Конечно, формы эксплуатации в середине XX столетия отличаются от тех, что были 100 лет назад: тяжелый физический труд переложен на машины. Но суть дела от этого не изменилась — возросшее нервное напряжение, постоянное падение доли общественного продукта, получаемого рабочим классом, свидетельствуют, что эксплуатация не уменьшается, а растет.
Ф. Энгельса с полным правом можно назвать основоположником марксистской социальной гигиены: его идеи взяты на вооружение новыми поколениями — борцами за здоровье трудящихся, его идеи реализованы в странах социализма и продолжают быть на вооружении тех, кто штурмует капиталистический строй.
Поступила 17/УП 1970 г
УДК 614.7:615.285.7:632.951:613.2
КРУГОВОРОТ ПЕСТИЦИДОВ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ И ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ
»
А. П. Шицкова, О. Н. Елизарова, Р. А. Рязанова
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Одной из важных проблем современности является обеспечение населения достаточным и полноценным питанием. По данным ФАО и ВОЗ, для удовлетворения этой потребности необходимо в 1975 г. повысить урожайность сельскохозяйственных культур на 35%. Среди мер увеличения производства пищевых продуктов особое место занимает защита растений от вредителей, сорняков и болезней. К этой проблеме привлечено внимание ученых всего мира.
В системе защиты растений важнейшую роль играют химические методы. Однако широкое применение пестицидов во всем мире привело к загрязнению внешней среды, что обусловливается их миграцией, переходом из одной среды в другую, участием в сложных биологических процессах и образованием различных продуктов метаболизма, зачастую не менее токсичных, чем исходные вещества.
В силу персистентности и кумулятивных свойств пестициды могут накапливаться в различных объектах внешней среды (воздух, вода, почва, растения, технические и пищевые культуры, животные, в том числе сельскохозяйственные) и участвовать в круговороте веществ в природе.
В природе все находится в состоянии динамической взаимосвязи как по физическим и химическим законам взаимодействия, так и по биологической цепочке. Весьма часто происходит нарушение биологического равновесия, оказывающее влияние на внешнюю среду, окружающую человека, и на его здоровье. В этих условиях особое значение приобретает роль пищевого фактора, являющегося конечным звеном в круговороте пестицидов во внешней среде. По данным А. И. Штенберга, примерно 80—85% пестицидов человек получает с пищей.
Практика применения пестицидов показывает, что наиболее значительному загрязнению подвергается почва. Это происходит в результате непосредственной обработки сельскохозяйственных культур или внесения пестицидов в почву, оседания их из атмосферы, миграции с водой. Так, хлорорга-нические соединения обнаруживали в почве через значительное время после однократного их внесения, например гептахлор и гексахлоран через 9—11 лет (К. К. Врочинский, ЫсЫегЫеш). Остаточные количества обнаруживаются в нижних слоях почвы через 9—18 месяцев после их внесения, что указывает на способность миграции пестицидов с дождевой водой из верхних горизонтов в глубоко расположенные слои и на возможность перехода их в грунтовые воды, являющиеся источниками водо-
снабжения (В. 3. Мартынюк и М. И. Гжегоцкий; А. П. Лебедева и О. Н. Толстошей).
Из почвы ядохимикаты хорошо ассимилируются растениями и в первую очередь корнеплодами, имеющими большое значение для питания человека и сельскохозяйственных животных. В процессах накопления ядохимикатов в корнеплодах видную роль играют состав и характер почвы. Так, например, наибольшее количество линдана обнаружили в моркови, выращенной на песчаном суглинке, и наименьшее — в выращенной на черноземной почве, хотя в последнюю было внесено ядохимикатов в 5 раз больше (Lichtenstein). По нашим данным, картофель, выращенный на различных почвах, при внесении карбатиона в ряде случаев приобретал отрицательные органо-лептические свойства и оказывал вредное воздействие на экспериментальных животных.
Водный путь распространения пестицидов представляет также большую опасность для населения. Известны случаи обнаружения ядохимикатов не только в открытых водоемах, но и в водопроводной воде. Водным путем пестициды могут распространяться на значительные расстояния, сохраняя высокую концентрацию.
Пестициды могут попадать в водоемы различными путями: с талыми, дождевыми и подземными водами, а также при непосредственной обработке водоемов гербицидами для борьбы с личинками различных насекомых или сорными растениями. Содержание пестицидов в воде водоемов постепенно снижается, но происходит интенсивное их накопление в планктоне, а так как он служит источником питания для дафний и других мелких водных организмов, ядохимикаты переходят в мясо рыб и водоплавающих птиц. В США, Англии и других странах отмечены случаи, когда содержание гербицидов в мясе рыб и водоплавающей птицы в 100 и 1000 раз превышало содержание в воде (Crater и Wilson). Большую опасность представляет загрязнение пестицидами воды, используемой для орошаемого земледелия. В этих случаях вода, содержащая пестициды, может загрязнять почву, из которой ядохимикаты переходят в грунтовые воды и растительные культуры.
