УДК 130.2
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С.С. ГОГОЦКОГО
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени КА. Тимирязева
М.А. ШАРОВА
В статье анализируются антропологические и философско-педагогические взгляды С.С. Гогоцкого. Показано понимание мыслителем специфики философского знания, направленного на преодоление противоречия между верой и разумом, а также принципа «внутреннего нравственного чувства личности», которые должны лечь в основу мировоззренческой целостности человека. Гогоцкий показал необходимость соответствия всех целей воспитания основным идеям знания философского.
e-mail:
Ключевые слова: С.С. Гогоцкий, антропология, философия образования, «внутреннее нравственное чувство личности».
Как мыслитель С.С. Гогоцкий был весьма разносторонен. Его привлекали не только собственно философская и богословская, но и педагогическая области исследования; что, впрочем, было обусловлено общей культурной ситуацией в стране: закрытием кафедр философии (1850-1859 гг.) и, как следствие, переходом части профессоров к иным занятиям.
В «Философском лексиконе» (1857-1879) Гогоцкий дал определение основным понятиям, составляющим языковую и академическую нормы, в том числе философии и педагогики. Под философией он понимал деятельность мысли и познания, получающую содержание от соприкосновения с противостоящим ей миром, как предметом или действительностью, определяемой сознающим началом; философия стремиться к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения их к этому началу. Основное назначение философского знания мыслитель видел в способности преодоления противоречий между верой и разумом и создания целостного религиозного мировоззрения. Он полагал, что философии как высшему проявлению сознательной жизни свойственно развитие, которым и объясняется разнообразие ее изменений. В работе «Введение в историю философии» (1870) Гогоцкий рассматривал развитие философской науки и ее границ в русле объективно-прогрессивной тенденции - дальнейшего обособления и специализации научного знания. Философия, считал мыслитель, начинает свои рассуждения с внешнего предела сознания, потом переходит к рассмотрению внутренней нравственной природы человека, достигнув полноты исследования, затем дробится в своих направлениях и занимается преимущественно вопросами нравоучительными. Мыслитель утверждал многогранность философского знания; поэтому, чтобы составить полное понятие об этой науке, необходимо объяснить себе предмет ее исследования, выяснить, на какие основные вопросы распадается ее общая задача и каково ее отношение к другим отраслям знания, к образованию и жизни. «Но философия далеко не исчерпала бы своей задачи, - писал Гогоцкий, - если бы остановилась только на анализе мышления и оснований познания действительности. Она оставила бы без внимания очень важный вопрос о самом качестве, о содержании как вещного мира и субъекта мыслящего и познающего, так и об их взаимном отношении и о том высшем начале, на основании которого и может получить прочный смысл их взаимное отношение. Эти вопросы - самые важные и как бы центральные; предыдущие служат только приготовлением к ним»1. Педагогика в этом плане виделась ему одним из направлений философского знания, состоящим из двух частей: общей (философской) и прикладной (или практической). В системе наук он отводил педагогике место между двумя видами философского знания - теоретическим и
1 Гогоцкий С.С. Философия. - В кн.: Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. IV., Киев, 1872 - С. 83.
практическим - на основании необходимости специфического осмысления, соединения в воспитательной деятельности закономерностей естественного развития ребенка и его целесообразного направления.
В работе «Об историческом развитии воспитания у примечательных народов мира» (1853) Гогоцкий акцентировал взаимосвязь культуры, философии и педагогики. Свое суждение философ пояснял тем, что «культуре свойственно проводить такое или иное отношение физической природы человека к его природе нравственной», а философия стремится «выяснить самые начала нормального отношения физической природы к нравственной как в человеке, так и в мире вообще»2, фундаментальным же принципом науки о воспитании должен быть целостный взгляд на мир и человека, что также является базовым элементом культуры, а их осмысление и выражение - задача философии. В части нравственной философии им проведена дифференциация понятий «истина» и «ложь», поэтому «практический смысл человеческой жизни» виделся ему имеющим педагогическую направленность: соединять благие, добрые силы души с «началом» свободы, утвердить волю в добре, в моральном законе. Философ заключал, что основные цели воспитания должны соответствовать идеям философского знания. Поэтому назначение (цель) философии виделась ему состоящей в том, чтобы: во-первых, показать мир как целое; во-вторых, освободить человека от зла и суеты мира посредством развития его нравственной сущности - духа, что является началом истины и совершенного блага; в-третьих, гармонизировать нравственную и физическую природы человека.
