Научная статья на тему 'Логика в Киевской академической и университетской философии XIX - начала XX в'

Логика в Киевской академической и университетской философии XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
314
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ЛОГИКА / ИСТОРИЯ ЛОГИКИ / УКРАИНСКИЕ ЛОГИКИ XIX НАЧАЛА ХХ В. / КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / УНИВЕРСИТЕТ СВ. ВЛАДИМИРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хоменко И. В.

Статья посвящена логическим исследованиям в Киеве (XIX начала ХХ в.). Цель статьи состоит, во-первых, в анализе логики как научной и учебной дисциплины в Киевской духовной академии и Университете Св. Владимира; во-вторых, в исследовании логических концепций представителей киевской академической и университетской философии, внесших вклад в развитие логики. Некоторые из них долгое время были забыты, и их имена остаются неизвестными логическому сообществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логика в Киевской академической и университетской философии XIX - начала XX в»

Лгг

)гика в киевскои академической и университетской философии XIX- начала XX в.

И.В. ХОМЕНКО

Статья посвященалогическим исследованиям в Киеве (Х1Х-началаХХв.). Цель статьи состоит, во-первых, в анализе логики как научной и учебной дисциплины в Киевской духовной академии и Университете Св. Владимира; во-вторых, в исследовании логических концепций представителей киевской академической и университетской философии, внесших вклад в развитие логики. Некоторые из них долгое время были забыты, и их имена остаются неизвестными логическому сообществу.

Ключевые слова: логика, история логики, украинские логики XIX - начала XX в., Киевская духовная академия, Университет Св. Владимира.

Актуальной задачей для логической науки в Украине является исследование истории развития логической мысли, в частности истории преподавания логики в высших учебных заведениях.

Преподавание логики в Украине, имеющее давнюю историю, начинается в конце XVI в. Именно тогда на украинских землях под влиянием Западной Европы начинают появляться первые высшие учебные заведения - академии. В 1583 г. в Остроге украинский магнат и киевский воевода, князь Константин-Ва-

V

01 N I О

N

I

£

силий Острожский открывает Острожскую славяно-греко-латинскую академию, а в 1594 г. в соответствии с буллой папы Климента VIII начинает работать Замойская (в честь Яна Замойского) академия.

Образовательные программы академий строились по образцу европейской системы обучения и охватывали семь так называемых свободных наук, которые делили на тривиум (грамматика, логика, риторика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Особое внимание уделялось тривиуму. Учебные курсы по логике, которые иногда назывались диалектикой, строились по программам европейских университетов того времени.

Однако киевлян среди воспитанников Острожской и Замойской академий практически не было. Те, у кого была возможность, отправляли своих детей на учебу в престижные университеты Западной Европы. Только в XVII в. Киев получает свое высшее учебное заведение - знаменитую Академию Петра Могилы, которая начинает деятельность как Братская школа (1615-1632), позже, после объединения с Лаврской гимназией, становится коллегией - сначала Киево-Братской, а потом Киево-Могилянской, ас 1701 г. - академией. Период наибольшего расцвета академии приходится на конец XVII - первую половину XVIII в. Логика преподавалась по образцу иезуитских коллегий Речи Посполитой. Среди преподавателей были знаменитые Иннокентий Гизель (1600-1683), Стефан Яворский (1658-1722), Феофан Прокопович (1681-1736).

Вот как романтично начинал свой курс логики Стефан Яворский в Киево-Могилянской академии: «Открываю для вас, самые старательные атлеты, не столько олимпийские игры, как лабиринт Аристотеля, который превосходит лабиринт Дедала. Тут что не вопрос, то ловушка, которая ждет вас на широких путях. И вам не придется пользоваться мышцами ног, но чутким движением разума и рассуждения, чтобы достичь наибольшего и желаемого наслаждения, славы, прослушавши двухгодичный курс... Перед нами великие пути, которые необходимо будет пройти, уподобляясь даже блуждающим звездам. Пусть не пугают вас в этом винограднике логические розы, окруженные столькими шипами, пускай они будут стимулом и отгоняют своими жалами беспечность.»1

К сожалению, после открытия в 1755 г. Московского университета значение Киево-Могилянской академии уменьшилось и в 1817 г. она была закрыта.

