Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность и взгляды С. С. Гогоцкого: к 200-летию со дня рождения'

Педагогическая деятельность и взгляды С. С. Гогоцкого: к 200-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
297
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
S. S. GOGOTSKY / MEDICAL`S SCIENCE / С. С. ГОГОЦКИЙ / ФИЛОСОФИЯ / ПЕДАГОГИКА / МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА / ПСИХОЛОГИЯ / КИЕВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПРОГРЕСС / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / НАУКА И РЕЛИГИЯ / PHILOSOPHY / PEDAGOGIC / PSYCHOLOGY / KIEV PHILOSOPHY SCHOOL / EDUCATION / SPIRITUAL EDUCATION / HISTORY OF PEDAGOGICS / PROGRESS / UPBRINGING OF PERSONALITY / SCIENCE AND RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокофьева Елена Анатольевна

Статья посвящена педагогическим взглядам и деятельности представителя киевской философской школы середины XIX в. С. С. Гогоцкого. Гогоцкий долгое время преподавал польский и немецкий языки, философию в Киевской духовной академии, педагогику в Императорском университете Св. Владимира, заведовал там кафедрой педагогики. Во второй половине XIX в. Гогоцкий был известен прежде всего как автор «Философского лексикона» — первого в России многотомного философского словаря, который был признан выдающимся явлением в русской философской литературе. Советской педагогикой это имя было забыто, но сейчас интерес к творчеству С. С. Гогоцкого возрождается. Свои педагогические и философские взгляды С. С. Гогоцкий передавал не только студентам университета, но и будущим учителям, ведя занятия на Высших женских курсах, первым директором которых он был. Его педагогические труды синтезированы из нескольких наук — философии, педагогики и психологии и положены на гуманистическую основу христианского мировоззрения. Педагогика для С. С. Гогоцкого не была синонимом «образования», он считал ее «наукой образовательного воспитания». Задачу педагогики Гогоцкий видел в таком развитии человеческих сил и способностей, которое позволит далее человеку успешно саморазвиваться и самообразовываться. Одним из важнейших этапов педагогического процесса было религиозное воспитание и образование. Промышленная революция в России во второй половине XIX в. поставила в основу развития и существования общества прежде всего научные достижения. Религиозный же фундамент, как надеялся С. С. Гогоцкий, мог сохранить гармоничную личность в человеке, и в конечном итоге спасти человечество от хаоса и гибели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SILVESTER GOGOTSKY''S PEDAGOGICAL IDEAS AND ACTIVITY — THE 200TH ANNIVERSARY OF GOGOTSKY`S BIRTH

The article presents pedagogical views and activities of S.S. Gogotsky, the representative of the Kiev philosophy school in the middle of XIX century. Gogotsky for a long time lectured philosophy(as well as Polish and German languages) at the Kiev Clerical Academy, and pedagogy at the Imperial University of St. Vladimir, where he headed the Pedagogics department. In the second half of the XIX century Gogotsky was known first of all as the author of «Philosophical lexicon» — the fi rst multivolume philosophical dictionary in Russia, an outstanding phenomenon in the Russian philosophical literature. Soviet pedagogy forgot his name, but now an interest in his art revives. S.S. Gogotsky passed his pedagogical and philosophical views not only to his University students, but also to the future teachers from his classes at the Higher women's courses, where he was the fi rst Director. His pedagogical works were synthesized from several Sciences: philosophy, pedagogy and psychology. They were founded on a humanistic basis of the Christian worldview. Pedagogy for Gogotsky was not a synonym for «education»; he considered it as «a science of an educational upbringing». Gogotsky considered the task of pedagogy as a development of the human forces and capabilities, which will allow any person develops and self-educates successfully. One of the most important stages of the pedagogical process was a religious upbringing and education. The industrial revolution in Russia in the second half of the XIX century put scientific achievementsin a basis of development and existence of the society. Nevertheless, Gogotsky hoped that the Religious foundation could save a harmonious personality in man, and, ultimately, to save humanity from the chaos and self-destruction.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность и взгляды С. С. Гогоцкого: к 200-летию со дня рождения»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2013. Вып. 3(30). С. 84-92