Облако пестицидов в ряде случаев может уноситься воздушными потоками на большое расстояние от места обрабатываемых участков, оседать на почву и водоемы, и яды опять могут ассимилироваться растительными культурами, используемыми для питания населения или в качестве корма для скота.
Характер и степень опасности заражения пищевых продуктов, используемых в питании населения, определяются свойствами препаратов, их токсичностью, стойкостью, особенностями поведения во внешней среде и т. п.
Особую опасность представляет непосредственная обработка сельскохозяйственных пищевых культур путем фумигации для сохранения впрок или в процессе вегетации в целях борьбы с вредителями, сорняками и болезнями. Опасность для здоровья могут представлять не только остаточные количества ядохимикатов, но и продукты их хемосорбции, которые в некоторых случаях даже более токсичны. Так, установлено, что при непосредственной фумигации зерна, фруктов, ягод такие ядохимикаты, как металлил-хлорид, бромистый метил, хлорпикрин и др., вступают в химическое взаимодействие с этими продуктами, сорбируются ими, иногда достигая в них значительного содержания.
Ядохимикаты могут снижать питательную ценность продукта, в частности, металлилхлорид и бромистый метил при обработке ими зерна снижают количество витамина PP.
Все шире используют пестициды для обработки фруктов, ягод, овощей и зернобобовых в период вегетации. Выявлена связь между величиной остаточных количеств ядохимикатов в продуктах питания и интенсивностью применения химических средств защиты. Особенно часто обнаруживают такие стойкие хлорорганические пестициды, как ДДТ, ГХЦХ и др.
Остаточное количество ядохимикатов в ряде случаев изменяет органо-лептические свойства пищевого продукта, придавая несвойственные ему запах или привкус. Но особого внимания заслуживает то, что токсические свойства продукта могут быть обнаружены даже при неизмененных орга-нолептических его качествах.
Многие ядохимикаты, например ДДТ, алдрин, хлориндан, гранозан, меркуран и др., почти не разрушаются при кулинарной обработке. Брожение теста из муки, загрязненной ДДТ или гранозаном, последующая выпечка хлеба, сушка сухарей не снижают первоначального содержания этих пестицидов в муке или зерне. Остаточное количество таких ядохимикатов в пищевых продуктах может привести к острым отравлениям. Описан ряд случаев отравления зерном, протравленным гранозаном.
Для обработки лесных массивов, лугов, технических культур применяют более токсичные препараты и в больших количествах. Это ведет к загрязнению лесной фауны и флоры. Так, например, после обработки леса линданом остаточное количество пестицида в пробах травы и листьев составляло 2 мг/кг, через 30—60 дней оно уменьшилось до 0,2 мг/кг. В грибах, собранных через 4 месяца после обработки лесного массива препаратом ДДТ, остаточное его количество колебалось от 0,16 до 0,8 мг/кг. Д ДТ был также обнаружен в мышечной ткани, жире и печени зайцев (Г. А. Белоножко и соавт.).
Скармливание сельскохозяйственным животным кормов, содержащих остаточное количество ядохимикатов, ведет к накоплению последних в их организме.
Фосфорорганические препараты, как тиофос, карбофос, обнаруживают в молоке уже в первые часы после обработки ими рогатого скота. Хлорофос может сохраняться в организме животных до 7 суток. Представитель карбоматов севин выделяется с молоком в течение 2—3 суток (3. Л. Во-лощенко).
Миграция пестицидов создает сложную среду для жизнедеятельности человека. За последние годы появились данные о накоплении ядохимикатов в теле человека. В жировой ткани людей, не имевших непосредственного контакта с пестицидами, обнаруживали ДДТ: в США — до 4,4 части на 1 млн., в Канаде и Франции — до 1,7, в ФРГ — до 1,0; ДДЕ — метаболит ДДТ — был обнаружен в еще больших количествах — от 19,9 до 5,2 части на 1 млн. (Г. Майер-Боде). В жировой ткани здоровых жителей Будапешта, погибших от несчастных случаев, находили значительное количество ДДТ. По данным Л. И. Медведя, в мышце сердца здорового человека определяется 5—20 мг ДДТ, в других органах его содержание несколько меньше. Пестициды обнаруживали также в тканях плода, молоке кормящих матерей и жировой ткани грудных детей. Аналогичные данные приводятся (И. Д. Га-даскина) о хлорорганических пестицидах диенового синтеза (алдрин, диль-дрин, эндрин, хлориндан, гептахлор и др.).