На Левобережной Украине в 1805 г. открывается университет в Харь-кове2,ав1817г. - Ришельевский лицей в Одессе, реформированный по-

1 Яворсъкий С. Фшософсью твори. У 2 т. К., 1992. Т. 1. С. 42.

® 2 Ректором университета стал философ, логик, автор одного из первых российских

учебников по логике И. Рижский, профессор философии Петербургского горного корпуса, лекции которого слушал В. Каразин, основатель Харьковского университета. Первым профессором философии был приглашенный немецкий философ И.Б. Шад, который также в свое время издал учебник по логике.

том в Новороссийский университет. При материальной поддержке графа Безбородько в Нежине в 1820 г. организуют лицей высших наук (позже Нежинский историко-филологический институт гр. Безбородько).

В то же время Правобережная Украина после закрытия Кие-во-Могилянской академии остается вообще без высшего учебного заведения. Только в 1819 г. открывается Киевская духовная академия (КДА)3, которая становится третьей духовной академией в Российской империи после Санкт-Петербургской (1809) и Московской (1814). В Киеве академию планировали открыть еще в 1816 г., однако это не удалось сделать из-за отсутствия научных кадров. Вместо КДА в течение двух лет работала духовная семинария, основной задачей которой была подготовка кадров для нового учебного заведения.

Киевская духовная академия очень быстро стала одним из центров классического академического образования в Украине, успешно проработала около 100 лет и была закрыта уже во времена советской власти в 1920 г.

Поступить в академию было очень сложно. Желающие сдавали вступительные экзамены, среди которых была и логика. Сначала в академию принимали выпускников только украинских семинарий, но с 1840-х гг. ее двери открылись и для россиян, сербов, болгар, греков.

Интерес к логике у преподавателей КДА, на мой взгляд, был обусловлен тем, что эта наука занимала достойное место в системе философских дисциплин. Полный академический курс продолжался четыре года и состоял из двух двухгодичных этапов: нижнего и высшего. Логика преподавалась на нижнем отделении, на первом году обучения вместе с историей древней философии и психологией. Второй год включал другие философские дисциплины: историю новой философии, метафизику и моральную философию.

Логическую проблематику в XIX - начале XX в. разрабатывали такие выпускники и профессора КДА, как Иван Михайлович Скворцов (1795-1863), Василий Николаевич Карпов (1798-1867), Иосиф Григорьевич Михневич (1809-1885), Орест Маркович Новицкий (1806-1884), Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий (1813-1889), Памфил Данилович Юркевич (1826 - 1874), Петр Иванович Линицкий (1839 - 1906) и др. Некоторые из них преподавали логику не только в КДА, но и в других учебных заведениях, в частности в киевском Университете Св. Владимира.

Хотя Киевская духовная академия играла значительную роль в подготовке кадров с высшим образованием, однако она была духовным учебным заведением. Это определяло основное задание для всех студентов КДА - доскональное изучение религии для достижения духовной учено- _

—--2

3 Основательный анализ философского наследия Киевской духовной академии ® был проведен в работах Н.Г. Мозговой. См.: Мозговая Н.Г.Киевская духовная академия, 1819-1920: философское наследие (на укр. яз.). Киев, 2004; Мозговая Н.Г. Логи- ф ко-гносеологическая проблематика в Киевской духовно-академической философии XIX - начала XX ст. (на укр. яз.). Киев, 2005. ~—

сти. В связи с этим неотложным вопросом становится открытие на Правобережной Украине светского высшего учебного заведения, где студенты могли бы обучаться по различным специальностям. Только через 15 лет после открытия КДА в Киеве появляется такое учебное заведение.

