Научная статья на тему 'Первый вопрос в философии Петра Ивановича линицкого'

Первый вопрос в философии Петра Ивановича линицкого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР ИВАНОВИЧ ЛИНИЦКИЙ / ФИЛОСОФИЯ / БЫТИЕ / ПРИЧИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еникеева Н.К.

В статье приведен общий взгляд на философию заслуженного ординарного профессора философии П.И. Линицкого. Приводится формулировка «первого вопроса философии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый вопрос в философии Петра Ивановича линицкого»

Философские науки

171

3. Иннокентий (Борисов). Сочинения / Иннокентий (Борисов). - СПб.: изд. Вольфа, 1902. - Т 1.

4. Кипарисов М. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, как проповедник: диссертация. Киев, 1915 г. // ИР НБУ Ф. 304. Дис. 2336. 413 с.

5. Куценко Н.А. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школа (Новые материалы) / Н.А. Куценко. - М.: ЦОП Института философии РАН, 2005. - 138 с.

6. Сарапин А.В. Антропологические идеи в религиозно-философских наследий Киевской Духовной Академии (первая половина - середина XIX столетия) [Электронный ресурс]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / А.В. Сарапин. - Киев, 1995. -Режим доступа: http://elibrary.ru/query_results.asp.

ПЕРВЫЙ вопрос в философии ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО

© Еникеева Н.К.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье приведен общий взгляд на философию заслуженного ординарного профессора философии П.И. Линицкого. Приводится формулировка «первого вопроса философии».

Ключевые слова: Петр Иванович Линицкий, философия, бытие, причина.

Петр Иванович Линицкий - заслуженный ординарный профессор философии, доктор богословия, значительную часть своей жизни посвятивший Киевской Духовной академии. Философ, создавший целый ряд произведений, в которых достаточно полно изложено его учение. Одним из фундаментальных трудов автора стала работа: Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии.

Сам Петр Иванович основной целью названной работы видел ее практическую значимость, во-первых для учителей философии, а во-вторых для лиц, интересующихся ее основами. В работе представлено систематическое описание процесса познания философии, которое должно заинтересовать любопытного читателя и подвигнуть его на углубленное познание учений.

По мнению автора, человек может логически завершить свое интеллектуальное образование только изучением философии. Автор называет два ви-

Аспирант.

172

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

да образования: техническое и научно-теоретическое [10, с. 41]. Техническое образование имеет практическую направленность и критерием его получения является умение человека на практике применять полученные знания. Критерием освоения второго образования служит возможность самостоятельно делать те или иные умозаключения - этому способствует изучение философии.

Также философ называет две трудности, с которыми может столкнуться человек при изучении философии. Речь идет о субъективной и объективной сложностях. Познавая окружающий мир, человек видит определенные конкретные образы этого мира. Для познания философии нужно «отвлеченное мышление» [10, с. 41], позволяющее мыслить широко и свободно. Чтобы научиться этому, следует приложить немалые усилия. В свою очередь отвлеченное мышление нужно чтобы постичь суть философских концепций. Объективная трудность связывается с самим содержанием философии.

Помня о том, что философия это не точная наука, а совокупность разных учений, автор предлагает заинтересованному лицу изучать ее под руководством наставника, дабы не отбить желание познавать. Философские взгляды постигаются не только на уровне умственных операций, но и на чувственном уровне, наделяя собой философствующего разными эмоциями.

Философские вопросы должны решаться максимально объективно, без какой-либо субъективной окрашенности. Это сложно сделать, учитывая тот факт, что существует множество учений, подчас противоречивых и противоположных друг другу. Философия всегда стремилось объединить знание, полученное из разных учений. Сделать это можно двумя способами. Первый способ - использовать исторический метод. При этом следует помнить, что выстраивая в ряд разные учения, близкие друг другу по времени, они могут быть разными по существу, и наоборот. Второй способ - создание «философской энциклопедии» [10, с. 43], некой философской системы, описывающей ее разделы. Названный способ весьма сложен, т.к. является разрозненным описанием разных аспектов и труден для восприятия. «Между тем единство - такая черта, которая для философии всего важнее, ибо выработать единое миросозерцание всегда было главною задачею философии, а для сего необходимы а) единство основного начала и б) внутренняя логическая связь отдельных частей системы» [10, с. 43].

Для реализации принципа единства, философия слишком многогранна, изобилует разными учениями, методами и подходами. Поэтому, следует выработать некий общий принцип, основываясь на котором, можно будет без труда определить, является ли мнение автора философским, или таковым оно не является. По мнению П.И. Линицкого таким принципом может стать принцип универсальности.

Первым и основным вопросом философии является объяснение понятия бытия. Бытие всегда соотносится с причиной, но рождается раньше,

Философские науки

173

потому как причину какого-либо явления можно объяснить только при наличии самого явления, как следствие бытие первично - причина вторична. Поэтому, первое к чему обращается философ, должно быть бытие.

Если обратиться к опыту окружающего мира, можно сделать вывод, что все объекты рождаются от себе подобных объектов, таком образом «имеют бытие заимствованное» [10, с. 45]. Следовательно, должен существовать некий объект, который был первоосновой, из которой рождалось последующее. «Естественно предположить, что должно существовать нечто такое, что обладает бытием незаимствованным, т.е. существует в себе и через себя, а не через иное что-либо».

Таким образом, по мнения философа существует два вида бытия: первичное, независимое и заимствованное, первое является сущностью, единой и неизменной, второе - явлением. Основной вопрос философии П.И. Линицкий формулирует так: что же именно из всей данной действительности, из всего, что мы знаем, должно признать первичным и основным бытием, иначе, -единою, тождественною и неизменною сущностью вещей?» [10, с. 46].

Ответ на этот вопрос содержится во всем творческом наследии ординарного профессора философии.

Список литературы:

1. Линицкий П. Абсолютное есть ли идея или же действительное существо? // Вера и разум. - 1890. - № 1. - С. 1-27.

2. Линицкий П. Абсолютное само в себе и в отношении к конечному // Вера и разум. - 1889. - № 21. - С. 375-406.

3. Линицкий П. Вера и знание // Вера и разум. - 1889. - № 22. - С. 217-239.

4. Линицкий П. Критическое обозрение обычных взглядов и суждений о различных видах общественной деятельности и началах общественного благоустройства // Вера и разум. - 1884. - Ч. 1 - С. 26-64.

5. Линицкий П. Материя и дух как всеобщие начала бытия // Вера и разум. - 1890. - Т. II, Ч. II. - С. 341-364.

6. Линицкий П. Мышление и познание // Вера и разум. - 1897. - № 16. -С. 469-494.

7. Линицкий П. Об образе существования абсолютного или отношение между безусловным и условным // Вера и разум. - 1890. - № 4. - С. 151-170.

8. Линицкий П. Общий взгляд на философию // Труды Киевской духовной академии. - 1867. - Т. IV, Кн. № 10. - С. 52-88.

9. Линицкий П.И. О формах и законах мышления / П.И. Линицкий. -Харьков: Тип. Губ. Прав., 1895. - 84 с.

10. Линицкий, П.И. Сочинения: в 5 т. Т. 1.: Основные вопросы философии. Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту / Ред. А.Г. Волков. - Мелитополь: Изд. дом МГТ, 2012. - 455 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.