В работе «Краткое обозрение педагогики» (1879) им проведено сравнение двух видов умственной деятельности человека, что объясняет и наличие двух направлений в философии: первого - аналитического, индуктивного, опытного и второго - синтетического, дедуктивного, рационалистического. С позиции мыслителя, различие между этими направлениями корениться в различных характерах впечатлительности человека. Одни люди имеют природную склонность предполагать, что, изучая абстрактные элементы мышления и их отношения, можно найти разгадку таинств природы. Для других -важно узнавать не то, что человек может создавать сам из элементов мышления, а то, что создала Природа (= Творец). Поэтому для того, чтобы стать выше своей природной склонности, надо быть философски образованным, а «развитие ума человека требует знания философии». По Гогоцкому, философия есть любовь к мудрости, а источник философского познания - целостная жизнь духа, духовный опыт.
Центральная тема его антропологии - происхождение человеческого духа, рассматриваемая с позиции гегелевской философии. Мыслитель полагал, что формирование духа человека происходит в ходе его взаимодействия с окружающим миром и проходит стадии: 1) непосредственное чувственное единство человека с внешним миром дает наличие души; 2) осознание человеком его противоположности к внешнему миру дает наличие сознания; 3) осуществляемое человеком в ходе его сознательной деятельности содержательное единство с окружающим миром проявляется собственно как дух, выступающий в формах теоретической (как интеллект) и практической (как воля) деятельностей. Воспитательная функция при этом велика, так как дух одновременно может находиться более чем в одном состоянии и полагаться на различные источники восприятия, а именно: иметь психические состояния; сознавать их; относить их к своему «я», то есть заниматься «самосознанием» и, в то же время, учитывать внешнюю критику, адекватно воспринимать и анализировать ее в своем опыте.
Он указывал, что сознание человека включает в себя взаимосвязь нескольких элементов: 1) сознания как такового (возникает у человека в процессе познания им окружающего мира); 2) самосознания (формируется через вхождение внутреннего «я» человека в противоположность к самому себе); 3) разума, представляющего собой единство сознания как такового и самосознания (формируется через вхождение сознающего «я» человека в отношении противоположности к своему собственному содержанию, наполняющему его знанием). Задача разума - приводить знания человека в порядок. Мыслитель исходил из того, что процесс познания содержит в себе три ступени, в соответствии с
2 Гогоцкий С.С. Об историческом развитии воспитания у примечательных народов мира. Киев, 1853 - С. 42.
которыми формируется сознание человека. На первой ступени - человек ощущает предметы окружающего мира (чувственное сознание); на второй - всесторонне исследует (изучает) воспринимаемые предметы и выявляет их различия, связь, единство (воспринимающее сознание); на третьей ступени - устанавливает законы, формулирует научное положение, строит доказательства (рассуждающее сознание).
Гогоцкий исследовал знание в его внутренних источниках. Он утверждал, что любой ответ, данный в соответствии с экспериментальными принципами, всегда порождает новый вопрос, требующий, в свою очередь, нового ответа. Природа человека такова, что созерцания могут быть чувственными, то есть содержат в себе способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Философ полагал, что ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой: без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои понятия делать чувственными, а свои созерцания постигать рассудком. Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
Мыслитель подчеркивал важность понятийно-рациональной стороны философского познания, считал, что философия является основой других наук и приучает мыслить философски. В отличие от О. Конта, согласно которому каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три теоретических состояния: теологическое, метафизическое (отвлеченное) и научное (позитивное) - Гогоцкий не отвергал метафизику только лишь как знание второго этапа, поскольку считал, что трансцендентное миропонимание составляет такую же естественную потребность человеческого духа, как и понимание имманентное. Трансцендентное миропонимание находит основание в двух типах человеческого познающего мышления: в специальных науках и в метафизике. Учение о трансцендентных проявлениях человеческого сознания тесно связано с определением типа мышления. Гогоцкий считал, что мышление человека не исчерпывает собой все знание, не является абсолютным. Он полагал, что мышление человека нуждается в осуществлении внешнего Божественного авторитета, по своей сути оно субъективно, так как не может взять на себя ответственности за судьбы мира.