8 ноября 1833 г. было сообщено о воле императора создать новый университет в Киеве, состоящей из философского и юридического факультетов с открытием в дальнейшем медицинского факультета. В том же году был утвержден устав и штаты, а 15 июля 1834 г. появился публичный акт об открытии университета в Киеве. Он получил имя Святого Владимира в «знак особого заступничества и в память великого просветителя». Императорский Университет Св. Владимира становится седьмым университетом Российской империи после Санкт-Петербургского, Московского, Дерптского, Виленского, Казанского и Харьковского.

Первым факультетом в новообразованном университете был философский. В 1835 г. открывают юридический факультет, а в 1841 г. -медицинский. Обучение на философском и юридическом факультетах продолжалось четыре года, а на медицинском - пять.

По уставу 1842 г. философский факультет состоял из Первого (историко-филологического) и Второго (физико-математического) отделений. В состав Первого отделения входили кафедры философии, греческой словесности и древности, римской словесности и древности, русской словесности и истории русской литературы, истории и литературы славянских наречий, всеобщей истории, политической экономики и статистики, в состав Второго отделения - кафедры чистой математики, прикладной математики, астрономии, физики и физической географии, химии, минералогии и геогнозии, ботаники, зоологии, архитектуры, технологии, сельского хозяйства и лесничества4.

Кафедра философии в Университете Св. Владимира была общеуниверситетской. В первые два года обучения студенты всех факультетов слушали лекции по логике и психологии, а в последующие два студенты Первого и Второго отделений философского и юридического факультетов слушали лекции по истории философии и моральной философии с естественным правом.

Кафедру философии по рекомендации ректора Киевской духовной академии, архиепископа Иннокентия (Ивана Алексеевича Борисова) возглавил Орест Маркович Новицкий5, который и стал ее первым профессором. В течение 16 лет вместе с историей философии, психологией, моральной философией с естественным правом и педагогикой, он преподавал и курс логики. Профессор М. Владимирский-Буданов вспоминал: «Прослушав у него (Новицкого) курс психологии и логи-

V

К -

ф 4 Устав и штат Университета Св. Владимира. Киев, 1842// Наукова б1блютека дер-

жавних арх1в1в Украши (НБАУ). XVIII-6-1б, У 79.

ф 5 О. Новицкий возглавлял кафедру философии до 1850 г., неоднократно назначался

"Ч,^ деканом Первого отделения философского факультета или выполнял его обязанности

^ (1840-1841; 1844; 1845-1849).

ки в первые два года университетского курса, мы незаметно почувствовали себя способными понимать философские теории и размышлять об абстрактных предметах с логической последовательностью... Многое нам явилось в другом свете и в науке, и в жизни»6.

В сентябре 1850 г. было запрещено преподавание философии и закрыты кафедры философии во всех университетах Российской империи. Преподавание философии в светских учебных заведениях было ограничено двумя дисциплинами - логикой и психологией. Но читать эти предметы могли только профессора богословия. Программу по логике для российских университетов Святой Синод поручил разработать всем работающим в то время духовным академиям. В конце концов была принята программа, предложенная Московской академией. Преподаватели академий должны были взять ее за образец7.

В это же время в духовных академиях в отличие от светских учебных заведений кафедры философии не были закрыты. Во всех академиях, в частности в Киевской духовной академии, продолжали преподавать философию, логику, психологию по своим собственным программам.

Курс логики в Университете Св. Владимира с 1850 г. начинает читать И. Скворцов - ординарный профессор Киевской духовной академии, который с 1834 г. занимает также должность профессора в Университете Св. Владимира на кафедре богословия, церковной истории и канонического права. В архивах сохранился уникальный документ. Это письменное согласие И. Скворцова на предложение ректора Университета Св. Владимира Р. Таутфеттера читать студентам кроме богословия еще и учебные курсы по логике и психологии.

Скворцов продолжал преподавать логику до конца 1850-х гг. Можно предположить, что после него этот курс перешел к Назарию Антоновичу Фаворову (1820-1897) - профессору, доктору богословских наук, поскольку именно он с 1859 г. занимал должность профессора богословия, логики и психологии в киевском Университете Св. Владимира. Однако никаких документальных свидетельств, которые бы поддержали это допущение, автор не нашел.