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

и взгляды С. С. Гогоцкого: к 200-летию со дня рождения

Е. А. Прокофьева

Статья посвящена педагогическим взглядам и деятельности представителя киевской философской школы середины XIX в. С. С. Гогоцкого. Гогоцкий долгое время преподавал польский и немецкий языки, философию в Киевской духовной академии, педагогику в Императорском университете Св. Владимира, заведовал там кафедрой педагогики. Во второй половине XIX в. Гогоцкий был известен прежде всего как автор «Философского лексикона» — первого в России многотомного философского словаря, который был признан выдающимся явлением в русской философской литературе. Советской педагогикой это имя было забыто, но сейчас интерес к творчеству С. С. Гогоцкого возрождается. Свои педагогические и философские взгляды С. С. Гогоцкий передавал не только студентам университета, но и будущим учителям, ведя занятия на Высших женских курсах, первым директором которых он был. Его педагогические труды синтезированы из нескольких наук — философии, педагогики и психологии и положены на гуманистическую основу христианского мировоззрения. Педагогика для С. С. Гогоцкого не была синонимом «образования», он считал ее «наукой образовательного воспитания». Задачу педагогики Гогоцкий видел в таком развитии человеческих сил и способностей, которое позволит далее человеку успешно саморазвиваться и самообразовываться. Одним из важнейших этапов педагогического процесса было религиозное воспитание и образование. Промышленная революция в России во второй половине XIX в. поставила в основу развития и существования общества прежде всего научные достижения. Религиозный же фундамент, как надеялся С. С. Гогоцкий, мог сохранить гармоничную личность в человеке, и в конечном итоге спасти человечество от хаоса и гибели.

5 января 2013 г. (по старому стилю) исполнилось 200 лет со дня рождения Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого — замечательного ученого и педагога, представителя Киевской философской школы. Киевская школа — явление уникальное в отечественной гуманитарной культуре. В разные годы Киевскую духовную академию закончили О. М. Новицкий, П. Д. Юркевич, свт. Феофан Затворник, С. С. Гогоцкий. Объединяет их не только место учебы, но и общность подходов к науке о человеке в самом широком ее понимании. Василий Зеньковский писал, например, о Юркевиче, что он был «далеко выше своего времени... Если придет когда-нибудь время, когда философские работы Юркевича будут собраны и

перепечатаны, его глубокие воззрения вновь оживут для русской мысли»1. То же самое можно сказать и о любом из перечисленных выше персоналий. Возможно, придет то время, когда эти имена по праву займут достойное место в ряду классиков русской философской и педагогической мысли. Парадокс состоит в том, что они опередили не только свое время, но и наше.

Долгое время, прежде всего в советский период, эти имена были известны лишь специалистам-философам, которые единодушно вынесли им свой вердикт: «Новицкий, Юркевич, Гогоцкий в своих актах предвидения будущего России опирались наложные, фрагментарные, несущественные, неистинные основания: неограниченные возможности православия в нравственном совершенствовании человека и общественных отношений...»2. Теперь настала пора более пристально вчитаться в их труды современным специалистам, причем не только философам, но и педагогам.

В данной статье речь пойдет о трудах С. С. Гогоцкого. Интерес к творчеству этого ученого и педагога возобновился совсем недавно3, хотя во второй половине XIX в. его имя было широко известно в педагогических и академических кругах: он был автором «Философского лексикона» в 4 тт. (Киев, 1857—1873 гг.), первого в истории России многотомного философского словаря, признанного выдающимся явлением в русской философской литературе. Кроме того, перу Гогоцкого принадлежали сочинения философского и педагогического содержания: «Критический взгляд на философию Канта» (Киев, 1847 г.), «Введение в историю философии» (Киев, 1871), «Философский словарь» (Киев, 1876 г.), «Обозрение системы философии Гегеля» (Киев, 1876 г.), «Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философией XIX в. и отношение той и другой к образованию» (Киев, 1879—1882 гг.), «Краткое обозрение педагогики» (Киев, 1879 и 1882 гг.), «Об историческом развитии воспитания у примечательнейших народов древнего мира» (Киев, 1853 г.), «О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена» (Киев, 1874 г.). Однако не только глубины философии и педагогики интересовали Гогоцкого. Ему не чужд был и публицистический дар. Его статьи «на злобу дня» — «Н. М. Карамзин как моралист и историк» (Киев, 1866 г.), «Два слова о прогрессе» (Киев, 1859 г.), «На каком языке следует обучать в сельских школах Юго-Западной России?» (Киев, 1863 г.), «Заметки на статью г. Грабовского “Ответ поляка русским публицистам по вопросу о Литве и западных губерниях”» (Киев, 1862 г.), — отличаются взвешенностью, аргументированностью, высоким гражданским звучанием, глубиной и житейской мудростью.