Науку мыслитель понимал как предмет (продукт) человеческой деятельности и рассматривал ее в двух планах: теоретическом (науки о природе, педагогика, психология, социология и т.д.) и практическом (науки о приемах человеческой деятельности: теория познания, логика и т.д.). Науку о воспитании он характеризовал как искусство, способное находить наилучшие методы жизни и знания.
Гогоцкий обратил внимание на важную проблему соотношения общего и особенного в воспитании. Особенности воспитания обусловлены требованиями народной жизни, занятиями, к которым готовит себя человек, его индивидуальностью. К последней, как он полагал, нужно относиться критически, поскольку кроме нейтральных в нравственном плане сторон индивидуальности, существуют и отрицательные. В целом же, в качестве принципа индивидуализации воспитания должно быть выдвинуто не безусловное следование особенностям индивидуальности, а приспособление к ним. Этому же должно способствовать «единство начал и цели» институтов воспитания - семьи и общества. Но приоритет всеобщего в повсеместной образовательной практике не означает нивелирования личности. В системе его философско-педагогических взглядов категория индивидуальности приобретает двойственное значение. В том случае, когда речь шла о прирожденных качествах ребенка слово «индивидуальность» использовалось им как синоним «особенного». В то же время, Гогоцкий отождествлял индивидуальность и с единичным, опираясь на учение Гегеля, сформулировавшего «закон индивидуальности» в концепции понятия, проходящего стадии - всеобщую, особенную и единичную. По Гогоцкому, индивидуальность возникает на высшей ступени бытия и выявления понятий: она является диалектическим внутренним соединением всеобщего и особенного в единичном. Самая совершенная форма индивидуальности воплощается в человеке как уникальном разумном существе.
Его взгляды на природу человека выдержаны в религиозно-этической традиции, что позволяет объяснить стремление человека к осуществлению нравственной свободы -качества, которое дает человеку возможность упорядочить его внутреннюю организацию,
подчинить человека высшим стремлениям духа, и тем самым достичь своего истинного предназначения - Богоподобия. Из статей «Философского лексикона» видно, что под «душевным началом» личности мыслитель понимал волю или такое действие человека, источник которого находится в нем самом. Воля - такое свободное и сознательное начало души, которое хоть и зависит от определенных мотивов, но имеет склонность к самопознанию и самооценке, то есть может осмысливать и обобщать свои побуждения к действию, выбирать между ними, руководствуясь не чувствами, а осознанием их достоинства и соответствия закону. Начало свободы требует, «чтобы человек возвышался над своими животными инстинктами», развивая в себе «высшие инстинкты, связывающие всех людей»3. Понятие «свободы воли» в антропологии Гогоцкого сближается с понятием «внутренней воли»; осознаваемым как побуждение человека к исполнению долга вопреки его склонностям. Для философа важно определить принцип создания пространства свободы индивидуального развития в процессе воспитательного взаимодействия, потому что воспитание - это и требования и ограничения. Точно так же и человек может приобрести нравственную свободу не естественным путем, а только собственными усилиями, чаще всего принуждая себя. Импульс воспитания - направлять человека на «самобытное понимание» и творческое осуществление нравственно-разумной жизни.
В работе «Краткое обозрение педагогики» (1879) он утверждал, что воспитание влияет, в первую очередь, на внутренние чувства, которые входят в состав душевной жизни человека и требуют необходимости общего приспособления всех средств воспитательного образования к психологическим законам развития душевных сил человека. Под «внутренними чувствами» он понимал «приятное, или неприятное для нас видоизменение в нашем же внутреннем самочувствии или настроении»4. Оценка, совершаемая во внутреннем чувстве, есть впечатление, которое входит в состав душевной жизни человека. В философии Гогоцкого внутреннее чувство - это один из видов человеческой деятельности, занимающий промежуточное положение между деятельностями: познавательной и желательной. Во внутреннем чувстве происходят два вида оценок: первая -перцепций (впечатлений), что составляет теоретический характер внутреннего чувства; и вторая - качества состояний (приятное / неприятное), что составляет ее практическую направленность. По положению внутреннего чувства можно судить и об отношении к живой личности человека: в нем - душа (одушевляющее начало всей деятельности человека) и в нем - причина (сила прочувствованной мысли), что особенно важно в периоды образования и самообразования. Кроме того, внутреннее чувство содержит оценку тому, что наш душевный субсид воспринимает и производит. Гогоцкий указывал, что внутреннее чувство - это источник внутреннего мира и гармонии; внутреннего расстройства; стройного или беспорядочного отношения к другим; источник нашего земного рая и ада. Он выделял следующие виды внутреннего чувства человека: телесные, душевные и духовные. Низшие - телесные чувства - исходят от впечатлений и удерживают человека в сфере простых настроений под влиянием органов чувств и зависят от органических причин. Промежуточные - душевные чувства - происходят от представлений, могут удерживаться и сохраняться в сознании человека. Высшие - духовные чувства - состоят в оценке предшествующих чувств и служат тем, что определяют правильность и смысл жизни. Все чувства взаимосвязаны, но не даны человеку в готовом виде, а требуют постоянного развития. Характерны отмеченные им два вида средств образовательного влияния на внутренние чувства: закон зависимости чувств от представлений и закон воплощения чувствования, и переход их от одних к другим. Мыслитель пояснял, что формирование внутренних чувств происходит, прежде всего, в душевной жизни человека, однако «всякое образование, если оно правильное, непременно хранит и питает внутренние чувства»5. По Гогоцкому, «педагогическая мудрость опирается на законы философии и состоит в умении способствовать сохранению чистоты высших чувств, простоте сердца»6. Жизнь
3 Гогоцкий С.С. Свобода воли. - В кн.: Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. IV. Вып. 1., Киев, 1872 - С. 308.