С 1876 по 1887 г. в Университете работал Алексей Александрович Козлов8 (1831-1901) - приват-доцент, а потом экстраординарный и ординарный профессор. В перечне философских дисциплин, которые преподавались в Университете в первом полугодии 1885-1886 гг., находим, что именно он читал лекции по логике (тео-

6 Владимирский-Буданов М.Ф. История Императорского университета Св. Владимира. Киев, 1884. С. 117.

7 Дело о возложении чтения логики и опытной психологии на профессоров богословия или законоучителей в высших учебных заведениях, 31 июля 1850 г. - 8 февраля ф 1851 г. Державний арх1в м. Киева. (ДАК). Ф.16. Оп. 289. Спр. 130.

8 Обозрение преподавания в университете Св. Владимира в 1-м полугодии ф 1885—86 уч. года, с приложеним 4-х таблиц лекций. Киев : В ушверситет. типографии,

1885. С. 1 // Нацюнальна б1блютека арх1в1в Украши (НБАУ). XVШ-6-1б, 0-21. "

рия индукции, теория доказательства и теория научной системы) для студентов историко-филологического факультета. Как пособие для изучения логики, он рекомендовал учебник по логике X. Зигварта.

В конце XIX - начале XX в. в учебный план историко-филологического факультета Университета Св. Владимира входили предметы, которые были поделены на обязательные и основные, обязательные и дополнительные, обязательные и дополнительные в зависимости от выбранной специальности. Логика вместе с историей древней, средневековой и новой философии, психологией, педагогикой, эстетикой, философией Платона и Аристотеля входила в блок обязательных и основных дисциплин9 и читалась три часа в неделю.

В это же время в университете начинает действовать так называемая предметная система обучения, которая приходит на смену курсовой. При курсовой системе последовательность учебных курсов и предметов, которые слушали и сдавали студенты, была жестко определена учебным планом. При предметной системе отказываются от строго регламентированной последовательности в изучении и сдачи курсов учебного плана. Все, что требовалось по плану изучить и сдать, студент должен был выполнить. Однако последовательность выполнения могла в определенных пределах варьироваться по его желанию и выбору. Например, в 1907-1908 учебном году логику можно было прослушать как на первом курсе, так и на втором или четвертом в весенних семестрах10. В архивах сохранилась учебная программа по логике 1911 г. Для того чтобы представить курс логики, читавшийся в университете в начале XX в., приведем ее текст полностью11.

Логика. Ее определение и деление. Историческое объяснение терминов.

Общий очерк развития логических учений.

Познавательная деятельность. Ее элементы и условия.

Представление. Его психологическое образование и логическое значение.

Понятие. Психология и метафизика понятия. Историческое объяснение термина. Содержание и объем понятия, взаимоотношения между ними. Деление понятия по содержанию, объему, отношениям между собой. Исторический очерк учения о категориях. Основные логические правила, касающиеся отношений между понятиями.

Определение и деление. Их психология. Основные логические правила, касающиеся их. Ошибки при определении и делении. Виды деления. Исторический очерк учения об обоих приемах.

Суждение. Его психологическая, грамматическая и логическая природа. Элементы суждения. Термины суждения. Деление суждений. Исторический очерк учения о суждении.

£ 9 Общие учебные планы и правила Историко-филологического факультета Универ-

^ ситета Св. Владимира; сост. Н. Бубнов. Киев: Типография Императорского университе-

та Св. Владимира, 1907 // Наукова б1блютека арх1в1в Украши (НБАУ). VIII-6-1б, О-28. О. 10 Там же.

—^ 11 Генеза фшософських студш у Кшвському ушверситеп. Киев, 2009. С. 213.

Логические законы мысли и их формулы. Исторический очерк учения об этих законах.

Умозаключение. Его роды и виды. Психологическая природа суждений. Обращение и противопоставление: четыре случая каждого из них: способ, доказательство для всех случаев. Исторические сведения о непосредственных умозаключениях.