Особого внимания заслуживают данные об отдаленных последствиях действия пестицидов. Многие из них оказывают эмбриотоксическое, мутагенное и канцерогенное действие. Такие производные карбаминовой кислоты, как цинеб и цирам, могут вызывать у экспериментальных животных стерильность, извращение полового цикла, резорбцию и уродства плодов (Р. А. Рязанова).
Имеются сообщения о действии некоторых пестицидов на беременных женщин, внутриутробное развитие плода. Описан ряд случаев самопроизвольных абортов у матерей, перенесших хроническую интоксикацию гранозаном, а если дети рождались, то были нежизнеспособными или отставали в физическом и умственном развитии. По данным Л. И. Медведя, у женщин, которые соприкасались с ДДТ, чаще встречаются осложнения после беременности, родов, рождаются неполноценные дети.
Роль канцерогенов могут играть некоторые хлорированные углеводороды. Американские ученые отмечают, что частота опухолей возрастает
в 4 раза при действии алдрина. Канцерогенными свойствами обладает изо-пропиловый эфир фенилкарбаминовой кислоты. Цинеб может вызывать у некоторых животных появление аденом в легких (М. Б. Рапопорт). У людей, длительно потребляющих пищу, загрязненную препаратами мышьяка, отмечаются случаи кожного рака.
Наличие ядохимикатов во внешней среде и попадание микроколичеств их в организм в течение длительного времени может способствовать возникновению хронических заболеваний органов пищеварения (печени, желудка и др.). При экспериментальном изучении мы выявили, что цирам и цинеб угнетают функцию желудка, снижают кислотность желудочного сока. Подобное действие оказывал также карбатион, причем не только при введении самого препарата, но также в случае скармливания картофеля, собранного с земли, обработанной этим препаратом.
Кроме возможности возникновения острых и хронических отравлений с выраженной клинической картиной, пестициды оказывают на организм и неспецифическое действие. За последнее десятилетие наблюдается заметный рост аллергических заболеваний, что многие авторы связывают с расширенным применением пестицидов. Так, при контакте с ДДТ нередко возникают аллергические экземы, пурпуры, дерматиты, бронхиальная астма (Stryker и Godgroy).
На данном этапе еще не известно, достигнет ли опасного уровня накопление ядов в организме человека, но очевидно, что если активно не вмешиваться, не предотвращать возможность попадания пестицидов в организм, в первую очередь с пищевыми продуктами, то такой уровень может быть достигнут в ближайшем будущем. Площадь земель, обрабатываемых пестицидами, с каждым годом увеличивается, возрастают количество и ассортимент применяемых веществ. Согласно официальным данным, в ближайшие годы рекомендуются для использования в сельском хозяйстве 115 пестицидов различных наименований. Однако этим не исчерпывается перечень ядохимикатов; в связи с требованиями, предъявляемыми практикой сельского хозяйства, список химических средств защиты растений из года в год пополняется. Поэтому только глубокое изучение всех вопросов, связанных с применением пестицидов, обеспечит разработку действенных мер, которые могли бы гарантировать охрану внешней среды и безвредность пищевых продуктов. Особого внимания заслуживает всестороннее изучение «географии» применения различных пестицидов, выявление важнейших звеньев загрязнения внешней среды, опасных уровней накопления и миграции ядохимикатов в зависимости от характера применения с учетом различных климатических и почвенных условий, метеорологических факторов. Эти исследования необходимо проводить по единой методической схеме. Естественно, что они могут быть успешно выполнены только при участии ученых и практиков различного профиля—гигиенистов, санитарных врачей, работников ветеринарной службы, службы защиты растений и т. п.
ЛИТЕРАТУРА
Белоножко Г. А., Клисенко М. А., Петриченко Л. Н. и др. Гиг-и сан., 1967, № 2, с. 91. — В о л о щ е н к о 3. Л. В кн.: Гигиена и токсикология пести' цидов и клиника отравлений. Киев, 1968, с. 267. — Врочинский К. К. Там же* 1967, с. 57. — Г а д а с к и н а И. Д. В кн.: Актуальные вопросы промышленной токси" кологии. Л., 1970, с. 21. — Лебедева А. П., Толстошей О. Н. В кн.: Гигиен3 и токсикология новых пестицидов и клиника отравлений. М., 1962, с. 180. — Марты" н ю к В. 3., Г ж е г о ц к и й М. И. Гиг. и сан., 1967, № 2, с. 96. — Рязанова Р. А. Гиг. и сан., 1966, № 10, с. 25. — Якубова Р. А. Материалы научной сессии, посвященной гигиене села. Саратов, 1965, с. 33. — Lichtenstein Ё. Р., J. Agricult. Food. Chem., 1959, v. 7, p. 490.—Майер -Боде Г. Остатки пестицидов. М., 1966. —Stryker О. V.. Godgroy В., J. А. М. А., 1946, v. 43, р. 384.
Поступила 30/VI 1970 г.