'Цит. по: Абрамов А. И. Памфил Данилович Юркевич. Вступительная статья // П. Д. Юркевич. Философские произведения. М., 1990. С. 6.

2 Гайдадым Э. Л. Критический анализ теистическо-провиденциальной концепции предвидения будущего России О. М. Новицкого, С. С. Гогоцкого, П. Д. Юркевича. Донецк, 1982. Деп. в ИНИОН № 11262. С. 18.

}Беленчук Л. Н., Прокофьева Е. А. Педагогические взгляды С. С. Гогоцкого и О. М. Новицкого // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 4; Колпачвв В. В. Забытая страница в отечественной истории педагогики // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. № 4.

Многие годы судьба Гогоцкого была тесно связана с Киевской духовной академией. Отец его был протоиреем, поэтому выбор Го го цк им учебного заведения был закономерен — в 1833 г. Сильвестр поступает в духовную академию в Киеве, которую оканчивает через четыре года. Будучи еще студентом, Гогоцкий пишет свое первое исследование «Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви», выдержавшее впоследствии несколько изданий. По окончании академии он остается вести в ней польский и немецкий языки, а с 1841 г. взялся за преподавание философии. В 1850 г. Гогоцкий становится профессором Киевской духовной академии. Позже он переходит в Императорский университет Св. Владимира, где планирует опять же читать философию, но сталкивается с неожиданным препятствием — этот предмет исключен из учебного курса. Для того чтобы остаться в университете, он начинает вести педагогику и заведует там одноименной кафедрой. Соприкоснувшись с педагогической наукой, Гогоцкий с ней уже не смог расстаться даже тогда, когда в 1863 г. любимая им философия была возвращена в учебные планы университета. Так он и читал одновременно оба предмета: философию и педагогику. Свои педагогические взгляды Гогоцкий передавал не только студентам университета, но и будущим учителям, ведя занятия на Высших женских курсах, которыми некоторое время и руководил. Его глубочайшие по своему содержанию философские и педагогические труды как бы сотканы, синтезированы из нескольких наук — философии, педагогики и психологии и положены на гуманистическую основу христианского мировоззрения.

Сразу скажу, что восприятие Гогоцкого студенческой аудиторией было неоднозначным, имелись не только сторонники его взглядов, но и противники. Годы его преподавательской деятельности пришлись на пореформенный период отечественной истории и для либерально (а скорее нигилистически) настроенных студентов и преподавателей умеренные взгляды Гогоцкого безнадежно устарели. Так, один из его бывших студентов (Романович-Славатинский А. Моя жизнь и академическая деятельность 1832—1884 гг. (Вестник Европы, 1903 г., февраль, гл. IV)) писал: «Казеннокоштные студенты слушали педагогию. Эту педагогию читал С. С. Гогоцкий, тип семинариста-гелертера. Высокий и неповоротливый, скупо одетый, он был человек большой эрудиции и редкого трудолюбия. Но из его... ума выходила какая-то... обезличенная наука: таков был его знаменитый философский лексикон; таков был и курс педагогии, который мы обязаны были слушать, но слушали редко. ...В высших сферах считали Гогоцкого столбом, на котором держится в университете здание православия, самодержавия и народности. Но в сферах университетских он был предметом потешных анекдотов, которыми знаменитый Ромер забавлял профессорскую лекторию». Любопытно, что примерно схожие мнения я читала о Юркевиче. Один из студентов, недоучившихся, между прочим, писал, что лекции Юркевича состояли из прописных, набивших оскомину истин, неинтересных «продвинутому» студенчеству.

В трудах Сильвестра Сильвестровича читатель не часто встретит термин «педагогика», гораздо чаще попадается сочетание «наука воспитательного образования». Именно так он расширил название своего курса лекций: «Краткое обозрение педагогики, или науки воспитательного образования».

Воспитательное образование, или педагогика, занимает в общей системе образования свое определенное место. Это обусловлено спецификой данного образования, не только придающей ему сходство с образованием вообще, но и наделяющей его принципиальными отличиями. Сходство педагогики и образования С. С. Гогоцкий усматривал в том, что и первая, и второе развивают и внешние (физические) и внутренние (психические) силы человека, и та и другая обогащают человека предметными знаниями и намечают ему перспективы и возможности самопознания и самосовершенствования. Человек не ограничивается, таким образом, только лишь осознанием себя как определенного биологического типа и направляет свою деятельность не только на сохранение себя как вида. Нет, он сознает общую связующую «идею человека» и, сознавая это, может улучшать свои физические и психические способности.