Умозаключения опосредованные. Дедукция или силлогистика. Главная аксиома силлогизма. Его элементы. Различение силлогизмов по характеру посылок. Силлогистические фигуры и модусы. Общие и специальные правила, касающиеся силлогизмов. Силлогизмы условные и разделительные. Ошибки при силлогистике. Учение Аристотеля и Милля о силлогизме.

Индукция, способы индуктивного обобщения. Его основная аксиома. Четыре индуктивных приема. Ошибки при индукции.

Аналогия. Ее виды и значения. Исторические сведения о ней.

Гипотезы и доказательство. Их отношение к умозаключениям. Исторические сведения о них.

Общие понятия о системе и методы ее построения. Анализ и синтез. Объяснение этих терминов из их истории.

Среди преподавателей, которые читали курс логики в Университете Св. Владимира в конце XIX - начале XX в. были Георгий Иванович Челпанов (1862-1936), Павел Васильевич Тихомиров и Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962).

Известно, что Г. Челпанов преподавал логику в университете с 1892 по 1907 г. Можно предположить, что после его отъезда в Москву курс логики начал читать П. Тихомиров. Он занимал должность приват-доцента кафедры философии университета с 1907 по 1917 г. Так, в перечне философских и богословских дисциплин, которые преподавались в Императорском университете Св. Владимира в осеннем семестре 1910 г., находим сведения, что логику как обязательный предмет, три часа в неделю, будет читать приват-доцент П. Тихомиров12. Как пособие по логике он рекомендовал студентам учебники В. Мин-то, Т. Липпса, X. Зигвартаи А. Введенского13.

Кроме П. Тихомирова в начале XX в. на кафедре философии работал В. Зеньковский, о котором известно, что он читал в Университете логику после курса психологии и параллельно с курсом истории философии в весеннем семестре первого года обучения. Сохранились воспоминания В. Асмуса о курсе логики В. Зеньковского, который он слушал в 1915 г., будучи студентом Университета. Он пишет: «На втором семестре первого курса Зеньковский читал логику. Так же, как и психологию, логику он читал не столько как формально-логическую дисциплину, сколько как курс философский. Большое внимание уделялось в теории понятия воз-

- *

12 Университетские известия. 1910. № 11. С. 4 // Наукова б1блютека держаних ф арх1в1в Украши (НБАУ). 05, У-59.

13 Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М., 1896; Липпс Т. Основы логики. ф СПб., 1902; Зигварт Х. Логика. СПб., 1908; Введенский А.И. Логика как часть теории познания. СПб., 1909. "

зрениям Гуссерля. По Гуссерлю излагалась теория «идеирующей абстракции». Вообще в учении о понятии были очень сильны, как и следовало ожидать от гуссерлианца, моменты платоновского идеализма. В теории умозаключения и в классификации умозаключений Зеньковский пропагандировал идеи классификации выводов крупнейшего русского логика XIX века М.И. Каринского, которого именно как логика он ставил чрезвычайно высоко, призывая нас к самому внимательному изучению его логических воззрений. Совершенно "по Каринскому" он проводил анализ умозаключения. Эта сторона логического курса Зеньковско-го была чрезвычайно содержательна, хотя оценить ее во всем объеме мы в то время оказались неспособными.

"Технической" стороной силлогизма Зеньковский интересовался мало и при изложении соответствующих теорий даже бывал иногда не совсем точен. Когда ему случалось изредка запутываться в изложении соответствующих теорем и правил, он смущался и густо краснел, но мы не обращали на это внимания, так как относились к его курсу хорошо - ввиду его логического содержания, нас увлекавшего и высоко нами ценившегося»14.