4 Гогоцкий С.С. Краткое обозрение педагогики. Киев, 1882 - С. 1.
5 Там же. - С. 15.
6 Там же. - С. 16.
внутреннего чувства находится между внутренним (его глубиной) и внешним (его выразительностью) миром человека. Основным недостатком внутреннего чувства является то, что оно составляет только одно из звеньев в составе всей душевной жизни человека.
Гогоцкий различал умственный и нравственный виды образования. Последнему он придавал особое значение, как способу экзистенциального познания. Развитие религиозного чувства в воспитуемых необходимо начинать с раннего детства. В этом вопросе он провел критический разбор мнения Ж.Ж. Руссо, отодвигавшего сообщение понятий о Боге детям почти к концу их обучения. С правильным формированием религиозного чувства Гогоцкий связывал уровень развития культуры. Он считал, что основным, движущим началом культуры и религии является переработка чувственных перцепций (впечатлений), а не накопление знаний. Культурный аспект развития личности начинается тогда, когда человек сознает в себе, в своей душевной жизни постоянное внутреннее стремление к приобщению ко всеобщему и человеческому. Здесь заключается и общая основа возможности и переработки чувственных впечатлений в знания. «А этот внутренний позыв к чему-то только мыслимому и есть...нравственный; потому что в нем человек созерцает нечто совершеннейшее. Основу, из которой выросла культура и религия, составляет присущее человеку нравственное начало»7.
Нравственное воспитание возможно только на основах гармонизации нравственной и душевной жизни человека. Под нравственной жизнью он понимал соответствие всех поступков человека нравственному закону и долгу; а также требованиям правды и любви к ближним; собственным стремлениям к благу и счастью. Познавательная деятельность душевной жизни человека переносит впечатления в: представления, понятия и идеи; познает законы доступного ей мира. Гогоцкий полагал, что формирование нравственных качеств личности имеет свою стадиальность: от низших к высшим формам. В основе нравственных действий лежат побуждения, с которых и начинается развитие нравственной жизни. Среди средств нравственного воспитания он отмечал: 1) развитие высших желательных проявлений; 2) общий способ развития душевных сил человека; 3) их сознательное действие (теоретическое или практическое). К условиям «2успешного воспитательного образования» мыслитель относил сообщение воспитуемым целесообразных навыков. Он также говорил о роли среды, влияющей на воспитание. Относительно целей нравственного воспитания Гогоцкий выделял: низшие и высшие. Низшие состояли из дисциплинарных правил и таких средств, которые направлены на их восстановление. Высшие предполагали развитие самостоятельного настроения, самостоятельной воли. И те и другие являлись моральными элементами нравственного воспитания.
В статье «Дух обучения» («Философский лексикон») Гогоцкий развил мысль, что цель обучения, смысл образования - целостное мировоззрение, «которое возможно лишь благодаря философски правильному пониманию значения каждого предмета в общей системе образования и правильному настрою разума, воли и сердца»8. Ее достижение становится возможным благодаря духу обучения, заключающемуся в рассмотрении учебного предмета относительно к идее жизни вообще в соответствии с принятой системой миросозерцания. Суть этой идеи состоит в признании Бога высшей причиной - началом и целью всего мира.
