Научная статья на тему 'ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ'

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / РЕЧЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванина А.Ю., Фомина К.В.

В данной статье рассматривается песочная терапия, её применение для развития и коррекции речи, моторики, внимания и других психических функций детей дошкольного возраста, а также приводятся конкретные упражнения, входящие в данную методику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ»

УДК 1

Иванина А. Ю.

студентка 3 курса

ФГБОУВО Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Россия, г. Елец)

Фомина К. В.

студентка 3 курса ФГБОУВО Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

(Россия, г. Елец)

Научный руководитель: Яковлева И.В. старший преподаватель ЕГУ им. И.А.Бунина

(Россия, г. Елец)

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ

Аннотация: в данной статье рассматривается песочная терапия, её применение для развития и коррекции речи, моторики, внимания и других психических функций детей дошкольного возраста, а также приводятся конкретные упражнения, входящие в данную методику.

Ключевые слова: песочная терапия, речь, психические функции, развитие и коррекция речи.

Общеизвестно, что речь - это высшая психическая функция, которая служит основным средством выражения мысли.

В настоящее время существует множество различных способов и методик, направленных на развитие речи, как в раннем, так и в старшем дошкольном возрасте. Одной из них является песочная терапия.

Считается, что умственное развитие тесным образом связано с эмоциональным. Однако, в последнее время в практике обучения больше прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, в то время как эмоциональной сфере не всегда уделяется достаточное внимание. Метод песочной терапии как раз таки направлен на развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер ребёнка в совокупности.

Песочная терапия - это сравнительно новая, не всем известная методика, являющаяся одной из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Песочную терапию можно применять к детям, начиная с 3 лет.

Большой вклад в изучение песочной терапии внесли такие учёные, как Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А.

Игры с песком - это один из вариантов привычной деятельности ребенка. Именно поэтому возможно использование песочной терапии в развитии и обучении детей. Эта методика включает в себя множество заданий и игр, направленных на снятие общего эмоционального напряжения, двигательных стереотипий, судорожных движений, на повышение уровня концентрации внимания и усидчивости ребёнка.

Песочная терапия помогает развитию речи, мелкой моторики, тактильных ощущений. Также она может применяться для развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности, ориентации в пространстве.

Существует несколько видов игр и упражнений с применением песка:

1. Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

2. Познавательные игры направлены на познание многогранности нашего мира.

3. Проективные игры нацелены на развитие ребенка [1].

При применении песочной терапии нужно, чтобы набор предметов для игры был обширным и разнообразным, туда должны входить множество миниатюрных предметов и игрушек, приближенных к реальным предметам, людям и животному миру, персонажи мультфильмов и сказок.

Принято выделять пять этапов организации игрового процесса с песком:

1. Демонстрация песочницы.

2. Демонстрация коллекции фигурок.

3. Знакомство с правилами игр на песке.

4. Формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

5. Завершение занятия. При завершении работы в песочнице, дети убирают свои строения из песка, расставляют игрушки обратно на полки, разравнивают песок.

Кроме того, песочная терапия применяется для восстановления пробелов в развитии звуковой стороны речи. Для этого в логопедической работе используются игры, направленные на развитие фонематического слуха:

- выбор фигурки, в названии которой присутствует звук [о] или любой другой гласный;

- выбор фигурки, в названии которой есть звук, который следует автоматизировать [р] или [ л ] и т.д.

После того, как ребёнок с этим справится, его можно попросить, к примеру, составить устно предложения, в которых слова с этим звуком стоят в конце, начале, середине предложения. Если судить по наблюдениям педагогов, дети очень лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней, им нравится превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. [2].

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами пальцем или палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок.

Песочная терапия применяется также для развития и совершенствования грамматического строя речи детей. Для этого применяются следующие игры:

«Чего не стало?» - эта игра позволяет закрепить навык использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. Она заключается в том, что логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки» - данная игра применяется для закрепления в речи предлогов "к", "между", "за", "перед", "из-за". Логопед расставляет машинки по песчаному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении каждой машинки относительно других.

«Подбери слово». Игра заключается в том, что дети должены найти спрятанные в песке игрушки, а потом подобрать к их названиям подходящие к ним по смыслу прилагательные.

Для формирования слоговой структуры слова посредством игр с песком также применяется множество упражнений. Вот некоторые из них:

«Полоски». Логопед (затем и сам ребёнок) чертит на песке нужное количество полосок, а потом по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Данное упражнение заключается в том, что логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя, либо убирая лишнюю полоску. «Раздели слово на слоги». Ребёнок пишет на песке нужное слово и вертикальными полосками разделяет его на слоги. Развитию связной речи способствуют следующие игры с песком:

«Мой клад». Ребёнок закапывает в песок игрушку и описывает её, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, раскапывает его.

Все эти упражнения способствуют как общему речевому, и в целом психическому развитию, так и развитию отдельных сторон речи ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что песочная терапия - очень действенный, продуктивный, хотя и новый метод педагогического воздействия на речь детей и их психику в целом.

Она позволяет снять общее эмоциональное напряжение, повысить усидчивость ребенка, повысить концентрацию его внимания. А также способствует развитию мелкой моторики, ориентации в пространстве, речи (в частности слоговой структуры слова, фонематического слуха, коммуникативных навыков в целом и т. д.)

Также нужно сказать о том, что использование таких нетрадиционных методик в педагогической деятельности является важным и обоснованным, потому что методы и приёмы обучения и воспитания должны постоянно совершенствоваться, чтобы быть максимально полезными на практике. Песочная терапия, как и другие виды игровой терапии, относящиеся к нетрадиционным методам обучения и воспитания как, бы дополняют, модернизируют традиционные.

Список использованной литературы:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. - 48с.

2. Инновации - в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. - 232 с.

3. Маам [электронный ресурс] - Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/peskoterapija

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.