Преподаватели Киевской духовной академии, так же как и Университета Св. Владимира, были интеллектуальной элитой Киева XIX - начала XX в. Среди упомянутых в статье персоналий можно выделить тех, кто внес значительный вклад в развитие логики как науки и учебной дисциплины. Вопросы, интересовавшие философов, находились в рамках западноевропейской философии и логики того времени. Среди них основными были такие: как реформировать логику? Как определить ее предмет? Можно ли логику считать только формальной наукой? Какие взаимосвязи существуют между логикой и психологией? Можно ли считать психологию основанием логики? Каково методологическое значение логики?

Решая эти вопросы, они разработали оригинальные логические концепции. Их научное наследие сегодня интересно с точки зрения не только истории логики, но и современных тенденций развития логического знания.

К сожалению, не все из киевских профессоров имели изданные работы. Об их взглядах можно судить только исследовав рукописи, оставшиеся после них, причем некоторые рукописи не являются авторскими - это студенческие конспекты.

Попробуем рассмотреть персоналии детальнее. Это вызывает интерес хотя бы потому, что некоторые из них (как и их логические концепции) долгое время были забыты. Как выяснилось из моих личных Ц многочисленных контактов, их имена до сих пор неизвестны логикам £ из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.

X _

д -

14 Асмус В.Ф. Философия в Киевском университете в 1914-1920 годах (Из воспоми-—~ наний студента) // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 93.

Иван Михайлович Скворцов (1795-1863) - ординарный профессор философских наук, доктор богословия, протоиерей. Более 30 лет преподавал в Киевской духовной академии и почти 25 лет читал лекции в Университете Св. Владимира, в частности лекции по логике. К сожалению, он не оставил печатных работ по логике. Познакомиться с его наследием в этой области можно только по конспекту его лекций, прочитанных в 1837 г. и записанных студентом X курса КДА Андреем Монастыревым15.

Василий Николаевич Карпов (1798-1867) - выпускник и преподаватель философских дисциплин в КДА, со временем ординарный профессор Санкт-Петербургской академии. Среди его логических произведений первое место занимает учебник «Систематическое изложение логики» (1856)16, признанный лучшим учебником по логике Российской империи. Автор лично подарил его императору Александру II.

К сожалению, на киевский период приходится небольшой отрезок времени жизни философа-с 1821 по 1833 г. Из них преподавательской деятельностью в академии он занимался с 1829 по 1833 г. сначала как бакалавр французского языка, после получения степени магистра богословия, ас 1831 г. как бакалавр философских наук. В 1833 г. он уезжает в Санкт-Петербургскую духовную академию. Именно с этим учебным заведением была связана вся его дальнейшая деятельность.

Иосиф Григорьевич Михневич (1809-1885) - выпускник и экстраординарный профессор Киевской духовной академии. В дальнейшем работал на должности профессора Ришельевского лицея в Одессе, где на протяжении 20 лет читал все философские дисциплины, в частности курс логики. Логические взгляды Михневича изложены в его работе «Опыт постепенного развития главных действий мышления как руководство для первоначального преподавания логики» (1847)17.

Орест Маркович Новицкий (1806-1884) - магистр богословия и словесных наук, экстраординарный профессор Киевской духовной академии, а с 1834 г. первый ординарный профессор философии и декан Первого отделения философского факультета Университета Св. Владимира. Известно несколько его логических произведений. В 1841 г. выходит «Руководство к логике»18, которое не является оригинальной работой, поскольку было переводом на русский язык известного пособия К. Фишера.

В 1844 г. издается его «Краткое руководство к логике с предварительным очерком психологии»19, в котором автор исходя из своего

15 Сборник философских статей, 1834-1840 гг. Логика, читанная X курсу в киевской академии проф. И.М. Скворцовым, за подписью - Студент А. Монастырев. Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского. КДА 348 Л (Муз. 757). Т. I.

16 Карпов В.Н.Систематическое изложение логики. СПб., 1856. "и

|7 м

17 Михневич И.Г.Опыт постепенного развития главных действий мышления как ру- Я ководство для первоначального преподавания логики. Одесса, 1847. ^

18 Новицкий Ор. Руководство к логике. Киев, 1841.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Новицкий Ор. Краткое руководство к логике с предварительным очерком психологии. Киев, 1844.