Гогоцкий, анализируя основания необходимости нравственных правил, пытался раскрыть смысл философских основ воспитания. Он показал, что “если философия и педагогическая наука существуют, то это говорит о том, что в человеческой природе, кроме непосредственно данных ей внутренних и внешних сил и независимо от нашей воли их развития, есть еще возможность сознательного, свободного и целесообразного направления их не только в период зрелого состояния их, но и до наступления этого периода зре-лости”9. Как мыслитель Гогоцкий показал, что фундаментальным принципом и философии и науки о воспитании является целостный взгляд на человека. Его заслуга состоит в
7 Гогоцкий С.С. Краткое обозрение педагогики. Киев, 1882. - С. 22.
8 Гогоцкий С.С. Дух обучения - В кн.: Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. II. Киев, 1862 -С. 631 - 633.
9 Гогоцкий С.С. Педагогика - В кн.: Гогоцкий С.С. Философский лексикон Т. IV. Вып. 1., Киев, 1872 - С. 44 - 45.
обращении к религиозно-антропологическим принципам и попытке их научного обоснования, что нашло отражение во взглядах мыслителя на проблемы человека и на педагогический процесс.
Философско-педагогические идеи Гогоцкого получили свое дальнейшее развитие в русской философии. Особенно это относится к мысли о нравственной оценке любого знания, что делает необходимым присутствие морального элемента в воспитании. Даль- нейшее развитие этот тезис получил в работах его преемника П.Д. Юркевича, акцентиро- вавшего на «подчинении» познавательной сферы человека религиозно-нравственному началу («метафизика сердца»). Мыслители показали, что познание будет правильным лишь в том случае, «если все стороны души собрать воедино», что явилось важным пока- зателем развития идей философской и педагогической антропологий середины XIX века. Юркевич также развил идею Гогоцкого о дифференциации духа и души человека, пока- зав, что категория «души» составляет, прежде всего, совокупность переживаний человека (желания, страхи и т.д.); а «дух» - это те сокровенные тайники души, в которые «сам че- ловек даже редко заглядывает», и куда «заглядывать рекомендуют святые отцы», поэто- му основой для воспитания должен стать именно «этот внутренний человек». Так, мыс- лители определили, что первостепенным в педагогике должно быть формирование нрав- ственной стороны души, а все остальные стороны непременно разовьются в нужном на- правлении при должном развитии стороны нравственной.
В заключение следует отметить, что, к сожалению, о творчестве С.С. Гогоцкого на сегодняшний момент известно весьма мало: его труды не переиздавались, отдельных монографических и специальных исследований не проводилось. Однако уже сейчас очевид- но, что С.С. Гогоцкий, равно как И.М. Скворцов («О составе человека» 1817) и П.Д. Юрке- вич, является ярким представителем Киевской духовно-академической школы, в рамках которой существовала устойчивая традиция философского осмысления культурных и антропологических вопросов.
Список литературы
1. Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. II. Киев, 1862.
2. Гогоцкий С.С. Философский лексикон. Т. IV., Киев, 1872
3. Гогоцкий С.С. Об историческом развитии воспитания у примечательных народов мира. Киев, 1853.
4. Гогоцкий С.С. Краткое обозрение педагогики. Киев, 1882.
5. Гогоцкий С.С. Философия XVII И XVIII веков в сравнении с философией XIX века и отношение той и другой к образованию. Киев, 1878-1884.
6. Гогоцкий С.С. О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена. Киев, 1879.
7. Гогоцкий С.С. Введение в историю философии. СПб., 1871.
8. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики с приложениями. М.,1869.
ANTHROPOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL PEDAGOGICAL VIEWS OF S. GOGOTSKY
M.A. SHAROVA
Russian State Agrarian University —
MSHA K. A. Timirjazeva/ s name e-mail:
SHAROV. KALUGA @ mail. ru
Anthropological and philosophical pedagogical views of S. Gogotsky are analized in the article. The articles shows the ideas of the scientists who examine the specific character of philosophic knowledge directed to overcoming the contradiction between belief and mind and also the principle of «inner moral sense of personality», which isin the basis of the world outlook integrity of person. S. Gogotsky has emphasized the necessity of purposal correspon- dence of the main ideas of philosophic knowledge.
Key words: S.S. Gogotsky, anthropology, philosophy, educa- tion, «inner moral sense of personality».