардинальной задачей в области экспериментальных исследований следует считать разработку адекватных моделей для изучения отдаленных последствий воздействия пестицидов, а также выяснение вопроса о возможности количественного переноса на человека данных, полученных в эксперименте на животных, определение допустимой степени вредности возникающих сдвигов, проблема прогнозирования в относительно короткие сроки последствий влияния малых количеств пестицидов. Залогом дальнейших успехов в деле предупреждения потенциальной опасности пестицидов^ является углубление исследований и органическое сочетание результатов наблюдений гигиенистов с экспериментально-токсикологическими, а также теоретических изысканий с реализацией на их базе актуальных прикладных задач.

ЛИТЕРАТУРА

а

Б е л о н о ж к о Г. А. В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1968, в. 6, с. 192. — Белоножко Г. А. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1965, с. 63. — Борисен-к о Н. Ф. Защита растений, 1967, № 1, с. 21. —М о л о ж а н о в а Л. Г. В кн.: Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1968, в. 6, с. 355. — Тар ьян. Р., К р е ш е н ь Т: В кн.: Материалы 16-й Научной сессии ин-та питания АМН СССР. М., 1966, в. 2, с.'84. —Трахтенберг И. М. и др. Вестн. АМН СССР, 1966, № 8, с. 23. — У в а р е н к о А. Р. Врач, дело, 1969, № 9, с. 104. — Ф а у р Н., К е м е н ь Т. Гиг. и сан., 1968, № 2, с. 86. — Фридман Г. И. В кн.: Вопросы аллергии. Львов, 1967, с. 34. — Фридман Г. И. В кн.: Материалы 21-й Научной конференции Ужгородск. университета. Киев, 1967, с. 152. — М I 1 Ь у Т. Н., О 1 \ о Ь о п [ Б., М 1 1 И е 1 1 Н. XV., Л. А. М. А., 1964, V. 189, р. 351.

Поступила 29/1X 1969 г.

УДК 615.285.7.099

К ОЦЕНКЕ МЕХАНИЗМА КУМУЛЯТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ

ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

• в _ |

Кандидаты мед. наук Г. Н. Красовский и С. А. Шиган

Кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова

В настоящее время патогенез токсического действия вещества рассматривается как сочетание элементов полома и адаптационного напряжения функций организма. Очевидно, это должно быть принято во внимание и при изучении кумулятивных свойств веществ. Вместе с тем понятие о кумулятивном эффекте при изучении действия токсических веществ зачастую включает в себя одностороннее представление как о непрерывном накоплении только элементов полома или неуклонно нарастающего во времени процесса депонирования яда в органах и тканях. В теоретическом плане эта проблема еще недостаточно изучена. В частности, не освещены вопросы характера и динамики соотношения патологического и адаптационного процессов в зависимости от кумулятивных свойств веществ. К тому же в литературе имеются указания, что в проявлении степени кумуляции может иметь значение и величина испытанных доз (Е. И. Спыну).

Как известно, наиболее точно поддаются наблюдению закономерности материальной кумуляции. Поэтому для изучения некоторых сторон процесса кумуляции было решено проследить за динамикой накопления и выведения ДДТ — одного из типичных представителей высококумулятивных веществ. Мы пытались найти ответы на поставленные вопросы, используя ДДТ, меченный по С14. Смертельные дозы этого препарата для . мышей определены на уровне 200—250 мг/кг, что совпадает с данными литературы о токсичности обычных образцов ДДТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.