О

опыта преподавания в Университете Св. Владимира настаивает на создании объединенного курса логики и психологии для студентов университета. По его мнению, прежде чем преподавать законы мышления студентам, им необходимо усвоить, что такое мышление вообще и какими способностями души оно вырабатывается. В дальнейшем это руководство стало учебным пособием для киевских гимназий по постановлению министерства народного образования. Кроме того, проблемы логики рассматривались Новицким в небольшой рукописи «Нечто о логике из лекций О.М. Новицкого» 20.

Сильвестр Силъвестрович Гогоцкий (1813-1889) - еще один представитель киевской академически-университетской философии, выпускник, а потом ординарный профессор философии Киевской духовной академии. В 1845 г. был принят кандидатом Первого отделения философского факультета Университета Св. Владимира. С 1848 г. - магистр философии, доцент кафедры философии Университета и экстраординарный профессор по классу философских наук и научной степени доктора философии и древней филологии. Однако с закрытием кафедр философии в университетах Российской империи он был вынужден перейти на кафедру педагогики и только в 1869 г. получил разрешение читать курсы философии. В 1862-1863 гг. был деканом историко-филологического факультета. До перехода на кафедру педагогики Гогоцкий читал в Университете Св. Владимира курс логики. Логические взгляды Гогоцкого изложены в его «Философском лексиконе» (1857-1873), первой в России четырехтомной философской энциклопедии 21.

Памфил Данилович Юркевич (1826-1874) - профессор Киевской духовной академии, а потом Московского университета. Он оставил большое рукописное наследие по логике. Среди его рукописей «Программа и чтения по логике»22, «Чтения по логике (в сокращенном виде)»23, «Логические исследования Транделенбурга в сокращенном виде»24, «Лекции по логике»25, «Заметки при чтении логики Зигвар-та»26, «Из логики» (литографические лекции)27.

20 Нечто о логике из лекций О.М. Новицкого // Сборник философских статей, 1834-1840 гг. Киев: Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского. КДА 348 Л (Муз. 757). Т. II.

21 Гогоцкий С.С. Философский лексикон. В 4 т. (5 вып.). Киев, 1857-1873.

22 Философские лекции и записки П.Д. Юркевича, профессора Киевской академии и московского Университета, XIX в. Программа и чтения по логике, на 108 л. Программа составлена для общеобразовательных военных заведений, 1863 г. Логические проблемы. Элементарное учение Логики. Чтения, 1864 г. Институт рукописей Национальной

j—' библиотеки Украины имени В.И. Вернадского. КДА. 352 Л (Муз.818а). № 13.

23 Чтение по логике в сокращенном виде. Там же. № 15.

Ф 24 Логические исследования Транделенбурга в сокращенном виде. Там же.

25 Лекции по логике, читанные в 1864-65 академическом году, на 112л. Там же. № 16.

26 Заметки при чтении логики Зигварта, на 16 л. Там же. № 17.

—^ 27 Из логики // Литография, на 92 с. Там же. № 18.

Петр Иванович Линицкий (1839-1906) - заслуженный ординарный профессор Киевской духовной академии по кафедре логики и метафизики, доктор богословия. Среди его изданных работ «Логические исследования Адольфа Транделенбурга, перевод Корша» (1868)28, «О формах и законах мышления» (1895)29 и другие. Также до нашего времени сохранились рукописные лекции по логике П. Ли-ницкого. Они были прочитаны студентам ХЦУ курса КДА в 1889-1890 учебном году и записаны студентом П. Кудрявцевым30.

Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) приезжает в Киев в 1892 г. и возглавляет кафедру философии в Университете Св. Владимира, где начинает читать лекции по логике, психологии и курс «Введение в философию». Кроме того, в 1900-1906 гг. он преподавал логику и психологию в Первой киевской гимназии, где тогда учились М. Булгаков и К. Паустовский. В 1907 г. Г. Челпанов возвращается в Москву, где становится профессором Московского университета. Логические взгляды Г. Челпанова изложены в знаменитом учебнике по логике, который до 1917 г. выдержал восемь изданий31.