Тем не менее воспитательное образование — это прежде всего процесс, и, следовательно, он имеет определенные границы. Не соглашаясь с мнением некоторых своих коллег, полагавших началом воспитательного влияния на человека появление у него признаков сознательности, Гогоцкий считал, что первые дни жизни новорожденного — вот начальная граница воспитательного образования. Действительно, та забота, которой окружает дитя мать, ее голос, ее улыбка, колыбельная песня, рассказанная сказка, прочитанная книжка — все это очень важно для понимания ребенком того простого факта, что его любят.

Невольно приходит на ум сравнение с современным форсайт-проектом «Детство-2030», авторы которого уверяют, что родители заблуждаются, полагая, что любят своего ребенка. А вот о том, что думает и чувствует сам ребенок, авторам этой программы и подавно дела нет, чего не скажешь о Гогоцком. С его точки зрения, воспитание маленького человека начинается с ощущения того, что его любят. И здесь главенствующую роль играет семья, прежде всего мать. Именно мать вводит ребенка в мир взрослых вещей, именно она передает ему нравственные ценности и культуру.

Конечная веха педагогического процесса приблизительна — наступление совершеннолетия, хотя в каждом конкретном случае она может отдалиться или, наоборот, приблизиться. Было бы не совсем правильным думать, что, с точки зрения Гогоцкого, с наступлением совершеннолетия процесс воспитания для человека заканчивался. Нет, конечно, этот процесс не исчезал, он трансформировался в самовоспитание и самообразование, о чем речь пойдет ниже. Выделяя в воспитательном процессе три стадии, его составляющие, — стадию ухода за малышом, дисциплину как «науку, ведущую к правильному способу действий» и обучение, Гогоцкий отмечал не одновременность их наступления, а последовательную смену одной стадии другою.

В отличие от образования вообще, воспитательное образование происходит посредством систематического и отчетливого влияния руководителей на руководимых, что связано с самой человеческой природой. «В каждом человеке совмещаются оба состояния наших сил — безотчетного течения их и сознательного употребления, но долгое время это сознательное совершенствование и употребление человеческих сил остается только в возможности... Самая свобода и разум существуют на первых порах в человеке только в возможностях. А потому для

возможности воспитания и воспитательной науки предполагается, что кроме воспитываемых, с незрелым состоянием их сил, должны быть зрелые, с большей степенью развития и воспитательного знания, занимающиеся воспитанием незрелых, и что только со временем воспитываемые дойдут до возможности самообразования, или до способности направлять свое развитие и образование силой собственного разума и воли»4. А что мы видим и слышим сейчас? Что урочная система себя изжила, личный контакт учителя и ребенка должен быть сведен к минимуму, место общения занимают дистанционное обучение и компьютерные технологии.

Часто нам приходилось слышать в отношении одаренных, талантливых учителей слова «призвание», «Божий дар», «учитель от Бога», а для Гогоцкого, в отличие от нас, это были совсем не метафоры, он был убежден в божественной, сверхъестественной природе педагогических способностей и дарований. «Начало и основание их призвания и дела не заключается в них самих, это не могло развиться под влиянием одной физической среды, окружающей нас... Это проявления плана и могущества высшего виновника мира физического и нравственного»5.

Обязательными атрибутами воспитательного образования являются соблюдение последовательности в обучении и воспитании (от элементарных начал до сложнейших умозаключений и наставлений), сочетающиеся с требованиями и отчетностью, частыми повторениями как способом выработки необходимых навыков. Именно навык, приобретенный в период воспитательного образования, должен был в будущем стать инструментом, орудием самосознательной и целесообразной человеческой жизни.

Будучи противником любой односторонности в объяснении законов человеческого бытия, будь то материя либо дух, Гогоцкий был уверен, что человеческой природе свойственна теснейшая душевно-телесная связь и что в характере человеческой деятельности отражается непременно его внутреннее, душевное состояние. И в этом смысле педагог воспитывает не только с помощью инструментария — приемов, методов, средств — но и своей личностью, своей внутренней жизнью, потому что его действия суть проявления и воплощения сил душевных. Эти внешние воплощения внутренней жизни вызывают и в воспитуемых «аналогичную возбудимость, также переходящую в соответственные воплощения и действия»6.

