Научная статья на тему 'Арх. Иннокентий (Борисов) о душе'

Арх. Иннокентий (Борисов) о душе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХ. ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ) / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДУША

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еникеева Н.К.

В статье приведен краткий анализ учения арх. Иннокентия (Борисова) о душе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арх. Иннокентий (Борисов) о душе»

Философские науки

169

Остаётся несомненным и тот факт, что проблема научности психоанализа будет находиться в долгом процессе решения, поскольку многое зависит от новых научных открытий в области нейробиологии и других наук, имеющих отношение к психологии и физиологии человека. При этом необходимо учитывать то, что клиническая практика не может быть абсолютным критерием для определения научности психоанализа. Так, например, Б.И. Пружинин оценивая научный статус психоанализа, отмечал важность социокультурного аспекта и относительность результатов клинической практики [3, с. 239-255].

Необходимо указать и на то, что проблема научного статуса психоанализа зависит от конкретной мировоззренческой позиции исследователя, то есть от того, какого типа мировоззрения придерживается исследователь - материализм, идеализм, реализм, монизм, диалектика и т.д. Не только психоанализ, но и все остальные психологические и психотерапевтические направления зависят от конкретной мировоззренческой позиции, которая определяет методологические и научные вопросы и проблемы этих направлений. Поэтому проблема научного статуса психоанализа является ещё и проблемой мировоззренческого выбора, а не только проблемой соответствия критериям.

Список литературы:

1. Наука и квазинаука / В.М. Найдыш, Е.Н. Гнатик, В.Н. Данилов и др. / Под ред. В.М. Найдыша. - М.: Альфа-М, 2008. - 320 с.

2. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания: Избр. работы. Пер. с англ. / К. Поппер. - М.: Прогресс, 1983 - 605 с.

3. Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии / Б.И. Пружинин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 423 с.

4. Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 2001. - № 6. - С. 3-31.

5. Фрейд возвращается // В мире науки. - 2004. - № 8. - С. 54-61.

АРХ. ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ) О ДУШЕ © Еникеева Н.К.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье приведен краткий анализ учения арх. Иннокентия (Борисова) о душе.

Ключевые слова арх. Иннокентий (Борисов), русская философия, душа.

Аспирант.

170

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Иннокентий (Иван Алексеевич Борисов) родился 27 декабря 1800 года, умер 7 июня 1857 года - архиепископ Херсонский и Таврический. Выпускник Киевской духовной академии. В 1997 году был причислен к лику местночтимых святых.

Иннокентий (Борисов) прожил яркую, активную жизнь. Он занимался изучением богословия, сам написал много трудов в этой области, вел проповедническую деятельность, был издателем и редактором, занимался улучшением быта в монастырях, своей епархии, вел научную деятельность. Под его началом был организован сбор рукописей по богословию и философии.

После смерти арх. Иннокентия (Борисова) потомкам осталось богатое наследие по богословию и философии, его труды переиздавались несколько раз.

Одним из ключевых вопросов, к которым обращался философ-богослов -это душа. По его мнению, человек состоит из двух элементов: души и тела. Они являются двумя началами человеческой жизни, существуют параллельно, причем могут довлеть одна над другой, жертвовать друг другом, либо находиться в конфликте.

Душа может существовать вне человеческого тела, например во время сна человека, либо после его смерти. Однако, они постоянно нуждаются друг в друге. По мнению философа «внутренней, существенной противоположности между ними нет» [Соч. 02, т. 1, с. 102], поэтому, тело и душа соединяясь, образуют человека.

Тело и душа разные по своем существу и функциям. Тело материально. отсюда, оно образует внешнюю, видимую форму, оболочку. Душа в свою очередь невидима, но обладает возможностью творить, она свободна в своих порывах.

Душа и тело представляются ар. Иннокентию (Борисову) противоположными по своей сути, но образующими единое человеческое существо. Разум не в состоянии понять, как противоположные явления могут образовывать нечто единое. Это следует принять как данность. Из всех размышлений следует один вывод: душа подчиняет себе тело и является высшим началом над низшим (телом).

Душа не имеет земной сущности, она по своему происхождению небесна. Она рождается и существует еще до рождения человеческого тела, как дух. При рождении человека, Бог своих вдохновением помещает душу в человеческое тело. Сегодня душа рождается от родителей человека.

Душа для человека непознаваема.

Список литературы:

1. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Кн. 1 / В.В. Зень-ковский. - Париж, 1948. - 469 с.

2. Иконников В.С. Опыт русской историографии. Т. 2. Кн. 2 / В.С. Иконников. - Киев: Типография Императорского Университета св. Владимира акц. общ. Н.Т. Корчак-Новицкого, 1908. - 1955 с.

Философские науки

171

3. Иннокентий (Борисов). Сочинения / Иннокентий (Борисов). - СПб.: изд. Вольфа, 1902. - Т 1.

4. Кипарисов М. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, как проповедник: диссертация. Киев, 1915 г. // ИР НБУ Ф. 304. Дис. 2336. 413 с.

5. Куценко Н.А. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школа (Новые материалы) / Н.А. Куценко. - М.: ЦОП Института философии РАН, 2005. - 138 с.

6. Сарапин А.В. Антропологические идеи в религиозно-философских наследий Киевской Духовной Академии (первая половина - середина XIX столетия) [Электронный ресурс]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / А.В. Сарапин. - Киев, 1995. -Режим доступа: http://elibrary.ru/query_results.asp.

ПЕРВЫЙ вопрос в философии ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО

© Еникеева Н.К.*

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье приведен общий взгляд на философию заслуженного ординарного профессора философии П.И. Линицкого. Приводится формулировка «первого вопроса философии».

Ключевые слова: Петр Иванович Линицкий, философия, бытие, причина.

Петр Иванович Линицкий - заслуженный ординарный профессор философии, доктор богословия, значительную часть своей жизни посвятивший Киевской Духовной академии. Философ, создавший целый ряд произведений, в которых достаточно полно изложено его учение. Одним из фундаментальных трудов автора стала работа: Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии.

Сам Петр Иванович основной целью названной работы видел ее практическую значимость, во-первых для учителей философии, а во-вторых для лиц, интересующихся ее основами. В работе представлено систематическое описание процесса познания философии, которое должно заинтересовать любопытного читателя и подвигнуть его на углубленное познание учений.

По мнению автора, человек может логически завершить свое интеллектуальное образование только изучением философии. Автор называет два ви-

Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.