Каждый из перечисленных представителей академически-университетской философии разработал авторскую концепцию логики. Объединяло их только то, все они так или иначе старались решить проблему реформирования логики как науки.

Так, И. Скворцов в своей концепции объединяет собственно логику (теорию мышления), которая изучает формы мышления: понятие, суждение, умозаключение; логику разума (теорию познания), которая состоит из аналитики чувств, аналитики рассудка и аналитики разума; методологию, или учение о способах использования законов и форм мышления в процессе познания. При этом психологию он считал пропедевтикой логики разума, а собственно логика, по его мнению, с этой наукой никаких связей не имеет.

В отличие от Скворцова В. Карпов считает, что основой логики может быть только психология, т.е. стоит на позициях психологизма в логике. Но его психологизм носит не эмпирический, а умозрительный характер. Для него логика показывает, какие формы принимает наше мышление в зависимости от намерений сил души.

И. Михневич предлагает свое видение логики как основы грамматики, а грамматика - это дополнение к логике.

28Линицкий П.И. Логические исследования Адольфа Транделенбурга, перевод Корша. М., 1868 и других авторов (Ф. Ибервега, X. Ульрица, Р. Зайделя, Л. Рабуса, И. Xоп-пе) // Труды КДА. 1871. Кн. 9; Кн. 12.

29 Линицкий П.И. О формах и законах мышления. Xарьков, 1895.

30Линицкий П.И. Слова и речи на разные дни и случаи, как учебные работы студен- ф

тов, лекции по логике, читанные профессором П.И. Линицким в записи студента П. Кудрявцева. Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского. Ф.160. № 815.

31 Челпанов Г.И. Учебник логики. 8-е изд. М., 1915.

О

Ор. Новицкий, определяя логику, обращает внимание не только на процессы мышления, но и на процессы познания. По его мнению логика - это философия мышления вообще, которая, изучая внутреннюю материю мышления, дает основания другим наукам. Для того чтобы изучить законы мышления, необходимо узнать о действиях души, которые изучает психология. В отличие от Скворцова и Карпова Новицкого уже интересует не умозрительная, а эмпирическая психология. Он считает, что логика, так же как этика и эстетика, является ее продолжением.

Самым простым способом реформировал логику С. Гогоцкий. Для него главным было возвращение к Аристотелю.

П. Юркевич ближе всех подошел к современному истолкованию логики как науки. Для него предметом логики являются формальные истины, которые касаются правильности рассуждений, а не их содержания.

П. Линицкий не считал логику ни частью психологии, ни словесной наукой, а только областью философии, главной пропедевтической дисциплиной. При этом логика - наука не только формальная, но и о познании в целом.

Для Г. Челпанова цель познания - достижение истины при помощи мышления. Логика является наукой, которая показывает, как должно работать мышление, чтобы достичь истины. Мышление, благодаря которому человек получает истину, он называет правильным. Таким образом, логика, по Челпанову, это наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление. Он четко отличает логику от психологии. Мышление можно рассматривать с двух точек зрения: как процесс, законы которого исследуют, и как определенный способ достижения истины. Первую точку зрения необходимо отнести к психологии, вторую - к логике. Именно это и обусловливает разницу между ними. Психология - наука описательная, она объясняет, как работают мыслительные процессы. Логика -наука нормативная, она рассматривает нормы и законы, которым подчиняется мышление.

Таким образом, можно констатировать, что в XIX - начале XX в. в Киеве на базе Киевской духовной академии и Университета Св. Владимира активно разрабатывалась логическая проблематика. Профессорами кафедр философии были подготовлены оригинальные программы преподавания логики, на основе которых читались логические курсы студентам этих высших учебных заведений. Однако выявить какие-то традиции или подходы, на основе которых можно было бы объединить представителей киевской академической и университетской философии XIX - начала XX в.практически невозможно в 2 силу авторского похода каждого из них к формулированию собствен-0

и

ной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.