Исходя из понимания того, что предметом воспитательного образования есть человек, Гогоцкий был убежден, что задача педагогики — рассматривать «средства и способ, содействующие возможно лучшему развитию всех сил человека, на основании законов его развития, и приготовляющие его к самодеятельности и самообразованию»7. Для того чтобы выполнить эту задачу, воспитывающему субъекту нужно очень хорошо знать человеческую природу во всем ее многообразии. Исходя из знаний о человеке как о существе нравственном,

4Гогоцкий С. С. Философский лексикон: в 4 т. Киев, 1872. Т. 4. Вып. 1. С. 45.

'Там же. С. 46.

6Гогоцкий С. С. Краткое обозрение педагогики. Киев, 1882. Вып. 1. С. 4.

7 Там же.

способном к сознательно-целесообразной деятельности, но только при посредстве организма, тела, Гогоцкий поднимает вопрос о связи педагогики с другими науками. В первую очередь это отрасли медицинского знания и прежде всего физиология и гигиена, очевидна для него и роль психологии, т. к. именно она изучает законы развития внутренней, психической жизни, без учета которых педагогика также не может обойтись. И, конечно, непреходящее значение имеют связи педагогики с гуманитарными науками, ведь именно они рассматривают те цели, к которым направляет всю мощь своих средств наука о воспитательном образовании — цели человеческой жизни. Это этика (или нравоучительная философия, как называл ее Гогоцкий) и история. Первая рассматривает отвлеченные, идеальные понятия, а вторая — реальные, положительные, т. е. развитие гражданского общежития и народной жизни во времени и пространстве. В своей статье о Н. М. Карамзине С. С. Гогоцкий замечает: «где и как народ, как собрание многочисленных нравственных атомов, сосредоточивается сознанием единства своей силы и для других народов... представляет в себе такую же живую силу? В лучших произведениях своей мысли, своего слова и в сознании достоинства своей истории»8. Эти слова замечательного философа и педагога хорошо бы помнить тем, кто в угоду политической конъюнктуре охотно разрисовывает страницы отечественной истории, не жалея для нее самых мрачных тонов.

Однако как бы ни были важны для воспитательного образования вышеназванные области человеческого знания, Гогоцкий был твердо уверен в том, что общим основанием, фундаментом для правильного понимания целей жизни человека служит именно религия.

Человеку как существу нравственному свойственно осознавать себя не слепым орудием воплощения чьих-то целей, а самодеятельным началом, ищущим объяснения своего предназначения. Поэтому ученый считал необходимым обязательное присутствие на этапе дошкольного и школьного образования (напомним, что именно периодом детства и отрочества он ограничивал временные рамки воспитательного образования) средств, «поддерживающих и питающих в нас это высшее расположение нашей мысли и нашей внутренней жизни. Высшие истины, составляющие предмет мышления, касаются истин сколь высших, столь и религиозных — идеи Бога и божественного мироправления. Естественно поэтому, что религиозное образование в период воспитательного образования существенно необходимо для самой естественной полноты вообще умственного образования, и без этого условия этому последнему неизбежно предстоит в будущем участь односторонности и безжизненности, которая может потом обнаруживаться безотрадными последствиями не только теоретическими, но и практическими, когда среди мятущихся невзгод жизни не будет того высшего устоя, который сообщает нам только религия»9.

У Гогоцкого были серьезные основания еще и еще раз возвращаться к теме религии и религиозного воспитания как фундаменту российского общества и российской государственности. Мощный технический рывок, сделанный Россией во второй половине XIX в., поставил в основу развития и существова-

8Гогоцкий С. С. Н. М. Карамзин как моралист и историк. Киев, 1866. С. 2.

9Гогоцкий С. С. Краткое обозрение педагогики. Киев, 1882. Вып. 1. С. 145.

ния общества прежде всего научные достижения. Для наглядности достаточно вспомнить строки из произведения Максимилиана Волошина «Путями Каина. Трагедия материальной культуры»:

Машина научила человека Пристойно мыслить, здраво рассуждать.

Она ему наглядно доказала,

Что духа нет, а есть лишь вещество,

Что человек — такая же машина,

Что звездный космос только механизм Для производства времени, что мысль Простой продукт пищеваренья мозга,

Что бытие определяет дух,

Что гений — вырожденье, что культура —

Увеличение числа потребностей,

Что идеал —

Благополучие и сытость,

Что есть единый мировой желудок И нет иных богов, кроме него.

Прогресс, таким образом, становится девизом, смыслом и ценностью российской интеллигенции. Один из тех, кто не переставал убеждать общество, что наука не сможет заменить религию, что для дальнейшего существования общества необходима гармония науки и религии, был Гогоцкий: «Мы, как кажется, слишком уже преувеличиваем значение материальной деятельности, а между тем не то боимся, не то стыдимся поглубже вникнуть в высшее значение религии в деле всестороннего совершенствования»10. Он был глубоко убежден, что легкомысленные взгляды на религию и ее истины, игнорирование ее роли в совершенствовании человека и общества вызовет весьма трагичные последствия: «Как скоро удалось бы ограничить весь горизонт нашей жизни только настоящим (здесь Гогоцкий применяет слово «настоящность» — Е. П.), то мы приготовили бы виды самого печального, самого хаотического расстройства; потому что в ее собственном круге нет окончательной опоры и гарантии предмету ее же собственных усилий — значению личности в человеке и гармоническому состоянию ее. Самые дикие порывы и столкновения эгоизма, ненасытность плотоугодия, отсутствие внутренней полноты и мира среди неизбежных тяжких случайностей жизни, бесконечная индивидуальная разрозненность — словом, всемирные вакханалии были бы неизбежны»11.

Согласимся, что ученый выступил своего рода провидцем и его мысли более чем актуальны для нас сегодняшних.

Высказанные более полутора веков тому назад С. С. Гогоцким взгляды на воспитание и образование, в том числе и религиозное, представляют несомненный интерес и ценность, так как в определенной мере отражают ту полемику, те

10Гогоцкий С. С. Два слова о прогрессе. Киев, 1863. С. 11.

“Там же. С. 15.

споры, которые сопровождали и сопровождают развитие отечественной педагогической науки.

Ключевые слова: С. С. Гогоцкий, философия, педагогика, медицинская наука, психология, Киевская философская школа, образование, духовное воспитание, история педагогики, прогресс, воспитание личности, наука и религия.

Silvester Gogotsky's Pedagogical Ideas and Activity — the 200™ Anniversary of Gogotsky's Birth

E. Prokofieva

The article presents pedagogical views and activities of S.S. Gogotsky, the representative of the Kiev philosophy school in the middle of XIX century. Gogotsky for a long time lectured philosophy(as well as Polish and German languages) at the Kiev Clerical Academy, and pedagogy at the Imperial University of St. Vladimir, where he headed the Pedagogics department. In the second half of the XIX century Gogotsky was known first of all as the author of «Philosophical lexicon» — the first multivolume philosophical dictionary in Russia, an outstanding phenomenon in the Russian philosophical literature. Soviet pedagogy forgot his name, but now an interest in his art revives. S.S. Gogotsky passed his pedagogical and philosophical views not only to his University students, but also to the future teachers from his classes at the Higher women's courses, where he was the first Director.

His pedagogical works were synthesized from several Sciences: philosophy, pedagogy and psychology. They were founded on a humanistic basis of the Christian worldview. Pedagogy for Gogotsky was not a synonym for «education»; he considered it as «a science of an educational upbringing». Gogotsky considered the task of pedagogy as a development of the human forces and capabilities, which will allow any person develops and self-educates successfully. One of the most important stages of the pedagogical process was a religious upbringing and education. The industrial revolution in Russia in the second half of the XIX century put scientific achievementsin a basis of development and existence of the society. Nevertheless, Gogotsky hoped that the Religious foundation could save a harmonious personality in man, and, ultimately, to save humanity from the chaos and self-destruction.

Keywords: S. S. Gogotsky, philosophy, pedagogic, medical's science, psychology, Kiev philosophy school, education, spiritual education, history of pedagogics, progress, upbringing of personality, science and religion.

Исследования: педагогика Список литературы

1. Belenchuk L. N.. Prokofyeva E. A. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah (The new in psychological and pedagogical researches), 2010. no. 4, pp. 176-189.

2. Gogotsky S. S. Filosofskij leksikon (Philosophical lexicon). Kiev, 1872.

3. Gogotsky S. S. Kratkoe obozrenie pedagogiki. (A brief review of pedagogy). Kiev, 1882.

4. Gogotsky S. S. Dva slova о progresse (A couple of words about the progress). Kiev, 1863.

5. Gogotsky S. S. Ni M. Karamzin как moralist i istorik (N. M. Karamzin as a moralist and historian). Kiev, 1866.

6. YurkevichP. D. Filosofskieproizyedenija. (Philosophical works). Moscow, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.